Причины дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием

Кто лечит дизартрию

Для исправления ситуации нужно обратиться к двум специалистам — неврологу и логопеду-дефектологу. Точная оценка состояния может быть определена только после тщательного обследования и сбора анамнеза.

Коррекционные меры так же проводятся по двум направлениям — неврологическому и логопедическому. Комплексный подход включает такие методы как:

  • Лекарственная терапия.
  • Лечебная физкультура.
  • Физиолечение.
  • Логопедические занятия.

2.

Нормализация моторики органов

артикуляции

Пассивная артикуляционная

гимнастика

*

Речевой слух

Для того чтобы ребенок успешно усвоил новое произношение, он должен отличать его на слух. Это важно и для дифференциации разных групп, например, звонких и глухих.

Поэтому развитие начинают с использования неречевого материала. Например, ребенку показывают, как мнется бумага, стучит карандаш об стол, переливается вода из стакана в стакан. После его просят отвернуться и на слух он должен определить действие.

Нельзя давать дошкольнику возможность угадывать! Любые попытки наобум выдать ответ нужно пресекать. На вопросы логопед не отвечает, но можно наводить на мысль «как думаешь, что журчит?» или «что шуршит?».

Речевой слух у детей

Можно показывать картинки с изображением музыкальных инструментов и показывать образец их звучания. После отрывки включаются в случайном порядке, и ребенок должен показать правильный ответ.

Еще одно простое задание, которое легко осуществимо в домашних условиях. Дошкольнику предлагается закрыть глаза и прислушаться к окружающему миру. Он должен определить, что происходит вокруг него. Например, поехала машина, на кухне мама моет посуду, мяукает кошка и т. п.

Только после того, как начнет хорошо идти различение неречевых звуков, переходят к речевым. Для начала используют гласные звуки.

Нельзя давать образ буквы – это собьет ребенка с толку и запутает. В качестве символов используют знаки, которые предложила Ткаченко.

Дошкольнику объясняют, как произносится звук «А» (широко открыв рот) и показывают большой кружок красного цвета – он будет символом. После разбирают звуки «У» и «О». Предлагаются задания на определение звука при беззвучной артикуляции.

Понемногу учат выделять место звука. Например, называют ряд «О, А, О» и просят сказать какой звук первый. Для облегчения понимания показывают картинку поезда или машины (рассказывая, что есть начало, середина и конец).

Ушки на макушке
Только после того, как этот этап идеально отработан, переходят к постановке звука «С» у ребенка с дизартрией и других.

8. Изотонические упражнения*

‘ Изотонические упражнения —

физические упражнения с

элементами сопротивления

Для развития достаточной силы

артикуляционных мышц

используют специальные

упражнения с сопротивлением.

При этом возникшие в мышцах

импульсы передаются мышцам

— антогонистам и активируется

Предосторожности

При стоматите, герпесе, инфекционных заболеваниях нужно сделать перерыв в занятиях до выздоровления.

Заниматься можно со второго года жизни, то есть с момента, когда малыш начнет говорить предложениями и можно видеть, нужно ли ему начинать заниматься лечебной гимнастикой или нет. Иногда гимнастические упражнения для развития речи нужно делать в любом случае, например, если у ребенка детский церебральный паралич (ДЦП).

У малышей до 3 лет длительность логопедического массажа не должна превышать 10 минут, от 3 до 7 лет — 15 минут. С детьми старше 7 лет можно заниматься 25 минут.

Дети

Логопедическая ритмика при дизартрии

К числу различных терапевтических и корректирующих методик при дизартрии относится логопедическая ритмика.  Логоритмика при дизартрии важна, так как моторика тесно связана с речью. Движения с музыкальным сопровождением и текстом способствуют тренировке мозговой деятельности и живости нервных процессов. Дети воспринимают музыкальные сопровождения очень позитивно, они готовы играть и выражать свои эмоции.

