Речевые нарушения артикуляции речи: виды, коррекция, профилактика

Содержание
  1. Определение и диагноз по МКБ 10
  2. Что такое нарушение речи
  3. Общие характеристики
  4. Общее недоразвитие речи и умственная отсталость;
  5. Симптомы и причины недоразвития речи
  6. Симптомы системного недоразвития речи
  7. Степени умственной отсталости
  8. АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ
  9. Задержка речевого развития (ЗРР)
  10. Рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда c учащимися 5 класса с диагнозом : Системное недоразвитие речи легкой и средней степени при умственной отсталости. Дислексия. Сложная дисграфия (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, эле
  11. Классификация
  12. Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО
  13. Диагностические мероприятия
  14. Симптомы
  15. Почему родители выбирают Центр АКМЕ
  16. Дети с интеллектуальной инвалидностью
  17. Советы родителям
  18. Сопровождение специалистами
  19. Ответы на вопросы
  20. Лечение СНР у детей
  21. Прогноз
  22. Что можно сделать еще
  23. Обобщая сказанное
  24. Поддержка людей с УО
  25. Понятие тяжелые нарушения речи
  26. Прогноз и профилактика
  27. Формирование грамматических категорий у детей с ОНР
  28. Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР
  29. Коррекция ОНР
  30. Серьезный подход

Определение и диагноз по МКБ 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

Что такое нарушение речи

Нарушение речи у детей

Нарушение речи — это обобщенное понятие любого отклонения от нормы речевой деятельности человека.

Проявления его самые разные — неправильная артикуляция, неверное слуховое восприятие речи, искажение ее ритмичности, а также полное или частичное отсутствие вследствие тяжелых нарушений деятельности центральной нервной системы.

Отсутствие свободы в общении, помехи при адаптации в социуме и разного рода психологические проблемы — результат неполадок и проблем в речевой сфере.

Специальная наука, изучающая дефекты речи, способы их предупреждения и коррекции, — это логопедия.

Вот как она классифицирует нарушения речевой функции.

Общие характеристики

Недоразвитие речи системного характера — это комплексное нарушение функций речевого аппарата у ребенка, которое характеризуется несформированностью процессов говорения и принятия речевых сообщений.

При этом могут нарушаться следующие языковые элементы:

  1. Фонетика – некоторые звуки ребенок произносит неправильно.
  2. Лексика — ребенок не владеет тем объемом словарного запаса, который он должен был освоить на данный период своего развития.
  3. Грамматика – имеются нарушения при подборе падежных окончаний, при составлении предложений и пр.

Данную категорию отклонений составляют, как правило, нарушения, которые квалифицируют в существующих классификациях как общее недоразвитие речи, или моторная алалия.

Понятие «системное недоразвитие речи» введено Р. Е. Левиной и применяется при диагностике речевых функций детей, у которых наблюдается умственная отсталость. Пациентам с органическими поражениями мозга, для которых характерно вторичное нарушение речи, логопеды чаще всего ставят подобный диагноз на фоне данного патологического состояния. Детям с сохранным слухом и интеллектом ставится диагноз «общее недоразвитие речи».

Истинный диагноз может быть поставлен после того, как ребенок пройдет прием у трех специалистов: невролога, психолога и логопеда. Помимо этого подобный диагноз не ставят тем детям, которые не достигли пятилетнего возраста.

системное недоразвитие речи степени

Общее недоразвитие речи и умственная отсталость;

Общее недоразвитие речи и задержка речевого развития.

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи в ПМПК

Обследование ребенка, имеющего отставание в речевом развитии или его нарушение, ПМПК обеспечивает:

· раннее выявление особенностей развития ребенка, обусловливающих проблемы в учебе и поведении;

· проведение специализированных курсов коррекционно-развивающих занятий для таких детей;

· сопровождение детей со стойкими трудностями в учебе и адаптации в социуме;

· консультирование родителей и учителей по вопросам эффективной помощи таким детям, индивидуального подхода в обучении.

По результатам обследования ребенка в ПМПК администрация школы и родители получают заключение консилиума и рекомендации по изменению условий обучения, улучшению ситуации развития ребенка, по коррекции проблем обучения и адаптации. Помимо этого, в случае необходимости, ребенок направляется в коррекционно-развивающие группы и на индивидуальные занятия к специалистам: психологу, дефектологу, логопеду.

Особую сложность представляет дифференциальная диагностика самого распространенного речевого нарушения — общего недоразвития речи и других нарушений.

Необходимо отграничивать общее недоразвитие речи (ОНР) от задержки темпа ее формирования. Причинами задержки развития речи обычно являются педагогическая запущенность, недостаточность речевого общения ребенка с окружающими, двуязычие в семье. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе диагностического обучения. Отличительными признаками, говорящими о более тяжелом речевом диагнозе, будут наличие органического поражения центральной нервной системы, более выраженная недостаточность психических функций, невозможность самостоятельного овладения языковыми обобщениями. Одним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком с замедленным темпом развития речи грамматических норм родного языка — понимание значения грамматических изменений слов, отсутствие смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание, отсутствие нарушений структуры слов и аграмматизмов, столь характерных и стойких при общем недоразвитии речи

Дифференциальная диагностика речевых нарушений и умственной отсталости может затрудняться, так как общее психическое недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи, а с другой стороны, при выраженном речевом недоразвитии у ребенка часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В ряде случаев диагностика может быть успешной только в результате динамического изучения ребенка в процессе коррекционных занятий. В отличие от детей с отклонениями в умственном развитии, имеющих тотальный интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности, у детей с тяжелыми нарушениями речи наибольшие трудности вызывают задания, требующие участия речи.

