Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Цветных счётных палочек Кюизенера. Палочки Кюизенера: основная цель игры

Содержание
  1. Методика
  2. Палочки Кюизенера
  3. Цель и задачи методики с палочками Кюизенера
  4. Об авторе
  5. Методические аспекты использования счётных палочек Кюизенера в ДОУ
  6. Сущность методики Кюизенера для дошкольников
  7. Достоинства и недостатки методики
  8. Задачи использования счётных палочек в ДОУ
  9. Приёмы работы
  10. Методика Кюизенера: назначение, особенности
  11. Немного истории
  12. Описание комплекта
  13. Преимущество методики «Палочки Кюизенера»
  14. Суть методики
  15. Задачи методики:
  16. Описание набора «Палочки Кюизенера»
  17. Цели использования
  18. Что такое палочки Кюизенера?
  19. Плюсы и минусы методики 
  20. Лучший возраст
  21. Изучение математических терминов.
  22. Логические задачи для семейного досуга
  23. Доставка и оплата
  24. Полезные видео
  25. Видео: Обучение счёту на палочках Кюизенера
  26. Видео: Составление сказок по палочкам Кюизенера
  27. Видео: Интересные задания с цветными линеечками Кюизенера для детей разного возраста
  28. Правила работы
  29. В каком возрасте использовать палочки Кюизенера
  30. Диагностика логического мышления дошкольников с помощью палочек Кюизенера
  31. Таблица: примеры тестовых упражнений с палочками Кюизенера для старших дошкольников
  32. Какие наиболее популярные пособия с упражнениями можно встретить
  33. Гарантия
  34. Как сделать палочки своими руками
  35. Отзывы
  36. На какой возраст ребенка рассчитаны палочки Кюизенера?
  37. Дополнительные альбомы к палочкам Кюизенера.
  38. Чему еще можно научиться с помощью палочек Кюизенера?
  39. Как работать с палочками?
  40. Техническое описание комплекта.

Методика

Что нового ребенок узнает, какие умения в нем разовьют палочки Кюизенера? Вот небольшой список, что сможет ребенок, благодаря ним:

  • быстро выучит цвета;
  • разберется с понятиями «короткий», «длинный», «высокий», «низкий»;
  • разовьет мелкую моторику, мышление, воображение;
  • получит представление о категориях «часть», «целое», «больше», «меньше»;
  • освоит конструирование, используя логический подход;
  • решит свои первые математические примеры, математика станет увлекательной наукой.

Палочки Кюизенера

Математика имеет задачей не обучение исчислению, но обучение приемам человеческой мысли при исчислении.

Лев Толстой

Как говорится, все гениальное просто. Это как раз про счетные палочки Кюизенера. Настолько проста и понятна эта игра, но какие важные, сложные и абстрактные математические представления она формирует у юных игроков.

Число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами, пространство. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится абсолютно естественным образом — играя с цветными счетными палочками Кюизенера.

У моей дочки Ани палочки вызывают полный восторг. Да и разве может быть по-другому? Ведь у нее в коробочке лежит настоящий клад — целых 116 палочек разных цветов и размеров 🙂

Ну, давайте обо всем по порядку.

Итак, Джордж Кюизенер (1891-1976) — бельгийский педагог, разработавший универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», которая была посвящена описанию цветных счетных палочек.

В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускает отечественная компания «Корвет» с 1993 года. Целью игры является интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера» предназначено для детей от 2 до 9 лет. Оно включает в себя: 116 палочек, набор цифр от 1 до 20, комплект математических знаков, а также инструкцию (повторяем заглавную фотографию):

Цветные счетные палочки КюизенераПалочки отличаются друг от друга цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета — одной длины.

Белая палочка — самая короткая. Ей соответствует число 1. Розовая палочка в два раза длиннее. Это цифра 2. По такому же принципу сделаны все оставшиеся палочки. Цифра и цвет соответствующей палочки одинаковые.

Математические палочки КюизенераСпециально к цветным счетным палочкам компания «Корвет» разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей:

  • Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
  • Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).
  • Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
  • Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».
  • Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.
  • Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.

Палочки Кюизенера пособия

Цель и задачи методики с палочками Кюизенера

Как таковые палочки Кюизенера стали использовать по рекомендациям педагога из Бельгии. Он придумал тоненькие брусочки, окрашенные в разные цвета для обучения детей математическому счёту и другим действиям. Такая наглядно-игровая форма сразу была поддержана педагогами в детских учреждениях страны и вышла за её пределы.

Главной целью методики «палочки Кюизенера» стало обучение математическим действиям в эффективной форме, близкой для понимания детьми.

Задачи же многообразны:

  • это и обучение числам;
  • и формирование преставлений о счёте и цвете;
  • развитие познавательного интереса к самому предмету математики;
  • тут же и развитие логики, мыслительных способностей, формирование нестандартного типа мышления;
  • становление основ арифметических навыков и умения сложения и вычитания.

Как видим, с палочками можно делать многое. И всё, однозначно, будет развивающе действовать на малыша, не обременяя его при этом серьёзными учебно-образовательными нагрузками.

Об авторе

Джордж КюизенерНачнем издалека, Джордж Кюизенер (годы жизни 1891-1976 гг.) — Бельгийский педагог. Долгое время благотворно работал учителем в начальных классах. Работая с детьми стал постепенно разрабатывать и внедрять свою методику обучения деток математическим способностям.

Кюизенер был сторонник того, что ребенок намного легче усваивает обучающий материал, если он перед глазами ребенка, как наглядное пособие. А еще лучше, если его можно потрогать и провести какие-то манипуляции, например поиграть.

