Клирос

Содержание
  1. Сложные вопросы певческого искусства
  2. Немного истории
  3. Как попасть в Православный хор простому человеку?
  4. Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе
  5. Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?
  6. Что изучают на курсах
  7. Как учат петь в церковном хоре
  8. Пение по слуху
  9. Певческая пирамида.
  10. Как определить свой тембр голоса и подобрать песню
  11. Православная школа «Ретро»
  12. Основные принципы
  13. Опора дыхания
  14. Зевок
  15. Вибрато
  16. Пение звуков
  17. Кратко о программе обучения
  18. Клирос
  19. Какие виды вокала бывают
  20. Уроки вокала. Мелизмы
  21. Несколько полезных советов
  22. Школа церковного пения осмогласие
  23. Церковный певец и академическая школа пения
  24. Блеск и глянец или бархат?
  25. Требования к будущему курсанту певческого отделения
  26. Раскрытие гортани
  27. Школы и курсы церковного пения
  28. Кому пригодятся курсы
  29. Ссылки
  30. Вокальные резонаторы
  31. Артикуляция и дикция в пении
  32. Как и где можно применить полученные знания

Сложные вопросы певческого искусства

Совсем недавно на «Русской вере» было опубликовано интервью крупнейшего исследователя современного старообрядческого пения, доктора искусствоведения Н.Г. Денисова. Такое большое, трехчастное интервью о традиции и хорах знаменного пения было, пожалуй, первым в постсоветское время (а значит и вообще в истории — первым). Но предмет настолько огромен, что высказывания одного ученого можно считать первыми в ряду современников, которым небезразличны и исследования певческой культуры старообрядчества с ее историей певческих центров и хоров, и современные проблемы и вопросы церковного пения. Из последних актуальны, например, такие: нужны ли для понимания старообрядческого пения исторические и теоретические знания? В какой мере должна быть использована современная академическая вокальная культура?

Все эти вопросы неисчерпаемы, поэтому я постараюсь ограничить темы своих нынешних размышлений только обсуждением облика пения, того, что реально звучит на богослужении. В чем заключается традиционность мышления, каковы ее внешние признаки? А также: что свойственно академической вокальной культуре и противостоит ли она традиционному пению?

Немного истории

Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух. Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие. Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.

церковный храм на руси история появления что это такое певчие

Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.

В России во время царствования Петра Первого знаменныйраспев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошлоразделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.

 Обычно было четырепартии:

  • сопрано;
  • альт;
  • тенор;
  • бас.

Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.

Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели поочереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хорповторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом»или «пасломщиком».

Как попасть в Православный хор простому человеку?

Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе. Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу. Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.

Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.

Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе

Следует сразу отметить, что православные хоры бывают разных уровней, возглавляются людьми с разными характерами и видением, соответственно, и требования к претенденту на место в хоре могут выдвигаться совершенно различные. На один клирос могут взять «с нуля», а на другом потребуют опыт и будут придирчиво прослушивать. Безусловно, на первое место выходит наличие слуха и умение хоть как-то попадать в ноты. Однако, не нужно думать, что у выпускников Гнесинки шансов больше: то, что человек прекрасно владеет эстрадным или джазовым вокалом, вовсе не означает, что ему покорится и духовное пение, не считая уже того, что пение в хоре значительно отличается от пения соло. Но, в любом случае, даже если Вы прошли прослушивание, знайте, что самое сложное только начинается. Вам придется в максимально короткое время выучить наизусть огромное количество текстов православных песен и песнопений, изучить церковный богослужебный устав, ознакомиться с разными стилями церковного пения. Но самое сложное в православном хоре – это научиться своим голосом создавать молитвенное настроение у прихожан храма.

Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?

