Школа АБВ

Игры с мячом

Мяч или шарик используется для того, чтобы придать процессу различения звуков и т.п. более игровой, развлекательный характер. Кроме того, он позволяет удерживать внимание большого количества детей, поскольку никто не знает, кому из них в следующий раз бросят мяч. Из неспецифических навыков развивается также способность удерживать внимание, ловкость, наблюдательность, быстрота реакции.

«Назови слово»

Водящий бросает мяч игроку и называет звук (или, если это целесообразнее, букву). Ребенок, которому брошен мяч, должен назвать слово на эту букву (звук). Вариант: водящий называет слово, а ребенок — букву или звук (как договорились), на который оно начинается.

Эту игру можно использовать при изучении букв (скажем, изучено уже 5-6 букв, именно их вперемешку и называет ведущий); при изучении пар по глухости-звонкости и твердости-мягкости; как вариант — можно говорить просто «гласный» или «согласный». Сложность в этом случае заключается в том, что слово «Юля», например, начинается на СОГЛАСНЫЙ звук Й, так что такие слова или звуки есть смысл предлагать только в сильном классе.

«Белка – дятел»; «Роза – лилия»

Водящий бросает мяч игроку и называет слово, которое начинается на Б или Д (вариант: в котором есть такая буква). В первом случае игрок должен поймать мяч и сказать «Белка!», во втором — «Дятел!». Так же играют в игру «Роза – лилия», только слова называют с буквами Р или Л.

Эта игра направлена на предупреждение дисграфических ошибок и выявление детей, которым требуется помощь логопеда, так как они не различают фонемы Б – Д и Р – Л.

«Три стихии»

Ведущий называет одну из трех стихий: «Земля», «Воздух», «Вода». При этом он бросает мяч одному из игроков. Тот должен поймать мяч и быстро ответить. Если было сказано «Земля», надо назвать зверя, если «Вода» — рыбу, «Воздух» — птицу. Стоит договориться заранее, можно ли, например, называть насекомых («паук» к «Земле», «комар» — к «Воздуху») и других существ («спрут», «медуза» и прочее).

Тот, кто ошибся, отдает фант или выбывает.

«Ассоциации»

Ведущий бросает мяч игроку и называет любое существительное. Тот, поймав мяч, должен назвать другое существительное, связанное по ассоциации с первым. Игрок должен объяснить, как связаны эти существительные.

Например, ведущий говорит «Сумка». Игрок: «Учебник. Учебник лежит в сумке.» Или: «Магазин: туда ходят с сумкой». Или: «Кожа. Сумка из кожи». А ответы «Большая», «Потерялась» и т.п. не засчитываются, так как это не существительные. Не засчитываются ответы и в том случае, если ребенок не может объяснить, как связаны эти предметы.

Подробнее об играх с мячом на уроках.

«Глаголы»

Это, по сути, такая же игра, но игрок должен называть не существительные, а глаголы.

Например, «Книга» — «Лежит», «Птичка» — «Клюет», «Кошка» — «Спит» и т.д. Повторять одни и те же глаголы нельзя.

Что дети должны знать об эмоциях

К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:

  • радость
  • грусть
  • страх
  • гнев
  • обида
  • удивление

Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.

Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.

В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:

  • Только ли у человека есть чувства?
  • Что такое положительные и отрицательные эмоции?
  • Когда я рад, а когда огорчаюсь?

Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.

Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:

  • жестов
  • мимики,
  • действий

Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.

Определение эмоций для детей

Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:

Карточка радостьРадость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.

Карточка печальГрусть —  чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.

Карточка злостьГнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок.

Карточка страхСтрах — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет.

Карточка восхищениеВосхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.

Карточка стыдСтыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.

Карточка обидаОбида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.

(3 класс)

  • Книга О.Н. Крылова “Чтение. Работа с текстом” (3 класс)

  • Программа внеурочной деятельности по книге О.Н. Крыловой «Чтение. Работа с текстом»

Уроки-презентации:

Игры с записью

«Составь слово»

Ведущий предлагает ребятам составить как можно больше слов из букв, которые содержатся в данном им длинном слове. Лучше играть командами, так как младшие школьники еще обладают недостаточным словарным запасом, чтобы придумать много слов самостоятельно.

