Игрушки для развития мелкой моторики своими руками

Содержание
  1. Какие игрушки интересны малышам до года
  2. Игрушки для развития мелкой моторики: сделать самим или купить?
  3. До 1 года
  4. 1. Чистить вареное яичко
  5. Развивающие игрушки своими руками: Развитие мелкой моторики.
  6. 2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча
  7. Как развивается малыш
  8. Сенсорные мешочки
  9. Сова с секретом
  10. Интеллектуальное развитие
  11. Волшебный сундучок
  12. 3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу
  13. Рамки и вкладыши
  14. Рисование ватными палочками.
  15. Лучшие варианты поделок для самых маленьких
  16. Когда начинать и сколько заниматься?
  17. Впрочем, до этого возраста можно применять:
  18. 6-9 месяцев
  19. Шнуровки
  20. Мягкие конструкторы
  21. Развиваем мелкую моторику домашним хозяйством
  22. Варианты игрушек и умения, которые они развивают
  23. Детский браслет-погремушка
  24. Бусы (слингобусы)
  25. Подушка с пуговицами
  26. Книжка
  27. Стенд с замочками
  28. Коврик — сказка
  29. Развивающие поделки в детский сад
  30. Пазлы
  31. Творчество
  32. 5. Выбирать из крупы мелкие предметы
  33. Игрушки
  34. Шнуровка
  35. Улитка — шнуровка
  36. Шнуровка — кеды
  37. Развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста — вырезание, рисование, конструирование, пазлы
  38. Игры с прищепками
  39. 8. Сортеры и игрушки-матрёшки
  40. Игры с медицинской грушей и пипеткой.
  41. Пальчиковый театр
  42. Среди самых эффективных методов можно отметить следующие:
  43. Пальчиковые куклы и куклы-перчатки

Какие игрушки интересны малышам до года

Сначала выясним, а какие игрушки интересны малышам до года. Потом посмотрим, как можно самостоятельно их соорудить. Приглашаю всех окунуться в период мимишного детства своих крох, и вспомнить, как приятно было самим придумывать или заимствовать идеи у опытных родителей, чтобы сконструировать забавные поделки.

Поделитесь, пожалуйста, этими проектами и своими впечатлениями от труда над ними! Зачем я об этом прошу? Чтобы вы заразили нас! Чтобы, после прочтения статьи и ваших комментариев, читателям захотелось творить и радовать себя и своих маленьких детишек!

Игрушки для развития мелкой моторики: сделать самим или купить?

Вопрос целесообразности покупки игрушек, которые можно сделать в домашних условиях, актуален среди молодых родителей. Ответ зависит от умений и желания взрослых потратить собственное время. Игрушки, сделанные своими руками, обладают некой магией, которая привлекает крошек, но если вы не имеете склонности к рукоделию, создание новых предметов для вас не лучшее предложение о проведении свободного времени, то не стоит расстраиваться, просто купите необходимые предметы в магазине. Ребенок будет рад любому варианту. Если вы покажете как играть с новым элементом, заинтересуете собственным примером, дадите стимул для разнообразных действий, то любая игрушка будет работать на пользу.

Для тех, кто хочет сделать самостоятельно полезную и нужную игрушку для малыша, мы подготовили подборку лучших идей по созданию предметов для развития мелкой моторики собственными руками.

До 1 года

В этом возрасте ребенок только начинает осознавать возможности своего тела, опытным путем понимает, как действуют его ручки, ножки, язычок и так далее. Важно развивать у малыша координацию движений, умение сосредотачиваться на чем-то конкретном, стимулировать хватательный рефлекс.

1. Чистить вареное яичко

Учимся чистить яичко

На мой взгляд, в возрасте 1 года это занятие является одним из лучших для развития мелкой моторики. Во время этой игры замечательно развивается «пинцетный» или «щипковый» захват, тренируется сила пальцев. К тому же для занятия не нужно специально ничего покупать, достаточно просто сварить яйцо, которое всегда есть в холодильнике.

Когда я первый раз предлагала дочке почистить яичко, честно признаюсь, была уверена, что у нас ничего не получится, ведь ей был всего лишь год! Она и правда не сразу поняла, что от нее требуется, и зачем вообще чистить яйцо, но когда я предложила ей складывать скорлупки в маленькую мисочку (т.к. в этом возрасте у нее была настоящая страсть к складыванию и выкладыванию чего-либо), дело сразу начало спориться, оно приобрело для дочери смысл. Тася с энтузиазмом принялась очищать яичко, а мне приходилось его держать – одновременно чистить и держать яичко дочке пока не удавалось. Иногда скорлупки падали, она старательно поднимала их со стола и складывала в миску. А так как кусочки скорлупы получались очень маленькие, ей приходилось прикладывать неимоверные усилия, чтобы захватить их. И, как мне кажется, она действовала на максимуме своих моторных навыков. Такое долгое удержание внимания и интереса на очень мелких предметах в этом возрасте я наблюдала, пожалуй, только в этой игре.

