Этапы развития речи ребенка в первый год жизни

Содержание
  1. Первая стадия – крик
  2. Читайте также
  3. Особенности развития речи детей четвертого года жизни
  4. Развитие речи и общения
  5. Особенности развития речи детей пятого года жизни
  6. Развитие связной речи
  7. Особенности развития речи детей третьего года жизни
  8. Развитие речи
  9. Развитие речи
  10. Развитие речи
  11. Развитие речи
  12. Развитие речи
  13. Развитие речи
  14. РАЗДЕЛ II РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
  15. Развитие речи
  16. Развитие речи
  17. Игры на развитие понимания речи
  18. Игры на развитие активной речи
  19. Раннее детство и развитие речи
  20. Какие факторы влияют на появление речи ребенка
  21. Развитие до 2 месяцев
  22. Развитие речи до года по месяцам
  23. Нормы речи в 2 года
  24. От чего зависит развитие речи
  25. Что нужно делать в 3 и 4 месяца?
  26. 2. Расширяйте пассивный запас слов малыша
  27. Третья стадия – лепет
  28. За месяц до первого дня рождения
  29. Кто быстрее: мальчики или девочки
  30. Виды речи
  31. Развитие до 5 месяцев
  32. Приемы раннего речевого развития ребенка
  33. Что еще надо знать о развитии речи?
  34. Значение общения с ребенком при развитии речи
  35. На что обратить внимание
  36. Как родителям развивать речь малыша?
  37. Полезные занятия с ребенком
  38. Методы для развития речи у детей раннего возраста
  39. Несколько советов родителям
  40. Рекомендации
  41. Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?
  42. Артикуляционная гимнастика
  43. Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет
  44. Играем и учимся говорить: сюжетно-ролевые игры для детей
  45. Что может затормозить развитие речи и когда стоит обратиться к специалисту
  46. Когда нужно обратиться к логопеду

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Читайте также

Особенности развития речи детей четвертого года жизни

Особенности развития речи детей четвертого года жизниНа четвертом году жизни особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно .Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их

Развитие речи и общения

Развитие речи и общенияРазвитие речи ребенкаРечь ребенка на протяжении всего третьего года жизни (особенно во второй половине года) при наличии всех необходимых условий стремительно приближается к речи взрослого. Малыш уже выступает в качестве полноправного

Особенности развития речи детей пятого года жизни

Особенности развития речи детей пятого года жизниВ средней группе предусматривается интенсивная работа по углублению знаний детей о различных предметах. Пассивный и активный словарь дошкольников обогащается за счет слов – названий частей и деталей предметов, их

Развитие связной речи

Развитие связной речиПятый год жизни – период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, достаточно часто сопровождают речью собственные действия. Ребенок старше четырех с половиной лет

Особенности развития речи детей третьего года жизни

Особенности развития речи детей третьего года жизниНа третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но

Развитие речи

Развитие речиВ современном мире основным способом взаимодействия людей является способ вербальный. Поэтому развитие речи – важнейшая задача педагогов, работающих с дошкольниками.От трех до четырех летРазвивающая речевая среда Ребенок накапливает определенный запас

Развитие речи

Развитие речи• Период с 6 до 12 месяцев очень важен для развития речи. Поэтому вам необходимо создать вокруг малыша благоприятную атмосферу, в которой будут формироваться речевые навыки.• Нетерпение, с которым вы ожидаете первых слов вашего малыша, вполне понятно… Но

Развитие речи

Развитие речиРечевые нормы• Нет никакого смысла сравнивать речевые успехи своего ребенка с успехами деток-ровесников. Но определенные данные, на которые ориентируются психоневрологи и логопеды, существуют и их неплохо бы знать.12 месяцев• В словарном запасе крохи

Развитие речи

Развитие речиРечевые нормы1,5 года• Малыш должен уметь показать хотя бы одну часть тела и знать от 7 до 40 слов.• В незнакомой обстановке ребенок обычно молчит.• Произношение ребенка пока еще неправильное. Это или сокращенные слова, либо своеобразные звукосочетания

Развитие речи

Развитие речиРечевые нормы2 года• Словарь ребенка состоит из 200–400 слов и фраз из 2–3 слов.• Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («Сходи в спальню и принеси свою игрушку»).• Происходит совершенствование произношения, но многие звуки ребенок еще

