Особенности публицистического стиля речи

Содержание
  1. Пример текста публицистического стиля
  2. Что это такое
  3. Аналитический публицистический стиль речи
  4. К информационным  жанрам относятся:
  5. (2 часа)
  6. Первый урок. Жанры публицистического стиля речи
  7. Второй урок. Практикум (конспект) Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк
  8. Общая характеристика
  9. Что такое публицистический стиль речи?
  10. Лексические особенности
  11. Где используется публицистический стиль?
  12. Какие существуют стили в русском языке
  13. Научный
  14. Официально-деловой
  15. Художественный
  16. Публицистический
  17. Разговорный
  18. Языковые функции стиля
  19. Соотношениедвух групп стилистических средств — признаваемого и отвергаемого
  20. Морфологические особенности
  21. Художественно-публицистический стиль
  22. Признаки сходства с другими стилями речи
  23. Как отличить публицистический стиль от художественного?
  24. Употреблениесинонимов, антонимов и паронимов
  25. Научно-публицистический стиль
  26. Синтаксические признаки текстов
  27. Пример текста публицистического стиля
  28. Художественно-публицистический стиль
  29. Основные признаки публицистического стиля речи
  30. Лексические особенности публицистического стиля
  31. Синтаксические особенности или Как определить публицистический стиль речи?
  32. Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Пример текста публицистического стиля

«Какое потрясающее открытие! Житель деревни Лямкино, которая находится в северной части России, придумал и изобрел уникальное средство, позволяющее клубням картофеля вырастать до 7 кг! Много столетий ученые провели в раздумьях над вопросом “как прокормить большую семью?”, а ответ нашел наш соотечественник!

Изобретатель пока еще находится в сильном шоке от своего эксперимента и пока не дает комментариев. Но можно однозначно сказать, что подобные открытия – это большой шаг на пути к уничтожению голода населения во многих странах!»

Что это такое

Публицистический стиль речи
Что такое публицистика? Это произведения литературы, журналистики, отражающие злободневные вопросы жизни социума. Прилагательное «публицистический» переводится с латинского как «общественный». Публицисты и журналисты пишут о том, что интересует большую часть общества.
Поэтому главная задача авторов – влиять на мысли, чувства, поступки адресата посредством информации, побуждать к действию, воздействовать на формирование общественного мнения, нравственный выбор, духовное развитие читателей. В публицистике нет места вымыслу, условности, она ориентирует читательскую аудиторию на конкретный факт, размышление о нём.

Важно! Публицистический стиль используется в основном для насущных вопросов политической, социальной, бытовой, экономической, спортивной, культурной жизни общества.

Признаки публицистического стиля

Сфера употребления СМИ: газеты, журналы, телевидение, радио, интернет, собрания, митинги, съезды
Функции · коммуникативная (передача информации о событиях в стране, мире);
· познавательная;

· побудительная (мотивация к действиям, размышлениям, сопереживанию);

· оценочная.

Подстили Газетный, художественно-публицистический, ораторский
Форма речи Устная, письменная
Виды речи Монолог, диалог, полилог
Тип речи Рассуждение с элементами повествования, описания

Характеристика публицистического стиля, текста:

  • проблематика сегодняшнего дня;
  • адресация массовому читателю;
  • передача информации;
  • разнообразие тем;
  • эмоциональность;
  • призыв к действию;
  • открытая авторская позиция;
  • логичность;
  • точность фактов;
  • образность.

Аналитический публицистический стиль речи

Если информационные тексты призваны сообщать людям о чем-либо, то аналитические должны воздействовать на человека. Они представляют собой анализ корреспондентом какого-либо человека, события, факта или явления.

Жанры аналитического информационного стиля таковы:

  • Беседа;
  • Статья;
  • Корреспонденция;
  • Рецензия.

Беседа во многом схожа с интервью, но есть и существенные отличия. Таблица представляет их наглядно.

Интервью Беседа
Журналист задает вопросы. Суть статьи строится на ответах оппонента. Журналист – равноправный партнер, он определяет содержание будущей статьи.
Журналист не обязан глубоко изучать тему интервью. От журналиста требуются определенные знания по теме беседы, он должен вести полноценную дискуссию.
В результате получается статья с мнением опрашиваемого. В результате получается всесторонне рассмотреть предмет разговора. Читатель имеет больше возможностей сделать собственные выводы о нем.

Беседа состоит из множества предложений, она часто публикуется в специализированных литературных источниках, посвященных какой-либо узконаправленной тематике.

Статья – это главный публицистический текст аналитического жанра. Статья – это подробный обзор какого-либо факта, события, ситуации. Автор статьи может руководствоваться разными методиками работы и источниками информации, чтобы разъяснить свою точку зрения и заставить читателя поразмыслить самостоятельно. Текст в форме статьи бывает:

  • Общеисследовательский – это анализ значимых на уровне страны или мира вопросов. Например, это может быть экономическая ситуация в стране, уровень нравственности в современном обществе, влияние внешней политики на ситуацию внутри государства. В такой статье очень важно, чтобы журналист соблюдал грань. Крайне легко аналитический материал превратить в пропагандистский. Автор должен придерживаться стороны рассказчика, человека, который анализирует информацию, но не более того.
  • Практико-аналитический – это описание повседневных проблем. В такой статье рассказывается о событиях в какой-либо отрасли, например, в промышленности, и предлагается несколько вариантов решения проблемы и избегания трудностей.
  • Полемический – это исключительно политическое направление. Такая статья публикует обзор противоположных взглядов двух или более политических деятелей. Интересно, что чаще всего полемические статьи пишут не журналисты, а политики, ученые, экономисты, психологи и прочие. Поэтому написать такой публицистический текст должен быть готов представитель любой профессии. Текст предполагает обязательное доказательство фактами какой-либо теории. Недопустимо искажать смысл слов оппонента и смешивать реальные факты и личное мнение. Такая статья предусматривает взаимопонимание между оппонентами, а значит, автор должен в достаточной степени владеть литературным языком.

Корреспонденция в некотором роде схожа с репортажем или отчетом. Она повествует о каком-либо событии и истолковывает его.

Истолкование – это выяснение и анализ причин данного события, оценка его значимости и прогноз развития в будущем. Основное отличие от репортажа – в центре корреспонденции присутствует один единственный факт, вокруг которого и идет рассуждение. Все остальные материалы – дополнительные, они служат подтверждением основного утверждения.

Рецензия – это полный обзор какого-либо художественного произведения или научной книги.

