Весёлая артикуляционная гимнастика в стихах для детей 3-4 лет

Содержание
  1. Дефект в пределах нормы
  2. Особенности артикуляционной гимнастики в стихах
  3. Значение зарядки под музыку в детском саду
  4. Функции музыкального сопровождения утренней гимнастики
  5. Таблица: виды детской зарядки под музыку
  6. Комплекс для детей 1-4 лет
  7. Презентация артикуляционной гимнастики
  8. Артикуляционная гимнастика в стихах
  9. Основные правила
  10. Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет картотека
  11. Комплекс стихотворений для гимнастики
  12. «Качели»
  13. «Лошадка»
  14. «Завести мотор»
  15. «Чашка»
  16. «Забор»
  17. «Пароход»
  18. «Гармошка»
  19. «Гол»
  20. «Часы»
  21. «Индюк»
  22. «Автомат»
  23. 6. Упражнение «Блинчик»
  24. Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет
  25. Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»
  26. 10. Упражнение «Часики»
  27. Показания и противопоказания
  28. Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы
  29. Лучше один раз посмотреть…
  30. Видео про артикуляционную гимнастику
  31. Веселые уроки
  32. 14. Упражнение «Грибок»
  33. Артикуляционная гимнастика для детей старшей группы
  34. 15. Упражнение «Лошадка»
  35. Распевка 
  36. Артикуляционная гимнастика игры
  37. Упражнения для улучшения речевого слуха
  38. 18. Упражнение «Сдуй снежинку»
  39. Упражнения постановки от звука «Ц»

Дефект в пределах нормы

До 3-4 лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:

  • Смягченность (ребенок говорит «масинька» вместо «машинка», «носька» вместо ножка и т.д.).
  • Отсутствие и замена шипящих звуков «ш», «щ», «ч», «ж» («косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка» и т.д.).
  • Отсутствие звука «р», его замена на звуки «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
  • Замены звуков «к» и «г» на звуки «т» и «д» («тапля» вместо «капля», «дусь» вместо «гусь»).
  • Замены звонких звуков глухими («сайка» вместо «зайка» и т.п.).
  • Смягчение произнесения звука «л», его замена на «й» («кальбаска» вместо «колбаска», «стуй» вместо «стул» и т.п.).
  • Пропуск трудных звуков при сочетании согласных («мачик» вместо «мальчик» и т.п.).
  • Сокращение длинных незнакомых слов («ампитура» вместо «температура» и т.п.).
  • Перестановка звуков или целых слогов («пыселос» вместо «пылесос» и т.п.).

Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду (лучше это сделать еще в 3-4 года). Мы делаем ребенку массаж, учим плавать, чтобы он рос гибким и крепким. Он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью — малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь — как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.

Особенности артикуляционной гимнастики в стихах

Основная задача работников дошкольных учреждений – становление правильной, чистой и свободной речи у ребенка. Артикуляционная гимнастика в стихах для дошкольников позволяет справиться с данной задачей.

Для получения положительного эффекта задания должны начинаться в раннем возрасте. Именно в этот период можно максимально достигнуть мягкости, эластичности и подвижности мышц, исключив неправильное произношение выражений.

Главные причины для проведения занятий:

  1. Вовремя начатые занятия позволят ребенку научиться разговаривать правильно, без помощи специалистов.
  2. При проблемах со звукопроизношением есть возможность быстрее преодолеть речевые дефекты. В то время, когда занятия станут проходить с логопедом, мышцы уже будут иметь определенную подготовку.
  3. Занятия полезны для детей, которые имеют правильное, но, в то же время, вялое произношение.

Правильное произношение – основа, которая необходима при обучении ребенка письму.

Артикуляционная гимнастика для малышей в стихах позволяет каждому научиться разговаривать правильно, четко и красиво.

Особенности артикуляционной

Значение зарядки под музыку в детском саду

Традиционно распорядок дня в детском саду включает в себя утреннюю гимнастику. Она проводится в промежутке между приёмом детей в ДОУ и завтраком. Недопустимо пренебрежительное отношение к зарядке, ведь это — важная составляющая двигательной активности дошкольников. Регулярное выполнение гимнастических упражнений в первой половине дня способствует укреплению здоровья в целом и стимулирует защитные функции организма.

