Тема: «Звук [Ч], буква Ч»
Цель:
- Четкое произношение звука [Ч] изолированно, в слогах, словах, фразах; знакомство с буквой Ч.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей со звуком [Ч] и буквой Ч;
- учить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
- закрепить понятие звук и буква;
- совершенствовать навык звукового и слогового анализа.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематические процессы;
- обогащать словарный запас родственными словами к слову чай;
- упражнять в составлении предложений по схемам, с предлогами;
- развивать внимание, память;
- развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать аккуратность,
- воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.
Оборудование:
- Чебурашка (игрушка), схема для характеристики звуков, чемоданчик, чашки (заготовки для детей и образцы), игрушечный чайник, ручки, цветные карандаши, Город букв.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Оргмомент.
Отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Он коричневого цвета,
Его любят все за это.
Знает каждая дворняжка
Друга Гены … (Чебурашку).
2. Самомассаж лица.
– Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный, уставший. Давайте научим нашего гостя делать самомассаж лица, чтобы расслабиться и поднять себе настроение.
Руки растираем и разогреваем, (Потирают ладони, хлопают.)
И лицо теплом их нежно умываем. (Ладонями проводят по лицу сверху вниз.)
Пальцами «сгребаем» все плохие мысли. (Кончиками пальцев проводят от середины лба к вискам.)
Уши растираем вверх и вниз мы быстро. (Растирают ладонями ушные раковины.)
Тянем вниз за мочки (Слегка потягивают уши за мочки.)
И «идём» по щёчкам. (Постукивают кончиками пальцев по щекам.)
Подбородок ущипнем, (Пощипываем, потягиваем и прижимаем пальцами подбородок.)
И потянем, и прижжем.
Шею гладим мы легко (Ладонями поглаживаем шею от нижней челюсти к ключицам.)
И вздыхаем глубоко. (Делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем.)
3. Сообщение темы.
– Дети, догадайтесь, какой у Чебурашки любимый звук? Объясните: почему?
– Сегодня мы будем четко произносить звук [Ч].
4. Уточнение артикуляции, характеристика звука.
Уточнение артикуляции звука Ч.
– Поставьте перед собой зеркала и произнесите: Ч-Ч-Ч.
– Можно этот звук петь?
– Что мешает воздуху выходить свободно?
– Что делает язычок, губы?
Характеристика звука по схеме:
- согласный,
- мягкий (обозначаем зеленой фишкой),
- глухой.
Изолированное произношение звука [Ч]:
– Чебурашка хочет проверить, все ли дети произносят его любимый звук [Ч] правильно. (Дети произносят звук по цепочке).
5. Воспроизведение слоговых рядов (упражнение «Пальчики здороваются»).
- Ач-оч-уч-ич
- Чу-ча-чи-че
- Чка- чку — чко — чки и т.д.
6. Выделение звука [Ч].
– Чебурашка предлагает вам поиграть в игру «День-ночь». (Ночь — дети «спят» (глаза закрыты). Услышав звук [Ч] ) в слогах, словах, открывают глаза, «просыпаются» — наступает день.)
а) Слоги: чу, те, оч, тя, ать, сю, ча, ись, си, тё, ить…;
б) Слова: ситец, чаша, гречиха, петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо…;
– Помогите Чебурашке собрать в чемодан картинки (дети называют картинки на панно; кладут в чемоданчик и называют те, в названии которых слышится звук [Ч], одновременно определяя слоговой состава и выделяя ударный слог).
7. Знакомство с буквой Ч.
– Чебурашка хочет показать вам свою любимую букву, но сначала скажите, чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем).
– На какую цифру похожа его любимая буква? (На цифру 4)
– Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как 4,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
– Сколько частей в этой букве?
– С какой стороны у нее поднята «рука»?
– Напишите эту букву в воздухе воздушными ручками.
– Где в городе букв будет жить буква Ч, почему? (В районе согласных бук, в домике с зеленой крышей.)
8. Физкультминутка.
– А теперь давайте немного отдохнем и расскажем нашему гостю о хитрых лисичках.
«Хитрые лисички»
Хитрые лисички вышли погулять, (Дети показывают, как бегают лисички)
Чтобы поймать: или птичку, или рыбку, (Выполняют движения по тексту)
Или зайку, или мышку, но
Птички улетают, рыбки уплывают,
Зайки убегают, мышки прячутся в нору.
9. Украшение чашек.
– Из чего можно пить чай ? (Ответы детей. Дети получают заготовки чашек.)
– Давайте поможем Чебурашке украсить чашки, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.
Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
А в конце пути упал.
(Загибают по одному пальчику на каждой руке)
– На верхней части чашки напишите столько букв Ч, сколько на образце (показ образца), под самой красивой вашей буквой поставьте точку.
– Чтобы наши чашки стали еще красивее, нарисуйте на них звуковую схему слова чашка, раскрасив кружки на средней части чашек. (Дети проверяют правильность выполнения задания по образцу.)
– В нижней части чашки нарисуйте слоговую схему этого слова и поставьте ударение. (Проверка по образцу.)
