Пальчиковые игры для детей

Содержание
  1. Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев
  2. Хочу быть птичкой
  3. Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
  4. В гости
  5. Наша семья
  6. Сладких снов, пальчики!
  7. Летела сова
  8. Зайка книгу нашёл
  9. Пальчик-мальчик
  10. Как влияет развитие пальчиков на речь ребенка
  11. Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 1,5 лет
  12. Как делать простейший массаж кистей и пальчиков ребенку до года
  13. Упражнения на развитие мелкой моторики рук
  14. Игры-потешки
  15. Игры с резиновыми игрушками
  16. Естественные тренажеры для пальчиков – вода, песочек
  17. Насекомые
  18. Цель пальчиковых игр
  19. Логопедическая игра «Насекомые»
  20. Пальчиковая игра «Пчела»
  21. Стихи для изучения частей тела и лица
  22. Комплекс упражнений
  23. Такой разный дождь
  24. Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше
  25. Общие рекомендации для родителей:
  26. Стихотворение «Трудолюбивая пчелка»
  27. Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом
  28. Рекомендации по выполнению упражнений
  29. Игры для детей от 6 лет
  30. Пазл «Бабочка»
  31. Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет и старше
  32.  Дом
  33. Кораблик
  34. Сколько птиц?
  35. «Ухо-нос»
  36. Зайцы
  37. Смотрите также:
  38. Игра «Что сначала, что потом»
  39. Геометрическая аппликация «Бабочка над цветком»
  40. Посчитай, сколько на рисунке бабочек. Обведи нужную цифру.
  41. Соедини картинки с необходимыми палитрами.
  42. Читаем сказки и рассказы о насекомых:

Пальчиковые игры для малышей от 6 месяцев

Ладушки, ладушки! (хлопаем в ладоши)
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку!
Что пили? Бражку.
Кашка сладенька,
Брашка молоденька.
Попили, поели,
Кши-кши, полетели! (машем руками)
На головку сели! (прикладываем руки к голове)
Сели, посидели,
И опять улетели! (опять машем руками)

***

Молоточком я стучу, (стучим кулачком по кулачку)
Дом построить я хочу. (руки складываем над головой, изображая «крышу»)
Строю я высокий дом! (поднимаем ручки вверх)
Буду жить я в доме том! (снова складываем руки над головой, изображая «крышу»)

***

На дверях висел замок, (сцепляем пальчики в замок (если не получается, просто кладем кулачок к кулачку) и машем вверх-вниз)
Кто его открыть бы смог?
Мы ломали, мы крутили, (вертим сцепленными в замок ручками)
Били, били (трясем руками, не  расцепляя пальцев)
И открыли! (разводим ручки)

***

Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Летели комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Вились, вились, (показываем как летят)
В носик вцепились! (мама дотрагивается до носа малыша, вариант – в ручку, в ножку…)

***

Строим, строим, строим дом, (кладем попеременно свою руку и ручку малыша, потом опять свою и малыша)
Кубик к кубику кладем.
Вот дорога, вот гараж, (проводим пальчиками по телу ребенка, прокладывая какой-то «маршрут»)
Вот построен домик наш. (соединяем ладошки над головой, изображая крышу)

***

Ладошки вверх, (руки поднимаем вверх)
Ладошки вниз, (руки опускаем вниз)
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок. (сжимаем руки в кулаки)

Хочу быть птичкой

Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
image316.gif
Раз, два, три, четыре, пять.
Буду их считать опять.
image318.gif
Рот открыл, смотрю я в небо. image320.gif
Влево, вправо.
Я там не был.
image322.gif
Птичкой захотел я стать image324.gif
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
image326.gif
Только слышен ветра свист. image328.gif
Я подпрыгнул, чтоб взлететь, image330.gif
Но пришлось на землю сесть. image332.gif

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Помимо развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика в стихах, даст ребенку чувство ритма, расширит словарный запас и поможет быстрее «разговорить» кроху.

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.

Сладких снов, пальчики!

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
(Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.)

