Развитие артикуляционной моторики

Краткий план постановки звука С

  • обследование и диагностика
  • подготовка артикуляционного аппарата
  • работа над воздушной струей
  • массаж органов речи
  • получение звука с помощью различных приспособлений или без них
  • разграничение со сходными про произношению, начиная с шипящих, Т, Х, Ф и др, затем З и Ц, и, наконец, СЬ

Что это

Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков. Это фонетическое нарушение.

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

Буква С на кубике

Анализ произношения шипящих звуков

Характеристика звука Ш

  • согласный
  • ротовой
  • щелевой
  • переднеязычный
  • глухой
  • твёрдый

Характеристика звука Ж

  • согласный
  • ротовой
  • щелевой
  • переднеязычный
  • звонкий
  • твёрдый

Характеристика звука Щ

  • согласный
  • ротовой
  • щелевой
  • переднеязычный
  • глухой
  • мягкий

Характеристика звука Ч

  • согласный
  • ротовой
  • смычно – щелевой
  • переднеязычный
  • глухой
  • мягкий

Слайд 4: Правильная артикуляция свистящих звуков (С, С ’, З, З ’, Ц)

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам. Между резцами небольшая щель. Кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов. Передняя часть спинки языка опущена, средняя поднята, задняя опущена. Язык в положении «горка» или «мостик». Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю. Мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).

Правильная артикуляция свистящих звуков (С, С ’, З, З ’, Ц).

Изображение слайда

Правильная артикуляция свистящих звуков (С, С ’, З, З ’, Ц)

Изображение для работы со слайдом

5

Постановка звуков

МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ

Исправление этого недостатка проходит последовательно, в несколько этапов:

  1. Вырабатывается умение делать язык широким;
  2. Отрабатывается умение поднимать кончик языка за верхние зубы так, чтобы оставалась узкая щель между нёбом и языком;
  3. Нужно показать, как проходит выдыхаемая струя воздуха и при этом появляется тихий шипящий звук.
  4. Отрабатывается звук «т», требующий подъёма кончика языка за верхние зубы.

Особенностью исправления этого недостатка является необходимость научить ребёнка хорошо различать по артикуляции новое, правильное произношение от прежнего.

БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ

При этом виде неправильного произношения звуков работа начинается с воспитания правильного движения языка.

  1. Вырабатывается умение широко распластать язык, чтобы он спокойно лежал внизу, покрывая всю нижнюю губу, так же, не суживаясь, поднимался и покрывал всю верхнюю губу.
  2. Когда язык станет ненапряжённым, ровным и широким, направленная воздушная струя пойдёт кратчайшим путём вперёд по желобку, расположенному посередине языка.
  3. При выработки правильно направленной воздушной струи используются звуки «т» и «с».
  4. Удачным способом постановки правильно произношения, указанным логопедом А.И.Ипполитовой, является использование имеющихся у ребёнка правильных звуков. Например, можно использовать положение языка при произношении звуков «ф» и «в» для того, чтобы избежать напряжения языка и направления воздушной струи вбок. Ребёнку предлагаем длительно произнести звук ф. Его внимание обращаем на то, что воздух долго и ровно выходит в щель между губой и зубами. Затем показываем, как можно произносить ф, положив язык на нижнюю губу. Направление воздушной струи находится в центре внимания ребёнка. Мы говорим ему: «Посмотри, как ровно идёт ветерок по языку» (Проверяем, поднося ватный фитилёк к нижней губе.) Следующий этап – проверка правильной позиции широкого языка за нижними и верхними зубами (резцами). Обращаем внимание ребёнка на ветерок, который всё время выходит изо рта и наклоняет фитилёк, подносимый нами к нижней губе ребёнка. «Язык – это дорожка, по которой идёт ветерок, она может быть длинной, когда доходит до нижней губы. Может опускаться вниз, за нижние зубы, или подниматься вверх, за верхние зубы, а ветерок всё идёт и идёт вперёд, — говорим мы ребёнку. Он охотно следит за путешествием ветерка.

Такие игровые упражнения, повторенные несколько раз, приучают ребёнка расслаблять мышцы языка в то время, когда воздушная струя направлена вперёд. Постоянно останавливаем внимание ребёнка на звуке, которым сопровождается путешествие ветерка вниз по дорожке (Слышится тихий свистящий звук): «Слышишь, как посвистывает ветерок?» При подъёме языка «на горку» предлагаем ребёнку прислушаться к другому звуку. Послушай! Теперь ветерок немного шумит!»

Так путём сравнения звуков с шумом ветерка мы направляем внимание ребёнка на выдох, а не на артикуляцию, которая настолько ему трудна, что каждое движение он делает с невольным напряжением языка, это может вызвать прошлое, неправильное произношение звука.

Причины межзубного сигматизма

Причин возникновения межзубного сегматизма достаточно много, но специалисты выделяют основные, к ним относятся, неправильное взаимодействие самого начала разговорной речи родителей с малышом. Родители должны усвоить, развитие и становление правильной речи тесно взаимосвязано с мелкой моторикой малыша, а это значит, чем больше вы будете заниматься с ребенком, тем меньше вероятность развития сегматизма.

sigmatizm

Иногда сегматизм проявляется у детей с нарушением слуха в этом случае стоит, как можно раньше обратиться к логопеду, который поможет вам и вашему малышу. При любых нарушениях произношения стоит посетить логопеда, он сможет вовремя скорректировать речь малыша и предотвратить развитие сегматизма.