Ее цель – описать мнение рецензента по поводу этого произведения, так, чтобы непосвященный человек понял, о чем речь, смог сделать собственные выводы и посмотреть на объект рецензии по-новому. Рецензия относится к аналитическим, а не информационным жанрам лишь потому, что требует от автора глубокого познания темы, описания своих суждений и анализ произведения. Современные рецензии приобрели уже несколько иной оттенок.

В такой форме могут описываться:

  • Документальные фильмы;
  • Мультфильмы;
  • Телевизионные передачи;
  • Рекламные ролики;
  • Музыкальные клипы.

Ранее пример публицистического рецензионного стиля мог встретиться лишь в описании художественных и научных произведений.

По мнению современных журналистов, все чаще рецензия имеет ироничный характер, что недопустимо в подобном жанре и характеризует журналиста как непрофессионала. Автор должен владеть грамотной речью, держать нейтралитет и создавать приемлемую, положительную эмоциональную окраску.

Пример аналетически-публицистического стиля текста:

«Согласно мнению известного психолога Авдеева В. К., в каждом человеке есть определенный уровень справедливости, совести, чувства стыда и доброты, зрелости и опытности. Никто не знает, откуда берутся эти качества и от чего они зависят, поэтому психологи всего мира работают над этим важным педагогическим открытием. Предполагается, что не только генетика влияет на формирование полноценной личности.»

К информационным  жанрам относятся:

Заметка обычно сообщает факты (достоверные сведения о свершившихся событиях), может содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации.

Существует несколько разновидностей заметок.

�нформационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и широким освещением предмета, может включать в себя некоторые элементы оценки, предписания, прогноза. Она близка по своей сути к репортажу, но отличается от него тем, что автор корреспонденции не присутствует на месте события в момент его совершения и не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения. Темой корреспонденции часто являются самые обычные события или какие-то локальные ситуации, процессы.

Р�нформационный отчет выделяется РІ особый жанр тем, что имеет предметом отображения различные собрания, партийные съезды, конференции, заседания парламента. Цель отчета — сообщить Рѕ принятых решениях, РїСЂРё этом важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы РЅРµ создать неприятностей, связанных СЃ искажением информации.

�нформационное интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени.

Блиц-РѕРїСЂРѕСЃ содержит ответы РЅР° РѕРґРёРЅ Рё тот же РІРѕРїСЂРѕСЃ разных лиц, его цель — краткое извещение аудитории Рѕ существовании каких-либо мнений, взглядов, предпочтений. Блиц-РѕРїСЂРѕСЃ интересен, если содержит разнообразные мнения.

Репортаж является РѕРґРЅРёРј РёР· наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. Задача любого репортера заключается РІ том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), С‚.Рµ. создать «СЌС„фект присутствия».

Некролог — это извещение Рѕ смерти людей (прежде всего — известных данной аудитории). РћРЅ обычно содержит краткую биографию умершего, сведения Рѕ том, РіРґРµ Рё как РѕРЅ работал, Рѕ его достижениях Рё наградах, слова прощания Рё выражения СЃРєРѕСЂР±Рё РїРѕ умершему.

К аналитическим жанрам относятся:

Аналитический отчет отличается РѕС‚ информационного целью — РѕРЅР° состоит РЅРµ РІ сообщении Рѕ С…РѕРґРµ собрания, Р° РІ том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся РІ речах выступавших, СЃ реальными проблемами, существующими РІ данный момент РІ жизни РіРѕСЂРѕРґР°, района, страны.

Аналитическая корреспонденция представляет СЃРѕР±РѕР№ жанр, похожий Рё РЅР° отчет, Рё РЅР° репортаж, РЅРѕ имеет РѕСЃРѕР±СѓСЋ цель — сообщение Рѕ событии Рё его истолкование. Это сообщение может включать РІ себя «Р¶РёРІРѕРµ» наблюдение, фрагменты выступлений, «СЃРІРµСЂРЅСѓС‚ый» пересказ происходившего. Этим аналитическая корреспонденция отличается РѕС‚ статьи, РіРґРµ цель иная — обосновать суждение РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ какого-то общезначимого явления.

Аналитическое интервью отличается РѕС‚ информационного своей целью — это РЅРµ просто получение информации Рѕ событии, Р° выявление причинно-следственных связей данного события, вынесение оценок, РїСЂРѕРіРЅРѕР·. Роль журналиста РІ таком интервью — задать СЃРІРѕРёРјРё вопросами направление анализа, получить Сѓ собеседника развернутые ответы.

Аналитический опрос имеет сходные черты с информационным, но отличается характером вопросов. Он посвящен важным политическим темам, событиям экономической, культурной жизни. Это может быть выяснение мнения известных артистов по поводу новой пьесы и т.п. Здесь журналист должен сформулировать вопрос, предполагающий развернутый ответ.

Беседа РёРЅРѕРіРґР° отождествляется СЃ интервью, поскольку имеет значительное сходство СЃ РЅРёРј, прежде всего — двусоставность текста. Р’ РѕР±РѕРёС… случаях есть обмен мыслями, репликами. Различие этих жанров состоит РІ роли журналиста… Р’ интервью журналист только задает РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, Рё РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ содержание публикации определяется ответами РЅР° РЅРёС…. Р’ беседе журналист является равноправным партнером РїРѕ коммуникативному акту, Р° значит, Рё создателем содержания будущего текста.

Социологическое резюме — новый жанр, возникший РІ СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ печати РІ последние РіРѕРґС‹ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ активизацией политической жизни Рё развитием социологических исследований.

Социологическое резюме содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований.

Анкета — жанр, связанный СЃ методом СЃР±РѕСЂР° информации — анкетированием, которое дает РІ распоряжение журналиста достаточно сложный Рё разнообразный материал, требующий упорядочения. Публикации РІ жанре анкеты РІ настоящее время появляются РЅР° страницах РјРЅРѕРіРёС… газет Рё журналов.

Рейтинг — публикация СЃ целью осуществить «СЂР°РЅР¶РёСЂРѕРІРєСѓ» сходных явлений РїРѕ какому-либо признаку. Явления, относительно которых составляются рейтинги, принадлежат самым разным сферам деятельности — СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, финансам, политике, культурной жизни, спорту Рё С‚.Рґ.

Рецензия — это жанр, РѕСЃРЅРѕРІСѓ которого составляет отзыв Рѕ произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики.

Статья является главным жанром аналитической журналистики. Она дает подробный обзор и анализ актуальных событий и ситуаций, опирается на самые различные методы работы журналиста, разъясняет происходящие процессы и ориентирует читателя на дальнейшие самостоятельные размышления. Статья может иметь различные жанровые разновидности.