Развивающие игрушки своими руками: Развитие мелкой моторики.

Предлагаю подборку на тему «Игрушки для развития мелкой моторики». Игрушки, которые можно сделать своими руками. Все представленные ниже фотографии — наши с дочкой творения.

Начнем с игрушек и пособий, которые не потребуют особых навыков:

1. «Коробочка с крупами» — взяли коробку от обуви, маленькие лопатки, грабельки, кисточку для бритья, контейнеры с крупами (у нас манка, пшено, рис), вырезали из картона геометрические фигуры и приделали к ним «ручки» — крышечки от пластиковых бутылок. Можно пересыпать, рисовать на крупе, закапывать мелкие игрушки, учится «писать» пальчиком буквы-цифры и пр.

130217134944.jpg130217134944.jpg

2. В продолжение темы использования коробок от обуви — «Коробочка с крышечками». В такой коробочке мы хранили долгое время наши первые машинки. Ребенок тренируется закручивать-откручивать крышечки, можно подключить еще и изучение цветов (прикручивать согласно цвета). Сделали мы ее так: коробка от обуви, самоклеющаяся пленка (сделали аппликацию), обрезанные горлышки от пластиковых бутылок (вкрутили в крышку изнутри), крышечки от пластиковых бутылок для закручивания.

130217135321.jpg130217135322.jpg

3. «Копилки-кормилки» — из пластиковых бутылок, баночек можно сделать такие копилочки, которых детки с удовольствием будут «кормить». У нас есть хрюшка (обшила её фетром, но можно было и самоклейкой оклеить), а самые первые были зверюшки из баночек от пальчиковых красок (здесь помимо мелкой моторики мы проходили, кто что ест).

130217135620.jpg130217135622.jpg

4. Игры с прищепками (а для более старших деток- со скрепками) — изготовить их легко из бумаги или картона.

130217140242.jpg130217140242.jpg

130217140243.jpg130217140244.jpg

5. «Картинки-пластилинки», а точнее заготовки для многоразового рисования пластилином — просто распечатали картинки и заламинировали их в салоне оперативной полиграфии. Теперь можно «рисовать» пластилином (белые горошки мухомору, чёрные-божьим коровкам, яблочки на яблоне, забор перед домом и пр.)

130217140503.jpg130217140503.jpg

6. «Домашняя песочница». У домашней песочницы масса плюсов: в нее можно играть круглый год, можно не волноваться за здоровье ребенка (дворовые песочницы очень любимы котами, а дома песок из карьера прокален), песок помогает расслабляться и взрослым, а еще мне лично очень нравится песочная терапия (почитайте в интернете).

130217140640.jpg

7. Пальчиковые куклы. Можно их сшить, а можно и из бумаги сделать.

130217141339.jpg130217141341.jpg130217141341.jpg

При изготовлении следующих игрушек понадобятся навыки шитья:

8. «Перебиралки-перетягивалки» — вариантов их исполнения может быть масса, мы сделали себе на автокресло. Нашила разнофактурных разноцветных лоскутков, ленточек, шнурочков с бусинами. А маленькой племяшке я шила игрушку-совушку.

130217141630.jpg130217141632.jpg

9. Искалочки — игрушки из ткани с прозрачным окошечком, наполненные бисером/рисом и мелкими деталями. Детки перебирают искалочку и ищут спрятанные в ней сокровища. Вариантов в интернете много, здесь наша черепашка.

130217143058.jpg

10. Игрушки с застежками. Есть различные варианты исполнения: матрешки-застежки, развивающие кубики, книжки, коврики. Лично мне больше всего нравится вариант коврика, поскольку он очень практичен — его удобно брать с собой на природу, на дачу, на пляж.

130217143059.jpg130217143101.jpg

130217143101.jpg130217143102.jpg

130217143104.jpg

130217143104.jpg

Надеюсь, эта подборка кому-нибудь пригодится.

2. Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча

Игра на развитие мелкой моторики для детей 1 года

Игра чем-то сходна с чисткой яйца. Для нее вам нужно немного подготовиться и приклеить на большой кубик полоски скотча так, чтобы их краешки торчали в разные стороны, и малыш мог за них ухватиться. Ребенку будет гораздо интереснее не просто отрывать скотч, но затем еще и приклеивать его куда-нибудь, поэтому с этой целью подготовьте заранее листок бумаги или что-то подобное.

Как развивается малыш

Малыш за год постигнет программы нескольких университетов. Он освоится в своем организме: поймет, как действуют ручки, ножки, глазки, язычок и т.д. и активно этим будет пользоваться, изучая все, что его окружает. Для годовалого карапуза есть отличные помощники – заложенные в него рефлексы. Такие, как сосательный и хватательный, он ими будет использовать для игры и освоения мира. Учтем это.

