Когда дети впервые начинают говорить: определяемся с возрастом малыша для первых слов и целых предложений

Содержание
  1. Что и когда должны говорить детки?
  2. Основные этапы формирования речевого аппарата
  3. Когда ребенок начинает разговаривать
  4. Первая стадия – крик
  5. Как определить уровень развития речи?
  6. Когда ребенок начинает говорить, нормы
  7. Во сколько дети начинают говорить, если первые слова задерживаются
  8. Малыш пытается говорить: как себя вести?
  9. Массаж
  10. Расслабляющий логопедический массаж
  11. Для расслабления мышц шеи
  12. Для расслабления мимической мускулатуры
  13. Расслабляем мышцы губ
  14. Активизирующий массаж
  15. Для активизации мимики
  16. Для активизации мышц губ
  17. Для активизации мышц шеи и плеч
  18. Дифференцированный массаж
  19. Как помочь ребенку развить речевой навык?
  20. Что делать, если малыш разговаривает плохо?
  21. Речь на первом году жизни
  22. Что должен говорить ребёнок
  23. Как помочь малышу начать говорить
  24. В обучении разговаривать важны вопросы
  25. Общайтесь с душой
  26. Музыка развивает речь
  27. Отклонения от нормы
  28. Видео по теме
  29. Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?
  30. Что необходимо, чтобы ваша кроха заговорила вовремя
  31. О пересоленной каше
  32. Ход игры: предложить детям игру в зайчиков.
  33. Игры и Скороговорки для развития речи
  34. Буква «Р»
  35. Буква «Л»
  36. Буква «Ш»
  37. Не надо поощрять детский лепет

Что и когда должны говорить детки?

Очень важно, в каком возрасте ребенок начинает говорить, однако не для того, чтобы тут же хвастаться этим навыком перед соседями и подружками. По тому, как развивается речь малыша, можно судить об общем развитии ребенка.

Как правило, к первым 2-4 месяцам малыш начинает произносить первые звуки. Часто родители говорят, что ребенок начал «агукать» или «гулить». Ему легче произносить эти звуки в ответ на речь родителя, он может продолжить слог, когда мама тянет привычное «а…», а малыш продолжает «гу…».

Младенец улыбается

Около 7 месяцев ребенок начинает лепетать, что-то бормотать под нос или просто издавать произвольные звуки, перерастающие в понятную только ему речь. Также грудничок может произносить отдельные слоги.

Примерно в год ребенок должен начать говорить первые понятные слова: мама, папа, баба или дай. У него с легкостью выходит произносить подражающие звуки или звуки, которые копируют поведение животных. К примеру, мама может спрашивать у малыша, как делает коровка, в ответ на что малыш говорит «му-му» и т.д. В общем слов и звукоподражаний в лексиконе годовалого малыша должно быть около 5-10.

В полтора года, когда ребенок начинает интересоваться окружающим миром, словарь малыша, как правило, составляет примерно 40 простых слов. Его лексикон постоянно пополняется, потому что его постоянно интересует вопрос — что это?.

Ребенок играет и улыбается

До 2 лет лексикон ребенка постепенно расширяется, но он употребляет больше существительных и глаголов. Ему трудно связывать слова между собой, однако в целом речь становится более-менее понятной. Умение разговаривать при помощи предложений усовершенствуется ближе к 2 годам. Ребенку уже несложно воспринимать рассказы на слух, называть предметы, характеризуя их по общему принципу.

К 3 годам малыш учится использовать в своей речи прилагательные и наречия, он может составлять предложения из 3-4 слов, часто употребляет вопросительные слова. Ему не сложно заучить наизусть простенькие стишки или рассказать по памяти небольшую историю.

Как правило, к 4 годам у ребенка завершается формирование речи. На этом этапе малыш получает азы, без которых дальше ему будет сложно не только разговаривать, но и понимать окружающих. Когда ребенок начинает дальше развиваться, его речевые навыки только усовершенствуются.