Выполняя задания под музыку, следует учитывать ритм, соблюдать амплитуду и темп упражнений.

Цели проведения логоритмики следующие:

  • ритмическое развитие;
  • обнаружение ритмических рефлексов;
  • приучить организм отвечать на акустические и визуальные раздражители;
  • сбалансировать работу нервной системы;
  • отрегулировать неправильные и лишние телодвижения.

Занятия проводятся индивидуально или в группе, также возможны самостоятельные занятия.

Развитие мелкой моторики

Казалось бы, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Оказывается, центр речи и моторики пальцев расположены в головном мозге рядом, стимулируя работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

Отступая немного от темы, хочется попутно объяснить родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, позволяющих запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок трудно обучаем.

Разработка двигательной активности пальцев позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Существует множество вариантов для развития мелкой моторики: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно сминать, рвать, отщипывать кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, создание аппликаций, коллажа разовьет к тому же творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • мочку уха зажать между большим и указательным пальцем. Пройти по краю ушной раковины массажными движениями;
  • расставить широко пальцы. Хлопать ладонями, чтобы все пальцы соприкоснулись;
  • согнуть пальцы. Массирующими движениями продвигаться от уха к макушке;
  • на веревке ребенок завязывает узлы. Затем перебирает их пальцами;
  • использование различных мячей – рифленых, с шипами, набитых шариками. Сжимание/ разжимание их руками;
  • использование эспандеров;
  • бельевые прищепки, компьютерная клавиатура, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых, позволяющих работать на развитие мелкой моторики. О возможных вариантах родителям поведает специалист, разъяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Постановка диагноза

Обследование на дизартрию осуществляется преимущественно невропатологом, при этом учитывается заключение логопеда и дефектолога.

Обследование у логопедаПеред тем как поставить диагноз, учитываются возрастные и физиологические особенности ребенка. Заключение невропатолога строится с учетом анамнеза матери, картины протекания беременности и наличии пораженных участков отдела мозга.

Исследуются особенности нарушения артикуляционного аппарата, состояния речевых и мимических мышц, характер протекания дыхания и его объем. Для постановки точного диагноза проводится аппаратная диагностика, а именно МРТ головного мозга, электроэнцефалография и электромиография.

Логопед строит заключение на основе ритма, темпа речи ребенка. Оценивает четкость произношения звуков, а также синхронность голосообразования.

Дефектолог оценивает лексический строй речи ребенка и фонематическое восприятие.

Основные рекомендации специалистов – своевременное обращение за помощью при обнаружении признаков нарушения произношения и в работе речевого аппарата.

Психологическая поддержка при дизартрии

Постинсультное состояние является тяжелым стрессом для лиц, перенесших мозговую атаку, а, как известно, стрессы существенно усугубляют проблемы. В данный период больному, как никогда необходимы покой и забота окружающих, однако при этом они не должны демонстрировать его неполноценность, физическое и психическое нездоровье. При возникновении нарушений речи родным и близким необходимо стараться внимательно выслушать больного, не перебивать его и не договаривать за него фразы.

В клинике реабилитации Юсуповской больницы работают высококвалифицированные, опытные психологи, которые оказывают психологическую поддержку как самому пациенту, так и ухаживающим за ним родственникам. Советы и рекомендации наших психологов помогают значительно улучшить эмоциональное состояние больных и настроить их на позитивные результаты.

Восстановлением речевой функции больных после инсультов в Юсуповской больнице занимаются не только основные наблюдающие специалисты – неврологи, но и логопеды, физиотерапевты, психологи. Реабилитационная программа составляется индивидуально для каждого пациента, с учетом его общего состояния, сопутствующих заболеваний и степени выраженности речевых нарушений.

Реабилитационные мероприятия проводятся с использованием новейших медицинских методик, доказавших свою эффективность в мировой практике.