«Третий лишний»

Логическую игру по поиску третьего лишнего понятия легко сделать «филологической». Например, учитель предлагает такой ряд: «слово, сдвинуть, здоровый». Какое слово лишнее? Например, «здоровый», так как оно начинается на З, а остальные на С. Или «сдвинуть», так как в этом слове есть приставка, а в двух других нет. Или «здоровый», так как в нем три слога, а в остальных словах два. Объяснение, почему это слово «лишнее», обязательно!

«Слово по буквам»

Учитель говорит: «Я загадал слово, а вы должны его отгадать. Пока я говорю, вы можете что-то для себя записывать, если хотите». Слово задается «по буквам». Пример: «Первая буква в этом слове такая же, как первая буква в слове «курица»; вторая — такая же, как последняя буква в слове «окно»; третья — глухая пара звука «Д». Какое слово я загадала?» Можно упростить задачу и называть слова на каждую из букв, например, в данном случае: «Курица, остров, тополь».

Нарисованные картинки

Эмоции в картинках для детей, используемые для занятий по развитию речи представлены в нескольких вариантах: изображения взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подходят печатные картинки и  рисунки, созданные детьми.

Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.

Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.

В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.

Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.

Раскраска лица 1

Раскраска лица 2

Пиктограммы

Схематичные изображения различных эмоций очень помогают детям в изучении, запоминании и распознавании эмоциональных состояний человека. Особенно на ранних этапах знакомства с этой темой. Различные наборы «Эмоции смайлики картинки для детей» содержат карточки с условным изображением гнева, радости и других чувств.

Плакат пиктограммы

Смайлы с названиями

УРОКИ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА

на основе программы «Речевое развитие» Каландаровой Н.Н.

(автор презентаций Семёнова Е.В.)

