Тахилалия — причины, симптомы нарушения и коррекция темпа и ритма речи

» «, . , — . .

. ,

, , , , .

http://www.allbest.ru/

:

. ,

1 .

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

2 . —

2.1

2.2

2.3 , —

2.4

. — , . , . — , .

, . , , , .

— , , . . , , , , .

, , , , , .

, — : (), (), () .. : , .. , , , , .

: .

, , , , , , , , .

, , , , , , .

.. , . , . , .. , .. , . , ., . , .. , . . .

— .

:

— ;

— ;

— ;

— .

1 .

1.1

— , , , , , , , .

.

— (, , , , ); , . , . () 10-12 (5-6 ) .

— , ( , ), .

(. tempus — ) — .

.

— , (.., 1977; .., 1990). [16,.12]

. : , , , , , .

:

1) . .

2) — .

, , , . , , . . , , . , , .

, , — .

:

1) , , .

2) (, , , ).

3) ( , , , — ..).

4) , (, , , , ).

5) (, .)

6) .

7) . ( ) .

— , (, , ) .

— — . , . , , — . — . — , . , — . , — , , ( ). , . .

:

1) (). , . .

2) . — . , .

3) — ( — ). . , (,2008; , 1999).

, , ( ), . , . . , — , .

, . , — . , . , , . , .

, , , , . .

1.2

:

1. — ;

2.- ;

— , , ;

— , .

, . . , .

. . .

1.3

— .

bradys — , lalia — .

: Bradyphrasia (), Bradyarthria (), Bradylogia ().

— , .

XIX . . (.. , 1934; . , 1950; . , 1962; .. , 1959), (, .), (, . .,1990; . , 1990; . , 1946).

, : , (.. , .. , .. ); , (. ), , , (. ).

, : , , , , , . ( ), , , .

, , .

() : () , , , — ( , ).

, , . , . , .

, , , . , , .

: , , , , . , . .

, , , . , , , , . . : , , , . , . , , . , . . .

1.4

— .

tachis — , lalia — .

: Tachiphrasia ().

.. .

, , , .

, , .

, .

.. (1959) , , , . . , . . , , , .

(.. , .. ).[5,.182]

. , . , , , , , .

: ( 10—12 20—30) . . , , , , , , , .. , , .

, . , , , . , , , . , .

, , , — , .

: ( , , , ). ( ). , , , . , . , . : , , , . .

, , , , . . , — , , .

, , . -.

1.5

:

1. (),

2. ().

() : — , , ;

— , ;

— , , ;

— , (), ;

— () .

.

, , . [5,.185]

, . ( ), , .

, .

( ) . , , , .

, , — .

().

( ), , . 10-12 20-30. , . , .

, , , . , .

, , , .

.

, .

: , , ; , , . , , , , .

:

1. ;

2. ;

3. ( , );

4.

5. ( );

6. ;

7. .

:

1. ;

2. ;

3. ;

4. (, , — , ).

:

1. ;

2. , .

1.6

iterare — . : . , , , .

, , .

. , , , , . , , . , ( 80% ) , . . 2 . .A. Pay , (). , . .

, , . , 4-5 . , . , , . , , .

, , . , , .

.

: -.

: — , ( -) ( ).

, , .

, , .

:

1) : — ; ; ( , , , , ); , ; ; (, , ); , , , ; , ; ( , , . : , , . .).

2) ( , , , , , , , , , , ), ;

3) ;

4) , ( , , , , , , , );

5) : , , , ; , , , , — , , (, , , ), .

: , , , ;

— ;

, , , , (, , , ) ;

6) : — , , , ; . .

: — — , ,

— , , — ;

-, ;

— .

:

— , ;

— (, );

— ;

— (, , );

— () , ;

— , ;

— ;

— (, — , );

— , (, , );

— ;

— .

, , .

2 .

— . :

1. (, , .)

2. , ;

3. (, ; , ),

4. , , — .

5. () .

6. ( , ), , , .

( , , , ). , , , .

2.1

. . , . , . ., , . , , .

( ) . , . , , , , . , .

, . , .

.

:

1. ,

2. ,

3. ,

4. ,

5. ,

6. (, , , , ),

7. (, ).

2.2

.. 3.. 1935 .

, , . .. , , , .

, , .

— . . (, , ).

