Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей 2 – 3 лет

Содержание
  1. Необходимость развития мелкой моторики
  2. Как стимулировать развитие речи малыша?
  3. Ребёнок в 2 года: какой он
  4. 1. Пальчиковые и жестовые игры
  5. Нормы у детей от 2 до 3 лет
  6. Правило №1: понятно!
  7. «Повторяй за мной»
  8. «Колыбельная»
  9. «Моя энциклопедия»
  10. «Первая галерея»
  11. С чего начать
  12. Развитие речи детей раннего возраста
  13. Раннее речевое развитие ребенка
  14. Среднестатистические нормы
  15. Основные причины задержки развития речи у детей
  16. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
  17. В чем может крыться причина молчания малыша?
  18. Что влияет на развитие речи у двухлетки
  19. 2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики
  20. Развивающие упражнения и занятия дома
  21. Дыхательная гимнастика
  22. Артикуляционная гимнастика
  23. Речевая игра с игрушками 2.  «Команды»
  24. Особенности возраста
  25. Какие игрушки для детей 2 лет подойдут для активных игр
  26. Игрушки для мальчиков
  27. Игрушки для девочек
  28. Машинки для перевозки
  29. Развивающие коврики
  30. Игры с кубиками для развития речи
  31. 4. Игра «Кто в домике живет»
  32. Игры с общим подражанием
  33. Шнуровки
  34. Полезное видео
  35. Речевая игра по теме «Игрушки» 4. «Как мы играем»
  36. Книжки-картинки
  37. Пластилиновые игры
  38. 7. Чтение книг
  39. Игры с речевым подражанием
  40. Приблизительное расписание занятий на неделю
  41. Роль книги
  42. 8. Сюжетно-ролевые игры
  43. Лучшие развивающие игрушки для развития мелкой моторики
  44. Пазлы для самых маленьких Дикие животные
  45. Достоинства
  46. Недостатки
  47. Полесье Сортер Логический домик
  48. Достоинства
  49. Недостатки
  50. LEGO DUPLO 10847 Поезд считай и играй
  51. Достоинства
  52. Недостатки
  53. Шнуровка-бусы Mapacha Звери
  54. Достоинства
  55. Недостатки
  56. Космический песок цвет: классический 0,5 кг
  57. Достоинства
  58. Недостатки
  59. Игры на развитие фонематического слуха
  60. Лучшие пирамидки для детей от 1 года
  61. Fisher-Price FHC92
  62. Stellar Занимательная пирамидка большая
  63. 9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
  64. 10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Необходимость развития мелкой моторики

Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.

Дети с сенсорной коробочкой

Как стимулировать развитие речи малыша?

Самый простой ответ будет – через «живое» слово. Поговорите, опишите детям, что вы делаете с самого раннего возраста и даже во время приготовления обеда. Ребенок любит слушать голос. Читать книги, разглядывать виммельбухи, обсуждать любую информацию, играть, прыгать, бегать, рисовать.

Также основой развития речи являются развитые двигательные навыки.

Развивайте мелкую моторику у ребенка, рисуйте, раскрашивайте, используйте палочки, расставляйте камни, нанизывайте бусины, делайте фигуры из пластилина и глины и выполняйте все эти действия с историей. Придумайте сюжет, расскажите попутно сказку, связанный с объектом стишок.

Самое главное – качественно проводить время с ребенком, выслушивать интересы ребенка, учиться вместе через игру.

Разные игры для развития речи ребенка

Ребёнок в 2 года: какой он

Дети 2–3 лет весьма активны. Им не сидится на месте, и они хотят узнать, как устроен этот мир, всё попробовать и везде побывать. Но, несмотря на это, дети в этом возрасте более внимательны, чем в один или полтора года.

В 2 года дети впитывают в себя максимально много информации, поэтому развивать их нужно обязательно. При этом совсем необязательно покупать дорогие игрушки и водить на специальные занятия. Достаточно просто следить за интересами своего чада и пытаться отвечать на все его вопросы и объяснять всё, что происходит. Однако не перестарайтесь. Малышу может надоесть получать новые знания, и он откажется воспринимать информацию.

Чтобы ребёнок выполнял развивающие задания, он должен быть заинтересован в них. Добиться этого довольно сложно, поэтому родители нередко отдают своих малышей в образовательные дошкольные заведения, в которых развитием способностей крохи занимаются уже специалисты.

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

Пальчиковые игры для детей 1-2 лет

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

Нормы у детей от 2 до 3 лет

Начиная с двух лет, у малыша формируется речевая база, поэтому в этом возрасте важно уделить особое внимание развитию его речи.