К художественно-публицистическим  жанрам относится:

Очерк сочетает в себе репортажное, исследовательское и писательское начала. Он не просто сообщает факты и выводы, но и художественное обобщение и осмысление действительности. В отличие от аналитических статей, в очерках вполне уместны метафоры и другие художественные приемы.

Фельетон является сатирическим жанром. Его цель — осмеяние всевозможных РїРѕСЂРѕРєРѕРІ. Успех фельетона зависит РѕС‚ четкости изложения фактов Рё языкового РІРєСѓСЃР° фельетониста.

Памфлет. Рљ фельетону близок памфлет. Если фельетон высмеивает отрицательное явление, то памфлет — героя, который представляется автору носителем опасного общественного зла.

Пародия представляет собой сатирическое изображение чужой речи: литературного произведения, политического выступления, научного или философского сочинения.

(2 часа)

(А.И. Власенков. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи:учебник для 10–11-х классов образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006 )

Цели урока: а) познакомиться с многочисленными жанрами публицистического стиля речи, акцентировать внимание на очерке и устном выступлении; продолжить подготовку к презентации проекта;

б) развивать умения определять средства художественной выразительности, актуализированные в публицистическом стиле; обогатить словарный запас учащихся новой лексикой;

в) выработать навык взаимодействия в группе, умение проявлять такт, внимательность друг к другу.

Материальное обеспечение урока

Учебники: А.И. Власенков. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10–11-х классов образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006. Стр. 229–230, 248–249, 265–268.

Словари: С.И. Ожегов. Толковый словарь. М.: Русский язык, 1989.

Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2007.

Словарь иностранных слов. – 18-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1989.

Фрагменты фильма «Конкурс дикторов».

Электронные тренажеры для индивидуальной работы по орфографии.

Слайды для сообщения темы и определения ключевых понятий. Слайды-вопросы и слайды-ключи.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: групповая.

На предыдущем уроке было дано опережающее задание: прочитать информацию о публицистическом стиле речи и написать по выбранной теме воспроизводящее, исследовательское, информационное или творческое сообщение, включающее многие жанры публицистики (разного вида очерки, трактаты, фельетоны, памфлеты и т.д.). Деление на группы было произведено на предыдущем уроке в зависимости от выбранного способа презентации публицистического стиля речи. Определились четыре группы.

Технология урока: продолжение работы над проектом. Этапы: «Исследование. Анализ подготовленных к уроку материалов. Усвоение теоретических сведений, необходимых для проектной деятельности».

Первый урок.
Жанры публицистического стиля речи

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово преподавателя. Объявление темы и целей урока.

II. Разминки.

Задание 1. Орфоэпическая разминка.

1. Прочитайте памятку-слайд «Так легче запомнить».

2. Произнесите слова:

звонит, торты, включит, договор, квартал, банты, позвонит, созвонимся, бензопровод, обеспечение, средства, красивее.

Задание 2. Орфографическая разминка.

Мы запишем слова под диктовку и прокомментируем правописание, а шесть учеников выполнят словарную работу за компьютерами на оценку, т.к. они должны успеть выполнить больший, чем мы, объем работ.

1. Прочитайте памятку «Профессиональная лексика» с ключевыми словами.

2. Запишите слова под диктовку:

Помощник машиниста локомотива, вагонное хозяйство, входной светофор, маневровый тепловоз, аварийная сигнализация, пассажирские перевозки, скоростной маршрут, вагоноремонтный пункт, труженики стальных магистралей.

Задание 3. Лексическая разминка. Новое слово.

Какое словосочетание вносит диссонанс в профессиональную лексику? (См. список слов из задания 2: труженики стальных магистралей).

III. Подготовительное повторение. («Мозговой штурм»).

1) Формирование малых групп;

2) выбор в каждой группе руководителя, заместителя, определение времени, отводимого на проведение мозгового штурма;

3) формулирование проблемы;

4) генерирование идей;

5) отбор идей;

6) оценка идей;

7) рефлексия.

Новые сведения ученики должны получить в результате наблюдений.

Как вы думаете, можно ли выделить такие характерные черты, которые могли бы принадлежать только определенному стилю речи?

Для решения задачи группа «генераторов идей» в течение 10–15 минут выдвигает максимальное количество гипотез. Регламент на одну идею – 1 минута, доказательств не требуется. Идеи записываем на диктофон.

Существуют строгие границы между жанрами различных стилей речи. / Не существует строгих границ между стилями речи.

Публицистический стиль речи содержит характерные признаки многих стилей. / Нет, публицистический стиль содержит только ему присущие признаки, например, «призывность».

Публицистический стиль – это что-то среднее межу деловым и разговорным стилем.

Заполняем таблицу. К доске выходят по одному представителю от группы, они мелками определенного цвета заполняют столбцы в таблице.

Стиль речи Художест-
венный
Научный Деловой Разговорный Публици-
стический
Характерные черты Образность Логичность Фактогра-
фичность
Непринуж-
денность
Призывность
Жанры Роман

Повесть

Диссертация

Реферат

Докладная записка

Автобиография

Анекдот

Беседа

Очерк

Репортаж

Группа экспертов комментирует ошибки, объясняет, что повлияло на выбор неправильного варианта, отклоняет неверные гипотезы.

Вывод. Строгих границ между жанрами не существует. Особенности публицистического стиля предстоит исследовать в дальнейшей работе. Лучший из предложенных вариантов определения публицистического стиля речи записываем в тетради. Оцениваем гипотезы.

IV. Изучение нового материала. Жанры публицистического стиля речи.

1. Теоретические сведения из учебника, стр. 248. Определение очерка. Характерные особенности очерка. Устное выступление, слово преподавателя об особенностях устной речи. Жанры. Спич, реклама, беседа, адвокатская речь, экспромт.

2. Фрагмент из учебного фильма «Конкурс дикторов». Определение жанра устного выступления.

3. Работа с учебником, стр. 268, упражнение 438. Читаем. Анализируем. Выделяем художественные средства устной речи.

11-1.jpg

4. Закрепление.

Дайте коротенькое определение жанра:

путевой очерк, проблемный очерк, портретный очерк, памфлет, фельетон, спич, рецензия (на что?), отзыв (о чем?), реклама, интервью, репортаж, эссе, трактат, аннотация, письмо.

5. Домашнее задание.

Внимательно прочитайте информацию о публицистическом стиле речи (учебник, стр. 248–276) и продолжите работу над воспроизводящим, исследовательским, информационным или творческим сообщением по выбранной теме.