У детей с ОНР не наблюдается инертности психических процессов в отличие от умственно отсталых детей, они способны к переносу усвоенных способов умственных действий на другие, аналогичные задания. Эти дети нуждаются в меньшей помощи при формировании обобщенных способов действий, если они не требуют речевого ответа. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются более дифференцированные эмоциональные реакции, они критично относятся к своей речевой недостаточности и во многих заданиях сознательно стараются избегать речевого ответа. Их деятельность носит более целенаправленный и контролируемый характер. Они проявляют достаточную заинтересованность и сообразительность при выполнении заданий.

studopedia.su

Симптомы и причины недоразвития речи

Обычно СНР диагностируется у деток которым более 5 лет. Сопровождается данное заболевание фонетическим и лексическим отклонением.

Симптомы и причины недоразвития речи

Симптомы и причины недоразвития речи

Основные симптомы нарушений речевой системы:

  • Как правило первое слово ребенок говорит первые слова значительно позже чем на то, положено. Это может быть 3-4-5 лет.
  • Неправильное фонетическое оформление слов и предложений.
  • Можно проследить диссонанс между спокойной речью ребенка, а также возбужденного. Он не видит в это разницы и поэтому говорит слова именно так как услышал, а не так как бы стояло говорить в том или ином эмоциональном состоянии.
  • Когда ребенок становится немного старше, приблизительно в 5-6 лет, даже родители не могу понять то, что он говорит.

Причины появления дефекта речевого аппарата человека могут быть совершенно различные причины и факторы. Есть как внутренние так и внешние (окружающие факторы), которые способствуют развитию данной патологии.

Причины внутреннего характера:

  • Болезни женщины могут стать первой проблемой данной патологии. Это могут быть: аборты, ранняя беременность, употребление табачных изделий и алкоголя, сахарный диабет и так далее.
  • Гипоксия плода – это явление когда плод получает слишком мало кислорода. В результате нехватки которого и развивается недоразвитие речи.
  • Серьезная травма черепа и головного мозга.

К внешним факторам наверное больше стоит отнести различные болезни малыша. Это могут быть сложные как рахит, так и простые как обычная простуда которую вовремя не начали лечить.

Недоразвитие речевого аппарата может вызвать также не благоприятный климат в семье. Частые ссоры и драки это все негативно сказывается на малыше, а потом и на его речи. Через мерное сюсюканье также вредное для малыша. Если постоянно говорить с ним на пониженных тонах и неправильно выговаривать слова это может привести к данным отклонениям.

Симптомы системного недоразвития речи

При СНР речь ребенка сбивчива, нелогична, со множеством звуковых ошибок. Ребенок начинает говорить гораздо позже сверстников, в 4-5 лет. Именно в этом возрасте малыш произносит свое первое осмысленное слово. Но в большинстве своем, речь ребенка остается малопонятной даже родителям. Невнятная речь сохраняется вплоть до 5-6 летнего возраста. Суть слов и фраз ребенок понимает, но не может дать ответ или высказать свою точку зрения.

Степени умственной отсталости

Интеллектуальную инвалидность разделяют на 4 стадии. Такая классификация отталкивается от специальных тестов и базируется на коэффициенте уровня интеллекта IQ:

  • легкая (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;
  • умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;   
  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;
  • глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, но простые слова и указания, а также свои желания и свои эмоции выражать с помощью невербальной коммуникации в состоянии. Присутствуют серьезные сенсорные и моторные проблемы. Полностью зависимы от других.

Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью малоумия можно достичь выполнения ими базовых навыков.

Афазия(системное нарушение речи) Empty АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

Post  Admin on Ceturtdiena Jūlijs 30, 2009 11:46 am

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних и задних отделов височной области. (поля 21 и 37).
Нарушение понимания. Для акустико-мнестической афазии характерна диссоциация между относительно сохранной способностью повторить отдельные слова и нарушением возможности повторения трех-четырех не связанных по смыслу слов (например: рука — дом — небо; ложка —- диван. — кот; лес — дом — ухо и т. д.). Обычно больные повторяют первое и последнее слово, в более тяжелых случаях — лишь одно слово из заданной серии слов, объясняя это тем, что не запомнили все слова.
Нарушение экспрессивной речи. При этой форме афазии экспрессивная речь характеризуется трудностями подбора слов, необходимых для организации высказывания. Речь при акустико-мнестической афазии, как и при акустико-гностической афазии, сохраняет свой выраженный предикативный характер.
Нарушение чтения и письма. При акустико-мнестической афазии в письменной речи больше, чем в устной, выступают явления экспрессивного аграмматизма, т. е. смешение предлогов, а также флексий глаголов, существительных и местоимений, главным образом, в роде и числе. Номинативная сторона письменной речи оказывается более сохранной.
При акустико-мнестической афазии возникают значительные трудности в понимании читаемого текста. Это объясняется тем, что печатный текст состоит из предложений значительной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

Atpakaļ uz augšu Go down

Задержка речевого развития (ЗРР)

СНР всегда сопровождается нарушениями в процессе функционирования важнейших механизмов речевой системы – аномальным формированием грамматического состава, низким показателем осваивания морфологической составляющей речи. В зависимости от степени выраженности и сложности конкретного речевого нарушения в логопедии выделяется задержка речевого развития и общее недоразвитие речи.