Нормами речи у детей 2-3 лет можно считать:

  1. После исполнения малышу двух лет его словарный запас составляет не менее 200 слов. Причем после двухлетнего рубежа запас начинает стремительно расти и уже спустя шесть месяцев должен равняться 1000 слов. Основная часть запаса — существительные, чуть меньше должно быть глаголов. В три года ребенок должен активно включать в свою речь местоимения, предлоги, союзы, прилагательные, а также наречия.
  2. Ребенок с двух лет строит предложения из трех слов, может уже объяснить свои желания и элементарные потребности, легко общается со сверстниками. Большая часть предложений повествовательные, реже встречаются восклицательные. Вопросительные предложения зачастую состоят из одного-двух слов.
  3. Дети с двух с половиной лет начинают характеризовать предметы: называют из размер, цвет, вкус, высказывают впечатление о событиях или предметах (но еще односложными предложениями).
  4. В речи наблюдаются обобщающие слова. Например, помидор и огурец — это овощи; сапоги и туфли — это обувь.
  5. Слова из двух или нескольких повторяющихся слогов (например, «ту-ту» или «би-би») уже не должны присутствовать в речи.
  6. Речь взрослого должна уже полностью восприниматься ребенком. Кроме этого, малыш начинает высказывать свою реакцию на обращение старших.
  7. В два года еще допускаются ошибки в склонении слов, согласовании родов и чисел. В трехлетнем возрасте эти ошибки устраняются.
  8. Возможно замена букв или целых слогов в словах (допускается «копатка» вместо «лопатка»).
  9. В два года нет ничего страшного в замене шипящих букв на свистящие, а также твердых на мягкие. Но уже в три года много малышей произносят даже самые трудные звуки — р и л.

СПРАВКА! Самое важное в развитии речи малыша — это общение со взрослыми.

Также отметим, что у девочек словарный запас больше, чем у мальчиков. Это не считается отклонением. Малыши легко учат небольшие стишки, умеют рассказать их с эмоциями.

Правило №1: понятно!

Первое из них гласит: начинайте развивать речь своего ребенка, исходя из уже имеющихся его навыков. Это на самом деле очень важный момент!

«Повторяй за мной»

Обычно к году детки уже произносят хотя бы отдельные слоги или используют в общении звукоподражание. Этого достаточно для обучения самым первым словам. Перед началом игры подберите те слоги или звуки, которые малыш уже достаточно хорошо произносит.

  • Возьмем, например, слово «пить». Ребенок может говорить слово «пить» или использовать слог «пи». Приготовьте игрушки, вещества, предметы, названия которых содержат этот слог. Подойдут песок, игрушечный пират, пижамка, пистолетик, детское пианино, яркая пирамидка.
  • Сядьте поудобней, разложите эти предметы и скажите малышу: «Что ты любишь делать (показывая при этом на бутылочку), пить? Правильно! Что ты хочешь?» Пусть малыш сам попросит попить. Дайте ему немного воды и сразу же уберите бутылочку.
  • «Посмотри, кто это пришел? Мишка. А у мишки есть пижама. Пи-жа-ма. Скажи вместе с мамой: «Пижама».
  • «Ой! Что за инструмент? — и нажмите при этом пальчиком крохи на клавишу детского пианино. — Пианино, пианино, давай повторим!».

Если что-то особенно заинтересуют кроху, остановитесь на этом. Повторяйте новые слова по несколько раз. К следующему уроку подберите слова с новым слогом, который ребенок произносит самостоятельно, и игрушки к нему. Изучая новые слова, каждые два дня возвращайтесь к уже освоенным.

Источник: instagram @alexeeva.elena0812

«Колыбельная»

Упражнение помогает малышу произносить звук «а-а-а». Эту игру хорошо проводить вечером. Помимо успокаивающего воздействия она стимулирует первые голосовые реакции. Включите медленную колыбельную, лучше всего знакомую малышу, и нараспев пойте звук «а», «а-а-а»(на разных высотах).

Побуждайте ребенка к произнесению звука «а». Ваше лицо должно выражать эмоции, привлекать внимание к вашей артикуляции. Попросите ребенка спеть для вас. Используйте его любимую игрушку: мишку или же куклу и пойте вместе с ним этот же звук«а-а-а». Пусть названия подобранных игрушек или их имена начинаются именно со звука «а».

«Моя энциклопедия»

Игра способствует расширению пассивного словарного запаса ребенка, а также служит развитию артикуляции звуков.

  • Заранее подберите картинки (они должны быть достаточно крупные, четкие, яркие и желательно одинакового размера) по темам, например: птицы, цветы, животные, деревья, машины и т. д. Внутри тем подберите слова с доступными вашему ребенку слогами или звукосочетаниями.
    Посадите малыша напротив себя, карточки возьмите в руку, но при этом старайтесь не загораживать свое лицо. Ребенок обязательно должен видеть и картинку, и мамино лицо.
  • Когда вы будете произносить слова, для более сильного привлечения внимания крохи к вашей артикуляции лучше всего использовать указательный палец, направляя его на ваш подбородок при произнесении каждого нового слова.
  • Вы должны достаточно выразительно артикулировать, чтобы привлекать внимание малыша и к себе, и к картинкам.
  • В каждом последующем занятии старайтесь использовать новую тему. Через какое-то время возвращайтесь для повтора уже пройденных тем.

Источник: instagram @non_anonymoms

«Первая галерея»

Стимулирует первые голосовые реакции ребенка. Вам понадобятся яркие иллюстрации — изображения животных формата А4.

  • Для начала подготовьте 3—4 картинки и повесьте их на стену детской комнаты. Для последующих игр картинки либо меняются, либо добавляются. Вывешивать их надо на уровне глаз ребенка.
  • Включите приятную музыку. Если вы повесили, например, изображения уточки, котенка, петушка и курочки, то можно нараспев произнести следующий текст: «Наши уточки с утра — крякря-кря, а котик замурлыкал — мяу-мяу-мяу, петушок проснулся и кричит — ку-каре-ку, курочки кудахчут — ко-ко-ко». 
  • Для игры хорошо бы приготовить указку, так будет удобнее. Произносите слова и показывайте на соответствующую картинку.

