Задания для подготовки детей к школе распечатать бесплатно

Содержание
  1. Для детей 1 – 2 лет
  2. Игры — потешки
  3. Простые упражнения
  4. Найди части дела
  5. Задания для занятий онлайн
  6. Сколько должен заниматься будущий первоклассник?
  7. Для чего нужно развивать речь?
  8. Речевые особенности детей 4-5 лет
  9. Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет
  10. Причины нарушений речи у детей
  11. Создание развивающей среды
  12. Надо ли для развития дикции читать вслух?
  13. Развитие грамматических способностей ребенка
  14. Зачем учиться выражать свои мысли
  15. Упражнения на расслабление гортани
  16. 4. “Зевающий лев”
  17. 5. Пение буквы “М”
  18. Задания по теме «Слоги и ударения»
  19. 4. Игра «Кто в домике живет»
  20. Третий год речевого развития
  21. форме игры.
  22. Принципы для развития правильной речи
  23. Что нужно учитывать при общении с окружающими
  24. Игры для развития речи
  25. №2
  26. №3
  27. №4
  28. №5
  29. №6
  30. №7
  31. №8
  32. №9
  33. №10
  34. №11
  35. Развиваем слух, учимся подражать звукам
  36. Веселое азбуковедение
  37. Речь элегантной женщины
  38. Полезные советы по улучшению дикции ребенка
  39. Стоит ли посещать курсы по развитию речи
  40. Задания для диктантов
  41. Речевое развитие дошкольника в 6 лет
  42. Упражнения для формулирования мыслей
  43. 9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
  44. Упражнения помогающие развивать речь
  45. Урок по интонации
  46. Занятия на развитие связной речи
  47. Обучиться рассказыванию помогут занятия по развитию речи, проводимые в разной форме
  48. Игры с деревянными брусками . 
  49. «Покажи и расскажи» . 
  50. «Домашнее хозяйство» . 
  51. Игровое упражнение «Закончи фразу».  
  52. Речевое упражнение «Построй предложение».  
  53. Игровое упражнение «Если бы…».
  54. Повторюша. Мультфильм на звукоподражание
  55. Упражнения на тембр голоса
  56. Врачебная сторона вопроса

Для детей 1 – 2 лет

В возрасте от 1 до 2 лет дети, как правило уже стараются подражать речи взрослых. Малышам присущи такие навыки:

  1. Умение повторять открытые слоги. К примеру слово «дай» они не смогут четко проговорить, но звук «дя» нашему слуху знаком.
  2. Проявляется повторение звуков и слогов – подражание животным.
  3. Выражение эмоционального состояния интонацией.
  4. Некоторые предметы и действия могут обозначать с помощью слогов.
  5. Улавливать и воспринимать обращенную речь взрослого. Умение указывать на объекты, предметы.

Родителям необходимо не только грамотно строить речевые высказывания, правильно и четко произносить слова при обращении к чаду, а также важно компетентно планировать и организовывать досуг малышей, а помогут вам в этом упражнения для развития речи у детей 1 – 2 лет.

Деткам, которые еще не могут самостоятельно стоять или ходить понадобится помощь взрослых. Данные игры не только благоприятно скажутся на речевом строе крохи, а также укрепят мышцы тела.

Игры — потешки

игры потешки

Тая, ручками потряси, (Трясем руками)
А также ладошками помаши. (Машем)
Пальчики спрятались в кулачки. (Прячем пальцы)
Кулачки припрем в бочки. (зажимаем ручки в кулаки к бокам)
Потопаем ножками. (Топаем)
Похлопаем ручками. (Хлопаем)
Топнем правой ножкою. (Топнем)
Топнем левой ножкою. (Топнем)
И пойдем плясать в присяд
Словно стайка гусят. (Ходим на корточках)

Вот так топаем ножками (Потопали)

Топ – топ, топ – топ.
Вот так похлопаем ручками (Похлопали)
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп.
Вот так покачаем головой
Ой – ой, ой – ой.
Вот так ножки задираем (Поднимаем ножки)
Высоко – высоко.
Вот так ножки опускаем (Опускаем ножки)
Низко – низко.
Вот так ручки задираем (Поднимаем ручки)
Высоко – высоко.
Вот так ручки опускаем (Опускаем ручки)
Низко — низко.

игры - потешки для рукВорона – сорока (движениями проводим по ладошке малыша)

Кашку варила
Детишек кормила.
Этого – накормила (Загибаем большой палец)
Этого – накормила (Загибаем указательный палец)
Этого – накормила (Загибаем средний палец)
Этого – накормила (Загибаем безымянный палец)
А этого – не накормила! (Слегка потрясываем мизинчик)
Он пальчик маленький, вел себя как вяленький.

Мой дружок, быстрей дружок, (Имитируем лепку снежка)
Кидай мне свой снежок! (Кидаем снежок)
Я его ловлю скорей (Ловим руками снежок)
И качу побыстрей (Катим снежок)
Погляди на снегирей (Смотрим по сторонам)

У них грудки всех красней. (Гладим себя по грудке)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы выходим в лес гулять. (Идем шагом на месте)
Поглядим по сторонам. (Оглядываемся по сторонам)
Добрый мишка ходит там. (Указываем рукой в сторону)
Ты – мишутка погоди, (Зовем медведя двумя руками)
Нас с собою в лес возьми.
Сладким медом накорми!

Пальчик маленький, где ты ходишь? (Трогаем мизинчик)

С этим братцем мимо бродишь! (Трогаем безымянный)
С этим – в дремучий лес заходишь. (Трогаем средний)
С этим – на лугу гуляешь, (Трогаем указательный)
Серых уток созываешь.
С этим – мимо пробегал (Трогаем большой)
И в канавку забегал. (Проводим  между большим и указательным)

Пальчик – мальчик – озорник. (Разминаем пальчики по очереди)
Ты откуда вдруг возник?
Я бывал в гостях у братьев
Отдохнул там с благодатью
С этим – на рыбалку ходим,
С этим – хороводы водим,
С этим бегаем с утра,
С этим – весело всегда.

