Логопедические упражнения на звук С

Новое видео:

Новое видео:

Пальчиковые игры и упражнения

Мелкую моторику ребенка, а, значит, и его мыслительные способности, хорошо развивают несложные пальчиковые игры. Кстати, они полезны не только в детском возрасте, но и для пожилых людей. Проворные пальчики – ясный ум, живая речь. Самая популярная пальчиковая игра, известная многим, – «Сорока-белобока кашку варила». По раскрытой детской ладони сначала делают круги посередине ладошки, а затем по очереди загибают пальчики.

Звук С в конце слова в ряду слов

Звук С в конце слова

Перечень слов: фикус, квас, поднос, насос,
кактус, фокус, утконос.

Перечень слов: уксус, ананас,  матрос,
кипарис, класс, альбатрос.

Повтори словосочетания:

пустой автобус                         спелый абрикос

высокий утёс                            пустой автобус

серый пёс                                 мясной соус    

Подготовительные упражнения

Логопедическая коррекционная работа начинается с подготовительного этапа, который включает в себя:

  • подготовку детей к занятию;
  • упражнения на тренировку артикуляционного аппарата;
  • изучение органов речи;
  • знакомство с приемами самомассажа;
  • упражнения на развитие мышц шеи и плеч;
  • развитие мелкой моторики.

Занятие начинают с приглашения ребенка к игре, можно рассказать ему сказочные истории про Язычок. Если заинтересовать ребенка, то он активнее будет выполнять упражнения, а значит, быстрее добьется положительного результата.

Подготовительный комплекс:

Упражнение съедобной соломкой

Дети охотнее выполняют упражнения со съедобной соломкой.

  1. Самомассаж. Кончики пальцев поглаживают мышцы лица в направлении:
    • от середины лба к вискам;
    • вокруг глаз;
    • от переносицы к ушам;
    • по спинке носа вверх и обратно.
  2. Вибрационный массаж. Поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука «М».
  3. Изучение перед зеркалом частей речевого аппарата. Совместно с ребенком назвать органы речи, рассмотреть их расположение.
  4. Игры на растяжку и расслабление мышц плечевого пояса: «Потягушки», «Кошечка».
  5. Игры-шнуровки по системе Монтессори для тренировки пальцев рук и развития мелкой моторики.

Правила выполнения

Чтобы научить ребенка произносить свистящие звуки, следует придерживаться следующих принципов работы.

  • Начинать надо с наиболее простых упражнений («Солнышко», «Трубочка»), постепенно усложняя комплекс.
  • В первые недели занятия проводятся в медленном темпе.
  • Чтобы ребенок мог контролировать процесс, тренировка осуществляется рядом с зеркалом.
  • Ключевое правило успеха – упражняться каждый день.
  • Число повторов постепенно увеличивается, начать можно с 2, постепенно доводя до 10-15. Главное – правильность выполнения каждого упражнения, а не количество подходов.

Совет

Если ребенок устает от выполнения всего комплекса упражнения «в один прием», можно разбить на отдельные блоки по 3-4 задания и выполнять в течение дня.

Малыши будут заниматься охотнее, если использовать игровые методы, тогда и тренировка не покажется им скучной. Если ребенок плохо себя чувствует, занятие лучше не проводить.

Важное правило артикуляционной гимнастики – за один раз можно изучить только одно новое упражнение, остальные должны быть знакомы ребенку.

Мама разговаривает с детьми

Упражнения для разминки при становлении звука [С]

Для постановки звука «с» ребенку поэтапно используются опорные звуки — [И], [Ф], сходные способом образования со звуком [С].

Задача логопеда научить дошкольника выпускать струю воздуха с усилием:

  • С ладони необходимо сдуть перышко, листок, выпустив воздух через губы, сложенные трубочкой, совсем как ветер.
  • Объяснить ребенку, как произносится С и СЬ можно в форме сказки, про двух братьев Один брат был послушным и никогда не ходил гулять один (произнести: «ССС», сжав губы.) Другой непоседа: проговорить «СЬ-СЬ». Непослушный брат пошел гулять:
  • малыш вытягивает язык;
  • старается положить его на губу;
  • обхватывает тонкую зубочистку, положенную на язык.

Брат пытался его предупредить, чтобы он не уходил далеко (несколько раз «выпустить воздух» из воздушного шарика), но непослушный не слушался.

Упражнения помогут ребенку почувствовать язык и губы при произношении [С].

Упражнения для произношения звука С и Сь

Чтобы развить правильное произношение звука Сь, потребуется выполнить упражнения на фонематический слух. Перед тем, как делать упражнения, убедитесь в том, что ребенок знает, как следует произносить звук С и Сь (уже были занятия такого рода), и способен различить звуки Д и Т, а также В и Ф.

