Стойкая неуспеваемость по русскому языку: «дизорфография»

Скачать книгу в формате:

  • fb2
  • rtf
  • txt
  • epub
  • pdf

Что такое дизорфография?

Дизорфография – это нарушение запоминания орфографических знаний, что обусловлено недостаточным развитием речевых и психических функций. Это заболевание проявляется частыми ошибками в орфографии в письменном виде, даже если ребенок в устной форме проговаривает правило.

Дизорфографию может распознать педагог или логопед, проводя анализ работ в тетради учащегося, устные ответы на вопросы, понимая насколько сформированы его формы речи (письменная и устная).

Дизорфография проявляется чаще всего у учащихся 2 классов (80 %) и 3-4 классов (90 %). Их успеваемость по русскому языку снижается, что оказывает плохое влияние на развитие личности, является следствием неудачной адаптации в школе.

Это возникает их-за того, что предыдущий материал плохо усвоен и в программу обучения добавляются грамматические правила, принципы правописания (морфологический и традиционный).

Дизорфография – это неспособность к обучению письменной речи, возникающая при отсутствии нарушений зрения, слуха или интеллекта.

Это проявляется в трудностях распознавания, понимания и воспроизведения письменных символов. Данный диагноз также определяется медленным написанием и частыми ошибками.

Дизорфография затрагивает все сферы правописания: грамматику, спряжения, построение предложений и слов.

Дизорфография полностью усложняет письменную работу.   Очень часто возникает совместно с дислексией, т. е. трудностями в обучении чтению хотя бывает и так, что возникает сама по себе.

Ребенок, несмотря на знания правил правописания делает ошибки в записи. Кроме того, допущенные ошибки не возникают из-за отсутствия желания учиться, хотя бывает, что идут рука об руку, так как дизорфография у детей может сопровождаться другими нарушениями.

Причины

Все возможные причины нарушения орфографии делят на 3 группы:

  • Медицинские.
  • Психические.
  • Педагогические.

Нарушение усвоения орфографических правил

Обычно дизорфография возникает по причине воздействия на ребенка нескольких негативных факторов. К наиболее распространенным причинам относят:

  • Стертую дизартрию, дислалию.
  • Общее нарушение речи 1-4 степени.
  • Дисграфию.
  • Поражения центральной нервной системы различной этиологии.
  • Педагогическую запущенность.
  • Психосоматическую ослабленность.
  • Дефицит внимания.
  • Задержку психического развития.
  • Общую заторможенность.
  • Умственную перегруженность.

Группу риска составляют дети, которые имеют в анамнезе:

  1. Дисфагию и дислексию (в период обучения в начальной школе).
  2. Пренатальную и постнатальную патологию – нарушения, возникшие с момента оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка либо со времени созревания гамет до их оплодотворения, и осложнения, возникшие в период грудного вскармливания дитя.
  3. Минимальную мозговую дисфункцию, энцефалопатию, сопровождающихся неврологической симптоматикой.
  4. Фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Как же определить есть дизорфография или нет?

Необходимо обратить внимание, какие ошибки допускает школьник, как правило, они будут носить не системный характер, одно и то же слово ученик может написать и правильно и не правильно.

В тетрадях школьников с дизорфографией можно увидеть следующие ошибки (проявления дизорфографии):

• неверное написание словарных слов (плоток, сапаги, ягада);

• неверное написание безударных гласных в корне слова (марской, кашачий);

• неверное написание гласных после ш,ж,щ и ц (ципленок, цырк);

• ошибки в написании личных окончаний глаголов (гладют, носют);

• ошибки в суффиксах (серебреный,беседывать);

• неверное написание звонких и глухих согласных (сруп, винограт).

Сложности возникают и при переносе слов (крол-ик, ста-ль, ко-шка). И это далеко не полный перечень допускаемых ошибок, любые правила русского языка с трудом усваиваются и применяются на практике.

