Как используют мнемотаблицы для развития речи для дошкольников?

Содержание
  1. Распространенные проблемы в речи детей дошкольного возраста
  2. Как работает мнемотехника?
  3. Развитие фантазии
  4. В чем суть и преимущество методики?
  5. Коротко о пособиях
  6. Как работает память у детей дошкольного возраста?
  7. Мнемотехники в приложении к детскому восприятию
  8. Когда стоит использовать мнемотаблицы
  9. Мнемотехника: в чем секрет
  10. Мнемосхемы для запоминания действий
  11. Готовые мнемотаблицы для дошкольников в стихах
  12. Мнемотаблица для развития речи
  13. Технология изготовления
  14. Коротко о мнемотехнических приемах
  15. Средняя группа
  16. Домашнее обучение по мнемоническим таблицам
  17. Мнемотехника и детское восприятие мира
  18. Мнемотаблицы для развития, познания мира
  19. Тема «Бытовые приборы»
  20. Тема «Весна»
  21. Тема: «Головные уборы»
  22. Закрепление результата
  23. Главное – правильно организовать процесс
  24. Раннее чтение и пересказы с мнемоническими таблицами
  25. Легкий прием разучивания стихотворений
  26. Видео: метод Римской комнаты для взрослых
  27. Видео: метод Цепочки
  28. Удобство в работе с художественной литературой
  29. Основные правила развития при помощи мнемотаблиц
  30. Видео о методах улучшения памяти
  31. Результаты обучения посредством мнемотаблиц
  32. Как одновременно развить память и связную речь, расширить лексический запас
  33. Схемы и таблицы для быстрого запоминания
  34. Карточки для скачивания

Распространенные проблемы в речи детей дошкольного возраста

shutterstock_2589924

В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями. Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:

  • Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.
  • Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
  • Систематическое применение нелитературной лексики.
  • Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.
  • Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.
  • Плохой уровень дикции.
  • Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения.

Для исправления таких речевых дефектов часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов.

Как работает мнемотехника?

Под этим термином понимают совокупность приемов, используемых на практике для лучшего восприятия информации. Большая часть методик основана на последовательности:

  • кодирование объекта как образ, при этом учитываются его значимые характеристики;
  • связывание образа (образов) в последовательность;
  • запоминание последовательности;
  • фиксация в памяти.

При этом используются приемы, основанные на задействовании зрительной или слуховой памяти, ассоциации, рифмизация, созвучие слов и прочее. Правильное использование мнемотехники позволяет запомнить большие объемы структурированной и неструктурированной информации (последовательностей чисел, иностранных слов, правил грамматики, других сложных для «укладывания в памяти» данных).

Как работает мнемотехника

Основа мнемотехники – создание яркого образа, основанного на зрительных, слуховых, тактильных, запаховых ощущениях. Чем ярче образ, чем точнее и полнее его связь с объектом, тем проще запоминание.

Развитие фантазии

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы, с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

В чем суть и преимущество методики?

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники (искусства запоминания) предназначены для облегчения усвоения детьми любой информации при помощи связывания ее со зрительными образами. Всем привычная азбука, где рядом с буквой нарисована соответствующая картинка, это так же один из приемов мнемотехники.

При работе с ассоциативными карточками у ребенка упрощается процесс запоминания, развивается мышление, воображение, повышается внимательность и усидчивость. С другой стороны процесс работы с таблицами и рисунками всегда проходит в форме игры, благодаря чему обогащается словарный запас, развивается речь, дети получают навыки коммуникации и общения.

Коротко о пособиях

Так, интернет-магазин УчМаг предоставляет:

  1. купон, который дает право на участие в вебинаре о технологии применения мнемотехнических методов в формировании речи у ребят.
  2. пособие о познавательном и речевом развитии,с применением мнемотехники.

Одной из главных задач обучения и воспитания дошколят является вырабатывание связной речи. А что это такое? Это рассказывание, создание монологов, приобретение навыков культуры речи.