Сенсорные мешочки

Такие игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей подойдут малышам 0-3 года и чуть старше. Внешне они выглядят как мягкие тканевые мешочки, набитые разнообразными материалами. Ребенок будет трогать их и обнаружит скрытые сюрпризы внутри.

Игрушки для развития мелкой моторики своими руками Игрушки для развития мелкой моторики своими руками Игрушки для развития мелкой моторики своими руками Игрушки для развития мелкой моторики своими руками

Сова с секретом

Маленький мешочек — сова, внутри которого находятся различные материалы.

Игрушки для развития мелкой моторики своими руками Игрушки для развития мелкой моторики своими руками Игрушки для развития мелкой моторики своими руками Игрушки для развития мелкой моторики своими руками Игрушки для развития мелкой моторики своими руками Игрушки для развития мелкой моторики своими руками

Что потребуется:

  • фетровая ткань — разноцветные кусочки (белый — глаза, желтый — клюв и основной цвет для туловища);
  • ленточки;
  • нитки;
  • иголки;
  • тюль или иная прозрачная ткань;
  • мелкие материалы (бусинки, звездочки, пуговицы);
  • готовая выкройка.

Порядок изготовления:

  1. Дидактический материал можно скачать готовые или нарисовать самим. Основа — туловище совы в форме арки. Перенося готовые детали на ткань, стоит помнить, что одна сторона (задняя) — будет закрытой, а вторая (перед) — имеет небольшое круглое отверстие, через которое содержимое мешочка отлично просматривается.
  2. Вырежьте круг чуть больше отверстия из тюли. Аккуратно пришейте его к детали передней стороны (где было круглое отверстие).
  3. Соедините основные две детали, прошив машинкой. Только оставьте внизу небольшое отверстие, через которое набейте мешочек собранными мелкими деталями. Незачем класть много, лучше соберите разных штучек: звездочки, пуговицы, бисер.
  4. Закончив набивку, закройте отверстие. Теперь осталось украсить мешочек — вырежьте из мягкого белого фетра глаза, черным маркером можно добавить им зрачки, из желтого — треугольный клюв. А голову совы украсьте двумя яркими ленточками. Такие игрушки для мелкой моторики рук от года тоже подойдут. Они безопасны, ведь содержимое нельзя достать.

Интеллектуальное развитие

Никогда мозг ребенка не развивается в таких масштабах, как в раннем возрасте. И интеллект здесь занимает одну из ведущих позиций.

Какие же игрушки помогают развивать логику, мышление, внимание?

В возрасте 1 – 2 лет сортировка предметов по размеру, цвету и форме – один из самых важных навыков, которыми дети овладевают, да еще и с большим удовольствием. И для этого существует большой выбор игрушек.

Рамки-вкладыши

Я предпочитаю деревянные. Их удобнее брать маленькими ручками, есть и со специальными пимпочками. У нас было несколько рамок.

Идеальная развивающая игрушка для возраста от 1 года.


My-shop

My-shop

Озон

ЛабиринтMy-shop


My-shop

My-shop

Кстати их можно самим сделать из картона или фанеры. С фанерой у меня не вышло – очень долго и тяжело возиться, усилия того не стоят.

А вот из картона получилась неплохая рамка-вкладыш, одновременно являющаяся пазлом.

Главное – взять очень толстый картон. У меня это была коробка, в которой доставляют товары из интернет-магазинов.

Рамок-вкладышей много не бывает. А самостоятельное их изготовление поможет сэкономить кучу денег.

Еще у нас есть деревянный пазл с медведями (My-shop). Ребенок их переодевал, менял выражение на мордочках.

Изучение эмоций — важное занятие для ребенка этого возраста. Такая игрушка — отличный помощник. Также можно изучать наизвания одежды, цвета, пополняя словарный запас малыша.

Сортеры

Классический сортер – это емкость с отверстиями, в которые нужно вставлять подходящие по форме и размеру фигуры.

Вот несколько качественных и удачных, на мой взгляд, вариантов:


My-shop

My-shop

Озон

Простые сортеры можно сделать самостоятельно: из коробки, банки с пластиковой крышкой, бутылки. Антошка играл с подобными с таким же интересом, как и с покупными.

Игрушки-сортировки

Здесь нужно нанизывать фигурки на штырьки.

У нас есть деревянная и пластиковая, а есть из вспененного материала. С деревянной и пластиковой малышам легче играть. А вот вспененный материал сына долго не привлекал.

Антошка и в 4,5 года играет с нашим поездом, на который нужно нанизывать геометрически фигуры.

Есть сортировки, которые помогают в усвоении счета.


My-shop

My-shop

My-shop

Пирамидка (Лабиринт, My-shop)

Обязательная игрушка для детей 1 – 2 лет.

Нужно иметь минимум две – из колец и из стаканчиков.

Пирамидки различаются по форме и материалам (пластиковые, деревянные, мягкие).

Матрешка (Лабиринт, My-shop)

Классическая игрушка, в которую ребенок будет играть еще много лет.

