Как пальчиковая гимнастика влияет на развитие речи ребенка

Содержание
  1. Как влияет развитие пальчиков на речь ребенка
  2. Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 1,5 лет
  3. Как делать простейший массаж кистей и пальчиков ребенку до года
  4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук
  5. Игры-потешки
  6. Игры с резиновыми игрушками
  7. Естественные тренажеры для пальчиков – вода, песочек
  8. Что такое пальчиковая гимнастика?
  9. Польза
  10. Что это такое
  11. История возникновения пальчиковых игр
  12. Игры и развитие
  13. Зачем нужна пальчиковая гимнастика
  14. Что такое пальчиковая гимнастика
  15. Похожие статьи
  16. ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший…
  17. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок…
  18. Методическая разработка «Игры и упражнения для развития…»
  19. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок…
  20. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста…
  21. мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое…
  22. мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое…
  23. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок…
  24. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок…
  25. Правила проведения занятий
  26. Ведет занятия и приемы в ЦНИР:
  27. Общие рекомендации для родителей:
  28. Пальчиковый театр
  29. Развитие малышей 2 лет
  30. Игрушки
  31. Для самых маленьких
  32. Этапы разучивания игр
  33. Полезное видео
  34. Считалочки
  35. Пособия
  36. Порядок выполнения
  37. Пальчиковые игры для развития речи
  38. Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ
  39. Младшая возрастная группа
  40. Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой
  41. Пальчиковые игры
  42. Пример 1
  43. Пример 2
  44. Пример 3
  45. Пример 4
  46. Пример 5
  47. Пример 6
  48. Пример 7
  49. Пример 8
  50. Пример 9
  51. Пример 10

Как влияет развитие пальчиков на речь ребенка

Пальчиковые игры для развития речи – это простое и доступное средство развития вербального интеллекта. Известный академик В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь.

За речевое развитие в головном мозге отвечают зона Вернике и зона Брока. Рядом с ними находятся области мозга, ответственные за тонкие движения пальцев рук. Во время занятий пальчиковой гимнастикой и другими аналогичными играми происходит одновременная стимуляция речевых зон.

Психоневрологам известно, что наблюдая за движениями кистей и пальчиков ребенка, можно достаточно точно определить уровень речевого развития малыша. Чем они точнее, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь. И, наоборот, неуклюжие движения со слабой координацией указывают на то, что в детской речи наверняка имеется задержка развития.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 1,5 лет

Основное правило – все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются по 3-5 раз. Желательно их делать отдельно для правой, отдельно для левой руки. Если пальчиковая гимнастика для развития речи сопровождается словами, их произносит только взрослый. Текст нужно читать эмоционально и выразительно.

Как делать простейший массаж кистей и пальчиков ребенку до года

массаж рукПоскольку у детей раннего возраста нередко имеется повышенный тонус кистей рук, их пальчики часто зажаты в кулачок. Для улучшения координации движений и развития мелкой моторики нужно регулярно массажировать кисти и пальчики ребенка. Такой массаж в 1 год проводится в игровой форме.

  1. Гладим ручку малыша с внешней и внутренней стороны от пальчиков к локтю и обратно.

— Ручки, ручки! Я вас знаю,
Я водой вас умываю.
Пальчики я тоже знаю,
Ими я сейчас играю.

  1. Гладим пальчики по направлению к ладошке и обратно, нежно разминая каждую фалангу.

— Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в стороне.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Мягко постукиваем по пальчикам по направлению от подушечек к ладошке.

— Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

  1. Массируем подушечки пальцев, мягко надавливая на них. По кругу проводим массаж ладошки.

— Сорока-ворона печку топила,
Кашку варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Он печку не топил,
Он дров не носил.

  1. Повторяем первое упражнение.

Такой массаж рекомендуется делать ежедневно.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Все упражнения проводятся в игровой форме, так как в этом возрасте игра является ведущей деятельностью.