Поскольку применением общепринятых методик обучения не всякий раз можно ждать долгожданного результата, следовательно, их необходимо дополнять такими средствами, которые облегчат процесс вырабатывания связной речи. К таким приемам относятся  способы мнемотехники, как средства развития связной речи дошкольников. С их помощью становится возможным удачное запоминание, запечатление и повторение информации посредством знаков, образцов, символов. Мнемотехника способствует развитию речи, активизации и пополнения словаря, развития мышления, сообразительности и мелкой моторики. Это особенно заметно у детей с ОНР.

Как работает память у детей дошкольного возраста?

Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют крохам лучше запомнить необходимый материал.

У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы.

Как работает память у детей дошкольного возраста?

Мнемотехники в приложении к детскому восприятию

Детское мышление более образно, чем у взрослого человека. Поэтому использование мнемотаблиц как средства развития связной речи, логического мышления и образования по дошкольной программе оправданно и эффективно.

Адаптация к детской психике производится по такому принципу:

  1. упрощение визуальной (звуковой, тактильной) информации соответственно возрасту и особенностям восприятия ребенка;
  2. шифровка (кодирование) данных в удобный для запоминания вид;
  3. многократное (при необходимости) проговаривание алгоритма действий до полного запоминания.

Мнемотаблицами «кодируются» рассказы и стихи, данные о свойствах предметов и живых существ, профессиях, процессов. Яркость образов и их соответствие визуальному восприятию дошкольника влияют на скорость и эффективность запоминания.

Методика помогает:

  • развить образное мышление;
  • обогатить словарный запас;
  • научить грамматически и логически правильно строить предложения;
  • освоить технику пересказов литературных произведений и обучающей информации;
  • облегчить разгадывание загадок и ребусов.

Когда стоит использовать мнемотаблицы

Этот дидактический материал чаще всего используют в работе с детьми, имеющими затруднения в обучении. Особенно эффективен он на занятиях с теми, у кого есть речевые проблемы. Мнемотаблицы обязательно стоит использовать, если:

  • детская речь состоит из простых предложений и фраз;
  • малышу трудно составлять логические цепочки;
  • словарный запас отстает от нормы;
  • затруднения с формулировкой вопросов и ответов;
  • нарушена дикция.

Мнемотехника позволяет устранить перечисленные затруднения. При этом малышу будет интересно на занятии, потому что он видит яркие картинки.

Мнемотехника: в чем секрет

Мнемотаблицы для развития связной речи

Ученые утверждают, что «язык» мозга — это, прежде всего, зрительные образы. Чтобы иметь успех в изучении языка или же какой-либо другой дисциплины, необходимо «разговаривать» с мозгом на его «языке». Когда человек запоминает слово вместе с его графическим изображением (картинкой, фотографией, символом), мозгу легче фиксировать взаимосвязь между ними. Соответственно, информация быстрее усваивается.

Отличным методом для достижения этого эффекта является мнемотехника, ведь в ней процесс запоминания базируется на образовании ассоциаций. Какие-то абстрактные вещи и явления заменяют образами, которые имеют аудиальное, визуальное или же кинестетическое воплощение. Многим людям очень сложно удержать в голове слова, имеющие абстрактное значение. Они начинают зазубривать слова, но, к сожалению, спустя, некоторое время они не могут вспомнить то, что учили. Для легкости и эффективности запоминания слова и понятия необходимо его наполнить смыслом, связав с понятными, известными и конкретными звуковыми или зрительными образами, либо же с яркими ощущениями. Когда это будет сделано, информация будет гораздо быстрее и легче усваиваться. В этом и состоит секрет.

Мнемосхемы для запоминания действий

Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе ДОУ. На них могут быть изображены процессы мытья рук (например: кран, вода, руки, полотенце), одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.

Схема умывания рук

Готовые мнемотаблицы для дошкольников в стихах

Вы можете заучивать простые детские стишки, например  «Мой мишка».

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

                   Я            рубашку              сшила              Мишке,
                 Я                  сошью ему                     штанишки.
            Надо                к ним карман                     пришить
            И конфетку                                   положить.

стихи в мнемотаблицах

По мнемотаблицам можно рассказывать сказки. Для начала берем самые простые – народные, например, «Колобок».