Певчие, уже имеющие определенный опыт пения в православном хоре, советуют хороший и проверенный способ самоподготовки для тех, кто твердо решил испробовать на себе клиросное послушание: скачать музыку и тексты православных песен, богослужений и распеваться дома самостоятельно, ну и, конечно, изучать теорию: историю церковного пения, гласы, стили (человек, отличающий партесное пение от знаменного распева, уже имеет преимущества перед остальными). Кроме того, они говорят о том, что не стоит обольщаться по поводу высокой духовности и «не пыльности» этого послушания: часто в православный хор берут людей, далеких от церкви, просто за редкий тембр или другие вокальные достоинства. Но даже если на клиросе все сугубо верующие, это не означает, что здесь, как и в любом коллективе, нет склок, зависти, недовольства друг другом. Кроме того, сама по себе эта работа тяжела физически: приходится стоять на ногах и работать связками по несколько часов подряд, а что уже говорить о ночных службах на Пасху и Рождество?

Прибавить к этому частые спевки – и становится понятно, что православный активист, стремящийся на клирос, должен располагать немалым количеством свободного времени. И, прежде чем проситься в тот или иной православный хор, нужно уточнить финансовую сторону вопроса: во многих храмах работа певчих базируется на общественных началах и не оплачивается.

С тегами: молитва религия христианство

Что изучают на курсах

Каждое отделение проходит несколько обязательных дисциплин. На певческом это:

  • церковнославянский язык;
  • обиход церковного пения;
  • вокальный ансамбль;
  • постановка голоса;
  • хоровое пение;
  • сольфеджио;
  • история становления церковного пения.

В певческих классах занятия организуют исходя из результатов прослушивания.

Как учат петь в церковном хоре

Репетиции церковного хора (спевки) – не индивидуальные занятия по вокалу. У регента не времени обучать певчих нотной грамоте и пению с листа. Задача регента – создать условия для обучения у других, более опытных участников хора.

Наверняка вас сразу поставят рядом с человеком, который уверенно держит мелодию и которого сложно сбить. Поначалу петь в ансамбле вам придётся тихо, а то и про себя, постепенно разучивая песнопения на слух. Позже вы научитесь «вплетать» свой голос в пение соседа. По этому поводу даже есть шутливое правило: пой так, чтобы слышать соседа, но не слышать самого себя. Сосед должен делать так же. Тогда хор зазвучит, как единый организм.

Таким образом, для пения в церковном хоре весомее искренняя вера в Бога и трудолюбие, чем знание нот и поставленный голос.

Пение по слуху

Старообрядческое пение всегда было неоднородным исторически, и сейчас — географически. Оно разделялось крупным планом на два направления: безпоповское и поповское. В поповстве Н.Г.Денисов выделяет две группы приходов — российские и южные (состоящие из староверов, называющих себя «липоване»). Самая многочисленная из них — российская, которая использует в своем пении средства академической культуры. Но совсем недалеко, за западными рубежами России, находятся старообрядческие приходы, поповские и безпоповские, пение которых относится к аутентичной традиции без современных культурных влияний, и это можно проследить по конкретным особенностям. Несколько подобных общин есть в Украине, Молдавии и Польше, большинство — в Прибалтике и Румынии. В Ставропольском крае России находятся общины казаков-некрасовцев, заслужившие самые высокие отзывы и теплые похвалы Н.Г. Денисова. Мне бы хотелось обратить внимание на те богатства, которые накапливались веками и сохраняются до сих пор внутри самой традиционной культуры старообрядчества.

Самый главный признак, бросающийся в глаза при знакомстве с такими общинами, — это пение по слуху. Указка уже не употребляется, вне зависимости от уровня крюковой грамотности и от того, открыта ли певческая книга. Если она открыта, то указкой могут следить за словами. Иногда указкой показывают азбучное значение крюкового знака, исполняя при этом его с украшениями. С чего начинается пение по слуху? С того, что певец, начиная петь фразу, слышит ее (представляет про себя) полностью, до конца, и просто последовательно разворачивает то, что он слышит, — тогда указка делается не нужной. Главное условие пения по слуху — это хорошее знакомство с напевом, чтобы человек мог представить себе каждую его очередную фразу.