Характерные симптомы задержки развития речи у ребенка могут отличаться в зависимости от его возрастной категории:

При нормальном развитии речи у ребенка считается, что родители, которые постоянно общаются с ним, понимают все слова своего малыша. В 2 года нормой считается ½ всего детского лексикона, в 3 года – 2/3, в 4 года все слова ребенка должны быть поняты.

Рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда c учащимися 5 класса с диагнозом : Системное недоразвитие речи легкой и средней степени при умственной отсталости. Дислексия. Сложная дисграфия (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, эле

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

04e3-00008d9a-ed63f599.png

МБОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» г. Березники

коррекционной работы учителя-логопеда c учащимися 5 класса с диагнозом :

Системное недоразвитие речи легкой и средней степени при умственной отсталости. Дислексия. Сложная дисграфия (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы оптической и акустической).

hello_html_m123de2b7.jpg

hello_html_mfa55b20.jpg

Учитель – логопед Хисамова Татьяна Викторовна.

Рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда

c учащимися 5 класса с диагнозом : Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Дислексия. Сложная дисграфия (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы

оптической и акустической).

Структура рабочей программы по коррекции устной и письменной речи.

2.Цели и задачи коррекционной работы в 5 классе у детей с диагнозом: Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Дислексия. Сложная дисграфия (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы оптической и акустической).

3. Место коррекционной логопедической работы в учебном плане.

4. Структура и содержание коррекционной работы.

5.Результаты коррекционной работы.

6. Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике С(к)ОШ № 3.

Общая характеристика программы.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и основной образовательной программы для умственно отсталых детей , и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту :

Е. В. Мазанова «Коррекция аграмматической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 136

Е. В. Мазанова «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза /конспекты занятий/ М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. – 136

Л. Н. Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»: Пособия для логопеда. М., 2001г.

О. В. Узорова, Е.А. Нефедова «Справочное пособие по русскому языку». издательство «Астель» 2002г.

Л.М. Козырева Тетради для логопедических занятий «Секреты прилагательных, тайны глаголов». Ярославль Академия развития 2004г

Н.В. Новотворцева Рабочая тетрадь по развитию речи на разные звуки. Ярославль Академия развития: Академия Холдинг, — 2003г.

Речевые нарушения учащихся 5 класса с диагнозом: Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Дислексия. Сложная дисграфия (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы оптической и акустической), носят системный характер, т.е. страдает речь, как целостная функциональная система и обладают более глубоким недоразвитием лексико – грамматической структуры речи, чем нарушения у детей с легкой степенью тяжести. Наблюдается недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения. Недостаточная сформированность связной речи. При пересказах наблюдаются пропуски, искажение смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. При письме допускаются дисграфические ошибки. Нарушена слуховая и зрительная память, внимание и восприятие. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении. Нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

В связи с более глубоким нарушением всех речевых компонентов логопедическая коррекция проходит по 3 направлениям:

1. Коррекция лексико – грамматической стороны речи.

2. Коррекция недостатков письменной речи.

3. Коррекция недостатков чтения.

Цель : Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся 5 класса с диагнозом: Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Сложная форма дисграфии (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустической, оптической, аграмматической). Дислексия. Способствовать успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

1. Создать условия для развития навыков правильной, четкой и грамотной речи, закрепление их на картинном, текстовом материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

2. Развивать зрительное и слуховое восприятие.

3. Обучать простым и сложным формам звукового анализа и синтеза.

5. Выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове.

8. Развивать познавательную деятельность (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) общую координацию движений и мелкую моторику.

9. Проводить коррекцию устной и письменной речи опираясь на развитие психических процессов.

3.Место логопедической коррекции в учебном плане.

Коррекция нарушений речи учащихся 5 — х классов С(к)ОШ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального образовательного коррекционного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Группа 5 класса скомплектована по однородности речевого дефекта и по возрасту. Основная форма проведения занятий — групповая. по 4 человека.

Занятия по коррекции нарушений письменной речи — 1 раза в неделю по 40 минут.

Занятия по коррекции лексико – грамматической стороны речи 1 раз в неделю по 40 минут.

Подгрупповые занятия по коррекция лексико – грамматической стороны речи.(1 раз в неделю по 40 минут).

Подгрупповые занятия по коррекции нарушений письменной речи. (1 раз в неделю по 40 минут)

Подгрупповые занятия по коррекция нарушений чтения.(1 раз в неделю по 40 минут).

5.Результаты коррекционной работы.

Программа обеспечивает достижение определенных личностных и коррекционных результатов.

1 Формирование интереса к изучению русского языка.

4. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

5. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1. Развитие коммуникативно-речевых умений, необходимых для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения.

3. Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций.

4. Ориентироваться в составе слова, т.е. определять при помощи каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяется их значение.

6. Определять последовательность и связность предложений в тексте.

8 . Овладение умением характеризовать имя существительное.

10. Использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

11 Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи.

12 Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач.

13.Использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения.

6. Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике С(К)ОШ № 3

Настоящая рабочая программа учитывает особенности группы детей 5 класса с диагнозом : Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости. Сложная форма дисграфии (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустической, оптической, аграмматической). Дислексия . Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в целях воспитания у детей интереса к русскому языку, ученики будут привлекаться к участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.