Летела сова

Летела сова, (Машем руками)
Весёлая голова.
Летела-летела,
На головку села. (Кладём руки на голову)
Села, посидела,
Головой повертела
И опять полетела. (Снова машем руками)

Зайка книгу нашёл

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» — ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» — ладони прижимаются друг к другу.)

Пальчик-мальчик

(Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца.)

— Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
— С этим братцем щи варил.
— С этим братцем песни пел.
— С этим — в дудочку дудел.

Как влияет развитие пальчиков на речь ребенка

Пальчиковые игры для развития речи – это простое и доступное средство развития вербального интеллекта. Известный академик В. М. Бехтерев, занимавшийся в прошлом веке изучением центральной нервной системы человека, доказал, что движения руки активизируют зоны головного мозга, ответственные за речь.

За речевое развитие в головном мозге отвечают зона Вернике и зона Брока. Рядом с ними находятся области мозга, ответственные за тонкие движения пальцев рук. Во время занятий пальчиковой гимнастикой и другими аналогичными играми происходит одновременная стимуляция речевых зон.

Психоневрологам известно, что наблюдая за движениями кистей и пальчиков ребенка, можно достаточно точно определить уровень речевого развития малыша. Чем они точнее, чем сильнее развита мелкая моторика ребенка, тем ближе к норме его речь. И, наоборот, неуклюжие движения со слабой координацией указывают на то, что в детской речи наверняка имеется задержка развития.

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику до 1,5 лет

Основное правило – все упражнения выполняются в медленном темпе, повторяются по 3-5 раз. Желательно их делать отдельно для правой, отдельно для левой руки. Если пальчиковая гимнастика для развития речи сопровождается словами, их произносит только взрослый. Текст нужно читать эмоционально и выразительно.

Как делать простейший массаж кистей и пальчиков ребенку до года

массаж рукПоскольку у детей раннего возраста нередко имеется повышенный тонус кистей рук, их пальчики часто зажаты в кулачок. Для улучшения координации движений и развития мелкой моторики нужно регулярно массажировать кисти и пальчики ребенка. Такой массаж в 1 год проводится в игровой форме.

  1. Гладим ручку малыша с внешней и внутренней стороны от пальчиков к локтю и обратно.

— Ручки, ручки! Я вас знаю,
Я водой вас умываю.
Пальчики я тоже знаю,
Ими я сейчас играю.

  1. Гладим пальчики по направлению к ладошке и обратно, нежно разминая каждую фалангу.

— Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в стороне.
Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Мягко постукиваем по пальчикам по направлению от подушечек к ладошке.

— Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

  1. Массируем подушечки пальцев, мягко надавливая на них. По кругу проводим массаж ладошки.

— Сорока-ворона печку топила,
Кашку варила, деток кормила,
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому не дала.
Он печку не топил,
Он дров не носил.

  1. Повторяем первое упражнение.

Такой массаж рекомендуется делать ежедневно.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

Все упражнения проводятся в игровой форме, так как в этом возрасте игра является ведущей деятельностью.

  • «Рыбак». Маленьким сачком, который можно сделать своими руками, выловить из миски с водой кусочки пробки, пенопласта, бусины большого размера и выложить их на тарелку. «Удочку» держим одной рукой.
  • «Дорожка». Заполнить манкой или пшеном «дорожку», границы которой выложены из картона или из бумажных полосок. За пределы «дорожки» крупу нельзя просыпать.
  • «Волшебная ложечка» . Пересыпать крупу из одной чашки в другую, осторожно беря ее ложечкой. Затем можно все повторить в обратную сторону.
  • «Салют». Разорвать тонкую бумагу на мелкие кусочки, сложить их на ладошку и подбросить вверх.
  • «Бумажный комочек» . Скомкать лист бумаги в плотный комочек.
  • «Волшебные палочки» . Сложить из счетных палочек дорожку, елочку, домик. Аккуратно собрать их в коробочку, беря по одной штуке.

Комплекс упражнений завершается расслабляющим массажем ручек и пальчиков.

Игры-потешки

Народные традиции воспитания детей, начиная с ранних месяцев жизни грудничка, предусматривали игры-потешки с пальчиками и ручками.