— . , , , , . ( 30 50), (4—5 ) . , , , . II , .

— , . : , .

— . , , . . : , — , , , , , . ., , .

, — . . , ; , , .

.

: -, ;

-, , ;

— ;

— ;

— ;

— ;

— . .

, ( , , ). ( ), .

, . . , , .

, , , .

:

1) , , , ;

2) ;

3) , , ;

4) ;

5) .

. , .

2.3 , —

, , — — , , , , .

. , , , , . , , , , , , .[16,.95]

. , , .

:

;

;

.

2.4

, .

, , , , .

, , . , , , , , , , , , , .

, . , . , , . , , , . . .

, , . . , .

. , , . , , . , .

, , , , , , . , , . , , .

( , , ). , , .

: . . , , .

— , .

, , , , , , , , . , , , .

( ) . :

* , ;

* ;

— , ;

* — — .

1. .. : .-.: , 2005.

2. .. . ., 2009.

3. . . . — ., 1983.

4. . . . — ., 1985.

5. .. . . ., . 2008.

6. . . , , . . — . : 1969.

7. .. . ., 2008.

8. / .. .- /: , 2011.

9. .. . ., 2009.

10. / . . . . — ., 1968.

11. .. . — , 2009.

12. .. — —: , 2002.

13. . . . ., 1969.

14. / . . . . — ., 1969.

15. . . / . — ., 1979.

16. .., .. .-.: , 2009.

— .

,

.. (2005) .. (2006). [16,.80]

1. .

:

— .

— ().

: , , . .

: , . .

1: .

.

.

.

.

2: .

?

?

?

?

:

4 — (4-5 );

3 — (+/- 1 );

2 — (7-8 ),

(2-3 );

1 — ( 9 ), (1-2 );

0 — — , . .

2.

: , , . -. : — , — , — , .

: , -: — , — , — .

: . — , , — , — . , , , .

— . ( )

— . ( )

— — ? ( )

— . ( )

— , ? ( )

— . ( )

:

4 — .

3 — , .

2 — .

1 — , .

0 — .

3.

: .

: .

: .

— . ( )

— ? ( )

— . ( )

— . ( )

— . ( )

:

4 — .

3 — , .

2 — .

1 — , .

0 — .

4.

, , .. .

: — .

: , , , — , — , .

,

,

.

:

4 — .

3 — , .

2 — .

1 — , -> .

0 — .

— . [16,.102]

: , .

. ( ) / — , U — .

/ .//

,/

,/

.//

,/ .//

.//

,/ — .//

/ — .//

Allbest.ru

  • . . .

    [74,8 K], 25.07.2013

  • . , — . .

    [16,2 K], 12.12.2010

  • . . .

    [87,1 K], 05.04.2012

  • — . . .

    [269,8 K], 29.04.2014

  • . . — . .

    [1,1 M], 15.08.2014

  • . — .

    [5,9 M], 15.10.2013

  • , . — .

    [4,8 M], 05.04.2012

  • ?

, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.

Тахилалия

В чистом виде это просто патологически ускоренный темп речи.

Историческая справка

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии , а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

Известные российские и советские логопеды и дефектологи

  • Жан Батист Жоффре
  • Гурцов, Георгий Александрович
  • Флери, Виктор Иванович
  • Спешнев, Яков Тимофеевич
  • Сиповский, Василий Дмитриевич
  • Остроградский, Александр Федорович
  • Енько Петр Дмитриевич
  • Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович
  • Воячек, Владимир Игнатьевич
  • Левина, Роза Евгеньевна
  • Соловьёв, Иван Михайлович
  • Фельдберг, Давид Владимирович
  • Соколянский, Иван Афанасьевич
  • Басова, Антонина Гавриловна
  • Ласточкина, Елизавета Гурьевна
  • Хватцев, Михаил Ефимович
  • Трауготт, Наталия Николаевна
  • Ляпидевский, Сергей Семёнович
  • Микаэльян, Карп Авдеевич
  • Никитина, Маргарита Ивановна
  • Волкова, Лариса Степановна
  • Некрасова, Юлия Борисовна
  • Халатян, Вачаган Геворкович
  • Чиркина, Галина Васильевна
  • Лукаш Ольга Леонидовна
  • Дитковская, Нина Леонидовна
  • Рау Фёдор Андреевич
  • Рау Наталья Александровна
  • Рау, Елена Юрьевна
  • Панченко, Инна Ивановна
  • Барабанов, Родион Евгеньевич
  • Филатова, Юлия Олеговна

Общие сведения

Тахилалия проявляется в ускоренном темпе речи, когда больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что превышает нормальный речевой темп приблизительно в 2 раза. При этом фонетические, лексические и грамматические дефекты речи наблюдается не всегда.