Здесь и родилась идея, а потом и внедрение ее в жизнь в виде одноименных палочек, которые он сам придумал опираясь на идеи Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Так же Кюизенер является автором книги в которой подробно описана данная методика «Числа и цвета», или как их называл сам автор «числа в цвете». В книге приведены разнообразные интересные обучающие игры и упражнения, благодаря которым ребенок в ходе игры сначала под присмотром и помощью взрослого, а затем и самостоятельной работы постигает абстрактное понятие числа, его формирование из других чисел. Так ребенок начинает учиться считать.

На английском языке палочки называются по-разному, в России же распространено название, как «цветные счетные палочки Кюизенера».

Методические аспекты использования счётных палочек Кюизенера в ДОУ

Развивающее пособие придумано педагогом Джорджем Кюизенером из Бельгии (его фамилия и стала названием). Оно представляет собой комплект брусочков разных цветов и размеров, объединённых в группы. Каждая является параллелепипедом с поперечным сечением 1 кв. см и длиной от 1 до 10 см.

Набор палочек Кюизенера

В комплект входят группы брусочков разного цвета и длины

Эта комплектация — не случайность, а продуманное математическое множество: в нём каждый цвет и длина имеют соответствие определённому числу от единицы до десяти. К примеру, белая палочка — куб со сторонами 1 см — символизирует число 1, а розовая (длиной 2 см) – число 2 и т. д. Комплект имеет различные цветовые модификации. Однако брусочки, тождественные по длине, всегда имеют один цвет.

Виды палочек в наборе

Каждая палочка соответствует определённому числу от 1 до 10

Палочки отличаются ещё одной интересной особенностью: различные цвета можно объединить в «семейства». Так, к семейству красного (его оттенки — это сам красный, розовый, малиновый, бордовый и др.) относятся числа, которые кратны двум, — 2, 4, 8. К семейству синих относятся числа, делящиеся на 3 — это 3, 6, 9. Оттенки жёлтого делятся на 5.

В состав классического варианта набора входит 241 элемент. Однако в работе с детьми дошкольного возраста часто используют упрощённый вариант, представленный 144 деталями: 36 белых палочек плюс по 12 элементов прочих цветов.

Счётные палочки Кюизенера могут быть представлены и в плоском варианте. Воспитатель или родители могут изготовить набор своими руками из плотного картона. При этом элементы можно вырезать более крупными (начиная от палочки 2х2 см и заканчивая 2х20 см). Однако детали нельзя помечать цифрами: дошкольники должны сами соотносить размер брусочка и число.

Схема для вырезания палочек Кюизенера

Развивающий набор можно изготовить самостоятельно из плотного картона

Джордж Кюизенер большую часть своей жизни проработал в начальной школе, где применял на практике различные методики и обучающие программы, дорабатывал наиболее действенные и эффективные. Авторская методика Кюизенера обучения детей математике получила название «Цветные числа».

Сущность методики Кюизенера для дошкольников

Комплект Кюизенера предназначен, в первую очередь, для развития у дошкольников математических представлений. Данная методика подходит как для малышей раннего возраста, так и для будущих учеников: каждому возрасту соответствует свой уровень заданий. В мышлении ребёнка находит отражение всё то, что изначально совершается путём практических манипуляций. Работа со счётными палочками даёт возможность перевести внешние действия во внутренний план.

Набор Кюизенера — это множество, с его помощью детям легко продемонстрировать отношения порядка и эквивалентности. Здесь скрыты самые разные математические ситуации. Поскольку число в комплекте моделируется из цвета и величины, то и в мышлении ребёнка начинают формироваться абстрактные понятия. И это является закономерным следствием его самостоятельных практических действий. Ребята осваивают количественный и порядковый счёт.

Пособие Кюизенера даёт возможность наглядно показать дошкольнику числовой ряд: элементы выстраиваются в «лесенку» от 1 до 10. При этом малыши лучше понимают понятие «больше-меньше»: к примеру, что 5 больше 3 (одна палочка длиннее другой). Набор счётных палочек — замечательный способ объяснить ребёнку состав числа, деление целого на части: дошкольник легко запомнит, что число 2 получается из сложения двух единиц (в этом отношении палочка длиной 2 см соответствует двум палочкам по 1 см). Такое пособие подойдёт и для обучения более сложным действиям в математике — умножению и делению.

Счётные палочки совершенствуют и измерительные умения. Наглядно наблюдая, что один элемент длиннее или выше другого, малыш учится сравнивать их, усваивает понятия «короче», «длиннее», «разные», «одинаковые». Также на этом дидактическом материале можно отрабатывать понятия «правый-левый» и «масса» предмета.

Детали набора интересны тем, что работать с ними дети могут и в горизонтальной, и в вертикальной плоскости. Таким образом, созданную модель можно рассматривать по-разному. Развивающее пособие Кюизенера помогает не только в изучении математики. Данная методика позволяет складывать из палочек буквы, различные фигуры (своеобразная мозаика), объёмные конструкции. Для этого существуют специальные схемы, которые можно найти в интернете или разработать самостоятельно.

Два мальчика составляют изображения из палочек по схеме

Из палочек можно выкладывать различные изображения на плоскости

Для формирования прочных знаний и навыков задания по методике Кюизенера нужно предлагать дошкольникам регулярно (не реже 1 раза в неделю).

Достоинства и недостатки методики

Главное преимущество методики Кюизенера — возможность её применения при работе с ребятами разного возраста (как младшими, так и старшими школьниками). Для малышей это увлекательный игровой материал, который позднее поможет освоить математические законы без скучного заучивания. Он привлекает своей красочностью, многофункциональностью.

