Почему всем нужна артикуляция речи?

Этапы артикуляции

Артикуляция в русском языке, как и во всех остальных, состоит из нескольких этапов.

  • Экскурсия – начало, самый первый этап, который обозначает подготовку частей речевого аппарата к произнесению звука.
  • Выдержка – то, как вы произносите звук. При этом важно учитывать положение речевого аппарата – оно должно отвечать нормам.
  • Рекурсия – завершающий этап. Речевой аппарат завершает свою работу, его составляющие переходят в состояние покоя или готовятся к произнесению следующего звука.

Однако такая четкая последовательность событий характерна только для произношения одного звука. Это выглядело бы так четко, как на схеме, если бы человек проговаривал звуки по отдельности.

В реальной речи, повседневной, этапы «накладываются» друг на друга, их четкость смазывается. Выдержка часто сливается с рекурсией предыдущего звука. Человек не успевает тщательно подготовить органы к произношению звука, поэтому экскурсия не выражается как следует. Из-за этого речь становится невнятной.

Это не значит, что вы должны четко произносить каждый звук, выделять его интонацией. Это было бы просто невозможно, общение бы затруднилось. Правильное произношение предполагает, что сначала вы научитесь теории, научитесь её применять, а затем она перейдет в безусловный рефлекс.

Рассмотрим это на примере произношения звука «Т». С ним часто возникают проблемы, потому что неподготовленные к правильному произношению люди выражают звук слишком невнятно. Он получается сиплым, сдавленным.

Вот как следует произносить звук «Т»:

  • Следите за парой «воздух – язык». Воздух не должен быть направлен на связки, потому что в этом случае как раз и получится сиплый вариант, о котором говорилось выше.
  • Направляйте струю воздуха четко на язык.

Тренировка по произношению этого звука позволяет улучшить не только произношение, но и повысить упругость языка, хорошо потренировать речевой аппарат.

Вы уже ознакомлены с теорией по произношению звука «Т». Сначала вы будете долгое время следить за тем, как он звучит у вас в повседневной речи, но затем, когда вы убедитесь, что говорите правильно, эта информация закрепится, у вас больше не будет нужды поправлять себя и следить за собой.

Для чего развивать?

Обычно менеджеры по персоналу, руководители и прочие лица, которые принимают на работу сотрудников, уже с телефонного разговора понимают, подходит им кандидат, или нет. А знаете, как они это определяют? По голосу, дикции, темпе и манере говорить.

Поэтому те личности, которые «проглатывают» слова или вообще, говорят не особо внятно, значительно проигрывают тем, кто не имеет подобных сложностей.

Представьте себе лектора, оратора, который будет во время своего выступления разговаривать невнятно и неуверенно. Как вы думаете, получит он уважение и признание аудитории? Скорее всего, половина из них покинет помещение раньше окончания лекции, а оставшаяся часть займётся своими делами.

Невозможно длительно удерживать внимание на человеке, не умеющем правильно преподносить информацию. Даже если она очень интересная.

Артикуляция гласных звуков

Во время произношения гласных звуков происходят характерные движения ротовой полости. Меняется ее форма и объем из-за прохождения через гортань воздуха. Струя воздуха беспрепятственно проходит через ротовую полость, образовывая гласный звук. При этом напряжение мускул во рту практически одинаковое.

Гласные классифицируют по 4 признакам:

  • задействования губ;
  • уровня подъема языка
    к небу;
  • степени продвинутости языка вперед или назад;
  • уровню звучания.

Существует 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Их принято классифицировать в зависимости от работы губ и языка:

Задействование губ
Лабиализованные

(выпячивание губ вперед или предавание им округлой формы) [о], [у]

Нелабиализованные

(без активного участия губ) [и], [э], [ы], [а]

Продвинутость языка во рту
Переднего ряда [и], [э] Среднего ряда [ы], [а] Заднего ряда [о], [у]
Уровень подъема языка к небу
Верхнего подъема [и], [ы], [у] Среднего подъема [э], [о] Нижнего подъема [а]
Наиболее звучные

[а]

Среднего звучания

[э], [о]

Менее звучные

[и], [ы], [у]

Звуковые оттенки могут рассматриваться как отдельные звуки. Тогда таблица наполняется дополнительными характеристиками (ударение, аккомодация).

Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

Артикуляция

   (лат. Работа органов речи, нужная для произнесения известного звука.

Определение

Расстройство артикуляции определяется как значительное нарушение овладения нормальной артикуляцией звуков речи в соответствующем возрасте. Это состояние не может быть обусловлено первазивным расстройством развития, умственной отсталостью, нарушением механизмов внутренней речи или же неврологическими, интеллектуальными нарушениями и нарушениями способности слышать. Расстройство, проявляющееся частым неправильным произношением звуков, заменой или пропуском их создает впечатление «младенческой речи».

Ниже приведены диагностические критерии для расстройства развития, артикуляции.

  • А. Значительное нарушение способности правильно использовать звуки речи, которые должны были бы уже развиться в соответствующем возрасте. Например, у трехлетнего ребенка неспособность произнести звуки п, б и т, а у 6-летнего — р, ш, ч, ф, ц.
  • Б. Не связано с первазивными расстройствами развития, умственной отсталостью, нарушением способности слышать, расстройством механизма устной речи или неврологическим расстройством.

Это расстройство не связано с какими-либо анатомическими структурами, слуховыми, физиологическими или неврологическими нарушениями. Это расстройство относится к ряду различных нарушений артикуляции, варьирующих от легких до тяжелых форм. Речь может быть полностью понятной, частично понятной или непонятной. Иногда нарушено произношение только одного звука речи или фонемы (наименьший объем звука) или же поражаются многие звуки речи.

Что такое артикуляция?

Вообще артикуляция – это совместные действия всех органов, участвующих в говорении, при произнесении того или иного звука. Артикуляционный аппарат в раннем возрасте у человека еще не совершенен. То есть гортань, язык, губы, язык еще не умеют принимать, удерживать или быстро изменять положение. Навык этот приходит так же постепенно, как, например, навык мотания клубка или шнурования ботинок. Чем старше ребенок, тем больше у его рук сноровки. То же касается и органов звукообразования. Чем более совершенна артикуляция (то есть, чем старше ребенок), тем четче и членораздельнее речь.

Уже с первых недель своей жизни младенец учится говорить. Но звуки он скорее издает, чем произносит: до полугода в звукообразовании практически не участвуют губы или язык. Именно поэтому первые «агушки» такие нечеткие, зачастую вообще не похожие на звуки русского языка (если говорить о русском ребенке). Некоторые младенческие «серенады» невозможно ни идентифицировать, ни повторить, настолько это абракадабра. Причем выдают ее детки первых недель жизни одинаково, не зависимо от того, какой они национальности, и на каком языке будут разговаривать, когда вырастут.

Со временем, будучи погруженными в определенную языковую среду, малыши усваивают артикуляцию звуков и нормы речи тех людей, которые с ними постоянно общаются. Именно поэтому новорожденного из Японии, например, вполне может вырастить русская семья. И он будет прекрасно говорить на русском, считая его родным. А настоящего родного, которого он никогда в жизни не слышал, не сможет ни понимать, ни повторять без специального обучения.

Малыши разных возрастов общаются

Как рождается звук?

В нижней части глотки у нас находится голосовая щель, которая плавно переходит в трахею. Так вот, звук появляется, когда между голосовых связок проходит воздух, они начинают вибрировать, отчего размеры голосовой щели изменяются. В момент, когда человек произносит звонкие звуки – она смыкается, а когда глухие – наоборот, расходится.

Если часто напрягать связки, они начнут утолщаться. Отчего звуки перестанут быть звонкими, высокими. Это как во время тренировок растут мышцы и человек становиться более мощным, сильным, а не изящным. Так и голос звучит низко, с хрипотцой.

От перенапряжения они даже могут «отказать», так как появляются узлы, которые ещё называют «мозолями». Эти узлы мешают вибрировать связкам, а избавиться от них можно только хирургическим путём.

