Логопедические стихи и упражнения для развития речи

Содержание
  1. Мамино пение для развития речи малыша и коллекция детских летних песенок
  2. Учимся говорить припеваючи, или песни для развития речи
  3. Колыбельную пою, разговаривать учу
  4. Проснись и пой
  5. Песни-развивалки
  6. Как провести логочас в подготовительной логопедической группе
  7. Интерактивные технологии для проведения занятий по логопедии
  8. Пример подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе
  9. Фронтальные логопедические занятия
  10. стихи с логопедическими упражнениями, закрепление звуков
  11. Развитие речи средствами музыки
  12. Каталог логопедических песенок для детей 4-5 лет
  13. Звуковые лягушки. Поем гласные звуки. А…
  14. Ёж, ЖА, ЖУ, ЖЕ, ЖИ
  15. Логопедические распевки – Оса-Са-Сы-Су-Сы-Са
  16. Коза ЗЫ, ЗЕ, ЗУ, ЗА
  17. Детская песня. Ра Ры Ро Ру Рэ
  18. Петух КУ, ГИ, ГУ, КИ
  19. Гуси ГА-Га
  20. Поем гласные звуки А, О, У, И, Э, И, Де…
  21. Виды потешек, лучшие примеры. Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой
  22. Потешки-действия с повторяющимися движениями
  23. Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия
  24. Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности
  25. Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий
  26. Потешки для успокаивания малыша
  27. Потешки-диалоги. Учим по ролям, проговариваем, выполняем
  28. Потешки-песенки. Двигаемся, поем
  29. Потешки-игры. Играем, инсценируем
  30. Также рекомендуем прочитать:
  31. Логопедические частушки для детей
  32. Упражнения и игры по логоритмике
  33. Проведение и организация логопедических викторин для дошкольников
  34. Арт-терапия в логопедии

Мамино пение для развития речи малыша и коллекция детских летних песенок

Мамина колыбельная — это один из самых первых и самых радостных моментов общения с малышом. При этом мамы нередко стесняются петь или даже жалуются, что им медведь на ухо наступил. Так может, вообще не стоит петь, чтобы не испортить ребенку вкус и музыкальный слух? Мы в «Галке-Игралке» убеждены: пение очень полезно для мамы и малыша в любом случае. Как мамины песенки помогают в развитии речи ребенка и даже в обучении чтению — рассказывает наш главный эксперт Ольга Николаевна Теплякова. А в конце статьи — примеры несложных летних песенок для детей.

Мы все когда-нибудь поем песни — кто-то чаще, кто-то реже. Хотя некоторые вообще думают, что песен никогда не пели, не поют и петь не будут. И это заблуждение. Ведь в детстве все из нас хоть немного пели: в детсаду, на домашнем празднике, подпевая взрослым. Некоторым повезло, и они пели в полный голос  вместе с мамой, потому что мама любила петь. Но даже если и в самом деле человек не пел, то песни он точно слушал!

Зачем же нам нужны песни? Зачем народ их складывал веками и пел?

Песня — это эмоция, мы поем и в радости, и в горе. А еще песня — это успокоение, расслабление, поэтому и существуют колыбельные. Еще песня — это рассказ о том, какова жизнь и как ее прожить. Наконец, песня — это развитие первой речи малыша, ведь первые слова он часто слышит от взрослого в виде песни.

Почему это полезно?

Хотя бы потому, что пение отражает не только произносимые слова, их смысл, но и дарит нам ритм, которому эти слова следуют. А это очень важно, ведь воспринимая ритм, малыш пытается его воспроизвести. И еще песня, исполненная мамой или другим близким человеком, часто поется неподалеку от ребенка, и он видит лицо поющего, его губы, мимику, эмоцию. Все это способствует полноценному восприятию и мелодии, и ритма,  и слов.  Но это еще не все. Часто песни поются в хороводе, и люди, взявшись за руки, чувствуют близость друг друга, и радость от этого. Таким образом, пение пронизывает всю нашу жизнь, общение, деятельность и речь.

Что спеть? Тут несколько вариантов:

1. Выучить небольшой стишок или песенку и спеть ее с малышом.

2. Ничего не учить, просто спеть то, что вы уже знаете, к примеру, любую взрослую песню, какую любите.

3. Вы тут же сами можете придумать и одновременно спеть свою песенку о том, что происходит или только что произошло или будет происходить.  К примеру,  собираетесь порисовать и готовите стол для этого, можно спеть: «Мы идем-идем, мы водички нальем!» А возможно, сейчас вы собрались катать Мишку и Зайку в машине, можно спеть: «Мишка, Мишка поедет в машинке, Мишка, Мишка, поедет в машинке!» То есть любые «складные слова», соответствующие случаю.

С этими словами можно покружиться прежде, чем рисовать или писать. Эти же слова или некоторые из них мы можем написать на нашем рисунке, например: «Мишка едет» или «Мишка поедет». Эти же слова мы сможем  написать на карточках в дальнейшей игре, и после будем интересно играть с ними. Похожие слова мы сможем написать в записке для того же Мишки, например: «Мишка, поедешь в машине?» Ну и так далее, слово становится не только выражением нашей эмоции и нашего общения, но и частью нашей игры, и это происходит с помощью простых  песенок. Подробнее о том, почему важно петь и танцевать в начале игры мы

писали раньше

.

Кроме всего этого, мы должны учесть, что слово запоминается гораздо лучше с любой мелодией, пусть и неидеально исполненной. Главное — ритм который есть в любом пении. Слово не только лучше запоминается, но и лучше понимается, осознается. А значит, эти же слова, будучи написанными, тотчас запомнятся — уже не в звуковом, а в письменном выражении — и не будут трудны для малыша. И еще эти слова, пропетые проговоренные в игре, будут в сознании ребенка сами выстраиваться в нужном порядке, сами «дружить» между собой, сплетаться в предложения и словосочетания.

Песенка, которую мы поем во время игры, настраивает на нужный лад и неназойливо напоминает нам, о чем идет речь в игре. А значит, читать и писать потом будет легче и интереснее!

Ольга Теплякова

А чтобы вам было проще начать петь и сочинять собственные песни, Ольга Николаевна записала несколько несложных летних песенок про жука, малинку, рыбку — множество простых сюжетов, близких и интересных малышу! Жук

По дорожке жук-жук

По дорожке жук-жук

По дорожке жук-жук

По дорожке ровной

Жук бежит огромный

По дорожке ровной

Жук ползет огромный

Качели

Раскачалися качели,

Выше неба полетели!

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Варя, крепче держись!

Ух!

Рыбка плавает в водице

Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка-озорница, мы хотим тебя поймать!

Рыбка

Золотая рыбка в озере живет

Золотая рыбка песенки поет

Буль-буль! Буль-буль! Песенки поет

Буль-буль! Буль-буль! Песенки поет

В речевой игре «Кто где живет» вы можете подставлять абсолютно любых животных или даже предметы — все, что вас с малышом окружает!Уточка

Желтенькая уточка в озере живет

Желтенькая уточка песенки поет

Кря-кря! Кря-кря! Песенки поет

Кря-кря! Кря-кря! Песенки поет

Дождик на ладошках

Дождик, дождик,

Кап – кап!

Прямо на дорожку!

Намочил он –

Кап – кап!

Сашину ладошку!

Кап-кап, кто там?

Кап-кап! – Кто там?

Кап-кап! – Что там?

Это дождик вышел,

Погулять по крыше!

Кап-кап-кап!

Щи

Чтоб сварила  мама щи,

Покупаем овощи –

Вот капуста, вот лучок,

И морковь, и чесночок!

Режем, варим и солим,

Со сметанкою едим!

Кабачок

Кабачок, кабачок!

Купит мама кабачок!

Помидор, помидор,

купит мама помидор!

Огурец, огурец!

Купит мама огурец!

Ананас, ананас!

Купит папа ананас!

Малинка

По малинку в сад пойду,

В сад пойдем, в сад пойду,

Я малинки соберу,

Соберу, соберу!

Солнышко на дворе,

А в саду тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка!

Ходят по дорожке

Ходят по дорожке, зеленые сапожки,

Это не сапожки — Катенькины ножки!

Ходят по дорожке, красные сапожки,

Это не сапожки — Сашенькины ножки!

Жучка

Вот собачка Жучка

Хвостик закорючкой

Зубки острые

Шубка пестрая

Гав-гав-гав!