Основные этапы формирования речевого аппарата

Первый год жизни для младенца очень сложный. Он только начинает привыкать к новому миру и постепенно становится его частью. На этом этапе для него очень важна поддержка и забота самых родных людей – родителей. Если мозг маленького человечка и его нервная система развиваются правильно, то очень скоро он начнет правильно и связно разговаривать.
Речевой аппарат малыша формируется постепенно. Ребенок начинает говорить не сразу. Существует два ключевых этапа развития речи:

  1. Пассивное накопление слов. Малыш постепенно запоминает новые звуки и слова, учится их понимать, но в точности повторить их еще не может.
  2. Активное накопление слов. Ребенок изучает звуки, повторяет их, складывает новые слова и целые предложения.

Каждая фаза развития соответствует разному возрасту малыша. Пассивное накопление слов начинается намного раньше. Если ваше чадо пытается повторять звуки, которые слышит, и хорошо вас понимает, но пока еще не разговаривает, паниковать и переживать не нужно.

Когда ребенок начинает разговаривать

Когда первые слова говорит ребенок, то у всех по-разному. Прекращайте ориентироваться на подружек, соседок или родственниц. Если вас начинают нервировать своими «Ой, а мы уже вовсю в этом возрасте говорили», ставьте на место таких людей. Каждый ребенок индивидуален. К тому же мальчишки позже начинают болботать по сравнению с девчонками. Оно-то и понятно. Даже взрослые мужчины редко любят трепать языком. Они говорят мало, но по делу. Все «щебетания» они оставляют девочкам.

Поэтому первые слова девчонки произносят раньше, где-то начиная месяцев с 9 или 10.

первые слова ребенка Кто-то скажет, что его кроха еще в полгода говорил. Но это не так. Это просто «пробы голоса», когда ребенок произносит слога. Заметьте, что во многих языках мама и папа звучат похоже, имеют общее «ма» или «па». А все потому, что дети разных наций в возрасте около полугода стараются произносить такие простые слога. И ведь малыш не говорит осознано вам «мама» или «папа». Скорее всего, это длительное «ма-ма-ма-ма».

Но со временем ребенок увеличивает свой запас слов. Появляются новые слова «на», «дай», «мяу», «си-си», «дядя» и прочие. И вот уже к первому году жизни (а для мальчишек на несколько месяцев позже) первые слова ребенка радуют его родителей.

К двум годикам запас слов увеличивается до 25, а некоторые очень разговорчивые крохи могут выдать и до 90 слов. Но не стоит это брать за норму.

Некоторые молчуны до 2 лет могут изредка звать маму или папу, просить дать пить или что-нибудь им дать. Но зато их прорвет так, что они за раз начнут выдавать целые фразы, отыгрываясь за все время молчания.

Главное, занимайтесь с ребенком. И он обязательно отреагирует. И тогда вам вспомнится концовка старого доброго фильма «Чародеи»: «Товарищи, он заговорил!».первые слова

Первая стадия – крик

Когда малыш рождается, попадая из одной среды в другую, ему нужно каким-то образом заявить о себе, о своем присутствии в этом мире. Пока ребенок находился в мамином животе, все его потребности удовлетворялись мгновенно. Теперь же он иногда чувствует какой-то дискомфорт – и кричит (пока еще на уровне безусловного рефлекса). Когда потребности малыша удовлетворяются, у ребенка формируется некоторый стереотип поведения, и крик становится сигналом о дискомфорте (мокро, хочется есть или спать, грустно, одиноко). Средство у ребенка только одно – крик. Постепенно с помощью крика младенец учится не только привлекать к себе внимание, но и общаться. Вспомните, когда ваш малыш зовет вас, он сначала кричит, а потом ждет ответа: придет мама или не придет? Потом он кричит громче и снова ждет. Таким образом ребенок дает возможность своему “собеседнику” включиться в свой первый диалог.

