Звук Р и Рь

Содержание
  1. Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?
  2. Приемы и упражнения
  3. Постановка «л» у дошкольника
  4. 1. Ротацизм и методы его исправления
  5. 3. Литература
  6. Параротацизм
  7. Этапы развития речи у ребенка
  8. Упражнения на дыхание
  9. 5. Недостатки произнесения звуков [р], [р`]
  10. Симптомы
  11. Что сложного в звуке «Р»?
  12. 6. Горловой дрожащий звук
  13. Виды ротацизма Таблица
  14. Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях
  15. 7. Двугубный
  16. Недостатки произношения отдельных звуков
  17. Способы постановки фонемы Р
  18. Диагностические мероприятия
  19. Ошибки при попытке произнести «л»
  20. Методика логопедического воздействия при дислалии
  21. Этапы логопедического воздействия при дислалии
  22. Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке
  23. Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.
  24. Меры профилактики
  25. Профилактические мероприятия
  26. Закрепляем произношение (автоматизация звука Р)
  27. Рекомендуем пособия!
  28. От “заборчика”
  29. 14. Постановка звука от базовых артикуляционных движений
  30. Прогноз на выздоровление и меры профилактики
  31. 17. От опорных звуков

Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

Носовой ламбдацизм

Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

  • двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
  • носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
  • межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
  • с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).

Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

  • «Г» («пол» — «пог»);
  • «В» («лыжи» — «выжи»);
  • «Ё» («лодка» — «ёдка»);
  • «Д» («лопата» — «допата»);
  • «Ль» («как дела» — «как деля»).

Приемы и упражнения

Выстраиваем тактику и стратегию в зависимости от особенностей артикуляционного аппарата детей. Какие есть способы ? Мы рассмотрим следующие:

  • по подражанию
  • постановка от мягкого звука ЛЬ
  • с помощью “болтушки” (“индюк”)
  • от паруса
  • с механической поддержкой (использование шпателя, чайной ложки, зонда “восьмерка”, ватной палочки)
  • от “парохода”

Постановка «л» у дошкольника

Дошкольный возраст — это важный период для каждого. До этого момента малыши учатся ходить, говорить, понимать окружающий мир и самого себя. Некоторые согласные сложны для произношения, они формируются со временем. Хуже, когда родители не обращают внимание на дефекты речи у ребенка. В зрелом возрасте их уже очень сложно устранить, поэтому во всех детских садах с малышами в группе и индивидуально работают логопеды.

Самыми распространенными сложно произносимыми согласными являются «л» и «р». Конечно, с моментом взросления проблемы могут пройти без посторонней помощи, а иногда и нет. Работа логопедов и заключается в том, чтобы помочь поставить правильное произношение у дошкольника. Звук «л» бывает как мягким, так и твердым. Иногда малыш не может произнести какой-либо один вид, но чаще проблемы произношения «л» у детей возникает в обоих случаях.

1. Ротацизм и методы его исправления

Е.В. Шереметьева

3. Литература

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Карелина И.Б. Учусь говорить правильно: Тетрадь

для детей 5—7 лет с нарушениями произношения

звуков речи. — М., 2000.

Логопедия/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.

— М.,2002.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М.,

1989.

Правдина О.В. Логопедия. — М., 1969.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного

произношения. — М., 1989.

Филичева Т.Е., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы

логопедии. — М., 1989.

Параротацизм

Параротацизм в логопедии — это замена рокочущего [р] и мягкого [рь] на более простые для говорящего фонемы. Причиной затруднения артикуляции будут парезы, укороченная подъязычная уздечка, нарушения фонематического слуха, подражание взрослым. Может быть формой дислалии.

Среди видов параротацизма можно выделить следующие замены звука [р]:

  1. [в]: произносится без вибрации: рука-вука
  2. [д]: рыбка-дыбка
  3. [г]: паром- пагом
  4. [л]: крот-клот, [л] чаще проговаривается в мягком варианте — [ль]
  5. [ы]: ромашка – ымашка
  6. [й]: рот – йот.