Второй урок. Практикум (конспект)
Путевой очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк

Цели урока:

а) в процессе работы над проектами ученики должны научиться ориентироваться в многочисленных жанрах публицистического стиля речи; продолжить подготовку к презентации проекта;

б) продолжить работу по развитию правильной речи; развить умения исследования при работе с газетами и журналами;

в) в процессе работы учеников с газетными публикациями о лучших железнодорожниках способствовать укреплению интереса учеников к выбранной профессии; воспитывать речевое чутье и культуру устной речи.

Материальное обеспечение урока

Словари: С.И. Ожегов. Толковый словарь. М.: Русский язык, 1989.

Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. М.: Эксмо, 2007.

Словарь иностранных слов. 18-е изд., стереотип. М.: Русский язык. 1989.

Тетради учащихся с сочинениями и подготовленными газетными и журнальными публикациями, сообщениями разных типов.

Банк домашних заданий разного типа с учетом индивидуальных особенностей учащихся: воспроизводящие задания, исследовательские, творческие и др.

Электронные тренажеры для индивидуальной работы по орфографии.

Слайды для сообщения темы и определения ключевых понятий. Слайды-вопросы и слайды-ключи.

Форма урока: групповая.

На предыдущих уроках было дано опережающее задание: продолжить работу по систематизации информации о публицистическом стиле речи и написать по выбранной теме воспроизводящее, исследовательское, информационное или творческое сообщение, включающее многие жанры публицистики (разного вида очерки, трактаты, фельетоны, памфлеты и т.д.). Деление на группы было произведено на предыдущем уроке в зависимости от выбранного способа презентации публицистического стиля речи. Определились четыре группы.

Технология урока: продолжение работы над проектом. Этапы: «Исследование. Анализ подготовленных к уроку материалов. Обсуждение внутри группы макета проекта и формы представления результатов»; «Презентация. Обсуждение. Оценка».

I. Планирование деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся (воспроизводящие, исследовательские, творческие и др. работы).

Проверяем домашние заготовки.

I группа приготовила материалы из газеты железнодорожников «Гудок» и районной газеты «Думский вестник».

• Портретный, событийный и проблемный очерки (газетные публикации учащихся ПУ № 44).

II группа представила фрагменты собственных сочинений.

• Путевой очерк (сочинение учащегося).

• Проблемный очерк (сочинения учащихся).

• Очерк-зарисовка (сочинение учащегося).

III группа воспользовалась интернет-распечатками статей разных жанров.

IV группа выписала определения публицистических жанров из энциклопедий, справочников и учебников.

• Трактат, эссе, аннотация, очерк,

II. Осуществление деятельности.

Переходим к исследовательской работе (1-я и 3-я группы).

Работаем с газетными и журнальными публикациями (учащимся предложены подшивки газет и журналов), со словарями и учебником.

Все группы получили задание наиболее полно, грамотно, интересно и оригинально представить жанры публицистики.

Алгоритм работы: дать определение жанру, подобрать текстовые примеры, доказать принадлежность к публицистическому жанру.

12-1.jpgМатериальное обеспечение исследования. Используем домашние заготовки, для информационной поддержки можем воспользоваться любой литературой, слайдами с определениями.

Готовим творческую работу (2-я группа).

Представляем жанры публицистики примерами из авторских сочинений.

Работаем над информационным проектом (4-я группа).

Работаем с теоретическим материалом. Интернет. Энциклопедии. Справочники. Учебники.

III. Обсуждение работ внутри группы. Почему были представлены выбранные жанры? В каком жанре лучше всего было бы написать о производственной практике? Чье сочинение лучше представить в проекте? Какая группа должна представить наиболее полное определение жанра? Самое эмоциональное? Образное? Самое спорное?

IV. Презентация проекта.

Обсуждаем способы решения проблемы и результаты.

Выводы. Наиболее полный информационный проект. Наиболее эмоциональный и образный творческий проект второй группы.

Самый спорный проект, полученный из интернет-распечаток.

Самый результативный и полный исследовательский проект у первой группы. Исследование газетных и журнальных статей позволило представить наиболее достоверно и полно основные публицистические жанры.

V. Домашнее задание. 1. Напишите сочинение в любом публицистическом жанре. 2. Альтернативное задание. Оформите групповой проект в виде реферата, интернет-странички, статьи в газету. Приветствуются сочинения для газеты железнодорожников «Гудок». Консультации у второй группы.

О.В. ПРЯДИЛЬНИКОВА,
ПУ № 44,
г. Уфа

Общая характеристика

Публицистический стиль речи относится к функциональным стилям в литературном языке. Сфера применения охватывает различные взгляды на общественную жизнь, среди которых научный, обывательский, социальный и прочие. Он включает в себя:

  • газетный жанр;
  • телевизионный;
  • ораторский;
  • рекламный;
  • коммуникативный.

В некоторых учебниках, этот стиль называют газетно-публицистическим или общественно-политическим. Однако, применяемое название и определение, больше соответствуют действительности, так как помимо газет, оно встречается в электронных СМИ и по телевидению. Помимо политики, стиль охватывает и другие тематики. Это спорт, культура, научно-популярная тематика и прочее.

Публицистика относится к журналистскому и литературному роду. В ее рамках удается определить экономический, философский, правовой, научный и иные вопросы современного общества.

А цель применения выражается во влиянии на мнение общественности и политические силы для укрепления или изменения соответствующих позиций.

Рукопись

Предметом жанра является жизнь в разнообразных ее проявлениях:

  • преподносимая и реальная;
  • частная и общественная;
  • в большом и малом масштабах.

Что такое публицистический стиль речи?

Главной целью публицистики является предоставление достоверных научных фактов, информации об актуальных событиях, а также воздействие на аудиторию.

Человеческое сообщество не может существовать без речевого общения.

Мы используем речевые образцы не только при взаимодействии друг с другом, но также и для передачи информации людям, находящимся далеко от нас, как по расстоянию, так и во временном пространстве.

Таким образом, речь имеет классификацию на различные функциональные стили. У каждого стиля свои особенности. В этой статье мы поговорим о публицистическом стиле речи.

Этот стиль присущ письменной составляющей речи и является официальным стилем средств массовой информации, а также донесения важной общественно-политической информации через выступления и побуждения слушателей или читателей к активным действиям.

Как любой стиль письма, публицистический имеет свои характерные особенности. Рассмотрим несколько из важнейших характеристик публицистики.