Простые упражнения

Детям, которые только учатся произносить звуки помогут специальные упражнения для развития речи, которым необходимо уделять в день 15 – 20 минут:

1. Показывайте малышам, как нужно выражать эмоции звуками.

— Удивление: «ОХ!»

— Недовольство: «АЙ – ЯЙ!»

— Огорчение: «ЭХ!»

2.  В процессе игры в прятки меняйте высоту голоса.

Находясь в другой комнате издавайте звук: «АУ» сначала тихо, затем все громче и громче. Малютка быстро поймет правила игры и постарается повторить за вами.

3. При использовании каких – либо предметов, четко проговаривайте их названия.

4. Давайте возможность ребенку пить жидкость с помощью трубочки. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.

5. Дайте малышу прочувствовать игрушки различной фактуры: твердые, мягкие, мокрые, влажные сухие, пушистые, гладкие.

6. Хвалите ребенка, если он пытается взаимодействовать со старшими ребятами.

7. Проведите игру с детьми в круглый стол. Соберите всех любимых игрушек чада и покормите их, проговаривая такие слова:

— Как просит кушать собака? «АВ – АВ».

— Покормим собачку. Как кушает собака? «НЯМ– НЯМ».

Логоритмические распевки » Жуки», » Хитрая лиса»и т.п. в этом возрасте особенно нравятся детям и легко запоминаются. А в сочетании с мелодией и характерными движениями и развивают речевой центр и координацию.

Найди части дела

Все дети до трех лет должны знать все части тела. Запомнить малышам поможет игра с куклой либо вы можете показывать части тела на себе, а ребеночка попросить повторить. При этом важно не упустить из внимания стороны: право, лево; направления: внизу, вверху.

Образец  развивающей песни для малышей «Лево-право» в видео:

Задания для занятий онлайн

Сколько должен заниматься будущий первоклассник?

Начните с 5-7 заданий в день и постепенно наращивайте обороты.

Для чего нужно развивать речь?

Развитие речи − комплексный процесс

Дети рождаются как чистый лист бумаги, не наполненный никакими знаниями. Освоение родной речи – важнейший навык, помогающий ребенку успешно проходить процесс социализации, усваивать новые знания, обмениваться информацией с другими людьми.

Освоение речи ребенком является определяющим фактором для оценки развития мозговых структур, успешного обучения и получения профессии. Что включает в себя понятие «правильная речь»?

  • Правильное произношение всех звуков.
  • Правильное употребление слов в предложении по смыслу.
  • Правильное изменение частей слов, согласно грамматическим правилам родного языка.

Для взрослого человека развитие устной речи включает в себя богатство словарного запаса, четкость и выразительность текста.

Речевые особенности детей 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.

Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны

Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.

Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития. Нелепые истории — одна из его составляющих.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».

На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:

  • фонетическая;
  • фонетико-фонематическая;
  • общая.

Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков.

Причины нарушений речи у детей

  1. Наследственность – умственная отсталость, нарушения слуха у родителей.
  2. Внутриутробные патологии (мать во время беременности перенесла вирусное заболевание, получила травмы). Развиваются, когда плоду от 1 до 4 месяцев.
  3. Преждевременные роды и родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
  4. Болезни и травмы в первые годы жизни: рахит, коклюш, менингит, повреждения черепа или неба, воспаление среднего уха.
  5. Психологические причины: родители не общаются с ребенком, плохо обращаются с ним, слишком часто оставляют одного.

Создание развивающей среды

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Например, умывание: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».

Возможно, такой постоянный разговор с малышом поначалу будет вызывать у взрослых некоторые затруднения и потребует изменения стиля общения и поведения. Но как показывает опыт, это дело тренировки: если есть желание и достаточно настойчивости, то взрослый может со временем научиться общаться с малышом более конструктивно с точки зрения развития речи ребенка. При этом с опытом приходит «чувство баланса»: говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Надо ли для развития дикции читать вслух?

Чтение вслух
Чтение вслух

Каждый логопед вам скажет, что одним из лучших упражнений для дикции является чтение вслух. При этом, важно не количество прочитанных слов, а артикуляция и четкость произношения звуков.

При использовании этого приема не стоит забывать и о том, что чтение имеет и другие полезные качества. Приятным «бонусом» такого приема улучшения дикции станет увеличение словарного запаса, улучшение воображения, развитие памяти.

Многие люди любят читать, и при этом их дикция оставляет желать лучшего. Именно поэтому, читать нужно вслух. Стараться внятно и с выражением произносить написанные в книги буквы и слова, окрашивать своею речь в эмоциональные краски.

Регулярное чтение вслух поможет избавиться от косноязычия, оговорок, запинок и других вещей, которые негативно сказываются на дикции.

Так как текст книг, особенно в классической литературе, сильно отличается от того, как мы разговариваем в повседневной жизни, поможет вам не только красиво выражаться, но и формировать свою речь согласно литературному языку.

Читая вслух не стоит спешить. Сядьте в удобное кресло и возьмите книгу. Желательно, чтобы это была одна из ваших любимых книг. Конечно боевики или российские «детективы» для такой практики не подходят. Сложная научная литература тоже.

Очень красивый слог у Льва Николаевича Толстого. Но, в его главном произведение «Война и мир» слишком много французского языка. Поэтому это произведения вам не подойдет. Практикуйтесь на его более ранних рассказах.

Очень хорошо для чтения вслух подойдет советская фантастика. Особенно произведения братьев Стругацких. К сожалению их современные последователи слишком упростили жанр и вряд ли подойдут для чтения вслух.

