Игры для развития речи ребенка, распечатки и наработки

Содержание
  1. Что такое связная речь
  2. Золотое правило дидактики Коменского
  3. Польза дидактических игр
  4. Простые игры для развития речи
  5. Шарико-кубиковая игра.
  6. Речь
  7. Измени буквы — игра для детей 5 лет, Лук, Бык, Мир
  8. Виды дидактических игр для развития детей в дошкольном возрасте
  9. Игры на развитие речевого дыхания 2+
  10. Картотека словесных игр
  11. Коммуникативное развитие: развитие социально-познавательных процессов
  12. Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада
  13. Волшебный мешочек.
  14. Игры для детей 3-5 лет
  15. Гласные звуки
  16. Три слова
  17. Закончить предложение
  18. Лишнее слово
  19. 5 названий
  20. Изменение слов
  21. 7. Чтение книг
  22. Когда врач поставил «ЗПР»
  23. Большой и маленький дом
  24. Дидактические игры по развитию речи своими руками
  25. Мишка и шишки
  26. Кукольный театр
  27. Магазин Ткани
  28. Варианты дидактических игр для развития речи дошкольников
  29. 8. Сюжетно-ролевые игры
  30. Литература
  31. 9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
  32. Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Что такое связная речь

Связная речь – это умение излагать свои мысли логично, последовательно, образно. На пороге школьного обучения очень важно, чтобы старший дошкольник мог излагать свои мысли ясно, не отвлекаясь на ненужные детали.

Существует два вида связной речи:

  • Диалог – простая речь, для реализации которой нужен собеседник. Она обязательно содержит паузы, логические ударения, разнообразные интонации, может сопровождаться жестами. Ее наполняют слова и обороты из повседневного словаря
  • Монолог–более сложный вид речи, который реализует один человек. Здесь мысли излагаются достаточно долго, связно, последовательно. Монолог не рассчитан на слушателей. Это может быть описание предмета или игрушки, повествование, рассуждение, творческий рассказ.

Очень хорошо, если вокруг ребенка звучит грамотная правильная речь взрослых. Этот образец позволяет равняться на качественную связную речь, служит примером.

Золотое правило дидактики Коменского

Правило дидактики, разработанное ученым и психологом Я.А. Коменским, говорит о важнейшем принципе наглядности, без которого обучение перестанет быть эффективным. Принцип наглядности утверждает, что обучение целесообразно, если к нему подключить использование органов чувств.

  • Правило говорит, что к формированию познавательных процессов детей важно подойти, с практической точки зрения. Ребята будут делать опыты, наблюдать, ошибаться, делать собственные выводы. Только посредством таких методов процесс получения знаний приобретет эффективность.

Польза дидактических игр

Рассматриваемые игры развивают:

  • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
  • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
  • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
  • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

Простые игры для развития речи

  • Распознать звук разные звуки животных, предметов, машин, которые ребенок должен назвать и подражать (всегда интереснее в парах, подражать животным вместе). Поищите “Звуковое лото” – в сети много интересных вариантов для скачивания. Звуки должны быть различной интенсивности – от тихих до громких. Чтобы сделать упражнение более увлекательным, вставьте моторную часть, где помимо имитации звуков вы также подражаете походке животного. С помощью этой игры, помимо развития речи, мы также стимулируем развитие слухового внимания, памяти, восприятия…
  • Волшебная сумка – в сумку из плотного непрозрачного материала помещаются различные предметы, знакомые ребенку. Ребенок кладет руку в сумку и пытается выяснить, какой это объект (помимо стимуляции речи – обогащения словарного запаса, у нас также есть тактильная стимуляция – развитие чувства осязания).
  • Запомни три. В этой игре дается ребенку задание запомнить три слова. Малыш повторяет названные объекты. Со временем мы просим его запомнить пять предметов, затем семь… Эта деятельность направлена ​​на обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления, памяти…
  • Кто я? – В игру «Кто я» играет родитель (или кто-то еще), который говорит: (например) «Я животное, я часто живу в доме, мышь боится меня – кто я?», И ребенок должен отгадать загадку. Как и предыдущая, эта игра направлена ​​на обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления, памяти.

простые игры для развития речи ребенка - волшебная сумка

Шарико-кубиковая игра.

 Что понадобится: две желтых корзины, две красных корзины, мячи и кубики желтого и красного цветов.

Как играть: положить в корзину шарик или кубик такого же цвета.

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за речевое развитие, развитие цветовосприятия, развитие понятия о геометрических фигурах, навыков поисковых действий и прогнозирования того, что получится.