мнемотаблица для сказки колобок

Опорные картинки к русским народным сказкам существуют в огромном разнообразии. С их помощью можно обыграть такие сказки, как «Теремок», «Колосок», «Курочка Ряба», «Лиса и журавль» и многие другие. Я рекомендую иметь набор мнемотаблиц не только в копилке педагога, но и в материалах родителей, которые хотят заниматься с ребенком дома.

Мнемотаблицы для дошкольников в картинках можно брать для разучивания детских песенок. Вообще, музыка и песнопение считаются одной из лучших форм воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка, развитие фонематического слуха, его дыхание, осанку, потому не стоит относиться к урокам музыки в саду или школе с пренебрежением! У нас некоторые родители опаздывают на них или вовсе пропускают, будучи уверенными, что пользы от подобных занятий нет. И очень зря! Они также помогает сформировать смысловую память и речевое воспроизведение. В песнях часто встречаются слова, которые не сразу воспринимаются ребенком на слух, потому подкрепление ритма речи, мелодики слов визуальными образами поможет глубже понять ее содержание. Вот примерная схема с графическим изображением песенки про Деда Мороза.

мнемотаблица к песенке дед мороз

Наш музыкальный педагог в саду постоянно пользуется этим методом. Я заметила, что дочка стала лучше запоминать объемные песенки, внимательнее относится к речи взрослого, быстрее вспоминает сложные слова. Я не часто пою с ней, так как на все времени не хватает, но иногда мы пробуем с ней вместе прорисовать какую-нибудь смешную детскую песенку. Я спрашиваю ее после прослушивания, какой рисунок подойдет к той или иной части песенки, интересуюсь, каким цветом ей бы хотелось раскрасить героев, даю ей делать это самостоятельно. Даже некоторые чистоговорки и поговорки мы с ней стараемся запомнить с помощью нами же созданных мнемоцепочек.

Я уверена, имея несколько лет работы с собственным особенным ребенком, в том, что чем раньше вы начнете вводить в ваши занятия схемы-модели (вкупе с другими интересными методами, о которых я пишу), тем больше шансов у вас на максимальную коррекцию речевых патологий и обучение в обычной школе!

Если какие-то термины вам не знакомы, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Мнемотаблица для развития речи

Мнемотаблицы для развития связной речи

Использование педагогами мнемотаблиц существенно облегчает процесс обучения детей и развития связной речи, а наличие зрительных схем делает их рассказы более последовательными, четкими, насыщенными деталями.
Мнемотаблица — это, прежде всего, некая схема, которая отображает определенную информацию. Она служит дидактическим материалом во время формирования речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц необходимо для:

  • наращивания словарного запаса.
  • обучения составлению различных рассказов.
  • пересказов художественных произведений.
  • отгадывания и загадывания головоломок и загадок.
  • заучивания стихотворений.
  • улучшения разговорных навыков.

Технология изготовления

Можно приобрести уже готовый дидактический материал. Но мнемотаблицы легко изготовить и самостоятельно. На занятиях чаще всего используют готовые варианты, разработанные В. К. Воробьевой или Т. А. Ткаченко.

Эти мнемотаблицы берут за основу и дорабатывают в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Нужно выбрать слово или словосочетание и изображение, обозначающее его. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста лучше всего выбирать яркие изображения − так малышам будет легче запомнить нужный материал.

Потом, когда дети изучат слово и запомнят картинку, ее можно будет заменить на графический символ. Например, белочку − на кружок коричневого цвета. С помощью таких мнемотаблиц пересказывают короткие сказки: в них можно использовать как изображения, так и сочетать их с графическими символами, или полностью использовать графические символы.

Мнемотаблица для составления рассказа про осень

Такие модельные схемы используют для изучения признаков предмета. Поэтому главные темы занятий с использованием дидактического пособия − изучение цвета, формы, величины, текстуры предмета. Также педагог может спросить у детей, из каких частей состоит конкретный предмет, где его используют, что с ним можно делать, а чего нельзя. Прежде чем задавать вопросы, ребенок вместе со взрослым внимательно изучает мнемотаблицу.

