⑦ эффективных упражнений, чтобы научить ребенка говорить букву Р. Постановка звука у логопеда

Звук Р: осваиваем произношение

У вас никак не получается русский звук [р]? В вашем родном языке нет никакого аналога, или он сильно отличается от русского? Как я вас понимаю! Хоть я и русская, но тоже помучилась с этим звуком, и до девяти лет говорила… почти как француженка. Да-да, это непросто даже для русских (не у всех взрослых получается этот звук). В этой статье я постаралась объяснить произношение русского [р] и собрала специальные тренировочные упражнения. Поработаем?

звук р

Чтобы произнести звук [р], надо:

1) Поднять заднюю часть языка к нёбу.

Как почувствовать это движение: повторите несколько раз звук [к], почувствуйте, что делает в этот момент задняя часть языка (она поднимается). Теперь зафиксируйте её в этом поднятом положении.

2) Кончиком языка коснуться бугорков за верхними зубами. Можно проверить себя при помощи зеркала.

3) С выдохом направить воздушную струю на кончик языка. Выдох должен быть длинным и энергичным, чтобы кончик языка завибрировал.

4) Добавить голос.

Если не получается, попробуйте следующие тренировочные упражнения. Они подготовят язык к столь непривычной артикуляции.

Звук Р: правильно-неправильно

Звук Р — один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.
Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

  • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
  • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
  • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» — иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом — научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно — то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

Неправильный прикус зубов

Когда верхняя или нижняя челюсти выдвинуты вперед – признак неправильного прикуса. Для исправления прикуса следует посетить стоматологию с обращением к стоматологу-ортодонту.

Фонетическая характеристика звука [Р]

[Р] является согласным звуком. Так как при его произношении участвует и шум, и голос, то он сонорный.

Образуется в передней части языка, дрожащий.

Так как воздух выходит через рот, то это звук ротовой.

Правильная артикуляция одиночного Р будет только тогда, если:

  • раскрыть губы;
  • зубы в разомкнутом положении;
  • язык поднимается как чашечка и накладывается на альвеолы (это место расположено сразу за верхними зубами);
  • воздух выдыхается с небольшим напором прямо на кончик языка и получается вибрация.

В процессе фонации происходит поднятие мягкого нёба и закрытие прохода в носовую полость.

Складки смыкаются, начинают слегка колебаться и получается звонкий Р.

При произношении мягкого Рь, кончик языка приближается к зубам-резцам, а спинка языка начинает упираться в нёбо.

В этом случае Р произносится кратко и одноударно.

Артикуляция звука Р

Терпение — залог успеха

Для того, чтобы ребенок занимался с удовольствием, и терапия давала положительную динамику, то любящим родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Набраться терпения. Не стоит думать, что после первого занятия малыш правильно заговорит. Для начала достаточно изучить простейшие слоги. Например, «ра», «ру», «ры», где буква будет стоять в начале слова или слога.
  2. Игра. Любое занятие на развитие речи должно проходить в игровой форме. Если всячески заставлять ребенка, то он начнет противостоять этому и в результате полностью отказаться от упражнений. Например, можно поиграть в логопедические игры на улице или детской площадке.
  3. Настроение. Нужно убедиться, что малыш положительно настроен и готов заниматься. Если он начинает упрямиться и капризничать, то лучше отложить упражнение и провести позже.
  4. Постоянство. Если уделять упражнениям 15 мин. в день, то результаты будут видны уже через несколько недель. Некоторые родители заблуждаются, думая, что лучше посидим подольше один день, чем каждый день отвлекаться на занятия. Такой метод приведет к нежеланию малыша к занятиям.

Родителям важно показывать пример своим детям, стараться все повторять и помогать своему маленькому чаду. Как правило дети, любят копировать действия взрослых и с удовольствием впитывают в себя как губки.

Занимаемся с ребенком

Плохое развитие артикуляционного аппарата

Губы, мяг­кое нёбо, язык и нижняя челюсть – это органы в аппарате артикуляции. Ослабление в развитии движения речевых мышц лица у ребенка (парез) можно определить при помощи упражнений.

Родители делают и просят повторить ребенка:

  • Губы вытянуть в трубочку – при затруднении выполнения это признак пареза
  • Растянуть губы в стороны – если «улыбка» будет кривой – признак нарушения движения мышц.
  • Показать язык на всю длину – при нарушениях язык мелко дрожит и/или уклоняется влево-вправо.
  • Поочередно дотронуться до уголков рта кончиком языка – если ребенок не может попасть точно в уголок – это признак нарушения.

Если при выполнении хотя бы одного упражнения были замечены признаки пареза, то наряду с началом занятий по развитию органов артикуляции, необходимо обратиться к невропатологу для исключения более серьёзных заболеваний нервной системы.