В идеале общеукрепляющие упражнения проводят сразу после пробуждения. Однако ритм современной жизни не всегда позволяет родителям выполнить зарядку с детьми дома. Пробуждающая гимнастика возможна только в условиях круглосуточных детских садов, где дошкольники пребывают 5 дней в неделю. Такая зарядка позволяет бережно разбудить организм, поднять мышечный тонус и настроить малышей на рабочий лад.

Гимнастические упражнения после сна помогают организму быстро прийти в тонус

Старшее поколение хорошо помнит, как по утрам мелодия пионерской зорьки призывала ребят по всей стране к построению на зарядку. Упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение по чётким указаниям диктора. Похожие гимнастические комплексы в советское время включались в режим дня детских садов и оздоровительных лагерей. Эти блоки упражнений под музыку в настоящее время пересмотрены и дополнены игровыми и развивающими методиками.

Выполнение зарядки по утрам настраивает дошкольников на рабочий лад

Почему рекомендуется проводить зарядку в детском саду под музыку? Звуковое сопровождение, на первый взгляд, развлекает ребят. Большинство мелодий и песен для утренней гимнастики имеют мажорный лад и действительно вызывают у детей положительные эмоции. При этом использование музыкального сопровождения помогает в решении многих организационных и развивающих задач.

Функции музыкального сопровождения утренней гимнастики

Музыка при выполнении зарядки в детском саду выполняет ряд функций:

  • Сигнал к началу и завершению упражнений. Мелодия помогает детям сориентироваться, когда начинать движение, а когда пора остановиться. Младшим дошкольникам бывает сложно сориентироваться по словесной команде инструктора, поэтому все движения на зарядке с воспитанниками 1,5–4 лет выполняются под музыку.
  • Определение темпа элементов зарядки: маршировки, бега, прыжков, наклонов, поворотов, махов. Группа должна синхронно выполнять движения. Ориентироваться на ритм музыки детям доступнее, чем на движения одногруппников. Во время ходьбы не собьёшься, если шагаешь в ритм звучащему маршу.
  • Указание на характер упражнений. Медленная мелодия подразумевает плавные движения, быстрая — ритмичные действия. Музыка способствует выразительному выполнению зарядки, дети стремятся делать упражнения не механически, а эмоционально.
  • Развитие музыкальных способностей. Музыка сопровождает ребят на различных занятиях и мероприятиях в детском саду. Воспитанники учатся слушать и понимать мелодии и песни на занятиях с музыкальным руководителем, во время подготовки к утренникам, на тематических досугах, в театральном уголке. Умение воспринимать красоту музыки приходит постепенно. Аудиозарядка развивает у детей чувство ритма, способность распознавать эмоциональные интонации мелодии и их оттенки.
  • Терапевтический эффект. Прослушивание музыки создаёт бодрое настроение, препятствует переутомлению и появлению негативных эмоций.

Это интересно. Прослушивание музыки, помимо всего прочего, оказывает положительное воздействие на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

Выполнение физических упражнений под весёлую музыку вызывает у ребят улыбку и радость

Таблица: виды детской зарядки под музыку

Вид зарядки Содержание
Традиционная Комплекс из разминки и общеукрепляющих упражнений. Воспитатель инструктирует о выполнении движений, осуществляет показ. Дети в соответствии с ритмом и темпом музыки синхронно повторяют движения. Используется музыка без слов, разного темпа. Начинается зарядка со спокойных мотивов, в середине гимнастики музыка бодрая и энергичная, а завершается комплекс упражнений снова успокаивающей мелодией.
Тематическая Утренняя гимнастика согласуется с темами рабочего планирования. Тематическая зарядка проводится:
  • в начале природных циклов: «Осень»,
  • «Зима»,
  • «Весна»,
  • «Лето»;
  • во время изучения лексических тем на занятиях НОД:
    • «Весёлые зверята»,
    • «Дорожное движение (ПДД)»,
    • «Во саду ли, в огороде»;
  • накануне праздников:
    • «Аты-баты, мы солдаты» (ко Дню Защитника Отечества и Дню Победы),
    • «Мамочки, посмотрите, какие мы спортивные» (к 8 Марта и Дню Матери),
    • «Новогодняя зарядка»,
    • «Зарядка космонавтов».
Сюжетная Зарядка проводится в игровой форме, обыгрывается какой-либо сюжет:
  • прогулка: «На лесной полянке»,
  • «Прогулка в зоопарк»;
  • путешествие:
    • «Путешествие в Мурляндию»,
    • «Морское путешествие»;
  • сказки:
    • «В гостях у русской сказки»,
    • «Зарядка с Буратино».
Танцевальная В зарядке сочетаются элементы ритмики, партерной гимнастики (упражнения на растяжку), простые танцевальные движения и хороводы. Танцевальная зарядка развивает творческие способности: дети учатся передавать в движениях определённые образы. Включение хороводов приобщает к народной культуре.
Нетрадиционная Нетрадиционная зарядка предполагает выполнение упражнений со специальным спортивным инвентарём:
  • на фитболах;
  • степ-платформах.