  • «Рыбак». Маленьким сачком, который можно сделать своими руками, выловить из миски с водой кусочки пробки, пенопласта, бусины большого размера и выложить их на тарелку. «Удочку» держим одной рукой.
  • «Дорожка». Заполнить манкой или пшеном «дорожку», границы которой выложены из картона или из бумажных полосок. За пределы «дорожки» крупу нельзя просыпать.
  • «Волшебная ложечка» . Пересыпать крупу из одной чашки в другую, осторожно беря ее ложечкой. Затем можно все повторить в обратную сторону.
  • «Салют». Разорвать тонкую бумагу на мелкие кусочки, сложить их на ладошку и подбросить вверх.
  • «Бумажный комочек» . Скомкать лист бумаги в плотный комочек.
  • «Волшебные палочки» . Сложить из счетных палочек дорожку, елочку, домик. Аккуратно собрать их в коробочку, беря по одной штуке.

Комплекс упражнений завершается расслабляющим массажем ручек и пальчиков.

Игры-потешки

Народные традиции воспитания детей, начиная с ранних месяцев жизни грудничка, предусматривали игры-потешки с пальчиками и ручками.

  • «Сорока-белобока» . Всем известную потешку можно усложнить, пригибая «послушные пальчики» к ладошке и шутливо потряхивая «ленивый» мизинчик.
  • «Ладушки-ладушки» . Хлопаем в ладоши, держа ручки малыша в своих руках и приговаривая: «Ладушки-ладошки, звонкие хлопушки, хлопали в ладошки, хлопали немножко».
  • «Домики зверей» . Взрослый может помогать малышу, держа его ручки за запястья.

— У медведя дом большой – ой-ой-ой! (разводим ручки в стороны).
А у зайца маленький – ай-ай-ай! (ручки вместе)
Наш медведь пошел домой («топаем руками» по столу),
Заинька лег баиньки! (ручки возле щеки)

  • «Прятки».

— В прятки пальчики играют,
Открываются (раскрыть ладошку),
Закрываются (сжать кулачок).
-Тук-тук-тук! (стучим кулачок об кулачок)
Да-да-да! (хлопаем в ладоши)
Можно к вам? (стучим кулачками)
Рад всегда (хлопки)

Играть с малышом нужно весело, эмоционально, тогда, когда он находится в хорошем настроении.

Игры с резиновыми игрушками

Резиновые игрушки-пищалки – это отличное средство для совершенствования пальчиковой моторики и развития речи на первом году жизни грудничка. Сжимая игрушку, малыш быстро начинает понимать, за счет чего появляется пищащий звук. Далее он воспроизводит его уже намеренно. Давящее воздействие материала, из которого сделаны игрушки, массирует пальчики, действует на речевые зоны мозга.

Естественные тренажеры для пальчиков – вода, песочек

игры с водойПесок и вода развивают чувствительность пальцев рук, кинестетические ощущения. Погружая руки в песок, просеивая его между ладонями, сжимая и перетирая, малыш делает самомассаж.

Воздействие песка разной структуры, температуры и влажности на нервные окончания одновременно способствует речевому развитию.

Игры с песком:

  • делать на влажном песке отпечатки ладошек;
  • рисовать пальчиком линии, зигзаги и простые фигуры;
  • прятать во влажном песке мелкие игрушки, камешки;
  • закапывать в песок ладошку и поочередно доставать пальчики;
  • показать, как пальчики «гуляют», «прыгают» по песку.

Игры с водой снимают гипертонус пальчиков и кистей рук, увеличивают объем движений. Контраст температуры воды и воздуха, а так же температура воды в разных емкостях закаливают малыша, повышают чувствительность пальцев. Оптимальное время игр с водой – не более 5-7 минут.

Упражнения с водой:

  • «Теплый, холодный» . Ребенок купает разноцветных рыбок, мячики и другие игрушки поочередно в прохладной и в теплой воде.
  • «Поймай льдинку» . Ребенок достает сачком из воды опущенные в нее льдинки. Сачок нужно держать только одной рукой и выкладывать льдинки на тарелочку.
  • «Достань ракушку (камешек) из воды». Малыш достает одну ракушку, которую ему предварительно показали родители, из общей массы, лежащей на дне.
  • «Что как плавает» . Опустить в воду предметы с различными свойствами: ткань, камешки, резиновую игрушку, бумажную лодочку, кусочек пенопласта. Понаблюдать, что плавает, что тонет, что мокнет. Достать предметы, рассмотреть их, потрогать.