Примерно к третьему месяцу (а у многих детишек и значительно раньше) меняется и интонация криков. Внимательная мама может выделить очень много различных криков своего чада – это может быть ворчание, нытье, недовольство, резкий визг от боли, гневные “восклицания”.

“Даже находясь в другой комнате, я по крикам почти наверняка могу определить, что происходит с моими близнецами. Когда они ссорятся и не могут поделить игрушки – крик один, когда им скучно – крик совсем другой. И, конечно, я всегда отличаю пронзительные и резкие “опасные крики” (когда срочно нужно бежать на помощь) от “неопасных”, когда дети просто выражают свое недовольство”.

Крик присутствует у ребенка довольно долго, развиваясь параллельно с речью. И даже когда появляются настоящие, “взрослые” слова, крик продолжает играть в общении очень важную роль.

Как определить уровень развития речи?

ребенок и его развитие в один год, фотоОшибка многих мам заключается в том, что они начинают сравнивать своих детей с их ровесниками. Соответственно им начинает казаться, что где-то их чадо может отставать (особенно учитывая то, что всегда больше внимания уделяется на негативные моменты).

И тогда они уже начинают бить тревогу. Но это в корне неправильно. Для определения уровня развития речи малыша используются определенные критерии и специальные таблицы динамики развития речи.

Информацию о нормах развития речи вы сможете найти на видео в конце статьи. Если обобщить, то речь там идет о том, когда ребенок начал аукать, лепетать и произносить первые слова. Как развивается его пассивный словарь (то, что он понимает, но не говорит) и активный словарь (то, что малыш употребляет в собственной речи).

Когда ребенок начинает говорить, нормы

Развитие речи начинается с самого рождения. Новорожденный с помощью крика привлекает к себе внимание. Уже к 2 месяцам он начинает реагировать на голоса близких, и отвечать на них гулением.  В полгода звуки приобретают эмоциональную окраску, появляется интонация, мама по звуковому сопровождению легко распознает, что нужно в этот момент малышу. Если у него что-то болит плач приобретает жалобные, обиженные нотки и т д. В 7 месяцев малыш знает свое имя, произносит простые слоги, учится их удваивать: «ма-ма», «па-па».

первые слова ребенка

К 11 месяцам осознанно говорит «мама», «баба», «папа», пытается повторять некоторые слова, услышанные от родителей. В год выговаривает несколько простых слов, обычно с одинаковыми слогами.

Подробнее о развитии речи по месяцам жизни ребенка, вы узнаете из таблицы ниже:

Возраст Речевые навыки
новорожденный Крик. По его характеру специалисты сразу могут спрогнозировать успешность развития речи
1 месяц Перестает плакать, услышав резкий звук. Крик становится выразительным
2 месяца Общается со взрослыми посредством улыбки. Появляются предвестники будущей речи: гортанные звуки-«мммм», «гггг»
3 месяца В ответ на общение появляется комплекс оживления: движение ручками, ножками, громкие отрывистые звуки
4 месяца Долго гулит, прислушивается к своему голосу. Пропевает цепочки гласных звуков: «аааа», «уууу». Знает голос матери, улыбается ей в ответ
5 месяцев Различает интонацию, обращенной к нему речи. Поворачивает голову на звук.
6 месяцев Появляется лепет. К цепочкам гласных присоединяются согласные «м», «б»
7 месяцев Подражает интонации, ритмике взрослых. Четко произносит слоги «ма», «ба», «да». К незнакомым относится настороженно. Реагирует на свое имя
8 месяцев Пользуется лепетом для привлечения внимания. Знает значение многих слов, названия игрушек
9 месяцев Выполняет простейшие словесные инструкции. Пробует контактировать со взрослыми с помощью речевых звуков
10 месяцев  Играет в разученные игры: «ладушки». Понимает значение слов «нет, «да»
11 месяцев Показывает части тела. Выполняет словесные инструкции: возит машинку, укладывает куклу спать. Выражает желания речью: дай, на
12 месяцев Разговаривает на своем языке с игрушками. В словаре имеет  в среднем 5-6 слов

Каждый ребенок развивается индивидуально, но эта таблица может служить ориентиром для выявления возможных нарушений.