Развитие речи

Развитие речиАкредоло и Гудвин ввели в научный оборот новый метод обучения маленьких детей устной речи — так называемые «детские знаки»: жесты, с помощью которых ребенок может выражать самые разные понятия (рис. 39).Эти жесты следует вводить в общение с ребенком как

РАЗДЕЛ II РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА

РАЗДЕЛ IIРАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКАПочему я решила выделить развитие речи ребенка в отдельную главу книги? Вы прекрасно знаете, что речь – это отражение нашего восприятия мира, что с помощью слов мы передаем наши чувства и наши мысли. А если у ребенка скудный словарный запас?

Развитие речи

Развитие речиПервые звуки младенец начинает издавать совсем рано: в 2–3 месяца. В ответ на мамино появление и ласковое обращение он станет произносить протяжные звуки, состоящие из повторения отдельных гласных: а-а-а-а, о-о-о-о, у-у-у-у и т. д. Из этого детского гуления и

Развитие речи

Развитие речиРечь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который вы можете ускорить или замедлить.С малышами не только можно, но и нужно разговаривать с самого рождения, объяснять

Игры на развитие понимания речи

Игры на развитие понимания речиИгры, предполагающие выполнение детьми речевой инструкции взрослогоВыполняя поручения воспитателя, дети учатся действовать не импульсивно, а подчиняя свое поведение слову взрослого. Выполнение речевых инструкций взрослого является

Игры на развитие активной речи

Игры на развитие активной речиИгры на расширение словарного запасаНиже представлены игры, в которых воспитатель побуждает детей самостоятельно называть предметы и их свойства, что способствует расширению словарного запаса.«Чудесный мешочек»Эту игру можно проводить

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

0f5179b8 d34d 49ea 9fe8 9071b7f48dfa 490x1024 - Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

Какие факторы влияют на появление речи ребенка

  • Спокойное адресное общение

    В первые месяцы жизни кроха активно учится понимать мир. Ласковые интонации, услышанные от мамы, позволяют ему быстрее адаптироваться в незнакомой окружающей среде. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, склонясь над его кроваткой. Пусть он видит ваше лицо, осознает, что вы спокойны и веселы. Важно, чтобы малыш слышал не только разговоры, которые взрослые ведут между собой, но и речь, обращенную непосредственно к нему.

  • Отсутствие излишнего шума

Старайтесь не включать фоном музыку или телевизор в периоды ваших разговоров с ребенком. Сначала ему будет сложно выделить вашу речь на фоне посторонних звуков, а посторонние звуки будут мешать осознанию того, что с ним общается мама.

  • Развитие тактильных ощущений

    Прикосновение – один из главных инструментов познания мира. Чаще давайте вашему малышу игрушки, погремушки из разных материалов, позволяйте знакомиться с разными фактурами, формами и свойствами предметов. Взаимодействуя с различными материалами, ребенок научится выражать свои эмоции относительно того, к чему прикасаться приятно, а к чему – не очень. Главное, следите за безопасностью.

  • Мимика, жесты

    Даже во взрослом возрасте значительную часть эмоций и ощущений мы можем передать благодаря мимике. Не стесняйтесь кривляться перед малышом, стройте смешные рожицы, выражайте удивление, страх, радость. Сначала ребенок может заинтересованно смотреть, позже – будет улыбаться и смеяться в ответ, а потом научится повторять за вами.

Развитие до 2 месяцев

Вот здесь нужно уже активно разговаривать с малышом. Какая должна быть ваша речь? Спокойная, ласковая, нежная, при этом постоянно улыбайтесь, старайтесь быть интересной для ребенка. Здесь важны не слова, а жесты, выражение лица. А, когда малыш кричит, не молча давайте соску, еду, а говорите ему: «Ты наверное голодный, сейчас мама тебя накормит». Меняете подгузник: «Не плачь, сейчас мама поменяет памперс, будешь чистенький, красивый». Такие банальные фразы – это первые ступеньки к развитию детей.