Артикуляционная гимнастика

Развитие артикуляции, выработка полноценных движений и опреде­ленных положений артикуляционных органов – это цели при занятиях артикуляционной гимнастикой. Она является одним из важнейших этапов для правильной постановки всех звуков.

Заниматься гимнастикой необходимо ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Во время занятий важно соблюдать последователь­ность и применять принцип «от простого к сложному».Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики

Из отобранных упражнений сначала выполнять два-три, вводить по одному новому при условии отличного выполнения первых. Далее постоянно повторять и закреплять. Если что-то не получается, новые упражнения не вводить, а отрабатывать старые приемы.

Выполнять упражнения сидя, следить, чтобы спина была прямая, не было напряжений в теле, а ноги находились в состоянии покоя.

Заниматься гимнастикой утром или после дневного сна, не более 15 минут на первых занятиях, в дальнейшем можно довести время до 30мин в день.

Важно помнить! Делать одно упражнение не один раз, а несколько, для достижения стойкого результата.

Комплекс упражнений для проведения гимнастики для постановки звука «р» поэтапно предлагается такими авторами, как Воробьева, Богомолова, Хватцев, Левина и др.

Упражнения постановки от звука Д

Начать упражнение с использованием игровых форм. Во время занятия родители должны сначала сами сделать упражнение. Затем повторяет ребенок.Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики

Произносить звук «д» в процессе выдыхания на язык. При нескольких повторениях возникнет — дддрр-р. Закрепить сочетание звуков «др» при помощи многократного повторения каждого из слов – драка, подружка, дрон, дрёма, друзья, друг, драма, дрова, дротик и др.

Горловое звучание Р у ребенка — как исправить: советы логопеда

улыбчивый мальчик радуется своим успехам в правильности произношения "р"

улыбчивый мальчик радуется своим успехам в правильности произношения «р»

Горловое произношение «р», по мнению логопедов, труднее всего поддается исправлению. Требуется полное переучивание ребёнка для его правильного звучания.

  • Подберите упражнения для развития артикуляции через другие звуки — шипящие, свистящие.
  • Помогите освоить звук отдельно от других букв, в слогах, словах и предложениях.
  • Мотивируйте ребёнка самостоятельно отслеживать качество произношения им «р». Учитывайте пользу мотиватора для здоровья крохи.

Речевой слух

Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.

Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.

Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:

  1. Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
  2. Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
  3. З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.

Упражнения для закрепления

Когда у малыша получится произнести долгожданную букву, обязательно продолжайте тренировки на закрепление. Они должны проводиться минимум 3 раза в день.

Что нужно делать:

  1. Произносить слоги с участием «р». Например: «ра-ра-ра», «ру-ру-ру», «ро-ро-ро», «ры-ры-ры». Далее соединяем разные слоги: «ру-ра-ры», «ра-ре-ро» и т. д.
  2. Для усложнения задачи используются чистоговорки:
    • «ра-ра-ра, ра-ра-ра, у ребят я был вчера»;
    • «ре-ре-ре, ре-ре-ре, все играли во дворе»;
    • «ру-ру-ру, ру-ру-ру, мыша вырыла нору»;
    • «ро-ро-ро, ро-ро-ро, потерялось вдруг перо»;
    • «ур-ур-ур, ур-ур-ур, мы вчера гоняли кур».
  3. Играйте в животных. Например, можно рычать, как собака и тигр, мурчать, как кошка, каркать, как ворона.

Дополнительные рекомендации логопеда

Важно понимать, что при освоении речи ребенок идет по пути наименьшего сопротивления и выбирает те способы произнесения, которые не требуют напряжения.

Именно поэтому часто ребенок произносит звуки, но неправильно, потому что неправильное произнесение ему дается легче с точки зрения артикуляционного аппарата. Иногда это является вариантом индивидуального речевого развития, и вмешательства логопеда не требуется.

Однако если родители замечают, что у ребенка появились устойчивые искажения звуков, которые со временем не проходят, лучше не медлить с походом к специалисту. Рекомендуется это делать уже в возрасте 3-4 лет, но в любом случае не позднее 5 лет.

Важно! Индивидуальные логопедические занятия всегда эффективнее, чем групповые, т. к. причины речевых дефектов у всех деток свои.

Также необходимо помнить, что для устранения легких искажений звукопроизношения потребуется от 2 до 3 месяцев, а в сложных случаях понадобится от полугода и более. Это важно держать в голове, т. к. ко времени похода ребенка в школу крайне желательно, чтобы логопедических дефектов у него уже не было.

P/S Как итог

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р важный момент в проработке данного звука. Лучше не пожалеть денег и отвести ребенка к специалисту. Это поможет максимально быстро поставить ребенку правильное произношение этого сложного звука.