На протяжении всей коррекции будет проводиться целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Личностные учебные действия:

гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы;

активно включаться в коллективную социальную деятельность;

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых);

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Регулятивные учебные действия:

принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия :

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Рабочая программа коррекционной работы учителя-логопеда в 5 классе для детей с диагнозом: Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости. Дислексия. Сложная дисграфия (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы оптической и акустической).

Структура рабочей программы по коррекции устной и письменной речи.

2.Цели и задачи коррекционной работы в 5 классе у детей с диагнозом: Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости. Дислексия. Сложная дисграфия (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы оптической и акустической).

3. Место логопедической коррекции учебном плане.

4. Структура и содержание логопедической коррекции.

5.Результаты логопедической коррекции.

6. Целевая ориентация настоящей рабочей программы в практике С(к)ОШ VIII вида № 3.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, Федерального государственного образовательного стандарта для умственно отсталых детей и основной образовательной программы для умственно отсталых детей, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту :

В.В.Воронкова. Письмо. Чтение. 5-9 классы. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. Просвещение, 2011

Гусева Г.М., Островская Т.И. . Чтение. 5 класс. Учебник. – М.: гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006

В.В Воронкова. Русский язык. 5 класс. Учебник.- М.:»Просвещение»,2006г.

«Программа по логопедии для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией Кузьминых (Коррекция звукопроизношения, коррекция письменной речи).

Е. В. Мазанова «Коррекция акустической дисграфии» /конспекты занятий/ М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. — 136

Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» Методическое пособие для учителя –логопеда. –М.,2001.

Речевые нарушения учащихся 5 класса носят системный характер, т.е. страдает речь, как целостная функциональная система. Диагноз: Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости. Дислексия. Сложная дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, элементы оптической и акустической.

При таком нарушении страдают все компоненты речи: фонетико–фонематическая сторона, лексика и грамматический строй. Нарушена слуховая и зрительная память, внимание и восприятие. Отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении. Нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Т.К. Нарушение носит легкую степень тяжести , но стойкий характер, то в данной группе особое внимание уделяется коррекции недостатков письма и чтения через развитие психических процессов.

В процессе коррекционно – логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей.

2. Цель и задачи программы .

Цель : Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся 5 класса с диагнозом: Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости. Сложная форма дисграфии (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустической, оптической, аграмматической). Дислексия. Способствовать успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

4.Уточнение произношения звуков с опорой на слуховое, зрительное восприятие, а также на тактильное и кинетическое ощущение.

6. Развивать грамматический строй речи через коррекцию дефектов чтения и письма.

7. Обогащать и активизировать словарный запас, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

8. Развивать познавательную деятельность (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) общую координацию движений и мелкую моторику

Коррекция нарушений речи учащихся С(к)ОШ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального образовательного коррекционного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий. Группа 5 класса скомплектована по однородности речевого дефекта и по возрасту. Основная форма проведения занятий — групповая. по 4 человека.

Программой на логопедическую коррекцию в 5классах выделено 3 часа в неделю.

Работа проводится по подгруппам, по следующим коррекционно – развивающим направлениям:

Занятия по коррекции нарушений письменной речи — 2 раза в неделю по 40 минут.

Занятия по коррекции нарушений чтения 1 раз в неделю по 40 минут.

В рабочей программе выстроена система коррекционных подгрупповых занятий и педагогических средств, с помощью которых происходит коррекция недостатков письменной и устной речи. Представлено календарное планирование в табличной форме ниже.

4.Структура и содержание коррекционной работы.

Обследование письменной и устной речи в начале и в конце учебного года — 12 часов.

Подгрупповые занятия по коррекции нарушений письменной речи. (2 раза в неделю по 40 минут)

2. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях

3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.

2. Активно пользоваться различными способами словообразования.

3. Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь в предложении)

5. Определять основную мысль, тему рассказа.

7. Устанавливать смысловую зависимость между словами в предложении, между предложениями в тексте.

8 . Овладение умением характеризовать основные части речи (существительные, прилагательные, глаголы. предлоги)

9. Овладение основами грамотного письма.

14. Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности группы детей 5 класса с диагнозом : Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости. Сложная форма дисграфии (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, акустической, оптической, аграмматической). Дислексия. . Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Кроме того, в целях воспитания у детей интереса к русскому языку, ученики будут привлекаться к участию в олимпиадах, конкурсах разного уровня.

На протяжении всей коррекции будет проводиться целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне

2. адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы:

3. уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

4. активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

5. осознанно относиться к выбору профессии.

Коммуникативные учебные действия:

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Познавательные учебные действия

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания. hello_html_m4f9393fa.jpg

infourok.ru

Классификация

Степень СНР Признаки
Легкая Слабый для конкретного возраста словарный запас; нарушения в произношении некоторых звуков; дисграфия; неточности в употреблении предлогов, косвенных падежей множественных чисел и других сложных моментов; плохое понимание причинно-следственных связей.
Средняя Сложность при восприятии длинных предложений, слов в переносном значении и пр.; трудности с построением смысловой линии при пересказе; ребенок не умеет согласовывать род, падеж, число, либо делает это с ошибками; фонематический слух недоразвит; слабая активная речь; координация движений языка при артикуляции нарушена; словарный запас бедный.
Тяжелая Восприятие речи нарушено сильно; связная речь отсутствует; нарушения мелкой моторики; читать и писать ребенок не может, либо делает это с трудом; словарный запас включает несколько десятков слов; сила голоса снижена, интонация монотонная; словообразование отсутствует; ребенок не способен вести диалог, поскольку с трудом понимает даже простые вопросы.