Лучшие упражнения, которые помогают развить фонематический слух и вплотную подойти к правильному произношению звука С и Сь, базируются на звукоимитации. Предложите ребенку несколько картинок, на которых изображены:

  • обыкновенный насос;
  • душ;
  • велосипедная шина, проколотая гвоздем;
  • воздушный шарик, из которого выходит воздух.

Набор картинок может отличаться в зависимости от возраста и интересов ребенка, главное — наглядно, на доступных и понятных ребенку примерах показать, как отличаются звуки С и Сь. Упражнения на запоминание звука продолжить угадыванием звуков, или же развитием навыков фонематического слуха.

8. Упражнение «Змейка»

Подражаем мы змее,

Мы с ней будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Давай изобразим змею.

Улыбнись, открой рот, сильно высуни язычок изо рта и

спрячь назад ( рот не закрывай).

Повтори три – четыре раза.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

При правильном произношении шипящих согласных звуков «ш» и «ж» рот должен быть полуоткрыт, губы слегка округлены, широкий кончик языка поднят кверху. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов. Между корнем и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой выходит сильная воздушная струя. Если поднести тыльную сторону руки ко рту, можно ощутить теплую воздушную струю воздуха.

Одновременно с развитием артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различении на слух шипящих и свистящих звуков: например, использовать игры (малыш должен угадывать, какой звук произнесен взрослым, и хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышит слово с заданным звуком).

Артикуляционное упражнение «Усыпляем язык»

Широкий, расслабленный язык «спит» на нижней губе. Можно похлопать широкий язык губами.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Артикуляционное упражнение «Сдунь вату с носика»

На кончик языка положить ватку. Широким языком в форме «чашечки» прижать вату к верхней губе и сдуть вверх.

Звук С в начале слова в ряду слов

Звук С в начале слова

 Перечень слов: сок, собака, сумка, сода,
суп, судак, сырок, суббота.

Перечень слов: санки, самолет, салат,
сапоги, совенок, сад.

Повтори словосочетания:

сани у Сани                                        сосновая смола                                

суп с салом                                         сытный суп

ствол сосны                                        сытая собака

сломанный сук                                    пустой стакан 

сафьяновые сапоги                             сладкие соты

сытный студень                                  сухая солома

старый судья                                     соленое сало

соленое масло                                   смолистая сосна 

9. Упражнение «Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

Упражнения постановки от звука «Ц»

Фонематическую особенность звука [Ц] можно изобразить схемой, включающую сочетание двух звуков: [Ц=Т+ Сссс].

Исходя из этой особенности, занятия будут проходить в два этапа:

  • упражнение «Постреляй!»

Ребенок улыбается, зубки обнажаются. Кончик языка упирается в зубы. Отрывисто произносится сочетание [ТС-ТС].

  • «Лопнул шарик»

    'Постановка звука

Малыш выпускает струю воздуха, получается длинный [С].

Звонкая З нам по плечу!

З очень напоминает предшествующую С по расположению частей артикуляционного аппарата. Разницу составляет только то, что при произнесении звонкого З, нужно присоединять голос. Не начинайте отрабатывать З до тех пор, пока не получится звук С. Положите руку ребенка на область голосовых связок на шее и произнесите С и З по очереди. При произнесении З, малыш почувствует вибрацию, а при С она отсутствует. Эту вибрацию и производит звуковой поток, то есть, голос.

С тем, как у крохи будет всё чётче вырабатываться звук З, просите его говорить его всё громче. А затем переходите к интеграции З в слова и предложения.

Полезные онлайн ресурсы

  • Серия видео канала BBC Learning English по произношению звуков в британском акценте.
  • Цикл упражнений Perfect Pronunciation от знаменитого словаря Merriam Webster. Тренировка звуков американского акцента.
  • Youtube канал Rachel’s English — тоже отличный ресурс по освоению произношения американского акцента английского (для продвинутых студентов)
  • Sounds American — еще один Youtube канал с объяснениями и упражнениями для тренировки американского акцента.
  • Учимся произносить английские звуки у австралийского преподавателя — mmmEnglish.
  • Thevoicecafe — школа тренинровки любого акцента в английском. Онлайн упражнения, мобильное приложение, уроки по Скайпу.

Рекомендованные словари с поддержкой звука

Collins English Dictionary — самый современный словарь для изучающих английский язык. Указываются все возможные варианты произношений слов; для многих слов записаны видео, показывающие, как правильно эти слова произносить. Указана частотность слова — насколько часто оно используется в разговорной речи — и его самые популярные комбинации.

