Скороговорки на звук Л

Как правильно применять скороговорки на звук Л в развитии речи детей дошкольного возраста

Первое правило. Главное правило применения скороговорки в развитии речи детей: в тексте скороговорки, которую мы предлагаем ребенку, должны быть те звуки, которые малыш уже умеет произносить правильно. В этом случае мы закрепляем  правильное произношение звука л и развиваем дикцию ребенка.

Если же мы включим в скороговорку те звуки, которые ребенок произносит неправильно, то мы не развиваем речь ребенка, а наоборот, закрепляем в его речи неправильное произношение звуков! Поэтому так важен правильный отбор скороговорок индивидуально для каждого ребенка с учетом особенностей его речевого развития

Второе правило. Взрослый внимательно наблюдает за произнесением ребенком звука Л в скороговорках и поправляет малыша в случае необходимости.

Когда ребенок произносит скороговорку, то он может ошибаться и начать снова неправильно произносить звук Л. В этом случае нужно ему напомнить правильное произношение, сказать скороговорку более медленно и четко, по слогам. А далее постепенно убыстрять ее темп.

Третье правило. Если в скороговорке встречаются старинные слова и выражения, то мы уточняем их значение в беседе с ребенком. Например, в скороговорке «Вол попал в логово волка» нужно побеседовать с ребенком о том:

— кто такой вол?

— страшен ли ему волк и его логово?

— с какой интонацией лучше прочитать эту скороговорку?

Четвертое правило. Скороговорки — это языковая игра, а игра — это всегда весело и интересно. Именно так мы и занимаемся со скороговорками со звуком Л! Вам поможет список заданий и игр, данный ниже.

Упражнения

Начнем с классических упражнений, которые рассчитаны на детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проводить занятия по этому списку игр может профессиональный логопед и родитель в домашних условиях.

Слоги

Это чтение или повторение слоговых таблиц. Делать задание нужно по 2-3 минуты несколько раз в течение дня.

В прямых слогах:

       
ЛЯ-ЛЯ-ЛА ЛЁ-ЛЁ-ЛО ЛЮ-ЛЮ-ЛУ ЛИ-ЛИ-ЛЫ
ЛА-ЛА-ЛЯ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ
ЛА-ЛЯ-ЛА ЛО-ЛЁ-ЛО ЛУ-ЛЮ-ЛЁ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ
ЛЯ-ЛА-ЛЯ ЛЁ-ЛО-ЛЁ ЛЮ-ЛУ-ЛЮ ЛИ-ЛЫ-ЛИ

В обратных слогах:

       
АЛЬ-АЛЬ-АЛ ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛ УЛЬ-УЛЬ-УЛ ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛ
АЛ-АЛ-АЛЬ ОЛ-ОЛ-ОЛЬ УЛ-УЛ-УЛЬ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛЬ
АЛ-АЛЬ-АЛ ОЛ-ОЛЬ-ОЛ УЛ-УЛЬ-УЛ ЫЛ-ЫЛЬ-ЫЛ
АЛЬ-АЛ-АЛЬ ОЛЬ-ОЛ-ОЛЬ УЛЬ-УЛ-УЛЬ ЫЛЬ-ЫЛ-ЫЛЬ

Следующий шаг — включение в слог еще одной согласной или гласной:

       
ПЛЯ-ПЛЯ-ПЛА ПЛЁ-ПЛЁ-ПЛО ПЛЮ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛИ-ПЛИ-ПЛЫ
ПЛА-ПЛА-ПЛЯ ПЛО-ПЛО-ПЛЁ ПЛУ-ПЛУ-ПЛЮ ПЛЫ-ПЛЫ-ПЛИ
ПЛА-ПЛЯ-ПЛА ПЛО-ПЛЁ-ПЛО ПЛУ-ПЛЮ-ПЛУ ПЛЫ-ПЛИ-ПЛЫ
ПЛЯ-ПЛА-ПЛЯ ПЛЁ-ПЛО-ПЛЁ ПЛЮ-ПЛУ-ПЛЮ ПЛИ-ПЛЫ-ПЛИ
       
