Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Как влияет развитие пальчиков на речь ребенка

Пальчиковые игры для развития речи – это простое и доступное средство развития вербального интеллекта. Известный академик В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь.

За речевое развитие в головном мозге отвечают зона Вернике и зона Брока. Рядом с ними находятся области мозга, ответственные за тонкие движения пальцев рук. Во время занятий пальчиковой гимнастикой и другими аналогичными играми происходит одновременная стимуляция речевых зон.

Психоневрологам известно, что наблюдая за движениями кистей и пальчиков ребенка, можно достаточно точно определить уровень речевого развития малыша. Чем они точнее, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь. И, наоборот, неуклюжие движения со слабой координацией указывают на то, что в детской речи наверняка имеется задержка развития.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 1,5 лет

Основное правило – все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются по 3-5 раз. Желательно их делать отдельно для правой, отдельно для левой руки. Если пальчиковая гимнастика для развития речи сопровождается словами, их произносит только взрослый. Текст нужно читать эмоционально и выразительно.

Как делать простейший массаж кистей и пальчиков ребенку до года

массаж рукПоскольку у детей раннего возраста нередко имеется повышенный тонус кистей рук, их пальчики часто зажаты в кулачок. Для улучшения координации движений и развития мелкой моторики нужно регулярно массажировать кисти и пальчики ребенка. Такой массаж в 1 год проводится в игровой форме.

  1. Гладим ручку малыша с внешней и внутренней стороны от пальчиков к локтю и обратно.

— Ручки, ручки! Я вас знаю,
Я водой вас умываю.
Пальчики я тоже знаю,
Ими я сейчас играю.

  1. Гладим пальчики по направлению к ладошке и обратно, нежно разминая каждую фалангу.

— Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в стороне.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Мягко постукиваем по пальчикам по направлению от подушечек к ладошке.

— Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

  1. Массируем подушечки пальцев, мягко надавливая на них. По кругу проводим массаж ладошки.

— Сорока-ворона печку топила,
Кашку варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Он печку не топил,
Он дров не носил.

  1. Повторяем первое упражнение.

Такой массаж рекомендуется делать ежедневно.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Все упражнения проводятся в игровой форме, так как в этом возрасте игра является ведущей деятельностью.

  • «Рыбак». Маленьким сачком, который можно сделать своими руками, выловить из миски с водой кусочки пробки, пенопласта, бусины большого размера и выложить их на тарелку. «Удочку» держим одной рукой.
  • «Дорожка». Заполнить манкой или пшеном «дорожку», границы которой выложены из картона или из бумажных полосок. За пределы «дорожки» крупу нельзя просыпать.
  • «Волшебная ложечка» . Пересыпать крупу из одной чашки в другую, осторожно беря ее ложечкой. Затем можно все повторить в обратную сторону.
  • «Салют». Разорвать тонкую бумагу на мелкие кусочки, сложить их на ладошку и подбросить вверх.
  • «Бумажный комочек» . Скомкать лист бумаги в плотный комочек.
  • «Волшебные палочки» . Сложить из счетных палочек дорожку, елочку, домик. Аккуратно собрать их в коробочку, беря по одной штуке.

Комплекс упражнений завершается расслабляющим массажем ручек и пальчиков.

Игры-потешки

Народные традиции воспитания детей, начиная с ранних месяцев жизни грудничка, предусматривали игры-потешки с пальчиками и ручками.

  • «Сорока-белобока» . Всем известную потешку можно усложнить, пригибая «послушные пальчики» к ладошке и шутливо потряхивая «ленивый» мизинчик.
  • «Ладушки-ладушки» . Хлопаем в ладоши, держа ручки малыша в своих руках и приговаривая: «Ладушки-ладошки, звонкие хлопушки, хлопали в ладошки, хлопали немножко».
  • «Домики зверей» . Взрослый может помогать малышу, держа его ручки за запястья.

— У медведя дом большой – ой-ой-ой! (разводим ручки в стороны).
А у зайца маленький – ай-ай-ай! (ручки вместе)
Наш медведь пошел домой («топаем руками» по столу),
Заинька лег баиньки! (ручки возле щеки)

  • «Прятки».

— В прятки пальчики играют,
Открываются (раскрыть ладошку),
Закрываются (сжать кулачок).
-Тук-тук-тук! (стучим кулачок об кулачок)
Да-да-да! (хлопаем в ладоши)
Можно к вам? (стучим кулачками)
Рад всегда (хлопки)

Играть с малышом нужно весело, эмоционально, тогда, когда он находится в хорошем настроении.