Читайте выбранное произведение выразительно, обозначая ударения и делая необходимые паузы. Если возвращаться к Стругацким, то послушайте аудиокниги этих авторов, записанные Владимиром Левашовым. Возьмите его дикцию за эталон и попробуйте повторить.

Можно пойти дальше и добавить в свое чтение вслух немного артистизма. Постарайтесь представить героев произведения, их внешность и характер. После чего внесите в их реплики индивидуальные нотки. Но, конечно не стоит забывать о самом главном – тренировки дикции. Перебарщивать с артистизмом не стоит.

Когда вы станете читать вслух уверенно, можно немного увеличить скорость чтения. Но, важно четко и внятно произносить звуки и слова. При увеличении скорости чтения нельзя сбиваться монотонность и излишнему ускорению. Даже если на следующей странице книги вы узнаете развязку события.

Для того, чтобы чтение вслух дало эффект, важно читать не менее 30 минут в день. И уже через месяц вы сможете добиться заметных успехов. А для того, чтобы быть точно уверенным в том, что ваша дикция прогрессирует, запишите на диктофон то, как вы начинали читать вслух и то, как читаете через некоторое время таких регулярных тренировок.

Развитие грамматических способностей ребенка

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

«Запоминаем буквы». Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.

* Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

* Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

* Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

* Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.

«Прятки с буквами». Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

Зачем учиться выражать свои мысли

Тому, как научиться выражать свои мысли, учат еще в школе. Однако не каждый ученик может ответить на вопрос, для чего это нужно. При грамотном изложении мыслей можно уважительно, лаконично и точно описать информацию так, чтобы собеседник мог без труда все понять. Грамотная речь показывает уровень образованности и начитанности, это ценно во все времена. Также ясная речь может без искажений отобразить мысли вслух или на бумаге.

Когда человек не грамотный в речевом плане, его сложно понять другим людям, он с трудом подбирает слова. В результате у него появляются страх перед общением, замкнутость и интровертность.

При неумении излагать свои мысли нелегко общаться с людьми даже по телефону

При неумении излагать свои мысли нелегко общаться с людьми даже по телефону

Обратите внимание! Если не уметь грамотно писать, это создаст сложности при оформлении бумаг, документов, договоров. При этом даже простое сообщение будет казаться смешным, вызывая казус при общении. Когда у человека нет грамотности в изложении мыслей, будет создаваться ощущение, что сказанного много, а смысла в этом нет.

Упражнения на расслабление гортани

4. “Зевающий лев”

Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок.

  • Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете.
  • При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности.

Если вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.

На подсознательном уровне, обнажение горла и подъем подбородка – это манера поведения особи в состоянии полной безопасности, когда ее не могут атаковать. Наше же тело считывает свои же собственные сигналы и успокаивается.

Вспомните зевающего льва и бояющуюся собаку в стае и вы сразу поймете связь между открытым горлом и спокойствием (а значит расслаблением и лучшим голосом).

5. Пение буквы “М”

Это упражнение создаст вибрации в голове и расслабляет мышцы гортани (мышцы гортани крепятся к голосовым связкам), следом идет расслабление мышц лица. Вы прочувствуете тембр вашего голоса, и еще очень важно, это удлинит ваш выдох (читайте пункт номер 9).

Критерием того, что вы делаете это упражнение правильно будет служить небольшое щекотание от вибрации в области носа и губ.

Задания по теме «Слоги и ударения»

Перед началом выполнения заданий следует запомнить: слогом называется часть слова. В слове содержится столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Например, О-ля, бе-ре-за, пче-ла и т.д.zadaniya-po-russkomu-yazyku-1-klass-dlya-samostoyatelnoj-raboty.jpg

Задание 1.

Ниже предложены слова. Нужно записать из в три столбика: в первый – слова, имеющие один слог, во второй – слова, имеющие два слога, в третий – слова, имеющие три слога.

Рог, капуста, нога, год, сад, Ира, мальчик, картофель, чайка, майка, помидор, огурец, перец, мед.

Ответ: первый столбик – рог, год, сад, мед. Второй столбик – нога, Ира, мальчик, чайка, майка, перец. Третий столбик – капуста, картофель, помидор, огурец.

Задание 2.

Необходимо переписать текст, изменяя слова в скобках по смыслу. Слова из скобок разбить на слоги карандашом.

Хорошо (лето). Я хожу на (река) купаться и ловить (рыба). А еще я читаю интересные (книга).

Ответ (слова из скобок сразу изменяем по смыслу и делим на слоги): ле-том, ре-ку, ры-бу, кни-ги.

Задание 3.

Ниже представлены слова. Необходимо выписать только те, в которых ударение падает на второй слог.

Синица, ласточка, ворона, сорока, дятел, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, лепесток, цепочка, телефон.

Безударные слоги в этих словах подчеркнуть карандашом.

Ответ: синица, ворона, сорока, скворец, гвоздика, дорога, кувшинка, цепочка.

Задание 4.

Переписать текст в тетрадь, разбить слова на слоги карандашом.

Днем кувшинка нежится на воде. А ночью ныряет под воду. Стиснет лепестки в кулачок и нырнет с головой. Утром вынырнет из воды. Снова развернет лепесточки навстречу солнцу.

Ответ:

Днем кув-шин-ка не-жит-ся на во-де. А ночь-ю ны-ря-ет под во-ду. Стис-нет ле-пест-ки в ку-ла-чок и ныр-нет с го-ло-вой. Ут-ром вы-ны-рнет из во-ды. Сно-ва раз-вер-нет ле-пес-точ-ки на-встре-чу солн-цу.

Задание 5.

Необходимо переписать текст.

На горе стоял старый замок. К замку вела узкая дорога. Справа от дороги – пропасть. Около замка стоит старый фонарь.

Предложите ребенку устно изменить ударение в словах, выделенных жирным шрифтом. Как изменился смысл написанного? Объясните, почему.