После игры нужно вытереть ручки сухим полотенцем и переключить внимание малыша на другую деятельность.

Что такое пальчиковая гимнастика?

Что такое пальчиковая гимнастика, объясняет само название. Это гимнастика, которая выполняется пальцами рук. Они попеременно и одновременно сгибаются, трут друг дружку, выполняю другие действия под мелодичные стихи-потешки. Иногда такие занятия проводят воспитатели в детском саду. В первых классах школы разминка пальчиков является обязательной. Она помогает снять усталость после письма.

Возраст 4–5 лет – оптимальный для начала домашних занятий пальчиковой гимнастикой. Но если есть желание, можно делать ее и гораздо раньше. В Японии простые упражнения выполняют с 2–3- месячными младенцами. Прообраз современных пальчиковых игр – знаменитые «Ладушки», «Сорока-ворона кашу варила».

Пальчиковая гимнастика в первом классе

Польза

Научно доказано, что работа пальчиками вырабатывает у малютки активизацию отделов головного мозга, отвечающих за появление речи. С помощью различных упражнений достигается отличный уровень работы отделений мозга, благодаря которым у малыша быстрее развивается речь.

Одним из важных преимуществ данных заданий является развитие хорошей моторики у малыша, отсутствие противопоказаний. Кроме того, занятия требуют контакта с малышом, а значит они помогают наладить общение с дошкольником и побыть с ним драгоценные минуты.

Что это такое

О пальчиковой гимнастике можно сказать просто – это набор упражнений, выполнение которых помогает развить мелкую моторику рук. Эта система означает – это точное отображение взаимодействие всех систем организма. В данном случае говорят о зрительной, нервной, костной и мышечной системе. Представленные достижения дают возможность выполнять кропотливые движения пальцами и кистями, а это неоценимая польза для будущего чистописания.

Гимнастикой важно заниматься с ребенком чуть ли не с рождения. Здесь выделяют пассивные и активные упражнения. Активные – это работа взрослых. Это они должны выполнять массаж ладоней малышу, сгибать и разгибать его пальчики и прочее. Пассивные действия – это уже работа самого крохи, который повторяет за взрослыми, имитируя указанные ему движения.

мальчик выполняет пальчиковую гимнастику

История возникновения пальчиковых игр

Пальчиковые игры пришли к нам с давних времен, их «основателями» можно по праву считать наших славянских предков. У них был особенный подход к воспитанию детей, который очень отличается от современного.

Для тактильного контакта с малышом у них было выделено специальное слово – пестование. Оно подразумевало собой совмещение биологических ритмов детей с их родителями и землей. Такой контакт достигался после выполнения ряда специальных действий.

Для нас стишки с разминкой для пальцев рук вроде «сороки-белобоки» и «ладушек» – это просто способ завлечь ребенка.

Предки же делали такую пальчиковую гимнастику основываясь на знаниях акупунктуры, и использовали ее как один из основных способов полноценного развития ребенка.

Игры и развитие

Физиологи много лет назад выяснили, на формирование детской речи влияет то, насколько развита и сформирована его мелкая моторика. Идеальный вариант развивать пальчики – игры. В таком возрасте это идеальный метод развития познавательных процессов.

польза пальчиковых игр

Малыш получает радость, удовольствие и пользу. Положительные эмоции – мощное средство для стимуляции активного восприятия речи, формирования самостоятельной речевой деятельности.

Когда родители заодно с детьми устраивают занятия, которые сопровождаются речью, он так увлекают малыша, что он стремительно начинает развиваться и разговаривать.