Во сколько дети начинают говорить, если первые слова задерживаются

1 год-это возраст, когда дети начинают говорить первые слова. Стоит отметить, что освоение речи может сильно варьировать: одни осмысленно беседуют в годик, а другие высказывают свои мысли ближе к 2 годам. Большинство девочек заговаривает раньше и лучше мальчиков.

Если к 12 месяцам ребенок не произносит не одного слова, не реагирует на музыку, не способен выполнить элементарные просьбы, необходимо обратиться к врачу. Специалисты проверят состояние слуха и зрения. При задержке не только речевого, но и моторного развития требуется консультация невропатолога.

Малыш пытается говорить: как себя вести?

Когда ребенок начинает понимать взрослых

Впервые осознанные слова от малыша можно услышать в период с 8 до 12 месяцев. Обычно это период, когда ребенок начинает понимать взрослых. Он пытается обратиться к маме или папе, а иногда просит какой-либо предмет. Родители, как правило, несказанно радуются, считая, что их чадо наконец-то начинает говорить. Однако статистика показывает, что длительное проговаривание слов не несет в себе никакой смысловой нагрузки.

Массаж

Один из методов коррекции речи, который улучшает голос, дыхание, нормализует эмоции. Мы не будем детально говорить о сложных массажах, практикуемых логопедами при тяжелых случаях речевых нарушений. Они необходимы, если надо —научить ребенка говорить букву Р—, при заикании, задержке речи, проблемах со связками, пониженном и повышенном тонусе мышц.

В зависимости от проблемы логопедический массаж может быть активизирующим, расслабляющим или дифференцированным. Логопед ставит диагноз, потом назначает схему лечения, в сложных случаях работает сам, в простых – показывает, что делать маме.

Расслабляющий логопедический массаж

Ребенок может лежать или сидеть, как будет удобнее ему и в зависимости от обстоятельств. Массаж делается легкими поглаживающими приемами.

Для расслабления мышц шеи

  • гладим шею двумя руками сверху вниз;
  • осторожно поворачиваем голову малыша вперед-назад, влево-вправо, потом вращем по часовойстрелке и против, держа одной рукой шею, а второй – лоб.

Для расслабления мимической мускулатуры

Гладим пальцами двух рук до 10 раз:

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от переносицы к вискам под глазами;
  • от губ к ушам;
  • слегка надавливаем пальцами от волос до подбородка по всему лицу.

как научить ребенка говорить в 1 года

Расслабляем мышцы губ

  • обвести губы пальцами;
  • гладить сверху вниз по носогубным складкам;
  • стучать по часовой стрелке вокруг губ.

Активизирующий массаж

Для активизации мимики

Гладим пальцами двух рук до 10 раз:

  • к вискам от середины лба;
  • от бровей к волосам;
  • вокруг глаз кругами;
  • от переносицы к вискам под глазами;
  • от губ к ушам;
  • сжать подбородок;
  • размять скулы и щеки;
  • пощипывать щеки.

как научить ребенка говорить мама

Для активизации мышц губ

  • пощипать кожу вокруг губ;
  • интенсивно постучать вокруг губ.

Для активизации мышц шеи и плеч

  • растереть боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти;
  • растереть заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка;
  • попросить ребенка наклонять голову вперед-назад, вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный массаж

При смешанном характере нарушений проводится массаж, сочетающий расслабляющие движения с тонизирующими. Во время проведения такого массажа нужно внимательно наблюдать ответные реакции других групп мышц, поэтому подобный массаж должен делать только специалист.