Наряду с ошибками допускаемыми на письме наблюдается и недостаточное развитие других речевых функций. Детям трудно подобрать нужное слово, им не важно как звучит их речь, они не стремятся исправить возникающие ошибки, а иногда их вовсе не замечают. Не могут определить сколько слогов в слове, составить слова из данных слогов. Школьником сложно понять, в чем разница между лексическим и грамматическим значением слова. Не усваиваются грамматические категории (род, склонение, спряжение и др.), а, следовательно, и возможность ими оперировать. Сложно определить в слове ударный слог и гласный.

Зачастую всего этого можно избежать, если уделить достаточное внимание речевому развитию ребёнка в дошкольном возрасте. Ведь именно тогда закладывается база знаний, «чувство языка», на основе которой и происходит усвоение грамматических правил. Это вовсе не означает, что дошкольника нужно нагружать специальными занятиями. Достаточно просто общаться с малышом, рассказывать ему о предметах окружающего мира, читать книги, играть. Именно общение со родителями помогает ребёнку познать окружающий мир и накопить достаточный словарный запас.

Важен не только больший объем словаря, но и понимание значения слов, что в будущем поможет ребёнку подбирать однокоренные слова.

В школьном же возрасте, если у родителей или учителей есть подозрения, что у ребенка дизорфография, необходима консультация логопеда, который проведет детальную диагностику речи и сможет подобрать индивидуальную программу по преодолению этого сложного нарушения.

Работа по устранению дизорфографии проводится в несколько этапов:

• Диагностический этап. Логопед изучает процессы чтения и письма, выявляют индивидуальные речевые особенности и особенности мышления, внимания, памяти. При необходимости рекомендует консультацию психолога.

• Подготовительный этап: на этом этапе изучаются зрительная память и способность узнавать предметы; развивают мыслительные операций, внимания, память, мелкую. Проводится работа по снятию негативных реакций, неуверенности в себе.

• На третьем, коррекционном этапе, устраняются основные ошибки, которые есть у школьника. Кроме этого, если есть необходимость, устраняются недостатки звукопроизношения, чтения и письма.

• Четвертый этап направлен на оценку эффективности проведённой коррекционной работы. Проводится повторная диагностика.

В заключении приведём пример из логопедической практики:

Азад, 4 класс

Пример диктанта: «Наша школ болшая в сюду тиха идут уроки наш класс светлые у доски дима Дима пишит мы тожпишм в тетрадих».

При обследовании у ребенка была выявлена низкая самооценка, он плохо ориентировался в пространстве. Бедный словарный запас, сложности в подборе слов, наличие аграмматизмов. Недостаточная слухоречевая память. Рекомендована консультация психолога.

Заключение: дисграфия, дизорфография.

В результате коррекционной работы количество допускаемых ошибок уменьшилось, повысилась успеваемость по русскому языку.

Отзывы:

«Я не правильно произносил звуки Ш и Ж на протяжении уже почти 50-ти лет. Стал заниматься с логопедом. Через 8 занятий дефекты ушли напрочь, говорю правильно и красиво. Чрезвычайно доволен». Щедров Виктор

«Хочу выразить благодарность Елене Анатольевне. У меня были проблемы с произношением звуков [р] и [р’], с ее помощью мы поставили их на место. Было нелегко вводить их в повседневную речь, но это того стоило! За месяц (7 посещений) я достиг невероятных результатов и горжусь этим! Спасибо вам большое!» Михаил, 17 лет

Сайт психологического центра Fidem

Азова О.И. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи

  • формат pdf
  • размер 606.19 КБ
  • добавлен 18 июля 2010 г.

Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт. -сост. О. И. Азова. Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: РУДН, 2007. – 83 с. ISBN 978-5-209-02722-5 При разработке методики логопедической работы по коррекции дизорфографии учитывались современные научные представления о психологической структуре процесса письма, процесса овладения орфографией, фундаментальные положения специа…

bfd9341.jpg

Названия

 Название: Дизорфография.