Важно знать: ставить диагноз, а также выявлять, какой степени расстройства наблюдаются у ребенка, должен только специалист, а не мама или другие родственники.

Существует и несколько другая классификация, в ее основе – общее недоразвитие речи.

  • 1 уровень: речь отсутствует полностью.
  • 2 уровень – есть только начальные элементы речи с большим количеством аграмматизма.
  • 3 уровень характеризуется тем, что ребенок говорит фразами, но звуковая и смысловая стороны речи недоразвиты.
  • 4 уровень предполагает отдельные проблемы в виде остаточных проблем в таких разделах, как лексика, фонетика, фонематика и грамматика.

Системное недоразвитие речи средней степени, например, соответствует второму и третьему уровню данной классификации.

Педагог показывает ребенку карточки

Синдромы, скомбинированные с разными степенями УО

Синдром Дауна – самая частая генетическая причина интеллектуального расстройства. Вызывается хромосомной аномалией – если в норме их 46, то в этом случае существует непарная 47 хромосома. Людей с таким синдромом можно определить по аномально укороченному черепу, плоскому лицу, коротким рукам и ногам, низкому росту, маленькому рту. Они плохо перерабатывают полученную информацию и запоминают ее, у них отсутствует понятие времени и пространства, речь скудная. При этом такие индивиды хорошо адаптируются в социуме.

Синдром Мартина-Белл (ломкой Х-хромосомы). Вторая по распространенности генетическая причина умственной отсталости. Распознается по таким внешним особенностям: повышенной подвижности суставов, лицо удлиненное, подбородок увеличен, лоб высокий, уши большие, оттопыренные. Говорить начинают поздно, но плохо, или вообще не разговаривают. Очень стеснительны, гиперакативны, невнимательны, постоянно двигают руками и кусают их. У мужчин такой категории когнитивных нарушений больше, чем у женщин.

Синдром Уильямса («лица эльфа»). Возникает вследствие наследственной хромосомной перестройки, потерей генов в одной из них. У больных весьма интересная внешность: лицо узкое и длинное, глаза голубые, нос плоский, губы крупные. Обычно страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. Словарный запас богатый, хорошая память, отличные музыкальные способности, имеют навыки социального взаимодействия. Но существуют проблемы с психомоторикой.

Синдром Ангельмана (счастливой куклы или Петрушки). Вызван изменением в 15 хромосоме. Очень светлые глаза с характерными пятнами на радужке и волосы, голова небольшая, подбородок выдвинут вперед, рот крупный, зубы редкие и длинные. Сильное отставание в психомоторном развитии, значительное нарушение речи, движения (плохо держит равновесие, ходит на негнущихся ногах). Часто улыбается и даже смеется без повода.

Синдром Прадера–Вилли. Характеризуется отсутствием отцовской копии хромосомы 15 и рядом других нарушений. Низкий рост, руки и ноги маленькие, страдает компульсивным перееданием, и, как следствие, ожирением. Проблемы с кратковременной памятью, речью, обработкой информации.

Синдром Лежёна (кошачьего крика или 5p синдром). Очень редкое и тяжелое заболевание, причиной которого является отсутствие короткого плеча 5 хромосомы. Голова маленькая, лицо круглое, нижняя челюсть недоразвита переносица широкая, потому глаза расположены далеко друг от друга. Ступни вывернуты, руки маленькие. Гортань недоразвита, имеются проблемы со зрением, в частности, косоглазие. Часто плачет, при этом издает звук, похожий на мяуканье котенка. Моторное развитие происходит с задержкой, способность к вниманию ограничено.

Кроме упомянутых синдромов, интеллектуальная инвалидность может сосуществовать с ДЦП, глухотой и слепотой, аутистическими расстройствами, эпилепсией и другими соматическими и психическими заболеваниями.

Диагностические мероприятия

Невролог и логопед проводят совместную диагностику

Диагностикой речевого расстройства занимается логопед. План обследования при этом включает в себя обязательное ознакомление с медицинской документацией ребенка. При необходимости, логопед консультируется с педиатром, детским неврологом или психиатром. Также необходимо выяснить давность и характер развития речевых нарушений у родителей.

В процессе общения с ребенком логопед выявляет степень сформированности отдельных компонентов речи: лексики, фонетики и грамматики. Диагностику начинают с оценки связной речи. Ребенка просят составить рассказ на основе изображений, пересказать простой текст или составить историю о своем собственном воспоминании. В процессе этого упражнения специалист дает характеристику грамотности речи. В ходе работы над упражнениями на оценку связности речи изучается словарный запас.

Вторая часть диагностического обследования − изучение фонетики речи. Логопед оценивает функциональную целостность артикуляции, особенности звукопроизношения и звуконаполняемости речи. Обязательно оценивается слух ребенка, так как речевые дефекты могут быть связаны с тем, что нарушается процесс усвоения речевых конструкций.