Учимся говорить припеваючи, или песни для развития речи

Когда родители или педагоги занимаются с ребенком пением, что они развивают: музыкальные способности или речь? Оказывается, и то и другое, ведь между музыкой и речью, которые объединены в песне, есть много общего. Это:

• темп;
• ритм;
• динамика;
• интонация;
• деление на фразы.

Как в музыкальных, так и в речевых фразах присутствует кульминация (высшая точка развития). Кажется, можно задуматься: это музыка повторяет речь или речь пытается стать музыкой? Но мы не будем забираться в эти теоретические дебри, а разберемся, как можно  использовать песни для развития речи на практике. Научиться говорить можно в буквальном смысле припеваючи. Напевая песенки с малышом, вы:

  • совершенствуете артикуляционный аппарат и улучшаете дикцию ребенка;
  • часто повторяя одни и те же слова песен, малыш непринужденно заучивает их и учится употреблять слова в правильном значении;
  • запоминая целые куплеты песен, ребенок учится говорить фразами;
  • исполняя песни, приходится пропевать каждый слог, а умение делить слова на слоги помогает легче освоить чтение.

Многие врачи считают пение лучшей дыхательной гимнастикой, поскольку оно укрепляет легкие и даже улучшает циркуляцию крови в организме. И хотя это не относится к развитию речи, но «плюс» очень даже приятный.

Колыбельную пою, разговаривать учу

Песни для развития речи. Колыбельные

Мы уже говорили о том, какую пользу приносит пение колыбельных  в статье Народный разговор, или фольклор в развитии речи детей. Позволим себе это напомнить. Пение колыбельных способствует развитию фонематического слуха. Если вы используете песни для засыпания, то ребенок благодаря им, запоминает первые слова. Но еще более важно то, что малыш учится получать удовольствие от ритмичной интонации.

Когда малыш подрастает, то колыбельные можно использовать для игры. Ребенку будет интересно уложить спать куклу или мягкую игрушку, напевая ей знакомую колыбельную. Сначала это можно делать вместе с мамой. Вам нужно будет иногда промолчать и дать возможность допеть слово или фразу ребенку. Вскоре укладывать ваших плюшевых «внучат» ваши детки смогут самостоятельно.

Укладывая спать игрушки, можно выучить довольно много народных и современных колыбельных, что значительно расширит словарный запас ребенка, научит правильно строить и интонировать фразы. Того же эффекта вы добьетесь исполняя песни для засыпания непосредственно сыну или дочке.

Проснись и пой

Песни для развития речи. Поем с мамой

Укладывать ребенка спать с песней  – древняя традиция, которая присутствует абсолютно у всех народов. А вот просыпаться с песней могут, наверное, только самые счастливые люди. Так почему бы вам не стать такими?

Не нужно долго ждать особенного момента, чтобы использовать детские песни для развития речи.  Напевать их можно с самого рождения сразу же после того как малыш просыпается. С помощью утренних песенок можно стимулировать звукоподражание у детей с самого раннего возраста. Пойте на любой мотив, который вам нравится такие слова:

Рано утром я встаю,

Очень маму я люблю.

Мы с ней весело живем,

Вместе песенки поем.

Ля-ля-ля-ля-ля.

Последняя строчка может быть любой. Хоть «а-а-а», хоть «ну-ну-ну», хоть «гав-гав-гав». Меняйте звуки, мотив, интонацию, «текст» последней строчки и эта игра никогда не наскучит вам и вашему ребенку. И вы сможете легко выучить нужные звуки и даже слова. Ведь можно спеть и «мама-мама-мама» или «папа-папа-папа». И любые другие.

Песни-развивалки

Любые песни для развития речи будут полезны, так как звуки гораздо легче пропеть, чем произнести просто так, без мелодии. О расширении словарного запаса с помощью песен мы уже говорили.

В то же время существуют специальные песни, предназначенные для развития речи. Это логоритмические попевки. Наиболее известные из них, можно найти в методических пособиях Железновых. Отметим, что эти песни для развития слуха также очень полезны. Все попевки сопровождаются ритмическими движениями, что способствует лучшему запоминанию материала, так как задействуются все каналы восприятия информации. Детальнее о типах восприятия  можно  узнать здесь.

Песни-развивалки для развития речи

Детские песни для развития речи станут только эффективнее, если вы их будете сопровождать их инсценировкой. Отлично для этой цели подойдет известная детская песенка «Два щенка в квартире жили».

Два щенка в квартире жили.
Тапки мамины стащили.
Очень весело играли,
В клочья тапочки порвали!
Ищет бабка,
Ищет дед.
Клочья есть,
А тапок нет!

Не забывайте о том, что любое детское стихотворение может превратиться в песенку. Можете даже устраивать игру по превращению. Давно известно, что запомнить песню гораздо проще, чем простое стихотворение, а петь приятнее, чем просто повторять. Это отличный способ развить не только речь, но и память.

И самое основное, раз вы решили использовать песни для развития речи детей, позвольте себе не слишком концентрироваться на том, насколько хорош или плох ваш голос. Не стоит уделять чрезмерное внимание тому правильно или фальшиво вы поете с музыкальной точки зрения. Вокальные данные нужно развивать под руководством профессиональных музыкантов. Важнее всего не говорить малышу, что он фальшивит, не берет ноты или коверкает мелодию. Перед вами цель развить его речь, а не вырастить профессионального певца. Конечно же, не стоит заставлять ребенка петь. Когда он услышит песню от вас достаточно много раз, ему обязательно захочется ее повторить. Вот тогда хвалите, хвалите и хвалите. И пойте сами много и с удовольствием. Это занятие помогает чувствовать себя свободным, а о его пользе для развития речи и даже здоровья вы уже узнали из статьи. Другие словесные игры для развития речи можно почитать здесь.

Играйте с удовольствием!

Алена Волкова, ваш консультант по развитию речи.

Как провести логочас в подготовительной логопедической группе

Логопедические песни для детей – отличный способ развития речи. Малыш вовлекается в игру и стремится произносить слоги все лучше, чтобы пропеть слова полностью, повторяя их за воспитателем и другими детьми.

Песни в садике.

Чтобы провести логочас в подготовительной логопедической группе, педагог готовится заранее. Для занятия потребуется:

  • магнитофон и кассета с записью;
  • картотека с вариантами песен;
  • методическое издание для педагога.

Дополнительная информация! В современных ДОУ занятия по коррекции речи проводятся с использованием интерактивных технологий. Это могут быть доски, специальные столы, компьютеры, магнитофоны.

Интерактивные технологии для проведения занятий по логопедии

Урок проходит в формате игры, задания дает логопед, развитие высших психических функций и речи происходит при выполнении всех требований. Детский кабинет для занятий в ДОУ оснащен следующим оборудованием:

  • интерактивная доска;
  • программно-дидактический комплекс;
  • стенды;
  • интерактивный компьютеризованный комплекс;
  • магнитофонный тренажер.

Комплекс в саду для развития речи

Важно! Домашний урок не принесет столько пользы, сколько групповой в ДОУ с использованием специального оборудования. Педагог занимается с малышами по одобренной программе, выбирает определенное животное, например, козу, и предлагает детям спеть про нее.

Пример подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе

Подгрупповое логопедическое занятие в ДОУ подготовительной группе проводится по заранее определенной схеме. Должны быть выполнены следующие задачи:

  • развитие артикуляции и моторики;
  • пространственное ориентирование;
  • развитие мышления и памяти;
  • составление полноценных предложений.

Ход занятия:

  1. Выделение группы детей с одинаковыми недостатками речи.
  2. Разъяснение темы, выбор звуков для корректировки: ж, ш, с,з.
  3. Изучение наглядных материалов, карточек.
  4. Короткая презентация с нарезками из мультиков.
  5. Прослушивание песенки онлайн.
  6. Повторение слов за педагогом и диктором.

В конце занятия для закрепления результата дети выполняют речевое упражнение, предложенное педагогом.

Фронтальные логопедические занятия

Если ребенку требуется коррекционная работа над звуками и произношением, он посещает отдельные, фронтальные занятия. В ходе этих уроков используются логопедические кубики на развитие речи, кассеты с записью музыкальных композиций.

Фронтальный урок дает ребенку возможность высказаться самостоятельно, не в окружении группы. Он вслушивается в зачитываемый текст, а потом пересказывает его, объясняя, как понял смысл.

Важно! Фронтальные занятия необходимы для формирования грамматически правильного произношения, словарного запаса, связной, осмысленной речи.

