Поговорки для картавых

Автоматизация звука [Р] в стечениях с согласными звуками

Представляю читателям сайта ЛогопедРунет подборку материалов для автоматизации звука [Р] в стечениях с согласными звуками.

 Звук [Р] в слогах со стечением согласных звуков:

Стра-стро-стру-стры      Здра-здро-здру-здры         Бра – бры – бро – бру

Рба – рбы – рбо – рбу     Пра – пры – про – пру      Кра – кры – кро – кру

Рка – ркы – рко – рку     Гра – гры – гро – гру        Хра – хры – хро – хру

Вра – вры – вро – вру     Фра – фры – фро – фру    Мра – мры – мро – мру

Нра – нры – нро – нру   Шра – шры – шро – шру   Ржа – ржи – ржо – ржу

Зра – зры – зро – зру

Звук [Р] в словах со стечением согласных звуков:

* Страх, страус, стража, странный,  страна, страница, строка, стройка, строгий, строить, стружка, струя, струна, острая, быстрая, люстра, быстро, костры, министр, завтрак,  втроём, штраф, муштра, монстр, инструмент, центры, здравствуй, здравница, вдруг, скафандр, кориандр, Ихтиандр.

* Брат, брать, браслет, бранить, забрать, собрание, кобра, зебра, швабра, брови, брошка, бросить, бросать, бродить, бродяга, бросок, добро, вброд, забросить, доброта, брызги, брызгать, брынза, брыкается, бобры, обрыв, добрый, брусника, сбруя, обруч.

* Правда, праздник, прачка, правило, справка, направо, пробка, провод, просто,  против, простыня, продавать, продукты, простыл, простуда, противный, прогулка, простокваша, продавец, напротив, пруд, прутик, пружина, упругий, прыгать, прыгун, прыжок.

* Франция, Фрося, фрукт, фрукты, фруктовый.

* Врач, враг, вражда, вроде, врун, вручать, вручную.

* Край, кран, краб, краска, красный, крапива, красавица, красивый, кровь, крот, крошки,  кролик, кроме, кромка, кровать, кроссовки, микроб, акробат, укроп, выкройка, круг, кружка, крупный, кружево, крупа, крутой, кругом, крутить, кружок, вокруг, Крым, крыса, крыша, крышка, крыжовник, закрытый, открыть, мокрый, открывать, закрывать.

* Грабли, грамота, грач, град, градусник, грабитель, граница, граната, игра, играть, награда, фотография, виноград, фотограф, гром, грохот, грозный, громко, грозы, гроза,  грохотать, груз, груздь, группа, груша, грусть, грустный, грубый, грузовик, грузить, нагрузить, грызть, грызун, игры, тигры.

* Храм, храп, храпеть, хранить, охрана, охранник, охранять, сохранить, хруст, хрупкий, хрусталь, хрустящий, хрустит, хромой, хромать, махровый.

* Сразу, сразить, сражение, срок, срочный, срубить, срываться.

* Мрак, мрамор, мрачный, нравиться; шрам; зразы.

Слова, насыщенные звуком [Р]:

Скороговорка, оркестр, размер, мрамор,  фарфор, раствор, аэродром, транспорт, трактор, тротуар, разговор, квартира, храбрый, температура, проворный, электромонтёр, термометр, конструктор, фермер, аэропорт, маршрут, торшер, курорт, портьеры, простор, прорубь, литература, программа, раскрасить, пробирка, проверка, проворно, пробор, профессор, растирание, ярмарка, разрыв, процедура, просмотр, распространён

Повторить словосочетания и предложения:

* Крутая гора, крутой обрыв, мокрая трава, бравый солдат, красный гранат, ровный пробор, крутой поворот, упругая пружина, круглое ядро, открытая фрамуга, размах крыла, кружевной узор, проходной двор, храбрый тигр, шумное собрание, спелая брусника, солёная брынза, родной край,  огромный парк, крупный виноград, шиферная крыша, барабанная дробь, иностранная марка, камера хранения, чёрные зрачки, консервированные помидоры, проговаривать скороговорки, фотографировать друга, возвращаться с аэродрома, маршировать с оркестром.