АЛЯ-АЛЯ-АЛА ОЛЁ-ОЛЁ-ОЛО УЛУ-УЛУ-УЛЮ ЫЛИ-ЫЛИ-ЫЛЫ
АЛА-АЛА-АЛЯ ОЛО-ОЛО-ОЛЁ УЛЮ-УЛЮ-УЛУ ЫЛЫ-ЫЛЫ-ЫЛИ
АЛА-АЛЯ-АЛА ОЛО-ОЛЁ-ОЛО УЛУ-УЛЮ-УЛУ ЫЛЫ-ЫЛИ-ЫЛЫ
АЛЯ-АЛА-АЛЯ ОЛЁ-ОЛО-ОЛЁ УЛЮ-УЛУ-УЛЮ ЫЛИ-ЫЛЫ-ЫЛИ

Важно не торопиться при чтении слогов, а следить за четкостью произношения звука, его мягкостью и твердостью.

Слова

Используйте открытые и закрытые слоги в словах для составления логопедических карточек. Примеры формируйте в ряды по 3-4 штуки в каждом:

Пыл – пыль – пуля – пели.

Ляля – Лолла – Лика – Лена.

Слог – слон – клон – полон.

Лак – флаг – кулак – лавка.

Мыл – намыл – помыл – подмел.

Для ряда слов важно подбирать близкие по звучанию примеры, чтобы у ребенка развивался фонематический слух.

Словосочетания

Дошкольник медленно повторяет за педагогом словосочетания, сложность примеров повышайте на каждом уроке, но постепенно. Если малыш не справляется, не повторяет слова четко, возвращайтесь на прежний уровень и отрабатывайте уже пройденный материал до автоматизма.

Школьный бал;
Зеленый луг;
Любимая морковка;
Туалетной мыло;
Холодный пол;
Ледяная лужа;
Теплое лето;
Поймали моль;
Съел лимон;
Лесной ландыш;
Золотое кольцо.

Предложения

Для детей дошкольного возраста достаточно включать в предложения для повторения 3-4 слова.

Наша Юля егоза.
У Коли флажок.
На поляне лебеда.
Летят самолеты далеко.
Колол Коля колья.
В кулачке колос.
Лолла и Лика делят все пополам.
В поле стоит олень.

На заметку! Предложите ребенку складывать предложения самостоятельно по картинкам, а потом повторять их. Например, положите на стол такой набор карточек: лимон, слон, и написанный глагол любит. Получится, слон (не) любит лимон.

Загадки

Интересные загадки нужно не только отгадывать, но и заучивать наизусть.

Я землю копала,
Совсем не устала.
Устал тот,
Кто мной копал. (Лопата)

Белый на белом,
Натоптал, где бегал.
Рыженький пройдет,
И следы прочтет. (Лис и заяц)

Вот булавки и иголки,
Выползают из-под койки.
На меня глаза глядят,
Молока спросить хотят. (Ежик)

Стихотворения

Стихотворные тексты являются эффективным методом устранения речевых нарушений у детей разного возраста. Малышам дошкольного возраста предлагайте выучить 1-2 четверостишья и большие рифмованные зарисовки не реже одного раза в неделю.

Ливень льет! Пляшут капли в луже!
Плот плывет! Никому не нужен!
Лягушонок влез на плот!
И вопит: “Ура! Вперед!”.

Люблю голубику,
Люблю землянику,
Люблю и калину,
Люблю и клубнику.

Было небо голубое,
Было солнце золотое,
На крылечке пес лежал,
Парень деревце сажал.
Было тихо и тепло.
Время медленно текло.

Не забывайте объяснять детям смысл незнакомых слов в стихах, текстах, других упражнениях.

Пословицы

Небольшие пословицы нужно читать или повторять за взрослым:

  • Даже маленькая ложь за собой большую ведет.
  • Капля за каплей камень долбят.
  • Не нужно хвалиться началом, хвались концом.
  • Пальчик слаб, а кулак силен.
  • Кончил дело, гуляй смело.
  • Отольются волчишке, овечкины слезки.
  • Не все золото, что блестит.
  • Поскользнулся — это еще не упал.

После чтения пословиц беседуйте с детьми о смысле фразы, выбирайте поучительные и интересные примеры по возрасту воспитанников.

Скороговорки

Чистоговорки лучше записывать в тетрадь и заучивать наизусть. Посоветуйте родителям проговаривать такие предложения вместе с ребенком на прогулке, перед сном, хором всей семьей, чтобы не превращать игру в строгий урок.

