Ребенку 5 лет плохо разговаривает

Содержание
  1. Речь ребенка в 4 года
  2. Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года
  3. Тест на речь ребенка 2-3 лет – нормы речи для этого возраста
  4. Когда бить тревогу
  5. Отлучать ли от груди и соски
  6. Речевой негативизм
  7. К какому врачу обращаться?
  8. Ладушки и другие игры
  9. Причины, почему ребенок в 2-3 года ещё не говорит
  10. Как помочь ребенку заговорить?
  11. Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР
  12. Избавление от фобии
  13. 2  Ребенок обижается: «Я с тобой не разговариваю»
  14. Ребенок плохо говорит: причины
  15. Советы
  16. Домашние занятия
  17. Проблемы с речью у детей 3 лет
  18. Образование
  19. Центры, школы, санатории для детей с задержкой речевого развития: где оказывается помощь?
  20. Развитие речи и детский сад
  21. Профилактические меры
  22. Прогнозы
  23. Что делать, если ребенок не говорит или говорит плохо в 4 года?
  24. Лечение препаратами
  25. Педагогические методики развития речи
  26. Физиотерапия
  27. Артикуляционная гимнастика
  28. Вспомогательные методы лечения
  29. Ребенок не говорит в 3 года видео
  30. Как определить уровень речевого развития в домашних условиях
  31. Возраст
  32. Норма
  33. 6  Сдерживает злость, эмоции
  34. Причины молчания
  35. Речь и телевизор
  36. Опасный возраст
  37. Работа над ошибками

Речь ребенка в 4 года

Что должен уметь ребенок в 4 года?

Нормы речевого развития

В этом возрасте продолжается активное речевое развитие. Словарный запас стремительно растет. Словотворчество, сочинительство историй, рифмование слов — это тоже творения четырехлеток. Дети с удовольствием рассказывают о том, что они видели, что делали, делятся своими впечатлениями о произошедших в их жизни событиях.

Не спадает и познавательная активность. Любознательные почемучки интересуются внутренними связями явлений: “Почему сверкает молния?” или “Почему появляется радуга?”

Сказки становятся особенно любимыми, так как дают представления о добре и зле. Основываясь на этом, ребенок размышляет о поступках: своих и окружающих людей. В этом возрасте высока потребность в общении со сверстниками, при котором происходит обмен мнениями, демонстрирование своих навыков, поиск взаимопонимания.

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Тест на речь ребенка 2-3 лет – нормы речи для этого возраста

Молчание ребенка — это просто его особенность или все-таки пора бежать к доктору?

Прежде всего, следует разобраться, что именно должен уметь малыш к этому возрасту.

Когда бить тревогу

В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».

Начинайте принимать меры, если ребенок:

  • не пытается учить новые слова;
  • использует менее 20 слов;
  • не составляет даже двухсловные фразы;
  • не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
  • не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.

Рассмотрим еще некоторые факторы.

Отлучать ли от груди и соски

Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.

Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг — следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.

Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Речевой негативизм

Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.

У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны — отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.

13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

К какому врачу обращаться?

Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с педиатра. Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу, отоларингологу, сурдологу, психиатру. Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач. Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше. Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.

Ладушки и другие игры

Еще одна полезная ритмическая игра — ладушки. Первые попытки игры в ладушки больше похожи на аплодисменты. Ребенок просто хлопает, но постепенно его движения подстраиваются под произношение, ритм стиха и ваши движения. Малыш хлопает громко или тихо, быстро или медленно, вместе с вами, повторяя за вами или самостоятельно.

Так постепенно ребенок учится воспроизводить все более длинные и сложные ритмы. Для начала достаточно, чтобы он научился хлопать один или два раза, повторяя за вами.

Примеры ритмических игр с малышом:

— ладушки и потешки, где нужно ритмично хлопать;

— марши и другие песенки, где нужно топать;

— потешки с подбрасыванием на коленках (например, «По кочкам, по кочкам…»);

— качели;

— барабан, бубен, маракас и все, что связано с музыкой.


Даже катание на качелях помогает развитию чувства ритма и влияет на речь. Источник

Причины, почему ребенок в 2-3 года ещё не говорит

Для молчания малыша есть немало причин. Можно условно разделить их на «медицинские» и «все остальные».