Знаменное пение построено на циклическом употреблении лексических единиц — попевок, которые с течением времени делаются хорошо знакомыми всем певцам (от хорошего знания они впоследствии начинают орнаментироваться, больше или меньше). Этот вид пения доказывает, что музыкальный слух есть от природы абсолютно у всех людей, точно так же, как и певческий голос. Этот «маленький секрет» знает уже любой выпускник музыкального училища, который в учебном курсе работал с детьми. Просто на первых порах не у всех есть координация слуха с голосом, но это достигается регулярной практикой (у взрослых, как правило, в течение 1–2 лет) с усложнением материала, начиная с ектений. Есть и еще одно условие успешной координации голоса со слухом — петь примерно на той высоте, на которой человек разговаривает (по крайней мере на первых порах). Если оно нарушается, пение может быть фальшивым.

Мелитина Макаровская: Требуется ли церковному певцу академическая школа пения?

Здесь мы вплотную подходим к проблемам женского пения. Расстояние между мужским и женским голосом от природы — это не октава, а максимум квинта или даже кварта. Если женские голоса надстраиваются в октаву над мужскими, то это гораздо выше того уровня, на котором певицы разговаривают, и в таком случае их голоса звучат напряженно и есть тенденция к постоянному занижению тона. В липованских общинах Румынии иногда практикуется очень удобный, щадящий способ пения: лики однородны, мужской и женский, и каждый из них поет в своем тоне. Расстояние между этими тонами может быть квартой или квинтой, голоса звучат спокойно и естественно.

Пение по слуху решает еще две возникающих проблемы. Во-первых, если хор сбивается со взятого тона, то легко может запеть с другого, более удобного тона, сразу в правильном звукоряде без настройки, забывая предыдущее звучание. В этом случае человеку с музыкальным образованием приходится труднее: без настройки он рефлекторно запевает с другой ступени того же самого звукоряда, и у него получается неверный, чуждый характер напева. И, во-вторых, поющие по слуху легко будут петь в своем собственном тоне, если тон предстоятеля или парного лика не подходит, допустим, слишком высок для них.

Мелитина Макаровская: Требуется ли церковному певцу академическая школа пения?

При практике пения по слуху уже не требуется регулярных занятий сольфеджио, тем более, с преподавателем, не знакомым с церковным звукорядом.

Певческая пирамида.

Звучание хоров, которыми я обычно управляла и управляю,  строится по принципу пирамиды (как можно меньше голосов наверху, и больше внизу). Ведь верхний голос, как бы тихо он не пел в хоре, всё равно будет слышно. Так зачем же «вопить» истошно и «верещать»? Ведь в таком пении очень сложно услышать молитву.

И это отвлекает от самого главного. От Слова. От богослужебного текста. Вы никогда не обращали внимания на то, что когда слушаешь академический вокал и оперных певцов (я это помню по музыкальному училищу, когда мы слушали для викторины ту или иную оперу), никогда не понятно, о чём поют и какие слова произносят? А если слушаешь хор, звучащий в опере, так вообще не понять ни слова, если не будешь следить по клавиру.

А теперь представьте, что творится в церкви, если там поёт хор сплошь и рядом состоящий из певцов филармоний и оперных театров. Для них неважно содержание. Главное, громко пропеть и показать свой яркий вокал на всеуслышание. Грянуть так, чтобы купол обрушился.

Я сама была такая же, как все академисты — вокалисты, поэтому отлично понимаю и автора вопросов, адресованных мне и то, о чём сейчас пишу.

«Потом, некоторые поют приглушенно, мне кажется, что именно тот звук церковный, он чистый…. А я слышу часто голоса, они, от природы своей, наверное, очень приятны на слух, но они отличаются некоторой  звонкостью. Как все-таки правильно нужно петь?»

Как определить свой тембр голоса и подобрать песню

Перед каждым вокалистом рано или поздно встает вопрос выбора репертуара. Новички часто совершают ошибку, выбирая песни на свой вкус, и при исполнении замечают: то силы, то высоты звука не хватает или по стилю не звучит. На самом деле ориентироваться нужно на тембр голоса и ширину диапазона. Автор видео урока расскажет о самых популярных видах мужских и женских голосов и даст рекомендации по выбору песен для каждого из них.

Православная школа «Ретро»

Православная школа «Ретро» расположена в ВАО Москвы по адресу ул. 4-я Гражданская, д.43, к.8. «Ретро» – одна из первых частных школ России. В 2020 году она отметила 25-летний Юбилей. В концепции воспитательного процесса школы лежат дворянские традиции XIX века и религиозная культура.