Развитие речи до года по месяцам

Для наглядности и вашего удобства речь до года мы оформили в виде таблицы:

*На мобильном устройстве внизу таблицы горизонтальный скроллинг

Развитие речи ребенка по месяцам до года

Возраст, мес Речевое развитие до года по месяцам
1 месяц Малыш начинает понимать, когда к нему обращаются, и заинтересовано смотрит на говорящего
2 месяца У крика появляется интонация, активно развивается мимика грудничка. По интонации крика можно определить, что хочет малыш
3 месяца Начало «агуканья». Ребенок с удовольствием произносит гласные звуки и начинает пробовать согласные «г», «к», «н». При общении малыш смотрит на «собеседника»
4 месяца Первый смех
5 месяцев Малыш пробует произносить звуки «на распев», возникает интонация в голосе
6 месяцев В этом возрасте ребенок начинает говорить первые слоги, начинает развиваться речь. Важно как можно чаще общаться с малышом, разговаривать, петь песенки, рассказывать сказки, вести с ним «диалог»
7 месяцев Грудничок активно пользуется голосом для привлечения внимания, наблюдает реакцию мамы на произносимые им звуки
8 месяцев Первый лепет и первые неосознанные слова — малыш начинает произносить повторяющиеся звуки и слоги, такие как «ма-ма-…», «ба-ба-…», «бу-бу-…»
9 месяцев Активный лепет и появление невербального общения жестами, начало игрового поведения
10 месяцев Появление первых осознанных слов — «мама», «папа», «баба», «на»…
11 месяцев Расширение словарного запаса. В этом возрасте важно показать, как правильно произносить звуки — с помощью игровой гимнастики для язычка, губ, щечек. Пришло время для развивающих речевой аппарат игрушек — свистулек, губных гармошек, дудочек. Необходимо показывать и объяснять малышу, что значит то или иное слово
12 месяцев В год малыш уже понимает, что ему говорят и может выполнять простые просьбы. Он уже освоил несколько десятков слов (из них может произнести 8-12 слов и понимает до 50 слов) и, с помощью мимики и жестов, может вести с вами «диалог». В этом возрасте старайтесь больше разговаривать с малышом, чтобы он произносил сам или повторял за вами простые слова

Все перечисленные этапы следуют друг за другом, но, учитывая индивидуальные особенности ребенка и насыщенность общения со взрослыми членами семьи, они могут сдвигаться во времени. Если мама мало разговаривает с малышом, не ведет с ним диалог — наивно ждать от него раннего речевого развития.

Читайте также: Развитие речи у детей 3-х лет: ТОП самых эффективных приемов

Нормы речи в 2 года

Дети развиваются индивидуально, поэтому нормы речи всегда устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше записаться к нему на прием.

Что считается нормой в 2 года:

  • ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых слов;
  • малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2 слов;
  • здоровается и прощается (или машет ручкой);
  • отвечает на вопросы «да», «нет»;
  • понимает речь и просьбы взрослого;
  • показывает рукой на предметы, пытается дать им название.

Текущие нормы устанавливаются для детей от 2 до 3 лет, соответственно, не нужно требовать невозможного от малыша, которому только исполнилось 2 года. Логопеды призывают прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.

Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы могут быть неясны.

От чего зависит развитие речи

От чего зависит развитие речи детей

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Что нужно делать в 3 и 4 месяца?

Игрушки теперь интересные ребенку, он их разглядывает, тщательно изучает. Ваша задача: наблюдать за малышом, внимательно смотреть, на что падает его взгляд, потом сразу же называть, что это такое. Можете повторять звуки малыша. Услышали, как гулит ребенок? Поговорите с ним. У ребенка сложится впечатление, что вам нравится, как он говорит, ему захочется сделать это еще раз.

В 4 месяца ребенок воспринимает все осмысленно. Попробуйте улыбнуться ему, он ответит вам тем же. Старайтесь выкладывать перед ним разные предметы, только рассказывайте, где что. Также в этом возрасте дети различают голоса, видят лица, поэтому могут заплакать, если с ними заговорит кто-то чужой.

Внимание! Когда играете с малышом, не стоит использовать всю корзину игрушек, выберете несколько – они должны быть безопасные, простые и яркие.

В это время можете уже знакомить дитя с игрой «Коза рогатая». Поверьте, вашему малышу она понравится, он будет весело смеяться.