Такие игры это еще и гимнастика, и массаж. Самый простой вариант, когда родители читают детям стихи и просят их двигать пальчиками в это время. Чтобы текст воспринимался лучше, читать стихи рекомендуется наизусть. В этом случае малыш будет видеть ваше лицо, следить за эмоциями, которые вызывает текст и сама игра. Ребенка ничего не должно отвлекать.

Главная цель этой гимнастики для пальцев рук переключить внимание ребенка, улучшить его координацию и моторику.

Это влияет на умственное развитие малыша. К тому же повторение стихотворных строк, сопровождающееся движением пальчиков ребенка, способствует формированию верного произношения звуков, умению четко и быстро говорить, развивает память. Движения и речь лучше согласуются.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Комплекс игр, упражнений, направленный на развитие пальцев, мелкой моторики рук, кистей, психологических процессов представляет пальчиковую гимнастику. Занятия расслабляют, подготавливают к школьному обучению, налаживают общение со сверстниками, отвлекают от неприятных моментов. На подушечках детских пальчиков находится множество нервных окончаний, стимуляция которых приводит к активации мозговой деятельности. Доказано, гимнастика и массаж влияют на развитие речи, психологических процессов, письменного навыка.

Цели гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года):

  • развитие речи ребенка;
  • стимуляция, тренировка артикуляционного аппарата;
  • формирование навыка слежения за объектом;
  • развитие психологических процессов;
  • обучение ритму;
  • совершенствование координации движений;
  • отработка навыка правильного повторения за действиями других людей.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) гимнастика позволяет:

  • расслабить напряжение мышц руки, кисти;
  • сформировать психологические процессы;
  • совершенствовать мелкую моторику рук;
  • развивать непроизвольное внимание;
  • стимулировать процесс говорения, обогащать словарный запас ребенка.

Дошкольники делают пальчиковую гимнастику

У старших дошкольников (5-6 лет) пальчиковые игры помогают:

  • подготовить ребенка к школе;
  • стимулировать познавательную активность;
  • развивать мелкую моторику рук, что положительно сказывается на подготовке к письму;
  • обогатить словарный запас ребенка;
  • развивать творческие способности крохи.

Что такое пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика очень важна для развития ребенка 3-4 лет. Благодаря этим играм развиваются моторные и тактильные  навыки. Чтобы маленькому ребенку 3-х лет было интереснее заниматься, гимнастика проводится в виде веселой игры с применением  стишков, песен, сказок, рифмовок.  Тексты стихов соответствуют движениям пальцев. Ребенок выполняет движения пальчиками и повторяет стихи за взрослым.

Похожие статьи

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший…

мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь, левая рука, свободная рука.

Игра, кисть рук, мелкая моторика, безымянный палец, указательный палец, стол, рука, речевой центр мозга, положительное воздействие, пальчиковая

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития…»

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. В последнее время популярность пальчиковых игр заметна возросла.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста…

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка. мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь

мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке). мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое

‒ Массаж кистей и пальцев рук, пальчиковая гимнастика и игры со стихами и потешками.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей

ребенок, головной мозг, мелкая моторика, рука, развитие, палец, развитие речи, мелкая моторика рук, игра

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи, левая рука, правая рука.

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок

Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников. игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец

игра, ранний возраст, указательный палец, ребенок, речевая функция, правая рука, пальчиковый театр, мелкая моторика, левая рука, движение.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Ведет занятия и приемы в ЦНИР:

Логопедическая/дефектологическая диагностика, 60 мин. Записаться
Логопедическое/дефектологическое занятие при нарушении звукопроизношения (кроме дизартрии), 60 мин. Записаться
Логопедическое/дефектологическое занятие при дизартрии (включая логопедический массаж), 60 мин. Записаться
Логопедическое/дефектологическое занятие при ЗРР, ЗПР, ЗПРР, 60 мин. Записаться
Логопедический массаж, 60 мин. Записаться
Логопедический тренинг для родителей с детьми (умение общаться и играть с детьми от 0 до 5 лет), 60 мин. Записаться
Логопедический/дефектологический массаж в структуре коррекционного занятия Записаться

Общие рекомендации для родителей:

  • Перед игрой создайте позитивный настрой;
  • Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
  • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
  • Не играйте больше 5 минут подряд;
  • Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.