Дворянское воспитание – это особый образ жизни и стиль поведения. Учащиеся, придерживающиеся дворянской этики, вырастают честными, порядочными и искренними людьми. Учителя уважительно и внимательно относятся к каждому ребенку и требуют того же взамен.

Обучение тесно перекликается с православными традициями. Воспитанникам ненавязчиво, но настойчиво во время встреч с представителями Церкви, на уроках и в быту прививают религиозные принципы.Вместе с педагогами они регулярно посещают церковь, получают аттестат в храме Христа Спасителя.

Школа «Ретро» открыта для детей любой национальности, но обязательно православной веры. Руководство данного образовательного учреждения не стесняет детей в обычной повседневной одежде: воспитанники могут носить то, что хотят. Главное, чтобы наряд был чистым, соответствовал погоде и обстоятельствам. Однако каждая девочка должна иметь в своем гардеробе красивое бальное платье, а мальчик – смокинг или фрак на торжественные случаи: школьные балы, праздники и прочие мероприятия.

Особенности

  • «Ретро» – церковная школа полного дня, работающая с 9.00 до 18.30. Дети учатся, отдыхают, делают уроки под присмотром воспитателей, гуляют на свежем воздухе, посещают спортивные секции и творческие мастерские.
  • Доставка от места проживания до образовательного учреждения на микроавтобусе.
  • Четырехразовое питание.
  • Есть охрана, видеонаблюдение.
  • Во время школьных каникул руководство школы организовывает поездки за рубеж, экскурсии по городам РФ, туристические походы.

Образовательные приоритеты

«Ретро» обладает лицензией на образовательную деятельность и имеет государственную аккредитацию. Образовательная программа включает:

  • Углубленное изучение английского, немецкого и французского языков, русского языка и литературы, а также биологии, истории, экономики и математики.
  • Изучение светского и православного этикета, Истории мировых религиозных культур, Закона Божьего, культуры речи, психологии общения, музыки и хореографии.
  • Бесплатную подготовку к ЕГЭ и ГИА, есть экстернат и подготовка к школе, индивидуальная подготовка к поступлению в ВУЗы.
  • Воспитанники «Ретро» регулярно участвуют и занимают призовые места в конкурсах и на олимпиадах.

В школе регулярно проводятся тематические дни и вечера, балы и концерты, уделяется огромное внимание творческому воспитанию. Так, во второй половине дня дети занимаются музыкой (обучение игре на фортепиано и гитаре, вокалу), живописью, танцами, рукоделием, обучаются риторике и ораторскому искусству. Также в «Ретро» есть несколько спортивных секций и театральный кружок.

Основные принципы

В данном разделе мы подробно расскажем и опишем принципы, по которым вы сможете научиться петь с нуля, не выходя из дома.

Опора дыхания

Первое, что нужно понять для освоения вокального мастерства – это, что дышать вам нужно не ртом, а носом, при этом извлекая звук как бы животом. Сделайте глубокий вдох и попробуйте сделать движение мышцами живота так, чтобы вытолкнуть набранный воздух небольшими порциями. Ощущение, которое создается в области диафрагмы от этого действия и есть опора. Вам нужно научиться контролировать ее и петь с опорой.

научиться петь с нуля

Зевок

Зевок – прием, который пришел в эстрадный вокал из академического. Идея состоит в том, чтобы при исполнении вокальных партий широко открывать рот на гласных звуках – особенно когда вам надо протянуть его. Так создается объемное и круглое звучание, не зажатое вашей полостью рта. Делая зевок, вы можете обратить внимание, что некоторые гласные звуки, например «е», трансформируются в «а» из-за того, что вторые более открытые. Это нормально.

Самое сложно здесь – сохранять зевок при взятии звуков более верхних регистров. Сначала вам будет очень хотеться немного закрыть рот, чтобы найти верную ноту без сохранения округлости звука – это нормально, но от этой привычки придется избавиться.

Конечно, не всем песням зевок может подходить, однако владение этим аспектом вокала поможет создать приятный, округлый звук там, где это требуется.

