Развитие связной речи учащихся начальных классов, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Определение и диагноз по МКБ 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

Общее понятие ОНР

общее недоразвитие речи 2 уровня у ребенка с дизартрией лечение

ОНР – нарушение речи, которое относится к педагогическо-психологической классификации. Такие дети имеют полностью нормальный слух и интеллектуальные способности, однако происходит явное нарушение в речевой системе. К детям с ОНР относят и полностью молчаливого ребенка, и малышей, которым свойственно лепетное произношение слов, а также детей, которые имеют понятную фразовую речь, но фонетическое направление слова слабо развито.

Проявление различных речевых дефектов имеет весьма стандартные проявления. У таких детей первые слова формируются примерно к трем-четырем годам, в редких случаях к пяти. Для речи свойственно аграмматичное звучание и неправильное фонетическое оформление. Таких детей очень сложно понять, хотя зачастую, они прекрасно понимают заданные им вопросы.

В связи с тем, что у такого ребенка происходит развитие комплексов, с психологической точки зрения, устранять такого рода дефекты необходимо при первых проявлениях.

Данные речевые дефекты отрицательно сказываются на сенсорных, интеллектуальных и волевых сторонах характера ребенка. Такие дети не могут полностью концентрировать свое внимание на конкретном предмете, а также подвергается воздействию их нормальная способность к запоминанию. Они не могут запомнить полученные инструкции, а также последовательные задания.

Коррекционная работа с детьми с ОНР нацелена на развитие анализа, сравнения и обобщения. Соматическая ослабленность подкрепляется дефектами в двигательной активности, что проявляется нарушением координации, пониженной скорости движения и недостаточной ловкости.

Названия

 Название: ОНР 2 уровня.

ОНР 2 уровня ОНР 2 уровня

Классификация речевых нарушений (таблица)

Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификация делает глубокий анализ осложнений в речевой сфере, показывая проблему с разных сторон. Тем самым она рисует полную картину этого недуга, что позволяет выбрать наилучший путь помощи.

Клинико-педагогическая

Психолого-педагогическая

Сбой фона речи (оформления внешне)

Нарушены средства общения

  • Афония, дисфония − неимение, или недостаток голоса из-за аномальных изменений в голосовом аппарате.
  • Брадилалия − ненормально медленная скорость речи.
  • Тахилалия − ненормально ускоренная скорость речи.
  • Заикание − сбой правильной скорости и размеренности речи из-за судорог мышц в голосовом аппарате.
  • Дислалия − искажение, замена или перестановка отдельных звуков (слух и артикуляционный аппарат в норме).
  • Ринолалия − искажено как звучание самого голоса, так и оттенок звуков по причине дефективности речевого аппарата.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) − это неправильное произношение и восприятие звуков у детей с интеллектом в норме и аналогичным слухом.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) − это сложнейшие расстройства в системе речи, когда нарушаются все ее компоненты.

Дефекты построения языковых средств и их значение

Сложности коммуникации

  • Алалия − неимение навыков говорения (в результате органического поражения речевых зон коры головного мозга).
  • Афазия − невозможность общения из-за потери речи полной или частичной, чему способствовали локальные органические поражения коры полушария головного мозга.
  • Дисграфия, аграфия − невозможность овладения письмом надлежащим образом.
  • Дислексия, алексия – невозможность овладения навыками чтения в полной мере.
  • Заикание − усложненное функционирование речевой  коммуникации, невзирая на правильно сформированные средства общения.
  • Мелодико-интонационные расстройства (дисфония, афония, ринофония).
  • Анормальное чтение или письмо рассматриваются как неотъемлемые части ФФНР и ОНР.

Р. Е. Левина со своими коллегами выработала единый педагогический подход, позволивший увидеть процесс неправильного развития ребенка, учитывая определенные показатели. Педагог систематизировала системные речевые нарушения и обосновала новый метод организации системы корректировочной работы по их преодолению у дошкольников.

Дети с ОНР 3 степени мало общительны, менее контакты, чем их сверстники. Если они вступают в разговор, хорошо заметны нарушения:

  • звукопроизношения;
  • неправильная расстановка слогов в слове (как правило, усечение их количества);
  • недоразвитие фразовой речи.

Коммуникация усложняется тем, что окружающие не понимают речь этих детей. Такие малыши могут общаться свободно только с самыми близкими людьми, способными объяснить сказанное ими.