Как помочь ребенку заговорить?

1 Общаться. Это банально, но с малышом нужно говорить буквально с момента, когда ты узнала, что беременна. С новорожденным — тоже, но внятно, не спеша, с четкой артикуляцией, интонациями, повернувшись лицом к лицу с ребенком, чтобы он видел мимику, «считывал» положение головы и тела. Можно комментировать собственные действия, рассказывать о том, что вы оба видите в данный момент, рассматривать картинки и описывать их.

2 Слушать и понимать. Интонации грудничка часто окрашены смыслом (страх, просьба, нетерпение), и мама, которая разгадала их и озвучила, проговорила эмоцию, делает очень много для речевого развития малыша. Когда маленького человека слышат, это дает стимул «говорить» больше — сначала криком, потом лепетом, словами.

3 Читать вместе. В зависимости от возраста чтение может быть более или менее сложным. Важно, чтобы мама читала наизусть, глядя на ребенка, а не в книгу. Не исключено, что малыш ее захлопнет, если заметит, что внимание мамы направлено не на него.

! Притворное, демонстративное «непонимание» детских жестов, лепета или слов иногда работает, стимулирует речь, однако чаще приводит к слезам и истерикам. Будь осторожна с такими лукавыми трюками.

4 Стать интереснее гаджетов. Неверно думать, что слушая аудиосказки или просматривая мультфильмы, малыш заговорит в большем объеме, чище и лучше. Обучение происходит только тогда, когда он видит лицо говорящего человека, положение его тела, слышит интонацию — все это он подсознательно запоминает. Отбирать ли гаджеты, решай индивидуально, однако лучше стать для своего малыша интереснее гаджетов.

5 Добавить общения со сверстниками. Игра на детской площадке, в парке, игровом центре — все это замечательные стимулы начать говорить. Игра расслабляет, добавляет эмоций, и возникает желание поделиться радостью.

6 Создать доброжелательную атмосферу. Дети чувствительны, поэтому они наверняка поймут беспокойство мамы и папы по поводу плохой речи или ее отсутствия. Постарайся умерить тревогу, не обсуждать в присутствии ребенка его «недостаток», пресечь попытки родственников отнести сына или дочку в разряд «плохо говорящие дети».

rebenku-5-let-ploho-razgovarivaet_3.jpg

Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР

Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития.

Признаки ЗРР:

С рождения до трех месяцев:

почему ребенок не говорит в 5 лет причины и лечение

  • На звучание игрушки, голос не реагирует.
  • Не поворачивается в сторону источника звука.
  • Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).

От 4 до 7 месяцев:

  • На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
  • К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
  • Практически не откликается на жестикулирование взрослых.

От 8 месяцев до 1 года:

  • Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
  • На звук нет реакции.
  • На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
  • Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
  • Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.

От 1 до 2 лет:

  • Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
  • Ограниченный словарный запас.
  • На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
  • Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
  • На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»

От 2 до 3 лет:

почему ребенок не говорит в 5 лет причины и лечение

  • Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
  • Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
  • Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
  • Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
  • По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
  • Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).

Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.

Избавление от фобии

В гостях у бабушки моя дочь без видимых внешних причин испугалась собственной тени. Дома невозможно было включить лампу, а на улице не должно быть солнца. Врачи отметили у нас синдром гипервозбудимости. На руках или в коляске доченька вела себя весело и непринужденно, но при малейшей попытке поставить ее на землю начинала поджимать ноги и кричать. Невропатолог посоветовал смоделировать какое-то радостное событие для ребенка. После не очень долгих размышлений мы вызвали нашего папу (пока нас не было, он успел сдать экзамены и поступить в институт). Договорились о времени приезда и ожидали его на улице, дочь была у меня на руках. Ей мы ничего не говорили о приезде папы, просто гуляли, как обычно. Когда она увидела папу, то сама выскользнула из моих рук и бросилась к папе. Больше она ни разу даже не вспомнила о своих страхах, которые не отпускали ее в течение двух недель.

если ребенок не говорит в 3 года что делать

2 Ребенок обижается: «Я с тобой не разговариваю»

В каких случаях человек молчит? Когда обижается. И фраза есть распространенная: «Я с тобой не разговариваю».