Вот почему певцы, актёры и ораторы берегут голос от перенапряжения. Если они его однажды утратят – вернуть будет очень сложно. По крайней мере, в таком звучании, как он был раньше.

Большинство из них пытается в повседневном разговоре использовать грудной резонатор. То есть, говорить не с помощью горла, а выдавать слова «из грудного отдела».

Органы, отвечающие за речь

  1. Головной мозг

Именно он посылает импульсы к остальным частям тела, отвечающим непосредственно за способность говорить. Отчего нам не приходится напрягаться и контролировать процесс образования звуков, это происходит на подсознательном уровне, как и дыхание, моргание…

  1. Дыхательный аппарат

Лёгкие, бронхи, трахея, диафрагма и грудная клетка обеспечивают тот поток воздуха, который необходим для колебания связок.

  1. Непосредственно, органы речи. Могут быть активные и пассивные.

К активным относят:

  • Гортань, состоящая из хрящей и мышечных складок. Пространство в ней и называют голосовой щелью.
  • Глотка. Она имеет свойство расширяться и сужаться.
  • Язык. Он делится на три части – переднюю, среднюю и заднюю.
  • Губы. С помощью движений губ мы можем выговаривать слова более чётко.
  • Увула. Это нёбный язычок, который находится над корнем языка.

К пассивным относят:

  • Зубы.
  • Твёрдое нёбо.
  • Полость носа.

Немаловажным в формировании красивой речи является хороший слух. Если человек не слышит, как произносятся слова, он не сможет их повторить. Согласитесь, сложно что-то сделать правильно, не зная, что именно называется правильным.

Вот почему логопеды рекомендуют с маленькими детьми не «сюсюкать», а хорошо и чётко произносить слова. Тогда и они их коверкать не будут.

Причины плохой артикуляции

Развитие речи – одна из главных фаз формирования человека в социуме. Нормы — //rechudetey.ru/category/normy-rechi

Проблемы неправильной артикуляции как у взрослых, так и у детей возникают по нескольким причинам. Это могут быть и аномалии прикуса, и короткая уздечка языка.

Также существуют и другие особенности нарушения из-за механики ротовой полости.

Если с речевым аппаратом все в порядке, то врачи говорят о функциональном нарушении. У детей подобные специфические расстройства возникают из-за генетики, перинатальных патологий и органических поражений зоны речи.

Причинами могут стать плохое социальное окружение, двуязычие и проблемы с речью у близких родственников.

Важно! Существует понятие диффузной артикуляции, когда при произношении звуков задействованы абсолютно ненужные в данный момент группы мускулов.

проблемы с дикциейТакже в логопедии утверждается, что малыши неправильно выговаривают звуки до пяти лет.

Такие проблемы требуют правильного лечения и кропотливой работы. Если ребенок не начнет вовремя заниматься логопедическими упражнениями, то дефекты останутся на всю жизнь. Со стороны докторов немаловажно определение правильного диагноза.

Очень часто проблема заключается в языке и дефектах, связанных с ним. Поэтому необходимо провести обследование его строения и подвижности. Это поможет установить причину неправильной артикуляции.

Трудные звуки

Приведенные выше ориентиры являются условными: одни детки начинают произносить те или иные звуковые сочетания или слова раньше, другие – позже. Но существуют и другие ориентиры, которые помогут родителям оценить своевременность речевого развития их детей. Это нормы усвоения артикуляции так называемых сложных звуков, требующих определенных навыков. Как то умения правильно располагать язык перед зубами вверху, поднимать его вверх, вибрировать им, точно располагать губы, направлять струю воздуха. К сложным звукам относятся свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [щ], [ч], [ж]), а также сонорные [л]  и [р]. Для большинства из них еще требуется, чтобы подъязычная уздечка была эластичной и имела достаточную длину. Иногда она оказывается слишком короткой для этого, поэтому ребенок чисто физиологически не сможет выговорить [р]  или [л].

При незначительных отклонениях уздечка может растянуться при помощи специальных упражнений, а бывает достаточно употребления ребенком твердой пищи, чтобы к нужному времени уздечка растянулась. В тяжелых случаях может потребоваться хирургическое вмешательство.