Музыка в такие часы служит лишь дополнением к основной программе. Иногда пять уроков хватает, чтобы выправить ситуацию, но в исключительных случаях педагог занимается с ребенком не один месяц.

стихи с логопедическими упражнениями, закрепление звуков

Логопедические стихи

Данная статья состоит из двух частей. В первой собраны стихи для логопедических упражнений и описаны сами упражнения. Вторая часть посвящена закреплению звуков.

Стихи с логопедическими упражнениями

Логопедические упражнения — дело важное и нужное. Но как же быстро надоедает их выполнять, если взрослые настаивают на ежедневных монотонных занятиях! А вот поиграть — другое дело.

Мы учили эти стихотворения сами и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку — покажем, как она умывается, балуемся — изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку — поговорим о качелях во дворе.

Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой — двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом «логопедические», можно даже не рассказывать.

К сожалению, выполнение этих упражнений не заменит полноценные занятия с логопедом, зато поможет подготовить к ним и существенно сократить их количество.

* * *

Налью в чашечку котенку (1)

Молочко, молочко.

Он начнет лакать в сторонке (2)

Молочко язычком.

Служит ложечкой котенку (1)

Язычок, язычок.

И дрожит хвостик тонкий,

И вздыхает бочок.

А когда закончит ужин

Наш усатый чудак,

Зная, что быть чистым нужно,

Умывается так:

Он оближет свои губки, (3)

А потом — еще раз,

Чисто вымоет шубку (4)

Язычком, а подчас

Лапой мордочку моет —

Как мочалкой скоблит.

«Мурр!» — мне скажет с любовью:

«Все, спасибо: я сыт! «

(1) — «Чашечка»: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
(2) — «Котенок»: имитируем движения язычка котенка — «захватываем язычком молочко и отправляем его в рот».
(3): облизываем по кругу губы.
(4): имитируем вылизывание котенком шерстки.

* * *

Наварила Катя кашки:

Подставляйте, куклы, чашки!

Чашка — Саше, чашка — Маше, (1)

Эта чашечка — Наташе

И пол-чашки — Валеньке,

Кукле самой маленькой.

Эта — зайке, эта — мишке,

Буратино-шалунишке.

Буратино, сядь, как взрослый! (2)

Кушай ложкой, а не носом!

Кто все быстро сможет скушать,

Тот пирог получит с грушей.

Ну-ка, быстро взяли ложки! (3)

Быстро съели все до крошки!

(1) — «Чашечка».
(2) — «Ложечка»: язычок становится более узким и длинным.
(3): широко открываем и закрываем рот).

* * *

Еле маленький грибок

Через мох пробиться смог.

Целый день он подрастал,

К вечеру огромным стал.

Нас увидев, удивился,

И, подумав, поклонился:

Шляпку снял и выгнул спинку:

— Не возьмете ли в корзинку?!

Упражнение «Грибок»: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

* * *

А теперь — смотри, смотри —

Мы с тобой — богатыри:

Рухнул старый-старый дом —

Мы поднимем крышу в нем.

Упражнение «Грибок».

* * *

Ветер в трубочку свернул

Листик, в дудочку подул:

Песенка — дыханье ветра —

Зазвенела… где-то, где-то,

Там, за синими лесами

Обернулась парусами.

Морской ветер — старший брат —

Этой песенке так рад! —

Щеки надувает,

Парус наполняет:

Облака-кораблики —

Белые журавлики —

Снова за леса плывут —

С моря дождики везут.

Упражнение: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

* * *

— Эй, зайчонок, серый зайка,

Мне сыграй на балалайке!

Подыграй, а я спою

Песню лучшую мою!

Зайка серый разыгрался,

Зайка очень постарался,

Балалаечка звенела,

Белка рыженькая пела.

— Ты устал? Ну, отдохни

И опять играть начни.

Молодчина, зайка!

Вот так балалайка!

Упражнение «Балалайка»: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

* * *

— Кто в лесу стучит, стучит?

— Дятел дерево долбит:

— Д-д-д-д-д-д-ды,

Нелегки мои труды:

Я не просто так стучу —

Это дерево лечу:

Под корой — жучков ходы,

Д-д-д-д-д-д-ды.

Упражнение «Дятел»: «выбиваем» звук «Д» кончиком язычка на верхних альвеолах.

* * *

Гусь поспорил с индюком:

«Птичник, чей же это дом?»

Гусь шипит: «Да ты малыш!

Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!»

А индюк: «Бл-бл-бл-бла!

У тебя нет ни кола!

Всем понятно: птичник — мой!

Я иду к себе домой!»

Воробьи взлетают с крыш,

Испугавшись: «Ш-ш-ш!»

И бегут на край села

Уточки от «Бл-бл-бла!»…

Ты пугать умеешь, друг,

И как гусь, и как индюк?

Нас немного посмеши:

Двух задир нам покажи!

Упражнение «Гусь»: шипим — дуем на язык, подняв его к небу.
Упражнение «Индюк»: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося: «Бл-бл-бл».

* * *

Львенок учится рычать,

Очень хочет «Рррр!» сказать.

Мордочку свою задрав,

Хочет — «Рррр!», выходит: «Мяв!»

Как он стать львом грозным сможет?

Мы с тобой ему поможем!

Трактор — синий богатырь —

Как мотор заводит? — Тррр!

Молния сверкает! Гром!

Мы его не пустим в дом —

Крыша прочная! Нет дыр!

Пусть себе ворчит: — Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.

Слышно катер: «Ды-ды-ды».

Вот подходит пассажир —

Катерок взревет: «Дрррр! Дрррр!»

Львенок маленький старался,

Львенок долго упражнялся.

Он, как папа, на весь мир

Скажет громко, звонко: «Ррррр!»

Учимся «рычать»: тренируемся произносить «Р».

* * *

Как-то раз решил свой домик

Привести в порядок гномик:

Краску, кисточку нашел —

Потолок белить пошел.

Кисточка: назад — вперед, — (1)

Еще краску гном берет,

Красит вновь: вперед — назад.

Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной (2) (на верхних зубах)

Выметает паутину

И в углу, и на комоде:

— Пауки пусть в сад уходят!

Сверху — все. Спускаюсь вниз.

Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, (2) (на нижних зубах)

— Влево-вправо! — моет стенку:

— Вправо-влево! — вновь и снова.

Дом сияет, словно новый!

Положил половичок (3)

На забор наш старичок:

— Пыль стряхну с него раз пять —

На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.

И решил усталый гномик:

— Заслужил я угощенье —

Чай малиновый. С вареньем!

(1): широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба.
(2): языком чистим зубы изнутри влево-вправо.
(3): широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок — снова расстелить на губе широкий («стряхиваем пыль»).

* * *

Во дворе стоят качели.

Вы качались? В самом деле?

Ну-ка, заинька, садись:

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка:

— Стойте! Дайте!

Меня тоже покачайте!

Что ж, исполним твой каприз:

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох, качели косолапый

Останавливает лапой:

— Я качаюсь! Берегись!

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение «Качели»: язык движется вверх-вниз.

* * *

Едет к бабушке Егорка: (1)

Забирается на горку, (2)

После горки — вновь низина. (3)

Речка… Мостик выгнул спину. (2)

Дальше ровная дорожка. (3)

Брызнул дождь — чуть-чуть, немножко.

В небе радуга проснулась,

Над дорожкой изогнулась. (2)

(1): улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам.
(2): выгнуть «спинку» языка.
(3): опустить язычок.

* * *

Серый волк под старой елкой

Два часа зубами щелкал.

Широко рот открывал,

Но зайчишку не поймал.

Упражнение «Крокодил»: широко открываем и закрываем рот.

* * *

Слоненок и зебра

В зоопарке жарко-жарко.

Как слоненку зебру жалко! —

Солнце жарит целый день,

Бесполезна даже тень.

Бедной зебре очень плохо!

Только слон не будет охать:

В пруд свой хобот опускает — (1)

Воду до-о-олго набирает.

Хобот — вверх: теперь дуть надо. (2)

— Дождь! — ах, как же зебра рада!

(1): имитировать всасывание воды через тонкую трубочку.
(2): вытянуть губы вперед трубочкой и дуть.

* * *

У медведя нет корзины — (1)

Собирает в рот малину. (2)

(1): рот широко открыть и закрыть.
(2): плотно сжать губы.

* * *

Рыбка

Не наживка — без крючка

Рыбке дали червячка.

Рыбка радуется: «О-о-о!