Вибрато

Таким термином называют естественные колебания голоса, которые образуются в резонаторах во время пения. Это так же делает звук менее плоским и более объемным. Вибрато нельзя научиться отдельно от всего комплекса вокальных аспектов, и чаще всего оно появляется само собой после правильной постановки голоса и пения на опоре.

Пение звуков

как научиться петь в домашних условияхМы уже вскользь касались этой темы. Речь идет о том, чтобы во время пения исполнять не буквы слов, а их звуки. При постановке опоры и зевка это начнет получаться у вас само собой – и вы обратите внимание на то, что чаще всего вместо привычных букв «е» или «у» у вас будут получаться звуки «а» или «о». Дело в том, что эти звуки имеют более округлую форму, и сами по себе легче контролируются. Конечно, это работает далеко не во всех, особенно эстрадных композициях, но этот прием очень важен при вытягивании нот, а также при взятии звуков высоких регистров.

Кратко о программе обучения

Научиться петь молитвы самостоятельно сложно, особенно без требуемой музыкальной подготовки. Тем, кто окончил музыкальную школу, несомненно, проще – остается лишь тренировать свой голос, «подтачивать» его под пения для Богослужения и изучать язык, на котором будет исполняться репертуар.

Познавательно! О чем молятся иконе Феодоровской Божьей Матери

Программа, по которой должно проходить сжатое обучение пению на клиросе и в хоре:

  • ноты церковных песнопенийИзучаем ноты, размеры, такты, оттенки и штрихи в музыке. Учимся читать с листа, причем не только путем нажимания тех или иных клавиш, но и с учетом силы и характера звука.
  • Знакомимся с сольфеджио – это теоретическая часть музыки. Методика ее изучения будет более упрощенной, нежели в школах.
    В ходе уроков ученики узнают, что такое интервалы, аккорды, лады, какие бывают паузы и прочие моменты в теоретическом разделе.
  • Вокал. Основа основ, в ходе которой «растягивается» голос с помощью специальных упражнений-распевок. Они направлены как на усиление дыхания, так и на увеличение диапазона голоса.
  • Изучение текстов церковных песнопений. Заучить их нужно не просто наизусть, а с пониманием того, о чем в них говорится, а также в соответствии с каждой нотой, которой соответствует свой слог.

Для начинающих предлагаются простейшие тексты молитв, состоящие из нескольких фраз, которые повторяются под различные музыкальные мотивы.

Клирос

Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто посещают православный храм, знают, что основу службы составляет церковное пение. Без него вряд ли можно представить себе любую церковную службу. От пения в церкви зависит многое, плохое пение расстраивает молитву, заставляет отвлекаться. Слишком вычурное «оперное» пение тоже отвлекает от молитвы. Правильно пение в церкви должно смирять человека, настраивать на нужный молитвенный лад. Именно поэтому священники такое значение уделяют подбору певчих.

Какие виды вокала бывают

С развитием арт-потенциала человечества искусство вокала становится сложнее и многообразнее. Отсюда и десятки манер исполнения: классическая, джазовая, соул, гроулинг, горловое пение и множество других. Чтобы подобрать свой стиль, попробуйте несколько видов пения и выберите подходящий. Помните: в искусстве все гармонично, и манера исполнения должна соответствовать сценическому образу и даже типажу внешности. Предлагаем ознакомительное видео с примерами разных техник.

Уроки вокала. Мелизмы

Хотите побеждать на конкурсах? Делайте упор на вокальные украшения, или мелизмы. Музыкальные украшалочки производят приятное впечатление на слушателя. Ярким примером служит шоу «Голос», когда жюри и зрители восторженно аплодируют и удивленно вскидывают брови, оценив очередной вокальный трюк. Хотите так же? Поработайте над голосом с видео уроком и овладейте мелодическими фишками популярных звёзд. 

Несколько полезных советов

В основе обучения данному искусству лежит так называемая школа церковного пения под названием осмогласие. Суть заключается в том, что одновременно в молитве звучат восемь ладов, у каждого из которых своя партия. Общее звучание получается особым и ассоциируется у людей исключительно с Богословными мотивами.