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому. Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути. Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д… Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»

Как научить ребенка разговаривать

  • Изучайте с ребенком части лица и тела. В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т.д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки в книжках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

Третья стадия – лепет

По мере развития ребенка гуление затихает, и ему на смену приходит лепет. Обычно это происходит в возрасте 6-7 месяцев. Ваш малыш начинает произносить отдельные слоги “ба”, “ма”, “та” и пр. – сначала однократно, очень редко и как будто случайно. Постепенно слоги слышатся в его речи все чаще, они повторяются в виде цепочек: ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма.

Гуление и лепет очень важны для дальнейшего развития речи. Если их нет у вашего малыша, постарайтесь их активизировать.

Держа ребенка на руках, чтобы он хорошо видел движение ваших губ, повторяйте различные слоги, пойте ритмичные песенки, читайте простые стишки, а главное – как можно больше разговаривайте с малышом. Ему необходимо слышать взрослую речь. Однако это должны быть не просто разговоры, которые взрослые ведут друг с другом, а речь, обращенная именно к нему, к ребенку.

“Моему сыну сейчас 6 месяцев. Он различает на слух различные голоса. Если я заговорю с ним, спрятавшись за пеленкой, он начинает радостно улыбаться и искать, куда это мама подевалась. А однажды он услышал из прихожей голос чужого дяди – это был густой бас, совершенно не похожий на папин голос – услышал и громко разревелся”.

“Моя десятимесячная Дашуня очень любит “читать” книжки – больше всего традиционные русские сказки для самых маленьких, “Колобок”, “Репку”, “Курочку Рябу”. Еще ей очень нравятся беседы на тему: кто как разговаривает. Вариации бесконечны – от киски до большо-о-го грузовика или паровоза”.

Опять же, даже если вам кажется, что ребенок лепечет сам для себя, тем не менее он очень стремится к общению с вами. Первые лепетные слова-слоги пока не несут в себе содержательного смысла. Но именно благодаря маме, которая слышит в этих слогах слова, лепет наполняется смыслом.

“Удивительно, но слоги “ма-ма” Федя начал говорить с первых дней. Разумеется, поначалу он так плакал. Но постепенно, он понял, что его “ма-ма” меня особенно умиляет, тем более, все говорили вокруг — маму зовет.

К шести месяцам это «мама» начало означать не «подойдите ко мне», а «дайте мне сюда МАМУ». В восемь месяцев он явно обращался ко мне, причем звал меня, находясь на руках у других, и не было никаких сомнений в том, что это уже самое настоящее слово”.

За месяц до первого дня рождения

Вот она, взрослая жизнь: в конце первого года наконец-то появляется возможность выражать свои мысли словами. Первыми прорываются самые важные слова: «мама» (привлечение внимания родителя), «дай» и т.д. Словарный запас пока минимален, поэтому одно слово выражает десятки понятий: крик «мама» может выражать и радость встречи, и печаль расставания, и обиду, и призыв поиграть. Пока это отличный результат: не требуйте от малыша большего, пусть научится хорошо владеть освоенными словами и постепенно наращивает словарный запас.

Что-то не так? Стоит задуматься о какой-то коррекции, если первые лепетные слоги отказываются срастаться в слова типа «мама», «папа» и т.д.

Логопедические занятия

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

Материалы по теме  Загадки про здоровый образ жизни

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

  • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
  • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек.

Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста.

Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

thumb_3730_content_small.jpeg

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Виды речи

Речь бывает активной и пассивной:

  1. Активная — та, которую малыш использует. Ребёнок знает выученные слова, может уверенно их произносить, строить с их помощью предложения.
  2. Пассивная — та, которую чадо понимает, но по определённым причинам не произносит. Например, он может знать слово «телевизор», однако не говорить его, так как оно для него сложное.

Очень важно развивать и активную, и пассивную речь ребёнка.

Развитие до 5 месяцев

Вот и пришло ваше время, когда нужно выполнять специальные упражнения, чтобы помочь ребенку заговорить: садитесь напротив малыша и надувайте щеки, высовывайте язык, пойте разные звуки. Главное, чтобы он повторял за вами. После того как малыш взял крепко игрушку, попробуйте как бы отобрать и похвалите, что он крепко держит. Потом попросите: «Дай, пожалуйста, мама погуляет». Когда что-то делаете, описывайте весь процесс ребенку, при этом меняйте интонацию.