Это расстройство относят к нейропсихическим заболеваниям. Чаще всего тахилалия является только побочным эффектом какого-либо серьёзного психического или нервного расстройства, поэтому заболевание требует комплексной диагностики и лечения.

Названия

 Название: Клаттеринг.

Клаттеринг Клаттеринг

Нарушения голоса

narusheniegolosa

Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, афазией). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом — фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением — фонопедией).

Описание

 Клаттеринг. Дезорганизация темпа, ритма и плавности речевого высказывания несудорожного характера. Характеризуется чрезмерно быстрой, невнятной, монотонной речью, повторением слов и слогов, артикуляционными нарушениями, лексико-грамматическими ошибками, неправильной расстановкой логических ударений и пауз. Речевому расстройству сопутствует общая моторная расторможенность, дефицит памяти и внимания, некритичность по отношению к своей речи и поведению. Нарушение распознается в ходе логопедического обследования с использованием традиционных и специальных методик. Коррекционное вмешательство направлено на нормализацию темпа речи, развитие языковых навыков, совершенствование звукопроизношения.

Профилактика возникновения

Родители могут оградить ребенка от воздействия внешних отрицательных факторов – не допускать травм, наблюдать за его развитием и принимать в этом процессе активное участие. Их задача состоит в том, чтобы защитить малыша от стрессовых ситуаций, испуга, страха, постороннего шума. Обстановка должна быть размеренной, а требования родителей к ребенку разумными. Но не стоит во всем потакать ему, избегайте излишнего баловства. Здоровая и крепкая нервная система не только предотвратит развитие тахилалии, но и положительно повлияет на общее состояние организма.

Профилактика возникновения.

Также учитывайте тот факт, что дети во многом подражают родителям, особенно в таком возрасте. Культура вашей речи и темп, артикуляция должны быть примером для него. Следите за тем, чтобы он не говорил на вдохе и не повторял звуки, слоги.

Дифференциальное отличие тиков при заикании от хаотичных движений при тахилалии заключается в том, что в первом случае они возникают при разговоре. А во втором не связаны с речью.

Классификация нарушений речи

В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» — классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).

Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи

  1. расстройства фонационного оформления высказывания:
    Дисфония (афония)
  2. Брадилалия
  3. Тахилалия
  4. Заикание
  5. Дислалия
  6. Ринолалия
  7. Дизартрия
  8. Дислексия
  9. Алексия

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:

  1. Алалия

Афазия

Нарушения письменной речи

  1. Дисграфия
  2. Аграфия

Психолого-педагогическая классификация

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Нарушения средств общения

  1. фонетическое недоразвитие (ФН)
  2. фонематическое недоразвитие
  3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
  4. Общее недоразвитие речи (ОНР)

Нарушения в применении средств общения

  1. Заикание

Нарушения речи: основные варианты

Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения

, как варианты нарушений

экспрессивной стороны речи . Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата

дислалия — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») —

ринолалия (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера —

дизартрия (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.

Нарушения темпа и ритма речи

— брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедии, неврологии и психотерапии).

Нарушения голоса

— афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость), нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как

логопедии , так и

фониатрии (Орлова О.С., Лаврова Е.В., Осипенко Е.В., Михалевская И.А., Барабанов Р.Е., Котельникова Н.М. и др.).

Нарушения импрессивной речи

(восприятия и понимания речи) — отдельные варианты

афазий .

Варианты распада речи

— афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии).

Варианты общего недоразвития речи и алалии

.

Нарушения письменной речи

, в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия).

Нарушения речевого развития при олигофрении

(смежная область логопедии и олигофренопедагогики).

Нарушения речевого развития при нарушениях слуха

(область преимущественно сурдопедагогики).