Коротко о мнемотехнических приемах

В чем же суть мнемотехники, спросите вы? Смысл этого метода следующий: придумать картинку на любое слово или словосочетание. Это позволяет нарисовать весь текст схематически.

Пример приёма запоминания техники цепочка.

В интернет – магазине УчМаг можете приобрести компакт- диск для компьютера с применением мнемодорожек, мнемотаблиц.

Мнемодорожка  — простая схема, по которой составляется маленький рассказик.

Мнемотаблицы — схемы, в которые заложены определенного типа информации, состоящие из нескольких изображений, соответствующие словам текста.Они применяются при угадывании загадок, составлению и изложению рассказов, заучиванию стишков.Нужно принять  во внимание порядок работы с мнемотехническими таблицами. Их необходимо делать в 3 этапа:

  1. Изучить таблицу и рассмотреть картины.
  2. Преобразовать абстрактные обозначения в картинки.
  3. Опираясь на таблицу, пересказать текст.

Мнемотехнические средства используют в играх.  Для того чтобы детки дошкольного возраста преодолели лексические трудности, пользуются дидактическими играми.

Предлагаю посмотреть интересный семинар по мнемотехнике.

Средняя группа

Все чаще в ДОУ этой техникой пользуются не только воспитатели и логопеды, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, физработник, преподаватель ИЗО. Очень важно использование мнемотехники для дошкольников в работе дефектолога.

В средней группе мнемотехника может использоваться для развития внимания, фантазии, творческих способностей. Также, используя мнемотаблицы, детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая, осязательная, зрительная, двигательная и слуховая память.

С каждым годом появляется все больше деток с ограниченным словарным запасом. Речь детей состоит из простых предложений с использованием нелитературных слов. Нередко бывает, что ребенок не может правильно сформулировать свой вопрос или ответ. Многие детки не способны пересказать даже небольшой текст. Использование мнемотехники для дошкольников помогает воспитателям решить эти проблемы.

Для мнемотехники в средней группе используют не только картинки, но и геометрические фигуры, условные обозначения, планы, силуэтные изображения. С помощью мнемотехники можно научить ребенка не только отгадывать, но и загадывать загадки, что тоже положительно скажется на развитии речи.

Домашнее обучение по мнемоническим таблицам

Эти пособия подходят для самостоятельного труда или с родителями. Существуют разработки по разным предметам, темам. Стоит применять таблицы как дидактическую игру, чтобы разъяснить ребенку непонятное явление.

Мнемотехника и детское восприятие мира

Наглядно-образное восприятие мира помогает ребятам активно усваивать видимые характеристики предметов. С трудом осознавая их в совокупности, дети увлеченно выделяют отдельные яркие компоненты. Наглядность развлекает и удерживает внимание. Малыши, играя, усваивают материал.

Мнемотаблицы для дошкольников — увлекательная игра

Мнемотаблицы для развития, познания мира

Разрабатывая таблицы, помнят о принципах:

  • привлечение внимания;
  • узнаваемость образов;
  • разнообразие тем;
  • запрещено перегружать количеством (до 9 образов).

Картотека мнемосхем для составления описательных рассказов

Тема «Бытовые приборы»

Цель: разобрать форму, предназначение, материал, конструкцию приборов.

Возможное содержание таблицы: название, цвет, форма, материал, детали, применение.

Тема «Весна»

Цель: проанализировать погоду, повадки животных, одежду, поведение людей.

Возможное содержание: погода, одежда, труд, птицы, животные, забавы.

Тема: «Головные уборы»

Цель: выяснить разнообразие форм, текстур, аксессуаров; особенности изготовления, ухода, применения.

Примерное содержание: название, форма, цвета, материал; как шьют, для кого; как ухаживать, когда носить.

Благодаря этой методике ребята в дошкольном учреждении расширяют кругозор, развивают фантазию, увлекаются творчеством, обогащают лексикон, становятся спокойнее на публике. Навык составлять схемы поможет в будущей профессии.

