Гимнастика

Упражнения на звуки Ж, Ш, Щ, Ч

На эти звуки артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет подразумевает повторение упражнений «Заборчик» и «Слоник» и дополнительно включает следующие:

  • «Непослушный язычок». Плоский кончик языка шлепать губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повтор при этом 5 раз.
  • «Блин на тарелке». Кончик языка расположить на нижней губе. Произнесим «пя» один раз, не двигать язычком, рот немного приоткрыт. В таком положении находиться 5-10 секунд. Повтор 5 раз.
  • «Вкусное варенье». Облизывать верхнюю губу. Нижний ряд зубов при этом должен быть виден, для этого оттянуть вниз нижнюю губу. Повтор 5 раз.
  • «Индюк». Глубокий вдох, рот приоткрыт, нужно кончиком языка в быстром темпе двигать взад-вперед по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянется до 7 секунд.
  • «Дуем на челку». Кончик языка поднять вверх над губой, дуть вверх. Щеки надуваются, воздух проходит через середину язычка. Повтор 5 раз.
  • «Чашечка». Улыбнуться широко, показать зубы, язык высунуть, сложить таким образом, чтобы он напоминал чашку. Удерживать до 10 секунд. Повтор 5 раз.

Речевая гимнастика для детей 3 4 лет

Дыхательная гимнастика для формирования правильного речевого дыхания

Все упражнения при логоневрозе применяются как для взрослых пациентов, так и для детей.

Категория упражнений против заикания направлена на выработку корректного сочетания вдоха и выдоха с произносимыми звуками. Во время проведения занятия тренируется напевность, плавность произношения.

Как правильно дышать при заикании, чтобы не заикаться?

«Цветочный магазин»

Упражнения от заикания: цветочный магазинПациент представляет себя перед витриной магазина цветов. Одна его рука находится на животе, вторая в свободном положении сбоку.

Делая короткий интенсивный вдох через нос, он «нюхает цветок». При этом живот выдвигается вперед.

После секундной задержки дыхания, продолжительный выдох «пфффф» следует через ротовую полость, живот и диафрагма уходят назад.

«Свеча»

Тонкая полоска бумаги шириной около 5 см представляет собой пламя свечи. Пациенту необходимо дуть на нее максимально продолжительное время.

«Певец»

Следует пропеть гласные звуки, потом их сочетание (ааауууу, оооооуууу и т.д.), сочетание сонорных согласных и гласных (лааа, мооо и т.д.). Затем пение выполняется с повышением и понижением громкости звука.

Психологические на развитие голоса

Логоневроз связан с психосоматикой, неустойчивой нервной системой, стрессами и волнениями, которые провоцируют мышечный и дыхательный спазм. При проведении тренировки важно, чтобы ребенок или взрослый был спокоен и расслаблен.

Для этого отлично подойдет дыхательное упражнение, с которого рекомендуется начинать занятие: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза. Сделать глубокий продолжительный вдох через нос. Задержать дыхание на несколько секунд, досчитав до пяти и также глубоко выдохнуть. Повторив нехитрый прием пять-семь раз пациент настроится на дальнейшую практику.

Действенные результаты дает медитация. Приняв комфортную позу необходимо расслабиться и закрыть глаза, представив нечто приятное.

Спокойная музыка или звуки природы на фоне помогут достигнуть умиротворения быстрее. Глубоко вздохнуть и протянуть на выдохе продолжительное «ммммм».

Метод Стрельниковой

Популярностью среди логопедов пользуется авторская методика А.Н. Стрельниковой. Упражнения легки в исполнении, что позволяет заниматься самостоятельно в домашних условиях. Упражнения направлены на активизацию функций диафрагмы, координацию ритма дыхания.

«Ладошки»

Упражнения от заикания по методике СтрельниковойПри выполнении пациент может стоять или сидеть. Руки согнуты в локтях, ладони раскрыты.

На резком вдохе следует совершить движение кистями, иммитирующее ловлю воздуха, быстро сжимая их в кулаки. После этого происходит длительный плавный выдох.

Чередование вдохов и выдохов по следующей схеме: 4 подхода подряд, после чего 4 секунды перерыва.

«Погончики»

Выполняется стоя. Руки сжаты в кулаки и находятся на уровне пояса. Выполняя короткий вдох выпрямлять руки несколькими толчками, как бы продвигая воздух вниз, при этом совершая еще несколько коротких вдохов.

«Насос»

Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. На вдохе совершить наклон, на выдохе вернуться в исходное положение.

Видео о развитии речевого дыхания при заикании:

Методика постановки гласных звуков

Среди наиболее распространенных методик постановки гласных звуков выделяют методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной и методику К.А. Волковой.