Лото (Лабиринт, My-shop)

В 1 — 2 года дети очень любят лото. Для этого возраста продается множество вариантов развличных издательств. Лото развивает внимание и память, знакомит с окружающим миром.

У нас было лото от издательства «Улыбка» (Лабиринт, My-shop). Разные тематики. Четкие, яркие, качественные изображения. Антошка с удовольствием играл.

Пазлы

Примерно в 1,5 года можно предложить ребенку простые пазлы, состоящие из двух частей.

Еще один вариант – деревянные пазлы-вкладыши. Это как рамка-вкладыш, только одно изображение состоит из нескольких элементов.

А еще можно разрезать простую картинку на 2 части и предложить малышу соединить их.


My-shop

ЛабиринтMy-shop

ЛабиринтMy-shop

Кубики (Лабиринт, My-shop)

После года ребенок начинает не только разрушать построенные вами башенки, но и строить самостоятельно.

Самые безопасные кубики – мягкие и пластиковые.

Деревянные – тоже отличный вариант, но дети в этом возрасте очень любят кидаться предметами, да и самих себя могут поранить острыми углами. Поэтому если ваш кроха любит покидаться или размахивать перед своим лицом кубиком – лучше деревянную игрушку отложить до лучших времен.

Конструкторы

Сначала у нас появился конструктор Bauer. И он мне не очень понравился — детали то трудно соединить, то наоборот сразу отваливаются.

А когда нам подарили ракету этой фирмы в более старшем возрасте, я окончательно разочаровалась в Bauer. Мало того, что ребенок не может ее собрать, даже у меня получается с трудом – пока крепишь одну деталь, другая отлетает.

Так что лучше не экономить и покупать качественные констуркторы, например, Lego Duplo. У них есть отличные наборы для детей от 1,5 лет. У Антошки это до сих пор одна из самых любимых игрушек.


My-shop

My-shop

My-shop

Еще одна важная игрушка — это деревянные конструкторы. У нас это констукторы фирмы «Томик» — недорого и качественно (Лабиринт, My-shop).

Волшебный сундучок

Вам нужно будет взять коробку и одну стенку сделать прозрачной. Затем можете наполнить такой сундучок любыми игрушками, которые имеются в вашем доме. Ребенку будет очень интересно доставать из этого сундучка вещи, разглядывать их, щупать. Впоследствии вы можете поиграть с ним, пробуя найти предмет в сундучке, заданной величины.

3. Разворачивать предметы, завернутые в фольгу

разворачиваем фольгу

Заверните в фольгу какую-нибудь небольшую игрушку и предложите малышу посмотреть, кто спрятался внутри блестящего комочка. При этом оставьте торчать небольшой краешек фольги, чтобы крохе было за что ухватиться.

Рамки и вкладыши

В педагогическую практику эти игрушки ввела знаменитая Мария Монтессори. Они бывают плоскими и объемными (например, стаканчики или коробочки, вкладывающиеся друг в друга, или матрешки). Еще один вариант объемных вкладышей – так называемый сортер , или логический куб (представляет собой довольно большой кубик с отверстиями разной формы, куда надо вложить соответствующую фигуру).

Ребенок тренирует точность движений, знакомится «на ощупь» с основными геометрическими формами. Бывают из дерева, пластмассы или вспененной резины.

Рисование ватными палочками.

Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.

Многие дети двух лет любят брать кисточку и карандаш в руки вот так:

И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно.

Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками, потому что ватную палочку дети обычно сразу берут в руки вот так (держат ее так как обычно взрослый держит ручку или карандаш):

Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику.

Что можно рисовать? Подключите фантазию!

Например, можно лечить кариес на зубах:

как развивать мелкую моторику - рисуем ватными палочками

Смазывать ранки у слоненка зеленкой:

Можно украшать точками все что угодно (чашки, чайники, платье у куклы и т.п.):

Рисование ватными палочками в 2 года.

Лучшие варианты поделок для самых маленьких

Хорошие варианты поделок для самых маленьких:

  • лепить из пластилина колобков и приделывать им глаза и ротик;
  • рисовать картинки пластилином по шаблону (пластилин размазывается по поверхности бумаги или картона, это очень полезно для маленьких пальчиков);
  • приклеивать вату на овечку или делать на картинке облака из нее;
  • на пластилиновую основу вдавливать семечки;
  • фасолинки или макароны;
  • делать ежику иголки из ватных палочек (предварительно нарисовав ежика на коробке и проделав много дырочек на нем).

В общем, вариантов для малышей масса, и все эти поделки принесут неоценимую пользу развитию.

Когда начинать и сколько заниматься?

Старт «тренировок» по мелкой моторике у всех свой, но специалисты считают, что идеальный возраст – 8 месяцев, когда пальчики уже к таким упражнениям готовы.