  • Мал соловей, а голос силен.
  • Еле-еле Лена ела, от лени видно есть не хотела.
  • И там я был, ту быль слыхал.
  • Галя на проталинке намочила валенки. Валенки у Галеньки сохнут на завалинке.
  • Быть хозяйкой не легко, убежало молоко.
  • У липы липовой листок, целебен липовый листок и липок липовый листок.
  • На самой мели мы налима большого нашли.

Рассказы

Задание предполагает пересказ близко к тесту. Для дошкольников выбирайте небольшие тексты русских народных сказок, поучительных историй.

Маша

Маленькая была Маша, но хотела быстрее вырасти. Решила помогать маме по дому, чтобы быстрее стать большой. Ходила в маминых туфельках, надевала ее платьице, но ничего не помогало.

Однажды решила Маша пол подмести и помыть. Все обрадовались, удивились. Маша хорошо все сделала, а мама спросила: “Маша, неужели ты такая большая стала, что можешь пол помыть и подмести?”. А папа сказал: “Да, а мы и не заметили, что наша Маша так выросла! Теперь будем ее большой называть!”.

Сложность вопроса

Для начала стоит определиться, какова разница и взаимосвязь двух понятий: постановка и автоматизация.

Постановка звука – это логопедические занятия по обучению детей правильному произношению звука: нужной артикуляции и ее динамике во время правильного образования звука. При необходимости во время постановки с помощью специальных упражнений развивают нужные мышцы артикуляционного аппарата.

Автоматизация же – это процесс закрепления в постоянной разговорной речи ребенка освоенного звука – такого нового и непривычного. И не всегда такое закрепление проходит легко.

Но разве так сложно закрепить звук [л]? Порой – весьма. Во-первых, чем больше малыш употребляет [л] искаженно, тем дольше он будет «на автопилоте» слышать его так, как произносил раньше, даже когда все уже может говорить правильно. Поэтому при закреплении важно, прежде всего, научить малыша определять на слух нужный звук в речи другого человека при правильном произношении и отличать от неправильного. То есть, развивать фонематический слух, предлагая ребенку специальные игры.

А во-вторых, во время автоматизации звука [л] важно помнить, какой именно дефект был у дошкольника, и направлять все усилия на отработку конкретной проблемы.

Какими могут быть дефекты при произношении Л?

  • Замена Л на ЛЬ (лямпочка, палятка).
  • Замена Л на Й (йапа, пойовник).
  • Замена Л на У (уасточка, коубаса, гоуова).
  • Замена Л на В (вандыш, повоска).
  • Замена Л на Г (гужа, годка).

Во время последующей отработки необходимо следить, чтобы при артикуляции органы ребенка не принимали положений, как при произношении звуков-подмен.

Проводя занятия по автоматизации звука, следите, чтобы малыш не переутомлялся. Для ребенка до 5 лет достаточно 15 – 20 минут игр, старше 5 – около 30 минут.

Картинки и слова для автоматизации звука Л

Почему нарушается произношение?

Автоматизация звука «Л»

Прежде чем озвучить причины, по которым происходит нарушение звука «Л», следует сказать о самих ошибках, какими они бывают. Наиболее распространены следующие нарушения:

  • Ребенок вообще не может произносить эту букву.
  • Малыш искажает звук, потому что использует неверное расположение органов речевого аппарата при воспроизведении.
  • Кроха заменяет «Л» на прочие звуки.

Нарушается произношение вследствие таких причин, как:

  1. Наличие короткой подъязычной связки.
  2. Слабость мышечных тканей языка.
  3. Сбой фонематического восприятия звука в речевом процессе.

Для того, чтобы исправить неверное воспроизведение звука, необходимо регулярно заниматься артикуляционной гимнастикой и специальными логопедическими упражнениями, предназначенными для звуковой автоматизации. Делать это можно как в домашних условиях с родителями, так и с логопедом.

Причины неправильного произношения

Ребёнок

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

  • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
  • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
  • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
  • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

Автоматизация [Л] в словах

Не следует слишком долго закреплять фонему в слогах, надо максимально быстро приступать к словам. Это важно, потому что в словах звук окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Также, детьми легче воспринимаются значимые, осмысленные слова.

Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль. Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему [Л].

Автоматизация [Л] в словах проводится по следующему алгоритму:

  • Отработка слов, начинающихся на [Л].
  • Отработка интервокального положения [Л] (между двумя гласными).
  • Отработка слов, заканчивающихся на [Л].
  • Отработка [Л] в середине слова.
  • Закрепление в словах, содержащих несколько звуков [Л].