Речь

Если вы делаете дидактические игры по развитию речи своими руками, начните с кукольного театра. Пальчикового. Персонажей любимых сказок можно нарисовать на бумаге вместе с детьми. Потом к бумажным артистам будущего театра с изнанки приклеиваются колечки из бумаги или ленточек – с их помощью куклы будут крепиться на палец.

Чем больше ваша коробка с героями сказок, тем больше сказок и пьес вы можете разыграть с детьми по ролям.

Вы удивитесь, сколько сказок они способны выучить наизусть за один день – и потом повторять друг с другом день за днем, меняя сюжеты и вариации.

Если бумажные куклы не выдержат такой популярности, можно сделать более прочных кукол из ткани. Или связать крючком. Заодно ребенок сможет попробовать свои силы в шитье и вязании – под вашим присмотром.

Дидактические игры такого уровня сложности в старшей группе детского сада точно будут встречены на ура.

Измени буквы — игра для детей 5 лет, Лук, Бык, Мир

Возраст:

5 лет

Жанр игры:

Логические игрыРазвивающие игры

Предназначение:

Изучаем буквыРазвитие техники чтенияРазвитие речи

Тип:

Измени буквы

Предмет:

Букварь
Измени буквы - онлайн игра для детей 5 лет на изучение букв, развитие техники чтения и речи, Лук, Бык, Мир
ic1.png

2337

ic2.pngic3.pngic4.png

Виды дидактических игр для развития детей в дошкольном возрасте

Существуют различные дидактические игры, которые направлены на развитие определенных навыков. Некоторые игры способствуют развитию логического мышления, некоторые развивают речь, некоторые творчество.

Помимо этого, разделяют виды дидактических занятий в зависимости от количества детей, участвующих в них. Таким образом, дидактические игры могут быть, как индивидуальными, так и коллективными.

Игры на развитие речевого дыхания 2+

Так же, развитие речи напрямую взаимосвязано с речевым дыханием.

Есть множество игр, которые помогут почувствовать собственное дыхание и научиться им управлять, чтобы в дальнейшем при разговоре не было такого, что ребенку не хватает воздуха.

Малыш научится плавно регулировать вдох и выдох при разговоре. Чтобы вдоха хватало для произношения слова целиком, чтобы ни икать, ни добирать воздух во время произношения слов.

Эти игры должны быть обязательно короткими, так как малыш быстро устает от них.

Может появиться головокружение, мы чередуем эти игры с другими. Например, игры на развитие речи и развитие речевого дыхания могут быть такие:

  • надуваем мыльные пузыри
  • дуем на пламя свечи
  • дыхательная гимнастика
  • на улице: всевозможные свистки, свистульки
  • игра на детских музыкальных инструментах (дудочки, губные гармошки)

Картотека словесных игр

Вот примеры словесных игр, взятых с сайта Социальная сеть работников образования:

Интересные и занимательные дидактические игры помогут развитию связной речи вашего малыша. А еще добавят уверенности в себе, хорошего настроения и чувства коллективизма.

Коммуникативное развитие: развитие социально-познавательных процессов

Девочка

Социально-эмоциональное развитие важно для ребенка, потому что он только осваиваться в обществе. Большой процент дошкольников ходит в детский сад в угнетенном состоянии, не расслабляется в коллективе сверстников. Игры на коммуникативное развитие помогают детям развиваться социально, распознавать эмоции и чувства окружающих людей. Поиграйте с детьми в такие познавательные игры:

  • Распечатайте несколько фотографий людей с разными эмоциями. Предложите детям угадать, какие эмоции изображены на каждой картинке.
  • Предложите детям нарисовать грусть, радость, удивление и страх.
  • Попросите ребят повторить эмоции, которые изображены на фотографиях. Для этого обеспечьте их зеркалами.

Подобные игры положительно влияют на замкнутых в себе детей, поскольку способствуют преодолению страхов перед публикой.

Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

«Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

«Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

«Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

Волшебный мешочек.

Что понадобится: мешочек, шарики и кубики, разные по цвету и форме.

Как играть: необходимо рассмотреть и описать с ребенком каждый предмет, спрятать их в приготовленный мешочек. Перемешать. Ребенку нужно, ощупав предмет, не гладя на него, определить форму предмета и назвать ее, а потом проверить, верно ли отгадано.

Цель игры: стимулирование определенных зон мозга, отвечающих за развитие речи, умение различать и характеризовать форму и цвет, активизация и пополнения словарного запаса малыша за счет прилагательных.

Игры для детей 3-5 лет

У детей младшего дошкольного возраста основной целью обучения стоит постановка звуков и правильного произношения слов, так как именно в этот период подобные навыки формируются и закладываются. Для этого существуют дидактические игры на звуки и слова.