В продаже и в свободном доступе в сети существует довольно большой ассортимент альбомов, схем для занятий, можно найти готовые сценарии игр. Достоинство методики ещё и в том, что она развивает не только познавательную деятельность, но и мелкую моторику, воображение, зрительное и пространственное восприятие. Объёмность палочек и их различия по цвету и длине позволяют ребёнку освоить сенсорные эталоны (размер и цвет).

Очевидно, что пособие Кюизенера является универсальным, удачно дополняет другие существующие методики обучения математике. Тем не менее некоторые родители недостатком пособия считают тот факт, что заниматься со счётными палочками с детьми нужно непременно систематически, иначе упражнения не принесут заметного результата.

Задачи использования счётных палочек в ДОУ

Использование в педагогическом процессе ДОУ пособия Кюизенера помогает решению многих задач:

  • Образовательные:
    • Формирование понятий числа и количества, представлений об их соотношении.
    • Закрепление количественного и порядкового счёта.
    • Освоение понятия «состав числа», обучение навыкам сложения, вычитания.
    • Формирование измерительных умений (в частности, сравнение предметов по их длине, ширине и высоте).
    • Закрепление знаний геометрических фигур (путём складывания их из элементов набора).

      В подготовительной к школе группе в рамках углубленного изучения математики (это может быть кружковая работа) с помощью набора Кюизенера можно познакомить ребят с арифметической прогрессией (так называемой цветной алгеброй).

  • Развивающие. Деятельность с набором Кюизенера базируется на активном размышлении, поиске правильных способов действий. Поэтому пособие развивает детский интеллект, познавательную активность, а также мелкую моторику, конструктивные навыки, ориентировку в пространстве, внимание, воображение и фантазию.
  • Воспитательные. Занятия с данным дидактическим материалом формируют такие черты характера, как настойчивость, терпение, усидчивость, наблюдательность.

Приёмы работы

Палочки Кюизенера — это полифункциональный дидактический материал. Для обучения по данной методике педагог использует различные приёмы, прежде всего игровые. Однако, чтобы деятельность была успешной, они должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития.

Так, младших дошкольников вначале просто нужно познакомить с набором. Пусть малыши поиграют с палочками, по желанию сложат из них разные узоры. Можно предложить ребятам соорудить из элементов какую-нибудь постройку. В дальнейшем дошкольники могут задействовать детали в сюжетно-ролевых играх (например, в качестве товара в магазине или помады в салоне красоты).

Воспитанники младшей группы занимаются с палочками Кюизенера

Малышам очень нравится играть с цветными палочками

Вполне возможно, что в ходе подобных игр ребята сами сделают определённые открытия: к примеру, что палочек много, но среди них есть элементы одинакового цвета и размера, или если сложить 2 брусочка одного цвета, то по длине мы получим палочку иного цвета и т. д. Важно постоянно предлагать малышам обследовать детали, отсчитывать их по одной, прикладывать друг к другу — таким образом, познавательное развитие сочетается с сенсорным.

Постепенно педагог вводит задания и упражнения (опять-таки игровые) со счётными палочками. Выполняя их, дети приходят к пониманию того, что каждый предмет в наборе имеет своё постоянное число. Упражнения должны быть разноплановыми: направленными на совершенствование представлений о величине, закрепление понятия числа и др. Они могут носить и комплексный характер: решать сразу ряд задач. При подборе заданий нужно учитывать их взаимосвязь (включение общих и усложняющихся моментов), сочетаемость с упражнениями, где задействованы прочие дидактические средства.

Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный характер, то в младшем и среднем дошкольном возрасте основным приёмом обучения будет являться показ способа действия воспитателя одновременно с объяснением. В старшем же звене будет достаточно схемы или словесной инструкции.

Помощь воспитателя в процессе выполнения заданий должна носить косвенный характер: педагог предлагает ребёнку ещё раз подумать, попробовать другой вариант действий. Нужно стремиться к тому, чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе решений, высказывали предложения и сами их проверяли.

Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности воспитатель продумывает различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности. Например, на занятие к малышам приходит самое настоящее солнышко (игрушка), к которому надо проложить дорожку. Игровые моменты выполняют мотивационную роль (построить будку для собачки, лестницу для куклы и т. д.). В старшем же дошкольном возрасте уже можно заинтересовать детей соревнованием (составление на скорость цифр из палочек и т. п.).

Две девочки строят лесенку из палочек к солнышку

Игровые персонажи помогают создать у дошкольников мотивацию к любой деятельности

Ещё один важный приём, сопровождающий манипуляции со счётными палочками, — вопросы к дошкольникам. Это является актуальным в любом возрасте. Вопросы делают восприятие детей более активным, развивают их речь, помогают осмыслить материал.

Что касается форм работы с набором Кюизенера, то обычно ребята упражняются индивидуально. Можно объединять их в подгруппы по несколько человек.

Методика Кюизенера: назначение, особенности

Джордж Кюизенер — не просто педагог-теоретик, он много лет проработал учителем в начальных классах. За время своей работы он пришел к выводу, что дети гораздо лучше усваивают информацию, если у них есть наглядный материал, который можно не только посмотреть, но и потрогать. Так в 1957 году появилась программа палочек Кюизенера. В своих идеях он опирался на работы Монтессори и Фребеля.

Палочки Кюизенера представляют собой набор из 241 бруска. Как правило, бруски изготавливаются из дерева или пластика. Они отличаются по цвету и длине. Всего 10 цветов, каждый из которых соответствует определенному числу. Таким образом, использование палочек Кюизенера позволяет ребенку наглядно увидеть разницу между числами, переводя абстрактные математические понятия в доступную форму.

Регулярные занятия с палочками Кюизенера помогают дошкольнику усвоить:

  • понятия «больше-меньше», «похожие-различные»;
  • порядок в числовом ряду;
  • основы математических действий: сложение, вычитание;
  • более сложные математические действия: умножение, деление;
  • понятие долей, их сравнение.