К сожалению, количество детей с ОНР  растет. Причиной становятся неврологические нарушения, полученные в результате беременности, родов или травм, а также психологические изменения, стрессы.

Коррекционная работа специалиста будет направлена на то, чтобы сделать речь более понятной окружающим.

ребенок и логопед

Классификация и характерные симптомы в зависимости от уровня речевого развития

Специалисты различают 4 степени ОНР у детей дошкольного возраста:

  • 1 уровень – дети не разговаривают вообще. Таких детей врачи называют «безречевыми». Общение у малышей происходит с помощью лепета и жестикуляции.
  • 2 уровень – общая речь находится в начальной стадии развития, в словарном запасе малыша очень мало слов. При произношении ребенок допускает много ошибок, нарушена слоговая структура. Речевые возможности ребенка ограничиваются произношением простого предложения, в котором не больше двух-трех слов.
  • 3 уровень характеризуется появлением развернутой фразовой речи, но звуковая и смысловая стороны развиты недостаточно.
  • 4 уровень является самой легкой стадией. Ребенок хорошо говорит, но в его речи возможно наличие остаточных пробелов в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон (подробнее в статье: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое и как оно лечится?).

Развитие связной речи у детей с ОНР также делят на группы по клиническому составу:

  • неосложненные формы (нерезко выраженное недоразвитие) встречаются у малышей, у которых есть минимальная мозговая дисфункция (недостаточная регуляция мышечного тонуса, моторные дифференцировки, незрелость эмоционально-волевой сферы и прочее);
  • осложненные формы встречаются у ребенка, который имеет неврологический или психопатический синдром (церебрастенический, гипердинамический, гипертензионно-гидроцефалический, судорожный и другие виды синдромов, дизартрия);
  • общее (грубое) речевое недоразвитие наблюдается у детей с органическими поражениями отделов мозга, которые отвечают за речевую функцию (моторная алалия и прочее).

Характеристика особенностей развития патологии

Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно поздно, не раньше, чем в 3-4 года. Речь малопонятна, неправильно оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики. Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него могут наблюдаться нарушения памяти, умственной деятельности, а также отсутствуют познавательный интерес и внимание.

Для детей с ОНР 1 уровня характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет» вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации. Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или их сочетаний, лепета и ограниченного количества обиходных слов, которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять смысл многих слов и грамматических оборотов. Многие звуки не доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения звуков носит очень непостоянный характер.

При нарушениях речи 2 уровня, кроме лепета и жестов, дети способны воспроизводить достаточно простые предложения, состоящие максимум из трех коротких слов. Высказывания носят ситуативный характер, однотипные и достаточно бедные по своему содержанию. Словарный запас такого ребенка сильно отстает от лексического запаса его сверстников и возрастной нормы, дети не знают и не понимают значения многих слов. Более того, грамматический строй речи также значительно нарушен. Ребенок не понимает разницы между единственным и множественным числом, не умеет изменять слова по числам и падежам, неправильно употребляет предлоги и т.д. Такие дети абсолютно не готовы к звуковому анализу.

У детей с диагностированным 3 уровнем общего недоразвития речи присутствует фразовая речь. Это означает, что они достаточно сносно могут построить небольшое связное предложение, состоящее из 2-3 недлинных слов, но затрудняются составлять более длинные и сложные предложения. Такие дети хорошо пользуются глаголами и существительными, но трудно усваивают наречия и прилагательные, нередко путают названия предметов или заменяют одни глаголы другими. Нередко они путают окончания и неправильно или неуместно употребляют предлоги. Еще одна характерная особенность — сложность построения причинно-следственных связей, а также связей временных и пространственных. Фонетический склад речи у детей с данной формой нарушений тоже нарушен, но в несколько меньшей степени, чем при нарушениях 1 и 2 уровней.

У детей с 4 уровнем ОНР словарный запас достаточно богат и разнообразен, они способны воспроизводить не только большие и сложные по структуре предложения, но и пересказывать небольшие рассказы. Правда при этом они часто теряют суть и основную мысль изложения и «зацикливаются» на незначительных деталях. В некоторых клинических случаях дети с данным уровнем ОНР путают отдельные звуки или испытывают определенные затруднения при словообразовании, а также имеют достаточно невысокий уровень фонетического восприятия.