Первая из них предусматривает:

  1. Длительно произносить гласный в составе слогов и изолированно.
  2. Отрабатывать гласный в слогах и изолированно отрывисто, кратко.
  3. Изменять громкость звука при его выговаривании.
  4. Проговаривать гласную фонему, делая на нее ударение, а также безударно в слогах и словах.
  5. Различение гласных в слогах.

К.А. Волкова предлагает выполнять следующие виды упражнений:

  1. Проговаривать звук изолированно.
  2. Произносить гласный при напряжении артикуляционных органов: позиции под ударением; и в начале слова; в начале слога.
  3. Отрабатывать под ударением и в безударной позиции.
  4. Проговаривать в начале слова, слога, в конце, между согласными, т.е. изменять позицию звука.
  5. Различать гласные в слогах и словах.

Артикуляционный уклад для звуков "И" и "Ы"

Обучающие и развивающие мультфильмы

О любви детей к телевизору спорить нельзя. Современная логопедия включает в себя такое направление, как корректирующие мультфильмы. Подобный материал находится в свободном доступе. Мультфильмы можно скачать в интернете, купить в специализированных магазинах или посмотреть по телевидению.

Некоторые родители с большим скепсисом относятся к подобной форме коррекции речевого аппарата. Но специалисты настаивают на обратном. Вот лишь несколько аргументов:

  1. Мультфильмы, а именно красочная картинка и разговор на доступном для малышей языке, детей увлекают в процесс. Они гораздо лучше запоминают увиденный материал;
  2. Во время просмотра у детей начинает развиваться воображение, они вместе с героем полностью погружаются в историю;
  3. Мультфильмы построены так, чтобы в процессе просмотра ребенок мог не только повторять буквы, звуки и слова, но и развивал логическое мышление (память).

Конечно, не желательно чтобы ребенок днями напролет просиживал у монитора компьютера или около телевизора, но 30 минут просмотра обучающего материала принесут много пользы.

Пассивная гимнастика

И переходим к пассивной гимнастике, когда Я придается нужная форма с помощью рук. Если ребенок уже более-менее может расширить кончик Я, то берем его и слегка заворачиваем назад. Лучше от упражнения “трубочка языком”, когда малыш начинает ее разворачивать, пытаемся завернуть кончик. После того, как Ч начинает получаться, надо добиться ее стабильности и лабильности. Самое главное, перенести за верхние зубы.

Это очень легко, но только при условии, что нет нарушений прикуса и дистонии Я. В таких случаях Ч “ломается”.  Приходится заново отрабатывать положение Я в форме Ч, но уже в виде упражнения “парус”.

6. Автоматизация звука  [С] в словах со стечением согласных:

Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.

Звук С в словах со стечением согласных
Звук С в словах со стечением согласных

Отдельные упражнения на видео

Лошадка

Расческа

Футбол

Варенье

Лягушка

Бегемот

Речевой слух

Очень частая проблема при нарушенном речевом слухе – замена на «Л». В этом случае особенность постановочных тренировок заключается в чередовании в словах правильной и заменяющей фонемы. Школьник должен научиться различать эти звуки в начале, середине, конце слова.

Логопед произносит слова: комар, молоко, рука и подобные. Пациент должен отвечать, в каких произносимых словах есть «Р». В словарную цепочку можно включать слова с согласными, совмещёнными с проблемной фонемой: лавр, гром и прочие.

Особенной отработки требуют сложные для детского речевого аппарата сочетания:

  1. Д-Р. Сначала произносят длинное «Д», затем прибавляют вибрирующее «р-р-р»: друг, драка, ведро.
  2. Т-Р. Трус, труба, троллейбус.
  3. З-Р. Зрение, поздравление, здравствуйте.

Физминутка с чашечкой

Ладошку складываем чашечкой. В другой руке пальцы складываем в кулачок, вытянув только мизинец — это носик чайника. Затем показываем, как «наливаем чай» — мизинцем в ладошку, приговаривая «чшшш», как будто льется струя воды. Затем ладошку подносим ко рту и втягиваем воздух губами, «пьем чай».

Артикуляционная гимнастика для малышей

thumb_3557_content_small.jpeg

Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том числе и речевые, состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать. На это нацелена веселая артикуляционная гимнастика для детей. Она помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Неправильное звукопроизношение может привести к дальнейшим сложностям, например к дисграфии (нарушение письма), что сильно затруднит обучение ребенка в школе.

Безусловно, для постановки правильной речи и правильного звукопроизношения ребенок в первую очередь должен слышать правильную речь взрослых. Поэтому важно не сюсюкать с малышом, не коверкать слова, четко произносить все звуки, не пытаться повторять за ребенком звукосочетания и слова, которые он выдумывает, какими бы забавными они вам ни казались. Помните, что ваше чадо впитывает все, как губка, и ваша речь для него — и пример для подражания, и безусловное руководство к действию.