Благодаря высокому профессионализму наших специалистов, современному оснащению клиники реабилитации Юсуповской больницы, а также тесному взаимодействию с близкими и родными, восстановление больных, перенесших инсульт, осложнившийся нарушением речи, происходит в короткие сроки.

Автор

Екатерина Дмитриевна Абрамова

Врач-невролог, руководитель клиники хронической боли

Коррекция дизартрии

Коррекция дизартрии у детей с нормальным психофизическим развитием должно быть комплексным. Когда нарушение достоверно установлено, специалист назначает прием лекарственных препаратов, физиопроцедуры и курс занятий с логопедом. Большое внимание уделяется самостоятельной работе родителей, так как восстановление нормальной речи требует постоянной тренировки. При легкой форме дизартрии и регулярных занятиях речь восстанавливается полностью в короткие сроки. При тяжелых формах полное выздоровление обычно невозможно, а лечебные мероприятия направлены на смягчение симптомов.

Дизартрией называется нарушение речи, которое сопровождается расстройством органов речевого аппарата и патологиями нервной системы, из-за чего речь  становится нечленораздельной или невнятной. По статистике, дизартрия занимает второе место среди всех форм нарушения речи у детей. Во многих случаях появление дизартрии связано с детским церебральным параличом, инфекциями во время беременности матери ребенка, перенесенными заболеваниями в младенческом возрасте и т.д. Однако дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием тоже встречается довольно часто.

Для каждого возрастного периода существует определенная характеристика речевого развития ребенка. Если он начинает «отставать» от сверстников, родителям следует показать его специалисту. Диагностикой дизартрии у детей занимаются логопед и невролог. Степень неврологического обследования зависит от предполагаемого диагноза и может включать в себя МРТ головного мозга, электромиографию, электронейрографию и другие процедуры.

Логопед при дизартрии у детей проводит еще больший объем работы. Чтобы точно понять причину патологии, он оценивает речевые и неречевые нарушения. Изучение неречевых симптомов заключается в оценке строение артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния лицевой и речевой мускулатуры и дыхания.

Речевые симптомы, как следует из названия, оцениваются во время разговора ребенка. Для этого логопед предлагает маленькому пациенту произнести слова и фразы разной сложности и с разным темпом. Оценивается правильность произношения звуков, ритм и темп речи, ее разборчивость, синхронность артикуляции и дыхания, а также другие характеристики речевого развития. Дополнительно, если позволяет возраст ребенка, логопед оценивает письменную речь ребенка. Для этого он предлагает прочитать текст, списать текст с источника и записать его под диктовку.

Корректируется дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием посредством систематических упражнений. Наибольшую часть занятий составляют упражнения на развитие органов речевого аппарата и логопедический массаж. Также внимание уделяется дыхательной гимнастике, коррекции отдельных звуков и развитию речевых коммуникаций. Полезны для  речевых центров головного мозга и упражнения на развитие мелкой моторики рук. Детям предлагается пальчиковая гимнастика, лепка, аппликации и другая ручная работа.

Процесс коррекции при дизартрии довольно трудоемкий и требует от логопеда большого опыта работы и усидчивости. Важно начинать занятия с ребенком, подстраиваясь под текущий уровень развития речевых органов. Во время занятий следует добиваться полной чистоты «проблемных» звуков, и только после этого переходить на следующий этап обучения. Если же ребенок произносит звуки в целом правильно, но путает порядок слов или не понимает их смысл, проводится соответствующая работа для коррекции лексического и грамматического строя речи.

Положительные результаты коррекции при дизартрии могут быть достигнуты только при своевременно начатой работе. Большую роль в этом должны играть сами родители ребенка, которые обязаны регулярно посещать специалистов для выявления возможных патологий развития на ранних стадиях (причем это относится ко всем специалистам, а не только к логопеду).