Общие рекомендации для родителей

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая: 

  • Стимулирует развитие мелкой моторики;
  • Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
  • Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т. д.);
  • Развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • Формирует творческие способности и артистические умения;
  • Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

  • Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
  • Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.

 Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):

  • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
  • Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
  • Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
  • В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

Развитие малышей 2 лет

Малыши 2х лет сначала изучают свои руки и ноги, а затем пальцы рук и ног. Они не могут манипулировать пальцами рук и ног, пока не узнают, как управлять руками и ногами.  Итак, с малышами нужно сначала проводить гимнастику, включающую в себя движение рук и ног:  хлопать в ладоши, пожимать руки, касаться руками других частей тела – животика, коленей, топать ногами. Постепенно можно ввести движение большого пальца рук. Ближе к 3м годам, ребенок будет готов к пальчиковым упражнениям и играм.

Трехлетние дети могут управлять своими пальчиками. К тому времени, когда ребенку исполнится 4 года, пальчиковые игры займут важное место в развитии.

Игрушки

Пальчиковая гимнастика станет еще интереснее, если задействовать дополнительные аксессуары. Особой популярностью пользуется кукольный театр, в котором фигурки надеваются на пальцы.

Игрушки для пальчиковых игр

Они продаются в готовом виде в магазинах игрушек. Но можно сделать маленьких кукол дома самостоятельно. Например, связать или пошить из фетра, лоскутов ткани. Совсем ленивые могут нарисовать животных или сказочных персонажей ручкой. Например:

Человечки, нарисованные на пальцах

Также интересно смотрятся фигурки из бумаги. Для изготовления достаточно распечатать шаблон на картоне, вырезать и разукрасить на свой вкус.

Шаблоны для пальчиковых игр - Бабка и Дедка из сказки "Репка"

Шаблоны для пальчиковых игр - Жучка и Кошка из сказки "Репка"

Шаблоны для пальчиковых игр - Внучка и Мышка из сказки "Репка"

Шаблон для пальчиковых игр - Репка

Играть с фигурками не только увлекательно и полезно, но и очень просто. Персонажи надеваются на ручку ребенка согласно сюжету. Потом взрослый читает произведение, а малыш показывает услышанное. Детям младшего возраста родители показывают спектакль сами.

Другого рода игра для тренировки пальчиков называется «собери резинки по карточкам». Ее также можно приобрести в магазине, а можно сделать самому. Для этого нужно распечатать картинки с примерами и обзавестись резинками разных цветов. Играют так: открывается карта, и дети пытаются повторить, что на ней изображено. Кто первый правильно собрал резинки, забирает карту. Затем открывается следующее изображение. В конце карточки пересчитываются, а победитель награждается символическим призом.

Пальчиковые игры с резинками

Для самых маленьких

Начинать практиковать такие упражнения рекомендуется для детей 2-3 лет. Например, читайте стихотворение Татьяны Сикачевой «Качели».

Задрожали ветки елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

Текст совсем небольшой, так что не составит никакого труда быстро запомнить его наизусть, чтобы читать, смотря прямо в глаза ребенку.

Делайте все по очереди. Сначала одной рукой, а затем – другой. После повторяйте действия вместе обеими руками:

  1. Кистями рук тянемся вверх.
  2. Пальцы сомкнутые между собой и прямые.
  3. Когда руки вытянули, немного согните пальцы, чтобы не спеша опустить.

Этапы разучивания игр

Для правильного выполнения пальчиковой гимнастики нужно соблюдать последовательность действий, чтобы процесс был максимально интересен и доступен для восприятия ребенка.

В первую очередь, взрослый должен показать игру на своем примере, посадив ребенка рядом. После этого нужно взять ручку ребенка, и помогая ему, показать игру еще раз, самому при этом проводя манипуляции с пальчиками.