Симптомы

Общее недоразвитие речи у детей (а также у взрослых) сопровождается следующими симптомами:

  • первые слова и предложения ребенок начинает произносить после 3 лет;
  • ребенок понимает речь взрослых, но сам не может сформулировать предложение;
  • затруднено произношение даже простых звуков;
  • после 7 лет ребенок не выговаривает звуки «Л» и «Р»;
  • перестановка букв местами в словах;

Общее недоразвитие речи. Что это, характеристика 1-4 уровня, профилактика, система коррекции
Общее недоразвитие речи. Симптомы

  • ребенок говорит короткими предложениями (из 2-4 слов) или сокращает слова. Например, «обака» — собака или «я пить» — хочу пить чай;
  • неправильное склонение по падежам и времени;
  • слишком быстрое или медленное произношение предложений, в результате трудно разобрать сказанное ребенком;
  • при разговоре ребенок больше уделяет внимания жестам, чем словам;
  • в предложениях отсутствуют предлоги;
  • плохая память, в результате это выражается малым словарным запасом и неправильным произношением слов.

Заикание является самым ярким признаком ОНР, при этом ребенок может произнести слово по слогам с протяженностью в минуту. Общее недоразвитие речи не только мешает нормально общаться детям со сверстниками и взрослыми, но и вызывает сильный психологический стресс.

Важно, родители проводят с детьми много времени и часто могут не замечать начало развития ОНР, поэтому необходимо проходить ежегодные обследования у специалистов.

Почему родители выбирают Центр АКМЕ

Центр “Акме” более 10 лет помогает маленьким пациентам избавиться от диагноза “системное недоразвитие речи”, оказывая полный спектр услуг для скорейшего выздоровления.

Любая работа начинается с диагноза. К его постановке подключаются все необходимые специалисты. В Центре “Акме” работают высококвалифицированные логопеды, неврологи, психологи, дефектологи и другие смежные специалисты с огромным опытом работы. После того, как диагноз подтвержден, начинается кропотливая работа по разработке программы реабилитации и восстановления: план по выздоровлению составляться индивидуально для каждого пациента на основе возрастных показателей. Также учитываются индивидуальные психологические черты пациента.

Лечение начинается с первых минут нахождения ребенка в Центре. Переступив порог, малыш окружается теплом и заботой. Никаких белых халатов и больничных коридоров. Мама всегда рядом. Ребенок не испытывает страх перед доктором, ведь наши специалисты никогда не оказывают давление на пациентов. Занятия проводятся в игровой форме и в первое время всегда направлены на налаживание доверительных отношений с пациентом.

Центр “Акме” работает по собственной авторской методике, которая не предусматривает использование медикаментов. Лекарственные препараты могут быть назначены врачом только в исключительных случаях и в качестве незаменимого для выздоровления элемента.

Лечебный процесс в Центре “Акме” это не только работа врача и пациента, но и активное участие родителей и близких ребенка. “Домашняя работа” также важна как и лечебных процесс в стенах Центра, поэтому наши специалисты всегда поддерживают желание и рвение родителей прийти на помощь своему ребенку.

Более тысячи пациентов стали полноправными членами общества, избавились от страха общения и закомплексованности. Малыши, прошедшие курс лечения в Центре “Акме”, живут полноценной жизнью здорового ребенка.

Если Вашему малышу необходима помощь и поддержка, позвоните нам по телефону 8-495-792-1202 или заполните заявку ниже, и мы перезвоним в ближайшие 15 минут.

Центр «АКМЕ» — мы работаем, чтобы в вашей семье были гармония и счастье!

Дети с интеллектуальной инвалидностью

Общество должно быть толерантно людям с умственной отсталостью, необходимы специальный подход и педагоги, знающие специфику работы, способные дать интеллектуальным инвалидам образование и помочь реализоваться.

Дети с УО нуждаются в поддержке окружающих, особенно родителей, которые должны обеспечить таким чадам психологический комфорт, развитие, улучшить качество жизни.

У младенцев довольно тяжело выявить умственную отсталость, особенно ее легкую форму, так как они почти не отличаются от других. Но активность у них нарушена: они поздно начинают держать головку, лепетать, сидеть, ползать.

Но по мере взросления, когда ребенок начинает ходить в садик, становится заметно, что он испытывает трудности с соблюдением режима дня, общением со сверстниками, овладением новыми навыками. К примеру, трехлетний малыш не может сам собрать пирамидку, хотя много раз повторял это с воспитательницей. Одногруппникам это удалось после 1–2 занятий.

Дети-олигофрены не любознательны, они не могут долго усидеть на одном месте, но устают очень быстро. Речь их скудна, они путают буквы (особенно согласные). Так как фонематический слух и анализ у них развивается слабо, они неправильно произносят слова, а потом – неправильно и пишут. Отстает в развитии слуховое различение и артикуляционный речевой аппарат – отсюда невнятная речь.

Страдает общая и тонкая моторика, так как центральная нервная система развивается аномально. Движения малыша неуверенные и вялые, с предметами он манипулирует хаотично. Он долго не может определить «главную» руку, обеими двигает несогласованно.

Сложности со «щипковым» и «пинцетным» захватом не позволяют ребенку правильно держать карандаш и ручку, научиться писать. Недоразвитие мелкой моторики также мешает обслуживать себя.

Ребенок не может сконцентрироваться и что-то запомнить. Это отрицательно влияет на познавательную активность и мыслительную деятельность. Малыш не видит и не слышит, что ему говорят из-за нарушения внимания.

Учеба таким детям дается тяжело: они медленно усваивают материал, потому что не запоминают его и не могут воспроизвести полученную информацию. Усвоенный после многократных повторений навык или знания они не могут применить и быстро забывают.

Вербально (словесно) чувства ребенок выразить не в состоянии, потому что плохо владеет речью, но зато выражают эмоции мимикой, касаниями, жестами. Сопереживать он не способен. Воля у него слабая, потому он доверчив к любому человеку, легко внушаем, а это весьма опасно.