С чего начать

Младенец отмечает свой день рождения до года целых 12 раз. Ведь каждый месяц у родителей настоящий праздник! Дело в достижениях маленького существа. В первый год жизни человечек учится многому. Наш долг, конечно, помочь по всем правилам. Главное ― организовывайте упражнения в игровой форме. Ну, Вы же понимаете, что ребенка требуется заинтересовать!

С двухмесячного возраста мы делали массаж пальчиков. Просто разминали по очереди. Чуть позже, такую гимнастику можно разбавлять прибаутками, весёлыми разговорами.

А с 8 месяцев я активно комментировала малышке происходящее. Особенно на прогулке. Просто и непринуждённо рассказывала о деревьях, давая характеристики относительно высоты, цвета листьев и т. д. Очень благотворное влияние оказывают животные, которых на улице можно увидеть в большом количестве. И в 8 месяцев услышала долгожданное «Кх», что на нашем инопланетянском значило ― котик. Говорите обо всём! Так развивается словесная память и происходит подготовка к произношению первых слов.

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста происходит поэтапно. Каждому этапу соответствуют определенные активный (проговариваемый) и пассивный (понимаемый) словари, звукопроизношение.

Ребенок 2-3 лет

Раннее речевое развитие ребенка

К 3-м годам у малыша формируется некая «база» речи, на основе которой строится все дальнейшее ее развитие. Поэтому с самого рождения нужно обращать особенное внимание на развитие речевых навыков ребенка.

Среднестатистические нормы

Если с первых месяцев жизни с ребенком активно занимались в домашних условиях, общались и комментировали свои и его действия, то к возрасту 2-3-х лет у него происходит формирование достаточно большого пассивного словаря. Говорить при этом он может невнятно, непонятно, отрывистыми словами и короткими фразами.

Обратите внимание. В данный период понимание речи развито сильнее, чем ее произношение.

Основные нормы развития речи малыша к третьему году жизни:

  • Большая часть употребительных слов – существительные и глаголы. Начинает использовать прилагательные, предлоги и союзы, местоимения и наречия.
  • Используются простые фразы из 2-3 слов. Способен поддержать простой диалог.
  • Знает характеристики предмета (большой, маленький), основные цвета и формы.
  • Понимает обращение к нему взрослого.
  • Форма активного познания языка – изобретение новых слов. Например, лопатке может дать название – копатка.
  • Звукопроизношение к 3-м годам далеко от идеала. Трудности возникают при произнесении свистящих и шипящих звуков, «Л» и «Р». Часто происходит замена твердых на мягкие. Это считается нормой для данного возраста, развивается чистое звукопроизношение к 5-и годам.

Основные причины задержки развития речи у детей

Иногда процесс речевой деятельности развивается не по общепринятому сценарию. По возрасту малышу давно пора заговорить, но он упорно молчит, общается посредством мимики и жестов или крайне неразборчиво. Причины задержки речевого развития (ЗРР) могут быть следующими:

  • Болезни матери во время беременности;
  • Родовые травмы;
  • Перенесенные болезни и травмы головы ребенка до трех лет;
  • Нарушение слуха;
  • Отсутствие интенсивного общения со взрослым.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Дыхательные упражнения выполняются при нескольких условиях: ребенок сидит с прямой спиной, глядит прямо перед собой, при выдохе не надувает щеки. Заниматься дыхательной и артикуляционной гимнастикой можно и дома, а материалы для упражнений выполнить в процессе совместного с ребенком творчества.

Обратите внимание. Артикуляционная гимнастика в этом возрасте происходит по подражанию взрослому, по большей части перед зеркалом.

В чем может крыться причина молчания малыша?

Причинами молчания малыша могут быть:

  • малое внимание со стороны взрослых;
  • травмы в перинатальный период и в раннем детстве;
  • нарушения слуха.

Многие родители ссылаются на то, что «родственник заговорил в 4, и все с ним хорошо». Однако стоит помнить, что развивать речь малыша стоит с малых лет, т.к. наследственность не играет главенствующей роли в ее становлении, а последствия могут быть очень плачевными. Моторная и сенсорная алалия, ЗРР и другие нарушения речи требуют постоянной логопедической коррекции.

Что влияет на развитие речи у двухлетки

В первую очередь влияет наследственность и наличие травм во время беременности, родов и в период раннего развития малыша.

Вторая причина – это окружение. Важно, чтобы с ребенком общались часто и правильно (без сюсюканий). Детские слова и фразы в этом возрасте – точное отражение речи взрослых. Поэтому, чтобы правильно развить и обогатить словарь малыша, нужно тщательно следить за тем, в какой речевой среде он находится.