* Фотограф фотографирует. Ира открыла окно. Кур кормят крупой. Продавец продаёт фрукты. Рая купила брошку. Барабанщик громко барабанит. Пёстрые астры украшают сад. У Тамары красный карандаш. Рая прыгает через верёвку. У грача подбито крыло. Дружные бобры строят плотину. В порту разгружают пароходы. Тропинка обрывается у оврага. На рынке продают разные фрукты. Рома набрал два ведра рыжиков. Утром рыбаки отправились к озеру. С горы бежит ручей проворный. Серый кролик грызёт красную морковку. Продаются консервы из крабов. Крот портит корни растений. Дорога к пруду идёт мимо кедровой рощи. Прохор прыгает в пруд с крутого обрыва. На краю крутого обрыва рос огромный старый дуб. Вечером по крутой тропинке спортсмены добрались до вершины горы. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. У крутой горки кротовые норки. Все бобры добры для своих бобрят.

Стихотворения на звук Р

КРОТ
Ра-ра-ра – роет крот нору с утра.
Ро-ро-ро – у крота свое метро.
Ру-ру-ру – любит крот свою нору.
Ры-ры-ры – крот пророет 2 норы.

ИГРА
Ра-ра-ра – вот хорошая игра.
Ру-ру-ру – поиграем мы в игру.
Ро-ро-ро – поиграли, пьем ситро.
Ры-ры-ры – трудно детям без игры.

НОРА
Ра-ра-ра – вот высокая гора.
Ру-ру-ру- вижу чью-то я нору.
Ро-ро-ро – тут оставлено перо.
Ры-ры-ры – кто хозяин у норы?

МАКАР
Ар-ар-ар – на базар пошел Макар.
Ор-ор-ор – он купил себе топор.
Ыр-ыр-ыр – для хозяйки вкусный сыр.
Ёр-ёр-ёр – дочке красочный ковер.
Ир-ир-ир – а для бабушки – кефир.

КОТ МУР-МУР
Ур-ур-ур – у меня есть кот Мур-мур.
Ыр-ыр-ыр – со стола украли сыр.
Ры-ры-ры – не едят коты сыры.
Ор-ор-ор – вороны сели на забор.
Ыр-ыр-ыр – у вороны в клюве сыр.
Рал-рал-рал – вот кто сыр украл.
Ур-ур-ур – прогони ворон Мур-мур.

На праздничной рубашке 
Розы и ромашки.

Короед грызет кору,
Прогрызает он дыру.

Спит сурок в просторной норке,
У сурка нора на горке.

Рубят дрова
Дровосеки с утра.

Расскажи скороговорку
Про Петра и про Егорку.
Пётр карабкается в гору,
В гости Пётр спешит к Егору.

Жует поросенок
Морковку спросонок.
Барашек баранку
Грызет спозаранку.

Кормит Шурочка
Просом курочку.
Кормит пеструшку
Просом из кружки.

Раскрываю я коробки:
Тут – шурупы, тут отвертки.
Я шурупы закручу
И братишку научу.

Первые проблемы.

Первые проблемы начались во время службы в армии. Это было в 2011 году. В то время по ТВ шла передача про Бородача, охранника из магазина. Помните? Так вот, он картавил. Я картавил не так сильно, но мог с легкостью спародировать Бородача. Меня многие сослуживцы просили произнести: Александггг Гггодионович Богггодач. Это было смешно, я на это не обижался, люди шутили по доброму, но мне это конечно порядком надоело.

Но после службы, всё нормализовалось и никто по этому поводу ничего не говорил. Ну может быть за спиной, как у нас любят 🙂

Что такое картавость?

Картавость — это дефект речи, при котором нарушено произношение звука “р”. А точнее — искажено, заменено другими звуками или вообще отсутствует.

Самые сложные слова для картавых людей — это слова с буквой “р”:

Слова с буквой р для картавых

Вместо “р”  картавый человек произносит звуки “г” (кран-кган), “д” (красный-кдасный), “л” (паровоз-паловоз), “ы” (рыба-ыыба), “в” (крутой-квутой), “й” (рысь-йысь) или пропускает совсем (рука-ука).