Кроме этого, палочки Кюизенера способствуют развитию пространственного мышления, а также воображения. За полвека использования система Кюизенера развилась, появилось много пособий, альбомов различных авторов.

Джордж Кюизенер

Немного истории

Набор палочек КюизенераПособие привлекает детей не только многофункциональностью, но и яркостью оформления

Математическое пособие (1952 год) бельгийского математика Джорджа Кюизенера основывается на наглядно-тактильном освоении понятий абстракции, таких как множество, упорядоченность и идентичность. Кстати, популяризацией пособия мы обязаны коллеге Кюизенера — французскому математику и философу Калебу Гатеньо, который начал использовать пособие «числа в цвете» («счётные палочки», «цветные линеечки», «цветные палочки», «палочки Кюизенера») при изучении математики и языка.

Описание комплекта

Палочки Кюизенера – это комплект из 116 палочек разного цвета и длины. Всего 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, черный, бордовый, синий, оранжевый.

Каждому цвету соответствует длина. Белая палочка самая короткая, это кубик длиной 1 см, оранжевая самая длинная – 10 см.

Таблица, показывает, что все цвета образуют собой три семейства + белый, черный (нейтральные) цвета. Оранжевый и фиолетовый присутствуют в двух семействах, так как появились благодаря смешению этих цветов.

Кроме того, числа, зашифрованные в семействе красных кратны двум, в семействе синих трем, а в семействе желтых пяти.

Семейство красных Семейство синих Семейство желтых
Розовый Голубой Желтый
Красный Синий Оранжевый
Бордовый Фиолетовый
Оранжевый
Фиолетовый

Кроме самих счетных палочек Кюизенера в наборе есть математические знаки основных действий, а также цифры от 1 до 20. Для детей, уже освоивших «цветной счет» могут использоваться классические примеры, как в школе. Также в комплекте идет инструкция по использованию.

Материал для «цветного счета» используется легкий, гладкий, изготовленный из пластмассы, прошедшей сертификацию. Они отличный счетный материал. Цифры и знаки картонные. С помощью этого пособия можно выполнять сложение, вычитание, умножение и деление.

Палочки Кюизенера

Преимущество методики «Палочки Кюизенера»

С палочками удобно выполнять очень много разных заданий и упражнений, даже порой далеко не связанных с математикой.
Как я уже выше упомянула, их можно использовать для формирование творческого потенциала, представлений о цвете и т.п.

Таким образом, ни один ребёнок с палочками Кюизенера точно не заскучает. Скажу по секрету, они мне и самой очень помогают справиться с различными стрессово-жизненными ситуациями. Начинаешь с ними заниматься, и сразу все тревожные мысли куда-то улетучиваются. А перед тобой появляется возможность творить и удивлятся, восхищаться и радоваться.

Суть методики

Идея одновременно проста и интересна. Детки прекрасно с палочками играют и параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой.

По мере внедрения и использования палочек их цвета были немного изменены. Но смысл от этого не изменился.

Принципы методики:

  1. Помочь ребенку освоить территориальные понятия пространства такие как: больше — меньше, выше — ниже, право — лево, между.
  2. Учимся делить целое на составные части.
  3. Развиваем воображение, самостоятельность, визуальную и слуховую память, стимулируем речь.
  4. Учимся анализировать, делать выводы, сравнивать.
  5. Учимся простые математическим действиям: сложение, вычитание, подходим к делению и умножению, дробям.

играем с палочками кюизенера

Задачи методики:

  1. познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

  2. познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

  3. познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

  4. осваивать прямой и обратный счет.

  5. познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

  6. помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

  7. научить делить целое на части и измерять объекты.

  8. развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию

  9. развивать логическое мышление, внимание, память.

Описание набора «Палочки Кюизенера»

Палочки представляют собой не всегда и не совсем палочки. Этакие брусочки, а при небольшой длине, так и вовсе кубики.
Размер брусочков от 1 до 10 см. По количеству есть наборы попроще, включающих в себя 116 брусочков, а есть наборы традиционно-классические с 241-й палочкой.

Раскрашены они в 10 цветов различных оттенков. Для полноценных занятий с ребёнком я предпочитаю выбирать набор, где палочек побольше.

Палочки Кюизенера

Цели использования

Есть родители, которые бояться, что нагружать ребенка математикой слишком рано. Педагоги сходятся во мнении, что лучше переживать о том, чтобы не было слишком поздно. Сенситивные периоды в развитии длятся не так долго, об их времени знать наверняка мы не можем. Проходят они очень быстро, успеет ли ребенок в этот промежуток освоить необходимый навык? Поэтому лучше предлагать малышу задания в зоне его ближайшего развития. Пусть пока трудно, но когда его мозг будет готов, он справится с задачей, на удивление вам и окружающим.

Приведем основные причины, по которым учителя во всем мире активно пользуются цветными счетными палочками Кюизенера в своей педагогической практике:

  1. Использование наглядности математических действий, что позволяет работать с детьми младшего возраста.
  2. Развитие фантазии, воображения. Количество заданий с этим инструментом стремится к бесконечности.
  3. Развивается мелкая моторика, так как в работу вовлечены пальцы рук.
  4. Наука превращается в увлекательную игру, а значит, легче воспринимается и усваивается детьми. Устный счет дается легко.
  5. Помогает в формирование сопутствующих навыков, обучение письму. Из них можно строить как из конструктора, выкладывать слова, собирать лабиринты.
  6. Позволяет измерять длины других предметов, так как заранее известна длина каждого цветного модуля в сантиметрах.
  7. Дает возможность закрепить понимание геометрических фигур, за счет составления их контуров.
  8. Формирует устойчивый интерес к познанию, в том числе к математической науке.