Впрочем, до этого возраста можно применять:

  1. Пассивную гимнастику. То есть, массаж подушечек пальцев.
  2. Слингобусы. Или, как еще их называют, мамабусы или бусы кормительные. Подобный яркий аксессуар мама надевает на шею во время кормления малыша, как только у него просыпается желание что-нибудь щупать и крутить пальцами во время еды.
  3. Вкладывать в руки игрушки из разнофактурных материалов – выпуклых, шершавых, пушистых, гладких и проч.

Учитывая, что все тренировки (начиная с 8 месяцев) проходят через игру, время занятий ограничивается только занятостью мамы и здравым смыслом.

Среднее время занятия (рекомендуются именно ежедневные занятия) – 30-60 минут, в зависимости от возраста. Для малыша 8-12 месяцев будет достаточно 10-15-минутного занятия, для ребеночка постарше время занятий увеличиваем, соответственно его увлеченности.

6-9 месяцев

Ребенок умеет сидеть и учится ползать. Какое-то время может развлекать себя сам. Ему важно научиться брать предмет двумя пальчиками, а не всей ладошкой.   

Шнуровки

Это игрушки-книжки, картонные фигурки или набор предметов, которые можно связать друг с другом с помощью шнурка. Играя, малыши развивают моторику, логику, мышление, внимание, координацию.

Шнуровки изготавливают из картона, дерева. В предметах делают небольшие дырочки, через которые продевает толстая нить. Порядок действия на первых порах не важен. Главное, чтобы ребенок научился попадать шнурком в дырочку, а затем соединять несколько предметов на одной нити.

Шнуровки

Мягкие конструкторы

Представляют собой фигурки из различных тканей (от ситца и шелка до ковролина) с застежками-липучками. Опять же бывают плоскостными – когда на однотонном поле нужно собрать человечка, животное или геометрическую конструкцию, а бывают – объемными, трехмерными (снеговик, клоун, башня). Для развития мелкой моторики здесь служат липучки.

Развиваем мелкую моторику домашним хозяйством

Сейчас в магазинах очень много игрушек для развития детской моторики, но освоенные игры часто надоедают. Как же сделать так, чтобы ваш малыш развивался постоянно?

Есть маленькая хитрость – пусть он вам помогает по дому. Ведь детки любят подражать взрослым и с удовольствием помогут им во взрослых делах, а непослушные пальчики получат необходимую тренировку. Попросите его:

  • снять кожицу с картофеля, сваренного в мундире. Очистить яйцо от скорлупы, а цитрусовые – от кожуры;
  • вытащить из расколотой скорлупы грецких орехов ядро, отшелушить пленку с жареного арахиса;
  • убирать пальчиками крошки со стола, помочь собрать с пола мелкие предметы: горошинки, пуговки, бусинки;
  • закрутить отвёрткой шуруп;
  • перебрать различные крупы;
  • лепить манты, пельмени, печенье;
  • перебрать ягоды;
  • помыть овощи и посуду, но постарайтесь перемывать её только тогда, когда ребёнок не видит, чтобы труд малыша в его глазах не обесценился,
  • развязать пакеты из магазина;
  • прополоть огород;
  • пересадить рассаду, которую не жалко;
  • собирать вместе с вами ягоды;
  • собирать инвентарь для поделок: шишки, жёлуди, листочки;
  • открывать двери и почту ключиком;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться, расшнуровывать и зашнуровывать обувь;
  • заплетать косы себе, маме, сестре;
  • вешать бельё, пользуясь прищепками;
  • комкать и отрывать бумагу для обуви, которую убираете на зиму;
  • отвинчивать пробки;
  • точить карандаши точилкой;
  • найти край скотча и отклеить;
  • достать предметы из-под шкафа и других узких пространств, куда ваша рука не влезет;
  • аккуратно листать книжки;
  • чистить расчёску,
  • убирать катышки с одежды пальчиками;
  • нанизывать бусинки;
  • сортировать пуговички;
  • сматывать пряжу;
  • помогать набивать наполнителем (синтепоном) самодельные игрушки.

развитие речи детей посредством мелкой моторики

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Детский браслет-погремушка

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Детский браслет-погремушка

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

Развивающая игрушка для девочек

к оглавлению ↑

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость — игрушка довольно интересна. Пуговки разной фактуры развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

Развивающая подушка с пуговицами

к оглавлению ↑

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

Развивающая книжка девочкам

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ
Зимняя страница со снеговиками

Развивающие игрушки своими руками

к оглавлению ↑

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.

Развивающий стенд

Коврик — сказка

Коврик развивает речь и фантазию ребенка. Несложные наводящие вопросы родителей помогут малышу быстрее освоить эти навыки (А представь, что Колобок повернул в другую сторону? С кем он встретится? и др.)

Не забывайте, что любая сказка — это и лишний повод напомнить правила поведения (о том, что нельзя убегать от родителей, что надо слушаться старших, быть прилежным и трудолюбивым).