Задание 6.

Необходимо ответить на вопросы, используя справочные слова из скобок.

Целью этого задания является развитие речи школьника. Согласно школьной программы изучения русского языка, первоклассники должны уметь правильно составлять ответы на поставленные им вопросы. Чем полнее и развернутее ответы на вопросы, тем лучше.

Куда пошли товарищи? (удить рыбу) – Ответ: Товарищи пошли удить рыбу.

Где находилось озеро (за полем) – Ответ: Озеро находилось за полем.
Что сделали ребята (закинули удочки) – Ответ: Ребята закинули удочки.
Какая рыба поймалась (ерш и лещ) – Ответ: Поймались ерш и лещ.

Задание 7.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «жи» и «ши».

Ш_шки, луж_, ш_ло, груш_, ш_рокий, мащ_на, ш_на, наж_вка, карандаш_, полож_ть, ж_знь, хорош_е, малыш_.

Задание 8.

Необходимо списать слова, вставляя пропущенные буквы. Карандашом подчеркнуть сочетание «ча», «ща», «чу» и «щу».

Рощ_, щ_вель, плач_, ч_до, угощ_, щ_ка, ч_йка, лещ_, ч_жи, ч_й, нач_ло, ч_йник, ч_шка, щ_т, ч_дак, щ_чий, ч_десный, ч_довище, ч_деса, ч_щ_, гущ_, сч_т.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Третий год речевого развития

Третий год богат процессами интеллектуального развития детей. Младший дошкольник начинает изъясняться в правильных грамматических формах, появляются падежи. Активный словарный запас в среднем составляет уже 1200 слов. В лексике преобладают глаголы и существительные. Прилагательные ему даются сложнее. Может наблюдаться изменение мест слогов в слове.

  • В этом возрасте формируются важные навыки грамматической речи, пространственного восприятия. Важно работать над связной речью, соединением слов в предложение. Опишем несколько упражнений для развития общения:
  • Формирование пространственного восприятия. Необходимо дома взять предмет и с соответствующими предлогами производить с ним действия: кукла НА столе, кукла ПОД столом, кукла ЗА столом, кукла ПЕРЕД столом. Можно использовать другие предлоги.
  • Развитие артикуляции. Для этого важно проводить занятия с использованием язычка: язычок поселился в домике – малыш показывает его, язычок выбегает из домика – «бегает» по губкам, язычок чистит зубки – нужно провести им по внутренней и наружной стороне зубов, язычок пошел в гости к щечкам – направить в одну сторону, затем в другую, спрятать за щеками.
  • Развитие мелкой моторики. Для развития интеллекта в целом, а также речи, важны задания для пальчиков. Это могут быть потешки с их участием:

«Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

Встали пальчики – «Ура!»,

В детский сад идти пора».

Также важно использовать подручные средства: катать шарики, собирать мозаику, лепить из пластилина, делать поделки.

Если у ребенка появляются проблемы с общением, речью, он не хочет говорить, важно вовремя обратиться за логопедической помощью.

форме игры.

Вам будет интересно:

1.Вызывание речи у неговорящего ребёнка 1-2 года.

2.Этапы развития речи в норме.

Принципы для развития правильной речи

Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:

  1. Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
  2. Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
  3. Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
  4. Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
  5. Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
  6. Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
  7. Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
  8. Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
  9. Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток. Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.

Художественное чтение Художественное чтение “с выражением” преследует сразу несколько целей: развлекает ребенка, способствует эмоциональному развитию (одним героям он сопереживает, на других злится), обогащает словарный запас, демонстрирует красивую правильную речь

Что нужно учитывать при общении с окружающими

Запишите на диктофон свое непринужденное общение с друзьями. Такая уловка покажет допускаемые вами ошибки. Чаще это:

  • Слова-паразиты. Часто используемые слова для связки речи, такие как «короче», «как-бы», «наверно», указываю на нерешительность, уменьшают значимость того, что говорится. Постарайтесь убрать из своей речи сленг, жаргон. Не сокращайте слов, произносите полностью. И самое главное, уберите из речи нецензурную лексику.
  • Быстрая речь. Речь без пауз мешает слушателям сконцентрироваться на высказывании. Многие фразы при этом получаются скомканными. Если среди слушателей будут люди с проблемами слуха, то половину они не услышат и вовсе.
  • Коверканье слов и неправильное ударение. Обращайте внимание, как слова произносят окружающие. Если вы ставите ударение в другом месте проверьте себя с помощью словаря.

Также отвлечет внимание людей от речи неуместная мимика и жесты. Они должны подчеркивать сказанное, поэтому не нужно сильно размахивать руками или чрезмерно улыбаться. Движения должны быть плавными, а лицо выражать спокойствие. Потренируйтесь перед зеркалом. Обратите внимание при этом на свою осанку. Спина должна быть прямая, а плечи развёрнутыми. Так вы будете выражать уверенность, что привлечет к вам слушателей.

Игры для развития речи

  • Имитирование звуков животных. Сначала ребенку нужно дать послушать эти звуки (для этого есть много разных книг и игрушек), потом их повторяет взрослый и в последнюю очередь ребенок.
  • Предложите ребенку угадать животное по звуку. Это упражнение не только развивает речь, но и память и внимание.
  • Разыграйте сценки с животным.
  • Посоревнуйтесь, кто дольше протянет один звук.

№2

Чем больше сложных слов вы будете произносить, тем быстрее добьетесь нужных вам результатов и улучшите свою дикцию. Повторяйте сложные слова сначала медленно, а потом как можно быстрее.