Теперь можно перейти к следующему этапу, и вместе, одновременно сыграть в выбранную игру. При этом, взрослый должен четко проговаривать текст.

Далее, ребенок уже сам выполняет упражнение (если необходима помощь – вы ее оказываете), и произносите текст.

И последний этап, самый интересный для ребенка. Малыш сам делает пальчиковую гимнастику и проговаривает стишок, по необходимости вы подсказываете ребенку, и помогаете, если он запутался или сбился.

Полезное видео

С самых первых дней жизни малыш старается зажать в кулачке ваш палец, погремушку, свою ножку, уже стремясь к саморазвитию. Помогите ему. Делайте ежедневный массаж пальчиков и ладошек, развивайте кисти рук или просто поглаживайте ручки и ножки. Это обязательно поможет вашей крохе правильно развиваться и чувствовать, что вы всегда рядом и готовы помочь.

Считалочки

Еще одной очень увлекательной и очень развивающей игрой с дошкольником, являются считалочки, при которых малыш осуществляет гимнастику, показывая тот или иной пальчик или двигая им.

Сегодня существует большое количество считалочек, наиболее известные из которых:

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем,

и опять писать начнем!

При этом ученик поочередно сжимает и разжимает кулачки рук.

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднялся мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

Выполняя данную гимнастику, малыш сжимает ручки в кулак и поочередно разжимает каждый пальчик, начиная с большого.

Кроме представленных упражнений, существует еще пальчиковых игр, которые могут быть не только полезными, но и веселыми.

Пособия

Найти большое количество пальчиковых игр можно в специальных книгах. Такие пособия выпускаются по возрастам: 0–2 года, 2–4 года, 4–5 лет, 4–7 лет и для учеников начальной школы. Для занятий с дошкольником стоит обратить внимание на книги «Пальчиковая гимнастика» следующих авторов:

  • Е. Б. Шмелева;
  • Е. А. Ульева;
  • Е.Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова;
  • Т. Н. Щербакова «Кулачки-ладошки».

Еще советский кандидат педагогических наук, заслуженный учитель года В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Занятия пальчиковой гимнастикой с детьми 4–5 лет положительно сказывается на развитии мышления, повышают концентрацию и внимательность. Игры не отнимают много времени, достаточно заниматься по 10 минут в день. При этом какой заряд позитива они дарят ребенку и взрослому!

Порядок выполнения

Родителями должны соблюдаться не только правила проведения занятий, но и их последовательность:

  1. Для начала взрослый должен показать все движения без слов.
  2. Затем кроха повторяет каждое движение 2-3 раза.
  3. Далее все действия прорабатываются в требуемой последовательности. Если необходимо проработать сложные моменты, их оттачивают до точного выполнения.
  4. В завершении все действия проделывают еще раз, но уже со словами.

Представленная последовательность соблюдается в точности. Если крохе сразу объяснять движения и слова, у него не сформируется последовательность, он легко запутается. Если ребенок не может воспроизвести требуемые взрослым действия, пропадает желание дальше играть с родителями.

Пальчиковые игры для развития речи

Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.

  • Пальчиковая игра \
  • . Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
  • Пальчиковая игра \
  • . Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.

Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.

Анализ и диагностика пальчиковой гимнастики в ДОУ

Диагностика проводимых упражнений состоит из 3-х этапов:

  1. Фиксируется уровень развития детских навыков в сентябре;
  2. Замеряются промежуточные результаты в середине года (январь — февраль);
  3. Подводятся итоги эффективности пальчиковой гимнастики в конце года (июнь).

Обратите внимание! Проведение пальчиковой гимнастики позволяет в игровой форме оценить и корректировать координацию движений и развитие мелкой моторики, как младших, так и детей дошкольного возраста

Младшая возрастная группа

В возрасте 3-4 лет проводит игры на координацию и мелкую моторику у детей нужно в обязательном порядке. Малыши уже должны начинать четко разговаривать, если с этим есть некоторые проблемы, их важно оперативно решать.