Игры с резиновыми игрушками

Резиновые игрушки-пищалки – это отличное средство для совершенствования пальчиковой моторики и развития речи на первом году жизни грудничка. Сжимая игрушку, малыш быстро начинает понимать, за счет чего появляется пищащий звук. Далее он воспроизводит его уже намеренно. Давящее воздействие материала, из которого сделаны игрушки, массирует пальчики, действует на речевые зоны мозга.

Естественные тренажеры для пальчиков – вода, песочек

игры с водойПесок и вода развивают чувствительность пальцев рук, кинестетические ощущения. Погружая руки в песок, просеивая его между ладонями, сжимая и перетирая, малыш делает самомассаж.

Воздействие песка разной структуры, температуры и влажности на нервные окончания одновременно способствует речевому развитию.

Игры с песком:

  • делать на влажном песке отпечатки ладошек;
  • рисовать пальчиком линии, зигзаги и простые фигуры;
  • прятать во влажном песке мелкие игрушки, камешки;
  • закапывать в песок ладошку и поочередно доставать пальчики;
  • показать, как пальчики «гуляют», «прыгают» по песку.

Игры с водой снимают гипертонус пальчиков и кистей рук, увеличивают объем движений. Контраст температуры воды и воздуха, а так же температура воды в разных емкостях закаливают малыша, повышают чувствительность пальцев. Оптимальное время игр с водой – не более 5-7 минут.

Упражнения с водой:

  • «Теплый, холодный» . Ребенок купает разноцветных рыбок, мячики и другие игрушки поочередно в прохладной и в теплой воде.
  • «Поймай льдинку» . Ребенок достает сачком из воды опущенные в нее льдинки. Сачок нужно держать только одной рукой и выкладывать льдинки на тарелочку.
  • «Достань ракушку (камешек) из воды». Малыш достает одну ракушку, которую ему предварительно показали родители, из общей массы, лежащей на дне.
  • «Что как плавает» . Опустить в воду предметы с различными свойствами: ткань, камешки, резиновую игрушку, бумажную лодочку, кусочек пенопласта. Понаблюдать, что плавает, что тонет, что мокнет. Достать предметы, рассмотреть их, потрогать.

После игры нужно вытереть ручки сухим полотенцем и переключить внимание малыша на другую деятельность.

Что же такое пальчиковая гимнастика и как она влияет на развитие ребенка

Пальчиковая гимнастика — вид игр, заключающийся в инсценировке каких-либо сказок и стишков с помощью пальчиков. Также это является массажем и зарядкой для рук, а иногда и для ног.

Упражнение написания

Такая физкультминутка имеет огромное значение именно среди группы детей 2-3 лет, потому что в это время малыши заняты предметной деятельностью, у них формируется наглядно-предметное мышление.

Следовательно, пальчиковая гимнастика нацелена на следующее:

  • формирование наглядно-предметного мышления;
  • нормальную скоординированность обеих рук;
  • умение согласовывать движения и речь (зачастую игры-сказки или рифмованные стишки сопровождаются аудио аккомпанементом);
  • развитие нормальной речи;
  • формирование у малыша таких качеств, как мышление, воображение, любознательность;
  • помощь дружить, устанавливать контакт между ребенком и взрослым;
  • обогащение словарного запаса и правильное произношении слов;
  • подготовку пальчиков к письму;
  • повышение навыка мелкой моторики.

Что такое пальчиковые игры

Такие забавы сводятся к тренировке двигательных навыков руки, организованных в игровом формате. Это веселые стихи, песни или рассказы, проиллюстрированные с помощью фигур из пальцев. В зависимости от возраста участников, игра состоит из элементов массажа или заданий на конкретные движения пальцами и кистью.Пальчиковые игры для детей. Польза гимнастики для развития моторики детей разных возрастов

Допустимы в заданиях и самостоятельно придуманные пальчиковые иллюстрации. В занятиях такого рода также используются дополнительные приспособления, в том числе массажные мячи, специальные куклы или другие подручные материалы.

Копируя движения взрослого, малыш учится совершать всевозможные действия пальцами, сжимать кулаки, хлопать в ладоши, потирать руки. Действие, показанное ребенку в ходе игры, с удовольствием повторяется и запоминается.

Зачем нужна пальчиковая гимнастика

Хотя для каждого второго взрослого пальчиковые игры выглядят просто развлечением, мало значимым в процессе физиологического развития ребенка, простые забавы вроде «Сороки – белобоки» упражняют мышцы рук, помогая движениям обрести четкость, легкость, координацию.

В раннем возрасте игра с пальчиками помогает снять тонус, присутствие которого не дает ребенку разжать кулак.Пальчиковые игры для детей. Польза гимнастики для развития моторики детей разных возрастов

В игровой форме легко установить доверительные отношения между ребенком и взрослым, убрать дискомфорт, снять лишнее напряжение. Пальчиковые постановки помогают развлечь ребенка в нетипичных ситуациях. Кроме того, такой вид развлечений становится верным помощником в знакомстве малыша с окружающим миром.