Закрепление результата

Материал, зафиксированный в памяти при помощи мнемоники, может храниться в тайниках памяти столько времени, сколько потребуется. Главное, что необходимо для этого, – периодическое его воспроизведение.

Мнемотехника для развития памяти для детей дошкольного, школьного возраста. Упражнения

Память (как и тело) требует постоянной тренировки. Мозг должен работать. Чем больше он загружен, тем эффективнее его работа. Но не следует забывать, что мнемоника – инструмент для запоминания довольно сложных вещей, поэтому не следует использовать ее для фиксации в памяти любой простейшей информации.

Главное – правильно организовать процесс

Проводить такие занятия по развитию речи дошкольников вполне можно и в домашних условиях. Первое, о чем нужно помнить, – работа должна строиться последовательно: сначала осваиваем отдельные карточки, затем объединяем их в дорожки и только после этого переходим к простейшим таблицам, постепенно увеличивая количество рядов и столбцов. Ведь сразу ребенку в любом возрасте довольно сложно сориентироваться в такой «мудреной» методике. А это может раз и навсегда оттолкнуть малыша от всех этих таблиц и от учебы вообще.

Чтобы заинтересовать своего ребенка работой по таким карточкам и получить нужный результат, важно знать следующее.

  • Лучше всего дошкольники воспринимают любую информацию в игровой форме. Поэтому занятие не должно выглядеть как урок. Сделайте из него увлекательное приключение, путешествие, сказку, даже детектив – то, что больше всего любит именно ваш ребенок.
  • Длительность занятия не может превышать 15 минут, поскольку в силу возрастных особенностей дошкольники не могут концентрироваться на чем-то дольше. Разбавьте урок физминуткой или переключитесь на что-то другое (полепите, спойте).
  • Опорные схемы и черно-белые символы могут преобладать только к старшему дошкольному возрасту. Для малышей наиболее понятны и привлекательны яркие, крупные, красочные рисунки.
  • Большой объем информации ребенку даже в старшем дошкольном возрасте «переварить» сложно. Поэтому самые объемные таблицы не должны содержать более 9 квадратов.
  • Чтобы от таких занятий у ребенка не осталась «каша» в голове, а информация отложилась в памяти «как по полочкам», не стоит предлагать за один урок больше 2 таблиц (или дорожек).
  • По мере усвоения определенной темы добавляйте все новые. Это полезно для памяти, лексикона, кругозора.
  • Не заставляйте, не принуждайте ребенка, если он расстроен или не хочет заниматься. Крики, оскорбления, применение силы обучению не способствуют.

Сделать мнемотаблицу самостоятельно не так сложно. Для этого перечитайте текст, останавливая внимание на самых важных моментах, которые нужно будет отобразить с помощью картинок. Расчертите таблицу на квадраты в зависимости от сложности текста и возраста малыша. Нарисуйте (или подберите готовые) картинки, иллюстрирующие ключевые моменты. Определите, какие слова будут непонятны ребенку, чтобы объяснить их значение перед началом работы.

Систематические игровые занятия по такой системе обязательно дадут результат. Ребенок научится связно, красиво говорить, спрашивать, отвечать, делать выводы, поддерживать беседу. Он незаметно для себя разовьет память, обогатит словарный запас, научится мыслить и выражаться логически. Все это – хороший фундамент для последующей учебы.

Раннее чтение и пересказы с мнемоническими таблицами

Навыки чтения формируются при наличии у ребенка интереса к подаваемой информации. Начало обучения возможно с использованием мнемотаблиц для развития связной речи по сказкам. При этом достигаются две цели: улучшение разговорных способностей и мотивация малыша на самостоятельное чтение.

Раннее чтение и пересказы с мнемоническими таблицами

Своеобразной мнемонической таблицей являются богато иллюстрированный сказки, где каждому фрагменту текста соответствует рисунок. Предпочтение отдают упрощенным для детского восприятия картинкам, выполненным в яркой и позитивной гамме цветов.