Автоматизация звука л в словах

Постановка звука [ЛЬ]

Произношение мягкого звука — [Л’] немного отличается от произношения твёрдого [Л]. Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.

Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:

  • улыбайся открыто, чтобы видны были зубки;
  • сложи губы трубочкой;Постановка звука [Л] ребенку поэтапно. Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками
  • произнеси «у», сложив губы квадратом;
  • покажи, как медленно открываются двери (губы расходятся, постепенно обнажаются губы);
  • прикусив кончик языка, вытяни воздушную струю.

Необходимо выполнять и упражнения для языка:

  • Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
  • Паровоз гудит – долго тянуть звук [Ы] через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.

В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:

1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;

2) задания на произнесение слогов ля — ля, ле — ле, ли — ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);

3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:

  • ле – ле, ле — ле, ле-ле – ле, ле – ле;
  • ли – ли, ли – ли, ли, ли – ли, ли – ли;
  • ля – ля, ля – ля, ля, ля – ля, ля – ля.Постановка звука [Л] ребенку поэтапно. Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками

4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:

  • ли – ли — ли — ливень — ле-ле-ле — лев;
  • ля – ля — ля — лягушка — ле-ле-ле — летопись;
  • лю – лю — лю — Люба — ле, ле-ле – лето;
  • лё – лё – лё — лед — ле, ле-ле – лента;

5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.

6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;

7) измени предложение:

  • У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
  • У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.

8) Произнеси слова с обратными слогами:

  • аль – шаль, медаль;
  • ель – кисель, ельник;
  • оль – соль, моль;
  • яль – рояль, пяльцы;
  • уль – бульвар, бульдог.

Подготовительный этап

Ребенку объясняют, как выговаривать букву «Л», показывают, как она должна звучать. Для развития фонематического восприятия называют слова и просят определить ее на слух.

Развитие фонематического восприятия звука на подготовительном этапе

Затем выполняют дыхательную гимнастику для формирования целенаправленной воздушной струи.

Например, игра в настольный футбол с поролоновым мячиком или упражнение «Бегемотик», как на картинке.

Дыхательная гимнастика

На этом этапе должное внимание уделяется артикуляционной разминке.

Артикуляционная разминка

Автоматизация [Л] во фразе

Автоматизация звука [Л] в предложениях представляет собой переходное звено между искусственным проговариванием отдельных слов и самостоятельной речью.  Ребенку необходимо контролировать правильность произносимого звука, а также передать суть высказывания. Помимо этого, для проговаривания словосочетания из нескольких слов необходим продолжительный, равномерный выдох.

Для перехода к проговариванию словосочетаний необходимо говорить фонему довольно свободно, не применять послоговое проговаривание. Речевые органы должны с большой скоростью перестраиваться с одного артикуляционного положения на другое. Целесообразно использовать чистоговорки и скороговорки. Крайне нежелательно на данной стадии неверное проговаривание изучаемого звука.

Требуется воспитание спокойного, плавного темпа речи. Если ребенок разговаривает быстро, смазано проговаривает звуки, он не привыкнет контролировать правильность собственной речи. Такой ребенок может деформировать или пропускать даже те фонемы, которые изолированно говорит верно. Выработка размеренной скорости провоцирует улучшение звукопроизносительной стороны. Также важна громкость речи.

Автоматизация звука л в предложениях

Применение чистоговорок и стихотворений

Также проводится автоматизация звука «Л» в чистоговорках и стихах. Для занятий можно взять следующие чистоговорки:

  • Ла-ла-ла. Лампа, ласка, лад, бокал.
    Ло-ло-ло. Лодка, лоток, ложка, лоб.
    Лы-лы-лы. Лыжник, лысина, столы.
  • Лу-лу-лу. Луна, лупа, плуг, шалун.
  • Ла-ла-ла. Лизи папе помогла.
    Лы-лы-лы. Лиля вымыла полы.
    Ло-ло-ло. Лена вытерла стекло.
    Лу-лу-лу. Лана прополола лук.
  • Ол-ол-ол. Руслан пошел смотреть футбол.
    Ыл-ыл-ыл. У Лили компот уже остыл.
    Ил-ил-ил. Павел гол забил.
  • Ул-ул-ул. Леонид присел на стул.
    Ел-ел-ел. Коля суп не ел.
    Ёл-ёл-ёл. Глеб двор подмел.
  • Ал-ал-ал. Леша ночью совсем не спал.