И надо сказать, это не лучшим образом сказывается на качестве жизни из-за эмоционального дискомфорта.

Почему так происходит? Почему люди картавят?

2. Автоматизация звука Р в словосочетаниях (в обратных слогах):

Новый забор.
Поёт хор.
У Раи загар.
Родной двор.
Сильный боксёр.
Ядовитый мухомор.
Дать отпор.
Пойду на базар.
Вкусный зефир.
Российский сыр.
Пить кефир.
Купить самовар.
Сказка «Мойдодыр».
Пятый номер.
Вышивать узор.
Подмету двор.
Автоматизация звука Р в словосочетаниях в обратных слогах 1
Звук Р в словосочетаниях в обратных слогах 2
Автоматизация звука Р в словосочетаниях ( в обратных слогах)

Из личного опыта

Буква Р была моим наказанием и даром одновременно. Трудно это сейчас, уже в 30 лет объяснить. На протяжении всего своего детства я помню только одно — я училась говорить правильно и красиво. В моем арсенале не хватало очень много букв. В том плане, что я не могла их выговаривать правильно.

Наверно, пол алфавита я не говорила так, как надо. Меня понимали только единицы избранных людей. В том числе мама, воспитатель в детском саду и старшая сестра (у нас год разницы, мы погодки). Всем остальным они переводили, что я говорила, потому как понять без переводчика мою быструю и красивую речь было практически невозможно.

Но к школе совместными усилиями моей прекрасной воспитательницы в саду — Валентины Константиновны и моей любимой мамочки я не выговаривала уже только одну букву — злосчастную «Р». Куда только мама не водила меня, кому только не показывала! Мы прошли, наверно, всех логопедов нашего города, которые были на тот момент! Никто ничего не мог со мной поделать. И к окончанию младшей школы на эту мою особенность махнули рукой.

Это было сложно. Быть не как все. Когда все вокруг разговаривают нормально, а одна ты картавишь, это порождает комплексы. Чем старше я становилась, тем более зажатой была. При всем моем артистизме и буйной фантазии я не участвовала в самодеятельности потому что жутко стеснялась того, что не выговариваю букву «Р». Говорю «как маленькая». Надо мной стали смеяться. Чем еще больше увеличивали мою неуверенность в себе.

Но тут эта моя особенность сыграла мне на руку. Мой мозг начал выкручиваться. Я стала стараться говорить без буквы «Р». То есть вообще. Буква «Р» практически исчезла из моего лексикона. Я стала так строить фразы и заменять слова, что смогла обходиться без нее.

info.png

Незнакомый человек в разговоре со мной мог и не заметить того, что я не выговариваю какие-то буквы. Это здорово тренирует мозг и повышает словарный запас. Я так мастерски научилась заменять все слова с буквой «Р» на синонимы без «рычания», что перестала делать это осознанно. Оно стало получатся само собой. Было даже интересно.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю что это был очень ценный опыт и, наверно, он был мне нужен. Во первых, я стала лучше разбираться в людях. Во-вторых, жизнь научила меня тому, что те, кто с тобой, когда ты не такой как все — это многое значит! Я училась принимать людей такими, какие они есть. В-третьих, это была хорошая зарядка для моего мозга и, наверно, именно она дала хороший старт будущему образованию.

И шло так за годом год… Я возводила защитную стену и все больше считала, что это мой самой главный недостаток. Что никогда у меня не будет ни мужа, ни детей, ни семьи из-за этого. Сейчас эти выводы кажутся такими смешными, но тогда, в подростковом возрасте, это было очень страшно. Идти к логопеду было уже не по возрасту, да и что нового они мне могли бы сказать? Я готовилась к одинокой старости и судьбе старой девы.

Все изменилось в 1 день

Изменил все один случай. На тот период времени (это 1995-1996 года) не у всех были в наличии магнитофоны. Кассетные. Большие. А еще меньше было человек, у которых эти магнитофоны могли записывать звук. Кажется дико. Особенно сейчас, когда, наверно, в каждом телефоне есть функция записи звука. Но тогда это была суровая реальность постсоветского пространства.