Навыки чтения с мнемоническими таблицами, запоминание стихов, изучение любой информации идет по общей схеме:

  • взрослый выразительно читает (проговаривает) звуковой ряд, указывая на сопутствующие иллюстрации;
  • вместе с дошкольником проводится разбор рисунков с привязкой к звуковому сопровождению;
  • воспитатель проговаривает (читает) снова, ребенок по мере произнесения текста указывает на картинки;
  • малыш сам проговаривает информацию, показывая соответствующие иллюстрации.

Таким образом удобно разгадывать загадки и ребусы – конечная часть текста (отгадка) не проговаривается, а показывается либо описывается иносказательно.

Легкий прием разучивания стихотворений

Способность к запоминанию у детей может сильно отличаться. Одни – без устали цитируют объемные произведения Чуковского и Барто. У других даже простое четверостишье никак не хочет откладываться в памяти. Помочь таким ребяткам довольно легко – учить стихи с ними нужно, используя мнемотаблицы:

  1. Для начала выразительно читаем произведение вслух.
  2. Затем второй раз, но уже акцентируя внимание малыша на опорную наглядность.
  3. Проверяем понимание смысла при помощи вопросов по содержанию стихотворения.
  4. Объясняем непонятные моменты.
  5. Читаем построчно, с опорой на мнемотаблицу. Ребенок тут же повторяет фразу, а затем весь текст целиком.

В младшем дошкольном возрасте полезно заучивать так называемые стихи-болтушки: короткие и простые четверостишья, которые легко запоминаются и мотивируют к говорению.

Дидактический материал

В такой таблице каждая строчка – отдельное предложение, завершенное по смыслу:

  • Я// рубашку// сшила// мишке.
  • Я// сошью ему// штанишки.
  • Надо// к ним карман// пришить,
  • И конфетку// положить.

Так скучное занятие превратится в забавное приключение, и ребенок без труда запомнит и расскажет любое стихотворение.

Видео: метод Римской комнаты для взрослых

Видео: метод Цепочки

Мнемотехника – это один из способов продуктивно поиграть с малышом. Помимо детского садика, приёмы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребёнок с раннего детства познакомится с этой методикой. Тогда большие объёмы информации точно не вызовут в нём растерянности и ужаса. А всё новое будет ассоциироваться с удовольствием от игры и запомнится быстрее.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать
Наталья Василишин
Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.
Оцените статью:

(38 голосов, среднее: 4.7 из 5)

Метки:

Удобство в работе с художественной литературой

Мнемотаблицы для развития связной речи

Педагог проводит с малышом беседу по тексту, они рассматривают иллюстрации, отслеживают последовательность заранее созданной таблицы для конкретного произведения. Дети постарше могут самостоятельно выбирать нужные элементы модели к литературному тексту, располагать их в определенной последовательности, которая поможет им с пересказом. Весь этот процесс необходимо контролировать взрослым. Так, постепенно творчество воспитателя переходит в совместную работу ребенка и взрослого.

Если на первом этапе педагог предпочел дать готовые схемы, то на следующем логично будет предоставить возможность ребенку обсудить различные их версии, поучаствовать в отборе наиболее удачных вариантов. В этой ситуации кроха и педагог выступают в роли равноправных партнеров. Взрослый должен незаметно помочь малышу выбирать наиболее удачные варианты, оформляя их в единое произведение. В такой ситуации дети начинают проявлять творческий подход и самостоятельность, мнемотаблица придумывается сообща.

Основные правила развития при помощи мнемотаблиц

При применении мнемотехники для развития речевого аппарата у детей дошкольного возраста следует помнить, что большинство детей без предварительной подготовки чрезвычайно сложно воспринимают данную методику обучения. На самых начальных этапах учебного процесса по развитию речи для дошкольников лучше всего использовать более понятные и простые для восприятия мнемоквадраты.

Картинки в черно-белых тонах вряд ли вызовут заинтересованность у маленьких детей, а поэтому необходимо использовать красочные изображения в ярких тонах.

Количество картинок в мнемодорожке не должно быть чрезмерным, так как это усложняет для ребенка восприятие любой информации. Максимально допустимое количество изображений в дорожке не должно превышать 8-9 картинок. И, конечно же, все таблицы не должны дублировать одну и ту же тематику – все они должны быть разными и относится к совершенно разнообразным сферам.

