Как быстро научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно в домашних условиях?

Нужно ли обращаться к специалисту?

Проводить занятия можно в домашних условиях, но если на протяжении длительного периода времени родителям не удается добиться положительного результата, тогда придется обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Чаще всего это логопед, невролог или психолог в зависимости от причины невозможности произнести букву «с». Иногда требуется помощь хирурга (если причина кроется в неправильном анатомическом строении артикуляционных органов).

Свистящий звук «с» дети начинают произносить примерно к 2-ум годам. В 5 лет ребенок должен хорошо уметь его проговаривать. Причем как в твердом, так и мягком произношении. Если к этому возрасту малыш не говорит «с», посещение логопеда является обязательным.

Ребенок с логопедом проговаривает букву "С"

Если человек правильно произносит свистящий звук, положение артикуляционных органов должно быть следующим:

  • слегка оттягиваются уголки рта;
  • зубы смыкаются или слегка раскрыты;
  • самый кончик языка должен упираться в нижние зубы;
  • спинка языка с передней части должна приближаться к альвеолам и образовывать с ними небольшую щель;
  • по средней части языка должен выходить воздух через образовавшийся желобок.

Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Как научиться картавить

Многие люди страдают таким дефектом с раннего возраста, обращаются к различным врачам и всячески пытаются избавиться от картавости. Некоторым может казаться это милым, а есть варианты появления осложнений в жизни, связанных с картавостью. Давайте дадим определение – нарушение произношения звуков при нормальном слухе и артикуляционном аппарате. Вопреки распространённому мнению, картавость вовсе не заболевание, а лишь небольшой врожденный дефект, устраняемый при помощи тренировок, и в более сложных случаях, вмешательством логопеда. Причиной возникновения картавости может служить один из следующих вариантов:
• Первая причина, является коротенькая уздечка, ограничивающая движение кончика языка вверх.
• Бывает, что дефект формируется ещё в пребывании внутриутробном периоде.
• Неумение выполнять языком нужные действия для чёткости речи.

Делаем расслабляющий массаж лица

Для того чтобы мышцы лица расслабились, чтобы снять напряжение, сделайте легкий массаж лица. Не забывайте, что ребенку будет интереснее, когда все будет выглядеть как увлекающая игра.

3

Проявления неправильного произношения

Признаки того, что ребенок неправильно произносит букву «р», могут проявляться по-разному. Обычно они следующие:

  • произношение ребенком правильной буквы в правильном месте, но проговаривание данного звука отличается от общепринятого. Обычно такое состояние наблюдается у детей, которые с рождения учат несколько языков сразу – путая фонетические характеристики, малыш воспроизводит звук так, как это звучало бы в другом языке – с картавостью или лишней вибрацией;
  • проглатывание буквы, которую ребенок не умеет произносить (проявляется в неполном произношении слова, когда слог со сложной буквой не проговаривается, обычно при этом не происходит замен другими сочетаниями);
  • замена сложного звука более простым – самый распространенный симптом данного речевого нарушения. Сложный звук заменяется созвучным, но более простым. Так, самыми популярными парами при данном отклонении является «р» — «л», «ы» — «и».

В этих случаях важно своевременно научить ребенка говорить букву «р», чтобы они не закрепились в привычку.

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

Когда нужно обращаться к логопеду

Рекомендуется это сделать до школы. Эта проблема может повлиять на учебы и создать сложности с социализацией ребенка с классом. Коррекция и ее длительность определяется индивидуально и зависит от многих факторов. Исправление в более старшем возрасте потребует больше времени.