  • «Сорока-белобока» . Всем известную потешку можно усложнить, пригибая «послушные пальчики» к ладошке и шутливо потряхивая «ленивый» мизинчик.
  • «Ладушки-ладушки» . Хлопаем в ладоши, держа ручки малыша в своих руках и приговаривая: «Ладушки-ладошки, звонкие хлопушки, хлопали в ладошки, хлопали немножко».
  • «Домики зверей» . Взрослый может помогать малышу, держа его ручки за запястья.

— У медведя дом большой – ой-ой-ой! (разводим ручки в стороны).
А у зайца маленький – ай-ай-ай! (ручки вместе)
Наш медведь пошел домой («топаем руками» по столу),
Заинька лег баиньки! (ручки возле щеки)

  • «Прятки».

— В прятки пальчики играют,
Открываются (раскрыть ладошку),
Закрываются (сжать кулачок).
-Тук-тук-тук! (стучим кулачок об кулачок)
Да-да-да! (хлопаем в ладоши)
Можно к вам? (стучим кулачками)
Рад всегда (хлопки)

Играть с малышом нужно весело, эмоционально, тогда, когда он находится в хорошем настроении.

Игры с резиновыми игрушками

Резиновые игрушки-пищалки – это отличное средство для совершенствования пальчиковой моторики и развития речи на первом году жизни грудничка. Сжимая игрушку, малыш быстро начинает понимать, за счет чего появляется пищащий звук. Далее он воспроизводит его уже намеренно. Давящее воздействие материала, из которого сделаны игрушки, массирует пальчики, действует на речевые зоны мозга.

Естественные тренажеры для пальчиков – вода, песочек

игры с водойПесок и вода развивают чувствительность пальцев рук, кинестетические ощущения. Погружая руки в песок, просеивая его между ладонями, сжимая и перетирая, малыш делает самомассаж.

Воздействие песка разной структуры, температуры и влажности на нервные окончания одновременно способствует речевому развитию.

Игры с песком:

  • делать на влажном песке отпечатки ладошек;
  • рисовать пальчиком линии, зигзаги и простые фигуры;
  • прятать во влажном песке мелкие игрушки, камешки;
  • закапывать в песок ладошку и поочередно доставать пальчики;
  • показать, как пальчики «гуляют», «прыгают» по песку.

Игры с водой снимают гипертонус пальчиков и кистей рук, увеличивают объем движений. Контраст температуры воды и воздуха, а так же температура воды в разных емкостях закаливают малыша, повышают чувствительность пальцев. Оптимальное время игр с водой – не более 5-7 минут.

Упражнения с водой:

  • «Теплый, холодный» . Ребенок купает разноцветных рыбок, мячики и другие игрушки поочередно в прохладной и в теплой воде.
  • «Поймай льдинку» . Ребенок достает сачком из воды опущенные в нее льдинки. Сачок нужно держать только одной рукой и выкладывать льдинки на тарелочку.
  • «Достань ракушку (камешек) из воды». Малыш достает одну ракушку, которую ему предварительно показали родители, из общей массы, лежащей на дне.
  • «Что как плавает» . Опустить в воду предметы с различными свойствами: ткань, камешки, резиновую игрушку, бумажную лодочку, кусочек пенопласта. Понаблюдать, что плавает, что тонет, что мокнет. Достать предметы, рассмотреть их, потрогать.

После игры нужно вытереть ручки сухим полотенцем и переключить внимание малыша на другую деятельность.

Насекомые

Упражнения на тему «Насекомые» ориентированы на малышей дошкольного возраста, эти гимнастические занятия нужно проводить в сопровождении интересных коротких стихов.

Стишки должны состоять из простых слов, которые ребенок сможет легко понять. Также стихи нужно читать с интонацией, а объяснять смысл слов нужно движениями. Во время занятия гимнастикой малыш должен видеть, как выполняются упражнения, поэтому родители (мама, отец) должны выполнять все действия вместе с малышом. Например, можно вместе сжать кулачки и разжимать их, хлопать ладонями. Также можно вместе поднять и опустить ручки. Продолжительность упражнений должна быть не более 5 минут, иначе ребенок может уставать.