Так вот. Пришли мы однажды в гости к моей однокласснице, а у нее папа только что купил микрофон к их кассетному магнитофону. И стали пробовать записывать наши разговоры и то, как мы пое. Было интересно и местами весело. До тех пор, пока я не услышала на пленке КАК звучит мой голос в целом и буква «Р» в частности. Меня повергло это в шок. Я сидела и не могла успокоиться. Появилась какая-то мысль в мозгу, и я не могла ее ухватить и додумать до конца.

Придя домой, я стала разговаривать вслух и специально вслушиваться в то, как именно я произношу букву «Р». И, как мне казалось, я стала понимать что именно я делаю не так, чтобы она звучала так, как надо. Кажется, научиться выговаривать букву «Р» взрослому человеку гораздо труднее чем ребенку. Но на деле оказалось все не так. Я ПОНИМАЛА, что нужно делать и КАКОЙ звук должен быть на выходе и с помощью логики стала подбирать такое положения языка при котором звук получится такой, как надо.

Что же я стала делать

Я стала много разговаривать дома наедине сама с собой, чтобы никого не стесняться. Просто так разговаривать было скучно, и я начала читать в слух книги. Но не просто так читать, а СЛУШАТЬ как я это делаю. Стоило мне прочитать букву «Р» автоматически так, как я говорила до того, как начала заниматься, я останавливалась и перечитывала слово заново, стараясь слушать как звучит звук и стараться произнести так, как он должен звучать.

Я не скажу, что сразу были успехи. Нет. Было сложно, но я упорно искала такое положение языка, чтобы он мог воспроизвести нужный звук. Т.е. детей учат делать язык кверху и там его трясти. Или что-то типа этогоя уже забыла, если честно, как меня учили. Прошло уже более 25 лет. Но я помню как я сама училась в детстве. Я поднимала язык, прижимала его кверху и пробовала добиться дрожания. И это было обречено на неудачу. Потому что невозможно это сделать специально.

А вот СЛУШАТЬ какой идет звук и подбирать варианты звучания можно. Я слышала при каком положении языка мои звуки больше напоминали букву «Р» и старалась повторить это. Со временем то, что я произносила все больше и больше стало становиться похоже на букву «Р», и настал такой момент, когда я смогла хоть недолго, но прорычать прямо вот так «Ррррр». Я еле-еле дождалась маму, что бы продемонстрировать ей что я могу. Это было такое счастье.

С тем пор занятия пошли все более и более успешно. И к своему 16-летию я пришла умея выговаривать эту сложную букву «Р». При чем никакие специалисты, которые колдовали надо мной в детстве не смогли мне помочь, а с помощью простого магнитофона я сама научилась ее выговаривать. Уже в достаточно взрослом возрасте. Чем я очень горжусь.

warning.png

Практически сразу в моей жизни появился молодой человек, который явно мне симпатизировал.

Я стала более уверенная в себе

, мне стало проще общаться. Хотя я по прежнему автоматически какое-то время разговаривала исключая эту букву из лексикона . Началась насыщенная общественная жизнь и просто стало жить легко и приятно!

К чему я это все пишу? А к тому, что у каждого у нас в жизни есть та или иная буква «Р». У кого-то в прямом смысле, у кого-то в переносном. Все это дано нам не просто так. Нужно увидеть то хорошее, что нам это дает, а еще можно найти способ сделать так, чтобы справиться с этой задачей на сколько имеется возможность.

[Источник: http://www.ludychehka.ru/]

Прикольные скороговорки для взрослых для шумных вечеринок


Прикольные скороговорки для взрослых для шумных вечеринок
Прикольные скороговорки для взрослых для шумных вечеринок:

  1. Токарь Раппопорт пропил пропуск, рашпиль и суппорт.
  2. То ли Боря приобрел для Толи рулон толя, то ли Толя приобрел для Бори рулон толя.
  3. Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
  4. Три миллиона лимонов для миллиона хамелеонов.
  5. Этот месье ест монпансье, а сорванцы сосут леденцы.
  6. Это не колониализм, а неоколониализм.
  7. Ялик в Ялте на причале волны в полночи качали.
  8. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира. И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  9. Буйный Бяка бузит, Бяка Буке грозит, Бяка Буке дерзит, Бяка Буку тузит.
  10. Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.
  11. Ухитрился проспать возможность переспать.
  12. Алтын пробивает тын, а полтина убивает Мартына.
  13. Цекало на цыпочках цыпочек цыпанул. Цепко цепляет цыпок Цекало.
  14. Повар Петр и повар Павел опрометчиво прослушивали всякую дрянь, а прослушивали бы Русское радио, и все было бы хорошо.
  15. Четверть часа чиж чижихе пел частушки на плющихе, черный кот, большой чудак, влез послушать на чердак.