Дизорфография Дизорфография

Что нужно сделать, чтобы избежать появления дизорфографии

Для орфографически правильного письма

Чтобы сформировать

Надо владеть

Процессы усвоения таких абстрактных грамматических понятий, как «звук», «буква», «слог», «слово», «имя существительное», «склонение» Рядом мыслительных действий (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации и некоторых других).
Написание окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наиболее часто употребляемых суффиксов Элементарными представлениями об основных временных и количественных отрезках, умением сравнивать, находить сходство и различие.
Усвоение графических изображений букв, условных обозначений, таблиц и схем Сформированным зрительным восприятием и ориентировкой в пространстве
Усвоение правил правописания Развитой мелкой моторикой рук, сформированными каллиграфическими навыками
Орфографический навык Высоким уровнем развития процессов абстракции, основанных на приемах звукобуквенного анализа, синтеза, формирования представлений; умении оперировать грамматическими понятиями («звук», «буква», «слово» и т.д.), а также процессов запоминания, сохранения и воспроизведения.
Языковые обобщения Сформированными операциями сравнения, сопоставления, определения сходного и различного.
Усвоение орфограмм Сформированными операцияями систематизации и классификации
«Языковое чутье» (система определенных языковых связей, довольно высокая степень практического владения морфологическими и синтаксическими обобщениями, сформировавшимися на «дограмматической» ступени речевого развития детей. Достаточно развитым фонематическим слухом, формирующимся в дошкольном возрасте в речевой деятельности (в процессе аудирования, говорения) и под воздействием специальных упражнений.

Виды дизорфографии

Существует несколько степеней речевой патологии. Они зависят от трудностей, преодолеваемых школьниками, от типа орфограмм, в которых они допускают наибольшее количество ошибок:

  1. Эта группа содержит ошибки в орфограммах высокой степени трудности – парная и двойная согласная, безударная гласная в корне, непроизносимая согласная.
  2. Во второй группе находятся орфограммы средней тяжести – непроверяемые слова, прописная буква в именах и отчествах, в названиях географических объектов.
  3. В третьей группе находятся лёгкие орфограммы – обозначение мягкости согласных на письме.

Клинические проявления

Проявления дисграфии зависят от типа нарушения:

  • при артикуляторно-акустической форме патологии ребенок пропускает буквы, пропускает звуки при устной речи, заменяет буквы;
  • акустическая дисграфия характерна тем, что происходит замещение букв, замена ударных гласных, парных согласных, — ребенок не может обозначить мягкие и твердые согласные на письме;сложно дается письмо
  • в случае нарушения, развившегося из-за нарушений способности к синтезу и анализу языкового материала, характерными проявлениями будут не завершение слов на письме, перемещение букв в пределах слова, слияние нескольких слов в одно, добавление ненужных букв;
  • при оптической форме нарушения ребенок заменяет одни рукописные буквы на другие, сходные внешне, заменяет буквы, которые имеют разное количество одинаковых элементов, возможно также написание букв в зеркальной проекции, незаконченное написание букв;
  • для аграмматического типа расстройства характерны такие ошибки: нарушение структуры слова, замена суффиксов и приставок, несоблюдение падежных окончаний, отсутствие согласования между словами в предложении, пропуск и замена предлогов, искажение последовательности слов.

Дизорфография проявляется такими симптомами:

  • невозможность запомнить понятия «слово», «звук», «слог»;
  • сложность в усвоении правил правописания (происходит более медленно, чем у других учеников);
  • отсутствие сформированного навыка производить умозаключения, определять последовательность действий при выполнении письменных заданий по языку;
  • приведение неверных примеров на изученные правила;
  • непонимание грамматических признаков орфограмм;
  • затруднения при заданиях на подбор родственных слов, разбор слова на составляющие морфемы;
  • безрезультативность выполнения заданий на самопроверку.

Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии

  • формат image
  • размер 4,68 МБ
  • добавлен 1 апреля 2015 г.

Книга 1. Рабочие материалы. Генезис, 2009. Набор листов с заданиями, предназначенными для работы с младшими школьниками, испытывающими трудности в учебе (прежде всего с письмом и чтением). Включают материалы для работы со словарными словами, в которых орфограммы выделены жирным шрифтом, игру «Лото», поля слов, занимательные раскраски, в которых спрятаны слова. Рекомендуется для работы с учениками 1-2 классов.

e22483b.jpg

Аннотация

В пособии раскрываются теоретико-методологические основы изучения дизорфографии у младших школьников. Представленные методики диагностики и коррекции данного нарушения письменной речи основаны на психолингвистическом подходе к проблеме. Пособие содержит разнообразные задания по развитию у младших школьников с дизорфографией речевых и неречевых психических функций. Их цель – оптимизация коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с речевой патологией.

Адресовано студентам факультетов коррекционной педагогики, учителям-логопедам, учителям начальных классов, родителям, гувернерам.

ЕЩЕ

Популярные книги

  • ОНО

    Жанр: Мистика и Ужасы

    Аннотация:

    Стивен Кинг ОНО Родной мой город, плоть моя от плоти, Со мной — до гробовой доски. Майкл Стэнли …

    Блок — 25 стр.

  • Как люди думают

    Жанр: Психология

    Аннотация:

    В словосочетании «творческое мышление» главное слово – мышление. Оно само по себе творческий акт. Вс…

    Фрагмент — 4 стр.

  • Метро 2033

    Аннотация:

    Дмитрий Глуховский Метро 2033 Когда-то давно Московское метро замышлялось как гигантское бомбоубе…

    Блок — 24 стр.

  • Поступай как женщина, думай как мужчина

    Аннотация:

    Почему даже самые умные, успешные и привлекательные женщины не всегда понимают поступков мужчин и н…

    Блок — 6 стр.

  • Вино из одуванчиков

    Аннотация:

    Рэй Брэдбери Вино из одуванчиков Уолтеру А. Брэдбери, не дядюшке и не двоюродному брату, но, в…

    Блок — 10 стр.

  • Правило в 10 раз больше

Уважаемые читатели, искренне надеемся, что книга «Дизорфография младших школьников» Прищепова Ирина окажется не похожей ни на одну из уже прочитанных Вами в данном жанре. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. Кто способен читать между строк, может уловить, что важное в своем непосредственном проявлении становится собственной противоположностью. События происходят в сложные времена, но если разобраться, то проблемы и сложности практически всегда одинаковы для всех времен и народов. Один из немногих примеров того, как умело подобранное место украшает, дополняет и насыщает цветами и красками все произведение. Создатель не спешит преждевременно раскрыть идею произведения, но через действия при помощи намеков в диалогах постепенно подводит к ней читателя. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Невольно проживаешь книгу – то исчезаешь полностью в ней, то возобновляешься, находя параллели и собственное основание, и неожиданно для себя растешь душой. Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. Увлекательно, порой смешно, весьма трогательно, дает возможность задуматься о себе, навевая воспоминания из жизни. С первых строк обращают на себя внимание зрительные образы, они во многом отчетливы, красочны и графичны. «Дизорфография младших школьников» Прищепова Ирина читать бесплатно онлайн можно с восхищением, можно с негодованием, но невозможно с равнодушием.

Читать Дизорфография младших школьников

Новинки

Босиком по пеплу. Книга 2

Дочь арабского шейха не имеет права на ошибку, но я ее совершила – влюбилась в лучшего друга и от…

Свалка потерянных душ

Жанр: Разное

Аннотация:

Планета Эдем покрыта руинами и воронками от взрывов. Уцелевшие стены изрешечены пулями. Это мир С…

Фрагмент — 16 стр.