Счетные палочки Кюизенера

Читайте также: Задания для развития мелкой моторики

Что такое палочки Кюизенера?

Как, вероятно, уже догадались самые сообразительные, палочки эти названы именем их создателя – бельгийского педагога и математика Джорджа Кюизенера (1891 – 1976)
И предлагаются они как дидактический развивающий материал для детей дошкольного возраста, помогающий им в освоении азов математики.

На первый взгляд это просто цветные деревянные или пластиковые палочки разного размера. А при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что это набор объемных палочек, разных как по величине, так и цвету.

Каждая палочка обозначает определенное число и цвет, длина палочек от 1 до 10 см. Чем длиннее палочка, тем большее число она обозначает

Например: 1 – это палочка белого цвета со стороной размером в 1 см. Точнее это больше похоже на куб, но все же. 🙂

Брусочек розового цвета длиной 2 см обозначает цифру 2. Ну и так далее. Технологию Вы поняли.

3c2small5443.jpg

Плюсы и минусы методики 

Регулярное занятие по палочкам Кюизинера поможет вашему малышу раньше других карапузиков развить творческо — интеллектуальную жилку. Поможет малышу лучше концентрироваться и сосредотачиваться, быть более внимательным.

На занятиях задействована мелкая моторика и воображение, конструктивное мышление. Ваш малыш будет понимать и ориентироваться в основных математических понятиях, будет легко решать простые примеры на сложение и вычитание.

Самостоятельной методикой ее конечно же сложно назвать, так как включает в себя не комплексное развитие, а одностороннее -математический уклон.

Но является отличным дополнением и прекрасным полезным, интересным времяпровождением для ребенка. и не вступает в конфликт ни с одной из известных методик развития. Может быть самостоятельно использоваться как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях, в чем и завоевала свою популярность.

Лучший возраст

На инструкции к палочкам указано, что заниматься с ними следует детям от трех лет, но под присмотром взрослых первые задания малыши могут выполнить и в 2–2,5 годика. Наиболее востребованной методика становится в старшей группе детского сада, когда полным ходом идет подготовка детей к школе. Специалисты отмечают, что играть с палочками можно, конечно, и в более раннем возрасте (от года), но в этом случае математическое пособие становится всего-навсего игровым материалом, причем довольно опасным из-за обилия мелких деталей. Поэтому лучше всего отложить его до более подходящего возраста, а пока предложить ребенку безопасные кубики и пирамидки.

Изучение математических терминов.

Занимаясь с палочками Кюизенера, маленькие дети усваивают свои первые математические термины и формируют основу математической речи, которая не только дает возможность оперировать понятиями математики, но и прививают такие компоненты общей речевой культуры, как адекватность выражения мыслей, точность языка, логичность и четкость речи. Речь математическая неразрывно связана с развитием памяти, внимания и мышления ребенка.

Используя для занятий с детьми цветные счетные палочки Кюизенера, можно усвоить такие группы терминов математического характера:

  • Названия чисел.
  • Названия действий арифметики, их составляющих и результатов.
  • Слова, которыми определяются величины – сантиметр, метр, понятие длины отрезка.
  • Определения геометрических фигур – квадрат, треугольник, угол.
  • Слова, обозначающие величину предметов, – маленький и большой, короткий, длинный, тонкий, толстый, высокий, низкий, средний, одинаковый и т.д.
  • Определения относительных размеров различных предметов – меньше и больше, короче и длиннее, уже и шире, самый большой.
  • Слова, которые обозначают уменьшение или увеличение числа на некоторое количество единиц – несколько, столько же, столько же без, столько же и еще.
  • Определения пространственных отношений предметов, их местоположения – двигается вправо или влево, расположен справа или слева, сверху, снизу, положить вперед или назад, посередине, рядом, разложить вокруг и т.д.

Купить палочки Кюизенера

Купить палочки Кюизенера.

Логические задачи для семейного досуга

Для того чтобы занятия для детей стали интересным делом, можно использовать палочки Кюизенера при организации семейного досуга. Так, например, методика широко используется для развития логики, что будет привлекательно не только ребятишкам, но и взрослым. Благодаря логическим задачам с палочками ребенок научится справляться с возникающими трудностями и самостоятельно находить ответ, не бросая дело на полпути. Например, можно использовать следующие логические игры:

  1. Поезд состоит из трех вагонов: красный вагон посередине, а желтый оказался не первым в составе. Задача: догадаться, в какой последовательности стоят вагоны, в процессе раскладывая брусочки по столу. Когда задание выполнено, его можно усложнить, увеличив количество вагонов состава или дополнив условия: длина поезда равна оранжевой палочке, среди вагонов нет зеленых и т.д.
  2. На листке бумаги нарисована река, расстояние между ее берегами изменяется. Через нее переброшены три мостика-брусочка, и еще одного мостика не хватает. Задача: подобрать недостающий мост, подходящий по цвету и по длине. Можно усложнить, поставив условие, что мост должен состоять из двух палочек.
  3. Типовые задания: как убрать две палочки, чтобы получилось два квадрата (они разложены на столе таким образом, что образуют два верхних квадрата с общей боковой стороной, и один нижний, который имеет общую сторону с одним из верхних квадратов).

Аналогичные игры и задания могут придумывать родители или старшие дети. Благодаря логическим задачам с палочками ребенок научится справляться с возникающими трудностями и самостоятельно находить ответ, не бросая дело на полпути.

Доставка и оплата

При оформлении заказа в корзине, для Вашего заказа будет рассчитана стоимость доставки и дана подробная информация о вариантах и сроках доставки. Подробнее о вариантах доставки и оплаты вы можете прочитать здесь.