В процессе выполнения гимнастических упражнений на тему «Насекомые», малыш набирает не только физическую силу, но и распознает живой мир природы, узнаёт названия насекомых. Также у него появляется возможность, познакомиться с повадками разных насекомых, узнать, как и чем они питаются. При изучении мира насекомых с помощью пальчиковой гимнастики, малышу удаётся легко запоминать названия насекомых и их манеры.

Также такие занятия являются важными, чтобы малыш смог преодолевать страх, возникающий при встрече с разными насекомыми (но также нужно объяснять, что насекомые бывают опасные, к опасным жукам, гусеницам и паукам приближаться нельзя). Гимнастические занятия по теме «Насекомые» помогут малышу разобраться, какое насекомое является полезным для природы существом, а какого нужно опасаться.

Сороконожки

Цель пальчиковых игр

Пальчиковая гимнастика – это целый комплекс упражнений для кистей и пальцев рук, который подбирается на основе данных о возрасте учеников. Занятия проводятся в игровой форме, что, в свою очередь, помогает педагогу создать комфортную обстановку, заинтересовать ребенка, отвлечь и приобщить его к процессу обучения.

Кроме того, пальчиковые упражнения используются:

  • для развития воображения и творческого потенциала;
  • для стимулирования умственных процессов: мышления, памяти, внимания, интеллекта;
  • для тренировки мелких движений, гибкости и ловкости рук;
  • для развития способности концентрироваться на одной задаче;
  • для активизации центров письма и речи, расположенных в коре головного мозга.

На кисти человека находится большое количество нервных окончаний и энергетически активных зон, раздражение которых воздействует на работу головного мозга. При этом моторные и речевые центры располагаются в непосредственной близости и оказывают стимулирующее воздействие друг на друга. Поэтому, по данным исследователей, такие развивающие игры оказывают положительное влияние на умение ребенка мыслить, запоминать, анализировать, воспроизводить звуки, говорить и писать.

При этом благодаря телесному контакту во время упражнений ребенок успокаивается и получает положительные эмоции.

Применение рассматриваемых игр доступно не только педагогам, но и родителям. Для того чтобы процесс обучения в домашних условиях был комфортным, интересным и результативным, специалисты советуют использовать некоторые рекомендации:

  • перед гимнастикой следует разогреть детские ладони при помощи разминающих упражнений;
  • прежде чем приступить к зарядке, необходимо рассказать ребенку об игре, показать ряд жестов и комбинаций;
  • во время занятий маме или папе необходимо проявлять фантазию, при прочтении стишков использовать разную интонацию и мимику;
  • упражнения лучше выполнять не торопясь, сначала задействовать одну руку, а потом обе;
  • важно массировать каждый палец в отдельности, а также сочетать растяжение, напряжение, сжатие и расслабление кистей;
  • в процессе игры родителям следует корректировать движения ребенка;
  • занятия должны быть регулярными и длиться от 3 (пальчиковые игры для детей до года ) до 15 (упражнения для дошкольников старшего возраста) минут.

Пальчиковая гимнастика: игры для детей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет

Логопедическая игра «Насекомые»

Жу-жу-жу – жужжит пчела,

Хороши мои дела (руками изображаем полет пчелы).
Зу-зу-зу – комар пищит,
Укусить скорей спешит (соединяем указательный и большой пальцы).

Уф-уф-уф – как паровоз,

Шмель пыхтит, — пыльцу повез (топаем ногами).
Жук гудит: гу-жу, гу-жу.

Я любого разбужу (ритмично хлопаем в ладоши).

Пальчиковая игра «Пчела»

Прилетела к нам вчера.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек —
И веселый мотылек (загибаем пальцы).

Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали (машем ладошками),

От усталости упали (роняем ладони на стол).

Стихи для изучения частей тела и лица

Произнося строки стихотворений, прикасайтесь к соответствующем частям тела малыша, либо показывайте на своем теле. Лучше делать то так, то так, чтобы ассоциации в голове малыша не ограничивались каким-то одним опытом.