Не спешите учить малыша выговаривать [р]  любой ценой. Если у него еще не достаточно сформированы артикуляционные органы, то правильно произнести он ее не сможет, но желая порадовать вас, может освоить неверное ее произношение (так называемое французское – грассирующее). Это самый сложный для исправления логопедом случай. Пусть уж лучше малыш «вэкает». Такое произношение скорректировать легче.

На какие возрастные нормы артикуляции трудных звуков можно ориентироваться, если у ребенка нет физических проблем?

  • Свистящие ([с] и [з])

Твердый [с] в норме появляется в речи ребенка к 2 – 2,5 года. Иногда в этом возрасте встречаются варианты произношения: [с’], нечеткое призубное или межзубное произношение (что-то среднее между [с]  – [ц] или [з]). Допускаются также пропуски или замены. Но к 5 годам правильная артикуляция свистящего [с]  уже должна выработаться. Если в речи дошкольника имеет место смешение звуков (употребление вместо [с], например, [ш], [з]  или [ц]) при том, что каждый по отдельности ребенок выговаривает правильно, требуется коррекция логопеда.

А вот [з]  чаще всего появляется в мягкой форме, и только к концу 4 года «твердеет». «Поддается» он примерно в том же возрасте. Также возможно смешение с [ж]  или [с].

До того как научиться говорить [ц], ребенок может ее искажать: заменять на [с], [с’], [т’], [тс]  или на нечеткое [тц]. Это допустимо, но не обязательно для всех детей без исключения. Большинство малышей осваивают звук [ц] аж к 4 годам.

  • Шипящие ([ш], [щ], [ж], [ч])

Шипящий [ш]  в «смазанной» форме появляется примерно к 3 годам. Многие малыши заменяют его другими ([ф], [т], [с], даже [х]). Встречаются случаи неправильной артикуляции звука [ц]  и в 4 – 5 лет (боковое или нижнее произношение). Это также требует коррекции специалиста, если ребенок сам не «выговорится» к 6 годам.

Шипящий [ж]  между 2 и 3 годами дается лишь некоторым деткам. Остальные обычно заменяют его на [з]  (заба, зук). Довольно часто ситуация выравнивается к 4 годам. Но даже если в 5 лет малыш «зэкает» — это еще не критично. А вот к 6 годам артикуляция уже должна быть правильной. При этом допускается, что ребенку сложно произносить слова со стечением свистящих и шипящих (пример из начала статьи: расшуршался).

Звук [ч]  малыш может освоить примерно к 2,5 года. Но это ориентир, а не аксиома. Часто в этом возрасте дети еще заменяют его на нечеткий [ц]  или [с]. Правильно и четко [ч]  произносит большинство детей к 4 годам. В 5 лет этот звук уже должен обязательно быть в речи малыша в правильном виде. Если имеет место смешение (с [ц]  или [щ]), также нужна обязательная коррекция, работа над развитием фонематического слуха.

Шипящий [щ]  может не даваться малышу до 4 лет: он будет заменять его на [с], и это не считается патологией. Научившись правильно артикулировать [щ], малыш может начать наоборот, вставлять его вместо других звуков ([с], [ч]). А вот к 6 годам этот звук дошкольник должен уметь говорить совершенно точно. Имеющиеся смешения (с [ч]  или [с’]) – повод для обращения к логопеду.

  • Сложные сонорные ([л], [р])

Мягкий [л’]  обычно покоряется малышу к 2 годам. Его проще произнести, чем твердый [л]. Поэтому довольно часто дети заменяют им в своей речи более сложный твердый [л] или [р]. Если у ребенка не получается выговорить [л] правильно, он часто заменяет его на Й. В 3–4 года это еще не критично, но к 5 должно насторожить родителей и стать поводом для коррекционной работы. Допускается, что малышу сложно выговаривать слова со стечением звуков [р] и [л] даже в 6 лет (например, лаборатория).