Если говорить о предрасполагающих к ротацизму и параротацизму факторах, педиатры, неврологи и логопеды выделяют следующие врожденные и приобретенные причины:

  • Родовые травмы
  • Двуязычие в семье
  • Наследственность
  • Анатомические аномалии развития артикуляционного аппарата
  • Нарушения слуха
  • Неправильный прикус
  • Травмы языка, челюсти

Ребенок на занятии

Этапы развития речи у ребенка

как научить ребенка выговаривать буквы

Все дети имеют свои индивидуальные особенности развития. Тем не менее каждый возраст характеризуется определенными достижениями, которые важно отслеживать, например:

  • к третьему месяцу у ребенка должно появиться гуление — непроизвольное возникновение звуков (гласных и гортанных согласных);
  • к 6-12 месяцам гуление переходит в лепет — произношение слогов (ба-ба-ба, га-га-га);
  • в год ребенок должен говорить 5-15 простых слов (мама, папа, дядя);
  • в 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет строить простые грамматические конструкции (папа, дай! Кука бух! — кукла упала), словарный запас 80-100 слов;
  • 2 года — 200-400 слов;
  • 3 года — порядка 1000 слов.

С 3 лет начинается интенсивное развитие речи. Ребенок запоминает и без труда воспроизводит новые слова, но не всегда правильно:

  • до 4 лет может смягчать согласные (дь, ть), может заменять свистящие С, З, Ц на Т, о выговаривании Р и Л пока речи не идет;
  • с 4 до 5 лет ребенок перестает смягчать согласные, начинает внятно произносить свистящие, осваивает шипящие звуки;
  • к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки, включая сонорные Р и Л, речь становится богатой, используются сложные речевые конструкции;
  • к 7 годам ребенок владеет речью в совершенстве, что является обязательным условием для дальнейшего освоения школьной грамоты.

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

5. Недостатки произнесения звуков [р], [р`]

Недостатки

произнесения

[р],вместо

[р`] него

полностью отсутствует

в речизвуков

детей или

появляется призвук гласного.

В данном случае обнаруживается полное отсутствие

нужных артикуляционных движений

Симптомы

Полиморфное нарушение звукопроизношения – это острая форма болезни, проявляющаяся в виде нарушений в обычном поведении человека. Симптомы проявляются постоянно с каждым днем нарастая.

Наблюдая за человеком с подобными нарушениями, можно заметить:

  • неустойчивое настроение, меняется за день несколько раз;
  • речь становится лишенной всякого смысла;
  • слушая больного можно заметить, что периодически он несет бред;
  • галлюцинации, больной рассказывает, что к нему кто-то или что-то дотрагивается, слышит посторонние звуки и голоса.

Часто подобные нарушения сильно напоминают параноидальный психоз, депрессивные расстройства, шизофрению, бредовое расстройство.

У людей с нарушениями наблюдается дезориентация, а вот самоидентификация сохраняется. У больного снижается концентрация внимания. Наблюдается частичное помраченного сознания.

Симптомы нарушений произношения звуков могут быть представлены заменой, пропусками, смешениями и искажениями звуков:

  1. Пропуск. Если звук полностью выпадает в любой из части слова.
  2. Замена. Стойкое замещение одного из звуков другим.
  3. Смешение. Ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в потоке речи.
  4. Искажение. Это ненормированное произношение, использование звуков, которые полностью отсутствуют в фонетике русского языка.

Что сложного в звуке «Р»?

Произношение этого звука требует достаточно развитого речевого аппарата. Здесь важны и вибрация, и амплитуда языка, чего не всем деткам удается достичь.

Дети, как правило, допускают следующие ошибки:

– пропускают звук «р» в словах, говорят «мо_оз» (вместо «мороз»), «га_аж» (вместо «гараж»);

– произносят вместо звука «р» другие звуки – «й», «л», «ы», например, «лот» (вместо «рот»), «койова» (вместо «корова»);

– могут произносить звук «р», но делать это неправильно, излишне мягко, чересчур вибрируя.

Если у ребенка всё-таки не получается овладеть этим звуком, расстраиваться не стоит, –проблема решаема, просто нужно ею заняться.