Полезные видео

Видео: Обучение счёту на палочках Кюизенера

Видео: Составление сказок по палочкам Кюизенера

Видео: Интересные задания с цветными линеечками Кюизенера для детей разного возраста

https://youtube.com/watch?v=pzx0slpfkIE

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Ребенок раскладывает палочки Кюизенера

В каком возрасте использовать палочки Кюизенера

К каждому набору палочек прикладывается инструкция, где указывается, что этот дидактический материал можно использовать на занятиях с детьми от трёх лет. Однако, если родители будут рядом контролировать, то можно начинать пользоваться набором и в более раннем возрасте, например:2 или 2.5 года.

Но если на первых порах это лишь игровой материал, а также пособие для формирование цветовых представлений, то в качестве дидактического пособия для изучения чисел, палочки Кюизенера используются в старшем дошкольном возрасте.

Интересное замечание некоторых педагогов, что если использовать палочки Кюизенера для обучения математике в раннем возрасте, то ребёнок и в старший период будет воспринимать занятие с ними просто как игру.

Поэтому некоторые рекомендации даются, что для игры их не использовать, а заменить на кубики и пирамидки, которые выполняют ту же обучающую функцию для изучения цвета.

На этот счёт мнения расходятся.

Что касается меня, то я бы тоже не рискнула в слишком раннем возрасте давать малышу палочки по другой причине, ведь ребёнок может ее засунуть в неположенное место или повредить себе что-то, нечаянно ткнув.
Ну это так, моё отступление.

Диагностика логического мышления дошкольников с помощью палочек Кюизенера

Перед тем как воспитатель введёт в педагогический процесс задания с набором Кюизенера, желательно провести мониторинг данного проекта. Вначале по определённым критериям определяется начальный уровень математических знаний и навыков детей (это направления «Количество и число», «Состав числа», «Величина» — в зависимости от возраста воспитанников). После этого намечаются перспективы дальнейшей работы. В конце года педагог снова проводит мониторинг — оценивает результативность деятельности с использованием развивающего дидактического материала, проводит сравнительный анализ, делает соответствующие выводы.

Палочки Кюизенера являются замечательным средством для проведения диагностики логического мышления дошкольников. На их основе ребёнку предлагается ряд заданий, по уровню выполнения которых можно судить о его интеллектуальных способностях.

Мальчик и педагог складывают фигурки из палочек Кюизенера

Диагностическое обследование проводится педагогом в мини-группах воспитанников или в индивидуальной форме

Результаты выполненных заданий воспитатель оценивает по следующим критериям:

  • Активность ребёнка в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера: интерес к деятельности, целеполагание, планирование деятельности, поиск способов решения задачи (вариативность, адекватность), самооценка.
  • Творческие проявления детей в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера: самостоятельное придумывание игровых упражнений развивающей направленности (или повторение известных) и вовлечение в них детей, оригинальность, аргументированность игровых замыслов.
  • Принятие ребёнком ведущей роли в играх и упражнениях.

Каждое задание педагог оценивает по десятибалльной системе. В итоге экспериментально определяются 3 уровня развития дошкольников:

  • Высокий уровень (8–10 баллов). Дети проявляют высокую активность в деятельности с палочками Кюизенера. Прослеживается интерес к деятельности, целеполагание, планирование и вариативность выполнения упражнений, оценка собственного результата. Легко принимают на себя роль взрослого. Аргументируют свои игровые замыслы. Дети проявляют высокую самостоятельность в выполнении упражнений, оригинальность и творчество, рационально используя имеющийся опыт.
  • Средний уровень (4–7 баллов). Дети активны в поисковой деятельности. Прослеживается наличие интереса к деятельности, но по ходу выполнения упражнений не сохраняется. Планируют свою деятельность, оценивают свой результат. Принимают на себя роль взрослого. Аргументируют свои игровые замыслы. Сниженная самостоятельность, требовалось подключение взрослого к процессу: повторное объяснение упражнения, советы, указания, наводящие вопросы. Сниженная творческая инициатива, дети в основном опираются на имеющийся опыт при выполнении заданного, не проявляя творчества.
  • Низкий уровень (менее 3 баллов). У детей сниженная активность в деятельности с палочками Кюизенера, заменяют заданное манипуляциями с палочками. Интерес к деятельности не проявляют. Не принимают на себя роль взрослого. На помощь педагога не всегда реагируют адекватно или вообще отказываются от выполнения упражнения, но при этом (в большинстве случаев) аргументируют свой отказ: «Я не знаю, как это делать. Ничего не понимаю», «У меня ничего не придумывается. Я не знаю, что составить». Творчество не проявляют, на слово «придумай» не реагируют.
Девочка выкладывает картинку из палочек

Игры с палочками положительно влияют на развитие самостоятельности дошкольника, воспитывают настойчивость и целеустремлённость

На основе анализа диагностических данных педагог планирует коррекционные мероприятия с отдельными воспитанниками.

Таблица: примеры тестовых упражнений с палочками Кюизенера для старших дошкольников

Набор счётных палочек, разработанный математиком из Бельгии Дж. Кюизенером, популярен во всём мире. В детском саду заниматься по данной методике можно с воспитанниками любого возраста, постепенно усложняя задания по мере взросления детей. Хотя пособие предназначено в первую очередь для занятий математикой, оно затрагивает и другие образовательные области (развитие речи, эстетическое воспитание). Задача педагога — подключить фантазию и предлагать воспитанникам различные варианты игр и упражнений. Но чтобы деятельность была результативной, проводить занятия нужно регулярно.