Такая зарядка проводится под контролем опытного инструктора во избежание детских травм.

Выполнение зарядки на степ-платформах развивает подвижность суставов, занятием руководит опытный педагог

Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Совет

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.

Девочка выполняет упражнение на артикуляцию

Презентация артикуляционной гимнастики

Музыкальное сопровождение идет ниже слайдов. Включайте любимые ваши песни!

Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация Артикуляционная гимнастика для детей презентация

Артикуляционная гимнастика в стихах

Стихотворная форма занятий легко усваивается детьми. Помимо моторики, речи, у них развивается память. Для упражнений достаточно 5-6 стихов, которые будут узнаваться детьми с чтения первых строк. Круг можно повторить. С каждым днем ребятишки будут комфортнее воспринимать знакомые мотивы и с легкостью повторять работу мимики и пальчиков. Каждое стихотворение направлено на определенную группу мышц, ниже буду приведены методические указания. Мамы в домашних условиях, как и профессиональные педагоги, могут тренировать своих деток.

  • Методическое упражнение «Улыбка». Выполняется с закрытыми зубками (стиснутыми) 15 секунд. Лучше делать задание перед приемом пищи, чтобы мышцы не успели устать;

img21-8.jpg

  • Методическое упражнение «Гармошка». Выполняется с прикрепленным к небу широким языком. На каждый счет необходимо открывать и закрывать рот. Выполнять 20 раз;

img3-35.jpg

  • Методическое упражнение «Месим тесто». Перед чтением стихотворения все дружно улыбаются, на каждой строчке чередуется кусание языка и пошлепывание между губ; 

img12-31.jpg

  • Методическое упражнение «Расческа». Между зубами пропускаем язык и просовываем вперед-назад на счет до 15. При этом ребенок должен улыбаться. Сложность заключается именно в улыбке, при выполнении упражнения задействованы все необходимые мышцы;

img19-9.jpg

  • Методическое упражнение «Чашечка». Выполняется с улыбкой и широко открытым ртом. На счет 15 упражнение заканчивается;

slide-10.jpg

  • Методическое упражнение «Качели». Выполняется с открытым ртом и высунутым языком с чередованием. Кончик языка касается поочередно нижней челюсти, на следующий счет верхней челюсти.

img8-6.jpg

Основные правила

Для осуществления артикуляционной гимнастики положено:

  • расположиться у зеркала;

    Артикуляционная гимнастика для детей 4, 5, 6 лет в детском саду. Картотека, музыка и видео занятийАртикуляционная гимнастика для детей проводится перед зеркалом, чтобы ребенок следил за движениями языка

  • объяснить ход действий в упражнении;
  • продемонстрировать исполнение;
  • мотивировать ребенка на повторение действий;
  • вводить игровые методы;
  • избегать переутомления;
  • использовать по 3 техники за занятие;
  • оказывать помощь, если ребенку не удается скопировать артикуляцию;
  • упражняться 2 раза в день до еды или спустя час после нее.

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет картотека

Для 3-летнего ребенка существуют определенные речевые нормы. К 2 годам дети должны уметь складывать из 2-3 слов короткие фразы и выражать с их помощью свои мысли. Помимо фраз, у маленького человека в этом возрасте  формируется правильное произношение звуков. Это касается не всего алфавита, лишь легких согласных и всех гласных букв. В 3 года большинство детей по-прежнему не умеют говорить букву «р», «л» в некоторых словах, «ч-щ», «с», «з», «ж», «ш». Для правильной речи используется артикуляционная гимнастика в карточках.

e-16.jpg

o-30.jpg

ag3-28.jpg

a-14.jpg

На каждое упражнение отводится не больше 15 секунд. В целях успешного закрепления задания на каждом занятии повторяются. Затем меняются на новую порцию карточек с иными разработками.

vospitatel-provodit-12.jpg

Комплекс стихотворений для гимнастики

Все родители хорошо знают, что если не заинтересовать ребенка, то его не заставишь что-то делать. Это же касается и логопедических упражнений. Эффект во многом зависит от того, как кроха будет относиться к занятиям. Поэтому для их проведения родителям рекомендуют применять не просто повторение, а использовать стихотворения, игры.