  1. Для начала определите: ребенок не произносит «р» вообще или сложности возникают только в словах. Выяснить это просто. Попросите ребенка порычать как тигрёнок «Ррррр», потом перейдите к слогам «ра», «ре», «ро», и только затем попросите говорить слова с буквой «р»: «рука», «мотор». Если малыш усердно рычит, а вот на слогах и словах уже возникают сложности, тогда проблема в развитии речевого аппарата, и помогут её решить специальные упражнения, которые можно делать самостоятельно в домашних условиях.

  2. Но вот если ребенок совсем не произносит звук «р», тогда без посещения логопеда не обойтись.

0c4e0a11b18638083b38ce32249f5538.jpg

6. Горловой дрожащий звук

Первый тип подобной артикуляции — велярный [р] (от

velum — мягкое нёбо), при котором корневая часть

языка сближается с нижним краем мягкого нёба,

образуя с ним щель. Проходя через эту щель,

выдыхаемый воздух вызывает мелкую,

беспорядочную вибрацию мягкого нёба, в результате

чего возникает шум, который, примешиваясь к тону

голоса, сообщает специфическое дефектное звучание.

При втором типе — увулярном [р] (от uvula — язычок)

— вибрирует только кончик мягкого нёба — в

результате слышится отчетливый рокот.

Виды ротацизма Таблица

Форма Признаки Причины
Полное отсутствие звука Звуки [р],[рь] опускаются в речи полностью, заменяются на гласные Отсутствует нужное для сонорных звуков артикуляционное движение языком, губами
Велярный ротацизм Вибрация беспорядочная, вместо рычания слышен шум с примесью голоса. При фонации спинка, корень язычка отодвинуты к заднему небу, образуется смычка между органами и верхним небом. Воздух проходит между ними рывками, поэтому образуется шум, голоса почти нет Короткая подъязычная связка
Увулярный ротацизм Кончик языка вибрирует недостаточно, мешает прохождению воздушной струи. Рычание есть, но в нем мало шума Короткая подъязычная связка
Боковой ротацизм Вибрация есть, но она нечеткая из-за смещения места ее возникновения. Кончик языка или его бока смыкаются с боковыми частями неба, или во время артикуляции спинка язычка поднимается. В результате звук смягчается или проскальзывает Парезы, высокое и узкое небо, кроткая подъязычная связка, дефекта развития верхней челюсти
Носовой ротацизм Фонация происходит через нос, произносится не [р], а немецкий ng Короткое мягкое небо (врожденный дефект), неполный небно-глоточный затвор
Двугубный ротацизм Вибрируют только губы, язычок остается неподвижным Парезы, слабые мышцы речевого аппарата
Одноударный Полноценная вибрация заменяется на слабый рокот. Артикуляция дает английский d. При произношении язык соприкасается с альвеолами не серией вибрирующих ударов, а единожды. Парезы, другие артикуляционные нарушения
Щечный ротацизм Воздушная струя проходит не по телу языка и верхнему небу, а сбоку, вибрируют щеки Неверная постановка органов при артикуляции: язык опущен, кончик не прижат к небу

Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях

Артикуляционная гимнастика в простых упражнениях

Самая распространенная причина трудностей при постановке звука [Р] – малоподвижный артикуляционный аппарат, то есть слабость лицевых мышц и органов речи. Артикуляционная гимнастика – прекрасный способ преодолеть эти трудности. Рекомендуется заниматься ею с ребенком каждый день и использовать в качестве разминки перед занятиями по постановке звуков.

Артикуляционная гимнастика для звука [Р] – это по сути простое гримасничанье и кривлянье. Ребенку предстоит высовывать язык, корчить рожицы, издавать смешные звуки и прочее подобное. Превратить такую гимнастику в веселую, увлекательную игру не составит труда, любой ребенок очень быстро полюбит эти занятия.

ВАЖНО! Не пренебрегайте игровой составляющей занятия! Увлеченный и заинтересованный ребенок будет выполнять все упражнения активнее и старательнее, чем скучающий и недовольный.

Кисточка. Ребенок широко улыбается и приоткрывает рот. Затем, словно малярной кистью, начинает гладить небо от верхних зубов как можно глубже в горло. Повторить 10–15 раз.

Маятник. Улыбаясь, ребенок высовывает язык и водит им из стороны в сторону, от одного угла губ к другому. Повторить 10–15 раз.