Как только автоматизация звука «Л» в чистоговорках закончена, можно переходить к прочтению и изучению стихотворений с этой буквой. Закрепление произношения в стихах можно делать с помощью следующих произведений:

***

Балалайка играла —
Лена пела и плясала.
Балалайка замолчала —
Плачет Лена: «Мало! Мало!»

***

Два бельчонка маму-белку

Ждали возле своего дупла.

Им на ужин мама-белка

Шесть орешков принесла.

Поделила на двоих.

По три каждому из них.
***

У Лили порвалась футболка —
Лара дала ей иголку.
У Лили растрепалась челка —
Лара подарила ей заколку!

***

Лиза клубнику сажала,
Лиза клубничку растила —
Ягоды эти сладкие
Она заслужила!

***

Молоко лакали кошки

Из большой беленькой плошки.

Без тарелки и без ложки –

Язычком лакали кошки.

Плошка вроде велика,

Но в ней мало молока.

Глядят кошки в облака –

Вот бы столько молока!

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.

Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:

  • Вот лосенок. Это лось. Посмотри, как он подрос (ребенок изображает удивление).
  • Хомячок живет в лесу, прячет орешки за щеку (дошкольник надувает щеки, вытягивает губы в трубочку», широко улыбается).
  • Киске дали молоко. Она его лакает, а Алиска в стороне просто улыбается (изобразить, как кошка лакает и как улыбается девочка).
  • Старший брат Аркашка потерял сестренку Машку (ребенок поднимает брови и смотрит удивленно).
  • Рассердилась Мила: «Где же наши сливы?» (изобразить сердитое лицо).
  • Плачет маленькая Маша: «Где же моя каша?» (показать, как плачет девочка».Постановка звука [Л] ребенку поэтапно. Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками

Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.

С шариком можно выполнять следующие действия:

  • толкать языком;
  • ловить ртом без помощи рук,
  • брать в губы и выталкивать с силой;
  • перекатывать во рту, как бурундук орешки;
  • держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.

Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:

  • маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
  • попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
  • легонько похлопывать ложкой по языку.
  • прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
  • зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
  • набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.

Автоматизация [Л] в связной речи

Закрепление фонемы в связной речи − важнейшая ступень автоматизации. На данном этапе завершается работа с фонемой в специально организованных ситуациях. Далее фонема будет применяться в собственных спонтанных высказываниях.

Не всем детям нужна отработка произношения на материале текстов – если ребенок без затруднений, легко пользуется поставленным звуком, целесообразно приступать к спонтанной речи. Но большинству детей обязательно нужно закрепление в тексте. Для работы выбирают рассказы маленького объема, обогащенные отрабатываемой фонемой.

При работе с текстами звук используется без удлинения, без утрированного артикулирования. Фонема должна быть равнозначной по отношению к потоку остальных фонем. На данном этапе используют рассказы разных видов:

  • Рассказы по опорным картинам – переходная ступень от повторения фраз к пересказам текстов. Рассказы должны быть короткими, [Л] должен содержаться лишь в нескольких словах, которые предлагается вставить в нужное место после демонстрации изображения.
  • Рассказы-задачи. Работа начинается аналогично с одного-двух слов. Логопед прочитывает задачу,  ребенок должен решить ее и ответить устно одним словом, а потом развернутой фразой.
  • Рассказы по наводящим вопросам.
  • Обычные рассказы с большим количеством закрепляемой фонемы. Здесь тоже допускаются вопросы.
  • Составление рассказа на определенную тему. Ребенку предлагают тему для сочинения и слова с закрепляемой фонемой, которые он должен включить в свой рассказ. Эти занятия готовят к включению фонемы в собственную речь.

Закрепление звука л в связаной речи

Автоматизация «Л»

Когда звук удалось поставить, его нужно вводить в свою повседневную речь.

Поэтому на этапе автоматизации происходит его закрепление сначала в изолированном звучании, затем в слогах и словах, потом в словосочетаниях и предложениях.

Каким образом? С помощью игровых упражнений, повторения слов, разучивания стихов, скороговорок, чистоговорок, загадок.