Как проводить занятия?

Хочу заметить, что все пальчиковые игры были тематическими. В начале занятия проводилась беседа по теме, например: животные, овощи, праздник Новый год и т.д. Игра начиналась с того, что я показывала движения, четко проговаривая все звуки. Потом упражнение мы повторяли вместе несколько раз, до полного запоминания. Как правило, все игры дочь быстро запоминала, тем более в садике они повторяли эти упражнения довольно часто.  На начало наших занятий младшему ребенку было около года, кстати ему тоже было интересно наблюдать за нашими играми и он как мог, участвовал.

Игры для пробуждения ребенка

С добрым утром

Здравствуйте, глазоньки. (показать на глаза, посмотреть в «бинокль»)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ушечки. (показать на ушки, прислушаться)
Вы проснулись?
Здравствуйте, рученьки. (показать на ручки, хлопнуть в ладоши)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ножечки. (показать на ножки, топнуть)
Вы проснулись?
Здравствуй, солнышко. (посмотреть вверх, улыбнуться)
Я проснулся? Сладко потянулся. (потянуться)

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Занятия с малышами 2-3 лет нужно строить таким образом, чтобы заданные движения дети могли выполнять сами параллельно со взрослым.

Пальчиковая игра «Оркестр»

  • Ведущий произносит слова игры. В это время участникам нужно изобразить сначала игру на балалайке: одна рука держит гриф, вторая пальцами перебирает по струнам.
  • Следующим действием от игроков требуется изобразить игру на дудочке, выдувая воздух губами и перебирая пальцами в воздухе перед лицом.
  • Последующие слова должны сопровождаться ударами ладонью по сомкнутому кулаку второй руки.
  • Далее изображается игра на скрипке: пальцы одной руки сомкнуты щепотью, словно держат скрипку, вторая рука при этом изображает будто держит смычок и играет.
  • Следующий музыкальный инструмент – баян. Обе руки перед грудью сводятся и разводятся в стороны, словно играют на баяне.
  • Для изображения игры на барабане от игроков требуется похлопать раскрытыми ладонями по поверхности.

Пальчиковые игры для детей. Польза гимнастики для развития моторики детей разных возрастовПальчиковые игры для детей. Польза гимнастики для развития моторики детей разных возрастов

  • Последние слова игры нужно сопровождать перебором пальцев по поверхности словно по клавишам рояля.

Игра «Дом»

Игроки под слова ведущего последовательно выполняют такие действия:

  • одна рука располагается вертикально и опирается локтем на кисть другой руки, расположенной на уровне груди в горизонтальном положении (труба);
  • кисти выпрямленных рук сомкнуты над головой и показывают крышу дома;
  • средний и указательный пальцы обеих рук переступают по столу (человек шагает);
  • кисти с выпрямленными пальцами располагаются перед грудью, ребрами ладоней упершись в поверхность. Далее нужно разомкнуть пальцы рук, разводя прямые ладони в стороны и расположив их параллельно друг другу (открываются ворота);
  • одной рукой выполняется приглашающий жест.

Пальчиковая игра «Дом»:

Игра «Домик для зайчат»

Слова ведущего сопровождаются такими движениями игроков:

  • руками, сжатыми в кулаки, нужно легонько ударять друг о друга;
  • изображать заячьи ушки: большой, безымянный и мизинец собраны вместе, а указательный и средний пальцы сгибаются и разгибаются;
  • смыкая выпрямленные кисти рук над головой, изобразить крышу домика;
  • выпрямленные кисти рук смыкаются пальцами и упираются ребром в поверхность стола;
  • обе кисти выпрямлены, одна расположена под подбородком, а вторая надо лбом игрока;
  • основания кистей сомкнуты, а выпрямленные пальцы смыкаются и размыкаются.

Игры о времени суток

Часы

(Имитировать движения по тексту).

Если бьет девятый час,
Пальцы моются у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы в сад идут у нас.
Если бьет уж первый час,
Пляшут пальчики у нас.
Если бьет уж третий час,
Пальцы прыгают у нас.
Если бьет четвертый час,
Пальцы плавают у нас.
Если бьет девятый час,
Пальцы кушают у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы спать идут у нас.

НОВЫЙ ГОД

«Ёлочка»

Перед нами елочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Н. Нищева

(Пальцы рук переплетены, из больших

пальцев — верхушка «елочки».)

(Кулачки, указательные пальчики выставлены.)

(«Шарики» из пальцев вверх, вниз.)