Лексические особенности

Публицистический стиль речи

Как правило, публицистический язык пользуется лексикой, характерной таким тематикам, как медицина, спорт, культура, экономика, общественно-политическая жизнь и другие темы, затрагивающие интересы аудитории.

Публицистическому стилю свойственна ориентация и настройка на зрителя или слушателя, поэтому лексическая составляющая сообщения будет зависеть от того, кому оно адресовано.

Так, новость на федеральном канале, работающем для широкого круга зрителей, подается в более формальной и сухой форме, в то время как новостные выпуски на молодежных каналах развлекательного характера не только строятся на неформальном общении, но и допускают употребление жаргонизмов и нецензурной лексики в отдельных случаях.

Кроме того, в публицистике употребляется ряд устойчивых выражений, сложившихся в недавнее время и сохраняющих свою актуальность, а также громких и метких афоризмов («удар в спину», «беспрецедентная акция»).

Нередко в публицистике прослеживается тенденция к выражению субъективного оценочного суждения через характерную лексику («развитие», «расцвет», «оздоровление» — примеры выражения одобрения; «возмездие», «дискриминация», «упадок» — примеры выражения отрицательного отношения к происходящему).

Характеристика публицистического стиля со стороны его лексических особенностей не будет полной без упоминания об эмоционально-окрашенных языковых средствах. Язык публицистики должен быть в меру ярким, но при этом привлекающим достаточное внимание. Сохранение этого баланса возможно при помощи заимствования у художественного стиля таких средств выразительности, как эпитеты, метафоры, метонимии, риторические вопросы, ирония, фразеологические обороты, каламбуры, пословицы и многое другое.

Где используется публицистический стиль?

Совсем недавно для того, чтобы узнать какую-то новость, люди получали газеты, другие ежедневные средства массовой информации, просматривали новостные программы по телевидению.

Сегодня же доступ к новостной информации стал намного шире.

Практически каждый из нас имеет круглосуточный доступ к новостным лентам, которые ежедневно освещаются в Интернет-пространстве.

Причём мы получаем новости в различных форматах. Интересно, что, каким бы способом мы не получали новость – через газеты, журналы, через Интернет, сама же публицистика новостной информации осталось неизменный, как и сам стиль публицистики и принципы подачи свежей информации.

Рассматриваемый нами стиль также называют журналистским письмом. Это такой стиль письма, который используется для сообщение новый информации по разным каналам.

Таких каналов четыре:

  • новости в газетах и журналах;
  • телевизионные передачи;
  • радио;
  • интернет.

Стоит отметить, что этот стиль письма значительно отличается от других стилей.

Открыв газету или новостное сообщение в Интернете, мы сразу заметим своеобразие новостного стиля. Публицистика выделяется своей краткостью, каждый новостной сюжет имеет строгую определённую структуру.

Например, привлекателен большой жирный заголовок, а также уже в первом предложении или абзаце внимание читателя обращается на краткое изложение того, что последует далее в статье.

Публицистика затрагивает различные типы информации. Это могут быть нейтральные новости о спортивной или культурной жизни, также это могут быть острые политические заметки.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

  1. Официально-деловой.
  2. Публицистический.
  3. Разговорный.
  4. Художественный.
  5. Научный.

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

  • специальная терминология;
  • сложные предложения;
  • длинные абзацы;
  • существительных больше, чем глаголов;
  • обезличенность — вместо «я» используется «мы».

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

Научный стиль речи

Виды научного стиля

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

Лексические особенности:

  • отсутствие эмоционально-окрашенной лексики,
  • стандартизированные обороты речи — канцеляризмы;
  • устойчивые выражения — штампы.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

Официально-деловой стиль речи

Виды официально-делового стиля

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

  • использование большого количества средств выразительности;
  • употребление слов в переносном смысле;
  • иносказательность, метафоричность;
  • обилие эпитетов и прилагательных;
  • образность и эмоциональность.

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

Разновидности художественного стиля

Разновидности художественного стиля

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.

Для публицистического стиля характерны:

  • общественно-политическая лексика;
  • логичность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • оценочность;
  • призывность.

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

Жанры публицистического стиля

Жанры публицистического стиля

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

  • эмоциональность;
  • образность;
  • разговорная лексика;
  • текст без подбора слов;
  • просторечные слова;
  • сленг.

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

Функции разговорного стиля

Функции разговорного стиля

Языковые функции стиля

Публицистический стиль речи выполняет две главные языковые функции:

  • сообщения;
  • воздействия.

Первые заключаются в информировании авторами широкого круга лиц о серьезных общественных проблемах. Эти функции, так или иначе, включают в себя речевые стили и подстили. Особенность отражается в тематике сообщаемой информации. Отличается и способ подачи. Например, излагается научный факт — одновременно выражается мнение и настроение авторов, размышления. Такая черта иллюстрирует отличие от официально-делового тона. Публицист сам выбирает информацию, на которую стоит обратить внимание. Он самостоятельно решает, как определить ее в сообщении.

Вместе с изложением фактов, носящих научный, общественный, политический или иной интерес, реализуются и функции воздействия. С их помощью, автор убеждает слушателей в отношении, поведении. Поэтому стиль и подстили можно определить, как тенденциозные, эмоциональные, полемичные.

В жанрах публицистического стиля, функции распределяются неравномерно. Одна из них всегда будет преобладать. Важно, чтобы они не заменяли друг друга. Это значит, что убеждение должно основываться только на достоверных данных при полном раскрытии информации.

Соотношениедвух групп стилистических средств — признаваемого и отвергаемого

Соотношение этих сфер,естественно, зависит от информационной политики данного органа информации, т.е.внешних для языка причин, но выражается это соотношение на стилистическойокраске употребляемых в речи языковых средств, в том числе на лексемах внетекста совершенно нейтральных.

Для культуры речи эта проблемаинтересна и важна в том отношении, что стилистическая окрашенностьпублицистического текста может создать трудности при его переработке. Изложениетакого текста человеком других взглядов, в другой ситуации, в другомполитическом контексте может незаметно для этого человека привести к нарушениюстилевого единства порождаемого им текста. Конечно, опытный журналист если и ввставит в свой текст, например, обороты, характерные для советских газет, тосделает это осознанно, например, для выражения иронии по поводу какого-либособытия. А вот в сочинениях школьников разностилевые обороты могут столкнутьсянезаметно для автора сочинения.