Хотя все уровни общего недоразвития речи имеют свои особенности, каждое из этих состояний требует своевременной диагностики и, в той или иной степени, поддается коррекции.

Симптоматика

На основании клинических наблюдений были отмечены следующие особенности детей с ОНР:

  • Запаздывают первые слова
  • Дискоординация движений
  • Плоха и кратковременная, и долговременная память
  • Неловкость, неуклюжесть
  • Нарушено формирование логических связей
  • Слабая концентрация внимания
  • Несформированная мелкая моторика

Симптомы онр

Диагностика

Диагностика ОНР состоит из таких этапов:

  1. Составление сказки по картинкам.
  2. Разговор с логопедом, где анализируется общая грамотность.
  3. Тесты на объем словаря ребенка.
  4. Исследование памяти на последовательностях из серии несвязанных между собой изображений.

С диагнозом ОНР 3 уровня и выше ребенку предстоит учеба в специализированных классах или учереждениях. В случае с 4-м постановка окончательного диагноза ложится на плечи врача-логопеда. Такие детки посещают обычные школы.

В видеоролике логопед Татьяна Логвиненко рассказывает, почему не стоит пугаться диагноза ОНР и чем он может помочь ребенку и его родителям.

Логопед Ольга БажинаЛогопед Ольга Бажина, эксперт нашего сайта, подготовила психолого-педагогическую характеристику детей с общим недоразвитием речи:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Причины ОНР

Провоцирующие ОНР причины, в основном, относятся к периоду беременности и родов, и первых лет жизни ребенка. Именно они вызывают тяжелые формы недуга.

Причины ОНР

Социальные причины не менее важны. Это и дефицит общения, и проживание с глухими членами семьи, и недостаток внимания к ребенку в семье, и неблагоприятные условия, в которых он живет и воспитывается.

Как лечить это заболевание, какие меры предпринимать для восстановления речевой функции?

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности.

Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Профилактические мероприятия

Общее недоразвитие речи корректируется, хотя это не так просто и требует длительного времени. Начинают занятия с раннего дошкольного возраста, желательно с 3-4 лет (см. также: развитие речи у детей 3-4 лет). Коррекционно-развивающая работа проводится в специальных заведениях и имеет различное направление в зависимости от степени речевого развития ребенка и индивидуальных особенностей.

Чтобы предупредить недоразвитие речи, применяются те же приемы, что и при отклонениях, которые его вызывают (дизартрии, алалии, афазии, ринолалии). Роль семьи также немаловажна. Родителям необходимо как можно более активно способствовать речевому и общему развитию своего ребенка, чтобы даже нерезко выраженное развитие речи не проявилось и не стало препятствием для полного освоения школьной программы в будущем.

h_author_davletova.jpg

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Подробнее »

Симптоматика

В норме речевое развитие ребенка начинается с 4-месячного возраста, когда появляется гуление, затем лепетание, которые к 1 году оформляются в осмысленные и осознанные слова. К 2 годам здоровые малыши могут строить двух-трехсложные предложения, в состоянии выучить короткий простой стишок или потешку. Общение ребенка со взрослым носит постоянный активный характер и инициируется малышом чаще, чем взрослым.

Важно! Если вышеперечисленные особенности детского развития не наступают в положенное время, это повод заподозрить задержки речевого развития и обратиться к логопеду.

Кроме этого, в зависимости от формы ОНР, могут наблюдаться также следующие симптомы:

  • Отсутствие интереса к общению (для осложненной формы и ГНР).
  • Недостаточно активная умственная деятельность.
  • Нарушения памяти и внимания.
  • Значительные фонетические искажения.
  • Очень бедный словарный запас.

симптомы ОНР

Механизмы

Недостаточное развитие речи у дошкольника – системное нарушение. Пациенты с данным уровнем развития сильно отстают от своих сверстников. Если пустить этот процесс на самотек, ребенок не сможет учиться в школе, он будет испытывать не только трудности при овладении школьной программой, но и психологический дискомфорт.

Механизм формирования данной патологии связан с тем или иным поражением центральной нервной системы (например, гипоксия плода во время беременности, асфиксия во время родов, травма головы).