Картотека заданий для автоматизации «Л»

Научи самолетик правильно говорить букву «Л», повторяя слоги:

Автоматизация Л в слогах

А сейчас — автоматизация звука «Л» в словах: назови предметы и подумай, где спрятался звук «Л», в начале слова, середине или, может быть, в конце?

Автоматизация Л в начале, середине, конце слова

Вот еще слова с «Л» для автоматизации звука — упражняйся:

Автоматизация Л в словах

Повтори словосочетания со звуком «Л» и попробуй составить из них предложения:

Автоматизация Л в словосочетаниях

Давай поиграем! Это игровая дорожка, называй слова и двигайся сверху вниз к нашему «Л»:

Игровые упражнения для автоматизации Л

А эта веселая улитка ждет тебя, чтобы ты отгадал все слова и добрался до «Л»:

Игра Улитка для автоматизации Л

Автоматизация звука «Л» в стихах — развлекательное занятие для дошкольников и взрослых.

Автоматизация Л в стихах

Выучи стишок про букву «Л» и расскажи друзьям:

Стишок про букву Л

Повторяя чистоговорки на звук «Л», ты еще лучше научишься его произносить:

Чистоговорки на Л

Подумай хорошенько и отгадай загадку про букву «Л» с первого, ну, или со второго, раза:

Загадка про букву Л

А вот задание потруднее. Попробуй выговорить и не запнуться:

Скороговорки на Л

Речевой материал для автоматизации «Л» в связной речи:

Текст для автоматизации связной речи

Упражнение для автоматизации Л в связной речи

Для автоматизации звука «Л» составь рассказы на темы:

  • «Как мама мыла посуду», используя слова ложка, вилка, тарелка, кастрюля.
  • «В лесу» со словами лиса, ель, белка, волнушка, волк.

Закрепление звука в речи

Для закрепления звука в связной разговорной речи подбирают скороговорки и стихотворения на букву Л. Можно подобрать или придумать небольшие рассказы, где буква будет встречаться в каждом слове (или почти в каждом).

Чтобы ребенку не стало скучно, полезно разбавлять такие задания играми.

  • «Исправь ошибку».

Взрослый бросает малышу мяч, произнося предложение. Ребенок должен вернуть мяч, исправляя речевую ошибку:

Калач ел Аллу.

Пол упал на пенал.

Баскетбол уехал на Славу.

Потолок горел на лампе.

Ладони мыли Лолу.

Салазки ехали на Клаве.

  • «Повтори рассказ».

Рассказ должен содержать максимальное число букв Л и быть составлен так, чтобы повторить его малышу не составило труда:

Мама нарезала в салатник салат. Салат мама взяла и отнесла в холодильник. Из холодильника салат принесла Стелла. Стелла медленно съела из салатника холодный салат. Остался на столе только пустой салатник.

Закрепить в речи поставленный звук не менее важно, чем, собственно, его поставить. Этому поможет систематическое выполнение приведенных здесь упражнений и заданий. Результат придет тем быстрее, чем интереснее малышу заниматься.

Постановка [Л] с механической помощью

Постановку звука [Л] трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.

В таком случае могут помочь следующие задания:

  • Дошкольнику следует нагнуться, вытянуть голову вперед, напрячь мышцы плечей и шеи. В таком положении следует попробовать протянуть звук [Л].
  • Иногда для поставки звука можно применить механическую помощь: положить пальцы указательные пальцы рук на шею, а безымянные приблизить к уголкам челюсти, слегка надавить. В этот момент ребенок должен произнести [Л].
  • Если у дошкольника губно-зубное произношение, то следует воспользоваться методом, который заключается в следующем: ребенок продвигает губы вперед, задерживает их на мгновение и произносит [Л].Постановка звука [Л] ребенку поэтапно. Артикуляционная гимнастика, логопедические упражнения, уроки произношения с картинками
  • Если наблюдается носовое произношение, то нужно добиться, чтобы струя воздуха выходила через уголки губ. Ребенка нужно учить, применяя описанные выше упражнения, выдвигать язык вперед, к зубам.

Автоматизация звука Л

Автоматизация звука «Л»

Сформированное произношение нужно закрепить, постоянно его произносить. Если дошкольник не умеет читать, то произношение закрепляется путём повторения за родителями.