Легкая форма дизартрии при вовремя начатом лечении устраняется очень быстро, и в первый класс такой ребенок идет со сверстниками на общих основаниях. Тяжелая форма дизартрии у детей требует участия не только логопеда, но и других специалистов – невролога, физиотерапевта, психолога и массажиста. Кроме того, такие дети должны посещать специализированные группы в детских садах или школах. Скорее всего, полностью избавиться от дизартрии им не удастся, но при нормальном психофизическом развитии дизартрия не будет доставлять им больших проблем в старшем возрасте.

Если у вас возникла потребность в консультации профессионального логопеда, мы с удовольствием Вам поможем, проведем диагностику, составим индивидуальную программу и дадим рекомендации по домашнему развитию и уходу за ребенком.

Обращайтесь.

Наш адрес: Санкт-Петербург, ул. Пулковская дом 2, корпус 1. (ст. метро Звездная)

Телефоны для записи:

т. +7(812) 642-05-13
т. +7(921) 744-18-52

Упражнения для логопедических занятий

Упражнения для пальчиковых игр и гимнастики:

  1. Занятие проводится по мотивам считалочки «Мальчик-пальчик, где ты был», которую медленно озвучивает взрослый. Ребёнку нужно раскрыть ладонь, и по ходу произносимых родителем слов последовательно прикасаться большим пальчиком к указательному, среднему, безымянному и мизинцу.
  2. В комнате создаются условия для игры в «Театр теней», во время которой ребёнку нужно при помощи своих рук стараться изображать тени зверей (собачка, зайчик, птица). Процесс станет интересней и полезней, если создаваемых животных оживить. Пусть ребёнок пошевелит пальчиками, чтобы птичка могла полететь, зайчик пошевелить ушком.
  3. Проведение массажа ручек. Техника подбирается индивидуально, с учётом мышечного тонуса рук. Он может быть повышенным (спастичным) или слабым, вялым. При спастичности упор нужно делать на лёгкие поглаживающие движения. Для укрепления мышечного тонуса проводят активные поглаживания, разминают и растирают пальчики и ладошки.

Приёмы для артикуляционной зарядки:

  1. Упражнение «Лошадка», которое в совокупности с другими приёмами поможет тренировать язык. Ребёнку нужно стараться имитировать звуки копыт животного, громко «цокая» язычком. При этом губы должны быть растянуты в улыбке.
  2. Упражнение «Лопаточка», направленное на выработку умения удерживать язык в широком распластанном состоянии при расслабленных мышцах.
  3. Упражнение «Змея», при котором ребёнку нужно улыбнуться и посменно высовывать/прятать язычок, подражая змее.
  4. Сворачивание языка в трубочку.
  5. Упражнение «Качели», это своеобразная растяжка языка; кончиком нужно постараться дотронуться носа, а потом подбородка.

Работа над развитием речевого дыхания:

  1. Выполнение дыхательной гимнастики по Стрельникову.
  2. Игра между родителем и ребёнком в «гонки». Потребуется два шарика из ваты, расположенных на столе. Каждый участник дует на свой шарик — машинку, чей комок окажется дальше, тот и победитель.
  3. Метод «волшебного дыхания». В каждую ноздрю малыша нужно вставить маленькие ватные тампоны (неглубоко), его задачей является организовать дыхание так, чтобы вата осталась на своём месте.

Занятия по мелкой моторике:

В данном аспекте, подбор развивающих игр не имеет ограничений, разработано множество занятий. Необходимо ориентироваться на индивидуальные возможности ребёнка. Постепенно следует подключать новые упражнения и задачи. Даже если с первого раза не получаются некоторые движения, то упорство и регулярность позволят добиться хороших результатов.