Я, пожалуй, съем его!»

Упражнение «Рыбка»: округляем губы, делаем захватывающее движение губами.

* * *

Слоненок

Посмотрите на слоненка:

Хобот длинный у ребенка!

— А я так умею тоже! —

Маме говорит Сережа.

Губы трубочкой свернул

И вперед как потянул!

— Посмотрите, как хорош! —

Я на слоника похож!

Упражнение «Хоботок»: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

* * *

Бурундук

Бурундук, нас встретив, в спешке

Прячет за щекой орешки —

Щечка стала, словно мяч!

— Покажи, что там, не прячь!

Злится бурундук в ответ:

— Ничего за щечкой нет —

Видишь, тонкая какая.

— Видим — круглая другая.

Ты в секрете не держи —

Что за щечкой? Покажи!

— И за этой пусто тоже! —

Бурундук всерьез встревожен,

Он орешки взад-вперед

Перекатывает: — Вот!

Здесь их нет, и здесь их нет!

Мы достали свой обед:

— Не тревожься и не злись!

На морковку — угостись!

Мы пойдем — нас ждет медвежка…

— Эй, ребята! Там — орешки.

Упражнение «Перекатываем орешки»: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

* * *

Пони

Сбоку — дорожка, а в центре — лужок.

Маленький пони, мой добрый дружок,

Снова и снова катает ребят:

Слышишь, копыта стучат и стучат.

Раз поиграть он со мною не может,

Стану как будто лошадкою тоже:

Словно копыта, звучит язычок:

— Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

Упражнение «Лошадка»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.

* * *

Леденец от щечки к щечке

Перекатывает дочка.

Не спешит, не разгрызает:

Пусть подольше он не тает!

Упражнение «Перекатываем орешки».

* * *

Мы с тобой когда проснемся,

Сразу солнцу улыбнемся!

Упражнение «Улыбка»: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.

* * *

На даче

Мы посадим лук и репку

И забор поставим крепкий. (1)

В нем калитку сделать надо — (2)

Мы гостям хорошим рады!

(1) — «Заборчик»: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны 2 ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе; 2) «воротца»: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке)

* * *

Круглый бублик получаю

Я всегда на завтрак к чаю.

Упражнение «Бублик»: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

* * *

Вот — забор, а в нем — дыра,

Я за ней смотрел вчера:

В детский сад детей ведут —

Все через дыру идут:

Вот влезают за забор

Тетя Света и Егор,

Дядя Федя и двойняшки,

Вот — Борис с сестрой Наташкой,

Тащит Димку баба Галя,

Пыхтит повар тетя Валя.

Тете Вале нелегко:

На тележке — молоко.

Пролезают: «Ох!» да «Ах!»…

А калитка — в двух шагах!

Чередование упражнений «Бублик» и «Заборчик».

* * *

Кролик — беленький пушок,

Поиграй со мной, дружок!

Упражнение «Кролик»: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

* * *

А теперь на две минутки

Станем мы с тобой как утки:

Губы вытянем вперед —

Станет плоским клювом рот.

(Упражнение «Уточка»: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

* * *

Дам лошадке я картошку:

— На, полакомись немножко!

— Фрр! — лошадка недовольна.

— Лучше хлеб дай черный с солью!

Упражнение «Недовольная лошадка»: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.

* * *

Шар воздушный ярко-красный

На столе лежит напрасно.

Я его надую лучше:

Станет он большой, летучий!

Упражнение «Воздушный шар»: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.

* * *

Чтобы зубки стали чище,

Каждый день их щеткой чищу.

Упражнение «Чистим зубы»: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.

* * *

Дети свинку угощают,

Свинкин носик выбирает:

Держит высоко Андрюша

Сладкую большую грушу.

Справа — рыженький Антошка

Предлагает ей картошку.

Может, у Катюшки шустрой —

Там, внизу, — забрать капусту?

Слева — с яблоками Лада.

Хрюшке что-то делать надо:

Ищет пятачок опять:

«Это выбрать? Это взять?»

Упражнение «Пятачок»: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

* * *

Что-то рыбку испугает —

Рыбка щеки надувает: (1)

Мол, меня не трогай лучше! —

Я большая! И в колючках!

Как опасность миновала, (2)

Рыбка вновь худышкой стала.

(1): надуть щеки.
(2): втянуть щеки.

* * *

Мышка выглянет из норки —

Очень хочет сыра корку! —

Тут же прячется опять:

Рядом кошка — страшно взять!

Упражнение «Прятки»: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.

* * *

У меня сегодня — чудо-настроенье:

Бабушка сварила вкусное варенье. (1)

Я раз сто, наверное, губки оближу, (2)

А потом «спасибо» бабушке скажу.

(1) — «Вкусное варенье»: облизать верхнюю губу справа налево, затем — слева направо.
(2): облизывать губы по кругу.

* * *

Улыбнись скорей, дружок!

А теперь, ребенок,

Покажи мне хоботок,

Словно ты — слоненок!

Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок».

* * *

Пыльный и большой ковер

Положили на забор,

Выбиваем: «Та-та-та!»

Будет в доме чистота!

Упражнение: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: «Та-та-та».

* * *

Как часы, заладим в такт:

— Тик-так! Тик-так!

Разговариваем так:

— Тик-так! Тик-так!

Мы не просто так болтаем,

А секундочки считаем,

Отставать нельзя никак:

— Тик-так! Тик-так!

Упражнение «Часики»: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

* * *

Если губки я кусаю,

Значит, я переживаю.

Если губки я чешу,

Значит, сладкого прошу.

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем — нижнюю губу.

* * *

Открываем сумочку —

В сумке видим трубочку.

Чередуем упражнения «Улыбка» и «Хоботок».

* * *

Рыбка рыбке говорила:

— Я сегодня борщ сварила

Из ракушек и из ила,

Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:

— Ты, кума, не то сказала:

Это был не борщ, а щи —

Для борща траву ищи!

Упражнение «Рыбки разговаривают»: хлопаем губами друг о друга.

Стихи для развития речи

«Р»

* * *

— Кар — кра — кра! Все вглубь двора!

Драка началась с утра!

Два задиры-петуха

Перья рвут и мнут бока:

— А я лучше всех украшен!

— Я как радуга раскрашен!

Драка из-за красоты…

В клочья крылья и хвосты!…

И в хвостах остались — кра! —

Только пух и два пера!

Логопедические стихи

* * *

Розовый грустит щенок:

«Я бы быстро бегать смог,

Кошек прогонять, рычать…

Как мне настоящим стать?»

* * *

Сразу сорок семь сорок

Прилетели на урок:

Тараторили, галдели…

Что понять они сумели?

* * *

Слышишь, ручеек журчит?

Он торопится, спешит

К речке быстрой, говорливой,

Где живут рачки и рыбы.

* * *

Дождь: «Трам-трам,» — стучал по крышам.

Дробь дождя Егор услышал —

Старый барабан достал,

Тоже барабанить стал.

* * *

— Расскажи, сестра Маринка,

Что стрекочет у тропинки?

Кто заводит разговорчик?

Может, затрещал моторчик?

Может, трактор у букашек —

Они в травах поле пашут?

Может, стража у находки —

Страшный жук шумит трещоткой?

Может…

— Милый человечек,

Так скрипит крылом кузнечик…

Логопедические стихи

* * *

Посмотри, посмотри:

Ярче утренней зари,

Ярче солнца ясного

Птичек грудки красные!

На рябину сели гости —

Словно ягод ярких грозди

Загорелись там и тут…

— Как, красавцы, вас зовут?

— Мы — любимцы Дед Мороза,

Снег нам — радость, не угроза.

Холод, бодрость подари! —

Любят зиму снегири.

* * *

Застучали топоры:

— Мы остры и мы быстры:

Рядом с этим крошкой — домом

Завтра вырастут хоромы.

* * *

Спорил с полем старый бор:

«Разве гордость — ширь, простор?

Грибов море, ягод горсти —

Торопитесь, люди, в гости!»

Проворчало горько поле:

«Говор трав утихнет вскоре.

Снег запорошит просторы —

У зимы свои узоры.

Вот ручьев проснется хор —

Мы весной продолжим спор.»

Логопедические стихи

«Р/Л»

* * *

В январе смолил лис лыжи,

Куртку сшил, беретик рыжий,

И с утра — стрелой на горку,

Где растет осинник горький…

Куропатки вверх взлетают!

Хвост среди стволов мелькает!

— Караул! Беда! Кошмар!