Для малышей массаж должен быть совсем коротким 5-8 минут, в младших классах – до 15 минут, в старших – до 25 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном – 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте – 25 минут.

Ребенку во время проведения массажа должно быть комфортно. Если есть повышенная чувствительность, оставьте это упражнение и посоветуйтесь с логопедом.

Обычно дети быстро адаптируются к массажам и у них не возникает негативных ощущений. Если же малыш испуган этими движениями, нужно изменить приемы на более легкие и нежные или вообще прекратить на время.

как быстро научить ребенка говорить,

Как помочь ребенку развить речевой навык?

Как научить ребенка говорить? Какие существуют методики? Когда стоит начинать обучение? Давайте обратим внимание на полезные советы по этим вопросам.

Что делать, если малыш разговаривает плохо?

Если отмечаются отклонения, отсутствие нужного уровня развития, когда ребенок должен начать говорить, нужно сходить к педиатру. Врач исключит медицинские причины или назначит подходящее лечение.

Следует больше говорить с крохой с первых дней жизни. Сюсюкать при этом не нужно: ребенок должен слышать правильное произношение слов, чтобы в будущем произносить их без ошибок.

Во время разговора следует пытаться заинтересовать ребенка: говорить нужно эмоционально. Вечером следует читать книги или рассказывать сказки собственного сочинения.

При слабом развитии ротового аппарата подбирают специальные упражнения, помогающие укрепить слабые мышцы. Полезно дуть, свистеть, втягивать в себя воздух.

Развитию умственных способностей поможет регулярная двигательная активность. Следует почаще танцевать с ребенком, петь, развивать мелкую моторику с помощью специальных игрушек, игр, пальчиковой гимнастики, массажа внутренней стороны ладоней.

Речь на первом году жизни

К первому году своей жизни малыш овладевает

6-8 словами

. Они составляют его базовый лексикон. Заметно, что он пользуется словами как угодно: произносит лишь слоги целого слова, мешает их между собой, называет каким-то словом не тот предмет, какой он означает и так далее. Одним словом, экспериментирует.Артикуляционный аппарат развивается не без участия родителей. Смотря на их мимику, дети пытаются двигать органами речи подобным образом, чтобы научиться издавать такие же звуки, поэтому важно не ограничивать ребёнка в общении с родителями. И во время разговора смотреть на него!

Что должен говорить ребёнок

Развитие речи малышей можно условно поделить по месяцам:

Возраст (по месяцам)

Что ребёнок должен говорить

1 – 1,5

Гласные звуки, которыми ребёнок реагирует на обращённую к нему речь (о, а, у, я, ау, уа). Малыши всхлипывают на выдохе и прислушиваются к окружающим звукам. Громко кричат.

2–3

Проявляется «комплекс оживления» (характерно двигают ручками и ножками, видя мать). Речь становится более гортанной, и появляются комбинации звуков – гукание. Ключевыми проявлениями речи в этот период являются комбинации звуков вроде: а-а-а, а-а-ги, а-а-гу, а-га.

Малыш издаёт звуки не только при контакте с кем-то, но и просто потому, что ему хочется. Может сосредотачиваться на источнике звука.

3–5

Начинается полноценная стадия гуления. Ребёнок от гласных звуков переходит к таким звукосочетаниям, как гы, кхы, агу, ага, га, эгэ, аа. Причём звукосочетания очень причудливы, и повторить их невозможно.

6

Дети начинают лепетать из звукосочетаний «га, ка, па, ма». Поскольку они постоянно повторяются, начинают быть похожи на модели слов, хотя в «словах» больше слогов, чем нужно. Например, «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба». Это не средство общения, по крайней мере, пока.

7

Ребёнок начинает связывать предметы и обозначающие их слова. Слова уже различаются по звучанию. Малыш полноценно лепечет.

 8-9

Малыш уже начинает говорить ба-ба, ма-ма и т.п. Появляется игровое поведение, сопровождаемое использованием различных звуков. Ребёнок может обозначить любые игрушки определёнными звуками.