Приемы раннего речевого развития ребенка

Существуют различные способы помочь ребенку освоить речь. Так, на развитие речи ребенка до года благотворно влияет разработка мелкой моторики рук. Чем лучше малыш владеет пальчиками, тем быстрее он заговорит. Развитию моторики способствует лепка, рисование, сбор мелких предметов и т.п.

Есть и еще несколько приемов, которые способствуют раннему речевому развитию ребенка:

  • Проговаривание – взрослый медленно и четко, короткими простыми предложениями проговаривает свои действия, ситуацию или происходящие события в присутствии малыша, можно также описывать действия ребенка (что он видит, слышит, делает, трогает), подсказывая ему слова, выражающие его опыт.
  • Провокация – иногда взрослым стоит притвориться, что они не понимают ребенка, это стимулирует малыша активизировать свои речевые возможности;
  • Игры – использование песенок, потешек и поговорок в играх с детьми доставляет им большое удовольствие. Они учат вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл. Произведения устного народного творчества способствует формированию речевой активности ребенка, поэтому они очень важны для развития речи ребенка в 1 год. Эффективны также музыкальные игры, пусть ребенок двигается под музыку и подпевает словам детских песенок.

Ничто более не способствует развитию речи ребенка, чем общение с ним. Каждый взрослый член семьи должен находить достаточно времени, чтобы поговорить с малышом.

Что еще надо знать о развитии речи?

Помните, что развитие речи — сложный процесс и в какой-то момент может произойти сбой. Внимательно следите за тем, как совершенствуется речь малыша, чтобы своевременно принять меры по корректировке. Внимательно отнеситесь к критическим периодам становления речи. Их три:

  • 1 критический период: от 1 года до 2 лет. Происходит активное развитие зон коры головного мозга, отвечающих за речь. В этот период возможно развитие аллалий (отсутствие или недоразвитие речи при сохранении мыслительных способностей) и задержки речевого развития. Сейчас необходимо очень внимательно относиться к поведению ребенка в случае любых ударов головой, сотрясений.
  • 2 критический период: 3 года. Происходит активное становление связной речи. В этом возрасте увеличивается риск развития таких отклонений как мутизм (ребенок говорил и вдруг «не хочет» отвечать на обращенную речь, не пытается сам начать диалог) и заикание. Сейчас крохе как никогда нужна спокойная обстановка. Стоит следить и за собственной речью — не тараторьте, делайте паузы, чтобы малыш мог высказаться.
  • 3 критический период: 6-7 лет. В этот период может произойти «срыв» нервной деятельности. Это чревато развитием заикания и детских афазий (частичная или полная потеря ранее присутствующей речи). Старайтесь оградить малыша от стрессов, помогайте справиться с увеличившейся нагрузкой в связи с поступлением в первый класс.

Помните, что развитие речи связано с интенсивной работой нервной системы ребенка. И куда лучше этот процесс пройдет в спокойной и теплой атмосфере. Ограждайте малыша от переживаний, не конфликтуйте при нем с родными, разговаривайте с ним благожелательно.

Читайте малышу больше, переходя от простых произведений к более сложным. Как только ребенок будет способен выражать свое мнение, относительно пройденных произведений — обсуждайте после прочтения каждую сказку или рассказ, предлагайте ребенку пересказать содержание своими словами.

Взрослым необходимо следить за собственным произношением, стараться говорить эмоционально и выразительно. Это не только позволит малышу освоить речь, но и использовать ее по назначению — в качестве тонкого инструмента для выражения собственных эмоций.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, необходимо, чтобы он постоянно находился в языковой среде. Но не перегружайте его информацией! Лучше использовать несколько описательных предложений и дождаться реакции ребенка, приглашая его к «диалогу», чем просто болтать не умолкая. По этой же причине не подменяйте личное общение с малышом просмотром мультфильмов и прослушиванием аудио-сказок. Речь развивается в диалоге!

Автор: Екатерина Ефремова

Значение общения с ребенком при развитии речи

Чем больше вы говорите с малышом, тем быстрее он научится говорить. Но не нужно слишком красноречиво высказываться при общении с детьми. Замените сложные слова и предложения на простые и понятные.