Я бродил один у горки, собирал скороговорки

Скороговорки на букву «р» для детей10 лет уже посложнее. Детям можно предложить даже полноценные небольшие стихи-скороговорки.

***

Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!»

***

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить

***

Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.

***

Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой.

***

Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.

***

Петр Петрович,
По прозванью Перепелович,
Приручил перепелку.
Перепелка принесла
Петру Петровичу
Перепеловичу перепелят

***

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

***

Приготовила Раиса
Для Бориса суп из риса
Подарил Борис Раисе
Тридцать три и три ириса

***

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

***

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста

***

На корме, кроме Ромки,
Егор и Артемка.
На корме, кроме Марка,
Рита и Тамарка

***

Ружье, заряженное пробкой,
Ёрш подарил рыбешке робкой.
С тех пор драчливый черный рак
Не затевает с нею драк.

***

Крошечные котики ели тортики.
Любят тортики крошечные котики.
Лапками котики крошили тортики.
Котики от тортиков наполнили животики.

***

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
Выдрав с выдры
В тундре гетры,
Вытру выдрой ядра кедров,
Вытру гетрой выдре морду.
Ядра в вёдра –
Выдру в тундру!

скороговорки на букву р для детей

Упражнения на дыхание

Дыхательная логопедическая гимнастика:

  1. «Пузыри».
    Сделать глубокий вдох через нос, надуть щеки и выдохнуть через рот.
  2. «Мельница».
    Ноги вместе, руки вверх. Вращать прямыми руками, произнося на выдохе «ж-р-р». Ускорять движения, усиливать звук.
  3. «Гуси».
    Ходить по комнате, взмахивая руками, как крыльями. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у».
  4. «Воздушный шар».
    Лежа на спине, положить руку на живот. Сделать глубокий вдох и выдох, наблюдая за движением руки. Надуть живот как шар.
  5. «Ежик».
    Имитация пыхтения ежа с напряжением мышц носоглотки.

В некоторых случаях от картавости можно избавиться самостоятельно

Для этого нужно иметь желание, время и упорство. Логопеды предлагают специальный комплекс упражнений, которые обязательно нужно выполнять ежедневно, делая как минимум три подхода. Они направлены на укрепление мышц языка и связок ротовой полости. Итак:

  1. Широко открываем рот и языком поглаживаем небо. Повторяем не менее 10 раз.
  2. Открываем рот как можно шире и кладем язык на нижнюю губу. Совершаем им мягкие поглаживающие движения вверх и вниз, одновременно стараясь произнести звук «р».
  3. Растягиваем рот в широкой улыбке. Кончик языка касается внутренней стороны верхнего зубного ряда. Делаем им плавные движения вправо и влево, напоминающие движения зубной щетки при чистке зубов.
  4. Укрепляет речевой аппарат следующее упражнение: складываем язык «желобком» и стараемся произнести букву «ф» так, чтобы струя воздуха прошла по этому желобку.
  5. Медленно проговариваем слоги «тэ», «лэ», «дэ» — каждый по 10 раз. Затем соединяем их в одно слово «тэлэдэ» и несколько раз четко проговариваем его.
  6. Дотрагиваемся кончиком языка до десны внутренней стороны верхнего зубного ряда. Теперь точно так же медленно и четко произносим те же самые слоги «тэ», «лэ», «дэ», а затем «тэлэдэ».
  7. Таким же образом, сначала обычным способом, а затем дотрагиваясь кончиком языка до десны внутренней стороны верхнего зубного ряда, произносим слова, в которых есть одна буква Р.