10-11

Ребёнок осознанно произносит простые слова вроде «мама». В словарном запасе есть несколько слов, которыми он может называть всё подряд.

12

Малыш уже осознанно применяет около десяти простых слов, а понимает и того больше. Может выполнить простые просьбы. Речь сопровождает мимикой и жестами.

В зависимости от условий, в которых малыш развивается, и его личных особенностей, эти стадии могут наступать раньше или чуть позже. Но благодаря такой чёткой картине развития, родители и врачи могут понять, если с ребёнком что-то не так.

Как помочь малышу начать говорить

Многие родители начинают угадывать и выполнять желания своего малыша при виде малейших жестов или капризов. При этом, не мотивируя его выражать свои чувства и эмоции словами. Зачем ребенку проявлять речевые усилия, если его папа и мама и так его понимают. Очевидно, что такое поведение не идет на пользу ребенку и не стимулирует его к речевым попыткам. Вот почему у таких родителей дети могут подолгу отмалчиваться.

Помочь ребенку поскорее заговорить можно также следующими способами:

  • активно с ним разговаривать;
  • комментировать и описывать предметы, на которые малыш обращает внимание;
  • сопровождать словами все действия;
  • выражать ему свои просьбы, что-либо принести или сделать;
  • читать сказки и стихотворения;
  • побуждать малыша договаривать окончания простых стишков;
  • рассматривать и комментировать картинки в книгах.

Если родители уделяют развитию ребенка максимум внимания с самого раннего возраста, то у их чада появляются все шансы начать говорить рано.

 

В обучении разговаривать важны вопросы

Взрослым нужно как можно чаще задавать вопросы, даже если малыш пока не может развернуто ответить. Возможно, в качестве ответа он будет использовать только жесты. Позже, когда он научиться говорить, вопросы надо продолжать задавать, это поможет стимулировать процессы мозга, и он быстрее научится выражать свои мысли.

Общайтесь с душой

Рано начинают говорить дети, которым много читают, поют колыбельные, с которыми постоянно и неустанно разговаривают на языке души. Знаете, это как? С любовью, с теплотой, душевно. На такой посыл трудно отвечать молчанием.

Музыка развивает речь

Важно почаще петь для ребенка и вместе с ним. Звуки, гармонично сочетающиеся в песни, приятны на слух и при повторении развивают речевой аппарат. Простые песенки познакомят ребенка с тональностью и ритмом.

Отклонения от нормы

К сожалению, развитие речи не у всех детей проходит гладко. Тут перед родителями стоит сложная задача – вовремя заметить патологические процессы и по возможности их купировать.

Причём заниматься самолечением категорически нельзя. Если заметили какие-то отклонения, нужно срочно обращаться к врачу, чтобы выяснить, в чём проблема.

Изначально нужно выяснить, какие дети входят в группу риска:

  • недоношенные;
  • с очень низкой массой тела;
  • с нарушением слуха или зрения;
  • с гипертонусом мышц;
  • со структурными изменениями мозга.

Но замедлить речевое развитие могут даже обычные недостатки воспитания. Если ребёнком не заниматься, плохо кормить, не выводить на прогулки, он, скорее всего, не заговорит до года.

Определить, что что-то не так, помогут следующие признаки:

  • Ребёнок молчит, не гукает и не гулит.
  • Малыш не фиксирует внимание на предметах.
  • Отсутствует реакция на эмоциональную речь.
  • Период лепета не наступает до 6 месяцев.
  • Лепет и гуление слишком тихие, без интонаций.
  • К 12 месяцам сохраняется примитивное гуканье или однообразный лепет.
  • Разговаривает только ему понятными языком и не воспринимает других слов (или не говорит вообще, общаясь жестами, мимикой).
  • Неправильно располагает во рту язык, имеет трудности с глотанием, жеванием.