Видео о методах улучшения памяти

Мнемотехника для развития памяти для детей:

Результаты обучения посредством мнемотаблиц

В преимущественном большинстве случаев обучение и развитие речи посредством мнемотаблиц у малышей дошкольного возраста проходит успешно. Дети значительно расширяют свой кругозор и познания об окружающем мире, у них заметно развивается фантазия, они начинают активно придумывать свои собственные сюжеты и занимательные рассказы.

У ребят появляется усиленный интерес к различным стишкам и получению новой информации об окружающем мире, расширяется лексикон, появляется готовность выступать перед слушателями.

Мнемотехника связной речи дошкольников – это популярная и распространенная методика, действие которое направлено на улучшение процедуры запоминания материала, развитие ассоциативного мышления и красивой, грамотной связной речи.

Как одновременно развить память и связную речь, расширить лексический запас

Наиболее эффективным методом в развитии детей дошкольного возраста в мнемотехнике является игра. Также подойдут схемы. К способам развития можно отнести:

  • дать ребенку отдельные картинки. Малыш должен попробовать их сгруппировать и объяснить, почему он собрал вместе некоторые картинки;
  • изображение своих впечатлений. Этот способ позволяет развить лексический запас. Необходимо предложить ребенку нарисовать свои впечатления о прошедшем дне. Затем малыш должен рассказать, что у него за день было хорошего и что плохого;
  • заучивание стихов. Чтобы заучивать стихи было легче, необходимо использовать таблицы. В каждую строку таблицы необходимо поместить знак или картинку;
  • показать малышу картинку. Рассказать, что изображено на ней. Далее картинка переворачивается, и ребенок должен назвать элементы, которые были изображены;
  • разгадывание кроссвордов;
  • разложить перед ребенком картинки. Ребенок внимательно на них смотрит. Затем он закрывает глаза, и взрослый убирает одну картинку. Ребенок открывает глаза и говорит, какой картинки не хватает.

lazy_placeholder.gif

Схемы и таблицы для быстрого запоминания

Наиболее простым способом для запоминания цифр и букв являются схемы и таблицы. Например, чтобы ребенок запомнил цифры, можно начертить схемы. В них помещаются цифры и ассоциации к ним.

Источники:

http://razvivashka.online/metodiki/mnemotablitsy-dlya-razvitiya-rechi
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/master_klass_ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_191035.html
http://vospitanie.guru/rech/ispolzovanie-mnemotehniki-v-razvitii-detej-doshkolnogo-vozrasta

Карточки для скачивания

Иллюстрации к сказкам «Колобок», «Репка», «Бычок, смоляной бочок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Курочка Ряба».

Картинки мнемотаблиц для детей.

Часто родители сталкиваются с тем, что в школе дети плохо запоминают информацию. Школьники слушают внимательно только то, что им интересно, а остальное пропускают мимо ушей. Память действует избирательно. Еще одна проблема, возникающая в школе, — неумение пересказать текст большого объема. В результате снижается успеваемость.

Тренировать память и учить ребят пересказывать тексты на разную тематику можно еще в дошкольном возрасте. Для этого материал представляется в виде опорных схем, или мнемотаблиц. Начинать обучение можно уже года в два, когда ребенок знает некоторые сказки и пытается их пересказать, но путает героев и последовательность событий. Мнемотаблицы для дошкольников сначала составляет взрослый по известным малышу сказкам.

Картинки в ячейках – герои сказок. Очень удобна в этой ситуации сказка «Колобок», где повторяются события, а герои меняются. Для самых маленьких подойдут мнемотаблицы из четырех – девяти ячеек. Несколько мнемотаблиц взрослый разбирает с малышом, анализирует, где спрятались герои сказок. Следующие мнемотаблицы для дошкольников рисуем вместе с ребенком. Дети быстро учатся составлять таблицы. Впоследствии ребята сами составляют таблицы к поданной информации, усложняя их и увеличивая количество ячеек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...