Дополнительно вырабатывать правильное произношение звука «р» нужно с помощью скороговорок.

Например:

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Не получается? Можно начать со скороговорки попроще:

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры. До поры остры топоры.

Или еще проще:

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

© Тимошенко Елена, BBF.RU

Повторить чистоговорки. Чётко произносить звук [Р]:

Кра – кра – кра — в банке вкусная икра.

Орки – орки – орки — сушу апельсиновые корки.

Бро – бро – бро — людям делаем добро.

Бры – бры – бры — быстро строят дом бобры.

Обра – обра – обра — ползёт большая кобра.

Вры – вры – вры — стелим новые ковры.

Гры – гры – гры — кругом одни бугры.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  
http://LogopedRunet.ru

Автоматизация звука Р в стихах.

Стихи заучиваются с ребенком наизусть. При этом надо следить, чтобы он правильно произносил в тексте стихотворения звук Р. Если ребенок ошибается, то следует попросить повторить эту строчку правильно. Ни в коем случае нельзя передразнивать ребенка и повторять за ним его ошибки. Взрослый дает только правильный образец речи для малыша!!! Заучивая с ребенком стихи, насыщенные звуком Р, мы закрепляем правильное произношение звука Р в словах и фразах.

Здесь я даю небольшую коллекцию стихов. Все стихи заучивать не надо – выберите те из них, которые понравятся Вашему ребенку.

Стихи со звуком Р для заучивания наизусть.

Сорока однажды на груше сидела,

Сорока однажды на груше сидела,

Сорока однажды на груше сидела,

Решала сорочьи дела.

И спрыгнула раз – и обратно взлетела,

И спрыгнула два – и обратно взлетела,

И спрыгнула три – и обратно взлетела,

Но всё же решить не смогла

Сорока сорочьи дела. (Е. Бергер)

На день рождения кактусу

Подарок подарили.

И поздравленья кактусу

Любезно говорили:

-Примите, милый кактус,

От нас сегодня в дар

Прекрасный-распрекрасный

Большой воздушный… … … Бах!

(И. Шевчук)

Я умею на кроватке

Простыню расправить гладко

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано

Умывался (умывалась) из-под крана!

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

(А. Кузнецов)

По реке плывет бревно.

Ох, и злющее оно!

Тем, кто в реку угодил,

Нос откусит крокодил.

(Е. Серова)

Веселые, проворные

Из теплых стран в апреле

Грачи, от солнца черные,

К нам в город прилетели

(Т. Золотухина)

Рано утром мы встаем,

Громко сторожа зовем:

Сторож, сторож, поскорей

Выходи кормить зверей!

Барабанщик сильно занят.

Барабанщик барабанит.

Тарара, тарара,

На прогулку нам пора!

Что делать, если картавишь?

Специалист, который реально может помочь излечить картавость и научиться не картавить букву “р” — это врач-логопед. Профессиональные знания никогда не бывают лишними. Тем более, что ротацизм, так еще называется картавость, — явление довольно распространенное среди взрослых и детей.

Правильная постановка звука, работа с артикуляционным аппаратом, логопедический массаж языка, специальные упражнения для исправления картавости — все это есть в арсенале специалиста-профессионала. И все это способно вернуть вам свободу в общении и удовольствие от звучания собственного голоса.

Обращение к логопеду, чтобы разучиться картавить, особенно актуально для родителей малышей старше 6 лет. До этого возраста, пока идет развитие речевого аппарата, нечеткое произношение буквы “р” считается нормальным.

Постановка звука «РЬ»

При замене «Р» его мягкой парой ребенок широко раскрывает рот и более протяжно произносит звук, переместив передний край языка вперед к верхним резцам. При этом «Р» сочетается с передним гласным «И». В результате звук приобретает мягкий оттенок.

РЖ — самое тяжелое для меня.

Произнести слова ржать, жрать, корж, ржаной было сущим адом для меня. Первые два месяца занятий с логопедом я просто не мог нормально произнести звук Ж после звука Р. Хотя с ним у меня проблем не было никогда. Но к концу занятий проблема полностью исчезла. Ну еще бы, если ты два раза в неделю занимаешься с логопедом и каждый день дома. Как может быть иначе?