Домашнее занятие с ребенком

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

ОТ 1 ГОДА — ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4

ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ

ОТ 1 ГОДА 9 МЕСЯЦЕВ

Развивающие упражнения и занятия дома

Прежде чем приступить к занятиям по развитию речи, рекомендуем ознакомиться с простыми и при этом эффективными правилами:

  1. Общение с ребенком начинается еще до момента его рождения.
  2. Чтобы обеспечить эмоциональную стабильность малыша, во время занятий нужно смотреть на него с улыбкой.
  3. Обращать внимание ребенка на движение мышц взрослых. Так ему будет проще соотнести движение и полученный звук.
  4. Приготовьтесь, что ребенку в возрасте двух и трех лет нужно повторить все 10, а то и 20 раз. Это нормально, поэтому не стоит нервничать.
  5. Слова проговариваются четко, медленно и громко.
  6. Все старания детей должны поощряться, даже если у малыша в этот раз ничего не получилось.
  7. Занятия должны быть ежедневными, но не дольше 20 минут. Оптимальный график — 2-3 раза в день по 10 минут.
  8. Читайте малышу как можно больше. В чтении важную роль играет эмоциональность.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют формированию правильного дыхания, положительно влияют на сердечно-сосудистую и нервную системы. Кроме этого, при активном дыхании мозг насыщается кислородом, а значит, и лучше развивается.

СПРАВКА! Упражнения проводятся через полчаса после приема пищи или за час до него.

Упражнения и рекомендации:

  1. Даже на прогулке не забывайте об упражнениях. Дуйте на одуванчики, наблюдайте за ветром и сами попробуйте с ребенком подуть на листочки, чтобы они зашевелились. Обратите внимание ребенка на силу воздуха (на примере движения листочка).
  2. На столе раскладываются кусочки ваты или салфетки. Малышу нужно сдуть все кусочки со стола.
  3. Учите ребенка вдыхать носом и выдыхать ртом.
  4. Приобретите малышу дудку или губную гармошку. Это не только отличная дыхательная гимнастика, но и развития слуха.
  5. Каждый день давайте поиграть мыльными пузырями.
  6. Можно набрать в емкость воды и запустить по ней кораблики и бумаги. Пусть ребенок управляет ими силой своего дыхания.

Артикуляционная гимнастика

Следующие простые — отличная профилактика нарушений звукопроизношения:

  • Попросите малыша достать кончиком языка до носа.
  • Повторите с ребенком, как цокает лошадка, пусть он оближет «варенье» с губ.
  • Разминка для губ — растянуть их в улыбке или в трубочке.
  • Перед зеркалом можно покорчить смешные рожицы, каждую рожицу желательно задержать на 2-3 секунды.

Вам будет интересно: Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста.

Речевая игра с игрушками 2.  «Команды»

Учим ребенка употреблять в речи глаголы в    повелительном наклонении. Предупреждаем и исправляем грамматические ошибки в речи малышей.

Игрушки Тани и Вани любят выполнять их команды. Давай научим твои игрушки выполнять разные команды.

Попросите ребенка выбрать любимую игрушку, которую он будет учить. Игрушка (в руках взрослого) выполняет команду малыша только в том случае, если он не допустил грамматической ошибки. В случае ошибки игрушка «ждет», когда ребенок исправит свою ошибку сам или с помощью взрослых.

Сначала Вы помогаете малышу давать команды игрушке: «Попроси куклу сплясать, лечь на спинку, спеть и т.д.», затем команды придумывает ребенок, а Вы только помогаете ему, подсказываете правильный вариант в случае необходимости. В дальнейшем можно поменяться ролями с ребенком.

Ниже я даю подборку слов, в которых дети очень часто ошибаются и говорят, например, так: «ляжь», «помахай», «спей», «просни». Данные ошибки очень быстро уйдут из речи детей после нашей веселой игры. Главное – повторять игру многократно с разными игрушками и разными командами. Команды может делать и взрослый, и папа с мамой, и ребенок по Вашей просьбе – придумывайте свои варианты! Веселой Вам игры!

Примерные команды для игры с игрушкой: присядь, наклонись, помаши рукой, спой, спляши, порисуй, побегай, попрыгай, спи, проснись, похлопай в ладоши, топни, ляг на спинку, ляг на животик, причешись, поезжай, сядь, перепрыгни через…, дотронься до носа (до ушей, до хвоста, до рта) и т.д.

Особенности возраста

Для того чтобы правильно подобрать развивающие игры для ребёнка 2–3 лет, необходимо понимать его возрастные особенности:

  • Ближе к 2 годам ребёнок начинает более точно выполнять те или иные движения, улучшается его координации. В результате этого ему становится намного интересней играть с сортёром, конструктором, пазлом или же любой другой аналогичной игрушкой.
  • Занятия с детьми 2 лет на развитие логики начинают приносить больше успеха. Это связано с тем, что в этом возрасте малыш начинает самостоятельно интересоваться тем, как решить ту или иную задачу или понять, как и почему работает определённый предмет.
  • Активные игры начинают ещё сильнее интересовать малыша. Теперь он лучше может ориентироваться в пространстве, контролировать скорость и направление своих движений.
  • Обладает небольшим словарным запасом, который позволяет ему общаться со взрослыми, описывать то, что он видит, а также составлять простые предложения.

  • С каждым месяцем малыш становится всё более самостоятельным, и ему уже не нужно столько вашего внимания, а это означает, что в два с половиной года играть в развивающие игры он может сам.

Какие игрушки для детей 2 лет подойдут для активных игр

Малышам в 2-3 года обязательно надо иметь игрушки для активных развлечений, которые

развивают координацию движений, силу, быстроту реакции и ловкость

.