Планета Эдем покрыта руинами и воронками от взрывов. Уцелевшие стены изрешечены пулями. Это мир С…

Это бизнес, детка!

Аннотация. Влюбиться в свою жертву? Воспитанная опытным аферистом, Алёшка умеет извлекать выгоду и…

Идеальный хозяин

Шокирующая история любви и предательства! Журналистка Женя Тихомирова получает задание: проник…

Метка рода

Аннотация:

Вейя, дочь воеводы, вынуждена пребывать в чужом княжестве, ожидая, когда утихнет на пограничье кро…

Полный текст — 68 стр.

Вейя, дочь воеводы, вынуждена пребывать в чужом княжестве, ожидая, когда утихнет на пограничье кро…

Цена первой ночи

У меня есть пять дней, чтобы заработать пять тысяч долларов, иначе моя племянница умрёт. Ради малы…

Любовь навылет

    Даша Комарова устраивается на работу в авиакомпанию и влюбляется в мрачного и нелюдимого начал…

К какому специалисту обращаться?

Чтобы воспрепятствовать дальнейшему усугублению нарушений письменной речи требуется обратиться к логопеду. Нужно также определить и устранить первопричину патологии, а здесь не обойтись без помощи врача-педиатра, психолога и невропатолога.

Другие типы нарушений письменности

Кроме дисграфического расстройства, выделяют такие нарушения письменной речи, как аграфия и дизорфография. В чем между ними разница? Аграфия характеризуется полной неспособностью человека к письму либо крайне сложными нарушениями структуры слов, при этом двигательные расстройства кистей отсутствуют. Возникает аграфия в результате поражения височно-теменной области доминантного полушария мозга. Если дисграфические ошибки, даже самые сложные, поддаются коррекции при работе с логопедом и психологом, то такое расстройство, как аграфия без участия невролога, медикаментозного лечения и психотерапии вылечить практически невозможно.

Дизорфография представляет собой нарушение письма такого рода, когда человек выказывает неспособность применять правила орфографии при письме. Причины появления дизорфографии у младших школьников, как и при дисграфическом расстройстве, могут быть связаны с поражением или незрелостью мозговых структур, а также с влиянием средовых факторов. Бывает, что дизорфография появляется, когда у ребенка не хватает мотивации, стремления к обучению.

Советы родителям

Главное, что могут сделать для своего ребёнка родители — создать для него благоприятный психологический климат на время коррекционной работы. Школьник и так находится под прессом ситуации, и настроение у него зачастую не самое радужное, а тут ещё взрослые травмируют ребёнка, постоянно указывая ему на речевые ошибки.

Следствием этого может быть то, что ребёнок замкнётся, и вместо так необходимого ему общения речь замедлит своё развитие, не будет совершенствоваться и обогащаться, что приведёт к проблемам социальной адаптации в коллективе. Поэтому важно проявлять терпение и снисходительность для благополучного разрешения ситуации.

Диагностика и коррекция нарушений письменной речи

По статистике около 40% учащихся младших классов имеют дисграфию разных видов. Логично, что и родителей, и учителей волнует вопрос: как лечить дисграфию у школьников?

Преодоление неспособности либо трудности письма и их нейропсихологическая диагностика – это комплексная задача, решать которую должны логопед, психоневролог, специалист по нейропсихологии, детский психолог, а также родители и педагоги.

Исправление ошибок письма при дисграфии без выявления причины – пустая трата времени. Важно провести ряд диагностических процедур, чтобы выявить поражения мозга, сосудистые нарушения и другие неврологические проблемы. Необходимо также провести консультации с психологом, ведь наличие дисграфии у ребенка может быть связано со стрессом или психологической травмой. При дисграфии лечение будет эффективным, только после своевременно поставленного и точного диагноза.

Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии – это длительный процесс, в котором большое значение имеет индивидуальный и всесторонний подход к проблеме. Например, при артикуляторно-акустической дисграфии, чтобы быстрее исправить произношение, родителям необходимо в домашних условиях постоянно выполнять с ребенком упражнения, которые порекомендует лечащий врач-логопед. С помощью различных развивающих упражнений и игр проводится коррекция оптической дисграфии у младших школьников, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, да и других форм расстройства. Информацию в игровой манере дети усваивают гораздо лучше, чем при традиционной зубрежке. Коррекция аграмматической дисграфии чаще всего требуется детям, которые проживают в двуязычной семье. Для этого используют специальные логопедические упражнения.

Классификация

 Неоднородность проявлений и тяжести дизорфографии привели к выделению разных подходов к ее оценке. В логопедии наиболее широкое признание получили классификации на основе нарушения грамматических категорий и степени выраженности. Согласно лингвистическому подходу, выделяют три вида дизорфографии:
 • Морфологическая. Стойкие и множественные ошибки проявляются при написании орфографически сложных слов. Ученик затрудняется на письме выделить нужную орфограмму и применить к ней изученное правило. Прежде всего, это касается правильности написания безударных гласных, непроизносимых и удвоенных согласных.
 • Синтаксическая. Частотные ошибки возникают при определении и обозначении связей в предложении. Обычно данная форма выражается неумением правильно расставить знаки препинания между частями и отдельными членами предложения.
 • Смешанная. Имеют место систематические грамматические и пунктуационные ошибки, которые не исчезают самостоятельно.
 С учетом количества ошибок (в пересчете на 100 орфограмм) и способности к решению учебных задач различают три степени дизорфографии:
 • Легкая степень. В письменных работах выявляется 15-20% орфографических ошибок. С большинством упражнений и заданий ученик справляется на оценку выше среднего, с остальными – на среднем и высоком уровне.
 • Средняя степень. Количество ошибок на письме составляет 20%-30%. Большую часть заданий учащийся выполняет на среднем уровне.
 • Тяжелая степень. Ученик допускает от 30% до 50% и более ошибок. Свыше половины предъявляемых заданий оцениваются низкой оценкой или оценкой ниже среднего.

Дислексия

Дислексией называют нарушение процесса чтения, которое возникает в результате недоразвития либо нарушения функций определённых зон коры головного мозга. Параллельно с дислексией у ребёнка может проявляться дисграфия. Дисграфия является нарушением письма. Дислексия встречается редко, но, несмотря на это, она может затруднить процесс обучения ребёнка. Чтение положено в основу всей мировой системы образования, поэтому проблемы в процессе обучения могут иметь длительные последствия. Данное заболевание встречается в основном у мальчиков.

Дислексия у детей в большинстве случаев появляется в возрасте 7 лет, поэтому проблемы с чтением чаще всего наблюдаются у младших школьников. Различные нарушения чтения становятся более очевидными ко второму классу. В некоторых случаях дислексия со временем компенсируется, но иногда сохраняется и у более старших детей. Но при раннем выявлении и своевременном, комплексном лечении течение дислексии можно изменить в лучшую сторону. Лечение должно быть длительным, иметь интенсивный и систематический характер. Иногда ребёнок может быть предрасположен к данному заболеванию генетически, в этом случае дислексия наблюдается сразу у нескольких членов семьи.
Дети с данным нарушением делают много ошибок при чтении. Они читают медленно, при этом они могут неправильно произносить слова, пропускать некоторые звуки, прибавлять ненужные, переставлять буквы. Дети затрудняются в восприятии некоторых звуков на слух, это приводит к тому, что они не используют их в собственной устной и письменной речи, при чтении. Ребёнку с дислексией очень трудно различить близкие по акустическим признакам звуки: Б-П, Д-Т, К-Г, С-З, Ж-Ш. Именно поэтому дети, имеющие такие проблемы, не имеют интереса к чтению, пересказам, изложению разного рода текстов. По мере возможности данные формы работ им не дают.