Артикуляционная гимнастика — это и веселое занятие для мамы и малыша, и первый этап в постановке правильного звукопроизношения. А залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание и четкая работа органов речевого аппарата.

Упражнения для речевого дыхания:

  • Артикуляционная гимнастика \
  • . Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • Артикуляционная гимнастика \
  • . Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад, и предложить сдувать «снежинки» с ладони.
  • Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ему подуть на листья так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы малыш сделал длительный плавный выдох).
  • Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Упражнения с включением речевого компонента:

  • Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» («а-а-а»), «Дует сильный ветер» («у-у-у»).
  • Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («па-па-па»), «Зайка прыгает» («оп-оп-оп»), «Мишка топает» («топ-топ-топ») и т. д.
  • Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер».

Техника выполнения упражнений для детей

Ребенок:

  • Набирает воздух через нос;
  • Плечики не поднимает;
  • Выдох делает длительным и плавным.

Взрослый:

  • Следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • Контролирует правильность речевого дыхания малыша, не допуская, чтобы ребенок делал слишком большой вдох и «выжимал» из себя воздух до конца (так он начнет задыхаться);
  • Регулирует интенсивность и количество упражнений — их нельзя повторять много раз подряд, так как это может привести к головокружению.

Помимо упражнений на постановку правильного дыхания, в артикуляционную гимнастику входят и те, что нацелены на тренировку органов речи — языка, губ, челюсти. Выполнять их можно в любую минуту. Например, самые первые «занятия» вы можете проводить, меняя малышу подгузник; с ребенком постарше — в очереди в поликлинике или перед зеркалом в ванной во время утреннего умывания. Приведем примеры таких упражнений:

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно);
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик;
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье);
  • Облизать, как киска, воображаемую тарелочку;
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик);
  • Поиграть в слоненка — вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот», «набирать им водичку», слегка причмокивая;
  • Перекатывать орешки — рот закрыт, кончик языка поочередно с напряжением упирается то в одну щеку, то в другую, на щеках образуются твердые шарики-«орешки»;
  • Поиграть в лошадку — поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой);
  • Сделать заборчик — улыбнуться с напряжением, обнажив зубы;
  • Сделать чашечку — высунуть язык, придать ему форму чашечки;
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами;
  • Почистить зубки язычком (провести им по верхним, потом по нижним зубам);
  • Поиграть в паровозик — погудите («у-у»), губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик);
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы»;
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком — вправо-влево, в уголки рта.

Повторяйте каждое упражнение по 8 – 10 раз.

Упражнения на звукопроизношение.

Самые несложные и доступные упражнения на постановку звуков — это проговаривание скороговорок и чистоговорок. 

Подойдут, например, такие:

Банан — в тропиках,

Диван — в клопиках.

Заспорили три козы

Про глаза стрекозы:

Три козы вокруг стрекозы сидят —

На кого глаза стрекозы глядят?

От топота копыт пыль по полю летит.

Пришел Прокоп — кипел укроп.

Ушел Прокоп — кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова, три дрова —

Не руби дрова на траве двора.

Всех скороговорок не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь.

Тридцать три корабля лавировали,

Лавировали, да не вылавировали.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон —

Как в капюшоне он смешон!

В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Наш Полкан из Байкала лакал.

Полкан лакал, не мелел Байкал.

  • Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Когда ребенок только начинает осваивать речевые навыки, вы ставите правильное звукопроизношение уже за счет простого ежедневного общения и совместных игр. Если малыш уже освоил родную речь и вы замечаете некоторые нарушения в звукопроизношении, постановкой звуков должен заниматься только логопед, обычно такие занятия начинаются не раньше 4 – 5 лет.

Артикуляционная гимнастика. Почему это важно?

Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться.

Речевая гимнастика для детей 3 4 лет

Страницы

Copyright © 2012-2016. Логопедический центр «Ваш логопед» Рязань, от создателя Rotten Aparts

Родителям на заметку

Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:

  1. Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
  2. Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
  3. Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
  4. Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
  5. Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
  6. При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.

Артикуляционная гимнастика для детей подготовительной группы

Еще немного и выпускников детского сада будет встречать школа, но, что делать, если ребенок произносит неправильные звуки? Решить проблему может артикуляционная гимнастика. Дети этого возраста уже достаточно усидчивы и могут выполнять целый комплекс упражнений, который можно использовать частями в течение дня или как полноценный урок на 15-20 минут. Вариантов для занятий множество:

  • Стихотворные тексты с пояснениями;

2729583954-6.jpg

  • Сказка о путешествующем язычке;

avtorskaia-razrabotk-8.jpeg

4705_html_266c9c2b-11.jpg

  • Комплекс из упражнений;

scan1-7.jpg

  • Картотека;

hello_html_7b499db7-5.png

  • Картинки;

15843080-1.jpg

  • Скороговорки.

hello_html_b7c67fb-2.png

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...