В роще жар! Костер! Пожар!

-Ты, сорока, балаболка!

Не кричи, кума, без толку:

Присмотрись: кататься вышел

Рыжий лис на красных лыжах.

* * *

Яркой радостной весною

Зайка дом в лесу построил:

Рядом — ёлка, ее лапы

Будут всех волков царапать!

Луг, цветы перед крылечком,

Близко-близко плещет речка…

В доме стулья, стол, окошки,

Шторы; есть запас: немножко

Огурцов, клубники вкусной,

Рис, морковка, лист капустный…

Рано утром, на рассвете,

Новости приносит ветер —

Зайка новый день встречает

С солнца первыми лучами! —

Сварит морс, нажарит пышек —

В гости ждет друзей — зайчишек.

* * *

Горе Мишке! Вот так дело —

Горло страшно заболело:

Мишка в речке в октябре

Искупался на заре,

Весь продрог и слег до срока…

«Караул!» — кричит сорока, —

«Доктора! Сюда! Скорей!»

Пришел старый Еремей:

«В речку, внук, нырнул? Проворно!

Порычи… Открой рот… Горло

Быстро деду покажи,

Громко-громко «A-а-а!» — скажи…

Так и есть.. Вот приключенье!

М-да… Лекарство? Вот леченье:

Сорви красную калину,

Кушай горькую рябину,

Лапы грей да в непогоду

Спи в берлоге…» «Ррр! А меду?

Ты врач, дедушка, суровый…

Чтоб медведю быть здоровым,

Чтоб прибавилось силенок,

Надо меду съесть бочонок!

Наш таков медвежий нрав!

Дедушка, родной, я прав?!»

* * *

Грозный рык и красный зев:

Страшно гневается лев.

Ах, у льва такая пасть,

Что нетрудно в ней пропасть…

А какая голова!..

Полны силы мышцы льва!

Лишь слоны и носороги

Не уйдут с его дороги.

У него такие лапы…

Подрасту — буду как папа!

«Л»

* * *

Ласточка мошек ловила, искала,

Ласково возле гнезда щебетала.

Надо немало поймать мелких мошек:

Клювы раскрыли пять ласточек-крошек.

* * *

Киска белая так ласкова:

В темноте мерцает глазками,

Лапкой локотка касается…

Слышишь? — Песня начинается…

* * *

Заквохтала клуша Клавка:

— Надоело жить под лавкой!

Лапой клад в золе отрою —

Классный дом себе построю.

* * *

Любит лопать Вовка сладкое:

И лукум, и шоколадки,

Липких петушков на палочке,

Мармелад в стеклянной баночке,

И халву с вареньем яблочным,

И рулет с клубникой праздничный,

Рад колбаске свежей сливочной,

Пирогу с начинкой сливовой,

И пломбиру, и пирожным…

Милый, за тебя тревожно!

Ты, Володенька, стал лакомкой,

В сладких кляксах весь, заляпанный.

Столько сладостей есть глупо:

Заболят живот и зубы!

«С»

* * *

Здесь, в лесу, нам каждый друг:

Гости в дверь с утра: «Тук-тук!»

Прилетали птички,

Принесли бруснички.

Принесли лягушки

Сто грибов в кадушке.

Соня — медвежонок

Меда дал бочонок.

Напечем мы пирожки

Да из рисовой муки,

В гости позовем друзей:

«Приходите поскорей!»

«С/Ш»

* * *

Умывайся, соня Саша!

Бабушка сварила кашу!

Каша сытная, пшеничная!

Масло сладкое, отличное!

А все съешь — с тарелки донышка

Улыбнутся слон и солнышко.

* * *

Мышиная уборка

Наши мышки в своей норке

Занимаются уборкой:

Сыр — в буфет, блестяшки — в шкаф,

Синий шарф — туда ж, для лап

Коврик шерстяной, носочки,

Шелковые лоскуточки…

Занавески — на окошко…

— Мышеловку?! — К спящей кошке!

* * *

Сразу сорок шесть мышат

По углам с утра шуршат:

Сорок шустрых шалунишек

И шесть скромных крошек-мышек.

* * *

Белка шишки шелушила,

На сучках грибы сушила:

Скоро осень. Белка — в спешке:

«Мне б собрать еще орешки!»

«Ш»

* * *

Шорохи в ночной тиши:

Зашуршали камыши,

Шепот листьев, стук по крыше —

Дождь пошел: ты слышишь? Слышишь?..

Ветер бьется в гладь окна…

Стих… И снова — ти-ши-на…

* * *

Тише, тише, тише, тише:

Ходит — бродит кот по крыше,

Ходит-бродит круглый год,

Он мышат к себе зовет:

— Мышки, мышки-шалунишки,

Мышки — серые плутишки,

Выходите погулять,

В небе звезды посчитать!

В небе звезд блестящих много,

В небе — млечная дорога.

Звездочка — кошачий глаз —

Смотрит в темноте на нас.

Только тише, мыши, мыши!

Лучше не шуметь на крыше:

Рядом дремлет у окошка

Старая седая кошка.

Кошка много не болтает,

Кошка звезды не считает —

Ловит старая мышей,

И больших, и малышей.

Поднимайтесь тише, мыши,

В темноте ко мне на крышу:

Будем рядышком сидеть,

В небо звездное глядеть!

«Ш, Ч»

* * *

— Кошка, кошка, кошка-крошка,

Молочка попей немножко!

Скушай курочки кусочек!

Хочешь сливочек глоточек?

Что же ты не ешь, глупышка?!

— Мяу! Поймай, хозяйка, мышку!

«Ч, Щ»

* * *

Черный жук в траве как в чаще:

Панцирь черный и блестящий,

Черные торчат усищи…

— Жук, скажи нам, что ты ищешь?

* * *

Песенка зубной щетки

I. Я — чистюля! Я — трудяжка!

Без меня живется тяжко.

Не ворчунья, не трещотка, —

Я твоя зубная щетка.

  • Припев:
    Не лентюшка, не трещотка —
    Я твоя зубная щетка!
    Чищу, чищу, чищу, чищу —
    Будут зубы лучше, чище!
    Зубы — роща, зубы — чаща, —
    Надо чистить зубы чаще!
    Щели, щелочки и щелки
    Вычистят щетинки щетки…
    Ах, как чисто и красиво!
    Будь здоровым! И счастливым!

II. У меня растет щетинка:

Я зубам почищу спинки,

Я зубам почищу брюшко,-

Я твоим зубам подружка!

  • Припев.

III. Чтобы зубка не болела,

Я возьмусь скорей за дело:

Пища, грязь, микроб злой грубый,

Прочь!.. Блестят чистюли-зубы!

  • Припев.

IV. Чистить, чистить мне не лень, не лень!

Дважды, дважды каждый день, день, день!

Я кручусь — верчусь — кружусь — скачу!

Чтоб рот чистым-чистым стал, хочу!

  • Припев.

* * *

У сарая в досках — щелка,

В щелку лезет собачонка,

Что-то тащит… Может, пищу?

Мы нашли ее добычу:

У стены лежали в ряд

Пять игрушечных щенят,

Погремушка, часть трещотки,

Старая зубная щетка,

Шарфик, мяч, обломок рога…

Ничего не будем трогать!

Мы тихонечко уйдем —

Ни щеночка не возьмем!

* * *

В речке, в камышовой чаще,

Ершик бант нашел блестящий:

«Ты — не рыба! И не пища!

Может, тебя щука ищет?

В роще прячусь очень часто

Я от хищницы зубастой:

Здесь защита, пища, тишь…

Почему же ты молчишь?»

* * *

Лес-лесочек, гриб-грибочек,

Там — смородины кусточек,

Шепоточек, говорочек —

Там и там мелькнет платочек:

Кто грибов корзину хочет?

Есть в лесу такие чащи,

Где густые ели чаще,

Ветер по верхушкам свищет,

Звери по тропинкам рыщут…

Где не волки, а волчищи,

Где не зайцы, а зайчищи,

Где неведомых птиц тыщи,

Не грибы растут — грибищи!

«Щ»

* * *

Как-то вечером щенок

В наш дом щетку приволок:

Бросил, громко: «Гав!» — сказал,

Долго нюхал, полизал…

Щетка — словно еж — щетиной

Нос щенку пощекотила…

Как рассердится щенок!

Как укусит щеткин бок

И давай ее трепать

И по комнате таскать…

И упала щетка близко

От щенячьей полной миски.