Скороговорки в помощь

Ребенка старше пяти лет можно попытаться обучить скороговоркам, которые будут способствовать правильному произношению буквы.Скороговорки

Как формировать правильное звукопроизношение у ребенка: рекомендации родителям

  • Пусть ваша речь всегда будет четкой и правильной, без «сюсюканья» и искажения слов.
  • Обогащайте словарь ребенка. Беседы, рассказы, чтение способствуют этому как нельзя лучше! Их можно использовать на прогулке, в транспорте, в игре. Что бы вы ни делали-общайтесь с малышом, объясняйте, поясняйте что вокруг вас происходит, почему и зачем это нужно. Например, играя с крупой и контейнерами можно проговаривать: ”Смотри, Машенька, какие зернышки. Мы из них варим кашу для Машеньки. Это гречка. Любишь гречневую кашку? Да, любит наша Машенька гречневую кашку. А вот это рис. Зернышки беленькие, длинные. Ну-ка, давай возьмем их в ладошку. Ах, какие зернышки! Давай высыплем их в контейнер. Вот как они стучат по донышку!
  • Подавайте пример, самостоятельно читая книги и газеты.
  • Огромное место должны занимать в жизни детей игры на развитие правильного звукопроизношения, на выработку четкой дикции, развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Например, играя в мяч, который есть у каждого ребенка, можно развивать фонематические процессы и формировать правильное звукопроизношение. Взрослый: “Я буду называть звуки, а ты подбрось мяч вверх, когда услышишь звук “А”.  Поймав его, повтори этот звук”. Или можно бросая мячик, произносить слова, которые ребенок должен повторить возвращая мяч (сумка, посуда, светофор и др). Затем взрослый может запутывать слова, переставляя звуки и слоги, а ребенок должен их распутать (подуса-посуда, свефорто-светофор, касум-сумка).  Объективно оценить звукопроизношение своего ребенка можно в игровой форме.  Для совершенствования дикции, рассматривая картинки в книгах или играя игрушками, можно проговаривать вместе с ребенком чистоговорки, например: “Му-му-му, молока кому?”, “У зайца Бубы заболели зубы” и др. 
  • Отлично способствуют развитию речи пальчиковые игры, перебирание круп и мелких предметов, рисование карандашами,  мелками и пальчиковыми красками, лепка. Вы можете более подробно прочитать о взаимосвязи мелкой моторики и речи. 
  • Чаще посещайте вместе интересные места: музей, цирк, лес, парк, театр. Пусть жизнь малышей будет обильна на впечатления. Это дает мощный толчок в развитии речи.

И главное любите своих детей, а не свое идеальное представление о них и помните, что каждый из них – человек! Уважайте детей! Удачи!

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Трудная буква «Л»

Ребенок может не выговаривать букву «Л», и это будет отчасти нормально. Звук этот вызывает сложности, потому что дети могут его не слышать в словах, как например, в слове «солнце». Поэтому они довольно часто также опускают его в своей речи. Беспокоиться родителям нужно, если у малыша проблемы с этим звуком не прошли после достижения им 5 лет.

Упражнения для развития аппарата

Как научить ребенка говорить букву «Л», особенно если он упорно ее игнорирует? Специалисты рекомендуют начать с подготавливающих упражнений. Такими часто пользуются профессиональные логопеды. Для начала предложите малышу представить себя лошадью. Его задача – громко цокать языком, так чтобы имитировать звук копыт. Причем необходимо менять громкость – от звонкого цоканья до совершенно беззвучного. Следите за тем, чтобы нижней челюстью ребенок не шевелил.

Не менее эффективным будет и упражнение «Дуновение ветерка». Для этого малышу необходимо приоткрыть ротик, улыбнуться и поместить кончик языка между зубами. Далее он должен закрепить его, слегка прижав зубами. Проверьте, чтобы с двух сторон языка осталось пространство – через него он будет впускать и выпускать воздух. Далее малышу нужно начинать активно дуть.

Подготовительным упражнением к произнесению звука «Л» можно считать и «Пароход». Для его исполнения нужно слегка приоткрыть рот и протяжно гудеть звук «Ы». Кончик языка в этот момент должен смотреть вниз.

Растяжка уздечки языка для правильного произношения

Если вы не знаете, как поставить ребёнку букву «р», стоит освоить некоторые профессиональные приёмы в домашних условиях. Если у малыша короткая уздечка языка, её следует растянуть посредством артикуляционных упражнений и массажа. Подобную процедуру рекомендуется выполнять в виде игры. Упражнения помогут детям до 5 лет.

rastjazhka-uzdechki-jazyka-rebenku-dlja-pravilnogo-proiznoshenija-bukvy-r

№1. Тянемся языком к носу

Играйте с малышом и стройте гримасы. Попросите его дотянуться кончиком языка до носа. Проведите соревнование. Кто-то из вас должен дотянуться до кончика носа. Повторяйте упражнение до 7 раз в день.