  • Фантасмагорический (тренировка звуков «Р», «Ф», «Ч»).
  • Опубликовывать (тренировка звуков «В», «П»).
  • Средств (тренировка звуков «Ф», «С»).
  • Воспользовавшемуся (тренировка звуков «Ш», «В»).
  • Четырехсотдолларового (тренировка звуков «В», «Ч»).
  • Ревербератор (тренировка звуков «В», «Р»).
  • Мелкокалиберными (тренировка звука «К»).
  • Проиллюстрировала (тренировка звуков «Т», «Р»).
  • Субсидированию опосредованному (тренировка звуков «Р», «П»).
  • Целостность территориальная (тренировка звуков «С», «Р», «Т»).

№3

Данное упражнение поможет вам «справиться» со звуком «Ц» и отработать его по-максимуму. Четко произнесите следующие пары слов, а затем повторите, но как можно быстрее и ритмичнее: «Свет – Цвет», «Лиса – Улица», «Сок – Цок», «Сабля – Цапля», «Сыр – Цирк», «Сель – Цель».

Произнесите следующие фразы сначала медленно и четко, а потом повторите, но очень быстро: «Чахла цапля, ходила цапля, сохла цапля», «Против овец и один молодец, а сама овца никто против одного молодца».

№4

Произнесите приведенные ниже слова четко и медленно, а затем повторите их как можно быстрее и следите за тем, чтобы не сделать ни одной ошибки в произношении.

  • Монстр.
  • Демократично-аристократичный.
  • Гибискус.
  • Протестантство.
  • Философствовать.
  • Краеугольный.
  • Ведомство.
  • Переколошматить.
  • Всхрапнуть.
  • Идентификация.
  • Попасть в ствол.
  • Стандартизировать.
  • Сверхзвуковой.
  • Интерфернальный.
  • Постскриптум.
  • Витийствовать.
  • Арьергардный.
  • Сверхвстревоженный.
  • Воспрепятствовать.
  • Бодрствовать.
  • Мудрствовать.
  • Брандспойт.
  • Трансконтинентальный.
  • Взрывоопасный.
  • Взбудоражить.
  • Краеведческий.
  • Всклокочен.
  • Сомнамбулический.
  • Трансплантация.
  • Тантрический.
  • Контрпрорыв.
  • Экспрессивный.

№5

Данное упражнение поможет вам отработать звуки «Х», «К», «Г». Повторяйте пары слов сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее: «Гости – Кости», «Гешка – Кешка», «Гнут – Кнут», «Газельки – Качельки», «Годы – Коды», «Глупый – Клубный», «Гол – Кол».

Сначала медленно, а потом очень быстро повторите следующие фразы: «С косой козел косой идет с горбатой козой», «Крабы грабли сделали крабам, крабы грабли крабам подарили».

№6

Данное упражнение поможет тем людям, которые во время публичных выступлений ощущают проблемы с дыханием. Очень часто нехватку воздуха испытывают люди, использующие в своей речи длинные и витиеватые фразы.

Тренировка диафрагмы поможет закрыть этот вопрос раз и навсегда. Делая выдох, тяните любой гласный звук как можно дольше. Поначалу делать это получается только на протяжении 4 – 8 секунд. Но если вы будете регулярно тренироваться, то сможете увеличить время до 25 – 30 секунд!

№7

Это упражнение поможет вам отработать произношение согласных звуков. Сначала медленно, а потом быстро повторяйте следующие слова и словосочетания: «Без шубы», «Бессмертие», «Оттолкнуть», «Безжалостный», «К гастролям», «К Гале», «Подтвердить», «Ввязаться», «Отдушина», «К Киеву», «Отдаленный», «К городу», «Разжигать», «Восстановить», «Отдать», «Изжить», «К концу», «Ссорить – Сорить», «Введение – Ведение», «Оттащить – Тащить», «Вверх – верх», «Поддержать – Держать», «Вводный – Водный», «Толкнуть – Оттолкнуть».

№8

Выполняя данное упражнение, внимательно следите за тем, чтобы не допускать никаких ошибок в произношении. Произнесите следующие фразы сначала медленно, а потом как можно быстрее: «Дед стар стал», «Вскачь верст сто», «Был град тут в тот год», «Полн клуб вмиг», «Взял трость ваш гость», «Мох гриб скрыл», «Петр был люб всем», «Пел дрозд тут в тот час», «Брызг блеск – всплеск волн!».

№9

Сначала медленно, а потом очень быстро произносите следующие сочетания звуков: «КШТО», «ТЛЗ», «КШТУ», «ДЖР», «КШТЭ», «ВРЖ», «КШТА», «МКРТЧ», «КЖДУ», «КПТ», «КЖДО», «КФТ», «КЖДЭ», «КШТ», «КЖДА», «КСТ».

№10

Чтобы отработать произношение определенных звуков, сначала медленно, а затем как можно быстрее произносите следующие фразы: «Замшела яшма в замше», «С волхвами в хлеву волхв волхвовал», «Четверть четверика без червоточинки гороха», «Пик кипу купи, кипу купи пик», «В Константинополе ассимилировавшимся был обнаружен разнервничавшийся конституционалист», «Пуха купи кипу, кипу купи пуха», «Интервента интервьюер интервьюировал», «Родителям даны из дендрария рододендроны», «Не по-колпаковски колпак сшит; перевыколпаковать колпак надо, переколпаковать», «Клима брат брит, Глеба брат брит, бородат Игната брат», «Не по-колоковски колокол вылит; надо перевыколоколовать колокол, переколоколовать», «Лук клал на ларь Карл, с ларя крала лук Клара».

№11

Данное упражнение позволит отработать определенные звуки в игровой форме.