Здесь рекомендую обратить внимание на контакт с ребенком: насколько родители его слышат и принимают, удовлетворяют ли физические и психологические потребности. Если малыш не получает желанного контакта, он может «обидеться» и замолчать.

Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно. Если он не чувствует стабильности и предсказуемости, вся его энергия будет уходить на борьбу с тревогой, но не на развитие. Он должен быть уверен: если он ляжет спать, то обязательно проснется утром; если мама уйдет на улицу, то всегда вернется.

Ребенок плохо говорит: причины

Сказать точно, когда малыш заговорит, не может никто. Все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако если малыш не заговорил до трех лет, это повод задуматься и проконсультироваться со специалистами.

Причины того, что ребенок плохо говорит, могут быть как социальными, так и патологическими:

  • неврологические отклонения (родовые травмы, перенесенные в раннем возрасте инфекции и т.д.);
  • аутизм – тяжелая форма характеризуется полным отсутствием речи;
  • частое использование современных гаджетов – «Влияние гаджетов на развитие детей»;
  • плохо развитый челюстно-лицевой мышечный аппарат;
  • врожденные аномалии речевого аппарата, требующие вмешательства со стороны врачей (например, короткая уздечка или дефекты прикуса);
  • перенесенный стресс (серьезное потрясение для ребенка может негативно сказаться на его речи);
  • неблагополучная семья (в семье имеют место частые ссоры, домашнее насилие и т.д.);
  • гиперопека (сюсюкание с ребенком);
  • недостаточное общение;
  • билингвизм (когда в семье разговаривают на двух языках).

Если ребенок к трем годам не начал говорить, или говорит очень плохо и не намечается положительная динамика, необходимо обратиться к специалистам. В зависимости от причины ребенку будет назначено соответствующее лечение.

Ребенок не разговаривает-в некоторых случаях без помощи врачей не обойтись

Советы

Мама читает детям книгу

Чтение сказок способствует развитию речевого навыка у ребенка

info.png

Некоторые родители буквально мечтают о том, чтоб их карапуз хоть немного помолчал. Их начинает раздражать, что он постоянно что-то комментирует, вставляет свои «пять копеек», задает миллион вопросов. В то время, как другие родители волнуются о том, что их кроха молчит, хотя пора было бы уже заговорить.

  1. Относитесь к малышу, как к отдельной личности, такой же важной и значимой, как любой взрослый человек в вашей семье. Говорите с ним, советуйтесь, обсуждайте будничные дела. Спрашивайте, например, о том, что приготовить на ужин. И даже, если малыш вам ничего не отвечает, у него начинает вырабатываться привычка необходимости общения между людьми. В то же время карапуз начинает лучше понимать пассивную речь.
  2. Важно помнить, что нередко отсутствие желания говорить обусловлено гиперопекой родителей, проявляемой в том, что они все решают, сами отвечают за ребенка, тем самым не давая ему развиваться. Если это ваш случай, то самое время понять, что вы вредите малышу. Позвольте ему самостоятельно говорить, отвечать, принимать решения.
  3. Отправляясь на прогулку с малышом, идя в магазин или в поликлинику, проходя вдоль дороги, обсуждайте все, что встречается на вашем пути. Едет машина, укажите на это, также можете сказать, что она, например, большая или маленькая, красная или черная.
  4. Почаще задавайте малышу вопросы. Они могут быть абсолютно элементарными, можно начать с тех, ответ на которых «да» или «нет». Поначалу карапуз будет молчать, но со временем поймет, чего вы от него хотите.
  5. Отлично, если в семье есть старшие дети, которые уже говорят, или же в вашем кругу есть такие карапузы. Ведь ребенку важен пример для подражания. Почаще оставляйте своего малыша в кругу других детей, которые уже начали говорить, чтоб он перенимал этот навык.
  6. Делайте с ребенком артикуляционные упражнения, специальную разминку для щек и губ, языка. Можно продемонстрировать, как рычит тигр, улыбается лягушка или облизывается волк.
  7. Малышу с задержкой речи необходимо читать, как можно больше книг, чаще с ним беседовать. Читайте стихи и сказки, разглядывайте картинки, сопровождая их описанием того, что на них изображено. Пусть и карапуз участвует в этом процессе. Не стоит оставлять перед компьютером или телевизором.
  8. Недопустимо срываться на ребенка, оскорблять его за то, что он не может говорить, и уж тем более не стоит его сравнивать с соседским карапузом, который уже давно лепечет. Так вы только еще больше усугубите ситуацию, малыш и вовсе может замкнуться.
  9. Если проблемы с речью обусловлены патологическими факторами, то обязательно стоит обратиться за консультацией к педиатру, который уже перенаправит к более узкому специалисту, неврологу или психологу. Когда врач выяснит, почему малыш не говорит, сможет назначить специальное лечение. Для подтверждения точного диагноза специалист может направить на определенные лабораторные исследования.