Симптоматика

Клиническая картина симптомов разделяется на две группы:

  1. Речевая. Проявляется следующими признаками:
    • ненормально быстрый темп речи;
  2. нарушение плавности речи;
  3. экспрессивность разговора;
  4. запинки, перестановки и повторы слов при разговоре;
  5. в случае, если внимание больного было обращено на его речь, то равновесие между внутренней и внешней речью восстанавливается, хотя темп все равно остается быстрым;
  6. нарушение чтения.
  7. Неречевая. Нарушаются психологические процессы, вегетативная нервная система, эмоционально-волевая сфера, и это проявляется следующими симптомами:
    • быстрые и стремительные движения;
  8. метание в постели;
  9. неустойчивое внимание;
  10. нарушение всех видов памяти;
  11. нарушение письма;
  12. быстрое переключение внимания;
  13. покраснение кожи, потливость и тахикардия в случае волнения.

Также можно отдельно рассмотреть общие симптомы полтерна и баттаризма:

  • спотыкание при разговоре;
  • расстройство дикции и дыхания;
  • пониженная логичность мышления;
  • беззвучное движение губ и языка;
  • расстройства голоса;
  • неустойчивое внимание;
  • незамечание речевого дефекта;
  • разбросанность мыслей.

Диагностика тахилалии

Разновидности тахилалии.

Полтерн (спотыкание) – когда при наличии тахилалии наблюдается прерывистость  темпа  несудорожного характера.   Сочетается с нарушением общей и речевой моторики.  Может встречаться на фоне других нарушений речи.

Баттаризм – разновидность тахилалии, когда из-за нарушения речевого внимания и тяжёлого нарушения темпа речи неправильно формируется фраза. Он также часто сочетается с другими нарушениями речи.

Причины

Поскольку клаттеринге не изучен досконально, в его патогенезе масса белых пятен. Причинами коммуникативного нарушения могут быть:

  1. Дисфункция речевого центра в головном мозге
  2. Наследственность
  3. Неврологические расстройства: энцефалит, болезнь Паркинсона, олигофрения

На заметку! В 2007 году в Болгарии прошла Международная конференция по клаттерингу. На заключительном заседании ученых было принято решение о необходимости глубокого изучения этиологии заболевания, создания системы для диагностики синдрома и способов его лечения.

Симптомы органических нарушений голоса

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием голосовых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда — невозможностью выполнения голосовой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие голосовые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки. При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Причины возникновения

Этиология тахилалии до сих пор вызывает многочисленные споры. Единой теории, которая бы объясняла, что именно становится первопричиной к возникновению этой патологии, нет. Пока специалисты выделяют три фактора:

  • генетика,
  • дефект у окружающих людей,
  • педагогическая запущенность.

Однако, зафиксированы случаи, когда патология возникала как следствие повреждения мозга (опухоль, травмы, инфекции, эпилепсия). Некоторые психические заболевания также сопровождаются тахилалией. Чаще всего она возникает у больных шизофренией, психозами, олигофренией.

Несмотря на неоднозначность мнений, ведущие специалисты сходятся в одном: в основе нарушения лежит дисбаланс в нервной системе процессов возбуждения и торможения. Преобладание процесса возбуждения оказывает влияние на весь организм, включая речь и моторику.

Прогноз и методы профилактика тахилалии

Диагностика нарушения темпа речевой функции (тахилалии, брадилалии, заикания) включает выявление причины заболевания. Ребенка направляют к неврологу. Невролог проводит осмотр, собирает анамнестические данные (речевая функция родственников, патологии беременности и родов), назначает обследование (электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию, ультразвуковое исследование сосудов и другие методики).

быстрая, медленная, заикание. Логопеду также важно знать состояние артикуляционного аппарата, мимических мышц. Если ребенок умеет писать и читать, специалист оценивает состояние письма и чтения (скорость, правильность слов, наличие пауз в предложениях, наличие заикания, запинок во время чтения, скорость и правильность написания слов и предложений). По окончании обследования логопед составляет логопедическое заключение.

Диагностика нарушения речи проводится неврологом и психиатром. Для того чтобы выявить неврологическую симптоматику, а также проверить состояние интеллекта и психические отклонения, пациент проходит следующие исследования:

  • электроэнцефалографию;
  • ЭЭГ для исключения эпилептиформной активности;
  • МРТ головного мозга.