  1. Думайте, что у вас в руках молоток. Забивайте воображаемым молотком гвоздики, и повторяйте как можно выразительнее следующие звуки: «ГБДЕ», «ГБДУ», «ГБДИ», «ГБДО», «ГБДА», «ГБДЭ», «ГБДЫ».
  2. Слышали ли вы, как мило топает пони? Прыгайте и повторяйте за ним: «ПТКИ», «ТПКИ», «ПТКУ», «ТПКУ», «ПТКЭ», «ТПКЭ», «ПТКО», «ТПКО», «ПТКЫ», «ТПКЫ», «ПТКА», «ТПКА».
  3. Думайте, что вы бросаете своему напарнику какие-то вещи. Каждый свой «бросок» сопровождайте такими звуками: «КЧКИ», «КЧКУ», «КЧКЫ», «КЧКО», «КЧКА», «КЧКЭ».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Развиваем слух, учимся подражать звукам

Эти навыки направлены на развитие фонематического слуха – умения слышать и различать в речи на слух разные звуки. Если фонематический слух не развит, ребенок неизбежно будет путать звуки сначала при произношении, а затем и на письме. Значит, хороший фонематический слух – один из неотъемлемых факторов правильного развития речи ребенка и хорошей успеваемости в школе.

Итак, в игровой форме проводим с крохой следующие упражнения.

  • Что как звучит? Спрячьте за ширмой (шторой) предметы, звучание которых ребенок уже слышал в жизни. Например, стеклянные стаканы, металлические ложки, деревянные кухонные лопатки, распылитель для комнатных цветов и т. д. По очереди заставляйте эти предметы зазвучать. Задача малыша – не ошибиться, отгадывая, что когда звучало. Если случилась ошибка – достаньте предметы, вызвавшие сложность, и покажите наглядно, какие звуки они издают. Можно усложнить игру, подобрав незнакомые ребенку предметы. Тогда сначала ему показывают, что как звучит, а затем прячут и играют.
  • Кто как кричит? Понадобится аудиозапись с голосами разных животных и птиц (лучше тех, которые ребенку уже знакомы). Его задача – угадать по голосу каждое животное, птицу.
  • Что за транспорт? То же самое, только с записями звуков разных транспортных средств (самолет, машина, трактор, поезд, пароход).
  • Откуда звук? Ребенку завязывают глаза. Взрослый при этом издает какой-либо звук (хлопает в ладоши, звенит колокольчиком) справа, слева, сзади, впереди, дальше или ближе. Задача малыша – указать рукой направление, откуда идет звук.

Звукоподражание – еще одно средство развития слуха и разговорной речи, поскольку оно позволяет проанализировать звук, который нужно воспроизвести, задействуя в его произношении речевой аппарат. Имитировать можно самые разные звуки:

  • человека (стон, восторг, укачивание младенца, выражение приятного вкуса);
  • животных (лягушка, комар, слоник, жук, собака, муха, кошка, корова и т. д.);
  • природы (шелест листвы, гром, ветер, дождь);
  • бытовых предметов (молоток, часы, ножницы, дрель, пылесос, кран с водой).

Логоритмика

Веселое азбуковедение

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Зима – лето. Жара – холод. Правда – ложь. Богач – бедняк. Горький – сладкий. Полезный – вредный…

«Волшебная палочка феи Словарины»

Для игры необходима «волшебная» палочка. Один конец палочки уменьшает, а другой – увеличивает.

Взрослый игрок называет слово, затем касается одного из детей палочкой. Ребенок называет данное слово либо уменьшительным, либо увеличивающим в зависимости от конца палочки, которой дотронулись до ребенка.

Дом – домик – домище. Мост – мостик – мостище. Дождь – дождик – дождище. Кот – котик – котище…

Автор: Круговых Маргарита Александровна 

Старший воспитатель МАДОУ д/с №7 г.Ишима

000000001_3797.jpgВсе знают, какую важную функцию в жизнедеятельности че­ловеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основ­ной физиологической функции, — осуществления газообмена, — дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыха­ние. Речевое дыхание  (диафрагмальное) — основа звучащей речи, источник обра­зования звуков, голоса.

Механизм этого типа дыхания заложен в нас природой изначально. Это древнейший тип дыхания, присущий всем теплокровным и на 90% всей потребности в дыхании осуществляется за счет него.

Основная мышца, которая приводит этот тип дыхания в действие – диафрагма. Она разделяет брюшную и грудную полости. При вдохе диафрагма расслабляется и, опускаясь, давит на брюшные органы, которые в свою очередь прижимаются в брюшной стенке, заставляя ее выпячиваться и округляться. На выдохе диафрагма сокращается, поджимает легкие, а брюшная стенка втягивается. При этом верхняя часть грудной клетки остаются без движения. Внешне это выглядит как дыхание животом.

 При коррекции нарушений речи возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание, особое значение приобретают дыхательные упражнения. Соответствующая гимнастика направлена на выработку у детей навыков правильного рационального дыхания, произвольного управления процессом движения воздушного потока. 

Речь элегантной женщины

Элегантная речь играет на руку в любой ситуации: в работе, учебе, бытовом и дружеском общении. Вебинар Надежды Трофимовой рассчитан на женскую аудиторию. Надежда раскрывает секреты эффектной речи, приводит примеры построения грамотной коммуникации на основе языкового этикета. За время вебинара участницы смогут очистить и обогатить речь, избавившись от основных ошибок и украсив специальными приемами. 

Полезные советы по улучшению дикции ребенка

Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:

  1. Больше разговаривайте с малышом на различные темы;
  2. Беседуя, соблюдайте грамотность и чистоту собственной речи;
  3. Говорите слова четко внятно, с интонацией;
  4. Когда ребенок говорит – не перебивайте, дайте ему высказать мысль;
  5. Проводите занятия по расширению кругозора и словарного запаса;
  6. Читайте с детьми книгиЧитайте книги. Это могут быть сказки, развивающие книги, журналы. Отправляясь в поликлинику или другое место, где необходимо провести время в ожидании, захватите рассказ или сказку вместо гаджета с игрушками;
  7. Проводите занятия, развивающие мелкую моторику, что благотворно влияет на улучшение дикции. Поделки из круп, рисование, лепка из теста и пластилина, аппликации прекрасно подойдут;
  8. Старайтесь ежедневно в игровой форме проводить артикуляционную гимнастику;
  9. Хвалите малыша за каждое речевое достижение;
  10. Заведите традицию перед сном делиться впечатлениями дня. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего запомнилось, понравилось или вызвало огорчение.

Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Задания для диктантов

Школьники, окончившие первый класс, должны уметь писать на слух небольшие диктанты. Чтобы за лето вчерашние первоклассники не утратили этот навык, родителям рекомендуется хотя бы раз в 1-2 недели проводить для детей диктанты. Ниже мы представляем несколько текстов для самоподготовки.

Задание 1.

Все реки текут в моря. Куда девается вода из моря?
Вода из моря поднимается туманов. Из туч вода падает на землю. С земли она стекает в болота, ручьи, реки. Из рек вода снова попадает в моря.

Задание 2.

Вы видели одуванчик?

Цветы одуванчика похожи на солнце. Лепестки одуванчика как золотые лучики. Они цветут все лето. Созревшие их семена собраны в пушистый шарик. Дунешь на шарик – полетят в воздух легкие летучие семена.
Поэтому и называется цветок одуванчиком.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 3.

Хамелеон – маленький потомок динозавров. Это животное умеет менять свою окраску. Обычный цвет хамелеона – зеленый. Но он может стать фиолетовым, красным, коричневым и даже черным.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 4.

Весна. Журчат вечевые ручьи. Проснулась пчелка от зимнего сна. Прочистила глазки мохнатыми лапками. Разбудила подругу. Полетят мед собирать. Пчелки – труженицы.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 5.

Школьники едут отдыхать в летний лагерь. Утром автобус подъехал к школе. Отъезду радовались все. Машины выехали за город. Они объехали поле и въехали в лес. Учитель объявил остановку. Он объяснил школьникам, где они будут жить.

Задание 6.

Первобытные люди охотились и работали вместе. Чтобы охота была успешной, им нужно было общаться. И у людей развилась особая система общения – язык. Он стал позволять выражать мысли с помощью слов и выражений.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.

Задание 7.

Письменная речь – это речь написанная. Люди не сразу придумали буквы. В древние времена они писали рисунками. Сейчас такое письмо можно увидеть на дорожных знаках, вывесках магазинов, кафе.

Задание 8.

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика. Они прогнали собаку и спасли котенка.

Задание 9.

Дуют холодные ветры. Выпал первый снег. Многие птицы улетели в теплые края. Воробьи, голуби и синицы остались. Мальчик сделал кормушку для птиц и насыпал в нее зерен и крошек хлеба. Птицам будет что поклевать зимой.

Задание 10.

Стала желтой от горячего солнца скошенная трава. Как хорошо в тени строго клена! Его зеленые листья словно шепчут, что до осени еще далеко.

Подсказка: помогайте ребенку правильно проставлять сложные знаки препинания.zadaniya-po-russkomu-yazyku-1-klass-dlya-samostoyatelnoj-raboty.jpg

Речевое развитие дошкольника в 6 лет

Развитие речи ребенка в шесть лет

В этом возрасте присутствуют почти все звуки, ребенок может формулировать сложные предложения. Он может выстраивать правильные грамматические конструкции из слов, присутствуют сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Словарный запас составляет до 3500 слов, это свидетельствует о развитии мышления. Что помогает развивать речь?

  • Беседы о прочитанной книге, просмотренном мультфильме, действиях в течение дня. Нужно следить, чтобы шестилетний ребенок описывал действия не одним словом, а давал развернутые ответы на вопросы.
  • Совместное чтение художественной литературы. Важно, чтобы ребенок понимал смысл прочитанного. Родитель должен следить за выразительностью собственной речи, изменять интонацию, замедлять темп, повышать и понижать голос.
  • Плохое запоминание прочитанного можно дублировать рисунками-схемами. Рисовать рисунки можно к каждому предложению. Стоит просить пересказывать то, что прочитали.
  • Продолжаем развивать фонематический слух, делать артикуляционную гимнастику, учить стишки, скороговорки и чистоговорки.

Шестой год развития – это подготовительный период к школе. У будущего школьника уже должны быть сформированы основные навыки произношения звуков и их отличия в устной речи. В этот момент важно определить уровень готовности ребенка к школе, чтобы за оставшееся время подготовить его. Но в подготовке даже важно не чтение, письмо и счет – этому он научится в школе. Основное значение имеет психологическая готовность – понимание ребенком своей позиции в обучении, навыки общения с окружающими, способность контролировать свои эмоции. Важна физиологическая и интеллектуальная готовность.

Упражнения для формулирования мыслей

Ряд способов, которые помогут понять, как следует правильно выражать свои мысли:

  • Чаще выступать на публике. Использовать любые возможности выступить с докладом, на совещании и собрании. Подготовиться, безусловно, следует заранее.
  • Сначала попробовать изложить мысли письменно. Прежде, чем отправить электронное письмо, следует пробежаться по нему глазами, анализируя органичность предложений.
  • Слушать хороших ораторов, читать качественные книги. Здесь могут быть и деловые книги, и художественные. Польза от чтения, как известно, недооценена. Это поможет пополнить словарный запас и внедрить новые разговорные конструкции в речь.
  • Развивать свой мозг. Это означает правильно питаться, заниматься спортом, решать интеллектуальные задачи.
  • Изучать приемы ораторского мастерства и риторики. Неплохими трудами для воплощения данной идеи будут книги Д. Карнеги.
  • Следить, чтобы общение не становилось болтливостью. Многословность – это неумение излагать свои мысли.
  • Принимать активное участие в дискуссиях, совещаниях. Это поможет научиться отстаивать свою позицию.
  • Перед выступлением записывать себя на диктофон.
  • Особую роль играет окружение человека. Поэтому, чтобы речь стала более разнообразной, следует общаться с такими людьми, у которых богатый словарный запас.
  • Писать конспект выступления. Иметь перед выходом на публику структурированный план речи – деловой подход к делу.
  • Не применять слишком изощренные слова и сложные предложения. Чем речь проще и интереснее, тем большее количество людей ее поймет.