Гармошка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и прижимает язык к верхнему небу. После чего открывает рот как можно шире, не отрывая язык от неба. Закрывает рот и открывает снова. Повторить 15–20 раз.

Зубная щетка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и проводит языком по верхним зубам с внутренней стороны слева направо, 10–15 раз. После чего ребенок упирается языком в каждый передний зуб поочередно, не меняя исходного положения.

7. Двугубный

Первый вариант — «кучерское» произношение,

образуемое вибрацией обеих губ.

Второй вариант — без вибрации — воспроизведение

[р] с помощью образования двугубной щели, когда

слышится нечто вроде английского «w».

Недостатки произношения отдельных звуков

Дефектный звук Фонетический дефект
(искажение звука)
Фонематический дефект
(смешения, замена звука)
Название дефекта произношения Виды дефектного произношения Название дефекта произношения Виды замен
Звук Р Ротацизм Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское» Параротацизм Р = Р’
Р = Л’
Р = J
Р = Г
Р =Д
Звук Л
Звук Л’
Ламбдацизм Двугубное, смягченное Параламбдацизм Л = Ы
Л = Г
Л = Л’
Л = Р
Звуки С, С’
Звуки З, З’
Звук Ц
Сигматизм Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное, шипящее Парасигматизм С, З, Ц = Ш
С, З, Ц = Ф
С, З, Ц =Т
С, З, Ц = Щ
С — З; Ц = Ч
Звук Ш
Звук Ж
Звук Щ
Звук Ч
Сигматизм Меззубное, щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное Парасигматизм Ш, Ж, Щ = Т
Ш, Ж, Щ = Ф
Ж = Ш
Ж = З
Щ = С’
Ш = Щ
Ч = Т’; Ч = Ш’
Звук j Йотацизм Мягкое нижней и верхней артикуляции Парайотацизм J = Л’
Звуки К, К Каппацизм Голосовое, гортанное Паракаппацизм К = Т
Звуки Г, Г Гаммацизм Фрикативное заднеязычное, фарингальное Парагаммацизм Г = Т
Звуки Х, Х Хитизм Голосовое, гортанное Парахитизм  

Способы постановки фонемы Р

Методы становления звука Р разнообразны. Можно применять один из предложенных, а можно использовать несколько одновременно. Детальный план с этапами работы составляет специалист, учитывая потребности малыша и возможности.

Основные способы:

  1. Подражание. Выполняется с помощью зеркала. Ребенок вместе с взрослым садятся напротив зеркала. Родственник или специалист наглядно демонстрирует, каким образом располагаются речевые органы при воспроизведении звука. Кроха должен повторять, показанное, контролируя правильность смотря на свое отражение.
  2. Постановка с помощью буквы «Д». Малыш приоткрывает рот. Языком дотрагивается неба и быстро говорит букву «Ддддд». Потом повторяет тоже при сильном выдохе. Так получается вибрация необходимая для звука «Р».
  3. Постановка с помощью буквы «З». Кроху просят воспроизвести букву «З». Язык поднимают вверх и кончиком двигают по выступам на небе возле верхних зубов при этом звучит фонема. На слух выходит звук «Ср».
  4. Механический способ. Метод выполняется с использованием упражнения моторчик. Ребенку предлагают долго произносить звук «Д». В это время чистым указательным пальцем или специальной лопаточкой шевелят язычок под низом из стороны в сторону. Как только после занятий станет слышен звук Дрррр… необходимо закрепить результат. Учить малыша проговаривать слова с буквой «Р», скороговорки, стишки и т.д.
  5. В положении лежа. Подходит для деток с большим языком. Перед постановкой проводят специальный массаж. Логопед присаживается на краю кушетки. Малыш кладет голову ему(ей) на колени. В таком положении он должен произносить звук «За». Специалист, удерживая подбородок ребенку шевелит инструментом язык, создавая вибрацию.

Важно: как быстро произойдут положительные сдвиги в работе точно ответить нельзя. Все зависит от регулярного выполнения заданий и особенностей малыша. У некоторых деток получается через пару дней после тренировок. Другие малыши осваивают навык через несколько месяцев.