Для оценки речевой функции пациента направляют на осмотр к логопеду. Специалист проверяет состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи. Также во время исследования учитывается постановка пациентом ударений, построение пауз, оцениваются задания на написание, прочтение, переписывание текстов. В свою очередь, психолог проводит обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Благоприятный прогноз лечения тахилалии напрямую зависит от невротического и психического состояния пациента, а также активной совместной работы с врачом и логопедом. В случаях развития баттаризма и полтерна прогноз неопределенный.

Для того чтобы предотвратить развитие тахилалии, специалисты рекомендуют соблюдать простые меры предосторожности относительно предупреждения и лечения травм головы, нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей мозга. Также следует уделять особое внимание нервно-психическому развитию ребенка и правильному формированию его речи.

Необходимо охранять ее от таких чрезвычайных раздражителей, как шум, запугивание, излишняя суровость, неожиданные окрики. Вместе с тем не следует излишне баловать детей, потакать всем их желаниям. Взрослые должны стремиться к соблюдению ровного, спокойного отношения к ребенку на фоне разумной требовательности.

С самого раннего возраста ребенок активно подражает речи окружающих. Но подражание, являясь могучим средством развития детской речи, в то же время представляет и известные опасности. Выше уже отмечалось, что и тахилалия, и брадилалия могут возникать в результате подражания. Поэтому нужно исключать всякие контакты ребенка с людьми, которые говорят чрезмерно быстро или слишком замедленно.

Речь родителей и воспитателей должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, четкой по артикуляции, простой по структуре, выразительной и неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь. Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь — и в семье, и в детском саду — он и сам, в конце концов, будет говорить правильно.

Он во многом зависит  от структуры дефекта  (нарушение выражено в чистой форме или является проявлением более сложного синдрома). Огромное значение имеет умственное  развитие  и поведение человека.

Преодоление тахилалии так же зависит и от окружающих, от сотрудничества родных с врачом и логопедом, от своевременности и комплексности воздействия.

В этой статье я затронула  тему  коррекции  различных видов  ускоренного темпа речи. Тахилалия и её разновидности  являются сложными и не до конца изученными речевыми нарушениями.

Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу.   Если вы сочли эту информацию полезной, поделитесь с друзьями.

Помимо внешних проявлений заболевания, существуют и внутренние нарушения, определить которые помогут дополнительные обследования. Исследования (МРТ, ЭЭГ, РЭГ) головного мозга помогут определить органическую причину заболевания. Если симптомы брадилалии наблюдаются у ребёнка, необходима консультация таких специалистов, как невролог, логопед, психолог и психиатр.

Классификация нарушений темпа речи

Сбор подробного анамнеза поможет изучить перенесённые заболевания и травмы, а также определить наличие брадилалии у родственников пациента. Логопед проведёт диагностику речи ребёнка, работу артикуляционного аппарата, интонации, ритма, правильности произношения. Врач оценит эмоциональную окраску и индивидуальные особенности речи.

Невролог определит неврологический статус, уровень мелкой моторики и мимики, проанализирует сенсорные функции. Психолог поможет проверить уровень интеллектуального развития. Пациенту предлагаются письменные задания и чтение отдельных слов, фраз и текстов. На основании комплексного обследования составляется карта.

Любое нарушение лучше предотвратить, чем коррегировать. Основная тактика предупреждения речевых нарушений – сохранность центральной нервной системы ребёнка. Детям вредят окрики, запугивание, суровое обращение, постоянный фоновый шум, страх, частый контакт с возбудимыми беспокойными сверстниками. Если к ребёнку предъявляются разумные требования, он постоянно находится в спокойной обстановке, не подвергаясь неблагоприятным раздражителям, его нервная система находится в устойчивом равновесии.

Для профилактики брадилалии принимают следующие меры:

  • предупреждение внутриутробных и родовых поражений ЦНС плода;
  • соблюдение режима дня, наличие полноценного питания, качественного сна и др.;
  • предупреждение травм головы и инфекционных заболеваний нервной системы;
  • полноценное общение с ребёнком;
  • внимательный контроль над речевым развитием малыша.

Чем раньше родители обратятся к специалистам при подозрении на нарушения темпа и ритма речи, тем больше шансов сохранить здоровье ребёнка и избежать осложнений.