— Как?! Она меня щекочет,

Да еще съесть мясо хочет?!

От соперника щенок

Пищу защищал, как мог:

Щетку бедную стращал:

Ощетинившись, рычал,

Лаял, выл, но все напрасно —

Не уходит… Он ужасно

Разобиделся и лег

На подстилку в уголок…

— Не сердись, щенок, на щетку —

Унесем твою находку.

А ты выйди лучше в сад —

Поищи других щенят!

«Ж»

* * *

В жаркой Африке жираф,

Важно голову задрав,

Разговаривал с ребенком —

Длинношеим жирафенком:

— Пап, зачем жирафу пятна? —

Жирафенку непонятно.

— Чтоб средь веток линий, листьев,

Легче было в жару скрыться.

— А копытца тонких ножек?

А антенны мягких рожек?

— Ну, копытца — чтоб в час ранний

Ты по выжженной саванне

Мог бежать и без дорожек,

Не поранив быстрых ножек.

А антеннок желтых рожки…

Гм… подумаю немножко…

Жаль, но сразу не скажу —

Деда Джеральда спрошу.

* * *

Побежали по дорожке

Быстро маленькие ножки…

Добежали до ворот,

Пробежали поворот:

Здесь была большая лужа —

Им бы поплескаться нужно.

Солнца жаркий шарик светит —

Выпил лужу на рассвете…

Ножки дальше побежали…

Солнце жжет так, словно жалит,

Желтый жжет песок дорожек

Пятки голенькие ножек.

— Ну, жарища! Где прохлада?

Искупаться ножкам надо…

Ножки к речке повернули:

Жаб в густой траве вспугнули,

Поплескались, порезвились,

Ножки начисто отмылись

И обратно по дорожке

К дому побежали ножки.

…В мире множество дорожек

Ждет следочки этих ножек.

Наливайтесь, ножки, силой!

Подрастай, стрижонок милый!

* * *

На лужайке спозаранку

Ждал журавль подружку Жанку.

Приготовил Жан для Жанки

Свежих жаб одну вязанку,

Двух лягушек, двух сазанов…

Ждет и ждет: «Ну где же Жанна?!»

«С/З, С, З»

* * *

Сонный зайка спозаранку

Собирался на полянку:

— Вот сейчас глаза открою,

Лапки, шерстку, нос умою —

Поспешу за земляникой:

Сладкой, спелой, сочной, дикой…

Землянички огонечки

Затаились у кусточков.

Зайкин чуткий нос — понятно! —

Слышит всюду аромат их:

— Соберу все это в кружку:

Зайку угощу подружку,

Поедим с сестренкой сами

И оставим зайке-маме.

* * *

Дождь рассеивает капли…

Руки мокрые озябли,

Мокнут плечи, всюду лужи,

Ветер-злюка листья кружит…

Бабушка с утра сказала:

— Чтобы ты не замерзала,

Внучке подарю любезной

Зонт волшебный, зонт чудесный!

Зонт притягивает взоры,

Зонт с затейливым узором:

Там, как в небе ночью поздней,

Собрались в созвездья звезды…

Звени, дождик, нам в окошки!

Я в резиновых сапожках

Выйду к туче сизой слезной

Под зонтом с узором звездным!

Автор текста и фото:

Ирина Асеева

,

рисунки Катрины Асеевой (5 лет),

специально для портала

«Солнышко»

.

Опубликовано 18 июня 2013 года.

Если статья оказалась полезной, нажмите кнопочки,

поделитесь с друзьями ссылкой! Спасибо![an error occurred while processing this directive]

См. также:

За советом к логопеду

кладовая практического материала

Комментарии к статье
Логопедические стихи и упражнения для развития речи

18.06.2013, 10:42
Елена

Очень полезные упражнения. Спасибо.

07.10.2013, 16:36
Светлана

Замечательный материал. Спасибо.

16.11.2013, 11:21
Оксана

Спасибо. Я возьму Ваш материал для домашних заданий

19.01.2014, 23:03
Наталья

Очень хороший материал, огромное спасибо за размещение. Успехов в работе!

02.07.2014, 16:27

ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ УПРАЖНЕНИЯ

22.09.2014, 21:23
Ольга

Молодец! Всё здорово!Большое спасибо!Обязательно использую!

26.09.2014, 13:58
Мария

Спасибо большое! надеемся поможет!

11.12.2014, 19:07
Марина

Спасибо,очень полезный материал,буду пользоваться!

23.12.2014, 11:36
Юлия

Спасибо! Очень хорошие упражнения! Буду использовать!

08.02.2015, 17:13
Raul

Спасибо! Очень хорошие упражнения! Буду использовать!

© Источник: детский портал «Солнышко»

http://www.solnet.ee/parents/p11_37.html#comments

20.04.2015, 12:01
Алёна

Спасибо за стихи.

08.09.2015, 19:02
юля

Скажите как-нибудь можно скачать занятия или полностью книгу?

13.07.2016, 21:25
Татьяна

Спасибо огромное за материал! Жалко, что раньше не попался…

07.08.2016, 16:28
Танюша61

Чудесная подборка стихов, стишки интересные, думаю, деткам захочется обязательно их выучить. Большое спасибо. С уважением, Татьяна.

Развитие речи средствами музыки

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ».

Пение и музыка являются самыми приятными для детей способами обучения. Я считаю, что они очень важны для развития и закрепления навыков счета и письма, так как одновременно сочетают в себе и удовольствие, и обучение. Такой метод обучения полезен для всех детей, вне зависимости от их способностей. Такой метод является одним из важнейших средств в обучении детей с особыми потребностями.

Музыка и пение развивают способность различать звуки на слух, что необходимо для всех детей и особенно важно для детей. Пение и музыка развивают у детей воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами.

Возьмем, к примеру, пение.

Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей к обучению. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. В викторианскую эпоху метод механического запоминания (без понимания сути вопроса) считался наиболее эффективным. Пение же мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением. Дети не осознают того, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова.

Повтор важен и для заучивания песен наизусть, что должны делать дети, еще не овладевшие навыками чтения. Вот почему большинство детских стишков и песенок состоят из простых, часто повторяющихся, односложных слов. Так как дети, которых труднее обучать, овладевают навыками чтения в течение более длительного периода, чем обычные дети, то заучивание песенок наизусть как средство развития речевой деятельности у них принимает более серьезный характер.

Для детей, испытывающих трудности в обучении, пение является наиболее существенным способом обучения, так как заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика.

Даже если дети уже могут бегло читать, процесс рифмовки дает им возможность развивать несколько иной навык, существенный для пения и для развития речи. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии!

В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей с речевыми проблемами.

Пение развивает навык чтения. Оно помогает понять ритмический строй языка, ведь детям приходится пропеть каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги. Они могут определить, какие слоги рифмуются, а также могут рифмовать целые слова или подбирать слова, которые рифмуются по определенному звуку или букве.

Существуют и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков, например, пополнение словарного запаса ребенка, знакомство с новыми понятиями. Это может происходить в домашних условиях, индивидуально или в небольших группах, или на занятиях в детском саду.

Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни.

Пение может быть приятным для детей способом развития памяти. Существует много разных видов песен: песни-считалочки, песни, сопровождающиеся движениями, колыбельные, песни-сказки. Я уверена, что многие из нас могут вспомнить песни от начала до конца, но далеко не все могут рассказать прочитанные рассказы дословно. Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

Песни, стимулирующие образное мышление, очень полезны для развития речевой деятельности, так как дети могут сочинять свои стихи на услышанную ранее мелодию. Песни, стимулирующие образное мышление, песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Возьмем, к примеру, ситуацию “папа берет нас в зоопарк”. В зоопарке дети могут изображать разных животных.

При пении песен мы используем дыхание. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу. Правильное дыхание развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме. Это, со своей стороны, дает оздоровительный эффект.

Пение в группах развивает способность работы в команде, особенно когда дети делятся друг с другом своими идеями. Это не только создает основу для будущей работы в коллективе, но и заставляет их слушать друг друга, учиться друг у друга и уважать мнение других.

Умение учиться друг у друга в своей простейшей форме включает ситуации «вопрос-ответ», а это навык, в приобретении которого детям с трудностями в обучении требуется помощь. Они могут перебивать друг друга, невнимательно слушать, что говорит другой. Песни типа “Бояре, а мы к вам пришли”, где один человек или группа задает вопросы другому, или другой группе, являются наиболее подходящими для развития такого навыка.