Развивающий коврик

ВАМ ПРИГОДИТСЯ
Какими могут быть игровые и тематические развивающие коврики

развивающий коврик для детей своими руками

к оглавлению ↑

Развивающие поделки в детский сад

В детский сад дети обычно идут с трехлетнего возраста, и это уже новый этап в развитии ребенка. Чадо становится более самостоятельным, уже многое умеет делать сам, мелкая моторика у многих детей развита уже довольно хорошо.

Вот почему дети способны уже делать более сложные поделки, с использованием расширенного спектра инструментов и материалов.

На первый план выходит отработка навыка использования ножниц, который пока дается нелегко, но с каждым разом движения становятся более уверенными и гармоничными.

Пазлы

Это мягкие, твердые кусочки красочной картинки, которые нужно собирать в единое целое. Развивают логику, координацию, память, внимание.

Первые несложные картинки, состоящие из 2-4 элементов, малыш может собрать в 9-10 месячном возрасте. Затем количество деталей постепенно увеличивается.

Пазлы

Творчество

В 1 год дети начинают рисовать, лепить, делать аппликации. Про каждый из этих видов занятий я писала подробные статьи.

Для рисования самое главное – это краски. Для аппликаций – цветная бумага или готовые пособия.

А вот для лепки помимо печатных пособий, отличная игрушка – это наборы Play Doh. Можно обойтись и просто тестом для лепки, в том числе сделать его самим. Тесто мягче пластилина и маленьким ручкам приятней с ним работать.


My-shop

My-shop

My-shop

Но есть масса всего, что с тестом не сделаешь. Поэтому пластилин тоже нужен. Главное — выбрать как можно более мягкий, ведь из него легче лепить. Мы покупаем пластилин «Кроха мягкий» (Лабиринт, My-shop).

Конечно, это не все игрушки для дтей этого возраста. Об остальных я писала в предыдущей статье «Игрушки для детей от 1 года».

Похожие статьи:

  • Игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года
  • Развивающие карточки для детей
  • Игры с карточками
  • Как создать развивающую среду дома
  • Книги для детей 1 — 2 года

5. Выбирать из крупы мелкие предметы

Достаем мелкие предметы из крупы

Подробнее об этой игре я писала в другой статье, поэтому здесь не буду на ней останавливаться.

Игрушки

Ребенку этого возраста необходимы игрушки, которые развивают логические способности. Ему отлично подойдут разные сортеры — игрушки, сортирующие предметы по цветам, размерам и формам. Следует позаботиться о наличии у ребенка в этот период кубиков, игрушек-вкладышей, например, матрешек. С девяти месяцев можно предложить пальчиковые и перчаточные куклы, а ближе к году — начать знакомство малыша с развивающей книжкой с тканевыми аппликациями.   

Что можно сделать своими руками:

Кубик из фетра. Фото: madeheart.com 3

Кубики из ткани и пряжи. Фото: womanadvice.ru

Сортер по цветам. Фото: ihappymama.ru

Текстильные матрешки. Фото: tavika.ru

Пальчиковые игрушки из фетра. Фото: hobidenizi.com

Вязаные пальчиковые игрушки. Фото: experus.ru

Пальчиковая игрушка из картона. Фото: fotostrana.ru

Перчаточные игрушки из ткани. Фото: 1beautylady.ru

Перчаточные игрушки из фетра. Фото: livemaster.ru

Вязаные перчаточные куклы. Фото: livemaster.ru

Развивающая книжка. Фото: fotostrana.ru

Элементы, включаемые в развивающую книгу, могут быть выполнены самым разным образом — здесь вы можете вовсю дать волю фантазии. В качестве материала отлично подойдет фетр — он мягкий и приятный на ощупь.  

Шнуровка

Дети постарше (3-4, также 4-5 лет) уже освоили азы пальчиковой моторики, пора им изучать мастерство завязывания шнурков. Конечно, большинство детской обуви делается на удобной застежке или липучке, но малышу все равно нужно уметь завязывать себе шнурки.

Ребенок завязывает веревочки

Лучше всего навык познается на практике. Поможет игрушка — шнуровка. Видно как развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в жизни.

Что потребуется:

  • фетр разноцветный;
  • шнурки (обычные новые);
  • картон — основа;
  • кнопки (вернее, специальные кружки, которыми закрываются отверстия);
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • готовый шаблон.

Порядок работы:

Форма игрушки. Если шнуровку делаете для малыша помладше (2-4 года), тогда можно сделать любую зверушку. Например, улитку или дракона, на котором будет элемент шнуровки. Фактура изделия тканевая, мягкая. Чтобы игрушка заинтересовала, стоит выбирать любимого зверя ребенка. Нравятся динозавры — сделать динозавра, нравятся кошки — кота. Добавить элемент шнуровки несложно к любому.

Ботиночки на доске

Если ребенок постарше (5-6 лет), лучше изготовить пример обуви. Тогда он сможет практиковаться завязывать шнурки, вдевать их, вязать бантики, понимая, где это используется.