Без промедления обращайтесь к специалисту (неврологу), если ваш ребенок ведет себя необычно или вы не понимаете, что с ним происходит. Польза от этого двойная – в лучшем случае развеются все сомнения в адекватности вашего чада, а в худшем (что, впрочем, тоже неплохо) – ранняя диагностика позволит незамедлительно принять меры к решению проблемы. Это позволит лучше социализировать такого ребенка и адаптировать к жизни.

Врач осмотрит маленького пациента, расспросит родителей о симптомах, когда они появились, о практических и социальных навыках ребенка, адаптивном поведении и т.д. Обязательно проводится тест на интеллект, позволяющий выяснить, насколько малыш обучаем, может решать задачи и абстрактно мыслить. IQ ниже 70 может свидетельствовать о наличии интеллектуальной инвалидности и его уровне.

Советы родителям

Мамам и папам особенных детей можно дать такие рекомендации:

  1. Конечно же, услышать такой диагноз для своего ребенка – это ужасный удар, вызывающий негативные мысли. Возникает чувство вины, обиды на судьбу, злость, отчаяние, тоска. Но все же придется принять этот факт, смирится с ним, а хорошей поддержкой может стать общение с другими родителями, имеющим подобной проблемой. Неплохо и посетить психолога.
  2. Нужно четко разделить свои возможности с тем, что сделать невозможно и, не опуская рук, искать пути решения задач и средства.
  3. Консультируйтесь со специалистами. Целесообразно также собрать как можно больше информации из серьезных источников об умственной отсталости, чем и как можно помочь ребенку, что конкретно следует предпринять, куда обращаться. Опыт семей с ребенком-олигофреном бесценен, общайтесь с ними.
  4. Узнайте об услугах, которые оказываются на государственном и общественном уровне семьям с детьми с умственной отсталостью, и пользуйтесь ими.
  5. Думайте не об ограничениях, а о возможностях своего ребенка, что он может и что ему нужно, чем его порадовать. В ваших силах помочь ему стать самостоятельным и социализироваться, насколько это возможно.
  6. Ни в коем случае не изолируйте свое чадо от других людей, ни детей, ни взрослых.
  7. Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах ниже, чем у сверстников, общаться с ним нужно не как с малышом, а в соответствии с возрастом.
  8. Необходимо регулярно проводить развивающие и обучающие занятия. Цель обучения – социальная адаптация, то есть ребенок должен овладеть речью, письмом, бытовой самостоятельности.

Не ждите чего-то особенного от всех ваших усилий, какого-то сверхрезультата, радуйтесь самому малому прогрессу. Но и останавливаться на достигнутом не следует. Даже если вы понимаете свое чадо по отдельным словам, для коммуникации с другими и социальной адаптации этого мало. Двигайтесь дальше, не опускайте руки  и не потакайте лени ребенка. 

Для уменьшения вероятности рождения умственно отсталого ребенка беременной женщине следует:

  • НЕ пить, курить и принимать наркотики;
  • принимать фолиевую кислоту;
  • регулярно посещать врача;
  • придерживаться диеты, содержащей овощи и фрукты, цельные зерна, продукты с низким содержанием насыщенных жиров.

После рождения ребенка:

  • провести скрининг малыша – это позволит выявить болезни, способные спровоцировать умственную отсталость;
  • регулярно ходить на прием к педиатру;
  • делать все положенные по графику прививки;
  • разрешать ему кататься на велосипеде только в шлеме, а в автомобиле до положенного возраста возить исключительно в автокресле;
  • исключить контакт чада с бытовой химией и красками на основе свинца.

Сопровождение специалистами

Ребенку с интеллектуальной инвалидностью необходимо комплексное сопровождение на протяжении всего детства следующих специалистов:

  • детского психолога и психиатра;
  • логопеда;
  • невролога;
  • дефектолога.   

Если существуют и другие нарушения (слепота, глухота, ДЦП, расстройства аутистического спектра), то к вышеупомянутым профессионалам добавляются реабилитолог, окулист, массажист, преподаватель ЛФК.

Ответы на вопросы

А вот несколько вопросов с ответами на них по теме нарушения речи у детей:

Ответы на вопросы 1Ответы на вопросы 2

Лечение СНР у детей

Лечение системного недоразвития речи у детей назначается исключительно врачом логопедом и семейным доктором. Сейчас наука далеко шагнула вперед и передовые технологии помогают вылечить ребенка быстро и без особого труда. Неплохо помогает массаж при задержке речевого развития у детей, который должны выполнять исключительно сертифицированные врачи-массажисты. У них есть определенный комплекс упражнений для развития речи ребенка.

Лечение СНР у детей

Лечение СНР у детей

Когда врач-логопед занимается с пациантом, он постепенно увеличивает словарный запас ребенка. Он его учит не только новым словам, но и рассказывает как их правильно произносить и в каких ситуациях. Малыш учится самостоятельно грамотно формировать свои слова и предложения. Через некоторое время он сможет давать внятные и понятные ответы даже на сложные задачи.

info.png

Для успешного лечения ребенка, нужно посещать занятия с логопедом, чтоб он мог максимально быстро вылечить недоразвитие речи, а также заниматься с ним дома. Есть множество упражнений в виде игры, которые способствуют наибыстрейшему выздоровлению.