Это интересно! Сильная молитва от беспокойства, страха и тревоги

Дабы в совершенстве освоить осмогласие, необходимо:

  • Грамотно определить свой тембр и высоту голоса. Большая часть людей обладает вторым сопрано (средний тембр), мужчинам более свойственны альты, редкие женщины поют на высоте первого сопрано.
  • На начальных этапах прислушиваться к «лидерам» церковного хора.
  • Стараться удержать свою партию во время исполнения произведений, а не «плавать» между голосами.
  • Всегда выделять свою партию в общей партитуре и четко ее знать.

уроки церковных песнопений

Интересно знать! Во многих музыкальных школах для детей, которые посещают не только индивидуальные занятия игры на инструменте, но и хоровой кружок, предусмотрена программа по изучения церковных песнопений. Именно такие произведения являются лучшим упражнением для голоса.

Талантливейшие ученики школ церковного пения могут пройти обучение пению на клиросе. Клирос – это возвышенность в любом храме, которая имеет зеркальную структуру – находится справа и слева от алтаря. В правой части клироса стоят профессиональные хористы, а в левой – любители. 

Для того чтобы выступать на служениях, следует регулярно тренироваться и уметь не только удержать свою партию в хоре, но и исполнить ее с чувством, качественно и выразительно.

Школа церковного пения осмогласие

«Осмогласия» или «восьмигласия» является основным фондом церковной музыки, в котором каждый глас соответствует определённому дню недели.

Начинается каждый глас в воскресный день, прододжается до субботы и сообщает седмице благодатное настроение воскресного дня. Этот глас имеет господствующее положение в богослужении во время всей седмицы.

  • Церковное пениеПервый – Пасхальный, звучит светозарно, величественно, взмывает в Небо стремительно и легко, настраивая душу на возвышенную волну духовной радости и Божественного величия. Воскресный праздник Святой Пасхи составлен в первом и пятом гласе.
  • Второй – Великой Субботы. В нём отражается переходное состояние от временной жизни к вечной. Он нежный, располагающий к любви, состраданию, отражает тонкие переживания души.
  • Третий – является размышлением о тайне Горнего мира. Он отличается плавностью и степенностью, но все же является твёрдым и мужественным. Песнопения третьего гласа содержат небесную радость, хвалу и свет. В воскресном тропаре третьего гласа изображается Воскресение Христово в виде источника всеобщей радости.
  • Четвёртый – быстрый и торжественный, возбуждающий радость. Глас светлого торжества. Он отличается торжественностью, но не триумфом первого гласа. Четвёртый глас имеет оттенок покаянности и напоминает о греховности человеческого существа.
  • Пятый – служит завершением и углублённым распевом первого гласа. В его песнопениях слышен призыв поклонения и приветствие: «Радуйся!». Для него характерна радостная печаль.
  • Шестой – служит продолжением второго гласа. Мелодия его печальная, передаёт скорбь, и небесное утешение. Если второй глас является гласом исхода, то шестой – глас погребения. На него положены каноны утреней службы в Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Большинство песнопений преподобным отцам и святителям поются на шестой глас.
  • Седьмой – плагальный третьему гласу. Количество музыкальных строк и песнопений в нём отличается скудностью. У греков он именовался «тяжёлым». Характер его – мужественный. Тексты и мелодия просты и величественны, но за простотой спрятана глубокая, великая и непостижимая суть. Песнопения седьмого гласа говорят о веке наступающем, ещё неведомом и об Иерусалиме Небесном.
  • Восьмой глас – плагальный к четвёртому. Он отражает полноту совершенства высоты Небесного над земным. Мелодия Восьмого гласа печальная и умилительная.

Основные песнопения осьмигласия можно найти в нотном двухтомнике «Октоих», старинной церковной книге. В ней находятся нотные обозначения основных песнопений восьми гласов, которые используются в обиходе.