Какие наиболее популярные пособия с упражнениями можно встретить

  • «Кростики» (альбом со схемами) для детей 4-5 лет.
  • «На златом крыльце сидели» для подготовки детишек к школе.
  • «Волшебные дорожки» для самых маленьких деток 2-3 года.
  • «Дом с колокольчиком» для деток 4-5 лет.
  • «Веселые цветные числа» (игровые развивающие математические ситуации для детей 3-4 лет)

Гарантия

1. Возврат товара может быть осуществлен в течение 7 дней с момента его получения.

2. Возврат товара надлежащего качества возможен, если:

  • он не был в употреблении,
  • сохранен его товарный вид, заводская упаковка

3. Возврат или обмен товара ненадлежащего качества осуществляется в течение гарантийного срока, установленного производителем. Возврат товара ненадлежащего качества осуществляется за счет компании «Умная Игрушка».

4. Возврат денежных средств покупателю осуществляется в течение 10 дней с момента получения нами возвращенного товара или с момента принятия решения о возврате денежных средств.

С подробными условиями гарантии Вы можете ознакомиться здесь.

Как сделать палочки своими руками

Покупка набора проще, чем его изготовление, но не всегда у родителей есть такая возможность. Магазинные бруски объемные, но сделать такие в домашних условиях очень трудно. Проще изготовить для малыша плоские. Инструкция:

Подготовьте 10 листов цветного картона. Оттенки должны соответствовать тем, которые перечислены в ранее представленной таблице.

Размеры полосок будут увеличены вдвое. Ширина 2 см, длина – 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18,20 см.

Разметьте цветные листы, расчертив линеечки в необходимом вам количестве.

Разрежьте картон на разноцветные полоски острыми ножницами.

Отзывы

Девочка и мальчик выкладывают картинку палочкамиРодители, которые регулярно занимаются по пособию, отмечают, что дети становятся более концентрированными и организованными

Есть вещи, о покупке которых сложно пожалеть. Вот и пособие «Палочки Кюизенера» относится именно к таким приобретениям. Занятия с цветными линеечками не отнимет много времени, зато уже после 2–3 «уроков» малыш научится различать размеры и цвета брусочков, постепенно привыкая обозначать ими количество. И так, шаг за шагом, будет осваивать арифметику. Более того, это пособие пригодится и во время обучения в школе, ведь нет ничего более эффективного, чем объяснение деления, умножения и ряда других математических действий «на руках», то есть наглядно-тактильно. Так что, если родители заинтересованы в развитии познавательных способностей своего карапуза, так сказать, с «младых ногтей», то пройти мимо такой многофункциональной игрушки просто не смогут.

На какой возраст ребенка рассчитаны палочки Кюизенера?

Вообще-то, на коробке написано от 3-х лет… Но лично мне кажется, что начинать можно с любого возраста, было бы такое желание у Вас, родителей.

Вообще, я считаю что как раз это одно из главных преимуществ цветных палочек Кюизенера. Что они практически идеально подходят для детей разного возраста – от малышей до младших школьников.

Для самых маленьких – это просто занимательный игровой материал. А деточкам постарше они помогут в освоении законов математики.

Дополнительные альбомы к палочкам Кюизенера.

В наборе есть хорошая инструкция для работы с ним. Но если вы хотите разнообразить занятия или у вас недостаточно опыта, то удобно будет воспользоваться развивающими альбомами к палочкам Кюизенера. На разный возраст ребенка — свой альбом:

  • Волшебные дорожки — альбом с заданиями для детей 2-3 лет.
  • Дом с колокольчиком — альбом с заданиями для детей 3-5 лет.
  • Веселые цветные числа — игровой материал для детей 3-4лет.
  • На золотом крыльце… — игровой материал для детей 2-8 лет.
  • Кростики — посудная лавка — игровой материал для детей 5-8 лет.
  • Вместе весело играть. Альбом для совместной игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша для детей 2-3 лет.
  • Страна блоков и палочек. Игровой материал для совместной работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера с детьми 4-7 лет.
  • Демонстрационный материал для блоков и палочек — для работы с детьми 4-7 лет.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Чему еще можно научиться с помощью палочек Кюизенера?

Думаю, Вы уже и сами поняли, что с помощью этого счетного материала можно познакомить ребенка не только с цветом и размером.

В первую очередь, конечно, палочки помогут ребенку освоить азы математики. Малыш на практике сможет понять числа, начать знакомиться с дробями и таблицей умножения.

Но ведь эти “волшебные” палочки также могут оказать помощь и при изучении малышом родного языка!Например, путем выделения ударных и неударных слогов.

Ведь существует огромное разнообразие альбомов и пособий по занятиям с цветными палочками Кюизенера, в которых предлагаются готовые сценарии игр.

Эти альбомы можно приобрести в комплекте с самими палочками или изготовить самостоятельно. А можно просто скачать.

Так что, все в Ваших руках, дорогие мои родители. Экспериментируйте, и все у Вас получится

Лучший возраст для обучения с помощью палочек Кюизенера — это 2 — 7 лет. Сам набор — это пластмассовые палочки в виде призм, которые в свою очередь раскрашены в 10 различных цветов и картонные цифры + математические знаки. Самая маленькая палочка имеет длину 1 см и по форме является кубиком. Каждая последующая больше по длине на 1 см.

Упражнения состоят в сортировке призм по разным признакам (цвету, размеру, цвету и размеру), сооружении из них построек, различных изображений на плоскости. Играя с палочками Кюизенера ребенок легко научится сопоставлять цвета и размеры.

Из цветных палочек Кюизенера очень удобно выкладывать рисунки. Самые маленькие детишки выкладывают одноцветные дорожки или многоцветные, заборчики. А дальше, когда это становится уже просто переходим к выкладыванию сюжетов из сказки.