Механическая помощь

Если язык не удерживается за зубами, а выпрыгивает, то нужна механическая поддержка. Удерживать язык ребенка в позе горки можно с помощью:

  • пальца (предварительно помытого)
  • зонда массажного либо специального постановочного
  • зубочистки (отломив острый край)
  • спички (не серной головкой)
  • ватной палочки

параллельно отрабатывая гимнастику:

  • трубочку языком
  • блинчик
  • чистим нижние зубы
  • расчесываем язык
  • катаем катушку
  • заборчик — трубочка губами

дыхательные упражнения:

  • сдуть ватку с языка между губ
  • между зубов
  • с горки
  • спичку с горки

голосовые

  • тянуть звуки И, А, Э в положении горки

массаж языка и губ

Затем все эти отработанные по отдельности навыки соединяются, держать ребенку язык и сдувать ватку. Он держит горку, тянет “иииии”, затем добавляет “ссссс” — иногда свистящие лучше ставятся в обратных слогах — АС, ИС, ЭС, ЫС, можно и УС и ОС, но при этом надо четко делать губами “трубочку-заборчик”. Если сначала “сссс”, а потом “ииии”, то будет СЬ, что тоже не страшно, от него потом не сложно поставить и твердый звук, прижимая зондом спинку языка.

Межзубный сигматизм коррекция свистящих

Упражнения для правильного произношения свистящих звуков. Специалистами разработан целый комплекс упражнений для становления речи. Каждое из упражнений с легкостью выполняется в домашних условиях, единственно правило упражнения необходимо проделывать ежедневно.

  • Первое упражнение получило интересное название мяч в ворота. Цель этого упражнения выработать воздушную струю воздуха во время произношения. Вытягиваем губы вперед и дуем тоненькой струйкой воздуха на маленький ватный шарик, который необходимо положить на столе, ворота необходимо сделать два сантиметра, цель струйкой воздуха загнать мячик в ворота. Во время этого упражнения нельзя надувать щеки.
  • Упражнение непослушный язык. Цель упражнения выработать правильное расположение языка. Для этого вытянуть язык и уложить его ровно на нижнюю губу. Во время упражнения необходимо пошлепывать его верхний губой и произносить звуки (пя, пи). Также удерживать язык в невесомом положении в течение десяти секунд.

Это самые простые упражнения, которые помогут избавиться от межзубного сегматизма, конечно на это может потребоваться время.

Ошибки постановки

Дефект произношения звука с

Ошибки постановки могут привести к искаженному, неправильному произношению, например, звука не было вообще, а в результате некачественной или непрофессиональной логопедической работы появилось межзубное произношение. Поэтому, если люди с нарушенным произношением хотят правильно и эффективно изменить свою речь, важно за консультацией обратиться к профессионалу.

Этап дифференциации “С”

На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.

Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”

Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?

Дифференциация звуков Ш-С

Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:

Дифференциация Ш-С в слогах и словах

Стишок про медведя тебе понравился?

Дифференциация Ш-С в стихах

Выполни задание на картинке:

Дифференциация Ш-С в предложениях

Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится. 🙂

Дифференциация Ш-С в чистоговорках

Речевой материал по дифференциации “С” и “З”

У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.

Дифференциация звуков С-З

А теперь проговори слоги и слова:

Дифференциация С-З в слогах и словах

Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:

Дифференциация С-З в стихах

Повтори чистоговорки без запинок.

Дифференциация С-З в чистоговорках

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”

Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:

Дифференциация Ц-С. Характеристика звуков 1

Дифференциация Ц-С. Характеристика звуков 2

Повтори слоги и слова:

Дифференциация Ц-С в слогах и словах

В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:

Дифференциация Ц-С в словосочетаниях

Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:

Дифференциация Ц-С в стихах

Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:

Дифференциация Ц-С игра

Попробуй справиться с этим заданием:

Дифференциация Ц-С со словами

Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”

Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:

Дифференциация звуков С-Сь изолированно, в слогах и словах

В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:

Дифференциация С-Сь в слогах

Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”

Дифференциация С-Сь в словах

и мягкий “Сь”:

Дифференциация С-Сь в словах 1

А это стишки, их можно заучить:

Дифференциация С-Сь в стишках

Слайд 22

Исправление шипящего сигматизма осуществляется с помощью приема, указанного в пункте «б» при описании исправления призубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.

Сигматизм и парасигматизм

Изображение слайда

23

Исправление межзубного сигматизма

При межзубном сигматизме логопату предлагается произносить длительное ©, если звук произносится не правильно, логопед может прибегнуть к механическому воздействию, для этого используется специальный зонд, которым логопед нажимает на кончик языка пациента, придерживая язык, предлагается произносить все ту же букву ©. На втором этапе пациент должен будет произносить сочетание букв (со, су, си, сы, и так далее). Большое внимание уделяется произношению буквы (ц). По мере прохождения исправления межзубного сегматизма принимается решение о последующих шагах.

Слайд 23

При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка; это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звуке. Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука »С»   закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слуховом представлении и становится привычным.

Сигматизм и парасигматизм

Изображение слайда

24

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...