Прогноз

Прогноз при тахилалии зависит от состояния ребенка, методов лечения, его психического и невротического здоровья. При соблюдении условий прогноз становится благоприятным. А вот в ситуации с развитием баттаризма и полтерна прогноз остается неопределённым.

Коррекционная работа при тахилалии.

Коррекционное воздействие осуществляется комплексно.

Медицинское воздействие включает успокаивающее, общеукрепляющее, воздействие в зависимости от того, насколько выражены  беспокойство, раздражительность, гиперактивность.

Психотерапия  направлена на перевоспитание личности, на социализацию.

Рекомендуется лечебная физкультура. При выполнении упражнений тренируются тормозные реакции, выдержка, сосредоточенность, внимание. Все упражнения проводятся под счёт или  под мелодичную музыку в медленном темпе, плавно, спокойно.

Логопедическая работа во многом сходна с коррекцией заикания, но логопед учитывает механизмы и симптомы именно этого нарушения.  Обязательно в логопедическую коррекцию включается логоритмика.  Основой таких занятий является медленный темп.

В работе по преодолению полтерн и баттаризма очень важным является формирование понятий и  грамматически правильное  их выражение.  Работа по преодолению  нарушений  темпа речи  часто является профилактикой заикания.

Антиципация в психологии

Когда связывают познавательные процессы психики с их отношением ко времени, то обычно получается, что восприятие связано с настоящим, механизм антиципации — с будущим, память – с прошлым.

В процессах восприятия, которые протекают в настоящем, всегда включается с одной стороны прошлый опыт, сохраняющийся в памяти, с другой – всегда в восприятии присутствует антиципация (отнесенность к будущему).

Антиципация – это своеобразный феномен опережающего отражения, который может обеспечить возможность субъекту «заглянуть в будущее».

Хотя феномен опережающего отражения и относится к будущему, все равно он обязательно опирается на прожитый опыт, сохраняющийся в памяти индивида. Обнаруживается в актуальных деяниях индивида, совершающихся в определенный момент настоящего времени. В памяти индивида сохраняется то, что случилось и стало прошлым. Однако воссоздается такое прошлое в определенные моменты настоящего.

Обязательной предпосылкой возникновения феномена опережающего отражения является сохранение прошлого опыта в памяти. Так, например, слежение за зрительными или слуховыми сигналами показывает, что антиципация является необходимым условием для выполнения действия, если по каким-либо причинам испытуемый не в состоянии предвидеть изменения прослеживаемых сигналов, в таких случаях происходит срыв такой деятельности.

Понятие антиципации объединяет в себе проявления психических способностей к опережающему отражению. Т.е. в широком смысле антиципация представляет собой способность к действию и принятию различных решений с конкретным пространственно-временным упреждением в отношении будущих ожидаемых событий.

Выделяют следующие функции антиципации: регулятивная, когнитивная и коммуникативная. Регулятивная функция проявляется в ограничении уровней свободы системы согласно временно-пространственной структурой среды. Согласно предполагаемым изменениям обстоятельств внешней среды происходит предупреждающая подготовка, исход результатов действий и постройка его программы. Это обуславливает характер и направленность поведения в ситуации, которая сложилась. Но регуляция деятельности не может происходить без постройки модели нужного будущего или акцептора исхода действий, дающего возможность сравнения приобретенных итогов действий с параметрами потребного результата. Данный аспект регуляции гарантируется процессом антиципации, т.к. исход является будущим событием по отношению к деянию. Результаты предвосхищения включаются в принятие решения в качестве необходимых и существенных компонентов. Поэтому, роль процесса антиципации в регуляции деятельности индивида и его поведения очень важна.

Ломов полагал, что «опережающее отражение» может выступать в формах предвидения (экстраполяция, прогнозирование, антиципация) и целеполагания. Именно целеполагание определяет опережающее отражение, которое включено в деятельность индивида. А цель выступает в качестве опережающего отражения будущего исхода такой деятельности. Т.е. предвосхищение причисляется к опережающему отражению реального хода различных обстоятельств, взятых безотносительно к индивиду. Т.е., индивид выступает в качестве наблюдателя.

Согласно Фадееву антиципация в деятельности захватывает такие аспекты развития ситуаций: вероятные варианты, преобразование условий, вероятные варианты постройки исполнительных деяний, вариации оценки вероятных исходов, вероятные варианты корректировки модели обстоятельств и программы исполнительных деяний.