Для чего дочурке ножки?
Чтобы бегать по дорожке!
Для чего дочурке ушки?
Чтобы слушать погремушки!
Для чего дочурке ротик?
Чтоб у мамы молоко пить!
Для чего дочурке глазки?
Чтоб смотреть на мира краски!
Для чего дочурке спинка?
Чтоб валяться на простынке!
Для чего дочурке попа?
Чтоб ее ладошкой хлопать!
Для чего родилась дочка?
Чтобы маму радовать! (целуем, обнимаем малыша)

***

Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать,
А ушки слушать
Глазоньки – моргать, моргать
Ручки – все хватать, хватать.

***

Жил был зайчик
Длинные ушки,
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик!
И поехал греться
К ребятишкам в гости!

***

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Куда бежите, ножки?
Куда бежите, ножки?
По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
Во зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

***

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки
Чьи это пятки
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

***

Это глазки, чтобы видеть.
Это носик, чтоб дышать.
Это ушки, чтобы слышать.
Это ножки, чтоб бежать.
Это ручки, чтобы маму
Очень крепко обнимать.

***

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Комплекс упражнений

  • Пассивный. Данные процедуры являются массажем. Эти упражнения можно начинать делать с трёх летнего возраста. Выполнять эти упражнения можно следующим образом: Взрослый человек, осуществляет все манипуляции, массажируя пальчики детей, при этом можно приговаривать различные потешки.
  • Сгибание и разгибание пальцев. Задачи этой категории подходят абсолютно всем детям. Для начала необходимо показать своему воспитаннику технику выполнения задания. Ребёнок должен сам выполнять все задания под присмотром взрослого человека.
  • Статическая зарядка для пальцев кисти. Данные тренировки заключаются в использование любых предметов или рисунков. То есть, задания должны быть показаны или схематически, или в виде рисунков на карточках.
  • Динамические движения или инсценировка сюжетов. Сюда можно отнести и пальчиковый театр. Данная техника выполнения, даёт возможность зарядить малыша отличным настроением. Цель родителей — уместить спектакль на ладони у малышей. Познавательные занятия с небольшими героями сказок, развивают также и речевую активность.

Виды пальчиковой гимнастики

Такой разный дождь

Рассердилась туча злая,
И закапал мелкий дождь.
Капля падает за каплей.
Сколько набежало слез!
Дождь сильнее стал, и ветер
Сделал вдруг его косым.
Вправо капли, влево капли,
Словно всех косой косил.
Ливень туча посылает,
И стеной вода течет.
Где бы спрятаться от ливня?
Зонтик нас раскрытый ждет.
Дети стучат кулачком о кулачок.
Быстро ритмично постукивают указательным пальцем правой руки о ладонь левой.
Ритмично щелкают пальцами рук. Собирают «слезы» в ладонь.
Делают движения ребром ладони сверху вниз по диагонали. Диагональные движения ребром ладони в разные стороны. Имитируют движения косаря.
Делают резкое движение рукой вперед.
Вытягивают руки вперед ладонями к себе и опускают их так, словно опускают занавес. Пожимают плечами, смотрят по сторонам.
Поднимают руки вверх, изображают купол зонтика.

Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше

Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Например:

Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)

И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (трём ладошки).

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.

Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт (потягиваемся),

Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).

Подметает дом, оградку («подметаем»)

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).

Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).

Для осени:

Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

А потом сильнее дождик (быстрее стучим).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).

Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).

В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).

И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).

Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).

И вот снова дождик, тихонько,

Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)

Закапал, закапал, закапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).

Для зимы:

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).

Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).

А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),

А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).

Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),

Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).

Для весны:

Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (покачиваем кистями).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),

Тихо засыпают,

Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).

Для лета:

Пять маленьких рыбок

Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)

Вторая сказала:

«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)

А третья сказала:

«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)

А пятая крикнула:

«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)

Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.