Церковный певец и академическая школа пения

Теперь рассмотрим, требуется ли церковному певцу академическая школа пения. Самое главное — отделить ее суть от внешности. Внешние признаки прекрасно заметны со стороны: это прикрытый звук, его вибрация, агогика (изменения темпа), употребление высоких женских голосов, «выравнивание» хорового строя, работа над ансамблем. Существенные признаки совершенно незаметны со стороны, но именно они позволяют физиологически грамотно поставить певцу дыхание и голос. Занятия вокалом начинаются именно с постановки дыхания, которая является универсальной для всех школ вокала: академической, народной и эстрадной. Это дыхание глубокое и диафрагмальное, т.е. животом; оно требует наработанной привычки, иначе дыхания хватает ненадолго. Затем нужно освободить мышцы певческого аппарата и ликвидировать все имеющиеся их зажимы — на это направлены специальные упражнения. Эти два момента постановки голоса являются самыми важными, они никак не связаны с окраской голоса, его высотой, а тем более — ориентацией на академическую музыкальную культуру, точно так же, как и на народную. Высокое женское пение не было в старообрядчестве преемственным и возникло в эпоху торжества эстетики модерна, поэтому ее установки с годами могут еще скорректироваться. Как видно, ответ на вопрос, нужна ли старообрядческому певцу профессиональная постановка голоса, с любых позиций будет положительным: безусловно, она желательна или прямо необходима в своей универсальной части.

Мелитина Макаровская: Требуется ли церковному певцу академическая школа пения?

Об очень, очень многих моментах и древней, и старообрядческой певческой традиции можно было бы поговорить: об ее истории, становлении рукописной школы Выговского и Ветковского центров, о миграциях и, соответственно, переносе певческой традиции. О соотношении устного и письменного пластов в древних рукописях (начиная с Типографского устава кон. XI — нач. XII в.) и в Новое время, когда книги стали еще более унифицированы. Об экспериментах по выработке пометной крюковой грамоты в XVII веке. Об орнаментации знаменного напева и отражении ее в различных письменных источниках, вплоть до нотных… Хочется выразить надежду, что разговор о традиции знаменного пения будет продолжен и поддержан многими учеными и практиками, которые имеют свои исключительные и ценные наблюдения по этому насущному предмету. Без этого предмета не состоится богослужение, и приходящий человек не скажет: «Здесь центр моей жизни, и моя душа поет именно вот таким же голосом…».

Блеск и глянец или бархат?

Я бы сказала не приглушённо, а матово что ли. Это как на фотографии. Звонкий голос – глянцевое фото, бархатный и матовый тембр – матовое изображение. Многие хормейстеры приучены к тому, что в хоре крайние партии (сопрано и бас) должны иметь бо’льшее количество голосов, нежели средние (альты и тенора).

В светском хоре – возможно, но не в церковном. А что у нас в церкви порою? Мало того, что на клиросе в партии первых сопрано поют, как правило, тётки с мощными и сочными (звонкими) голосами, так их там ещё и 15 человек собирается иногда по воскресным дням и праздникам.

А во второй партии два человека, и в третьей один. И что в итоге получается? Тоже пирамида, но какая? Правильно, треугольником вниз.  Сами посмотрите. 15, под ними двое, под двумя один…

А я лично за ту, что треугольником наверх. Одно сопрано, два альта, три тенора и четыре баса. Это, конечно, образно, но у меня в реале больше низких и густых тембров в хоре, чем  высоких. И песнопения к богослужению выбираются по принципу не выше «ми» — «фа» второй октавы в партии сопрано. Может быть, поэтому все и слышат в звучании Атамановцев некоторую лёгкость и воздушность?

«Почему я никак не могу научиться сразу и навсегда правильно открывать рот? Если рядом со мной поет человек с правильным дыханием, соответственно и я сразу настраиваю свой аппарат правильно, и голос льется и так легко».

Потому что это искусство и навык пения правильного и вокального отрабатывается годами в консерваториях и музыкальных училищах. И даже тогда, не все выпускники могут правильно и вокально воспроизводить звуки.

Пению можно и нужно учиться всю жизнь. Ведь нет предела совершенству. И конечно же, вставайте петь рядом с человеком, голос которого настроен правильно, ведь тогда и вы очень быстро подхватите от него это самый правильный навык пения.

«Я понимаю, вы скажете, что нужно делать упражнения, но я опытно знаю, что второй мой вопрос напрямую связан с первым. Если я не понимаю, как правильно нужно петь, то не знаю к чему конкретно нужно стремиться».