Домашние занятия

У логопеда мы прошли курс лечения, от заикания почти избавились. Но говорить предложениями так и не научились. Дома мы с ней занимались ежедневно. Стимулом к началу занятий был кусочек гематогена, который я давала дочери до и после занятий. У нее уже выработался рефлекс: после гематогена – занятия. Занятия проходили в игровой форме. Играли мы во «времена года», играли в слова, читали цифры и делали много чего еще. Она все делала замечательно, полностью справлялась с заданиями, но говорить сложные слова или предложения отказывалась. Повторяла все слоги, выговаривала все звуки, но не могла соединить два разных слога. В один прекрасный день я готовилась к занятиям, как обычно (дочь уже должна была подготовить место для занятий), она подошла ко мне и сказала: «Мама, дай гематоген»…  У меня брызнули слезы из глаз, и на мой немой вопрос она продолжила: «пожалуйста». Эту сцену дочь, естественно, помнит до сих пор. Видимо, у нее что-то щелкнуло, и она заговорила. Правда, одна проблема все же осталась – дочь с задержкой отвечала на вопросы, то есть она долго не могла начать говорить. Что-то ей мешало, а ведь скоро в школу. Тогда я пошла к учительнице и поговорила с ней.

Проблемы с речью у детей 3 лет

А если проблемы с речью у крохи избежать по разным причинам не удалось, но ребенок может произносить какие-то звуки или слоги? То родителям необходимо обратиться к логопедам и дефектологам, которые помогут исправить ситуацию.

Пожалуй, самый важный момент в развитии речи у ребенка заключается в постоянном общении с родителями.

Вам необходимо уже с первых дней общаться с ним, часто и много, рассказывать что-то, не опасаясь того, что малыш не понимает ничего.

Дети все прекрасно понимают и очень любят слушать голоса самых родных людей – мамы и папы. Поэтому можете смело рассказывать чаду все, что только в голову придет, сказку или историю с членом семьи.

Если ребенок не говорит в 3 года – главное, чтобы общение было непрерывным. Ведь именно родители выступают в качестве основы для становления маленького человечка, как полноценной ячейки общества, прекрасно сформированной, как личность.

Здоровья вам! :)

Образование

Со школой нам крупно повезло: учительница оказалась замечательной. Я очень ей благодарна за внимание и терпение к моему ребенку. Весь первый класс она задавала вопрос или давала какое-то задание дочери в начале урока, а в конце урока вызывала ее к доске и слушала ответ. Начальную школу она закончила на «отлично». В старших классах у нее открылась тяга к чтению и заучиванию наизусть больших стихотворений. Первым было стихотворение Александра Блока «Скифы». Потом она уже искала стихотворения подлиннее и на уроках литературы выручала весь класс долгим красивым чтением. После школы она пыталась поступить в университет на филологический факультет, но не прошла по конкурсу. Выучилась  в училище на оператора ЭВМ, затем в техникуме на бухгалтера. Проработала несколько лет, а вот учебе в институте помешало рождение детей. Думаю, она все-таки поступит в институт, потому что очень любит вкладывать силу, деньги и время в обучение. У нее уже три красных диплома (музыкальная школа, училище, техникум и много всяких свидетельств). Она их коллекционирует.

ребенок 3 года не говорит что делать

Центры, школы, санатории для детей с задержкой речевого развития: где оказывается помощь?