Пальчиковые-игры-школьников

Общие рекомендации для родителей:

  • Перед игрой создайте позитивный настрой;
  • Игра должна приносить удовольствие и вам и малышу;
  • Дайте ребенку простую инструкцию по возрасту (объясните, что он должен повторять движения за вами или играть с пальчиками самостоятельно, сопровождая действия речью);
  • Не играйте больше 5 минут подряд;
  • Не старайтесь выучить с малышом как можно больше пальчиковых игр («лучше меньше, да лучше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда ребенок будет достаточно подготовлен, можно выполнять движения двумя руками одновременно.

Не заставляйте ребенка заниматься пальчиковой гимнастикой, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда малыш сам этого захочет.

Общие рекомендации для родителей

Стихотворение «Трудолюбивая пчелка»

Пчелка трудится весь день,
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.
Унесет нектар тот в улей,
И назад вернется пулей.
В сотах утрамбует мед,
Скоро ведь зима придет.
Будет пчелкам чем питаться.
Летом надо им стараться.

Еще немного стишков для веселого и яркого общения с малышом

Игровой массаж

Собака на кухне пироги печет. (глубокое разминание спинки ладонями)
Кот в углу сухари толчет. (постукивание по спинке)
Кошка в окошке платье шьет. (пощипывание)
Курочка в сапожках избушку метет. (поглаживание)

***

Придет киска неспеша
И погладит малыша.
«Мяу-мяу, — скажет киска, —
Наша детка хороша!»

***

Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго:
Ав-ав-ав,
Гав-гав-гав.

***

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо,
А потом вдруг… в ямку
Бух!

***

Расти, Тая, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не бАлуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины!

***

Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные
Все такие нужные!

***

Застучали ножки
По ровненькой дорожке,
Застучали много раз –
Будет весело у нас.
Кулачком сильнее бей,
Только ручки не жалей,
Постучим мы кулачком
И покружимся волчком.

***

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила!

***

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод!

***

На лужайке по ромашкам
Жук летел в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

Также обратите внимание на следующие статьи. В них вы также найдете много замечательных стишков, которые помогут интересно общаться с малышом до года и чуть старше.

Стихи и потешки для малышей

СТИХИ И ПОТЕШКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ

Пальчиковые игры для малышей от 1 года

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 1 ГОДА

Буду рада, если вы поделитесь своим мнением о пальчиковых играх и расскажите о том, как проходят ваши занятия с малышом. И обязательно поделитесь своими любимыми пальчиковыми играми! Будем расширять коллекцию! Читайте также:

Книги для детей до года

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА — ПОДБОРКА

Искренне ваша, Яна Разначенко.

Рекомендации по выполнению упражнений

Регулярность – самое главное условие для того, чтобы занятия пальчиковой гимнастикой давали положительный результат. Чтобы ребенок выполнял упражнение с интересом, продолжительность занятий рекомендовано сокращать до 5 минут.

Во время пальчиковой гимнастики внимание детей должно быть сконцентрировано непосредственно на самих упражнениях, поэтому лучше не проводить их сразу после подвижных игр.

Маленьким детям нравится повторять за взрослыми и во время таких многократных повторений у них работает умственная и физическая память. Именно поэтому пальчиковые игры рекомендованы для умственного, физического и эмоционального развития ребенка.

Игры для детей от 6 лет

Дети младшего школьного возраста также любят занятия с движениями. Они становятся всё более и более сложными. Дети развивают координацию, ловкость рук. В пальчиковых играх используют сложные схемы, пробуют соединять пальцы разными способами, играют в парах, хлопая в ладоши. Считалки тоже становятся сложнее:

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японца:

Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

О-о-оу… Як,

Як-Цидрак,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони.

В той стране, где много солнца,

Жили-были три японки:

Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Ципи,

Ципи-Дрипи,

Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

Вот они переженились:

Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

О-о-оу… Як на Ципи,

Як-Цидрак на Ципи-Дрипи,

Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони на Ципи-Дрипи-Лямпомпони.

И у них родились детки:

У Яка с Ципой — Шак,

У Як-Цидрака с Ципой-Дрипой — Шак-Шарак,

У Як-Цидрак-Цидрак-Цидрони с Ципой-Дрипой-Лямпомпони — Шак-Шарак-Шарони.