Диагностические мероприятия

Целью диагностических мероприятий является выявление первопричины заболевания, а также определение вида нарушения звукопроизношения. Диагностику проводит невролог, педиатр, логопед и другие специалисты в зависимости от проявлений заболевания. При наличии патологий головного мозга (гипоксия, ДЦП, травмы головы и другие) ребенка сначала обследует невролог.

В зависимости от патологии направляют на обследование:

  • Анализ крови, мочи, биохимия.
  • Электроэнцефалограмма.
  • Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  • Рентгенография.
  • Отоларингологическое обследование и другие.

По окончании обследования невролог пишет заключение и направляет ребенка к логопеду. Логопед анализирует причины нарушения речи, определяет симптомы и уровень ОНР и фонематического дефекта, проводит диагностическое логопедическое исследование. Для этого ребенку дают задания для выявления звуков, произносимых с ошибкой.

Для того чтобы выявить звуки, произносимые неправильно, ребенку показывают карточки с изображением зверей или предметов. Ребенок называет, что изображено на картинке. По такой простой методике логопед выявляет, какие звуковые единицы произносятся неверно. После определения перечня неправильных звуков логопед просит пациента воспроизвести звуки, проговариваемые с ошибкой (не в составе слова, а отдельно).

Ошибки при попытке произнести «л»

Среди ошибок при произношении «л» есть наиболее распространённые. Они встречаются и у детей, и у взрослых, но исправить их лучше всего в юном возрасте, когда речевой аппарат только подлежит настройке. Самые популярные ошибки:

  • Вместо «л» звучит «ы». Например, слово «ложись» будет произноситься как «ыожись». Это происходит оттого, что язык слишком оттянут в глубину ротовой полости.
  • Взамен «л» произносится сочетание звуков «ува». Так, «взяла» превратится в «взяува». Здесь неправильно поставлены губы.
  • Подмена «л» звуком «р». К примеру, «рекарство» вместо «лекарство».
  • Вместо «л» слышится звук, похожий на «ф» или на «н». Это происходит вследствие резкого, форсированного выдоха и участии в артикуляции щек или носа.

Методика логопедического воздействия при дислалии

Этапы логопедического воздействия при дислалии

Этапы логопедического воздействия при дислалии

Подготовительный этап

  • Доверительные отношения с ребенком.
  • Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
  • Формирование артикуляторной базы.

Этап формирования первичных произносительных навыков

  • Постановка звука.
  • Автоматизация звука (изолированно, в слогах, в словах, во фразах).
  • Дифференциация звука.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков

  • Употребление звука во всех ситуациях общения.
  • Контроль за речью

Профилактика ротацизма при короткой подъязычной связке

Подъязычная уздечка выглядит как тонкая перепонка, которая связывает подъязычную область полости рта с языком. При нормальном строении она прикреплена к середине внутренней поверхности языка, ее длина около 8 мм.

Чтобы проверить длину уздечки ребенка, нужно попросить его дотронуться языком до неба с широко открытым ртом: беспроблемное совершение манипуляции свидетельствует о нормальной длине уздечки. Если при выполнении действия ребенок не смог достать до неба либо испытывает дискомфорт, нужно в обязательном порядке проконсультироваться у логопеда. Если уздечка расположена чрезмерно близко к кончику языка, нужна ее коррекция. Она производится во избежание речевых проблем, в том числе возникновения ротацизма.

Подрезание подъязычной уздечки

Если рассечение уздечки не было сделано в младенчестве, ее подрезают в дошкольный период. Подрезание дошкольникам делают под местным наркозом. Уздечку рассекают и накладывают саморассасывающиеся швы. Новейшие технологии позволяют проводить данную операцию с использованием лазера. Лазерный метод минимизирует болевые ощущения, уменьшает отек после операции, позволяет обойтись без наложения швов. Послеоперационная реабилитация включает в себя специальную диету и гимнастику для разработки уздечки.

Альтернативным способом коррекции укороченной подъязычной связки является артикуляционная гимнастика. Это не менее эффективный, и вместе с тем безболезненный метод. Суть заключается в выполнении логопедических упражнений для языка.

Обычно они очень утомляют ребенка, зачастую провоцируют неприятные ощущения. По причине этого недостатка выполнять их следует под контролем логопеда, постепенно увеличивая нагрузку. Для растягивания укороченной уздечки безоперационным способом необходимо продолжительное количество времени.