– Молодцы, какие красивые чашки у вас получились!
10. Подбор родственных слов.
– Чашки готовы, пора заваривать чай. А чтобы он получился вкусным, давайте наполним чайник родственными словами к слову чай.
(Чаек, чайник, чайничек, чаепитие, чаевничать, чайный (сервиз).)
– Как вы думаете, слово чайка — родственное слову чай? Почему?
11. Подбор слов-действий, слов-признаков.
– Расскажите, что можно делать с чаем, подберите слова-действия (пить, выливать, переливать, кипятить, заваривать и т.д.)
- Приготовьте свои чашки, я налью в них чай.
– Расскажите, какой у вас чай, подберите к этому слову слова-признаки слушайте ответы внимательно, старайтесь не повторяться (горячий, холодный, сладкий, вкусный и т.д.).
12. Составление предложений.
– Чай очень горячий, пока он стынет, давайте поиграем в игру «Составь предложение».
– Составьте предложения про Чебурашку из 2, 3, 4 слов (по схемам).
– Составьте предложения про Чебурашку с маленькими словами за, из-за, под, из-под. (Выставляются карточки-символы предлогов.)
– Молодцы, красивые предложения составили!
13. Заучивание скороговорки.
- Послушайте скороговорку, помогите Чебурашке вернуть в нее «убежавшие» слова:
Чебурашка, не скучай,
Пей из (чашки) вкусный (чай).
Заучивание скороговорки.
14. Итог.
– Чебурашке пора возвращаться в свою сказку.
– Какой у нашего гостя любимый звук? Какой это звук?
– Прощаясь с Чебурашкой, назовите по одному слову со звуком [Ч].
Нехаева Л.И.,
учитель-логопед

Loading …
2.
Характеристика звука [Ч]:
Звонкие
При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну, и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.
К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.
При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.
Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.
Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).
Зв. | [б’] | [б] | [в’] | [в] | [г’] | [г] | [д’] | [д] | [ж] | [з’] | [з] | [й] | [л] | [м] | [н] | [р] |
Гл. | [п’] | [п] | [ф’] | [ф] | [к’] | [к] | [т’] | [т] | [ш] | [с’] | [с] | [х] | [ц] | [ч] | [щ] |
Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению. К примеру: дом — том, суд — зуд, код — год.
Глухие и звонкие согласные звуки
6. Недостатки произношения:
замена
на [ц’], [т’], [ш’];
замены,
характерные для
шипящих звуков.
Артикуляционная гимнастика
– «Наказать непослушный язычок»;
– «Блинчик»;
– «Вкусное варенье»;
– «Чашечка»;
– «Гармошка»;
– «Грибок»;
– «Ковшик».
Артикуляционная гимнастика
Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:
- «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.
- «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.
- «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.
Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].
Словосочетания и фразы на звук Ч
1) Флейта звучит, а флейты звучат;
- Швея строчит, а швеи строчат;
- Малыш кричит, а малыши кричат;
- Мальчишка стучит, а мальчишки стучат.
2) Курица кудахчет, кузнечик стрекочет, орёл клекочет, лев рычит, воробей чирикает, рыба молчит.
Оцени-ка страничку!
5.00(1голос)
Готовность речевого аппарата ребенка
В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.
Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.
«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.
Обращаться к логопеду для коррекции аффрикатов можно с 4 лет. До этого возраста рекомендуется массаж, дыхательная гимнастика, развитие подвижности речевого аппарата в игровой форме.
Игровые упражнения для закрепления материала
- Записав пары слов, включающих в себя парные звуки по твёрдости мягкости, можно попросить ребенка выделить цветом:
- гласные – красным;
- твердые согл. – синим;
- мягкие согл. – зеленым.
- Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их характеризовать звуки в них. Для первых попыток следует подбирать варианты из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.
- Можно модифицировать предыдущее задание, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ЯБЕДА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).
- Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.
- Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать Ъ или Ь знак.
Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:
- Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее. Таким образом, к схеме: «ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – СИНИЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – КРАСНЫЙ – ЗЕЛЕНЫЙ – ЖЕЛТЫЙ» подходит слово «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
- Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета – десять. Согласных мягких и твердых в сумме 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
- Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
- Для детишек, только начинающих изучать фонетику, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется меловая или маркерная доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.
- В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый играющий называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает его, характеризуя каждый согласный. Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.
- Как только станет понятно, что с основами определения звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по принципу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.
Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет знать, как правильно охарактеризовать согласные звуки русского языка в словах.
Шишкина школа – видео по теме
Последние добавленные комментарии
Самое интересное в разделе “Младший школьник”
Заходите в Книжную лавку за полезными книгами!
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
14. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Ч] В СЛОВАХ
Задания с картинками. . Повтори
название каждой картинки по два
раза.
Назови картинки в том же
порядке, как я скажу. Например:
ключ — чайник —
чучело и т. п.
Если картинка
отмечена тЦ, представь себе,
что таких предметов пять, и со
считай их.