Гласные звуки

Помогает детям научиться находить гласные звуки в словах и определять их. Лучше повторять это упражнение с детьми ежедневно.

Воспитатель дает детям слово из одного, двух или трех слогов (лучше начинать игру с односложных слов для простоты, а потом постепенно увеличивать их длину). При этом дети должны проговорить слово и назвать все гласные звуки, которые они в нём нашли (например, для слова паровоз малыш должен назвать А и О).

Три слова

Дидактические игры на смысловые аналогии позволяют сделать словарь малыша более активным.

Для выполнения задания группу детей нужно выстроить в шеренгу. Каждому преподаватель задает простой вопрос. Малыш должен сделать три шага вперед. Делая каждый шаг, он проговаривает ответ на вопрос (то есть, всего должно быть три ответа). Например, на вопрос воспитателя «чем можно рисовать» малыш может ответить «красками, карандашами, фломастерами».

Закончить предложение

Упражнение помогает детям научиться употреблять дополнительные связные слова в предложениях.

Педагог дает детям предложение, в котором не хватает одного слова. Дети должны его самостоятельно договорить. Предложения могут быть разными:

  • сахар насыпают в… (сахарницу);
  • конфеты кладут в… (конфетницу);
  • хлеб хранят в… (хлебнице).

Можно подобные дидактические игры на синтаксис и добавить сложноподчиненные конструкции:

  • мы пойдем гулять… (если не пойдет дождь);
  • Саша не пошел в садик… (потому что простудился);
  • я не ложусь спать… (потому что не пришло время).

Лишнее слово

Дошкольник, выполняя дидактические игры на исключение, учится находить лишние слова на слух и воспринимать устную речь.

Воспитатель произносит ребенку ряд слов, в котором малыш должен найти лишнее и объяснить свой выбор.

  1. кошка – лисица – заяц – зонт – лошадь (зонт – не животное);
  2. паровоз – поезд – корабль – самолет – кровать (кровать – не вид транспорта);
  3. каша – кубик – чай – суп – конфета (кубик не съедобный).

5 названий

Дидактические игры на группировку помогают дошкольнику обобщать слова в соответствии с их значением.

Для выполнения упражнения нужно подготовить мячик. Воспитатель говорит общее слово (например, «посуда» или «фрукты»), а ребенок должен назвать конкретное слово («чашка», «яблоко» и т.п.) и перебросить мяч другому, чтобы он сделал то же самое. Получится цепочка из слов (оптимально, чтобы было пять названий – например, яблоко — груша — слива — апельсин — киви).

Изменение слов

Более сложные дидактические игры на грамматику – изменение формы одного и того же слова для последующего понимания чисел и падежей.

Педагог дает дошкольнику простое предложение, а он должен поставить действующее лицо во множественное число:

  • я взял конфету – я взял конфеты;
  • в магазине купили игрушки – в магазине купили игрушки;
  • я вырезаю снежинку – я вырезаю снежинки.

Все приведенные упражнения можно модифицировать и изменять, делая их более интересными или сложными – все зависит от уровня подготовки детей.

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Когда врач поставил «ЗПР»

Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.

Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:

  • ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
  • ЗПРР – задержка психоречевого развития (рекомендуем прочитать: хорошие чистоговорки для развития речи). В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
  • ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.
info.png

При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.

Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.

Большой и маленький дом

Что понадобится: 2 игрушечных домика: большой и маленький, игрушечный зайчик и медвежонок.

Как играть: взрослый рассказывает малышу, что зайчик должен жить в маленьком домике, а медвежонок —  в большом. Ребенок должен правильно поселить зверят в соответствующие их размеру домики и рассказать об этом, описав размер домиков.

Цель игры: развитие координации речи, пополнение и развитие атрибутивного запаса слов ребенка.

Дидактические игры по развитию речи своими руками

Дидактические игры по речевому развитию можно организовывать и дома, начиная с самого юного возраста вашего малыша. Мелкая моторика пальчиков в таких играх самым наилучшим образом отразится на способности разговаривать, ясно выговаривать слова и звуки, строить предложения.

Развивать речь дошкольников помогут дидактические игры с материалом, сделанным своими руками.

Мишка и шишки

Очень интересно, даже взрослым, задействовать тактильные ощущения в игре с обычными воздушными разноцветными шариками, предварительно наполнив их разной крупой, мукой, крахмалом, макаронами. Только надувать их не надо).

Включив фантазию, можно разыграть сценку с мишкой, который собирает на полянке шишки-шарики.

Мишки и шишки (стишок)

После того, как малыш нарезвится, можно разобрать корзину с “шишками”: разложить по цветам, помять и поугадывать содержимое.