Иногда не вовремя замеченная и неисправленная проблема в формировании речи приводит к интеллектуальному отставанию. Нужно обратиться к неврологу, отоларингологу, логопеду или дефектологу.

Видео по теме

Во сколько дети начинают говорить первые слова? ответ в видео:

Таким образом, первые слова ребенок начинает произносить примерно в девятимесячном возрасте. Они представляют собой повторяющиеся слоги, которые малыш выговаривает неосознанно. В этот период родители могут услышать «мама», «баба», «папа». У некоторых детей наблюдаются задержки в развитии.

Они могут быть спровоцированы нарушениями слуха, дефицитом родительского внимания и прочими социальными, психологическими, патологическими и физиологическими причинами. Чтобы ребенок быстрее начал говорить, необходимо с ним больше общаться, проводит развивающие занятия.

Когда ребенок начинает понимать слово «нельзя»?

В каком возрасте ребенок начинает понимать

Тяжело сказать, в какой конкретно момент необходимо прибегнуть к ограничениям и запретам. Обычно это время наступает в 9–10 месяцев. Родителям необходимо быть готовым к тому, что слово «нельзя» будет вызывать бурный протест у детей. Тем не менее нельзя полностью отказываться от запретов и ограничений, несмотря на крепкую любовь и желание угодить малышу. Ведь при отсутствии границ детям сложно будет адаптироваться в обществе.

Слово «нельзя» для ребенка звучит довольно неприятно. Поэтому желательно прибегнуть к словам-заменителям. Хотите запретить малютке касаться горячего чайника? Произнесите «горячо», и покажите, каково это, прислонив на мгновение его ручку к теплому чайнику. Теперь он будет понимать значение этого слова.

Более показательным для ребенка будет личный пример. Ведь если родители сами придерживаются правил, которые установили, то малыш, наблюдая за ними, будет копировать их поведение.

Что необходимо, чтобы ваша кроха заговорила вовремя

Логопеды и детские психологи дают следующие рекомендации для того, чтобы ваша кроха вовремя заговорила:

  1. Телевизор нужно выключать. Развитие речи может быть замедлено из-за лишних звуков;
  2. С крохой нужно разговаривать с самого его появления на свет. Звуки нужно произносить медленно и чётко ласковым тоном;
  3. Нельзя сюсюкать с младенцем. Вы не даёте правильного восприятия речи из-за того, что звуки искажаются вами;
  4. Как развить речь ребенка?Ни в коем случае нельзя говорить с крохой длинными, непонятными для его восприятия, предложениями. Речь должна быть малышу понятна;
  5. Для своего ребёнка родители должны быть активными собеседниками. Даже если малыш говорит сам с собой необходимо поддерживать его своей речью, иначе он может просто вскоре замолчать;
  6. Вы должны показать, как работает артикуляционный аппарат. Необходимо, чтобы в первые месяцы жизни, когда малыш только осваивает этот мир, он видел работу ваших органов при воспроизведении звуков и слов. Многие врачи советуют прилаживать ладонь младенца к устам родителей, чтобы он ощущал их движение;
  7. Ни в коем случае нельзя упрощать слова и повторять их сокращённо за карапузом;
  8. Слова и предметы нужно называть правильно с самого рождения. Например, заместо леопарда не нужно говорить ребёнку, что это кися;
  9. На каждое «маленькое почему» нужно давать ребёнку развёрнутый ответ, но не отнекиваться краткими отговорками. Вы не должны подавлять в дошкольные годы большой его интерес к жизни, а наоборот, нужно пробуждать его.

​Сказать точно, во сколько дети начинают говорить сложно, это во многом зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, общения его с мамой, папой и окружающими.

О пересоленной каше

Помните известный анекдот о мальчике, который до пяти лет ничего не говорил? Ему не могли помочь никакие медицинские светила и самые известные логопеды. Но однажды за завтраком мальчик вдруг произнес: «А каша-то сегодня пересолена!» Счастливые родители кинулись друг друга поздравлять, а когда успокоились, спросили у своего отпрыска: «Что же ты раньше молчал?». На это мальчик ответил: «А раньше все было в порядке».