Переходя к музыке в целом, я хочу отметить, что полностью уверена в том, что музыка проникает туда, куда ничто другое проникнуть не может. Доказательством тому служит тот факт, что музыка почти всегда вызывает ответную реакцию у слушателя, например, притоптывание ногой в такт, напевание привязавшегося мотива, чувство радости или печали.

Вот почему музыкальная терапия может быть эффективным способом помощи детям с серьезными нарушениями поведения или детям с множественными проблемами. Другая причина, я думаю, кроется в том, что мы все обладаем чувством ритма. Но наша реакция на одну и ту же музыку или песню может быть разной (например, у одних людей чувство ритма развито больше чем у других). Это связано с различием в культуре, с жизненным опытом, с эмоциональным состоянием.

Так же, как и пение, музыка включает в себя слушание и реакцию на услышанное, работу в коллективе и самовыражение. Способность воспроизводить музыку не обязательно базируется на обучении. Любого из нас обогащает участие даже в простейшем музыкальном представлении, но это особенно важно для тех, кому обучение дается нелегко, у кого так мало возможностей “блеснуть” перед другими.

С помощью анализа реакции детей на одну и ту же музыку лидер группы, родители или воспитатели могут определить детей, у которых возникают трудности в обучении, которые не понимают из-за непонимания языка, что происходит, или которым не хватает движений и, поэтому они не могут петь или хлопать в такт.

Родители и лидеры групп могут испытывать тревогу за детей, которые каким-то образом не были определены. Выясняется, что некоторые дети не реагируют адекватно или вообще не реагируют по эмоциональным причинам. Всем этим детям нужна помощь, и музыка очень часто может быть частью этой помощи. Музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем. Пение и музыка являются неотъемлемой частью процесса обучения. Итак, выявляйте музыканта во всех наших детях и помогайте им учиться легко и эффективно.

Каталог логопедических песенок для детей 4-5 лет

В младшей группе, а также в подготовительной время от времени дети исполняют музыкальные композиции, разработанные специально для коррекции произношения некоторых глухих и звонких звуков.

Звуковые лягушки. Поем гласные звуки. А…

Имитируя звуки лягушек, ребенок может научиться произносить сложные слова и слоги.

Для тренировки следует исполнять следующую песню:

«Пять лягушек прыгали в кроватке, один вдруг упал и ударился головкой.

Приехал доктор и сказал: «Больше не прыгайте в кроватке»».

Затем эти же слова повторяются, только остается вместо пяти четыре. а потом три и два лягушонка.

Песня лягушонка

Ёж, ЖА, ЖУ, ЖЕ, ЖИ

Отработка звонких звуков тоже осуществляется через пропевание частушек и песен.

«ЖА,ЖА, ЖА, ЖА, мы нашли в лесу ежа.

ЖУ, ЖУ, ЖУ, ЖУ, стало холодно ежу».

Так повторяются все слоги.

Важно! Кроме дикции улучшается память, пространственное мышление. Педагог следит за тем, чтобы все дети пели складно и никто сильно не выбивался из общего хора.

Логопедические распевки – Оса-Са-Сы-Су-Сы-Са

Текст для отработки звука «с»:

«Са-са-са, это хитрая лиса.

Су-су-су, и живет она в лесу.

Сы-сы-сы, много дела у лисы».

Коза ЗЫ, ЗЕ, ЗУ, ЗА

Популярная детская песенка: «Давай, коза, попрыгаем и ножками подрыгаем» также используется на уроках в садике для того, чтобы скорректировать произношение «з».

Детская песня. Ра Ры Ро Ру Рэ

Логаритмическая потешка для отработки буквы «р»:

«Ра-ра-ра-ра, на горе стоит гора.

Ры-ры-ры-ры, выше нету той горы.

Ро-ро-ро-ро, потерял петух перо.

Ру-ру-ру-ру, а барсук унес в нору».

Дополнительная информация! Сначала потешка проговаривается вслух и только потом произносится мелодично под музыку.

Петух КУ, ГИ, ГУ, КИ

Чтобы дети четко произносили буквы «г» и «к», достаточно исполнить несколько раз следующую песню:

«КУ-КА-РЕ-КУ, ГИ-ГИ-ГИ-ГИ. Петух, беги.

Гу-гу-гу-гу, гуси на лугу».

За счет чередования мягких и твердых звуков речь ребенка становится более четкой.

Другой вариант песни про петушка

Гуси ГА-Га

Если ребенок нечетко произносит букву «Г» и говорит ее слишком мягко, для отработки можно воспользоваться следующей песенкой:

«Гуси-гуси, га-га-га,

Есть хотите? Да, да да!».

Дополнительная информация! Возможна тренировка под записанную на магнитофон музыку или под звуки пианино, если в садике проводится урок музыки с педагогом.

Поем гласные звуки А, О, У, И, Э, И, Де…

С произношением гласных звуков у детей не возникает проблем, но в словах часто сбиваются окончания. Чтобы речь стала четкой, ее отрабатывают, пропевая не только согласные, но и гласные звуки.

Слова для напевания:

  • о-о-о осень;
  • зима-а-а-а-а, холода-а-а-а-а;
  • лы-ы-ы-ы-ыжи.

Существует целый звуковой ряд, который подходит для отработки под музыку пианино:

Да-да-да-да, до-до-до-до, ду-ду-ду-ду, дэ-дэ-дэ-дэ, да-а-а-а.

Виды потешек, лучшие примеры. Утешаем, потешаем, купаем, играем, засыпаем с потешкой

Развитие речи с помощью потешек идет параллельно с воспитанием малыша, с формированием у него гигиенических навыков, с игрой и развитием эмоций. Тренировка слуха, зрения, чувства ритма, развитие фантазии и воображения – все под силу этим маленьким стишкам.

Потешки-действия с повторяющимися движениями

потешки с повторяющимися движениямиЭти потешки помогут закрепить движения для развития мелкой и крупной моторики. Сочетание стихов с движениями закрепляет полученные умения.

  • Мы ногами топ-топ-топ (топаем),

А в ладошки хлоп-хлоп-хлоп (хлопаем),
По дорожке мы шагаем (топаем),
И в ладошки ударяем (хлопаем),
Топ, топ, ножки топ!
Хлоп, хлоп, ручки хлоп!
Ай, да малыши! Ай, да крепыши! (кружимся, руки на поясе)

  • Застучали ножки по ровненькой дорожке (топаем),

Застучали много раз, будет весело у нас (хлопаем),
Кулачком сильнее бей (кулачком по ладошке),
Только ручек не жалей,
Постучим мы кулачком и покружимся волчком! (кружимся)

  • Жил-был зайчик, длинные ушки (приставляем к голове),

Отморозил зайчик носик на опушке (прикрываем рукой),
Отморозил носик, отморозил хвостик,
И поехал греться (обнимаем себя)
К ребятишкам в гости.

  • Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,
И туда, и сюда повернемся без труда.

  • Мишка косолапый

По лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб..
Мишка рассердился
И ногою – топ!

Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия

Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

  • Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись,
Потягушечки, потягушечки!,
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

  • Водичка, водичка,

Умой Насте личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку,
Помоги, водичка,
Умыть Насте личико.

  • Тетка Агашка

Сшей мне рубашку,
Надо нарядиться –
Едем прокатиться!

  • Ванечка-Ванюша,

Кашку всю ты скушай.
Стукни ложкой, топни ножкой,
Хлопни ты в ладоши,
И погладь ты кошку!

  • Это кто у нас? Мизинчик!

Бегал с нами в магазинчик!
Покупал игрушки, сладкие ватрушки!
Подари нам ноготок!
Ну-ка ножницы – цок, цок!

  • Ай, лады, лады!

Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

  • Ай, бай, бай, бай!

Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
А наш мальчик будет спать,
Станет глазки закрывать.

Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:

  • Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!

  • Ой, люли, та-ра-ра! На горе стоит гора,

А на той горе дубок, а на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу, он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная.
Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!
Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

  • Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли съесть, или Ване снесть?
Я и сам укушу, да и Ванечке снесу.

  • Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,
Зайки – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки – за молоко.

  • Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.

Едет целая семья, впереди идет свинья,
Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.
Кот и песик удивились – даже помирились.

Потешки для отвлечения от болезненных и нелюбимых действий

отвлекающие потешкиЭти потешки служат не только для развития речи малышей, но и заставляют забыть о боли.

  • От моей Оли

Уйдите боли,
На чисто поле,
На синее море,
На темный лес,
На калину, на малину,
На горькую мать-осину.