Пояснительная записка 1, Пояснительная записка 2

1 класс
  1. Мои игрушки
  2. Мой любимый цветок
  3. Моё любимое животное
  4. Моя осень
  5. Во саду ли, в огороде
  6. Ягоды
  7. Листопад
  8. Мой любимый праздник
  9. Цветная сказка
  10. В мире профессий
  11. Внимание, дорога!
  12. День рождения
  13. Моя мечта
  14. Я и спорт
  15. В гостях у сказки
  16. Моя зима
  17. В библиотеке
  18. Век живи – век учись
  19. Любимое время года
  20. Хлеб – всему голова
  21. Животные. Заяц
  22. Природа – наш дом
  23. В гостях у бабушки
  24. Мой любимый сказочный герой
  25. Как я помогаю маме
  26. Деревья
  27. Сказка
  28. Мой город
  29. Моя комната
  30. В магазине
  31. Бабочки
  32. Моя весна
  33. Моё лето
Уроки речевого творчества.
2 класс
  1. Что такое творчество
  2. Я и моё настроение
  3. Мои летние каникулы
  4. Автопортрет
  5. Моя дружная семья
  6. Положительные и отрицательные эмоции
  7. Слово. Чувство. Образ
  8. Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка
  9. Игры со словом
  10. Родное слово в пословицах и поговорках. Слово – друг. Иллюстрирование знакомых пословиц
  11. Сочинение по пословице “Семь раз отмерь, один раз отрежь”
  12. Задачи. Загадки. Шутки
  13. Сочинение считалки
  14. Сочинение скороговорки
  15. Рисование и составление рассказа на тему “Я люблю…”
  16. Олимпиада
  17. Эмоции. Мимика. Жесты
  18. Компьютер
  19. Новогодняя ёлка в школе
  20. Сочинение сказки по опорным словам
  21. Настроение животных
  22. Сочинение на тему “Моё любимое животное”
  23. Фантастическое животное. Сочинение, иллюстрирование
  24. Настроение цветов. Составление словарика на тему “Растения”
  25. Сочинение на тему “Мой любимый цветок”
  26. Село и город
  27. Домашние животные и птицы
  28. Таяние снега
  29. Что я чувствую и представляю, когда слышу слова ЗИМА и ВЕСНА
  30. Путешествие в космос
  31. Сочинение и рисование на тему “Мой друг, подруга”
  32. Сочинение на тему “Моя парта” (глазами моей парты)
  33. Правила вежливости
Уроки речевого творчества.
3 класс
  • Пояснительная записка
  1. Сочинение на тему “Сентябрь холоден, да сыт”
  2. Грибы. Составление словарика грибника
  3. Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки
  4. Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки
  5. Сочинение считалки
  6. Рисование диафильма по сказке К. Чуковского “Федорино горе”. Рассказывание сказки
  7. Этика и этикет
  8. Честный и нечестный поступок
  9. Текст, тема, основная мысль, опорные слова
  10. Типы текста повествование, описание, рассуждение
  11. Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Работа со словариком настроений. Сочинение
  12. Капризное настроение. Капризная девочка
  13. Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Снег”
  14. Рисование диафильма по сказке “Про снежинку”. Пересказ сказки
  15. Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Моя снежинка”
  16. Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году
  17. Знакомство с жанром Побасёнка
  18. Структура жанра Небылица. Сочинение небылицы
  19. Что я знаю о слове Ручка
  20. Сочинение по пословице “Поспешишь – людей насмешишь”
  21. Знакомство с жанром Потешка
  22. Сочинение на тему “Я превратился в рыбку, птичку, тигра”
  23. Составление орфографического словарика
  24. Сочинение и рисование на тему “Моя мама”
  25. Текст. Поздравление к празднику 8 Марта
  26. Настроение и его оттенки. Весёлое и грустное настроение
  27. Слова-друзья и слова-враги. Работа со словариком настроений
  28. Сочинение скороговорок
  29. Сочинение бытовой сказки
  30. Сочинение сказки о животных
  31. Моё любимое дерево
  32. Тигр и лев. Сравнительное описание
  33. Сочинение на тему “Воробей и синица”. Сравнительное описание
Уроки речевого творчества.
4 класс
  • Программа
  1. Сочинение в рисунках (пиктография)
  2. Осенний листокд. Листопад
  3. Цветная сказка. Жёлтая, белая, чёрная, зелёная сказка
  4. Значение и выразительные возможности слов. Смеяться, плакать
  5. Что я чувствую и представляю, когда слышу слово ДОБРОТА
  6. Сочинение-стихотворений по заданной рифме
  7. Моя мечта
  8. Сочинение-миниатюра на тему “В цирке” с использованием фразеологизмов
  9. Что я чувствую и представляю, когда слышу слово ДРУЖБА
  10. Сравнительное описание птиц
  11. Что я чувствую и преставляю, когда слышу слова ТРЕВОГА, ВОЛНЕНИЕ, БЕСПОКОЙСТВО
  12. Моя любимая одежда
  13. Моя любимая фотография
  14. Что я умею делать
  15. Я хочу быть
  16. Олимпиада
  17. Моя любимая игра
  18. Моя школа. Мой класс. Мой любимый урок. Мой школьный день
  19. Сравнительное описание кошки и собаки
  20. Кактусы
  21. Сочинение загадки наоборот
  22. Весенние загадки
  23. Бабушка и дедушка в моей жизни
  24. Волшебная сказка
  25. Реклама. Заметка в газету
  26. Сочинение-миниатюра по необычному началу “Если вдруг…”
  27. Укрась слово
  28. Сочинение на свободную тему (в парах)
  29. Что я знаю о цифре 7
  30. Аквариум
  31. Вулкан
  32. Дожди
  33. Что красивее всего
Уроки речевого творчества.

Игры без дополнительных предметов

«Я достаю из сундука…»

Старая игра, которая от времени не стала хуже. Развивает память и фантазию.

Первый игрок говорит: «Я достаю из бабушкиного сундука (любое существительное, допустим, мыло)».

Второй повторяет его фразу и добавляет еще одно существительное: «Я достаю из бабушкиного сундука мыло и кролика».

Третий опять все повторяет и добавляет еще одно слово: «Я достаю из бабушкиного сундука мыло, кролика и свечку». И так далее.

Очевидно, что играть лучше маленькой группой, иначе до последних очередь может уже и не дойти!