Некоторые варианты заданий:

  • массаж ладошек в сопровождении присказки «Сорока-ворона»;
  • хлопанье в ладоши, игра в «Ладушки-ладушки»;
  • разрывание мягких цветных листов бумаги;
  • перелистывание страниц в красочной книге;
  • перебирание бусинок пальчиками;
  • просыпание крупы сквозь пальцы для развития моторики и тактильных ощущений;
  • пересыпание круп в разные ёмкости;
  • рисование простых фигур, цифр, букв на крупах или песке (постепенно задание нужно усложнять);
  • закручивание и откручивание крышек на баночках из-под маминого крема разной формы для развития ловкости рук;
  • вовлечение в процесс одевания ребёнка; пусть он самостоятельно старается застегнуть или расстегнуть молнию, пуговицы, завязать шнурки;
  • лепка из пластилина, глины кружков, колбасок;
  • рисование карандашами, раскрашивание, обводка пунктирных изображений, элементарная штриховка, собирание мозаики, кубиков, вырезание детским ножницами различных предметов, фигур.

Как сформировать ориентацию в пространстве:

  1. Ребёнок оставляет оттиски своих стоп и ладоней на листе бумаги, его задачей является правильно определить, какой отпечаток принадлежит левой или правой конечности.
  2. Игра в импровизированный «магазин». Родитель говорит, куда нужно разместить продукты (на полку, под стол, справа от печенья). В процессе упражнения ребёнок учится правильно понимать, где лево, право, сверху, снизу.
  3. Применение счётных палочек для отображения заданной фигуры, предмета.

Тут перечислена лишь малая часть упражнений, которые назначаются в качестве дополнительной меры для отработки в домашних условиях. Логопедический массаж и постановку правильного звукопроизношения следует доверить специалисту. В процессе занятий логопед может научить правильной технике выполнения упражнений, чтобы родители могли выполнять их дома, тем самым помогая в повышении эффективности коррекционной работы.

Лечебные мероприятия, которые можно проводить дома

По согласованию с врачом – логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Прогноз и профилактика

Дизартрия не угрожает физическому здоровью ребенка. Однако, если игнорировать проблемы с речью ребенка, в будущем они могут стать причиной психологических и социальных затруднений. Необходима правильная диагностика старательное выполнение рекомендаций врачей.

При регулярном и тщательном выполнении упражнений, а также подключении всех необходимых видов реабилитации, с симптомами стертой дизартрии можно справиться и в будущем речевые нарушения полностью исчезнут.

Наша Речь

Упражнения для губ и щек

Целью этого блока упражнений является тонизирование мышц губ, щек одновременно, нормализация оттока крови от артикуляционных органов. Перед началом выполнения заданий рекомендуется растереть щеки язычком изнутри, покусать, похлопать ладошками по внешней части лица.

Сытый хомячок

Ребенок надувает обе щечки, затем поочередно каждую и удерживает позу 10-15 секунд.

Упражнение Сытый Хомячок

Голодный хомячок

Дошкольник сильно втягивает щеки внутрь. Сытого и голодного хомячка можно чередовать.

Упражнение Голодный Хомячок

Лопаем пузыри

Малыш надувает обе щечки одновременно, задерживает позу на 5 секунд. Затем хлопает по ним пальчиками и резко выпускает воздух наружу.

Упражнение Пузыри

Профилактика

Необходимо бережно подходить к вопросам планирования беременности и весь период вынашивания ребенка соблюдать режим покоя. Родителям обязательно вести здоровый образ жизни и озаботиться вопросами собственного здоровья задолго до зачатия.

В первый год жизни ребенка нужно быть к нему особо внимательным. Любые проблемы со здоровьем требуют консультации специалиста.

53. «Пароход гудит»

«Пароход»

звук – Ы

«Пароход гудит»

звук — А

60.

Эти упражнения

являются базовыми,

из них

в дальнейшем

будут складываться

комплексы для

коррекции конкретных

звуков.

66. Формирование кинетической основы движений органов артикуляции

Целью упражнений является

объединение отдельных движений в

серию последовательно

организованных, с хорошей

переключаемостью.

Но прежде стараются улучшить

качества артикуляционных движений:

объем, амплитуду, точность, силу,

время фиксации артикуляционного

уклада и другие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...