Улитка — шнуровка

Раскроите все детали будущей улитки: круглую раковину, туловище, два кружка — глаза, дополнительные детали — окружение. Основой будет лист плотного картона, сверху обшитый фетром или иной плотной тканью. Для удобства картон приклейте потом.

Сначала на ткань — основу пришейте элементы будущей улитки. Для оформления ее раковины прострочите несколько раз, делая шов в форме уменьшающейся спирали. Закончив, пришейте вручную бусинки, через которые потом нужно будет продевать шнурок.

Игрушка в виде улиточки

Осталось пришить оставшиеся детали игрушки — туловище, глаза. Два шнурка будут рожками улитки. Сделайте поделку яркой, разноцветной, чтобы заодно развивать способность ребенка различать цвета (их названия, наименования предметов). Добавьте элементов к картине. Солнышко, травку, пенек.

Шнуровка — кеды

Скачайте шаблон кеды и перенесите его на ткань. Постарайтесь создать реалистичную обувь. Низ — темный фетр, носок — полукруг белой ткани, основа — детали из зеленого фетра. Основа — квадратный отрез ткани, к ней пришиваете детали игрушки.

Игрушки для развития мелкой моторики своими руками Игрушки для развития мелкой моторики своими руками

Сначала пришейте черный низ. Сверху — белый полукруг-носок кеды. Делайте его чуть меньше, чтобы край низа был заметен. Сложнее всего — оформить дырочки. Купите специальные пластиковые «шлепки», и сделав круглые дырки, установите их сверху. Можно приклеить, чтобы ребенок потом не смог вытащить детали.

Такие сенсорные игрушки должны быть максимально реалистичными. Малыш станет ассоциировать их с настоящими кроссовками или ботинками.

Развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста — вырезание, рисование, конструирование, пазлы

На развитие мелкой моторики невероятно благотворно влияет вырезание ножницами различных фигур. Сначала нужно начинать с простых задач — предлагать вырезать фигуры с прямыми линиями. Затем усложнять задания — вырезаем силуэты, снежинки, сложные фигуры. На занятиях рисованием следует задействовать как можно больше разных техник — рисование по точкам, штриховка, дорисовывание части рисунка, обводка по контуру, рисование определенного элемента не отрывая руки.

Пазлы и конструкторы — эффективнейший способ развития мелкой моторики, воображения, логики, памяти, выработка такого качества, как усидчивость и аккуратность. Для малышей отлично подходят мягкие объемные пазлы, для детей по-старше наборы с составлением определенных картин, композиций. Современная игрушечная индустрия предлагает множество вариантов для упрощения родителям задачи в процессе формирования важнейших способностей ребенка.

Детские руки — инструмент тонкий, настраивается он долго, тут важно систематически заниматься практически с рождения и до младшего школьного возраста. Сегодня отмечается достаточно печальная тенденция — у 65% городских детей отмечается общее моторное отставание. Большинство деток в возрасте 5 лет не могут самостоятельно даже завязывать шнурки. В следствии плохо развитого данного навыка, около 35% детей дошкольного возраста не готовы к школе, что уже в 1 классе для них оборачивается сильнейшей форсированной нагрузкой.

Чтобы исключить подобные проблемы, от родителей требуется участие и терпение.

Ведь наблюдать как развивается и растет ребенок, принимать в этом участие — это такое счастье!

Игры с прищепками

О пользе этих предметов говорила ещё знакомая всем Мария Монтессори. Если проявить немного фантазии, легко придумать массу интересных развивающих игр с их использованием.

Игры с прещепками

Несложно сделать заготовки из фетра или картона (фрукты, животные, деревья). Годовалые малыши смогут лишь снимать прищепки с основы, двухлетние справятся и с другими действиями.

Вместо прищепок воспользуйтесь скрепками. Такой вариант подойдёт детям старшего дошкольного возраста.

8. Сортеры и игрушки-матрёшки

f8e0_d1aa.jpg

Для чего: развивают и ловкость детских рук, и логическое мышление.

Возраст: от года, можно чуть раньше

Что именно: сортер – это куб (или параллелепипед) с отверстиями различной формы, в эти отверстия нужно сложить подходящие к нему фигуры.

Чем заменить: складывание различных предметов (от карандашей до губной помады) в обычную коробку. Более сложный вариант – сложить монетки в копилку.

Фото: http://www.100sp.ru/

Игры с медицинской грушей и пипеткой.

Игры с медицинской грушей.Развитие пальчиков - игры.

Игры с обычной медицинской грушей и пипеткой здорово развивают мелкую моторику, к тому же и стоят эти предметы совсем недорого, а детям такие игры очень нравятся! О том как играть с ребенком при помощи этих медицинских принадлежностей читайте в статье по этой ссылке.

Пальчиковый театр

Такой театр – довольно полезное занятие, он доставит ребенку много удовольствия и будет способствовать его развитию. Чтобы изготовить его, вам понадобятся кусочки фетра. Из них можно изготовить множество забавных зверушек. Если вы не можете позволить себе купить фетр, то можете взять простые салфетки для протирания мебели. Из них также можно изготавливать пальчиковые игрушки.