  • Мячи.
  • Кегли.
  • Кольцебросы.
  • Мини-баскетбол.
  • Стучалки.

фото8

К 2-3 годам дети уже интересуются сюжетно-ролевыми играми. Они помогают развить социальные навыки. Девочкам начинают нравиться куклы, а мальчикам – машинки.

Игрушки для мальчиков

  • Машинки.
  • Наборы инструментов.
  • Конструкторы с крупными деталями.

фото9

Игрушки для девочек

Девочки обычно ассоциируют свое поведение с женской частью семьи. Им хочется в своем игрушечном хозяйстве иметь похожий порядок. Поэтому они желают в своем игровом пространстве иметь

плиту, гладильную доску, стиральную машину

и т. п. Замечательно, если есть возможность устроить маленькой девочке

кукольный домик

.

Куклы

– это незаменимые спутницы маленьких девочек. Для любимой куклы можно устроить спальное место, брать ее на прогулку в колясочке, мыть, наряжать и кормить.

фото11

Машинки для перевозки

На третьем году жизни для ребенка все также важны игрушки-каталки, которые ребенок может тянуть за собой на веревочке. Став немножко старше, ребенок любит сажать в машинки всяких «пассажиров», поэтому лучше, если машинки будут с открытым кузовом. С помощью таких игр ребенок учится играть в сюжетные игры, такие как поездка куклы в гости либо в путешествие. Игра способствует развитию фантазии ребенка, а также развитию навыка социального общения, которое становится основным у малыша, который приближается к отметке трех лет.

Развивающие коврики

Необходимы малышам до года. Представляют собой полотно с множеством предметов. Малыш учится переворачиваться, дотягиваться до колокольчиков, зеркал, трогает их, кусает, тянет к себе. Новые тактильные ощущения развивают желание познавать мир, координацию движений, мелкую моторику.

Развивающий коврик не обязательно покупать, его можно сделать своими руками из плотной ткани и бытовых предметов. Хэнд-мейд, конечно, займет немало времени, но вы точно будете уверенны в безопасности и экологичности игрушки.

Развивающий коврик

Игры с кубиками для развития речи

Фокус в том, что практически каждая игрушка в возрасте до 3 лет так или иначе может быть использована для игры для развития речи малыша.

Деревянные кубики – одна из первых игрушек, которые мы покупаем для детей. Игры с кубиками для развития речи предназначены для детей до 3 лет.

Примеры игры:

  • Начните складывать кубики друг на друга и каждый раз произносите, «ставим кубик наверх» или «Мы кладем кубики наверх». Важно произносить слово вместе с действием, которое вы совершаете каждый раз, чтобы ребенок мог связать его со значением слова. Таким образом, мы моделируем речь и развиваем понимание.
  • Скажите «Кубик ставим…», затем подождите несколько секунд, чтобы дать ребенку возможность завершить предложение «наверх». Если ребенок не произносит слово, закончите предложение словами «наверх» с выражением и повышенной громкостью голоса.
  • Построив вместе башенку, изобразите восторг и разрушьте ее вместе с ребенком, удивившись тому, что произошло.
  • В следующий раз добавьте описание действия, которое произошло: «Ооо, кубики упали ВНИЗ». Или “Ооо, нет, кубики упали”. И добавьте жест, показывающий направление движения вниз.

Малышам нравится наблюдать беспорядок, происходящий из порядка, и наоборот. И наша реакция приводит к взаимному смеху и веселью.

Навыки развиваются путем повторения и предоставления модели для подражания, с использованием подчеркнутого общения (выделение определенных слов в речи), добавления момента ожидания и предоставления ребенку информации, на какое слово следует обратить особое внимание.

игры для развития речи ребенка

Сначала ребенок может просто наблюдать за вами, но попытайтесь вовлечь его в игру, взяв ребенка за руку или ногу и рассыпав кубики. Вы стараетесь сохранить атмосферу позитива и расслабленности.

И, конечно же, для детей до трех лет интерес и внимание не длится долго, поэтому игра не должна длиться дольше 10 минут, если только ребенок не хочет дольше.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Игры с общим подражанием

А если касаться углубленного материала, то со всего многообразия упражнений я выделила основные. Моей девчушке такие были по душе.

  • «Птички»

Самая лёгкая подражалка. Ручки необходимо сложить крылышками и махать как птичка. А затем пробежаться. От такой забавушки любой сорванец будет в восторге. Особенно когда в происходящем участвует взрослый! Поддерживайте своего сорванца!

  • «Укладываем куклу спать»

В нашем детстве это называлось «Дочки ― матери». Дайте крохе куклу, организуйте спальное место, одеяло. Попросите своего помощника укачать этого пупсика. А когда он уложит, покажите знак тишины: поднесите указательный палец к губам, сказав «чи-чи-чи». Пусть малыш так попросит остальных кукол помолчать, пока пупс спит. Если крохотный человек уже немного разговаривает, объясните, что делать это нужно шёпотом. В той же манере можно купать, одевать, кормить любимую игрушку.

  • «Стихотворные действия»

Усложнить задачу можно стихотворными текстами с использованием жестов. Наша кроха любила стишок «Ветер дует нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо, (машем у лица ладошками) Закачалось деревцо! (ручки вверх, изображаем наклоны влево―вправо) Ветерок всё тише, тише, (ручки опустить вниз) Деревцо всё выше, выше! (Ручки вверх, попрыгать).