Рассмотрим конкретные примерыиз школьных сочинений. «Не видя ничего, сметая всё вокруг себя, ониборолись за правду», — пишет автор сочинения о революционерах. По общемусодержаний сочинения видно, что автор хорошо относится к революционерам, значит,данная фраза не тонкая ирония, а стилистическая ошибка. Другой автор,высказывая высокую оценку творчеству Пушкина пишет: «он правильно выбралдорогу жизни и пошёл по ней, оставляя за собой несмываемые следы». Ещёодин пример неосознанного смешения принимаемого и отвергаемого — словосочетание»под гнётом гуманности».

Соотношение этих двух сфер -принимаемого и отвергаемого — в истории нашей публицистики менялось.

В текстахсоветской печати, радио и телевидения в 70-е годы 20 века к

сферепринимаемого относились:

социалистическийлагерь, ударники труда, новаторы производства, решения пленума, трудовойэнтузиазм, социалистическое соревнование, идейная убеждённость, достижениянауки и техники, покорение природы, национально-освободительная борьба, прогрессивныесилы, народная/ подлинная/социалистическая демократия, интернациональнаядружба;

в сферуотвергаемого входили:

буржуазнаяпропаганда, империалистические акулы, антисоветчики, реакционные силы,антикоммунисты, тунеядцы, спекулянты, хапуги, злопыхатели, гонка вооружений,агрессивный блок НАТО, мир капитала, общество потребления, ревизионисты всехмастей, критиканы, безыдейные обыватели.

В периодперестройки (вторая половина 80-х годов 20 века) на первый план вышел рядустойчивых сочетаний, характеризующих, политические идеи именно этой эпохи.

Средипринимаемого оказались:

хозрасчёт,хозяйственная самостоятельность, обновление, консенсус, инициатива снизу,гласность, демократизация, кооперативы;

в сферуотвергаемого попали:

аппаратчики,бюрократия, инертность, механизмы торможения, противники перемен, застой,догматизм, конфронтация, экстремизм, радикализм, административно-команднаяэкономика, милитаризация, горячие точки, национальные конфликты.

Необходимо заметить, что здесьречь идёт только о словах, а не о реалиях жизни — одобряемое словесно далеко невсегда активно поддерживалось на деле.

Теперьобратимся к государственным и близким к ним СМИ начала 21 века.

Здесь всферу принимаемого входят следующие слова и устойчивые сочетания слов:

подъёмэкономики, возрождение России, кабинет министров, партия «Единство»,рыночные реформы, государственные интересы, мировая роль России, исполнительнаявертикаль, облучённое ядерное топливо, жёсткие/чрезвычайные/адекватные меры,демократия, интеграция, бюджетная дисциплина, внятная политика, информационнаябезопасность.

в сферуотвергаемого входят:

ваххабиты,чеченские боевики, сепаратисты, экстремисты, НАТО, Совет Европы, депутаты,Госдума, коммунисты, забастовщики, шпионы, экологи, правозащитники, депутатскаянеприкосновенность, глобализация, групповой эгоизм, пустые предвыборныеобещания, силовой диктат, коррупция, криминализация, долларизация.

Здесь снова необходимоподчеркнуть, что речь идёт не о политике, а об эмоциональной окраске слов впублицистических текстах.

Морфологические особенности

Публицистика

Нельзя сказать, что язык публицистики обладает некоторой монополией на определенные морфологические особенности, однако существуют так называемые «морфологические приметы», применяемые в публицистике в разы чаще, чем в остальных стилях. К таким «приметам» можно отнести следующие моменты.

  • Язык публицистического стиля богат дополнениями в родительном падеже (решение проблемы, подписание договора, оказание услуги и т.д.).
  • Он ориентирован на публику и потому избегает выражения субъективного мнения. Это ярко проявляется в том, что стилю свойственно обращение к глаголам в третьем лице. Не меньшей популярностью пользуются безличные предложения.
  • Новостной и ораторской речи свойственно применение такого приема, как синекдоха, то есть выражение целого одной его частью. К примеру, «Россия одержала победу в матче» вместо «Российская команда/россияне одержали победу в матче» или «российский потребитель ждет понижения цен» вместо «российские потребители ждут понижения цен» и т.д.
  • В публицистике прочно закрепилось употребление несчитаемых существительных во множественном числе (элитные круги, государственные структуры, муниципальные власти и т.д.).
  • Императивная форма глагола в публицистике отвечает не столько за приказ к какому-либо действию, сколько за привлечение внимания (Оставайтесь с нами, не переключайтесь, подумайте и т.д.).
  • Запланированные события в будущем обычно освещаются в настоящем времени, что свойственно английскому языку (Завтра открывается новый выставочный комплекс, в следующем месяце начинается набор волонтеров и т.д.).
  • В публицистике очень высок процент употребления производных предлогов (ввиду того, на основе, с учетом, по причине и т.д.).
  • В публицистике широко применяются аббревиатуры (ООН, ЕС, НАТО, БРИКС, ШОС и т.д.).
  • Данному стилю свойственно употребление слов с такими приставками, как: де-, а-, анти-, пост-, меж-, интер- и другими, а также суффиксами: -и(я), -изм, -ист, -изация, — ция и т.д.

Художественно-публицистический стиль

Жанры публицистического стиля речи особенно сложны, если им необходимо придать художественную окраску. Именно поэтому художественно-публицистический стиль является самым трудным из перечисленных. Наиболее распространенные разновидности этого жанра:

  • Очерк;
  • Фельетон;
  • Памфлет;
  • Пародия.

Очерк – это публицистический текст, который не просто освещает какое-либо событие, но и художественно их оформляет.

Здесь вполне уместны художественные приемы, такие как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории, олицетворения и прочие. Очерк бывает:

  • Портретный – описание лица, события, книги, фильма, явления;
  • Проблемный – рассказ об определенной проблеме.

Фельетон – это исключительно сатирический текст публицистического стиля речи. Он подразумевает высмеивание определенных проблем, отрицательных явлений в жизни общества.

Успех такого жанра зависит от умения журналиста преподнести события грамотным литературным языком, но без откровенного хамства и насмешек над объектами статьи.

Памфлет – жанр публицистического текста, который очень схож с предыдущим. Но есть одно существенное отличие: памфлет высмеивает не явление и не событие.

Это откровенная насмешка над отрицательным героем, будь то выдуманный персонаж или реальный человек. Журналист не должен переходить черту и откровенно выставлять героя статьи в плохом свете, иначе такой памфлет считается некачественным и оскорбительным.

Пародия – это немного сатирическое изображение чужой речи.

При этом пародировать можно:

  • Героя литературного произведения;
  • Политического деятеля;
  • Научно-философского персонажа.

Отдельно стоит выделить пример публицистического текста, как сатирический комментарий. Это также небольшое высмеивание отрицательного события, в котором допускается гиперболизация, то есть сознательное преувеличение каких-либо отрицательных или положительных сторон человека, явления или события.