Давайте разберём механизм развития дислексии, это поможет лучше понять суть данного заболевания. Человек имеет три вида слуха: физический (шуршание листвы, лай собаки, шум дождя), музыкальный (наслаждение от любимой песни, бессмертной музыки великих композиторов), речевой (понимание речи, отличие звуков друг от друга). Когда речевой слух развит недостаточно, человек не в состоянии различать схожие созвучия, не правильно воспринимает обращённую к нему речь.
При нарушенном речевом слухе возникают и затруднения в чтении и письме. Это естественный процесс, ведь ребёнок, неясно слышащий речь других людей не может правильно читать. У ребёнка при дислексии нарушено соотношение звука и буквы. Услышав звук, он не имеет возможности быстро представить его в виде знака. А ведь поток речи, которую он воспринимает, очень быстрый. Именно поэтому овладение грамотой таким детям даётся с большим трудом.

Но учить ребёнка необходимо, так как изменение одного или нескольких звуков влечёт за собой изменение смысла слова: палка-балка, дочка-точка. Ребёнок всего лишь заменяет глухой звук звонким, твёрдый звук мягким, но слово полностью изменяет свой смысл.
Для коррекции дислексии у ребёнка, родители должны не только заниматься с ним самостоятельно, но и обязательно привлечь специалиста. Все занятия направленные на исправление чтения у ребёнка, должны строиться в определённой системе. В процессе занятий ребёнок должен усвоить произношение отдельных звуков и научиться соотносить звук с буквой. Для лучшего результата логопед использует различный наглядный материал.
Нужно понимать, что дислексия это такое состояние, для выявления и коррекции которой, необходимо сотрудничество родителей и логопеда, только в этом случае можно добиться стойких положительных результатов.

Лечение

Наличие дизорфографии у ребенка не должно быть расценено как оправдание для допущения ошибок при письме.

Это расстройство обучения можно исправить путем тренировки правильного письма и чтения. Ребенку под силу усвоить нормы правописания слов.

Необходимым для этого является контроль со стороны взрослого, который должен мотивировать ребенка к работе, и исправлять возможные ошибки, чтобы избежать их закрепления. Очень важно частое чтение книг. Таким образом, ребенок визуально усваивает новые слова, запоминает их написание.

Работа на дому с ребенком требует терпения и понимания его ситуации. Часто или иногда его ошибки вызывают смех, что вызывает в нем чувство разочарования и отказа.

Упражнения должны стимулировать как интеллект, так и эмоции. Хорошие упражнения для ребенка с дизорфографией – ребусы, кроссворды и забавные рисунки, которые позволяют отличить правильное написание слов от неправильного.

Применяются дидактические игры, которые были созданы на основе многолетней работы специально для предотвращения дизорфографии. Также стихи и песни, содержание которых сосредоточено вокруг грамматических правил, приносят пользу. Мелодии легко укрепляются в памяти, благодаря чему ребенок вспомнит их фрагмент в случае дилеммы орфографии, что поможет облегчить ему принятие решения.

Для каждого типа дизорфографии значительную пользу приносит чтение книг. Специалисты сходятся во мнении, что постоянное чтение снижает степень всех нарушений письма.

Эффективность лечения дизорфографии зависит, прежде всего, от систематической коррекционной работы, индивидуального подхода и формирования у ребенка способности к концентрации внимания и запоминанию новых правил.

Краева Е.В. (сост.) Виды работ с трудными словами

  • формат doc
  • размер 13.19 КБ
  • добавлен 22 марта 2013 г.