Шнуровки

Это игрушки-книжки, картонные фигурки или набор предметов, которые можно связать друг с другом с помощью шнурка. Играя, малыши развивают моторику, логику, мышление, внимание, координацию.

Шнуровки изготавливают из картона, дерева. В предметах делают небольшие дырочки, через которые продевает толстая нить. Порядок действия на первых порах не важен. Главное, чтобы ребенок научился попадать шнурком в дырочку, а затем соединять несколько предметов на одной нити.

Шнуровки

Полезное видео

В видео, представленном ниже, даются советы о том,

какие игрушки нужны детям 2-3 лет

.

Если вы не знаете,

что подарить ребенку на 2 года

, предлагаем посмотреть видео-советы опытной мамы.

Речевая игра по теме «Игрушки» 4. «Как мы играем»

Учимся подбирать действия (глаголы) к предмету (существительному).

Таня и Ваня очень любят играть с игрушками. И хотят узнать, как ты играешь со своими игрушками. Давай расскажем им о наших играх (можно использовать игрушечный телефон). Вы «набираете номер» на игрушечном телефоне и  начинаете разговор: «Здравствуйте, Таня и Ваня! Это Вам Данилка звонит. Как вы поживаете? А мы играем, хотите узнать как? Сейчас мы с Данилкой вам расскажем»:

Данилка (имя Вашего ребенка), что мы делаем с мячом? Катаем, бросаем, ловим  (подбираем слова вместе с малышом). Если ребенок захочет показать, как он это делает – пусть покажет тут же все действия. В ходе показа действий он может вспомнить  о новых действиях и назвать и их тоже, а может их придумать.

  • А мячик что делает? Катится, летит, отскакивает, лопается, скачет, прыгает, ударяется о пол и т.д.
  • Что мы делаем с куклой? Укладываем спать, кормим, поим, одеваем, раздеваем куклу, качаем, водим гулять.
  • А кукла что делает? Ходит, ест, поет песни, одевается, гуляет, наряжается, играет, танцует.
  • Что мы делаем с машиной?  Как мы играем с ней? Возим, загружаем в кузов кирпичи, гудим, догоняем другие машины, останавливаемся, тормозим.
  • А что машина делает? Едет, мчится, останавливается, разгоняется, буксует, заезжает в гараж, тормозит, переворачивается, ломается, застревает, выезжает, обгоняет другие машины.

Для этой игры Вы можете выбрать любые игрушки, которые любит Ваш ребенок.

Книжки-картинки

воспитание

Дети любят рассматривать картинки, которые сопровождаются рассказом взрослого. Поэтому необходимо, чтобы у ребенка были книжки с картинками, по которым взрослый сочиняет рассказы, вовлекая малыша в книжный мир. Для ребенка важно, чтобы картинки были крупные и яркие, но не переполненные лишними деталями.

Книжки-картинки помогают малышу развивать образное мышление, фантазию, внимание, а также способность сосредотачиваться на конкретном предмете.

Пластилиновые игры

Важность игры с пластилином велика, с помощью этого материала мы развиваем моторику: мелкую моторику, манипулятивную ловкость (ловкость рук), координацию; развиваем познавательные способности: мышление, внимание, креативность.

Поскольку мы хотим естественным образом поддерживать развитие ребенка, то, называя и описывая нашу деятельность, мы также будем влиять на развитие речи.

Смотрите также:

Рецепт самодельной массы для лепки

Шаблоны для картинок из пластилина

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть  даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Игры с речевым подражанием

В интернете можно найти массу интересных потешек. А я расскажу наши любимые, которыми с удовольствием занимались дома.

  • «Дудочка»

Попросите карапуза поиграть на дудке. Можно приобрести в магазине, а можно сделать импровизацию. Обязательно продемонстрируйте, как звучит инструмент, озвучив: «ду ― ду». Теперь очередь маленького музыканта. Вообще, то, что касается музыкальных инструментов должно понравиться непоседе. Это и барабан, и пианино.

  • «Поехали на машинке»

Посадите малышка на свои колени, лицом к себе. Заведите машину, изображая, соответствующий звук. Можно дать импровизируемый руль. И едьте! Сигнальте: «би ― би»!

  • «Весёлый зоопарк»

В арсенале любого непоседы найдутся игрушечные животные. Соберите их в кучу и продемонстрируйте, кто как говорит. Можно, конечно, делать это и на примере книжных картинок, но игрушечные персонажи воспринимаются лучше.

Приблизительное расписание занятий на неделю

Занимаясь развитием малыша, главное, не переусердствовать. Малышу должны быть интересны упражнения, а это означает, что нельзя выполнять одно и то же занятие с ребёнком 2 лет каждый день, так как в итоге это может просто надоесть ему. Чтобы этого не случилось, необходимо составить расписание занятий. Такой план не только позволит родителям не перегрузить ребёнка, но и убедиться в том, что вы ничего не упустили, и малыш хорошо развивается.