Дефекты противопоставления согласных по глухости-звонкости.

Часто вместо звонких произносятся глухие согласные. Это не связано с нарушением голоса, просто не усвоено фонематическое противопоставление. Этот дефект наблюдается у слабослышащих детей, у которых оглушаются не только парные звонкие, но и непарные. У тугоухих произносятся звонкие вместо глухих.

Меры профилактики

Все профилактические меры картавости сводятся к своевременной диагностики и началу логопедических занятий.

Профилактические мероприятия

Чтобы предупредить возникновение расстройств звукопроизношения, необходимо проводить профилактику. Женщинам рекомендуется планировать беременность. Во время вынашивания плода нужно избегать стрессов, тяжелых работ, контактов с инфекциями. При отслойке плаценты, повышенном тонусе матки, снижении количества шевелений следует обращаться к гинекологу.

На протяжении жизни ребенка нужно избегать травм головы, вовремя пролечивать хронические и инфекционные заболевания. Детям с ДЦП показано лечение и реабилитация. В период формирования речевой функции с детьми следует постоянно заниматься, четко проговаривать слова, читать стихи и книги, исправлять произношение неверно произнесенных слов. При проявлениях задержки речи ребенку показана своевременная коррекция речи.

Закрепляем произношение (автоматизация звука Р)

После постановки звука любым перечисленным способом, его нужно закрепить сначала в начале слов, затем в середине и в конце. После этого называются или составляются по картинкам словосочетания и предложения, насыщенные звуком Р, разучиваются чистоговорки, скороговорки, стихи и песенки. Для этого лучше использовать специальную методическую литературу.

Рекомендуем пособия!

  • Большая книга логопедических игр
  • Непослушные звуки «Р»-«Рь». Логопедическая тетрадь (с наклейками)
  • Звуки-звяки. Рычим в стихах. Стихи и скороговорки с отработкой звука Р
  • Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь
  • 1000 скороговорок с трудными звуками

Успешность работы во многом определяется индивидуальными особенностями и характером ребенка, правильностью действий взрослого. Кому-то научиться выговаривать букву Р будет относительно просто и четкий Р получится практически сразу, с кем-то придется долго и упорно заниматься, а кто-то не обойдется без помощи опытного логопеда. Не отчаивайтесь, если не получается сразу, будьте последовательны, терпеливы, хвалите ребенка за малейшие достижения и не ругайте при неудачах. Если вы твердо решили добиться успеха, то все обязательно получится.

Лавицкая Ольга Викторовна, логопед, специально для сайта Активная мама

От “заборчика”

Иногда достаточно отработать положение губ в улыбке, не смыкая при “пароходе” или “парусе”. Если смыкаются губы и слышится «В»,  то надо раздвигать губы пальцами либо все время напоминать о ”заборчике”. Хорошо, если клиент все время смотрит на положение своих органов речи в зеркале, так как зрительный контроль помогает понять, при каком положении звук произносить легче и четче.

И обязательно нужно улыбаться. Хорошее настроение залог успеха. И вот наконец-то Микки удалось загудеть. Его родители услышали и прогудели в ответ. Обрадовался маленький кораблик, помахал индюкам на прощание веслом, поблагодарил их за помощь и поплыл домой радостный и довольный.

После того, как звук Л поставлен, надо переходить к автоматизации его в слогах, словах и предложениях. Об этом читайте следующие статьи, следите за обновлениями блога. Желаю вам всего хорошего, до встречи!

14. Постановка звука от базовых артикуляционных движений

Задача подготовительных артикуляционных

упражнений:

получить правильное положение органов артикуляции,

выработать вибрацию языка и, если необходимо,

растянуть подъязычную связку

Прогноз на выздоровление и меры профилактики

Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

17. От опорных звуков

от [д], повторяющегося на одном выдохе: «ддд»,

«ддд» — с последующим более формированным

произнесением последнего;

чередующееся произношение звуков [т] и [д] в

сочетаниях «тд», «тд» или «тдд», «тдд» в быстром

темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка

открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с

деснами верхних резцов или альвеолами. При

многократном произнесении серий звуков [д] и [т]

ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в

этот момент возникает вибрация

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...