Старшие дети часто передают варианты игр друг другу и уже не требуют, чтобы взрослые в них участвовали.

Пазл «Бабочка»

Собираем Пазл.

бабочка пазл

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет и старше

 Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики —   «бутончик тюльпана»)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — показываем «кораблик»)
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам — «смотрим вдаль»)
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки»)
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
— Что за моряки были на кораблике?
(Ответ: мышки)

Сколько птиц?

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)
Две синицы, воробей
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

«Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

Упражнение «Ухо-нос» чрезвычайно полезно для младших школьников и взрослых. Оно «заставляет» работать оба полушария, что благоприятно сказывается на успеваемости ребенка. Научившись выполнять его медленно, можно перейти к ускорению. Это весело!

Зайцы

Десять серых зайцев
Дремали под кустом, (Руки свободно лежат на столе)
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”(Поднять вверх большие пальцы обеих рук)
Двое закричали:
“Давайте убежим!”, (Поднять вверх указательные  пальцы обеих рук)
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”, (Поднять вверх средние пальцы обеих рук)
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!” (Поднять вверх безымянные пальцы обеих рук)
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать “Бах”?»(Поднять вверх мизинцы обеих рук)
“Бах” — выстрелил охотник, (Хлопнуть в ладоши)
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев
Пустились наутёк. (Бежим всеми пальчиками по столу.)

Смотрите также:

Полезный и веселый массаж для детей

Развиваем мелкую моторику при помощи семян. Семенотерапия.

Что скрывают кончики пальцев? Теория о пользе пальчиковой гимнастики.

Постановка руки. Пальчиковые упражнения для дошкольников и младших школьников, которые помогут быстрее освоить письмо.

Для массажа и развития моторики пригодится еще и косметика для ухода за руками. Здоровья и счастья вам и вашим семьям!

Желаю вам счастливых и здоровых деток!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Загрузка…

Игра «Что сначала, что потом»

Нужно выложить карточки в правильном порядке – как развивалась бабочка.

Геометрическая аппликация «Бабочка над цветком»

Делали интересную аппликацию – из геометрических фигур подбирали и наклеивали треугольники нужного размера.

Посчитай, сколько на рисунке бабочек. Обведи нужную цифру.

Проведи линии от цветочка к цветочку и покажи, как будут летать бабочки, собирая нектар.

Дорисуй и раскрась бабочку.

Дыхательная гимнастика «Летящая бабочка»

Ищем Муравья. Наш Муравей заблудился в муравейнике. Покажи ему дорожку, по которой он сможет выбраться наружу. Проведи линию карандашом.

муровейник

Зарядка «Трудолюбивый муравей» — поднимаем руки вверх — вниз, поворачиваемся вправо – влево.

Муравей нашел былинку,
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.

Строим из конструктора дом для муравья.

Ищем Божью коровку Милу. Какого она цвета? Красная с черными точками. Чем полезна Божья коровка? Она поедает тлю, которая приносит вред растениям.

Говорим о том, кто из насекомых полезен для человека, а кто приносит вред.

Как защищается Божья коровка? В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Отсюда такое название.

Соедини картинки с необходимыми палитрами.

Сколько божьих коровок летит, сколько ползет по траве? Посчитай всех божьих коровок на картинке.

Читаем сказки и рассказы о насекомых:

Муха-Цокотуха. К. Чуковский.
«Лесные хоромы». М. Михайлов.
«Как Муравьишка домой спешил». В. Бианки.
«Счастливый жучок». Г. Скребицкий.
«Три бабочки». Эстонская сказка.
«Обезьяны и бабочки». Сказка
«Смелый муравей». Сказка
«Он живой и светится». В. Драгунский.
«Сказка про козявочку». Д. Мимин-Сибиряк.
«Пусть будут и соловей и жук». В. Сухомлинский.
«Ласточка». Г. Снегирев.
«Что узнал дождевой червяк». Из книги «Подземный путешественник» Н. Романова.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...