Задержка речевого развития

В России есть центры, школы и санатории для детей с задержкой речевого развития. Это специализированные учреждения с грамотными и опытными специалистами. Вот где оказывается помощь:

  • СПб ГБУЗ — «детский психоневрологический санаторий «Комарово». Находится в пригороде города Санкт-Петербург, в Курортном районе.
  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский санаторий «Пионер» (психоневрологический).
  • Государственное казенное учреждение здравоохранения Ставропольского края, «Краевой психоневрологический санаторий «Ромашка».
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение детский психоневрологический санаторий «Теремок», Калининградская область, г. Зеленогорск.
  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1454 «Тимирязевская».
  • Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья Адмиралтейского района, город Санкт-Петербург.
  • ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации ДЗМ» г. Москва.
  • Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи.
  • ГАУЗ Свердловской области «многопрофильный клинический медицинский центр «БОНУМ» г. Екатеринбург.

Это основные специализированные учреждения с квалифицированными врачами, которые успешно лечат детей от ЗРР вот уже много лет.

Развитие речи и детский сад

Многие мамы считают, что самая благоприятная для ребенка речевая среда — в детском саду со сверстниками. Но если мы говорим о детях двух-трех лет, то главное для развития их речи — это общение с близким взрослым.

Детский сад становится только стимулом для развития речи, поскольку:

— в детском саду сложнее быть услышанным (дома понимают с полувзгляда, а в саду — постоянная конкуренция за внимание взрослого человека);

— ребенок слышит речь, отличающуюся от маминой;

— строгий режим, который дома соблюдать не всегда получается. А режим — это тот же ритм, что лежит в основе речи;

— вы отдыхаете друг от друга, успеваете соскучиться и, встретившись, качественно проводите время вместе. И у вас, и у ребенка появляется большое желание общаться друг с другом.

Однако слишком большие надежды на детский сад возлагать не стоит.


Детский сад помогает развитию речи, но главное для малыша двух-трех лет — общение с родителями. Источник

Профилактические меры

Предотвратить задержку речевого развития не так сложно. Во-первых, необходимо ежедневно заниматься со своим малышом, начиная с первых дней жизни — читать стихи, сказки, петь колыбельные, показывать предметы и рассказывать о них. К году дети уже должны уметь выговаривать несколько основных слов. Чтобы годовалый ребенок научился говорить свои первые 10 слов, ему необходимо создать благоприятные условия — исключить ссоры и ругань, познакомить с развивающими игрушками, соответствующими его возрасту, устраивать ролевые игры и комментировать эпизоды мультфильмов.

vazhnoe.png

Если у мамы есть малейшие подозрения на проблемы с воспроизведением активных слов у малыша, ей следует сразу обратиться к педиатру. В возрасте 2,5-3 лет родителям желательно показать малыша логопеду в профилактических целях.

Прогнозы

При раннем обнаружении проблемы прогноз благоприятный. В четыре года реально решить большинство указанных проблем. Структуры головного мозга до 6 лет максимально пластичные, коррекции поддаются. Нервная система также до 5 лет еще дозревает.

Если родитель замечает нарушения речи, не нужно затягивать с обращением к логопеду. Другое дело, когда с такой проблемой обращаются в 6-7 лет. Время упущено, и многие речевые функции будут утеряны.

Что делать, если ребенок не говорит или говорит плохо в 4 года?

ЗРР нужно лечить, причем комплексно. В зависимости от запущенности ситуации могут быть назначены медикаментозные средства, занятия у логопеда, проведение логопедических упражнений дома, физиотерапия.

Лечение препаратами

Назначение медикаментозных препаратов не исключается, но давать их ребенку нужно только с назначения врача, а не самостоятельно. Чаще прописывают ноотропы, активизирующие выработку нейронов мозга:

  • «Лецитин»;
  • «Энцефабол»;
  • «Кортексин»;
  • «Актовегин»;
  • «Нейромультивит».

Также прописывают «Когитиум» – препарат, который нормализует работу зон головного мозга, отвечающих за формирование речи человека.

Педагогические методики развития речи

Препараты в основном оказывают стимулирующее работу головного мозга действие, но это никоим образом не панацея от задержки речевого развития. Ребенку обязательно нужно пройти курс коррекции у логопеда и дефектолога.