(«Ушки» из указательного и среднего пальцев;

обе ладони сложены, пальцы сжаты.)

(Ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе.)

Игры для детей от 6 лет

Дети младшего школьного возраста также любят занятия с движениями. Они становятся всё более и более сложными. Дети развивают координацию, ловкость рук. В пальчиковых играх используют сложные схемы, пробуют соединять пальцы разными способами, играют в парах, хлопая в ладоши. Считалки тоже становятся сложнее:

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японца:

Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

О-о-оу… Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японки:

Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

Вот они переженились:

Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

И у них родились детки:

У Яка с Ципой — Шак,

У Як-Цидрака с Ципой-Дрипой — Шак-Шарак,

У Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони с Ципой-Дрипой-Лямпомпони — Шак-Шарак-Шарони.

Старшие дети часто передают варианты игр друг другу и уже не требуют, чтобы взрослые в них участвовали.

Пальчиковые игры в стихах работа всей кистью (более сложные)

Такие игры задействуют больше мелких мышц, чем в первом случае. И дают больше пространства для фантазии малыша, увеличивая варианты движений. Если у ребенка сначала не получаются сложные движения их можно заменить на более простые. А когда малыш освоит технику упражнения, необходимо увеличить сложность, заменив некоторые движения.

пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет

Имитируем действия (глаголы) двумя руками

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики! (растопыриваем пальцы обеих рук)

Пополам согните, (сгибаем пальцы пополам)

В кулачок сомкните! (собираем пальчики в кулачок)

Раскройте ладошки, (показываем ладошки)

Встряхните немножко! (трясем расслабленными руками)

Чтоб красиво рисовать

Надо ручкам отдыхать!

пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет

В первой части стиха поочередно сгибаем пальцы в кулачок, во второй разгибаем.

Автобус, троллейбус, машина, трамвай, (большим пальцем поочередно касаемся соседних пальцев, начиная с указательного)

О них ты на улице не забывай!

А в море – корабль, ледоколы, суда, (повторяем другой рукой)

Они очень редко заходят сюда!

Пальчиковые игры для детей 2 – 3 лет можно сопровождать не только стихами, но и песенками.

Комплекс Елены Куликовой

Попробуйте также комплекс пальчиковой гимнастики Елены Куликовой, многим детям также нравится.

Тематические пальчиковые гимнастики полезно делать как сами по себе, так и в рамках развивающих занятий. Они могут быть как вводным блоком в самом начале, так и минуткой отдыха в середине. Если в детском саду подобные упражнения регулярно проводят педагоги, то дома их подбором приходится заниматься родителям. Надеемся, что наша статья поможет вам в этом!

Автор статьи

логопед-дефектолог

Из чего сделать актеров для театра дома?

  1. Мамам, которые умеют шить или вязать не составит труда сделать маленьких кукол на пальцы из пряжи или ткани.
  2. Отрезав у старой перчатки пальцы, украсьте их аппликацией.
  3. Раскрасьте старые колпачки, которые подходят по размеру к пальчикам.
  4. Прицепите к пальцам не тугие прищепки, заранее раскрасив их.
  5. Сделайте трубочки из картона и нарисуйте на них героев.

Разные детские пальчиковые игры

Комнатные растения

Хризантемы (руками показывать действия по тексту)
Ах! Какие хризантемы!
Мы сорвем их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали!
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе-хе… цветов не стало.
Их и раньше было мало…
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили!

Мак

На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)
Он склонил головку так. (наклонить руку)
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками)

Воспользовавшись нашей картотекой детских пальчиковых игр, вы легко сможете не только занять ребенка, чтобы он передохнул, успокоился, но и в легкой, ненавязчивой форме будете развивать его фантазию, речь, внимание.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Комментировать Разместить на своем сайте

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Посуда

Раз, два, три, четыре (ударяем кулачками друг о друга)Мы посуду перемыли (хлопаем в ладоши)Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибаем пальчики, начиная с большого)И большую поварешку Мы посуду перемыли (одна ладонь на другую)Только чашку мы разбили (загибаем пальчики, начиная  с большого)Ковшик тоже развалилсяНос у чайника отбилсяЛожку мы чуть-чуть сломалиТак мы маме помогали (хлопаем в ладоши)

ЦВЕТЫ

Наши алые цветы распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

(Локти и предплечья прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки перед лицом, затем кисти раскрываются в виде чаши).

(Кисти рук в виде чаши делают движения почасовой стрелке и против часовой стрелки).

(Пальцы плотно соединяются, кисти рук медленно из чаши делают лодочку?)

(Кисти рук в виде лодочки или бутона наклоняются вправо и влево).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. — СПТб, 2004.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. . —— СПб.: ДETCТВО-ПРЕСС, 2004.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...