№2. Изображаем котёнка

Чтобы понять, как научить маленького ребёнка говорить букву «р», следует проводить упражнения в игривой форме. В домашних условиях покажите, как котёнок быстро лакает молоко. Чадо сообразит, что нужно делать. Положите варенье или сгущёнку на тарелку, попросите ребёнка представить себя котом. Он должен вылакать лакомство. В результате будет тянуться уздечка.

№3. Делаем массаж уздечки

Массаж подъязычной уздечки нужно проводить регулярно. Такая методика поможет выговаривать заветную букву. Процедуру должен проводить взрослый человек. Ребёнку достаточно открыть рот и поднять кончик языка. Заранее вымойте руки и возьмите уздечку двумя пальцами, начинайте проделывать лёгкий массаж. Можете слегка растягивать её. Соблюдайте особую осторожность. Проводите процедуру дважды в день по 3—4 минуты.

Самое страшное слово — маРШРутка.

Самое страшное слово для меня было —  маршрутка. Это как для иностранца слово здравствуйте, которое сразу отбивает желание изучать русский язык. Все из-за РШР, которое есть в этом слове. У меня это звучало так: марш-рутка. То есть как бы слово делилось на два слова. Конкретно это слово давалось очень тяжело. Я потратил на него пол года, но оно стало нормально звучать. Правда я не тренировал специально это слово, все стало на свои места само.

Упражнения для правильного дыхания

Правильное речевое дыхание — важная составляющая верного образования звуков. Дыхательные упражнения направлены на увеличение объема дыхания, установку правильного ритма.

  1. Полезна для развития дыхания игра, когда через трубочку в стакан с водой вдувают воздух, чтобы получались пузырьки.
  2. Упражнение «Буря». Вам понадобится небольшой кусочек ватки, который надо положить на стол. Ребенок должен поставить кончик языка на альвеолы (бугорки) и сильно подуть на ватку, как ветер. Чем сильнее он дует, тем дальше улетит ватка. Цель — заставить язык вибрировать у альвеол.
  3. Упражнение «Фокус». Развивает не только дыхание, но и язык. Для него нужно положить ребенку на кончик носа ватку. Пусть он ее сдует, высунув язык и загнув его кончик вверх.

Учим ребёнка говорить букву «р» мягко

Мягкую букву «р» можно встретить в определённых словах: рябина, царь, посмотри и т.д. Постановка языка точно такая же, как в ранее описанных упражнениях. Только вместо звука «за» следует произносить «зи».

Если у малыша получилось произносить твёрдую букву, с мягкой особых проблем не возникнет. Учитывайте, ребёнку нужно освоить всю технику и довести её до автоматизма. Обучение может затянуться, будьте к этому готовы.

В каких случаях необходимо обратиться к логопеду

Решить большинство проблем с выговариванием тех или иных букв можно и в домашних условиях. Однако, при наличии серьезных дефектов речевого аппарата или в случаях нарушений работы мозга вам понадобится помощь логопеда.

Если ваши домашние занятия не приносят эффекта в течение нескольких недель, обратитесь за помощью. Возможно, дело действительно в физиологии, или же вашему ребенку нужен индивидуальный подход, который определит опытный специалист.

Читайте также: 

  • Логопедические упражнения для детей

Подкрепляем скороговорками, стихами и играми

Для того чтобы закрепить результат, после выполнения артикуляционной гимнастики и упражнений поиграйте с сыном или дочкой. Используйте в игре слова, где необходимыми будут проблемные звуки.

Например, играя в магазин, попросите купить вам рыбу, раков, рис, рулет или ложки, лимон и т.д. Разучите специальные логопедические стихи и скороговорки.

Если в течение длительного времени ваши упражнения и старания не улучшили произношения, следует обратиться к специалисту. Возможно, у чада есть какие-то дефекты, которые самостоятельно будет трудно исправить.

Чем раньше обратите внимание на правильность речи первенца, тем легче будет исправлять разные дефекты.

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...