Антиципация принимает участие в выборке информации в процессах запоминания и восприятия. Ломов полагал, что процесс запоминания – это не механическая запись того, что в определенный момент воздействует на индивида, она из-за необходимости включает выборку воспринимаемой информации. Ведущую роль в процессах выборки информации для процесса запоминания имеют планы и предсказания, строящиеся индивидом в процессе его поведения.

Прогнозирование включается практически во все познавательные процессы, поэтому антиципацию считают «сквозным» психическим процессом.

Геллерштейн обозначал проявления процессов антиципации в предвосхищении поступков других индивидов, которое основывается на осознанном (или не всегда осознанном) знании эмоций логики и вытекающей из них деятельности.

Существует также антиципирующее воображение. Оно лежит в основе такой важной и нужной способности индивида – способности предугадывания будущих событий, результатов действий. Такое воображение внутренне неразрывно связано с составом каждой деятельности индивида. В условиях, когда стимуляция одним из взаимозаменяемых механизмов недостаточна, наступает активация воображения. Из накопленной ранее информации составляется бесконечное множество новейших сочетаний. Генератором таких сочетаний могут выступать активные зоны нашего подсознания. Но такие генераторы будут не беспорядочными, а будут иметь тематическую направленность текущим моментом восприятия. Событие, которое воображается, обладает физическим эффектом. Например, при воображении тяжелой физической нагрузки сердце может начать биться более утонченно.

Антиципация связана напрямую с личностными свойствами. Прямой взаимосвязью будет связь прогностической компетентности с личностными свойствами, которые обеспечивают успешность адаптационных процессов (общительность, уравновешенность). А связь такой компетентности с личностными свойствами, которые отвечают за нестабильность сферы психики (депрессивность, невротичность, агрессивность, лабильность) будет обратной. Таким образом, неразвитые механизмы антиципации могут указывать на вероятные нарушения в системах психической приспособляемости индивида. У психически нездоровых личностей или у невротизированных такие механизмы будут нарушены.

Профилактика

Ребенок подражает взрослым во всем. Основным методом профилактики ускоренного ритма речи является правильный образец речевого общения. Следите за формированием артикуляционных привычек у дошкольника с самого раннего возраста. Останавливайте его речь, если он торопится, захлебывается, контролируйте дыхание и четкость произношения.

Анна Ровенская учитель

Автор статьи

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Коррекция и лечение

Чтобы установить нормальный темп и ритм речи, следует пройти курс коррекции у специалистов. В центре коррекция речи проходит по специально разработанным методикам.

Рекомендуем пройти комплексную диагностику при первичном обращении — совместную консультацию логопеда-дефектолога, клинического психолога или психотерапевта и остеопата. В процессе такой диагностики каждый специалист дает оценку проблеме и собственное заключение. Это позволяет уточнить диагноз и выявить возможные сопутствующие нарушения, подойти к проблеме комплексно не упустив детали.

В результате такой диагностики в каждом конкретном случае специалисты подбирают и включают в коррекционную программу те техники и методики, которые оптимально подходят клиенту в соответствии с типом проблемы, возрастом, индивидуальными особенностями и другими выявленными показателями.

Тахилалия

Коррекционный маршрут при тахилалии и брадилалии включает:

  • ДЭНАС-терапию;
  • Forbrain;
  • Логопедический массаж;
  • Сеансы остеопатии;
  • Песочную терапию;
  • Биоакустическую коррекцию;
  • Упражнения для коррекции скорости разговора (логоритмика, отбивание темпа, хлопки, речевая зарядка, прослушивание образцов правильной речи).

При необходимости специалисты дополнительно направляют на консультацию к неврологу для медикаментозного лечения.

Запишитесь на консультацию. Логопед-дефектолог, психотерапевт и остеопат центра определят индивидуальные причины нарушения темпа речи, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Коррекция брадилалии, как и любого иного заболевания, должна проводиться комплексно.