Развивающие занятия для детей 2 лет. Приблизительный план:

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Мелкая моторика Крупы Гимнастика для пальцев Шнуровка Прищепки Прищепки Песок Наклейки
Сенсорное развитие Тёплое и холодное Материалы Вкусы Шершавое и гладкое
Познавательное Пазлы Поиск картинки по её кусочку Поиск теней Виды домашних животных Цвета и сортировка предметов по ним Времена года Поиск игрушки
Речевое Кривляние Обсуждаем картинку Чтение сказок Обсуждение прочитанного Разыгрываем сказку Чтение стихов Задувание свечей
Социальное Общаемся с другими детками Игры в песочнице Гости. Идём в гости или принимаем у себя
Творческое Аппликация Лепка из пластилина Рисуем красками Раскрашивание Лепка из теста
Музыкальное Детские песни Пение Классическая музыка Музыкальные инструменты
Физическое Игры в мяч Бег с препятствиями Прыжки Ходьба на руках Игра в улитку Занятие с фитоболом Ходьба по линии

Это только приблизительный план. Вам же, для того чтобы заниматься развитием ребёнка 2 лет самостоятельно, при составлении распорядка потребуется учесть характер малыша, его интересы и умения, а также цели, которые вы преследуете.

Кроме того, в составленном вами расписании желательно отметить те занятия, которые вы считаете наиболее важными, и не готовы их пропустить. Также следует определить те виды развития, которые вы считаете обязательными для своего малыша. По ним занятия могут проходить и 5-7 раз в неделю. При этом не нужно занимать занятиями всё время малыша. Пусть в его распорядке дня будет место и для самостоятельных игр.

После того как вы позанимаетесь с ребёнком по этому расписанию несколько недель, вы сможете проанализировать результаты занятий и то, насколько был выполнен план. Если вас что-то не будет устраивать в полученных результатах, вы сможете заменить некоторые занятия, добавить их или же убрать.

Роль книги

Книга служит неотъемлемым атрибутом в формировании звукопроизношения. Посудите сами, вызывают интерес сюжет, иллюстрации, новые персонажи. Прекрасно подходит к использованию даже при различной степени тяжести ОНР. Самые несложные тексты народных сказок направлены помочь карапузу.

Ещё Сухомлинский отметил:

«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка».

Вы говорите, параллельно показываете картинки, обсуждаете сюжет. Начинайте читать, когда Ваш наследник ещё не разговаривает. Поверьте, что словарный запас уже формируется. Только читайте с интонацией, чтобы сорванец хотел это воспроизвести. Используйте самые лёгкие потешки на начальных этапах.

Подключайте сюда подражание. Можете распределить роли, когда сценарий будет запомнен. Перекопируйте косолапого медведя, зайчика, лисичку, а малыш будет с радостью вторить! Отвечайте на вопросы. Только, когда маленький хитрец уже способен произносить вслух слова, но использует жесты чтобы о чём-то попросить, не потакайте.

Моя дочка прошение «дай» освоила одним из первых, до года. Но когда поняла, что и без этого получит интересующий предмет, исключила его из лексикона. Не допускайте лени! Но требовать тоже нельзя. Важно вызвать заинтересованность.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Лучшие развивающие игрушки для развития мелкой моторики

Задача хорошей игрушки – сделать движения пальцев и рук осознанными. В первую номинацию рейтинга мы включены именно такие предметы.

Пазлы для самых маленьких Дикие животные

Уже много лет пазлы остаются самыми популярными развивающими играми для детей. Малышам нравится собирать изображение любимых мультипликационных героев, животных и растений. Они с удовольствием проводят время, собирая элементы в единую картину. Пазл «Дикие животные» подходит мальчикам и девочкам с 1,5 года. Он привлекает их внимание яркими красками и забавными зверятами. Малыш одновременно узнает о жителях джунглей и саваны.

Детали изготовлены из крепкого картона. Всего в наборе 8 животных. Каждая фигура включает от 2 до 4 элементов. Игрушка доступна по бюджету большинству покупателей. Стоит она 320 рублей.

Достоинства

  • 8 фигур животных;
  • прочный картон;
  • яркие цвета;
  • развитие координации движения и логики;

Недостатки

Полесье Сортер Логический домик

Надолго займет внимание ребенка игрушка-сортер Полесье. Она изготовлена из безопасной пластмассы яркого цвета в форме теремка. На крыше предусмотрены отверстия для фигурок. Малыш опускает детали внутрь дома, а затем достает их, открыв дверь ключами.

Игрушка способствует развитию тактильных ощущений, цветового восприятия, мелкой моторики. Она познакомит ребенка с понятием форм предметов. Цена изделия полностью соответствует качеству. Стоит «Логический дом» от 690 рублей.

Достоинства

  • оригинальная задумка;
  • много функциональность;
  • обучение цветам и формам;
  • цена равна качеству;

Недостатки

LEGO DUPLO 10847 Поезд считай и играй

Красочный конструктор «Считай и играй» познакомит мальчиков и девочек с цифрами и арифметическими знаками. Малыши будут строить поезд и постепенно запоминать новую информацию. В комплект входят фигурки детей и кошки.

Крупные кубики безопасны и удобны для детских ладошек. Процесс собирания конструктора активно развивает координацию движений и логику. Малыш учится находить подходящие отверстия и искать причинно-следственные связи. Судя по отзывам, мальчики от 2 лет надолго увлекаются конструктором. Цена – от 970 рублей.