Цель логопеда – научить ребенка правильному проговариванию звуков, слогов и слов, грамотному построению фраз. В основном этот специалист работает как раз с детьми от 4 лет.

Дефектолог старается повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Специалист применяет систематические корректирующие игры, которые устраняют негативные факторы развития и восстанавливают функцию речи. Применяется и популярная ныне сказкотерапия, а также используется метод звукового подражания, гимнастика языка и лица, развитие мелкой моторики и т.д.

Самыми эффективными упражнениями, которые можно проделывать и дома, считаются дыхательные:

  • налить в блюдце воду, ребенок должен дуть на нее с разной силой;
  • при помощи трубочки создавать пузырьки в воде;
  • привязать к ниткам небольшие бумажные фигурки, на которые ребенку нужно дуть.

Видимый результат приносят и упражнения для мелкой моторики рук, например, лепка из теста или пластилина, сборка мозаики, поделки из природных материалов.

Врач-дефектолог начинает работать с детьми в возрасте от 2 лет. Современные медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с нарушением развития речи – как групповые, так и индивидуальные.

Физиотерапия

Процедуры физиотерапии направлены на улучшение работы отделов головного мозга, повышение умственных и коммуникативных способностей ребенка, улучшение дикции и четкости речи. К физиотерапевтическим методам при ЗРР относятся:

  • магнитотерапия;
  • электрорефлексотерапия;
  • лазеротерапия.

Проведение физиопроцедур назначается только после диагностических мероприятий, поскольку не исключено наличие противопоказаний к ним.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения направлены на освоение ребенком правильного использования во время речи губ, языка, твердого неба и гортани, которые способствуют четкой речи. Продолжительность гимнастики составляет не более 10 минут при условии ежедневного выполнения.

Артикуляционная гимнастика

Самыми простыми гимнастическими артикуляционными элементами являются:

  • умение растягивать губы в улыбке, при этом не размыкая зубов;
  • простая улыбка или смех;
  • укладывание язычка на нижней губе так, чтобы он был плоским;
  • умение «прятать» губы – поочередно и вместе.

Освоив эти упражнения, можно переходить к следующим, чуть более сложным:

  • перемещение языка от одного уголка рта к другому;
  • передвижение языка вверх и вниз, вправо и влево по нижним и по верхним зубам;
  • перемещение языка от одной щеки к другой.

Какие существуют артикуляционные упражнения и как их выполнять, можно узнать тут.

Вспомогательные методы лечения

Хороший результат оказывают следующие методы, которые используются как вспомогательные к основным:

  • дельфинотерапия – посещение дельфинария и прямой контакт ребенка с этими животными (можно заменить на общение с другими животными – лошадьми, собаками);
  • арт-терапия – рисование кисточками и пальцами;
  • остеопатия – массаж тела ребенка, который стимулирует нормальную работу всего организма;
  • различные уроки развития, связанные с творчеством: лепка, сборка пазлов, конструирование и т.п.

Задержка развития речи в 4 года – частая причина обращения родителей к специалистам. Этому способствуют и собственные переживания, и давление со стороны окружающих, и сравнивание своего ребенка с его сверстниками. Но каждый ребенок индивидуален и развивается по-своему. Промолчав до 4 лет, он может резко начать хорошо и уверенно говорить. Однако консультация врачей в любом случае не повредит.

Ребенок не говорит в 3 года видео

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Как определить уровень речевого развития в домашних условиях

Существует таблица норм речевого развития, на которую ориентируются врачи и родители.

Возраст

Норма

До 4 месяцев Реагирует на маму, папу, улыбается, агукает.
9-12 месяцев Пытается говорить «ма-ма, па-па, ба-ба», произносит односложные звуки.
12-18 месяцев Понимает просьбы родителей, пытается увеличить  словарный запас простыми словами, активно разговаривает.
18-24 месяца Старается учить и повторять новые слова и даже простые предложения (например, «дай пить»). Называет животных и предметы в книгах.
3-4 года Умеет составлять предложения, четко выговаривать слова и рассказать что ему нужно.