Стихи как способ автоматизации

Рекомендуется применять для автоматизации звука «Р» и стихотворения. Конечно же, подбирать их необходимо таким образом, чтобы в них было множество слов с нужной буквой. Можно совместно с детьми попробовать сочинить собственное произведение, это будет намного увлекательнее.

Автоматизация "Р" в стихах

Желательно заучивать стихотворения наизусть. Важно при этом наблюдать, чтобы произношение было правильным. Если малыш сделает ошибку, то надо попросить его рассказать произведение снова.

Для занятий с ребенком можно выбрать такие стихотворения:

Страусы строят гнезда в сторонке.
Странными кажутся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Красивые птички высокого роста.

Пропала буква Р.
Где? В театре, например.
А может мы ее вчера
Забрать забыли со двора?
Потеряли в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали, проверьте
В этом беленьком конверте?
Может, милиционер
Подскажет нам, где буква Р?
Но закричала громко Даша:
— Нашлась буковка наша!
Посмотрите, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!

Четверо друзей дружно дрались,
Кондрат и Трофим помогать им взялись,
Драка закончилась, тройка смеется:
«Дружными быть не всегда удается!»

Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко
И у смятой подушки
Кулачком задвинуть ушки.

Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана!
Я теперь и сам умею
Вымыть и лицо и шею.

Утром радио вещало
И прогноз передавало:
У окраин Ленинграда
Ждите грома, ветра, града,
И бурана ждите!.. Впрочем,
Наш прогноз еще не точен!..

Веселые, проворные
Из теплых стран в апреле
Грачи, от солнца черные,
К нам в городок прилетели.

На крейсере «Варяг»
Кудрявый был моряк.
Моряк привык к порядку —
Моряк любил зарядку!

Барабанщик сильно занят.
Барабанщик барабанит.
Тарара, тарара,
Нам гулять идти пора!

Автоматизация звука «Р» в словах и стихах помогает ребенку развить память, речевую деятельность в целом, мышление, повысить свой словарный запас. Поэтому родители больше всего предпочитают именно произведения в стихотворной форме для развивающих занятий.

Таким образом, автоматизация звука «Р» в словах является закреплением звука, произношение которого уже поставлено. Она начинается с артикуляционной гимнастики, а продолжается различными упражнениями на закрепление в слогах, словах и предложениях. Для того чтобы, вызвать интерес детей к занятиям, следует проводить их в форме игр. Ведь только при желании ребенка можно добиться хороших результатов.

Звук (буква) Ж

Стихотворения со звуком [Ж]

На Жука она похожа, С Жёлудем дружна. И сказал Жираф: мне тоже Буква Ж нужна.

Встретил в чаще еж ежа, — Как погода, еж? — Свежа. И пошли домой, дрожа, Сгорьбясь, съежась, два ежа.

Жалко бедного жука: Жарким знойным летом Жук ползёт издалека, Жалуясь при этом.

Ходит ежик без дорожек, Не бежит ни от кого. С головы до ножек Весь в колючках ежик. Как же взять его?

Дедушка Ежок, Не ходи на бережок: Там растаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки – Красные сапожки.

Скороговорки со звуком [Ж]

Шли бездорожьем Дрожжи и вожжи. Дрожжи визжали, Вожжи дрожали.

Жужелица прибежала, На жужжалочку нажала. Жужжалочка зажужжала – Жужелица убежала.

Жаворонок в жару кружил над жнивьем

У крошки-матрешки пропали сережки, Сережки Сережка нашел на дорожке.

Не живут ужи, где живут ежи.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

А где можно послушать?

С нового года я решил не только писать на своем сайте, но и некоторые моменты записывать на видео. Послушать можно вот на этом канале:

https://www.youtube.com/channel/UCTZZ0YqDe5VaWX36hjt2G1Q/videos?view_as=subscriber

  • Библиотека для получения координат изображений на PHP
  • Как я исправил ошибки Р0335 и Р0340 на автомобиле ВАЗ
  • OwnTodo 1.3.0
  • Как выглядит оригинальный ремень Gates K015521XS
  • OwnTodo 1.2.1
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...