Направления логопедической работы

Эти особенности побуждают сосредоточиться на следующих направлениях логопедической работы:

  1. Формирование фонематического восприятия. Дети пытаются узнавать неречевые и речевые звуки. Также дети учатся различать характеристика голоса на звуковом материале. Они различают слова, которые близки по звучанию. Дифференцируют фонемы и слоги. Формируются их навыки анализа звуков.
  2. Проводится работа над произношением звуков. Прежде всего нужно устранить все недостатки в произношении.
  3. Формируются навыки анализа звуков. Дети учатся вычленять из предложений слова, затем выделяют слоги и отдельные звуки. Также они учатся различать разные типы согласных по звонкости и мягкости. Учатся выделять звуки из слов. Также учатся объединять разные звуки в слоги. Затем из слогов составляют слова. Учатся определять, в какой последовательности звуки располагаются внутри слова, и какое количество слогов можно насчитать.
  4. Проводится работа по обогащению лексического запаса, формируется навык использования его. Дети учатся использовать разные методы словообразования. Например, меняют слова с помощью разных приставок. Или используют одну и ту же приставку к разным глаголам. Еще одно упражнение – это подбор слов с общим корнем. Очень много внимания уделяется активизации лексического запаса.
  5. Формирование грамматических умений. Главная задача этого направления – работа над использованием предлогов, изменение вида предложений.
  6. Формирование связности в речи. Ведется работа по формированию способности составлять рассказы, развивается навык пересказа коротких текстов.
  7. Формируется моторика. Дети учатся координировать движения, совершаемые пальцами рук. Также оттачиваются навыки графического письма и рисования. С помощью разных игр и упражнений дети развивают двигательные способности пальцев руки.
  8. Формирование чувства ритма и ориентации в пространстве.

Обсудим, каковы особенности обучения грамоте дошкольников, страдающих ОНР.

Коррекция ОНР 4 уровня

Главной целью коррекционной работы является устранение пробелов в формировании языковых функций и подготовка ребенка к школьному обучению. Дети с четвертым уровнем речевого развития с 6 лет поступают в логопедическую работу, где с ними проводятся систематические логопедические занятия по следующим направлениям:

  • Совершенствование произносительных навыков и фонематических процессов. Первоочередной задачей является развитие слуховых дифференцировок фонем и их произношения с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Отрабатывается правильное воспроизведение многосложных слов и слов со стечением согласных. Ведется работа над звуко-буквенным анализом. В качестве вспомогательных методов используется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
  • Расширение словарного запаса. Подразумевает не только наращивание бытового словаря, но и уточнение значений новых слов. Параллельно ведется обучение словообразованию с помощью суффиксов и приставок, подбору синонимов, омонимов, антонимов, родственных слов. Ребенку разъясняют переносное значение слов и оборотов речи.
  • Формирование грамматического строя языка. Закрепляются навыки изменения слов по падежам, числам и родам. С помощью правильного интонирования дети учатся различать повествовательные и вопросительные предложения. Отрабатываются умения задавать вопросы и отвечать на них полным предложением. Изучаются предлоги, передающие пространственные и временные отношения.
  • Обучение связной речи. Детей обучают строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и использовать их в устной речи. При работе над связным рассказыванием предъявляются требования к раскрытию темы, соблюдению последовательности повествования, использованию прямой речи и выразительных средств. Навыки закрепляются в различных коммуникативных ситуациях.
  • Овладение элементами чтения и письма. С целью закрепления приобретенных речевых умений детей с ОНР 4 уровня начинают обучать основам грамоты. Осуществляется подготовка руки к письму. Детей знакомят с буквами алфавита, учат складывать слова из букв разрезной азбуки. Проводится анализ предложений с использованием графических схем.

Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса – переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:

  • Овладение пониманием речи. Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
  • Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы и т. д.). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
  • Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и т.п.

На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.

Рекомендации

В исправлении речи у детей должны принимать участие в первую очередь родители, так как большую часть времени ребенок находится в домашней обстановке. Это касается не только малышей, которые ходят в детский сад, но и школьников.

Важно: никогда не настаивайте на занятиях, если у малыша плохое настроение. Таким методом можно вызвать лишь негатив к обучению.