Звук [р] может малыш может освоить уже к 2,5 года. Но такое случается не часто. В норме ребенок должен выговаривать его к 5 годам. До этого допускаются замены его на [й], [л’], [л], звук, похожий на [вэ]. Однако не всегда неумение дошкольника произнести [р] связано с его физическими проблемами. Нередки случаи, когда он просто не понимает, что нужно делать с языком, чтобы извлечь этот звук. Если это так, логопед сможет поставить его довольно быстро.

Девочка не хочет говорить

Автоматизация в спонтанной речи

Закрепление звука «З» в спонтанной речи включает в себя контроль взрослых над произношением ребенка.

Важно отслеживать правильность, незамедлительно исправлять дефекты, чтобы у ребенка не закрепились стереотипы.

К каждому из этапов постановки звука можно возвращаться при необходимости, проводить игры на закрепление и автоматизацию.

Речь взрослых — основной инструмент закрепления звука в фонематическом строе ребенка. Окружив детей грамотной речью, взрослые создают атмосферу для корректного развития у них звукопроизношения.

Профили артикуляции

В произнесении любого звука необходима правильная артикуляция звуков речи, которая складывается из состояния речевого органа и набора движений. Особенно важна артикуляция в политике, так как каждое сказанное политическим деятелем слово должно быть понятно любому слушателю. А это означает, что нужно отрабатывать звучание каждого гласного и согласного звуков. Наиболее эффективным приемом для этого является выстукиваемый ритм для направления артикуляции.

Поэтому людям, которые ведут активную политическую и общественную деятельность, необходимо знать, как улучшить артикуляцию, освоить специальные упражнения для этого и регулярно их выполнять.

Артикуляция гласных и согласных звуков имеет свои особенности – профили артикуляции. Они зависят от места, в котором происходит смыкание надставной трубы, а также от способа образования шума. При обучении правильному произношению необходимо соблюдать основные принципы артикуляции. Они заключаются в том, что постановку отсутствующих звуков на определенный момент времени, надо начинать только тогда, когда произношение звука-заменителя будет окончательно закреплено.

Хороший эффект для постановки правильного произношения звуков дают упражнения на дикцию и артикуляцию. В целом, хороший педагог и трудолюбие помогут достичь много, например, расширения диапазона голоса.

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Артикуляция

   См. стили произношения.

   Членораздельная речь – признак культуры речи, нечленораздельная – умышленное или неумышленное проявление неуважения к собеседнику. Разговаривая с собеседником, страдающим нечленораздельностью речи, не следует стесняться переспрашивать его, уточняя, если он что-то произносит невнятно.

Классификация расстройств

Они возникают по разным причинам. В основном, передаются по наследству, либо же в случаях, если мать во время беременности принимала лекарства и другие вещества, опасные для здоровья ребёнка. Осложнения во время родов или же в случае их преждевременности. Также порой даёт о себе знать стресс, провоцируя аномалии вербального общения. Например, после сильнейшего испуга и прочих эмоциональных потрясений человек может начать заикаться, либо вообще перестать говорить.

Итак, основные виды расстройств:

Дизартрии

Возникают при поражении мышц речевого аппарата. Человек говорит, будто у него «набит рот», иногда проявляется гнусавость или нечленораздельность слов. Мышцы или слишком напряжены, что приводит к быстрой утомляемости, или расслаблены. При расслабленности наблюдается также повышенное слюноотделение.

Дислалии

Расстройство произношения. Как раз его мы часто наблюдаем у детей, так как их речевые органы еще не полностью сформировались, отчего выговаривать правильно слова не удаётся. Также возникают из-за недостаточно хорошего слуха. Человек не распознаёт звуки, отчего и воспроизведение их становится невозможным.

Дисглосии

Дефекты в строении. Различают:

  • Губные. Например, заячья губа, при которой ткани носовой полости и верхней челюсти во время внутриутробного периода просто не срослись. Соответственно, сложно совершать артикуляцию, когда между губой и носом находится расщелина.
  • Зубные. Столь манящие взор щербинки между зубами приносят немало трудностей их владельцу. Кончик языка проваливается при произношении «Д», «Л», «Н», «Т». Также случается, когда зубы растут в не правильном положении, что тоже мешает в процессе общения.
  • Челюстные. Когда изменена форма челюсти, верхней, нижней или сразу обеих.
  • Языковые. Неудобство может принести слишком большой язык, либо же его укороченная уздечка. При параличе также сложно выговаривать слова.
  • Нёбные. Когда в нёбе образуется расщелина.
  • Носовые. Помните, как звучат ваши слова при насморке?