Мерить всех детей под одни критерии не стоит. Но ориентироваться на таблицу нужно. В случае обнаружения отклонений, обратитесь к врачу.

7

6 Сдерживает злость, эмоции

Речь тесно связана и с эмоциями. Поиграем со словами: задержка речи, задерживание эмоций, сдерживание. А не сдерживает ли ребенок злость, например?

Вопрос «как он злится?» я задаю каждой маме. И часто получаю ответы, которые кричат о сдерживании эмоций:

  • «не злится, только хнычет»;
  • «у нас вообще в семье не принято злиться»;
  • «да что вы, он очень добрый и милый»;
  • «нам всегда удается договориться, он все понимает».

Ребенок не может не злиться! Злость — естественное чувство, злятся абсолютно все. Вот только в обществе у нас злость не поощряется. С детства учат, что добро побеждает зло, что злым быть — это некрасиво, плохо. Вот и учат держать эмоции в себе, сдерживать. Многие взрослые так и не научились контролировать свои чувства, поэтому предпочитают сдерживать злость, не проявлять ее и тому же учат детей.

У меня есть опыт работы с агрессивными детьми с задержками развития речи. Когда мы начинали прорабатывать агрессивные чувства, проговаривали их, вытаскивали наружу, пытались отреагировать, рассказывали о них матери, развивалась и речь ребенка, возникала потребность в общении.

Бывает, дети не выговаривают твердые звуки, звуки «р», «ш». Если немного пофантазировать, «рррррр» — это рычать, волк, тигр, собака. «Шшш» — это, например, змея. Тоже злость, тоже эмоции. Если у ребенка любая злость под запретом, он никак не сможет ее выразить, даже символически. Значит и рычать он тоже не будет, будет проглатывать звук «р», заменять его на более мягкий, «смягчать» речь, чтобы не дай бог не подумали, что он злится.

Причины молчания

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

При необходимости будет назначена процедура тональной аудиометрии, которая с большой точностью показывает, насколько хорош слух.

Доктор комаровский развитие речи ребенка

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Врожденная немота — явление чрезвычайно редкое при нормальном слухе, в ее основе лежат поражения речевого аппарата.

Доктор комаровский развитие речи ребенка

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга. Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Речь и телевизор

Речевая среда — это не только люди, с которыми общается ребенок, но и все окружающие его звуки. Так, во многих домах телевизор или радио работают постоянно, как бы фоном.

Для малыша такой фоновый шум — помеха. Для общения с друзьями по душам вы выберете скорее уютный ресторан, чем шумный бар или дискотеку. Так и с ребенком: общаться лучше в тихой обстановке, без фонового шума. Ведь в тишине легче заметить стремление ребенка к общению.

По материалам книги «Без паники!».
Обложка поста отсюда.

Опасный возраст

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Доктор комаровский развитие речи ребенка

Работа над ошибками

Напоследок хочу обозначить  моменты, которые нельзя делать ни в коем случае, за которые мне сейчас стыдно, но я поняла это не сразу. Я это испытала на собственном опыте, все это пережила и может быть кому-то пригодятся мои советы, как нельзя вести себя с «проблемным» ребенком.

  1. Если ребенок испытывает трудности в разговоре, не нужно заставлять его говорить. Пример: Раньше мы жили в комнате площадью 11 м2, места мало, и игрушки можно было убрать только на шкаф. Их было видно детям, но достать невозможно. И когда дочь просила достать ей какую-то игрушку, показывая на нее пальчиком, я «не понимала» ее и заставляла произнести название игрушки. Она нервничала и, естественно, не повторяла.
  2. Таким детям не нужно ставить в пример других своих детей. Этим можно вызвать ревность, неуверенность в своих силах и т.д.
  3.  О негативных фактах в жизни таких детей нежелательно рассказывать посторонним людям в их присутствии (детский садик не исключение), хотя похвала приветствуется. Но хвалить нужно только за какое-то стоящее дело или поступок.

Вот такая моя история.

Буду очень рада, если  кто-то расскажет о своем опыте. Приглашаю к обсуждению темы в комментариях. Интересно все же, почему мой ребенок не говорил так долго…

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Пожалуйста, оцените полезность материала

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Рейтинг: 4.9 из 5 (11 голосов)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...