Развивать привычку грамотно говорить не всегда легко, поэтому придется потрудиться. Однако следует помнить, что в конечном итоге можно существенно увеличить словарный запас, суметь выразить все свои мысли вслух без стеснения, улучшить разговорный язык с помощью внедрения в него новых слов.

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Методика Домана

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

Упражнения помогающие развивать речь

Они помогут людям в любом возрасте, неважно это первоклассник или мужчина в зрелом возрасте.

  1. Найдите оратора, речь которого по душе вам. Следует прослушать и проанализировать несколько его выступлений. Так вы заметите какими приемами он пользуется. Наиболее подходящие необходимо взять на заметку. Только обязательно их нужно протестировать при общении с друзьями. Таким образом увидите, работают ли они в вашем случае, при необходимости подкорректируете речь.
  2. Общение с самим собой. Когда никого нет рядом попробуйте доказать себе что-то. Немного поспорьте, выдвигая различные теории. Это поможет быстро находить необходимые слова и мысли при общении с окружающими.
  3. Составляйте небольшие рассказы. Возьмите за основу 5 разных слов. После составьте с ними не большой рассказ. Данное упражнение развивает логику и тренирует воображение.

Урок по интонации

Интонация придает речи ритм и мелодичность, делая приятной для уха. Проявляется интонация благодаря темпу говорения, паузам, повышению и понижению тона, акцентам на отдельных звуках и словах. При использовании интонационных инструментов текст начинает играть разными красками. Как развить интонацию и понимание текста с помощью простых упражнений, показывает диктор Сергей Вострецов.

Занятия на развитие связной речи

Важная часть языкового развития – это работа над становлением связной речи. Она обогащает словарный запас, позволяет добиться правильного звукопроизношения, способствует размышлению над грамматическим и смысловым содержанием слова и предложения, готовит к письму.

упражнения на развитие речи у дошкольников

Обучиться рассказыванию помогут занятия по развитию речи, проводимые в разной форме

Игры с деревянными брусками

Исследования подтвердили, что у детей из семей с низким доходом у родителей, которые играли брусками, развитие навыков коммуникации происходит лучше и быстрее, чем у тех, кто такими брусками не играл.

«Покажи и расскажи»

Попросите малыша принести в комнату его любимые игрушки и рассказать всем что-нибудь интересное о них. Затем начните спрашивать ребенка, почему ему нравится та или иная игрушка, как её зовут, как он с ней играет. Это очень хороший способ улучшить навыки речевой коммуникации у детей.

«Домашнее хозяйство»

Распределите роли, сделав малыша родителем, и обсуждайте все повседневные домашние дела и обязанности.

Игровое упражнение «Закончи фразу». 

Способствует в том числе и тренировке воображения. Взрослый рассказывает детям начало истории (сказки, стихотворения), а они сами придумывают концовку.

Речевое упражнение «Построй предложение». 

Цель: развитие навыков построения длинных предложений из знакомых слов. Ребенок должен закончить предложение, начатое взрослым, опираясь на его наводящие вопросы: «Маша пошла в лес с корзинкой, зачем? (собирать грибы, в гости к бабушке). У нее в корзинке, что? (ничего нет, пирожки)». Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы.

Игровое упражнение «Если бы…».

Ставит достаточно сложную для дошкольника мыслительную задачу по анализу, моделированию и прогнозированию ситуации. Ребенку предлагают поразмышлять о том, что бы произошло, если бы у него в руках оказалась волшебная палочка, он стал бы невидимым и тому подобное.

Речь ребенка станет образной и выразительной только тогда, когда понятно и логично с ним будет общаться взрослый, поэтому занятия для развития речи должны проходить неторопливо и последовательно. Чтобы дети заинтересовались, нужно использовать доступные им методы обучения, привлекать других детей, самим родителям принимать активное участие.

Создать благоприятные условия для занятий помогут игровые уголки и наборы игрушек, позволяющие придумывать игры для развития речи детей дома. Лучшее, что может быть, — это домашний театр с разными персонажами и простыми декорациями (домики из конструктора, ветки деревьев, кубики). Так ребенок научится хорошо разговаривать и творчески импровизировать.

Повторюша. Мультфильм на звукоподражание

Упражнения на тембр голоса

Тембр голоса зависит от индивидуального набора частот, заложенного природой. Повлиять на природный тембр (изменить или улучшить) возможно, выполняя специальные упражнения. В обучающем ролике Кирилла Плешакова-Качалина показаны графики, отражающие законы образования писклявого, грубого, глухого, тихого, зажатого и свободного сбалансированного голосов. Приведенные графики позволяют провести диагностику собственного голоса и понять слабые места, над которыми стоит поработать.

Понятная, логичная, интересная речь внушает доверие, убеждает и создает говорящему имидж профессионального, уверенного, грамотного человека.

Врачебная сторона вопроса

Такие речевые дефекты, как картавость или шепелявость могут быть связаны с врожденными заболеваниями. И эти недостатки – первое, что нужно устранить, чтобы развивать речь. Поэтому прежде чем интересоваться, как развить красивую речь, нужно посетить врача-логопеда для устранения возможных дефектов. На нашем сайте вы можете узнать ответы на вопросы — как перестать шепелявить и как перестать картавить более подробно.

как развить речь

Иногда пациенту назначается хирургическая операция, после которой человек сможет пользоваться своей речью с максимальной эффективностью. После устранения всех физических препятствий уже можно задуматься, как улучшить речь и сделать ее разнообразной и увлекательной.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...