Говорите предложениями из двух-трех слов. Например: «Принеси игрушку», «мой хороший», «давай кушать», «пойдем гулять».

Дети разные голоса воспринимают по-разному. Проще всего малышам запомнить и понять речь женскую или детскую — высокие тона. Поэтому просите старших деток говорить с крохой.

Но и с папочкой общаться очень важно — он говорит на других тонах, у него совсем другой голос, и воспринимается он иначе. Пусть тоже читает ребенку стишки и потешки — те же самые, что и мамочка.

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок.

Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Как родителям развивать речь малыша?

Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании и становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша нет диагностируемых заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или нарушением функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу заговорить.

Важно! В статье речь идет о педагогической помощи детям. Если развитие малыша вызывает сомнение, следует незамедлительно обратиться к педиатру, неврологу или логопеду.

Ребенок в 2 года, который нормально развит:

  • понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
  • активно использует мимику;
  • общается жестами;
  • проявляет эмпатию (может пожалеть маму, если ей больно);
  • выражает разные эмоции.

Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и родителям нужно стимулировать его желание. Его можно активно включать в разговоры взрослых:

  • слушать и не прерывать ребенка;
  • употреблять в общении слова «скажи», «позови», «спроси»;
  • эмоционально хвалить за речевые достижения;
  • говорить четко, достаточно медленно;
  • вместо сложных речевых конструкций говорить короткие фразы;
  • знакомить с новыми словами, давая названия окружающим предметам и игрушкам;
  • комментировать все действия;
  • слушать музыку;
  • читать стихи и сказки.

Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать чистую, живую, эмоциональную речь. Доказано, что малыш, у которого есть возможность наблюдать за разговорами других детей, будет проявлять повышенный интерес к общению.

Полезные занятия с ребенком

Помочь малышу заговорить поможет занятие артикуляционный гимнастикой — особым комплексом логопедических упражнений, отвечающим за развитие и лицевых мышц, и эмоций, и речи. Чтобы крохе было интересно, их нужно превратить в игру. Что нужно делать:

  • показывать язык;
  • вытягивать губы трубочкой;
  • дуть на предметы, например, на легкие бумажные салфетки;
  • пускать мыльные пузыри (только под присмотром взрослых);
  • учить смыкать зубы;
  • растягивать губы в улыбке.

Заниматься можно перед зеркалом или сидя с малышом друг напротив друга. Ребенок будет с удовольствием повторять все задания за мамой или папой. Заставлять не стоит, важно, чтобы малыш получал удовольствие от процесса.

Внимание важно уделить и развитию мелкой моторики. Доказано, что она влияет на запуск речи. Можно:

  • делать легкий массаж ладошек и стоп, сопровождая его веселыми потешками;
  • давать играть с разным по текстурам подручным материалом (песок, камни, шерсть, крупы и т.п.);
  • дома ходить босиком;
  • использовать коврики с разным покрытием;
  • рисовать и лепить под присмотром взрослых.

Ребенку понравится играть в звукоподражание, изображая слова и действия животных. Подвижные игры на свежем воздухе также способствуют и общему развитию малыша, и его речи. Если кроха смотрит мультфильм, родителю следует его комментировать.

Методы для развития речи у детей раннего возраста

  1. Проговаривайте каждую ситуацию, сопровождайте словами свои действия: Пойдем надевать кофту. А где она? На ней нарисовано солнышко. Давай наденем ботиночки. Давай ножку. Молодец! — и так далее.
  2. Пальчиковые игры — это развитие и мелкой моторики и речи. Сопровождайте игру потешками, просто словами: загнем один пальчик, другим пошевелим, а третий повертим — и тому подобное.
  3. Рассматривайте книжки и картинки в них, рисунки. Каждый описывайте, рассказывайте что изображено, указывая на изображения: А это кот, у него удочка, он идет ловить рыбку на речку. А наверху светит солнышко, а здесь тучка, из нее может пойти дождик.
  4. Как разговаривают зверушки: показывайте на изображения животных, покажите, как они «говорят»: это киса, она говорит «мяу», а это корова, она умеет говорить «муу» и так далее.
  5. Повторение звуков. Это может быть игра в ладушки, с двух лет постукивание по столу: попросите малыша повторить за вами ритм — два-три раза стукните по столу, ребенок должен повторить. Затем большее или меньшее количество раз, опять повтор. А помните игру шлепки по коленям, или как ее еще называли «Пианино». Присядьте рядом с ребенком, положите свои руки к нему на коленки, он свои — на ваши. Слегка шлепните раз по его ножке — он столько же раз по вашей. Потом другое количество раз, и с каждым разом все быстрее, чтобы ребенок начинал быстрее реагировать.