Раз понимаете, что нужно делать упражнения, значит делайте. Делайте хоть что – нибудь в плане обучения правильному пению, а по ходу движения разберётесь что и как. Ведь для того, чтобы переплыть реку, не стоит исследовать её вдоль и поперёк, нужно просто прыгнуть в воду.

v.png

Материалы взяты с сайта :http://anfir70.ru/cherkovnoe-penie/kak-pet-tserkovnyie-pravoslavnyie-pesnopeniya/

(698)

Требования к будущему курсанту певческого отделения

Для обучения пению на клиросе требуется:

  • быть крещеным в православной вере;
  • иметь начальное музыкальное образование;
  • при отсутствии образования – певческие данные, слух и голос.

Курсы певчих

Обязательно получить благословение настоятеля.

Раскрытие гортани

Между напеть и исполнить есть существенная разница. Напевать знакомые мотивы можно без особого мастерства, а для профессионального исполнения понадобится высокая степень владения голосовым аппаратом. Прежде всего речь идет о гортани. Свободно раскрытая гортань — залог ровного, мощного, глубокого звука. В видео ролике продемонстрирована новейшая методика постановки гортани с помощью коктейльной трубочки. 

Школы и курсы церковного пения

В Москве наибольшую известность получили:

  • Московская школа Византийского пения «Псалтика»;
  • Московская Сретенская духовная семинария;
  • Школа Византийского пения «Схолион Псалтикис».

Почти в каждом крупном городе при православном храме организованы курсы для певчих.

Кому пригодятся курсы

Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:

  • Людям, желающим связать жизнь с пением, улучшить голосовые данные. Русская вокальная академическая школа становилась под заметным влиянием профессионального церковного хора.
  • Дирижерам и руководителям вокальных коллективов. Практика церковного песнопения, опыт регентства пригодятся в построении музыкальной карьеры.
  • Прихожанам, желающим нести повиновение через песнопения в хоре.

pet-na-klirose_19.jpg

Песнопения действуют умиротворяюще и приравниваются к медитации и как нельзя лучше подойдут жителям больших городов.

Ссылки

  • Правила о церковно-приходских школах 1884 года (текст закона)
  • Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700—1917. Ч. 2. М. Изд. Спассо-Преобр. Валаамск. мон. 1997 С. 86-115.
  • Миропольский С.И.
    Очерк истории церковно-приходской школы. От её возникновения на Руси до настоящего времени. — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. — 408 с. — 1500 экз. — ISBN 5-7429-0115-1.
Словари и энциклопедии Большая российская

Вокальные резонаторы

Поиск резонаторов — одна из сложнейших тем для начинающих петь. Термин означает полости в голове (носовая, гортанная), где звук приобретает определенную окраску и полетность. Преподаватели по вкладу всегда строят объяснение на ассоциативных связях, для лучшего понимания. Ассоциации, как известно, вещь субъективная, поэтому понять бывает проблематично. Мы специально подобрали ролик от участника шоу голос, который неординарно подошел к объяснению темы резонаторов и способу их почувствовать. 

Артикуляция и дикция в пении

Четкое произношение нужно для красивого звучания речи и успевания за песенным ритмом. Физиология каждого индивидуальна, и у всех свои ошибки в произношении. Вокалисты тренирует дикцию и артикуляцию скороговорками, чистоговорками и специальными упражнениями. Автор видео урока учит правильно фиксировать губы, равномерно распределять дыхание и направлять звук во время тренировки. Проделывайте показанное упражнение регулярно и перед каждым исполнением, чтобы подготовить речевой аппарат к идеальному исполнению. 

Как и где можно применить полученные знания

Выпускники используют полученные знания, работая в храмах. Несмотря на то что церковное пение – это служение богу, за него можно получать небольшое вознаграждение. Плата за одно участие в богослужении составит не более 300 рублей. Однако большая часть певчих работает бесплатно.

pet-na-klirose_20.jpg

Также выпускники курсов занимаются организацией образовательной и просветительской деятельности в приходах и епархиях.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...