Брошюра. — Норильск, 2013. — 2 стр. В брошюре «Виды работ с трудными словами» собраны задания, которые помогут учителям начальных классов и логопедам сделать процесс обучения более интересным и разнообразным, сочетающим учебные и игровые упражнения. Игры-упражнения помогут учащимся преодолеть трудности при написании словарных слов и трудных слов с различными орфограммами, стать активными и самостоятельными. Представленные разнообразные игры яв…

d83151a.jpg

Диагностика

 Задача выявления учащихся с дизорфографией возложена на логопеда школьного логопункта. В начале учебного года специалист проводит обследовании всех учеников начальной школы; при этом у учащихся 2, 3 и 4 классов, кроме состояния устной речи, анализируются письменные работы. В ходе логопедической диагностики оценивается уровень понимания речи, владения связной речью и грамматическими нормами, сформированности звукопроизношения и звукослоговой структуры слов, объем словаря. При изучении письменных работ (сочинений и изложений) учитель-логопед обращает внимание на наличие и ведущий тип грамматических ошибок, определяет степень тяжести и характер речевого нарушения. К оценке сформированности ВПФ привлекается школьный психолог.
 В первую очередь, дизорфографию дифференцируют от дисграфии, в основе которой лежит нарушение фонематического принципа письма. Кроме того, трудности усвоения и использования грамматических правил могут быть связаны с частыми заболеваниями ребенка и пропусками школы, педагогической запущенностью, переводом ребенка на обучение к другому учителю или по другой программе. В подобных случаях грамматические пробелы имею нестойкий характер и преодолеваются при объяснении и усвоении орфографического правила.

Профилактические меры

Для предупреждения дисграфии, упражнения для развития речи следует практиковать еще до начала обучения письму. Вообще говоря, профилактика дисграфии – это задача родителей. Порой бывает достаточно перед занятиями делать массаж или растирание воротниковой зоны, готовить ребенку здоровый завтрак и давать в школу для перекусов орехи, энергетические батончики или курагу. Такие несложные мероприятия позволят обеспечить достаточное питание мозга на все учебное время. Важно начинать обучать малыша правильной речи, когда он только начинает разговаривать. Родительская забота и внимание, здоровый сон, адекватные нагрузки, активный летний отдых, своевременное подключение логопеда и индивидуальный подход в обучении дает возможность предотвратить проблемы с письмом.

Источник

Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом

  • формат pdf
  • размер 24,18 МБ
  • добавлен 1 апреля 2015 г.

Методические указания Издательство: Дельта +, КАРО 2004 г. 207 с. В книге рассматриваются те основные трудности освоения грамотного письма, с которыми встречается ребенок, не вполне подготовленный к началу школьного обучения. Автор дает доступные даже для неспециалистов рекомендации, как помочь школьникам овладеть: — навыками звукового анализа отдельных слов и речевого потока в целом; — умением быстро и безошибочно находить в слове приставку, ко…

1fecbbe.jpg

Профилактика

 Задача предупреждения расстройств школьных навыков у детей возложена на родителей и педагогов. Миссия семьи – обеспечить ребенку гармоничное физическое развитие, психологическое благополучие, благоприятные условия для формирования высших психических функций. Все имеющиеся пробелы в речевой сфере должны быть устранены до поступления ребенка в школу или на первом году обучения, иначе в дальнейшем школьник неизбежно столкнется со специфическими учебными трудностями (дислексией, дисграфией, дизорфографией). Большую роль в раннем выявлении нарушений письменной речи играет слаженная совместная работа учителя начальных классов, школьного логопеда и детского психолога. Своевременно начатый, систематический и четко спланированный коррекционный процесс помогает преодолеть дизорфографию и справиться с освоением школьной программы.

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1

Прищепова И.В. Диагностика дизорфографии у младших школьников

  • формат image
  • размер 73,29 МБ
  • добавлен 1 апреля 2015 г.

СПБ.: КАРО, 2006. – 240 С. Учебно-методическое пособие включает в себя подробые методические рекомендации к проведению методического обследования младших школьников с дизорфографией, полную (речевую) карту обследования, включающую тексты всех диагностических материалов, разделенных на годы школьного обучения. В том числе содержатся упражнения на исследование сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи, языкового анализа и синтеза предложений, п…

aad8f39.jpg
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...