Артикуляционная гимнастика в стихах является отличным способом, помогающим сформировать у ребенка правильное произношение разных звуков – «З», «Р», «С» и прочих либо избавиться от дефектов речи, которые у него имеются. Как правило, детям нравятся такие занятия, и они с удовольствием выполняют их.

«Качели»

Для выполнения этого задания следует открыть ротик, затем напрячь язык и потянуть его сначала к носу, потом к подбородку. Также можно к верхней челюсти и к нижней.

Упражнение "Качели"

Раз, два, три –

Язычок вверх подними.

Четыре, пять –

Опусти вниз опять.

Ты с язычком поиграй,

На качельках покатай.

Подними его быстрей,

Сразу будет веселей.

Потом снова опусти,

И немножко отдохни.

«Лошадка»

Данное упражнение делается следующим образом: приложить язык к небу и цокать им, вытягивая связку, расположенную под язычком.

Упражнение "Лошадка"

Наша лошадь скачет ловко,

У лошадки есть сноровка!

Много, много в цирке лет,

Всем ребятушкам – привет!
Копытом цок по мостовой —

Бежит лошадка к нам с тобой.

Щелкай языком скорей,

Чтоб пришла она быстрей.

«Завести мотор»

Напрячь язык, сомкнуть челюсти и кончиком язычка стучать в них. При этом необходимо произносить четко букву «Д».

У машины есть мотор,

Но не заводится он,

Зубки ты свои сомкни,

И моторчик заведи.

«Чашка»

Необходимо открыть ротик, губы растянуть в улыбке, язык высунуть. Затем приподнять боковые стороны и кончик языка, среднюю его область опустить, прогибая к нижней челюсти. В этом состоянии нужно зафиксировать положение речевых органов на 10 секунд.

Чашечка

Язычок наш поумнел.

Чашку сделать он сумел.

Давай чай в нее нальем.

И с песенками попьем.

«Забор»

Следует сомкнуть зубы и обнажить их, а губы растянуть в улыбке.

Приезжает к нам шофер,

А впереди него – забор!

Тормозит, сдает назад.

И так десять раз подряд.

«Пароход»

Необходимо прикусить кончик языка, при этом воспроизвести долгий звук «Ы», как будто гудит пароход.

Упражнение "Пароходик"

Отправляется пароход «Ы-Ы-Ы»

Набирает он свой ход «Ы-Ы-Ы»

Пароход нам весело гудит «Ы-Ы-Ы»

«Счастливого пути!» — он говорит «Ы-Ы-Ы».

«Гармошка»

Открыть ротик, язык приложить к небу, а потом с силой оттягивать его от неба, опуская нижнюю челюсть вниз.

Упражнение "Гармошка"

На гармошке мы играем,

Ротик плавно открываем.

Будем язычок вверху держать,

Будто к небу прижимать.

«Гол»

Закрыть рот, внутри двигать кончиком языка так, как будто очерчиваешь им круг. Делать по несколько кругов в каждую сторону.

Прекращаем мы безделье,

Будет языку веселье,

Будем с ним сейчас играть,

Гол в ворота забивать.

Нос наш глубоко вдыхает,

Язычок на губе притихает,

«Ф-Ф-Ф» – тихонько выдыхаем,

Мяч в ворота забиваем.

«Часы»

Немного открыть рот, а затем двигать язычком влево и вправо.

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик, вправо так.

Ходят часики – вот так!

«Индюк»

Немного открыть ротик, двигать языком по верхней губе сначала вперед, а потом назад. При этом важно не отрывать язык от губы и подключить голосовое сопровождение. Должен быть слышен звук «Бл».

Упражнение "Индюк"

Индюк – это важная птица,

Он этим сильно гордится.