Прогноз

Программа по коррекции и развитию речи продолжается несколько лет. При ее раннем начале на фоне СНР легкой степени тяжести и сохранном слухе, логопедам удается добиться полной нормализации речевой функции, навыков письма и чтения в течение 1-2 лет. Для детей с тяжелым нарушением артикуляции на фоне умственной отсталости, эффективность логопедических мероприятий ограничена. Они должны обучаться в специализированных учебных заведениях, где весь процесс обучения направлен на развитие речи и связанных с ней навыков. В этих случаях симптомы болезни не могут быть полностью устранены.

Системное недоразвитие речи − серьезное нарушение, возникающее у детей в результате повреждения головного мозга до трехлетнего возраста. Расстройство характеризуется неправильным произношением звуков, низкой грамотностью и скудным словарным запасом. Обследование у логопеда позволяет оценить степень выраженности СНР и подобрать коррекционные мероприятия, включающие в себя упражнения для развития речи, письма и чтения. При наличии сопутствующих изменений в мышлении или памяти, детям могут быть назначены и лекарственные препараты, улучшающие состояние нервной ткани − ноотропы, антиоксиданты и др.

Что можно сделать еще

Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».

Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.

Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.

Обобщая сказанное

Нарушения речи существуют столько же, сколько и человеческое слово. И во времена Гиппократа лечили потерю голоса, заикание, косноязычие. Современная медицина, несомненно, ушла далеко вперед в лечении речевых расстройств. Но и статистика не радует: людей с речевыми патологиями с каждым годом становится все больше.

Очень уязвимы дети дошкольного возраста, чьей несформировавшейся психике трудно справиться с интенсивным потоком информации.

Но все поправимо! Эффективность коррекционной работы зависит от многих факторов. Прежде всего это дружный тандем родителей, педагогов и медиков. А еще — упорство и вера в успех.

Поддержка людей с УО

Это заболевание развивается по-разному, но очень важно как можно раньше ее диагностировать. В этом случае специалисты начнут работать с таким пациентом вплотную в раннем возрасте, что значительно улучшает его состояние и качество его жизни.

Такая помощь обязательно персонализирована, то есть, она планируется с учетом индивидуальных особенностей больного, его потребностей и желаний. Люди с данным диагнозом не одинаковы, поэтому и помощь для каждого из таких индивидов в жизненной сфере и определенной деятельности должна иметь свой вид и интенсивность.

Во многих странах мира, в том числе и у нас, разработаны специальные программы, цель которых – улучшение качества жизни людей с умственной отсталостью. Их  интегрируют, «растворяют» в обществе. Дети со слабыми степенями заболевания ходят во вспомогательные школы и детские сады, инклюзивные классы в обычных образовательных учреждениях. Существуют даже группы в профтехучилищах, где можно получить образование и потом работать по специальности.  

Понятие тяжелые нарушения речи

Диагноз «ТНР» относится к детям:

  • с ограниченным и слабым словарным запасом;
  • с неполноценностью грамматической, лексической и звуковой сторон речи;
  • с ограниченностью мышления и воображения;
  • с отсутствием навыка общения;
  • с трудностями в письме и чтении.

Распространенными видами тяжелых нарушений речи являются: алалия, дислалия, дизартрия, логоневроз.

Нарушение речи у мальчика фото

Нарушение речи у мальчика

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.

Формирование грамматических категорий у детей с ОНР

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих. Такие нарушения приводят к большому количеству грамматических ошибок, проявляющиеся в неправильном соотнесении морфем, суффиксов, окончаний, падежей.

Коррекция фонематических нарушений у детей с ОНР

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Коррекция ОНР

Логопедическая работа по коррекции ОНР выстаивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Так, основными направлениями при ОНР 1 уровня является развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления). При обучении детей с ОНР 1 уровня не ставится задача правильного фонетического оформления высказывания, но обращается внимание на грамматическую сторону речи.

При ОНР 2 уровня ведется работа над развитием речевой активности и понимания речи, лексико-грамматических средств языка, фразовой речи и уточнением звукопроизношения и вызыванием отсутствующих звуков.

На логопедических занятиях по коррекции ОНР 3 уровня проводится развитие связной речи, совершенствование лексико-грамматической стороны речи, закрепление правильного звукопроизношения и фонематического восприятия. На этом этапе уделяется внимание подготовке детей к усвоению грамоты.

Целью логопедической коррекции при ОНР 4 уровня служит достижение детьми возрастной нормы устной речи, необходимой для успешного школьного обучения. Для этого необходимо совершенствовать и закреплять произносительные умения, фонематические процессы, лексико-грамматическую сторону речи, развернутую фразовую речь; развивать графо-моторные навыки и первичные навыки чтения и письма.

Обучение школьников с тяжелыми формами ОНР 1-2 уровня осуществляется в школах для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, где главное внимание уделяется преодолению всех сторон речевого недоразвития. Дети с ОНР 3 уровня учатся в классах коррекционного обучения при массовой школе; с ОНР 4 уровня – в обычных классах.

Серьезный подход

Системное недоразвитие речи – заболевание, при котором необходим серьезный подход. Не следует торопиться с определением ребенка на коррекцию первому попавшемуся врачу. При этом нужно обязательно изучить, есть ли у него положительный опыт работы с такими детьми, а также способность устанавливать психологические связи со “сложными” пациентами.

Коррекционные методики включают не только психотерапию и проведение специальных упражнений, часто расстройства возникают вследствие неправильного подхода к организации воспитательного процесса, поэтому приходится корректировать и его.

системное недоразвитие речи тяжелой степени

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...