Шутки шутками, но когда родители слишком хорошо понимают ребенка без слов, у него просто нет необходимости донести до них какое-нибудь сообщение. Возможно, здесь иногда приходится немного хитрить, делая вид, что вы не понимаете, чего от вас хочет ребенок до тех пор, пока он не попытается сказать вам об этом.

Алина до двух лет не говорила ничего, кроме «да» и «нет». Я уже начала беспокоиться по этому поводу, и вдруг поймала себя на том, что все вопросы к ней я формулирую так, чтобы на них можно было ответить однозначно «да» или «нет». Когда я стала задавать более сложные вопросы, как будто не понимая дочку, у нее появилось гораздо больше новых слов.

Если ребенок общается с вами при помощи лепета, жестов, его первые слова вот-вот появятся. Не волнуйтесь, если это произойдет чуть позже, чем, как вам кажется, положено. Не сравнивайте своего малыша с соседской девочкой, сыном подруги и племянницей вашей коллеги! Развитие каждого конкретного ребенка может иметь свои индивидуальные особенности.

Однако есть некоторые важные вехи в развитии речи вашего малыша, на которые стоит обратить особое внимание:

  • Крик, который вначале является реакцией на дискомфорт (голод). Слишком тихий и максимально удобный ребенок – это не так уж хорошо, как кажется.
  • Комплекс оживления (улыбка, оживление) при появлении взрослого (появляется в 1-3 мес).
  • Гуление. Как и когда гулит ваш малыш? Смотрит ли он при этом вам в глаза, «поет» ли свои младенческие песни, находясь у вас на руках, чувствуете ли вы у него потребность в общении?
  • Лепет (появляется в 6-10 месяцев), ребенок явно привлекает к себе внимание с помощью каких-то звуков.
  • Указательный жест (появляется в 8-13 месяцев). Это очень важный момент в развитии ребенка, предшествующий появлению первых слов, ведь перед тем, как назвать предмет, малышу нужно научиться его показывать.
  • Появление основных социальных жестов, например, «до свиданья» (9–12 месяцев).
  • Понимание и выполнение простых просьб, появление элементарных сюжетных игр (покормить куклу). Этот этап ребенок обычно проходит в возрасте около года.

Инесса Смык, Дарья Голубева

По материалам журнала «Аистенок», 03.04

Ход игры: предложить детям игру в зайчиков.

— Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Побежали зайки

(легкий бег)

Вот какие зайки

Зайки – побегайки. (поджимаем ладошки к голове — показываем ушки)

Сели зайчики в кружок

(присели)

Роют лапой корешок

(движения рукой)

Еще по теме Как воспитать детей порядочными людьми – Развитие ребенка

Вот такие зайки,

Зайки – побегайки

(поднимаем ладошки к голове — показываем ушки)

Мы ногами топ-топ!

Цель: та же

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Игры и Скороговорки для развития речи

Развлечения каждая мама может придумать самостоятельно для своего малыша. Вариантов много: разные угадайки, изучение потешок, разучивание песенок и т.д.

Вот некоторые скороговорки для становления разговорной речи:

Буква «Р»

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы

Клара у Карла украла кларнет

Буква «Л»

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Малышка-глупышка

Малышка-глупышка

Сосала ледышку,

Маму слушать не хотела,

Потому и заболела.

Буква «Ш»

Жужжит над жимолостью жук,

Зелёный на жуке кожух.мама учит ребенка говорить

Не надо поощрять детский лепет

Чтобы научить ребенка говорить и добиться правильно произношения слов от ребенка, не стоит разговаривать с ним по-детски. Сочетать обычную речь взрослого и детский лепет следует только до 6 месяцев. После стоит прекращать и разговаривать с малышом нормально.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...