Как работать с палочками?

  • Начальный этап: знакомство с палками. Сенсорное развитие: можно раскладывать их в различные коробочки или чашки по цветам или размеру. Найди такую же палочку, как у мамы.
  • Второй этап — работа по схемам (выкладывание палочек на изображение), сначала с мамой потом самостоятельно. Выкладываем свое изображение: фантазируем — домики, деревья, машинки, паровозики и пр.
  • Третий этап — изучаем количественный состав, сколько палочек таких может уместиться в этой палочке, строим лесенки, какая палочка длиннее, какая короче. Найти самую короткую или самую длинную, измерить длину палочки другими палочками, найди столько же палочек, как у мамы.

Ну вот пожалуй пока все. Надеюсь статья оказалась для вас полезной.

Пишите в комментариях, как играете с палочками с вашими детками.

Пока, пока!

С уважением, Юлия Полонская

Техническое описание комплекта.

Материал — пластмасса, картон.
Состав: палочки — 116 шт, цифры от 1 до 10 — 40 шт, математические знаки — 32 шт, инструкция.
Упаковка — картонная коробка.
Размер упаковки 17*17*4 см.

Палочки Кюизенера — это комплект разноцветных палочек разного размера. Каждая палочка определенного размера соответствует определенному числу. С помощью этих палочек дети быстрее запоминают состав чисел, понимают сущность арифметических действий, учатся складывать, вычитать, измерять предметы и сравнивать их величину (высоту, длину, ширину). Эту развивающую игру разработал бельгийский математик Х.Кюизенером.

Какие понятия могут усваивать дети в ходе игры:

В ходе игры дети усваивают такие понятия:

  • между
  • длиннее
  • одна из
  • неодинаковые
  • одинаковые
  • увеличить на
  • уменьшить на
  • состоит из
  • каждый из

Набор состоит из 241 палочки.

Состав комплекта палочек Кюизенера

Цвет палочки

Длинна, см

Количество (шт.)

коричневый

вишневый

светло-зеленый
(голубой)

темно-зеленый

оранжевый

Если у вам покупные палочки — то они объемные. Но дома, для игры с детьми, можно изготовить плоский вариант таких палочек. Для начала можно изготовить меньшее количество — хотя бы по пять штук. Нам понадобится цветной картон (цвет указан в таблицу). Расчерчиваем и вырезаем палочки — они имеют длину от 1 до 10 см (см. в таблице). Но для удобства рекомендую сделать палочки немного крупнее в масштабе 1:2
Все табличные значения увеличить на 2.
Если в наборе картона нет нужно цвета — это не повод для расстройства. Возьмите цвет близкий к тому, что указан в таблице.

Вот как мы подготовили материал.

4040f-IMG_3924-kopiya40.jpg
84378512d1c4.jpg

Можно сделать специальное приспособление для хранения палочек. Берем файл и картон. Раскладываем палочки в порядке возрастания, прочерчиваем ручкой полоски. Затем обрезаем лишнее и прикрепляем файл к картону с помощью швейной машинки. Вот что у нас получилось.

8f8f1fdfa47140fe4b34.jpg

5fdsezimagessab5fd5e.jpg

bf8-IMG_3937.jpg

Во что можно играть с палочками Кюизенера?

Познакомить детей с палочками, их свойствами (размер, цвет)
Величина: сравнение предметов по длине, ширине, высоте, построение по одному из параметров ряда величины.

Форма – ознакомление детей с основными свойствами геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник), упражнения в их распознавании.

Количество – упражнения детей в счете от одного до пяти, познакомить детей с числовым значением палочек, упражнение в соотношении количества и счета, подготовка детей к усвоению понятия «состав числа», упражнения в соотношении цифры и числовой палочки.

Ориентировка в пространстве – упражнения в ориентировке в пространстве (слева, справа, сверху, посередине, снизу), закрепление понятий «над», «под», «справа», «слева», упражнения в умении конструировать (моделировать) по схемам.

Научить детей использовать палочки как условную мерку

Величина – развивать умение группировать, классифицировать, сравнивать палочки по длине, высоте и ширине. Дидактические игры: «Строим дорожки», «Поезд», «Строим заборчик», «Спрячь игрушку», «Построим мостик», «Дорожки для матрешек» и тому подобное.

Форма – закрепить знания детей о геометрических фигурах и их свойствах, упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек, закреплять умение узнавать и распознавать квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дидактические игры: «Построй домик для животных» (животные разного размера), «Выложи по образцу», «Веселые фигуры» и тому подобное.

Количество – упражнять в счете от одного до пяти, упражнение в прямом и обратном счете, ознакомление детей с числовым значением палочек, ознакомление с цифрами, упражнения детей в установлении отношений эквивалентности: число – число – цифра, подготовка детей к усвоению понятия «состав числа».

Ориентировка в пространстве — развитие умения ориентироваться в пространстве, закрепление понятий «над», «под», «справа», «слева», «рядом», тренировка в пространственных отношениях.
Дидактические игры: «В гости к куклам», «Выложи по схеме», «Зоопарк» и тому подобное.

Цвет – ознакомление детей с эталоном и цветом, упражнения детей в умении группировать, классифицировать палочки по цвету, соотносить предметы по цвету.
Дидактические игры: «Разложи по цвету», «Угадай-ка», «Волшебный мешочек», «Найди и покажи» и тому подобное.

Для игры с плоским вариантом палочек Кюизенера можно использовать готовые альбомы или же изготовить карточки самостоятельно. На компьютере готовим для детей карточки. Составляем фигуры, которые состоят из палочек (для удобства, заготовки делаем под размер палочек, в масштабе 1:2).

9875302-576x903.jpg

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...