«Цепочка»

Игра по принципу «Городов»: каждый последующий игрок называет слово, начинающееся на ту букву, на которую окончилось слово, названное предыдущим игроком. Требование только одно: все слова должны быть существительными в именительном падеже единственного числа. Например, может получиться такая цепочка: «ЛеС — СорокА — АстероиД — ДуБ — БолотО — ОрдеН» и так далее.

«Дурацкие ответы»

Это игра больше развлекательная, но она помогает детям научиться ставить существительные в нужные падежи, а также формулировать вопросы.

Дети тянут жребий. Одному достается быть ведущим, остальным — какие-то слова. Ведущий должен задавать игрокам по очереди вопросы, а игроки отвечают только «своим» словом, при необходимости прибавляя предлог. Например, могут получиться такие диалоги:

— Кто у тебя живет дома?

— Крыша.

— Как зовут твою кошку?

— Чайник.

— Что ты съел на завтрак?

— Мешок.

— С кем ты дружишь?

— С вентилятором.

Любые игры со словами развивают у учеников начальной школы и дошкольников так много ценных качеств, что они могут с успехом применяться почти на каждом уроке, во внеурочной деятельности, поднимая детям и учителю настроение и помогая лучше усвоить материал уроков русского языка.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Комментировать Разместить на своем сайте

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

Игры с пиктограммами

Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:

Подбери и назови

Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.

Смайлики

Найди пару

Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.

Превращения настроений

Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.

Колобки

Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.

Используйте рисунки Колобка на прозрачном фоне, так детям проще анализировать психологическое состояние героя, а не сюжетные повороты, происходящие с ним.

Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.

Эмоции в стране Смешарии

Игрушки из мультфильма Смешарики —  материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами,  вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.

Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников

Вот еще примеры логопедических игр и упражнений для дошкольников, которые используются педагогами в детском саду и родителями дома.

Грусть или радость

Посмотри на картинку и назови тех героев, лицо которых выражает то или иное чувство. Затем усложните игру, предложив угадать эмоцию, которую показывает другой ребенок.

Гусенички

Попросите детей найти гусеницу, настроение которой не похоже на чувства других и придумать ситуации, когда оно может возникнуть. В продолжении игры создайте  «Дерево настроений». Каждый ребенок получает бумажную гусеничку, у которой он  дорисовывает мимику так, чтобы передать то или иное настроение. Готовые фигурки прикрепляются на одно дерево.

Гусеницы

Рассказ

Составьте рассказ по картинкам. В этом помогут вопросы:

  • Кто изображен на первом рисунке?
  • Какое настроение у девочки и ее подруги?
  • Как изменились их чувства?
  • Почему это произошло?
  • Что будет дальше?

Девочки

Секрет хорошего настроения

Предложите детям выполнить задание к рисунку, а затем попросите каждого вспомнить то, что поднимает настроение лично ему. Это может быть подаренный цветочек, наблюдение за клоуном, игры в детском лабиринте и т.п.

Секрет хорошего настроения

Мы не ленивые, мы трудолюбивые

Дети получают задание обсудить те ситуации, которые изображены на рисунках и рассказать о том, почему некоторые герои на них — лодыри. Продолжить эту игру можно, вспоминая ленивцев из детских сказок и мультфильмов.

Ленивые трудолюбивые

Где это случилось

Попросите ребят описать случаи или обстоятельства, которые вызвали у Буратино изображенное чувство, состояние. Игру проводите и с другими эмоциями для детей в картинках,  с иллюстрациями к сказкам (с животными или людьми).

Буратино

Собери лицо

Для игры понадобится шаблон лица и отдельные части, выражающие эмоции: глаза и рот. Попросите ребенка составить веселую рожицу, а затем грустную. Используйте готовые шаблоны или изготовьте сами при помощи цветной бумаги и маркера.

Шаблон лица

Собери лицо своими руками

Эмоции в картинках для детей — интересный и полезный материал, использование которого позволяет логопедам, психологами и педагогам совершенствовать активный словарь дошкольников и связную речь. Тема сложна, но правильно подобранные иллюстрации и игры помогут детям освоить ее в полном объеме.

Плакат эмоции

Шарики плакат

Елочный шарики

Автор статьи

логопед-дефектолог

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...