Пример художественно-публицистического жанра:

«Я хочу быть правильно понятым. Хемингуэй — замечательный творческий деятель. В ту эпоху были перспективные поэты и музыканты. «Снежный человек» — не только тема застольной болтовни, но тайна, не дающая покоя нескольким серьезным ученым. Дело не в самих загадках, о которых идет речь. Они абсолютно разнятся между собой, и каждая требует особого подхода. Беда в народных поверьях, распространяющихся, как какая-то эпидемия или болезнь, о которой можно только догадываться».

Признаки сходства с другими стилями речи

Публицистический стиль не замкнут, в нем находят отражение черты других функциональных стилей.

Что объединяет научный и публицистический тексты? В основе композиции обоих – рассуждение. Сначала выдвигается важная проблема, волнующая автора. Затем даётся анализ, оценка возможного пути её решения. Публицист приводит примеры из жизни, факты, ссылается на авторитетное мнение, которое использует, подтверждая свою точку зрения. В заключение делаются выводы, обобщения. В таких текстах нет научных исследований, умозаключений, хотя им свойственна логическая последовательность, строгая обоснованность, общенаучная терминология — вот основная характеристика публицистического стиля.

На связь с деловым стилем указывают конкретные цифры, точные факты, которые используются для раскрытия тем, волнующих автора и общественность.

Итак, в отличие от других разновидностей речи, публицистический стиль не является строго регламентированным, ведь по сути, что такое публицистика? Ей свойственна эмоциональность, экспрессивность, слог публициста допускает вариантность норм, например, использование выразительных средств художественного, разговорного языка.

Синтаксические особенности публицистического стиля демонстрируют связь с художественной речью, что проявляется в употреблении тропов и стилистических фигур речи (метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений, метонимии, гипербол, литот и др.), в отражении индивидуальности пишущего (говорящего). Посредством слова автор воздействует на воображение и чувства адресата, основываясь только на реальных событиях, не допуская вымысла.

Внимание! Знание сходства и различия стилей поможет избежать ошибок в определении стилистической направленности текста.

Как отличить публицистический стиль от художественного?

Также публицистике присущи такие функции, как коммуникативность, экспрессия и эстетичность.

  • Коммуникативность подразумевает то, что автор пишет свой текст не для внутренней эксплуатации или конкретного человека, а для наибольшего количества людей. Она предоставляет возможность обратной связи, то есть ответа адресата (дискуссии, письма от читателей в редакцию газеты, телефонные звонки на радио и прочее). Понятность, выразительность и уважение ко всем участникам приоритетны для коммуникации.
  • Экспрессия помогает оратору выразить свои чувства и эмоции, а также раскрывает его личностные качества. Как и в ряде стилей речи, этические нормы не позволяют автору заходить за рамки приличий. Высказывание своих чувств не должно быть главной задачей для автора.
  • Эстетичность подразумевает достоверность и точность информации, а также художественное описание. Она не является необходимой функцией для публицистики.

Употреблениесинонимов, антонимов и паронимов

Характерным признаком языкапублицистики является использование синонимов в целях избежания повтора,усиления эмоциональности высказывания или же уточнения наименования явления, атем самым и для его более верной характеристики.

В публицистической речитрадиционно присутствуют такие ряды синонимов:

военнослужащий- воин — военный;

обстановка -положение — ситуация;

комментатор- обозреватель — эксперт — аналитик;

специалист -профессионал — мастер своего дела.

В публицистике последних летвозникли новые синонимические ряды:

предприниматель- бизнесмен — коммерсант;

быстрый -динамичный;

олигарх -магнат;

комментировать- выразить отношение;

консультации- переговоры;

поддержка -финансирование;

рутинный -текущий ~ обычный;

нищие -малоимущие — малообеспеченные;

бомжи -люмпены — маргиналы;

группа -структура — клан — группировка — сила — лобби — элита;

борьба -противостояние — конфронтация;

нажим -напор — давление — прессинг — лоббирование;

возместить -покрыть — восполнить — компенсировать.

Синонимические связи возникаюти преобразуются в отношении отдельных значений слов, а не всего слова в целом.Поэтому одно и то же слово может входить в разные ряды синонимов, например,слово конфликтможет быть синонимом к слову война или к слову скандал; слово экстремистможет быть синонимом к слову террорист или к сочетанию человек крайних(необычных?) политических взглядов.

Эти свойства синонимовнеобходимо учитывать при их употреблении.

Синонимы употребляются нетолько как эквивалентные наименования одного и того же предмета, но и каксредство разграничения понятий. В интервью «Комсомольской правде» 15.3.95Ю. Лужков на вопрос «Говорят, ваша жена удачливый коммерсант?»ответил: «Нет, она не коммерсант. Она бизнесмен. Она относится кпредпринимателям среднего бизнеса… производство полимерных изделий».Весной 2001 года председатель Союза промышленников и предпринимателей А.Вольский предложил именовать крупнейших предпринимателей не олигархами,поскольку вокруг этого слова сложилась отрицательная окраска, а магнатами.

Наряду с общеязыковымисинонимами, воспринимаемыми всеми говорящими как слова близкие по значению, впублицистическом стиле функционируют речевые синонимы, сближаемые по значениюлишь в понимании определённых общественных групп:

капитализм -нищета — голод;

бизнес -спекуляция;

приватизация- ограбление — растащиловка;

свобода — демократия- вседозволенность — беспорядок.

Изменения в обществе всегдаотражаются в языке и, прежде всего, в лексике: в употреблении слов, в развитиимногозначности, в изменении структуры связей между словами. Наряду с появлениемновых синонимических рядов имеет место и распад синонимии, в современной речидиректор глава учреждения, предприятия, так как директором может называться ируководитель отдела, коммунист член партии, так как есть другие партии.

Новые словарные единицыобразуют и новые антонимические пары:

демократия -диктатура, фашизм;

кризис -стабилизация, оздоровление;

легальный -криминальный;

популистский- взвешенный, ответственный;

силовой -мирный, политический, цивилизованный;

фирменный -фальшивый, поддельный;

массовый -эксклюзивный, элитарный;

народ -власть;

общество -государство;

подъём -спад.

В отдельных речевых контекстахмогут быть антонимически противопоставлены слова, в словаре не отмечаемые какантонимы:

рынок -базар;

политический- идеологический;

правовой -административный;

жить -выживать;

патриоты -демократы;

свобода -порядок.