Несколько советов родителям

Речь не передается по генам. Для ее выработки необходимо постоянно разговаривать с ребенком четкими фразами.

На прогулке

На прогулке

Рекомендации

• Во время прогулки обращайте внимание малыша на крупные объекты и называйте их. Объясняйте зачем они нужны и для чего построены.

• Ходите почаще в парк. Показывайте красоту природы вокруг. Возьмите с собой немного хлеба и покормите птичек. Ребенку понравится такая затея.

• Старайтесь отвечать на вопросы. Подробно опишите предмет, интересующий кроху. Тщательно осмотрите его и дайте полную характеристику. С помощью такого подхода развивается умение описывать увиденное.

• Дома включайте детские песни. Читайте сказки и показывайте картинки. Описывайте, что на них нарисовано.

• Когда ребенок станет постарше, начинайте учить стихотворения. Просите рассказать их папе или бабушке.

Развитие речи у мальчиков и девочек

Развитие речи у мальчиков и девочек

Формирование речи у ребенка – сложная задача. Но этот этап можно с легкостью преодолеть. Организуйте правильно занятия. Они не должны происходить в насильственной форме, например, когда у малыша плохое настроение. Настаивать в таком деле не стоит. Выждите момент, когда кроха сам захочет пообщаться. Тогда разговаривайте, пойте, читайте, и все получится. Через время ребенок расскажет все, чему его научили.

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае — остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.Некоторые родители занижают, а другие — завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка.Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

Артикуляционная гимнастика

Цель этого вида гимнастики — научить ребенка правильному произношению звуков. Заниматься нужно каждый день, но недолго, урок по 10-15 минут. Если малышу надоело раньше — заканчивайте, не заставляйте.

  1. «Широко открываем ворота» — малыш должен как можно шире открыть рот и посидеть так на протяжении пары минут.
  2. «Строим забор» — ребенок смыкает верхние и нижние зубки, при этом нужно широко улыбаться, чтобы всем показать, какой забор построили!
  3. «Чистка зубов» — опять рот широко открыт, язычком нужно провести сначала по внутренней поверхности зубов верхнего и нижнего ряда, затем по внешней.
  4. «Рисование» — малышу говорите простые предметы — кубик, круг, сердечко, цветок, солнышко и так далее. Он эти предметы должен нарисовать язычком на верхнем небе сначала с закрытым ртом, затем с открытым. В конце упражнения — закрасить язычком все небо.

Песенки, стишки и потешки для развития речи у детей 2 — 3 лет

Это, пожалуй, самые действенные, проверенные поколениями способы общения с маленькими детьми.

Основные принципы:

  • простая рифма
  • повторение звуков или слов
  • небольшой размер
  • сопровождение жестами/действиями

Стишки-рифмовки можно рассказывать, а можно напевать, используя различные мелодии.

Основная цель потешек, пальчиковых игр, стишков:

  • эмоциональный контакт с ребенком
  • развитие его речевых навыков
  • массаж пальчиков
  • изучение частей тела
  • помощь в установлении режима

Например, повторяя один и тот же стишок перед ночным сном, можно выработать у ребенка ожидание забавного стишка и понимание, что ему пора спать.

ВАЖНО: Маленькие дети нуждаются в соблюдении последовательности действий и порядке, поскольку это развивает чувство стабильности и защищенности.

Можно придумать или выбрать из множества имеющихся потешек по одной для разных случаев:

  • утренние гигиенические процедуры

Стишок для умывания
стишок для умывания

  • переодевание ребенка

Стишок при переодевании
стишок при переодевании

  • подготовка к купанию

Стишок для купания
стишок для купания

  • перед гимнастикой

Стишок для гимнастики
стишок для гимнастики

  • массаж пальчиков

Стишок для массажа пальчиков
стишок для массажа пальчиков

  • перед сном

Стишки на ночь
стишки на ночь

Порадуют малыша и будут полезными и классические потешки «ладушки», «петушок-гребешок», «коза рогатая», «сорока белобока» и многие другие.