Oxford Learner’s Dictionary (British and American) — бесценный ресурс для изучающих английский. Словарь англо-английский, однако, описание термина специально упрощено для не-носителей. Слова можно послушать в британском и американском произношении. Есть озвученные списки слов (также в двух акцентах) по всем возможным темам.

Forvo — большая база слов, произнесенных носителями во всех возможных языках и акцентах. Есть озвученный гид по фразам для путешествий (нужно выбрать Russian в списке языков).

ABBYY Lingvo Live — русский ресурс в сотрудничестве с Collins Dictionary. Указывается два параллельных произношения в британском и американском акцентах.

Закрепление

Чтобы проделанная работа была не напрасной необходимо автоматизировать произношение. Закрепление также проходит поэтапно:

  1. Постановка звука САвтоматизация в слогах. Здесь используют специальные чистоговорки в которых делается упор на повторение звука «С» и «Сь».
  2. Автоматизация в словах. Применяют небольшие стихи и скороговорки с частым повторением звука «С». Фонема должна присутствовать на разных местах в слове.
  3. Автоматизация в предложениях. Здесь подходит чтение текстов и пересказ услышанного. Также используют картинки или карточки и просят кроху описать увиденное.

Важно вовремя обнаружить проблему и проявить максимум терпения к малышу. Неправильное произношение любой фонемы может повлечь за собой трудности в дальнейшей жизни ребенка и спровоцировать замкнутость и неуверенность в себе.

Логопедами разработаны специальные тетради с домашними заданиями. В них содержаться: таблицы с поэтапными занятиями, специальные чистоговорки, скороговорки, стихотворения, изображения, тексты для чтения и многое другое необходимое для устранения дефектов в произношении звука.

Добиться результатов возможно и без обращения к специалисту регулярно выполняя с малышом артикуляционную и дыхательную гимнастику, упражнения для правильной постановки звука.

12. Упражнение «Качели»

Сели дети на качели

И взлетели выше ели,

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

Улыбнись, открой

рот, на счёт «раз»

опусти кончик

языка за нижние

зубы, на счёт «два»

– подними язычок

за верхние зубы.

Повтори пять –

шесть раз.

Дыхательная гимнастика. Постановка звука [С] на вдохе

Упражнения дыхательной гимнастики для обучения правильному произношению С, даже песенку насоса, нужно делать на вдохе:

  • втянуть воздух через нос;
  • выдохнуть воздух, не надувая щеки.

Упражнение выполняется быстро несколько раз, чтобы струя воздуха выходила с силой и была узкой и холодной (проверить это можно рукой).

Интересно упражнение «Ветер сдул снежинку». Можно заранее вырезать из салфетки маленькую снежинку, которую ребенок сдувает с ладони (при этом широкий язык лежит на нижней губе). Задание постепенно усложняется – ладонь со снежинкой отодвигается дальше.

14. Упражнение «Грибок»

По берёзой у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Постановка звука СЬ

После того, как малыш освоил произношение С, трудностей и проговариванием его мягкого варианта возникнуть не должно. Специфика артикуляции такова:

  • губы напрягаются и растягиваются в большей степени, чем при произнесении С;
  • спинка языка перемещается немного выше и вперед.

Схема работы аналогична: сначала ребенок изучает слоги, потом – отдельные слова и, наконец, предложения.

Артикуляционные упражнения для звука [c] обязательно должны выполняться родителями, которые хотят научить своего малыша четкой и понятной речи. Начинать надо с 3-4 лет, обязательно заниматься дома, не перекладывая всю ответственность на логопедов. В противном случае, став более взрослым, ребенок будет испытывать неловкость из-за своего неправильного произношения.

 Звук С в середине слова в ряду слов

Звук С в середине слова.

Перечень слов: паста, каска, колбаса,
носорог, носок, лиса.

Автоматизация звука  [с] в словосочетаниях

Вкусный суп                              опасный выступ

искусный фокусник                     пустая миска

сосновый сук                             усатый сом     

сухая косынка                           синие  бусы

сатиновый поясок                      усатый сом         

густой сок                                       тенистый сад

ананасовый сок                                толстое сукно   

лесная сова                                    быстрые самолеты

Сдобное тесто                         высокий мост  

постная колбаса                      ананасное суфле

высокая сосна                         соленая треска

наваристый суп                       густой лес

сонная киска                             автобусная остановка

густой кустарник                       красные сандалии                 

солист ансамбля                        сырой песок

парусный спорт                         солёная капуста

миска с рисом                           вкусный салат

масса советов                           пёстрая собака   

Четко произносить предложения со звуком С.