Метод Богомоловой

А. И. Богомолова в 1979 г. предложила способ выработки вибрации для говорения «Р». Зубы открыты на расстояние 2 пальцев. Язык прижимают к небу, максимально растянув уздечку. Педагог пальцами сдвигает к небу края языка,уздечка при этом свободна.

Ребенок глубоко вдыхает воздух и резко выдувает его, подключая голос. Образуется сочетание «ТЖ». Упражнение повторять, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «ТЛЕ» изменится в «ТР». После закрепления короткого «ТР» отрабатывают раскатистое «ТР» с помощью пальцев, а потом и без них.

Источник

Считается, что все звуки ребенок должен выговаривать уже к четырем годам, однако правильно произносить звук «р» он может учиться до пяти лет. Как помочь малышу справиться с этой задачей?

Русский звук «р» считается одним из самых сложных по артикуляции. Для того чтобы произнести его правильно, нужны отточенные движения речевого аппарата. Ребенку непросто справиться с этим. В итоге он просто пропускает этот звук в словах, заменяет его на те, которые может артикулировать: «л», «ы» или «й», или произносит звук грассированно (с гортанным призвуком).

Практические рекомендации родителям

1. Так как научить ребёнка говорить букву «р» можно, следует только набраться терпения. Регулярно практикуйтесь в домашних условиях. Выполняйте все упражнения поочерёдно и не очень быстро. Учите ребёнка последовательно говорить несколько звуков, так сохранится интерес.

2. Постепенно переходите от простых методик к более сложным. Если малыш с трудом всё осваивает, ищите альтернативные решения. Не заставляйте его, старайтесь преподносить упражнения в качестве игры. Ребёнку должно стать действительно интересно и весело.

3. Пользуйтесь различной литературой и картинками. Отрабатывайте нужный звук в игривой форме. Учите вместе стишки и скороговорки. Изучайте новые словосочетания с нужной буквой. Всегда положительно настраивайте ребёнка, таким образом вы достигните желаемой цели.

Задумываясь над тем, как научить ребёнка легко говорить букву «р», поставьте себя на его место. Больше играйте с малышом и настраивайте на положительный лад. Выполняйте различные техники в домашних условиях. Таким образом получится быстро достигнуть заветной цели.

Как проводить логопедическую разминку

Все занятия с логопедом или в домашних условиях должны начинаться с разминки. Она несет ряд задач:

  • развивает моторику, артикуляцию;
  • улучшает нижнедиафрагмальное дыхание;
  • развивает ротовое и носовое произношение отдельных звуков;
  • активирует мышцы нёба, языка, глотки;
  • ставится голос ребенка и способность говорить с выражением;
  • вырабатывается чувство ритма;
  • улучшает мускулатуру артикуляционных мышц.

Здесь можно использовать различные скороговорки, стишки, детские песни.

Предупреждение появления ротацизма

Для того чтобы предупредить появление ротацизма у детей, важно следить за своей речью. Постановка звука [Р] поэтапно не потребуется, если следить за развитием артикуляционного аппарата ребенка. В случае, если доктор у ребенка обнаружил короткую уздечку и рекомендует операцию, некоторые родители предпочитают не травмировать свое чадо ее подрезанием. Но это только приводит к дополнительной травматизации, операция в младенчестве переносится легче.

Обязательно разговаривайте с ребенком, читайте ему книжки и рассказывайте ему об окружающем мире. Но помните — не стоит стремиться научить его произносить сонорные звуки в три года. Это может привести к закреплению дефектного произношения. Правильно произносить звуки ребенок готов к пяти годам.

Упражнения для растяжения уздечки языка

Для устранения врожденного дефекта необходима помощь логопеда – гимнастика разрабатывается индивидуально. Заниматься лучше в форме игры, иначе малыш быстро потеряет заинтересованность тренировками.

Отлично помогают растянуть уздечку попытки дотянуться язычком до кончика носа. Ребенок должен стараться максимально сильно, поэтому рекомендуется предложить соревнование, у кого это лучше получится. В день проводить занятие не менее пяти раз.

Еще одно эффективное игровое упражнение, позволяющее справиться с дефектом – предложить малышу попробовать кушать, как котенок. Можно просто воспроизводить движения, но лучше налить в тарелочку сгущенку и предложить ее «вылакать».

Для быстрого избавления от дефекта рекомендуется применить массаж. Делать его обязательно чисто вымытыми руками. Малыш должен открыть рот, поднять язычок вверх. Массировать легкими движениями уздечку, можно незначительно подтягивать к зубам. Лучше первые процедуры проводить под контролем логопеда – это позволит не допустить ошибок. Длительность манипуляций – не более трех минут в день.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...