Играем и учимся говорить: сюжетно-ролевые игры для детей

Варианты игр с ребенком ограничены лишь фантазией родителей. При этом малыш часто самостоятельно подсказывает, чем ему хочется заняться, распределяет роли и организует игру.
Ваша миссия − наполнить игру развернутыми диалогами, чтобы игра была не только увлекательна, но и полезна для развития речи крохи. Это могут быть:

  • Прятки
    Классическая игра «ку-ку» с грудничками, постепенно может видоизменяться. Можно прятаться за чем угодно, привлекая ребенка словами «где мама?», «найди маму». По мере взросления ребенок начнет с удовольствием прятаться сам, а вы с соответствующим словесным сопровождением будете его искать
  • Сюжетно-ролевые игры
    Поначалу это могут быть совсем простые игры. Например, можно играть с игрушечным телефоном, ребенок может звонить маме, папе, братику, сестричке, говорить «алло», узнавать «как дела?» и наоборот. Затем можно разыгрывать сказки по ролям, придумывать сюжеты самостоятельно, используя предметы быта и игрушки
  • «Угадай-ка»
    Вариаций игр множество. Можно спрашивать ребенка: «угадай, что я делаю?» и показывать какое-нибудь действие: расчесываться, разливать чай в чашки. Или спрашивать: «угадай, кто я?» и изображать зайчика или медвежонка. Можно показывать мягких зверушек и спрашивать: «угадай, кто это?», «а что он любит кушать», «где живет?». Если ребенок не может ответить, следует давать развернутый ответ самостоятельно, и через некоторое время повторять малышу вопросы
  • Активные игры
    Потешки и песенки можно использовать в активной игре с ребенком, побуждая его повторять вместе со словами соответствующие действия. Это параллельно с речевыми навыками позволит развивать и физические, и музыкальные способности ребенка. Примеры:

Потешка с движениями 1

потешка с движениями 1

Потешка с движениями 2
потешка с движениями 2

Что может затормозить развитие речи и когда стоит обратиться к специалисту

Причинами того, что ребенок не может научиться говорить, могут быть следующие моменты:

  1. Неправильная речь взрослых — непонятная, не точная, слишком быстрая, отсутствие интонации. Малышу просто вас не понять.
  2. Подражание взрослых детскому языку — вместо «машина» говорите «би-би», вместо «кушать» — «ам-ам» и так далее. Ребенок должен подражать вам, а не вы ему. Говорите слова так, как они есть.
  3. Интеллектуальные перегрузки. Нельзя слишком долго заниматься с ребенком, читать ему длинные стихотворения, принуждать выговаривать слова и повторять предложения. Занятия должны длиться не больше 15 минут раз в день.
  4. Отсутствие занятий — тоже плохо.
  5. Выполнение просьб ребенка по его жестам. Бывает так, что малыш подходит к мамочке, тянет ее за руку молча, та послушно идет следом. Нет, нужно добиться, чтобы кроха вас позвал «Идем», «айда», «мам», и так далее. Показал на сок и вы его даете? Неправильно, пусть попросит словами — «дай», «сок», «пить» и так далее.

Когда обратиться к врачу:

  1. До двух лет малыш еще не произнес сложенного из двух слогов простого слова. Это «мама», «папа», «баба» и так далее.
  2. В два с половиной года у ребенка словарный запас из менее чем десяти слов.
  3. После трех лет имеется пропуск слогов в словах или их замена: нужно сказать «тапочки», говорит «паточки», вместо «собака» — «бака» и так далее.
  4. Заикание.

Учить говорить ребенка — это вовсе не сложно, очень весело и приятно. Занимайтесь каждый день, наберитесь терпения и результаты будут. Если появились некоторые проблемы с овладением речью, логопед подскажет, как с этим справиться.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», мы размещаем там много полезной для мамочек и папочек информации.

Читайте также по теме: Как приучить ребенка к горшку: с какого возраста, методика, разница между мальчиками и девочками

Когда нужно обратиться к логопеду

Следует обратиться к логопеду, если:

до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей; ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас); ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»; ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»; ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно; ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...