  • Медикаментозное лечение направлено на нормализацию деятельности нервной системы. Как правило, назначаются укрепляющие и тонизирующие препараты, содержащие витамины группы В, витамин С. Широко применяются в лечении брадилалии препараты глютаминовой кислоты.
  • Положительный результат дают занятия в бассейне, водные процедуры, физиотерапевтическое лечение, массаж, лечебная физкультура.
  • Обязательной является консультация психолога и психотерапевта.
  • Для снятия физического и психического напряжения с больным проводятся аутогенные тренировки.
  • Положительное влияние на улучшение эмоциональности речи, моторики и мимики ребёнка окажут подвижные и развивающие игры, участие в театральных сценках.
  • Чтение книжек, отгадывание загадок способствуют нормализации темпа речи малыша.
  • Занятия ручным трудом развивают мелкую моторику.
  • Темп речи ускоряется при занятиях спортом, пением, танцами.

Стимуляция скорости речи ребёнка проходит постепенно в несколько этапов:

  1. Логопед произносит лёгкую фразу типа «котёнок пил тёплое молоко», задавая темп речи дирижированием или хлопками в ладоши, простукиванием ритма по столу. Дети повторяют фразу несколько раз, следуя за ускоряющимся темпом, задаваемым логопедом.
  2. На этом этапе дети и взрослые быстро произносят строчки из знакомого стихотворения.
  3. Третий этап коррекционной работы включает в себя работу не только над скоростью речи, но и над её выразительностью. Дети рассказывают сказки по ролям, разучивают инсценировки, закрепляя требуемый темп и ритм речи.
  4. На последнем этапе применяются в ускоренном темпе скороговорки и чистоговорки, закрепляющие полученные навыки и развивающие речевую моторику.

Для развития внутренней речи используются всевозможные занятия на сообразительность и воображение. При этом логопед предлагает ребёнку выполнять задания в разных темпах, поддерживая скорость, например, хлопками в ладоши. Постепенно ребёнок учится контролировать свою речь и говорить быстрее.

Коррекция тахилалии сопровождается комплексным медицинским, психотерапевтическим и логопедическим воздействием, а именно:

  • проведение бальнеотерапии;
  • ЛФК;
  • аутогенная тренировка;
  • речевые упражнения;
  • логопедическая ритмика;
  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • нейроседативный массаж;
  • бальнеотерапия;
  • сеансы у психолога.

При этом главной целью коррекционной работы по устранению тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи. В данном случае пациент посещает коллективные занятия, которые подразумевают соблюдение дисциплины и режима максимального ограничения речи. В логопедической работе используются вопросно-ответные беседы.

Кроме того, на занятиях применяются различные речевые методики, зарядки, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. В завершении курса пациенты приступают к рассказам, пересказам, чтению про себя и, конечно же, публичным выступлениям, которые затем подвергается анализу.

Патологически быстрый речевой поток

Коррекция тахилалии у взрослых пациентов длится 3 месяца, а у детей — до года. На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи. На первых порах может быть очень трудно с таким замедленным темпом речи. Для этой цели дети могут произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают сохранять заданный темп во время всего занятия.

При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает фразу, а все дети по очереди договаривают.

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.

Профилактические меры

Родителям детей важно способствовать правильному формированию речи. Дети подражают речи взрослым, поэтому важно при них соблюдать спокойный темп разговора. Важно следить за правильностью произношения и скоростью воспроизведения слов.

Профилактика для взрослых заключается в своевременном и полном лечении возникающих патологий. Это касается заболеваний неврологического профиля, нейроинфекций. Что касается психических нарушений, то в таких случаях их сложно корректировать. При своевременном обращении к врачу возможно снизить степень проявления симптомов и риск осложнений.

Профилактика

Чтобы предотвратить развитие речевых дефектов, нужно использовать меры профилактики:

  • следить за нервно-психическим развитием ребёнка;
  • лечение травм головы;
  • лечение нервно-психических нарушений, инфекций и опухолей;
  • помогать правильно формировать речь;
  • не следует слишком сильно баловать ребёнка – отношение родителей к нему должно быть ровное и спокойное;
  • проявлять повышенную чуткость к ранимым и нервным детям – стараться укрепить их психическое здоровье;
  • разговаривать при ребенке правильно, четко и плавно, не торопясь, чтобы речь была простой и понятной.

Тахилалия с её разновидностями считается сложным и не до конца изученным речевым нарушением, поэтому очень важно наблюдать за тем, как говорит Ваш ребёнок, чтобы можно было сразу обратиться за помощью к специалистам и решить проблему ещё в зачатке. Помимо решения речевой проблемы, это поможет решить и проблемы, из-за которых дефект появился.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...