Саня идет в сад.                                         В саду оса.

У самого носа оса.                                      Оса полосатая.

Высоко в небе самолет.                               Саня и Соня летят на самолете.

Самолет идет на посадку.                            Саня и Соня выходят из самолета.

Сане купят новый самокат.                          У Сани сани едут сами.

У Саньки новенькие санки.                          Саня едет на санях.

Саня видел салют.                                     Саня сам надевает сапоги.

Садовник посадил сад.                                Бориса покусала собака.

Собаке дали кусок мяса.                             Собака своих не кусает.

На соломе спит собака.                              У Сони коса до самого пояса.

Четко произносить предложения.

Дайте Сане сок и ананаса кусок.                    Соня кусает сахар.

В сотах мёд.                                                Песок в совке.

Соль в солонке.                                           Сонный сом на дне.

Соня, купи маме соды.                                  Самолет летит высоко над лесом.

Соня спала на соломе.                                  Суп несут в судке.

Саня и Соня несут сумку.                              В сумке сок, сахар и сыр.

Соне налили супу.                                         Соня видит осу.

Суп солите сами по вкусу.                              На обед салат, суп и мясо.

В саду сухой песок.                                       Несут ёлку из лесу.

Сосулька упала в снег.                                   Высоко на суку сова.

Четко произносить предложения.

В субботу Соне купят посуду.                            Алиса моет посуду.

Соня рисует самолет.                                   На ёлке сухой сук.

В сумке судак.                                             В лесу лиса.

В лесу высокие сосны.                                   У сома усы.

У осы усы.                                                   В саду осы.

Сане купили весы.                                         У тёти Вассы новые бусы.

У Сони косынка.                                            У Сони посылка, в ней бусы и косынка.

В посылке сыр, колбаса, сахар.                       Я несу в сумке кусок сыра.

У Сони две косы.                                            У Сони русые косы.

У Сони густые волосы.                                    У Сани полосатые носки.

Тексты для пересказа

Рассказы для прослушивания и пересказа.

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

         Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маки из Макдональдса.

         Тут Соня заметила бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и внимательно глядела на Соню и Славу. Собака скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мака и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

ДИКИЕ ГУСИ

          На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята.

          Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами.

          Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ

           У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. У Светы много кукол. Есть и кукольная коляска.

          Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовёт к себе соседку Люсю. Вместе детям намного веселее!

СОНЯ И СОБАКА

          У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами — беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!».

         Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт со¬баке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу — так, без команды!

СУХАЯ СОСНА

          У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме.

          Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.

СОНЯ И СУЛТАН

         Как-то Соня со своим псом Султаном была в саду. Соня ходила по саду без сандалий и босой ногой наступила на осу.

            От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан лизнул Сонину ногу. Соня успокоилась и засмеялась.

СМЕЛАЯ ЛЮСЯ

             Люся всегда боялась гусей. Как-то соседский гусак Васька схватил Люсю за юбку и стал тянуть. Люся замахнулась на гусака веткой, и тот отстал. А Люсин папа сидел у дома на скамейке и всё видел.

             «Люся, да ты смелая стала — гусака не испугалась!» — весело сказал папа.

КУКЛА СИНДИ

          Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день. Кот Васька постоянно наблюдал за хозяйкой.

         Как-то мама позвала Люсю на кухню. Кукла Синди осталась в коляске. Кот схватил куклу и унёс её под диван.

        Люся не увидела куклы в коляске и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу из-под дивана и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську — дала ему Вискас.

РАССЕЯННЫЙ СОСЕД

           У нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опаздывает. Встанет утром, никак не найдёт свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку документы, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой автобус, а потом стоит на остановке и грустит.

            Вот какой рассеянный сосед!

ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ!

           Сеня был в классе и вертелся, сидя на стуле. Спинка стула треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил.

             Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на месте. О сломанной спинке Сеня никому не сказал. «Вот потеха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот повеселюсь!» — думал Сеня.

          Весь день он косился на опасный стул. «Интересно: кто на него сядет?». Смотрел-смотрел Сеня — никто на его стул не садится. Странно ему стало…

         На другой день Сеня забыл о сломанном стуле и плюхнулся на него со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу.

        Хотел Сеня повеселиться — вот и повеселился!

ПЛОДОВЫЙ САД

           Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений.

          Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, консервы, варенье, напитки.

          Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков на странице звук С.

15. Упражнение «Лошадка»

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Изобрази, как лошадка стучит

копытами: улыбнись, открой

рот, щёлкай языком громко и

энергично. Старайся, чтобы

нижняя челюсть была

неподвижной и «прыгал»

только язык.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...