Старайтесь пробудить желание общаться. В такой ситуации очень важно оказывать поддержку ребенку и не в коем случае не ругать за ошибки. Представим несколько советов родителям:

  • задействуйте эмоциональное восприятие. В этом помогут различные игры. Например, соорудите дома кукольный театр или домик для зверей. Общайтесь с ребенком с помощью этих персонажей;
  • отвечайте на каждый вопрос максимально развернуто и понятно;
  • не стоит сравнивать ребенка с другими детьми. Таким образом формируются комплексы в раннем возрасте;
  • старайтесь озвучивать каждые свои действия и объясняйте, для чего так нужно было сделать;

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Коррекция дефектов речи – очень сложный и долгий процесс. Родители должны постоянно уделять внимание ребенку и побольше разговаривать с ним. У детей с ОНР трудно вызвать интерес к занятиям. Но не стоит отчаиваться и прекращать попытки. В этом деле главное терпение, и все получится.

Логопеды лечащие общее недоразвитие речи в клиниках Московской области

Для вас нашлось 8 логопедов Московской области. Вы можете записаться на приём к любому из представленных на странице врачу через наш сайт MedCentr.Online уже сегодня.

Коррекция

Для обучения грамоте детей с ОНР первостепенной задачей является преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи, а также стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания. Если удалить основное препятствие, успеваемость непременно возрастет.

Коррекция ОНР производится посредством проведения курса упражнений:

  • Крохе завязывают глаза или отворачивают, прячут что-нибудь со стола. Задача – найти спрятанный предмет и верно назвать его.
  • Заучивать стишки и потешки наизусть.
  • Показать вещь в книжке с картинками.
  • «Съедобное-несъедобное»: кидается мяч, произносятся наименования еды вперемешку с другими словами. Если названный объект съедобен – мяч ловится, иначе откидывается назад.
  • Складывать в ящичек предметы определенного типа: все квадраты, всё зеленое, игрушки в форме животных и т.д.
  • Изображение диких зверей с проговариванием их свойств. «Покажи зайчика. Он скачет вот так – прыг-скок. У зайки длинные уши – покажи мамуле, какие ушки у заеньки».
  • Артикуляционная гимнастика – вращение язычком, разжатие и сжатие губ.
  • Проговаривание скороговорок на проблемные звуки.
  • Пальчиковое и стандартное рисование.
  • Полезен и массаж лицевых мышц. Его лучше проводить у опытного логопеда.

Будет ли лечение ОНР успешным, зависит от коллективных и последовательных усилий врача-логопеда, педагогов и, в первую очередь, семьи. Любовь и искренняя поддержка – лучшее лекарство, помогающее подчас сильнее всего. Не держите наследника «на коротком поводке», давая социализироваться – и, поверьте, проблема вскоре решится.

Частые вопросы перед обращением

  • Каковы нормы развития речи ребенка?

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные причины задержки речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при ОНР 4 уровня благоприятный. После завершения курса коррекционного обучения дети догоняют сверстников, идут в массовую школу и успешно усваивают программу по родной речи. Во избежание учебных трудностей в начальных классах такие ученики должны находиться на учете у школьного логопеда.

Прогноз ОНР 1 уровня зависит от множества факторов: формы первичной речевой патологии, возраста ребенка на момент начала коррекции, регулярности занятий. В целом компенсаторные возможности у таких детей сохранны, поэтому при рано начатой и последовательно осуществляемой коррекционной работе во многих случаях к началу школьного обучения удается приблизить речь к возрастной норме и даже полностью преодолеть речевое недоразвитие.

Что можно сделать еще

Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».

Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.

Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.

Профилактика ОНР

Поскольку первопричинами ОНР считаются органические факторы, крайне важно максимально исключить их еще на стадии вынашивания ребенка. Для этого будущая мама должна вести здоровый образ жизни, качественно питаться, по возможности родить без осложнений.

Хороший и правильный уход за младенцем также обеспечивает ему условия для дальнейшего полноценного развития. Постоянное общение с малышом, стимулирование его речи, разнообразные предметные игры и чтение книжек — обязательные условия, без которых формирование речевой деятельности не представляется возможным.

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Рекомендации

Одна из самых главных и важных рекомендаций – совместная работа ребенка, родителей и специалистов (врачей, логопеда, психолога, воспитателя).

Ведь если дошкольник посещает логопеда, занимается с ним, а дома не прикладывает никаких усилий к закреплению отработанных навыков, должного и нужного эффекта не будет или придется его ждать значительное количество времени. Многие родители считают, что если с ребенком занимается логопед или психолог, то этого вполне достаточно и им ничего не нужно делать. Это не так, все новые умения и достижения детей должны повторяться и совершенствоваться в привычных ситуациях, у них должна вырабатываться привычка произносить звуки или слова правильно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...