«Бл-бл-бл» – орет индюк,

Все пугаются вокруг.

Ты не бойся, подходи,

Птицу важную изобрази.

«Автомат»

Рот должен быть закрыт, а кончик языка должен стучать по зубам, при этом произнося несколько раз четко букву «Т». Постепенно скорость необходимо увеличивать.

Автоматчиком будешь ты,

«Т-т-т» – произнеси.

Быстро пули выпускай,

Четко в цели попадай.

Такие стихотворные артикуляционные упражнения нравятся всем деткам. Поэтому заинтересовать ребенка в тренировках удается сразу. При этом малыш не чувствует, что его к этому принуждают.

6. Упражнение «Блинчик»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Гимнастика для языка с соломкой

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»

Очень эффективно упражнение «Почистим зубки». Оно укрепляет мышцы языка, гортани, ротовой полости. Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» выполняется при широко открытом ротике ребёнка и на улыбке, кончик язычка как-бы чистит зубки изнутри, при максимальной неподвижности остальных мышц рта и гортани.

Если всё таки артикуляционная гимнастика в стихах трудно даётся 3-4 летнему ребёнку, он капризничает и не хочет заниматься, тогда лучше обратиться к логопеду, который сможет сделать малышу правильную мотивацию, возможно назначит массаж.

10. Упражнение «Часики»

Тик – так, тик – так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Показания и противопоказания

Звуковая гимнастика показана при заболеваниях органов дыхания, которые сопровождаются бронхоспастическим синдромом. Это опасное и тяжелое состояние резкого сужения просвета, в бронхи при этом поступает очень мало кислорода, а организм чрезмерно насыщается углекислотой. Во время этого человек чувствует удушье, одышку, дыхание становится более тяжелым.

Гимнастику звуковую, как разновидность дыхательной, применяют при следующих патологиях:

  • Хроническая обструктивная болезнь легких.
  • Бронхиальная астма.
  • Бронхит (хронический обструктивный, астматический).
  • Экспираторная одышка.

Противопоказаны звуковые упражнения при начавшемся приступе бронхиальной астмы и в случае обострения хронического процесса в легких.

Если тренировка дыхания сопровождается дискомфортом, появляется кашель, першение, одышка или другое ухудшение самочувствия, занятие необходимо остановить.

Артикуляционная гимнастика для детей младшей группы

Правильное развитие речи важно на самом раннем этапе развития ребенка. Во время замеченные неточности произношения гораздо легче исправить в детском возрасте. Простые занимательные упражнения увлекут ребенка и принесут ему пользу.

  • Маятник;

img7-26.jpg

  • Мостик;

ba1a80b3-71e7-463f-a-5.jpg

  • Иголочка;

948fb677-c884-433f-8-3.jpg

  • Хомячок;

7ea245b7e2-8.jpg

  • Горка;

img12-110.jpg

  • Чистим зубки;

slide-9-2.jpg

  • Цветочки;

img10-22.jpg

  • Собачка.

img6-25.jpg

Лучше один раз посмотреть…

Если у вас все ещё остались вопросы по организации проведения речевой гимнастики, посмотрите бесплатные видеоуроки сайта «Дар детям».

Профессиональный логопед-дефектолог покажет и объяснит все тонкости работы с детьми каждой возрастной группы.

Там же можно получить бесплатную консультацию специалиста.
Речь – чудесный дар, которым природа наградила только человека. Но, чтобы ребёнок заговорил, нужно время и поддержка родителей, которые помогут не только преодолеть, но и предотвратить возможные проблемы.

Видео про артикуляционную гимнастику

Артикуляционная гимнастика вместе с логопедом:

Веселые уроки

Видео канала «Deti TV» можно не толькопосмотреть, но и поучаствовать в процессе урока, повторяя пропущенные фразы ввеселых скороговорках.  Дополнительно рассказываетсяоб их пользе для тренировки дикции. Интересная подача информации: общение двухдевочек разной возрастной категории. Вначале с целью обучения скороговоркупроговаривает старшая, постепенно убыстряя темп и выразительно жестикулируя.Затем пытается повторить младший ребенок. Ролик смотрится легко и непринужденно.