Закрепление
После обучения ребенка звуку необходимо автоматизировать произношение «Ч». Процесс происходит постепенно от легких до более сложных заданий:
Использование слогов. Они должны быть изначально прямыми (ча-ча-ча, чу-чу-чу и т.д). После проговаривают обратные (ач-ач-ач, уч-уч-уч). Если нужно дифференцировать звук «Ч» от «Т», «Ц» или «Щ», то применяются слоги с наличием этих букв (ча-та, що-чо, чу-цу).
- Слоги и слова. Для этого этапа подходят чистоговорки (Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача).
- Слова. Буква должна стоять в начале слова, в середине и в конце. Используют стихи, песенки, скороговорки.
- В предложениях. Чтение текстов, рассказов, историй вместе с ребенком.
Важно! Избегайте переутомления малыша. Не стоит начинать занятия, если он устал после прогулки или других действий. Упражнения для детей 5-6 лет длятся 10-15 минут. Время увеличивайте на 5 минут в соответствии с возрастом.
Обычно закрепление результата логопеды предоставляют родителям в качестве домашних заданий. Детям проще обучаться в привычных условиях не стесняясь взрослых.
Другие сочетания
- В окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г произносится как [в]: красного [краснава], синего [синива].
- Звук [щ’] может быть обозначен многими способами (см. Написание слов при появлении звука [Щ’].) :
- буквой щ : щедрость [щ’эдраст’] ;
- сочетаниями согласных:
- шч : веснушчатый [в’иснущ’итый’] ;
- жч : перебежчик [п’ир’иб’эщ’ик];
- сч : счастье [щ’ас’т’й’э], разносчик [разноц’ик] ;
- зч : рассказчик [раскащ’ик], перевозчик [п’ир’ивощ’ик];
- стч :;
- здч : объездчик .
Использованная литература:
- Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. — М.: Просвещение,2009.- 192с.
- Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
- Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x
4. Согласный |dʒ| – произношение английских звуков
Произносится в словах job, jam, jazz, joke и др. В русском языке аналогов этому звуку нет!
Типичная ошибка русскоговорящих – произносить этот звук как сочетание | дж |. На самом деле звук | dʒ | – это просто звонкий вариант предыдущего звука – | tʃ |, как в chair. Проблем с ним не возникнет, если ты научился произносить глухой вариант. Но на всякий случай повторим.
РЕКОМЕНДУЕМ: произнеси сначала русское слово час, а после произнеси его с кончиком языка у задней части альвеол. Сделай звук чуть более твердым и шумным. Третий шаг – сделай звук звонким ⇒ у тебя получится английский звук | dʒ | и что-то наподобие слова jazz 🙂
Для ощущения контраста между русским |дж| и английским | dʒ |, сравни произношение слов jazz у Кэтрин Зеты-Джонс и джаз у Ларисы Долиной:
Если уж искать аналогии в русском языке, то | ʤ | скорее напоминает озвончонную | ч | в слитно произносимых сочетаниях: дочь_героя, печь_блины, лечь_да_отдохнуть.
Итак, с произношением все понятно, переходим к тренировке на словах.
Продолжи фразу
У них усы не для красы — Они показывают время И называются… (часы).
Когда лежу на месте. Не раскрывая рта, Во мне, скажу по чести, Такая пустота! Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть Дорожные предметы В мою большую пасть. Мне, видно, от рожденья Такой характер дан, Что я люблю движенье, На то я … (чемодан).
Кто же это ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходит … (черепаха).
Вышел еж с сапожной щеткой, Занялся работой… (четкой).
Заяц волка замещает, Всех косых не … (замечает).
Вдоль по улице мощеной Мчится вскачь арбуз… (моченый).
А волна реки, плеща, Пену сбросила с … (плеча).
Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ]
Наиболее легкое, но в то же время действенное упражнение.
Произносить по очереди следующие слоги:
ца —ча — ща – та | цо — чо — що – то | цу —чу — щу – ту |
цы —чи — щи – ти | це —че — ще – те | ща —ча — ца – та |
що — чо — цо – то | щу — чу — цу – ту | щи — чи — цы – ты |
ще —че — це – те | ац — ач — ащ – ат | оц — оч — ощ – от |
уц — уч — ущ – ут | яц — яч — ящ – ят | иц — ич — ищ – ит |
ец — еч — ещ – ет | ащ —ач — ац – ат | ощ —оч — оц – от |
ущ —уч — уц – ут | ящ — яч — яц – ят | ищ —ич — иц – ит |
ещ —еч — ец – ут |
18. .
Выучи чистоговорки и
скороговорки
УЧ —УС —УЧ — погас солнца
луч. 3. Караси в речке, овечки у
печки,
ЧА—СА—ЧА — горит свеча. Овечки у
печки, караси в речке.
УС —УЧ —УЧ — появился солнца луч.
СИ —СИ —ЧИ — погас огонь в
печи. 4. У мосточка под кусточком
Две лисички — две
сестрички. 2. Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.
Рассмотри картинки.
Вспомни скороговорку про каждую
картинку.