В канун Нового года актуально будет играть, читая ребенку стихотворение «Наряжаем елку». В этой пальчиковой игре для детей 3-4 лет каждой строчке соответствует определенное действие, которое должен выполнять малыш.

  1. Первая строка «Раз, два, три, четыре, пять». На соответствующую цифру соединяем между собой подушечки пальцев одной руки с другой.
  2. Далее действия выполняем строго по строчкам. «Будем елку наряжать» – формируем подобие домика у себя над головой. После этого руки разводим в стороны.
  3. «Мы повесили шарики» – пальцы обеих рук соприкасаются между собой подушечками, чтобы получилась форма внешне похожая на новогодний шарик.
  4. «Яркие фонарики» – прижимаем между собой ладони, раздвигаем пальцы, совершая движения ладонями по кругу. Сначала вперед, а потом назад.
  5. «Веселого Петрушку / И разные игрушки: / И мишку-шалунишку» – Сначала руками показываем длинный нос, руки тянем вперед, чтобы они стали похожими на лапы медведя. Слегка покачиваем ими влево и вправо.
  6. «И заиньку-трусишку» – раскрытые ладони прикладываем к голове.
  7. «Потом всех за руки возьмем» – беремся за руки с малышом.
  8. «И хоровод свой заведем» – встаем круг и начинаем водить хоровод.

Это яркое и динамичное стихотворение нравится многим детям, особенно когда вокруг все готовятся к Новому году.

Тест на мелкую моторику М. А. Поваляевой

Цель проведения теста, предложенного кандидатом педагогических наук М. А. Поваляевой, — определение нормы и патологии деятельности некоторых отделов коры головного мозга. Он настолько прост, что его легко могут провести родители в домашних условиях.

Для его проведения нужно сесть напротив малыша и накрыть одну его ручку своей рукой, чтобы он ее не видел. Затем мама или папа трогает пальчики «спрятанной» руки в свободном порядке. Малыш в это время по просьбе родителей разжимает такой же пальчик другой руки, сжатой в кулачок.

Параметры благополучия – что должны определять дети в разном возрасте:

  • 3 года – большой пальчик;
  • 5 лет – большой пальчик и мизинчик;
  • 6 лет – указательный и большой пальчик, мизинчик.

Дети, с которыми родители или педагоги регулярно занимаются пальчиковыми играми и сенсорным развитием, без труда проходят этот тест.

Пальчиковые игры

Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.

Пример 1

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого);
Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки);
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины (загнуть по одному с большого);
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).

девочка с букетом листьев

Пример 2

Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши):
Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими),
Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы),
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)?
Как узнать?
Помогите сосчитать!

дети хлопают в ладоши

Пример 3

Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого)
На ногах сапожки (большим и средним идут по столу).
Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) –
на ногах ботинки.
А у пса на лапках –
голубые тапки.
А козлёнок маленький
надевает валенки.
А сыночек Вовка –
новые кроссовки.
Вот так,
вот так,
новые кроссовки!

пальчики в сапожках

Пример 4

Прилетела к нам вчера (помахать руками)
Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого).
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам).
Пожужжали, полетали (помахать кистями рук)
От усталости упали (уронить ладони на стол).
 

полосатая пчела

Пример 5

Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши),
Продаёт она орешки (хлопаем кулачками).
Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами),
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок (похлопать в ладоши),
Кому в зобок (похлопать в кулачки),
Кому в лапочку (похлопать в ладоши).
сидит белка на тележке

Пример 6

Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук),
Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами).
Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу),
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками)
Дождь вздохнут тихонько: «Ох!»
И ушёл (хлопать в ладоши).
Газон засох (ритмично похлопать по столу).

занятия пальчиковой гимнастикой

Пример 7

Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз).
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог),
Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки).
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).

гимнастика для пальчиков

Пример 8

Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны),
Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди):
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзы – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).

осенние листья

Пример 9

Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин).
Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя),
А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец).
Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди).
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура (сделать рукой бросок).
Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!!
Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!

мы делили апельсин

Пример 10

Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы),
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц).
Птички, птички, по домам (помахать руками)!

Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...