14. Упражнение «Грибок»

По берёзой у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

Артикуляционная гимнастика для детей старшей группы

В 6 лет детки свободно мыслят и говорят практически все буквы, но бывает и так, что шипящие, сложные звуки, не поддаются произношению. Победить их помогут регулярные артикуляционные упражнения, с каждым занятием следует увеличивать речевую нагрузку.

42930270d098773_490-1.jpg

p118_aagnwr5mdo4-1-1-1.jpg

artikul3.jpg

2729583956.jpg

2729583955.jpg

15. Упражнение «Лошадка»

Я весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком пощёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Изобрази, как лошадка стучит

копытами: улыбнись, открой

рот, щёлкай языком громко и

энергично. Старайся, чтобы

нижняя челюсть была

неподвижной и «прыгал»

только язык.

Распевка 

Урок педагога Кристины Иваницкой, из которого зрительузнает об эффективном способе распевки на дикцию и разогрева голосового аппарата.Метод заключается в повторении под музыку легких слогов с использованиемсогласных и гласных букв (зи-зе-зу и т.д.). Присутствуют упражнения на плавноемычание, рычание с добавлением других звуков. Темп постоянно меняется смедленного на быстрый, усложняется воспроизведением словосочетаний на однойноте. Благодаря хорошей артикуляции рта укрепляются мышцы языка. Кристинарекомендует занятия для детей 4-6 лет.

Нельзя заставлять заниматься, если ребенокболен или устал. Только положительные эмоции обеспечат эффективность занятий.

Артикуляционная гимнастика игры

Как привлечь ребенка для речевой гимнастики? Заинтересовать его тем, что ему будет интересно, а именно, играми. Даже артикуляционные упражнения можно представить в форме игры. Для родителей и воспитателей разработано множество литературы с занимательными играми, которые помогут увлечь ребенка и в то же время исправить дефекты произношения.

  • Игры-сказки. Замысел таких игр состоит в том, что главный герой игры должен проходить небольшие препятствия или выполнять некоторые задания. Например, язычок, который отправился в путешествие, живет в домике, где он открывает окошки. Когда логопед зачитывать про окошки, дети выполняют упражнения, открывая рот и высовывая язычок и так далее по сказке-игре;

aa_0004-12.jpeg

  • Игра «Болтушка» развивает язык;

2642529438-5.jpg

  • Игры с дополнительными предметами: бубликом, карандашом, соломенной трубочкой. Эти предметы используются по ходу игры для выполнения упражнений.

dff55ae201-2.jpg

Упражнения для улучшения речевого слуха

Чтобы малыш быстро и правильно научился говорить, необходимо развивать его речевой слух.

Вот несколько упражнений преследующих эту цель:

  1. Взрослый стучит разными предметами, ребенок должен узнать из какого материала сделан предмет. Можно угадывать по звукам птиц и животных, транспорт.

    'Постановка звука

  2. Игра «Как шумит лес?» заключается в том, что ребенок пытается изобразить, как шумит ветер, как свистит свиристель, кричит кукушка.
  3. Скороговорки, подобранные на отдельный звук, не только улучшают дикцию, а и развивают слух, обогащают словарный запас:
  • «Сестрёнкин сачок зацепился за сучок».
  • «Сенька Саньку и Соньку на санках везет. Санки соскочили, Сеньку с ног сбили, всех в сугроб свалили».

18. Упражнение «Сдуй снежинку»

Чтобы хорошо произносить

звуки, надо правильно и

сильно дуть. Давай

потренируемся. Улыбнись,

немного высуни язык и

положи его на нижнюю губу.

Сделай вдох через нос и

сдуй ватку (шарик, снежинку,

листочек, пёрышко) с

ладони. Повтори 3 -4 раза.

Следи, чтобы щёки не

раздувались. Главное, чтобы

ребёнок произносил звук,

похожий на [Ф], а не на [Х],

т. е. воздушная струя должна

быть узкая, а не рассеянная.

Упражнения постановки от звука «Ц»

Фонематическую особенность звука [Ц] можно изобразить схемой, включающую сочетание двух звуков: [Ц=Т+ Сссс].

Исходя из этой особенности, занятия будут проходить в два этапа:

  • упражнение «Постреляй!»

Ребенок улыбается, зубки обнажаются. Кончик языка упирается в зубы. Отрывисто произносится сочетание [ТС-ТС].

  • «Лопнул шарик»

    'Постановка звука

Малыш выпускает струю воздуха, получается длинный [С].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...