  • У кошки боли,

У собачки боли,
У лошадки боли,
У Ванюши заживи.

  • У лисы боли,

У волка боли,
У моего сыночка
Боль на березку в лес улети!

  • Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.

  • У киски болит,

У собачки болит,
А у Машеньки моей
Не болит-не болит.

  • Раз зубок, два зубок –

Скоро Машеньке годок,
Хнычет Машенька опять,
Будем Машу утешать:
Уж вы зубки вырастайте
Потихонечку, полегонечку –
Не мешайте Маше спать,
Не мешайте ей играть!
Будем прыгать и скакать,
Маму нежно обнимать!

Потешки для успокаивания малыша

  • Выйдет киска не спеша

И погладит малыша,
Мяу-мяу – скажет киска,
Наша детка хороша.

  • Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли,
Кто будет детку обижать,
Того коза будет бодать.

  • Придет киска не спеша

И погладит малыша.
«Мяу-мяу» скажет киска,
Наша детка хороша.

  • Не плачь, детка,

Прискачет белка,
Принесет орешки
Тебе для потешки!

  • Не плачь, не плачь,

Куплю калач.
Не вой, не вой,
Куплю другой.
Не реви, не реви,
Куплю сразу три!

Потешки-диалоги. Учим по ролям, проговариваем, выполняем

Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.

  • — Кисонька-мурысенька! Ты где была?

— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?
— Муку молола!
— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?
— Прянички!
— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?
— Одна! (грозим пальцем)
— Не ешь одна, не ешь одна!

  • — Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили!
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали!
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечки с грибком,
С подосиновичком.

  • Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший! А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем, за мышами пойдем.
Один дедушка кот будет дома сидеть,
Да на печке лежать, нас с добром поджидать.

  • Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.
Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»,
Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»,
Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»,
Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

  • — Чики-брики, ты куда?

— Чики-брики, на базар!
— Чики-брики, ты зачем?
— Чики-брики, за овсом.
— Чики-брики, ты кому?
— Чики-брики, я коню!
— Чики-брики, ты какому?
— Чики-брики, вороному!

Потешки-песенки. Двигаемся, поем

потешки с движениямиСтихотворные игры, в которых дети подражают действиям взрослых, очень нравятся малышам. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:

  • Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,
Вот так, вот так, головой своей крутили (поворачиваем голову).
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так –
Дружно дерево качали (наклоняемся влево-вправо).
И вразвалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так –
И из речки воду пили (наклоняемся вперед).
А еще они плясали,
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так –
Кверху лапы поднимали! (поднимаем ручки)

  • Пошел старик дорогою,

Дорогою, дорогою.
Нашел козу безрогую,
Безрогую, безрогую.
— Давай, коза, попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем,
Да ножками подрыгаем, подрыгаем.
А коза бодается,
Бодается, бодается.
А старик ругается,
Ругается, ругается.

  • Ой, лады, лады (показать ладошки),

Не боимся мы воды (топнуть ножкой),
Чисто умываемся (имитация умывания),
Маме улыбаемся (развести ручки в стороны и улыбнуться)

  • Вот болотце на пути!

Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок!
Веселей скачи, дружок!

  • На лошадке ехали, в огород заехали (руки держат воображаемые вожжи),

Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопаем в ладоши)
Нам машине ехали, до угла доехали (руки держат воображаемый руль),
Би-би-би! Би-би-би! (давим на сигнал),
Паровозом ехали, до горы доехали (движения руки вверх-вниз),
У-у-у-у! (движение рукой сверху-вниз).

Потешки-игры. Играем, инсценируем

Развитие речи ребенка плавно стимулируют потешки-игры. Подражая движениям взрослого, малыш в игровой форме освоит точные движения рук, ног, языка, губ, выучит названия частей тела.

  • У меня пропали ручки (спрятать их),

Где вы, рученьки мои?
Раз, два, три, четыре, пять,
Покажитесь мне опять!
(аналогичные действия с ушками, глазками, носиком)

  • В руки мы берем совочек,

Сыплем желтенький песочек,
Помоги мне, не ленись,
Наш куличик, получись!

  • Идет коза рогатая

За малыми ребятами.
Кто кашку не ест?
Кто молочко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

  • Еду, еду! К бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом…в яму!
Бух!

  • Три-та-тушки! Три-та-тушки!

Едет Ваня на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!

Также рекомендуем прочитать:

Введите Ваш комментарий и нажмите «Отправить»:

Логопедические частушки для детей

На занятиях проводится логопедическая викторина для младших дошкольников, в ходе которой учащиеся должны выполнить задание и рассказать все частушки, которые они знают.

«Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я, как картинка».

Упражнения и игры по логоритмике

Песни для развития речи у детей делятся по возрастной группе. Малышам от 12 месяцев до трех лет можно использовать следующие игры.

Название игры и цель применения Песенка
Пальчиковая гимнастика: развитие психологических процессов, мелкой, крупной моторики, координации, речи. Вот большой кочан капусты

(дети имитируют с помощью рук большой кочан),
Но без соли он невкусный.
Будем мы его рубить

(дети стучат по столу ребрами ладоней)
И солить-солить-солить

(указательный, большой и средний пальцы соединяются, имитация посыпки солью).
Хорошенько все пожмем

(руки активно, быстро сжимаются и разжимаются в ладошках)
И морковочки натрем

(имитация работы на терке с помощью кулака и открытой ладони).

Гномики: способствует развитию артикуляции, ритмичности, физическому развитию. Ветер дует громко в уши,

(звук «у», губы трубой)

Облака плывут над сушей.

(звук «оооо», махи руками над головой)

Пошел дождь и даже гномики

(стучать по открытой ладони подушечками пальцев)

Быстро спрятались все в домики

(накрыть голову руками, изображая крышу домика).

С детьми дошкольного возраста родители могут играть в следующие игры:

  • Ладушки. Знакомая песенка с детства каждому родителю помогает малышу в освоении говорения, мелкой и крупной моторики рук. Важно, чтобы ребенок проговаривал слова вместе со взрослым.
  • У жирафа пятна. Любимая игра для детей, где необходимо петь, повторять движения за взрослым на скорость. «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде» (повтор слов 2 раза, ребенок должен ладошками хлопать по всему телу). «На лбу, ушах, на шее, на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках» (необходимо указательными пальцами показывать на каждую часть тела в песенке). После повторяется песня, меняются только герои: слон, котята, зебра. С каждым новым зверем скорость игры убыстряется.
  • Шар. «Летит, летит по небу шар» (дети показывают руками большой круг). «По небу шар летит» (руками показывают взмах крыльев). «Но знаем мы, что этот шар никак не долетит» (указательным пальцем в стороны). Дети должны не только показывать движения, но и повторять слова, ускоряться при каждом новом пении.

Групповое занятие по логоритмике

Логопеды советуют с рождения привлекать кроху к играм с музыкой. Родители не замечают, что во многих повседневных делах используют приемы логоритмики. Можно делать массаж и пропевать малышу песенку, совершая определенные движения под музыку. Младенец будет внимательно следить за эмоциями мамы, папы, отражать их, что является отличным стимулом для дальнейшего говорения. Играть можно на улице, во время прогулки, используя мяч, скакалку, другие приспособления. Советские дети играли в классики, прыгая по нарисованным квадратам и проговаривая считалку, что также является логоритмикой.

Проведение и организация логопедических викторин для дошкольников

Все участники делятся на несколько групп. Каждая команда готовит свой девиз и униформу.

Ход викторины:

  1. Педагог зачитывает приветствие и предлагает задания, которые должны выполнить дети.
  2. Разыгрывается мини – сценка из книги.
  3. Физическая разминка с напеванием детской песенки.

Родители могут быть задействованы в викторине. Вместе со своими детьми они повторяют скороговорки и потешки.

Арт-терапия в логопедии

В коррекционной работе применяется арт терапия, рисование в логопедии – это один из способов быстро исправить сложную ситуацию.

Виды арт-терапии:

  • лепка;
  • рисование;
  • музыкотерапия;
  • хореография;
  • фотографирование;
  • песочная терапия.

Творческая деятельность не похожа на обычные групповые занятия, ребенок расслабляется и позволяет логопеду-дефектологу провести коррекционную работу.

Если имеются серьезные нарушения речи, то целесообразно применять совокупность методов: вокал, арт-терапия, рисование, участие в театральных постановках. Активный ребенок быстрее проходит коррекцию и начинает говорить правильно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...