В речи антонимия, как исинонимия, часто оказывается не всеобщей, а характерной для языка определённыхполитических групп.

Особую трудность для правильногоупотребления представляют собой паронимы — слова близкие по звучанию, норазличные по значению. В современной речи часто встречаются:

криминальный- криминогенный;

демократический- демократичный;

жесткий» жестокий;

элитный -элитарный;

стабильность- стабилизация;

федеральный- федеративный;

легальный -легитимный.

Как отмечает В. Шапошников,для современной речи характерно, что паронимы часто выступают на правахэквивалентности, как дублеты. (Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. СовременнаяРоссия в языковом отображении. — М., 1998.- С.209). Такое употреблениепаронимов является массовой речевой ошибкой. Обратившись к словарям, мызаметим, что похоже звучащие слова имеют разное толкование:

криминальный- преступный;

криминогенный- порождающий преступность;

демократический- свойство общества, государства;

демократичный- качество руководителя;

жесткий — недопускающий отклонений, безоговорочный;

жестокий -крайне суровый, безжалостный, беспощадный;

элитный -представляющий собой элиту, лучший, отборный;

элитарный -относящийся к элите, свойственный, элите;

стабильность- устойчивое состояние;

стабилизация- процесс достижения стабильного состояния;

федеральный- относящийся к центральной власти;

федеративный- построенный на принципах федерации;

легальный -законный;

легитимный -воспринимаемый в качестве законного.

Неправильное употреблениепаронимов нарушает лексическую правильность и точность речи, обедняет речь, таккак не позволяет разграничить смежные понятия.

Научно-публицистический стиль

В научно-публицистическом стиле выходят газетные статьи, очерки, фельетоны и репортажи, телепередачи, выступления общественных ораторов на митингах и дебатах. Выпускаются рекламные плакаты, объявления и лозунги, а также научная фантастика.

ВАЖНО! Главная задача – общение автора с аудиторией и передача ей научной информации.

Синтаксические признаки текстов

Особенностью раздела является яркое выражение воздействующей функции. Из разных форм выбираются конструкции, обладающие потенциалом влияния. Они берутся не из научно-популярной, а из разговорной речи. В то же время обеспечивается доступная структура для массового восприятия. К ним относят следующие признаки и примеры:

  • Специфические предложения текста и повторяющиеся или короткие и отрывистые, иллюстрирующие общую картину происходящего.
  • Вопросы риторического характера: Хотят ли русские войны?
  • Умолчание выражается многоточием, намекая на невысказанность: Хотели, как лучше…
  • В вопросно-ответном приеме, автор сначала задает вопросы, а затем сам отвечает. Благодаря этому, у читателя газет растет интерес к теме: Как относятся к переселенцам? Считают, что они поглощают основные части средств — пособий.
  • Предложения, в которых изменен порядок применения начала и конца: Исключение составлял научный блог, вместо: Научный блог составлял исключение.
  • Восклицательные типы: Вперед, на голосование!
  • Заголовки текста рекламного содержания: Лютый февраль — такое жаркое время для распродажи.

Заголовкам присуще отражать текст через эпитеты и метафоры. Благодаря этому, в сжатом виде раскрывается противоречивость того или иного явления.

Пример текста публицистического стиля

Публицистический стиль речи
Чтобы более точно понимать, что именно собой представляет описываемый стиль речи, необходимо использовать примеры текстов. Так проще проводить анализ и обращать внимание на ключевые моменты.
Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг».

Ни шагу дальше! Пусть трус и малодушный, для кого своя жизнь дороже родины, дороже сердца родины – нашей Москвы – гибнет без славы, ему нет и не будет места на нашей земле.

Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них.

В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней…

Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

Это следует знать! Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?

  1. Определить, реализована ли задача информирования, воздействия.
  2. Выяснить сферу предназначения излагаемого материала.
  3. Выявить основные стилевые черты публицистической речи.
  4. Найти языковые средства, присущие данному стилю.

Художественно-публицистический стиль

Данный стиль выражается в повышенных требованиях к речи, художественной образности, эмоциональной окраске текста и глубине обобщения реальности автором. Публицист раскрывает типичное через индивидуальное.

Он делится своим мнением, переживаниями, чувствами. Поэтому освоение художественно-публицистического стиля является высшей ступенью авторского мастерства.

Основные признаки публицистического стиля речи

  • Соединение экспрессивности и стандартов. Наличие инструментов, выражающих экспрессию в публицистике гораздо больше, чем в других стилях. Их применение тесно связано с влиянием на аудиторию. Стандарты зарождаются там, где информация циклична (официальные визиты, прогноз погоды и т.д.).
  • Бесконечное стремление к чему-то новому, несущее за собой множество неологизмов. Они, в свою очередь, представляют собой как мощное средство для экспрессивного выражения, так и прародитель штампов. Удачно подобранные и сложенные слова уходят в тираж и теряют экспрессию.
  • Простота и общедоступность. Применяются предложения с небольшим объемом слов, используются доступная к пониманию лексика и логика.
  • Реклама. Привлекается внимание аудитории.
  • Достоверные факты.

Языковые особенности публицистического стиля затрагивают лексические, морфологические и синтаксические стороны речи.

Рекомендации знакомых

8.33%

Рекламные объявления

4.17%

Проголосовало: 24

Лексические особенности публицистического стиля

Публицистическому стилю присуща общественно-политическая терминология, а так же лексика, раскрывающая моральные понятия, медицину, экономику, культуру, психологию. В публицистике распространены слова с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с)- и суффиксы -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист.

Так же часто встречаются слова с корнями, близкими по значению к приставкам все-, обще-, сверх-. Текст дополняется сложными и сложносокращенными словами и устойчивыми оборотами речи.

Синтаксические особенности или Как определить публицистический стиль речи?

В публицистическом стиле речи распространены существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения. Роль сказуемого в предложении чаще достается глаголу в форме повелительного наклонения и возрастному глаголу.

Авторы используют однородные члены, вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты и сложные синтаксические конструкции.

СПРАВКА! Языковые средства публицистического стиля представлены зачастую готовыми формулами речи, которые помогают легко и быстро сформировать любой текст.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Нередко публицисты применяют образные средства, переносные значения слов и слова с высокой эмоциональной окраской. Средства эмоциональной выразительности в этом случае безграничны.

Публицистический текст становится похож на художественный, однако во втором главная задача – это создание художественного образа, тогда как в публицистике – это воздействие на аудиторию. Авторы используют эпитеты, сравнения, метафоры, а так же риторические вопросы и обращения.

Оцени-ка страничку!

5.00(1голос)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...