Кукольный театр

Разыграть по-настоящему, театрально, любимую сказку. Будучи ведущим или персонажем, ребенок перескажет, а то и увлеченно, на ходу, придумает новый сюжет. Вам ничего не останется, как с серьезным видом подыгрывать, внутренне улыбаясь и даря душевное тепло юному дарованию.

Кукольный театр

Магазин Ткани

Собрать как можно больше лоскутков различающихся по своей текстуре тканей. Дочка-портниха придет в магазин, чтобы купить материал на платье для своей куклы Даши. Она обязательно потрогает все, что вы ей предлагаете, и выберет струящийся шелк для бального платья. Не забудьте обратить ее внимание на пуговицы: их так много, они такие разные. Так что приготовьтесь к тому, что ей может понадобиться ваш совет.

Магазин Ткани

Если под руками ничего нет, можно процитировать строчку из любимого стихотворения и попросить малыша продолжить, или вспомнить: о чем оно, как называется.

С мамой наедине

Самое главное, что игры — это общение с маленьким человеком, который с нашей помощью начинает путешествие под названием ”жизнь”. Давайте сделаем его незабываемым, радостным, наполненным живым душевным теплом.

Варианты дидактических игр для развития речи дошкольников

  1. «Названия предметов».

Суть данной дидактической игры состоит в том, чтобы в игровом процессе ребенок дошкольного возраста научился правильно называть предметы, а также описывать его характеристики (цвет, форму).

Для проведения данной развивающей игры необходим непрозрачный мешочек (тканевая сумка, можно заменить пакетом), в котором нужно собрать несколько десятков различных по форме, цвету и свойствам предметов.

Сначала педагог или родитель достает из мешочка какой-либо предмет, проговаривает его название и описывает его характеристики.

Например – «это мяч, он круглый и красного цвета». Затем, по очереди все участвующие должны извлечь по предмету и точно также назвать их и дать им краткое описание.

  1. «Кто что делает»?

Суть данной дидактической игры состоит в том, чтобы обучить детей правильному использованию глаголов и образованию различных форм. Это занятие, как правило, проводится в группах старших дошкольников, но допускается с 3-4 лет.

Для проведения этой дидактической игры будут нужны картинки с изображением различных предметов, животных и явлений.

Учитель раздает каждому дошкольнику картинку с изображением чего-то, и предлагает описать явление и предмет, а также возможные действия, которые он производит.

Например, что делает автомобиль – едет, перевозит людей, сигналит и т. д.

  1. «Вам открытка!».

Смысл данной дидактической игры для развития речи дошкольников состоит в том, чтобы дети смогли обучиться навыкам образования глаголов в настоящем времени.

Для того, чтобы провести данную игру педагогу понадобятся открытки или карточки с различными изображениями людей и животных.

Воспитатель раздает всем детям по открытке с  изображением какого-либо действия и задет вопросы, а дети в свою очередь должны ответить на следующие вопросы: «кто изображен на картинке?» и «что он делает?».

  1. Сравнение картинок.

Суть данной игры состоит в том, чтобы научить младших дошкольников правильно грамматически формировать свою речь, а также классифицировать объекты.

Для того, чтобы провести данную дидактическую игру, необходимы различные карточки с изображениями различных по своим свойствам и предназначению предметов.

Каждому ребенку воспитатель дает две карточки, и просит описать, что на них изображено, и чем отличается предмет, который изображен на первой картинке от того, который на второй. Например, на одной картинке апельсин, а на второй красный телефон.

То есть, чадо говорит, что апельсин от телефона отличается тем, что он съедобный, круглый, оранжевый и так далее.

И в заключение важно отметить, что важным преимуществом дидактических игр является то, что они позволяют своевременно выявить и скорректировать нарушения в речевом развитии.

Правильно подобранная программа развивающих мероприятий, поддержка со стороны родителей и терпеливое участие педагогов помогут ребенку дошкольного возраста освоить все необходимые речевые навыки, которые помогут ему в дальнейшем обучении и интеллектуальном развитии.

Дидактические игры дошкольников для развития речи нравятся деткам!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Литература

Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.

  • «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики (рекомендуем прочитать: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 4-5?).
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка», автор Кодолбенко Е.А. Множество интересных чистоговорок вроде «На дворе трава, на траве дрова» обязательно будут оценены по достоинству вашим малышом.
  • «Веселая логоритмика», автор Железнова Е. Аудиопособие направлено на то, чтобы в игровой форме развить у ребенка правильное звукопроизношение, а также навыки мелкой и крупной моторики.
h_author_mir.jpg

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Подробнее »

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Методика Домана

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

Музыкально-дидактическая игра:

Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...