Сначала произносятся слоги, в которых согласный стоит перед гласным: ла, ло, ле, ли. Затем, где первым идёт гласный: ол, ал, ел, ил. После чего переходят на проговаривание слов, где согласный находится в начале, середине и конце, где идёт смягчение фонемы и сочетание её с другими согласными.

Далее отрабатывают произношение словосочетаний и фраз, где в каждом слове или в большинстве слов присутствуют слоги:

Слоги

  • прямые – ла, лу, ло, лэ, лы;
  • обратные – ал, ол, ул, ыл, ел, юл, ял, ил;
  • с соединёнными согласными – кла, сла, бла, вла, пла, шла, гла, фла (аналогично с гласными «у», «о» и «ы»).

Постановка звука Л твёрдого занимает немало времени. Обычно приходится проговаривать с детьми одни и те же слова и фразы в течение нескольких дней.

Когда в словах и фразах фонема отработана хорошо, можно переходить к стишкам, чистоговоркам и скороговоркам, потешкам, загадкам.

В интернете и книжных магазинах можно найти разнообразный логопедический материал. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношение ошибочное, предложение повторяется заново.

Если на начальном этапе закрепляющих занятий пациент повторяет слоги, слова, фразы за логопедом, то далее он должен самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложения. А специалист только даёт задания:

Слова со звуком «Л»

  • перечислить названия животных, включающие прорабатываемую фонему;
  • названия растений;
  • названия продуктов питания;
  • названия предметов обихода.

Если произношение твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать закрепляющие занятия с мягких слогов:

  • прямых – ля, лю, ле, ли;
  • обратных – яль, юль, аль, оль, ель, уль, ыль;
  • с соединёнными согласными – пли, пле, плю, пля (аналогично с согласными «с», «ф», «к», «г»).

Далее мягкая фонема, как и твёрдая, закрепляется в словах, фразах, предложениях. Применяются чистоговорки и скороговорки, стихи и загадки. Чистоговорки родители могут сочинять сами вместе с детьми.

Дисциплина и мотивация — гарантированный результат

В работе над звукопроизношением для успешного результата необходима дисциплина.

  • Чтобы не пропускать занятия, а заниматься систематически.
  • Чтобы настойчиво трудиться и выполнять задания поэтапно.
  • Чтобы следить за своим произношением в свободное от уроков время.

А еще важна мотивация. Научиться выговаривать непослушные звуки, чтобы общение приносило радость.

Поддержите своего малыша, уделяя время, проявляя терпение, побуждая к маленьким победам. Результатом станет не только правильная речь, но и лидерские качества характера.

Ведь вы этого хотите?

Игры для автоматизации звука [Л]

«Четвёртый лишний». Ребенку предлагают четыре картинки, в трех из них есть звук [Л]. Он должен назвать все картинки, определить, какая лишняя. Можно усложнить игру, подобрав три слова со звуком [Л] в начале, а в четвертом в конце.

«Обжорка». Ребенку дают большую ложку и картонные пельмени с изображенными на них картинками со звуком [Л]. Ребенок кладет в ложку картинку и называет слово. Если слово произнесено верно, то пельмень «съеден».

«Осенний листопад». Перед ребенком лежит картонный ствол дерева и разноцветные листья с картинками на обратной стороне. Взрослый спрашивает: в какое время года на деревьях бывают листья такого цвета? что происходит с листьями осенью? Объясняется значение слова листопад. Затем предлагают устроить листопад, называя, что изображено на листочке и отрывая его от дерева.

«Спасение Колобков». На столе перед ребенком несколько картонных Колобков с изображенными на них картинками со звуком [Л]. Ему предлагается вспомнить сказку «Колобок» и пересказать ее. Но вместо песенки Колобок рассказывает, что изображено на картинках. Когда Колобок встречает лису, нужно очень быстро называть картинки и переворачивать их, чтобы лиса не успела съесть.

«Что у Клавы в лукошке?». Предлагают сложить в лукошко для куклы Клавы предметы, названия которых содержат звук [Л]. При этом нужно произносить предложение: «Я положу в лукошко куклы Клавы…».

Игра "Посчитай предметы"

Крайне важно на занятиях замотивировать ребенка. Нужно объяснить ему, почему важно правильно разговаривать. Без достаточной мотивации коррекционная работа может затянуться на продолжительный период. Поэтому очень важно внимание окружающих, и не только родителей, к детской речи.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...