Достоинства

  • интересное времяпровождение;
  • привлекательный внешний вид;
  • развитие необходимых навыков;
  • безопасность изделия.

Недостатки

  • детали могут потеряться.

Шнуровка-бусы Mapacha Звери

Далее в рейтинге располагается простая, но увлекательная и яркая игрушка, цель которой заключается в нанизывании бусинок на шнурок. Малышу будет интересно разглядывать фигурки, каждый раз менять их последовательность. На концах шнурка располагаются деревянные иголочки для продевания в отверстие.

Бусы развивают способность выполнять точные и мелкие движения, логику и воображение. Судя по отзывам, со временем краска на деталях трескается. Цена – около 385 рублей.

Достоинства

  • яркие цвета;
  • развитие усидчивости;
  • хорошая отшлифовка;
  • умеренная цена.

Недостатки

  • со временем трескается краска.

Космический песок цвет: классический 0,5 кг

Завершает номинацию кинетический песок классического цвета, который продается в пластиковом ведре с ручками. Игрушка отлично развивает мелкие движения и сочетается с различными формочками. С ней можно играть дома, на даче и во дворе.

Состав не вызывает аллергии и приятен на ощупь. Песок производит успокаивающий эффект, позволяет проявить фантазию, выразить свои эмоции, развивает усидчивость. Судя по отзывам, дети играют в него с большим интересом, даже мультфильмы отходят на второй план. Цена за 500 г – 250-370 рублей.

Достоинства

  • безопасность;
  • мягкая консистенция;
  • не пылит;
  • легко отмывается;
  • долго не засыхает;
  • адекватная цена.

Недостатки

  • неприятный запах;
  • быстро загрязняется.

Игры на развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность человека слышать, различать и распознавать звуки. Эта способность также помогает развивать речь.

Возможны следующие простые игры:

  • Взрослый включает самые простые и часто встречающиеся звуки: пение птиц, звук дождя или грома, шум поезда. Задача ребенка — угадать услышанное.
  • Ребенок закрывает глаза, а взрослый ходит по комнате с колокольчиком в руках. Малышу нужно найти взрослого на слух. Ходить с закрытыми глазами не стоит в целях безопасности малыша. Достаточно назвать, где находится взрослый.
  • Взрослый показывает картинку с изображением бытовых ситуаций. Ребенок называет звуки, которые подходят к ситуациям на картинке. Например, на изображении девочка укладывает куклу спать, а ребенок должен пропеть колыбельную.
  • Логоритмика — это сочетание движения, речи и звуков. Логоритмикой легко заниматься и дома: включить детскую песню, танцевать под нее и воспроизводить строки из песен. Желательно не просто танцевать, а изображать ситуацию, о которой поется.

Лучшие пирамидки для детей от 1 года

Fisher-Price FHC92

Пирамидка от американского бренда Fisher Price состоит из основы и 5 разноцветных колец. Верхнее их них наполовину прозрачное. Внутри находятся мелкие шарики. Благодаря этому верхнее кольцо можно использовать еще и как погремушку. Все колечки сделаны из качественного пластика. Материал не пахнет химией, прочный, но в то же время мягкий: младенец может погрызть его. Цвета пирамидки достаточно сочные, но не «кислотные». Пирамидка поможет узнать больше о цветах, научиться лучше управлять руками и координацией.

Плюсы:

  • яркая, интересная для ребенка игрушка;
  • учит решать первые логические задачки;
  • выполнена из качественного материала;
  • можно применять как погремушку.

Минусы: –

Stellar Занимательная пирамидка большая

Stellar Занимательная пирамидка большая

В пирамидке используются не традиционные колечки, а детали, напоминающие по форме стаканчики. Их можно подобрать по размеру и сложить в определенной последовательности. Пирамидка получается довольно высокой. В комплект входит 14 деталей, из которых можно построить пирамидку высотой 65 см. Но на этом возможности игрушки не ограничиваются. Она может быть использована и для других целей:

Игрушка для ванной. В каждой детальке есть небольшие отверстия, через которые сливается вода. Их можно использовать для увлекательной игры с водой. У перфорированного дна есть и практические преимущества – части пирамиды высохнут быстрее после водных процедур.

Обучение. Элементы пирамидки выполнены в разных цветах. У них разный диаметр и на дне есть тиснение в виде разных геометрических фигур. Используя эти качества, можно обучить ребенка разбираться в цветах, отличать фигурки, подбирать детальки одинаковых оттенков, но разных диаметров.

Формочка для песочницы. С помощью пластмассовых стаканчиков можно лепить «куличи» в песочнице. А узоры на дне использовать для тиснения рисунков на песке.

После игры стаканчики компактно складываются один в один и занимают мало места.

Плюсы:

  • пирамидка высокая, включает много цветных деталей;
  • вызывает живой интерес у малыша и развивает его;
  • многофункциональная;
  • пластик не имеет запаха;
  • компактное хранение.

Минусы:

  • высокая стоимость;
  • пирамидка продается не во всех детских интернет–магазинах.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Методика Домана

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше здесь.

Батяева Альбом по развитию речи для самых маленьких

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, Email.

Искренне ваша, Яна Разначенко

играем с геометрическим лото

УЧИМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА

Как уложить ребенка спать без слез

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ И СКАНДАЛОВ

Развивающие книги для детей 1-2 лет

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...