Сшейте множество забавных зверушек, одевайте их на пальчики, они оживут и откроют вашему ребенку этот удивительный мир. Даже имея одну такую игрушку, вы можете придумывать с ней множество игр и учить ребенка цветам, счету, буквам, и т. д.

Изготавливая развивающие игрушки самостоятельно, вы должны понимать, что он будет не только трогать, но и пробовать на зуб. Поэтому необходимо использовать только качественный материал и безопасный для здоровья малыша. Помимо этого любые развивающие игрушки своими руками должны выглядеть не отталкивающе, иначе ребенок может испугаться, и лето негативно может сказаться на его психическом состоянии. Ели ребенок ее боится, то лучше ему вовсе не давать ее в руки.

И помните, что никакая игрушка не может заменить родительское внимание. Поэтому вам необходимо не только изготовить ее, но и играть вместе с ним. Не оставляйте ребенка одного, чтобы избежать несчастного случая.

Среди самых эффективных методов можно отметить следующие:

  • Занимаемся лепкой. Какой материал использовать – не имеет значения. Важен именно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже обычное тесто – все подойдет. Если карапуз уже подрос, можно научить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
  • Домашняя песочница. Да, уборки прибавится. Но восторг ребенка, а также эффект, который обеспечивается подобной игрой, перевешивает все мелкие неприятности. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под присмотром, конечно), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно также набивать мукой, но строго следите за целостностью игрушки), а также творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на стекле (с подсветкой).
  • Изготовление коллажей и поделок. Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
  • Создание поделок из природных материалов. Собираем на улице желуди, веточки, ягоды и шишки, а дома создает настоящие лесные шедевры.
  • Прививаем нужные навыки и развиваем пальчики: расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно сделать панель на плотной основе с подобными развлечениями и заниматься вместе с ребенком. Не забудьте добавить яркости и любимых героев малыша на основу, чтобы было веселее играть.
  • Играем в Золушку. Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
  • Кот в мешке. Эту игру дети обожают, но возрастная планка начинается от 3 лет. Складываем в мешочек несколько небольших предметов разной формы и фактуры. Задача малыша – засунуть руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что именно в его руке.
  • Конструктор. Выбирайте любой конструктор, соответственно возрасту чада. Любой будет хорош! От больших мягких кубиков до мелкого лего, если по возрасту его уже можно использовать. Стройте замки, крепости и дворцы принцесс, школы и больницы, и проч. Обязательно – с играми и мини-спектаклями (ребенка нужно учить играть, просто собрать конструктор – мало!).
  • Делаем бусы! Неважно – из чего. Используйте, что есть под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – весьма сложное занятие для карапуза, поэтому начинайте с самых простых вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с 4-5).
  • Плетение, вышивание, вязание. Этот способ не под силу карапузикам, но он всегда идет на пользу дошкольникам и младшим школьникам – улучшается письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно плести корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
  • Картины из пластилина и круп. Занятие для малышей 2-5 лет. Намазываем пластилин на пластик или картон. Лучше, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть упражнения. Далее ставим несколько тарелок с разными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и прочие крупы в пластилин так, чтобы образовался простой (для начала) рисунок. Можно также использовать ракушки, камушки, бусинки.
  • Подбираем крышки к банкам. Желательно, чтобы емкости были пластиковыми и разной формы. Например, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пусть ребенок сам определит – на какую емкость какая нужна крышка. Конечно же, надеть крышку он тоже должен самостоятельно.
  • Пересыпаем, переливаем. Насыпаем в емкость крупу. Задача малыша – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в другую емкость. Например, так, чтобы «рыбка спряталась под водой». Можно использовать и чайную ложку. Второй вариант: наливаем воду в емкость и ложкой переливаем ее в другую емкость, «чтобы кораблик поплыл».
  • Рвем бумажки. Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаем малышу несколько цветных бумажных листов на растерзание и демонстрируем, как именно нужно рвать бумагу на мелкие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там используются вредные краски.
  • Коробка с сокровищами. Насыпаем в коробку множество интересных (безопасных!) предметов и выдаем ребенку на изучение. Побольше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).

Пальчиковые куклы и куклы-перчатки

Пальчиковые куклы могут быть деревянными (маленькая игрушка с выемкой для пальца) и мягкими (из ткани или трикотажа сшивается трубочка, на которой укрепляется головка и остальные детали). Кукла-перчатка (би-ба-бо) надевается сразу на всю руку. Такой нехитрый театральный реквизит поможет не только устроить домашний кукольный спектакль с участием вашего малыша, но и заодно – потренировать пальчики.

Прекрасно развивает мелкую моторику и разнообразная творческая деятельность – лепка, рисование, аппликация, шитье, вязание и т.д.

Как видите, тренировать мелкую моторику можно с помощью самых разнообразных занятий. Выбор – за вами!

Инесса Смык

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...