Девушка занимается с логопедом

Дисфемия

Возникает при нарушении идеомоторной мозговой координации. Особенности в том, что речь часто повторяется, прерывается. Дисфемию мы наблюдаем при заикании.

Афазии

Проявляются абсолютно в любом возрасте, вызывая нарушения, либо полное отсутствие речи, которая ранее была сформирована. Человек может не только испытывать трудности в воспроизведении слов, но даже не понимать, что ему говорят. Перестать читать, писать и даже запоминать имена.

Дислексия

Когда личность просто не в состоянии обучиться чтению и письму. Её даже могут считать глупой, недалёкой, но на самом деле это не так. Мир знает много успешных, развитых и знаменитых людей, которые своим трудом и упорством смогли достичь желаемого. Например, страдали на дислексию Том Круз, Кира Найтли, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Квентин Тарантино и так далее.

Виды артикуляционных упражнений

Упражнение "Часики"Гимнастика для артикуляционного аппарата и развития речи бывает 2 видов:

  1. Статистическая. Направлен на удержание позиции речевого аппарата в течение 15 секунд. Например, упражнение «иголочка», «лопатка» и другие.
  2. Динамическая. Ритмичное выполнение движений ротовой полостью. Например, упражнение «часики».

Подробное выполнение показано в картинках:Упражнение "Иголочка"

Сейчас разработано множество занятий для правильной артикуляции. Также для развития интереса у ребенка к подобным занятиям задействуют стихотворную форму выполнения и профили постановки звука. 

Профиль – это графическое изображение речевого аппарата во время правильного произношения звука. Он помогает ребенку понять, как нужно задействовать группу органов.

Например, профильное изображение звука ЛАртикуляция звука Л

Подобные модели есть для каждого звука. Используются они в основном в логопедических целях для наглядного примера.

Вы правильно произносите звуки?

ДаНет

Можно ли исправить артикуляцию самостоятельно

В сети выложены различные видео уроки для самостоятельных занятий. Вы можете начать заниматься с ними самостоятельно или использовать в качестве дополнительной нагрузки к тому, что прорабатывается совместно со специалистом.

Хотите начать прямо сейчас? Попробуйте предложенные в этих видео упражнения. И не забудьте написать в комментариях ваши впечатления.

Важно! Сложность исправления произношения фонем заключается в изменении привычки. Вам придется длительное время контролировать себя при разговоре, изменять механизм произношения звуков.

В любом возрасте можно скорректировать проблемы речи. На мгновение представьте какой красивой и мелодичной может быть ваша речь. Вы уже не будете молчать, когда так хочется чем-то поделиться.

Вы и ваш ребенок можете стать душой компании. А может вообще смените профессию? Станете ведущим на радио или диктором! Для людей с хорошей дикцией существует столько прекрасных возможностей. Развивайте свою речь, боритесь с комплексами и не забывайте о правильной артикуляции.

Завершение

Красиво поставленная речь, правильная дикция – не врождённая способность. Это навык, который может выработать каждый человек, если у него не нарушено физиологическое положение органов, участвующих в речи. Так что успехов вам, пробуйте и всё у вас получиться!

Рекомендуем также пройти тест, на работу мозга.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Энциклопедический словарь

Артикуляция

  1. (от лат. articulo — расчленяю), работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.
  2. (в технике связи), мера качества систем связи, предназначенных для передачи речевой информации; определяется отношением правильно принятых элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз) ко всем переданным и выражается в %. Напр., в системах телефонной связи артикуляция достигает 90%.
  3. в музыке — способ исполнения последовательности звуков на инструменте или голосом. Основные виды артикуляции — легато, стаккато, портаменто, глиссандо. Технически связана с приемами движения руки (ее частей) при ведении смычка, ударе по клавише, а также с различным использованием голосового аппарата.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...