Звук Ч

Тема: «Звук [Ч], буква Ч»

Цель:

  • Четкое произношение звука [Ч] изолированно, в слогах, словах, фразах; знакомство с буквой Ч.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком [Ч] и буквой Ч;
  • учить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;
  • закрепить понятие звук и буква;
  • совершенствовать навык звукового и слогового анализа.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематические процессы;
  • обогащать словарный запас родственными словами к слову чай;
  • упражнять в составлении предложений по схемам, с предлогами;
  • развивать внимание, память;
  • развивать общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать аккуратность,
  • воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей.

Оборудование:

  • Чебурашка (игрушка), схема для характеристики звуков, чемоданчик, чашки (заготовки для детей и образцы), игрушечный чайник, ручки, цветные карандаши, Город букв.

Ход организованной образовательной деятельности

1. Оргмомент.

Отгадайте, кто пришел к нам в гости:
Он коричневого цвета,
Его любят все за это.
Знает каждая дворняжка
Друга Гены … (Чебурашку).

2. Самомассаж лица.

— Дети, посмотрите, какой Чебурашка грустный, уставший. Давайте научим нашего гостя делать самомассаж лица, чтобы расслабиться и поднять себе настроение.

Руки растираем и разогреваем, (Потирают ладони, хлопают.)
И лицо теплом их нежно умываем. (Ладонями проводят по лицу сверху вниз.)
Пальцами «сгребаем» все плохие мысли. (Кончиками пальцев проводят от середины лба к вискам.)
Уши растираем вверх и вниз мы быстро. (Растирают ладонями ушные раковины.)
Тянем вниз за мочки (Слегка потягивают уши за мочки.)
И «идём» по щёчкам. (Постукивают кончиками пальцев по щекам.)
Подбородок ущипнем, (Пощипываем, потягиваем и прижимаем пальцами подбородок.)
И потянем, и прижжем.
Шею гладим мы легко (Ладонями поглаживаем шею от нижней челюсти к ключицам.)
И вздыхаем глубоко. (Делаем глубокий вдох и медленно выдыхаем.)

3. Сообщение темы.

— Дети, догадайтесь, какой у Чебурашки любимый звук? Объясните: почему?

— Сегодня мы будем четко произносить звук [Ч].

4. Уточнение артикуляции, характеристика звука.

Уточнение артикуляции звука Ч.

— Поставьте перед собой зеркала и произнесите: Ч-Ч-Ч.

— Можно этот звук петь?

— Что мешает воздуху выходить свободно?

— Что делает язычок, губы?

Характеристика звука по схеме:

  • согласный,
  • мягкий (обозначаем зеленой фишкой),
  • глухой.

Изолированное произношение звука [Ч]:

— Чебурашка хочет проверить, все ли дети произносят его любимый звук [Ч] правильно. (Дети произносят звук по цепочке).

5. Воспроизведение слоговых рядов (упражнение «Пальчики здороваются»).

  • Ач-оч-уч-ич
  • Чу-ча-чи-че
  • Чка- чку — чко — чки и т.д.

6. Выделение звука [Ч].

— Чебурашка предлагает вам поиграть в игру «День-ночь». (Ночь — дети «спят» (глаза закрыты). Услышав звук [Ч] ) в слогах, словах, открывают глаза, «просыпаются» — наступает день.)

а) Слоги: чу, те, оч, тя, ать, сю, ча, ись, си, тё, ить…;

б) Слова: ситец, чаша, гречиха, петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо…;

— Помогите Чебурашке собрать в чемодан картинки (дети называют картинки на панно; кладут в чемоданчик и называют те, в названии которых слышится звук [Ч], одновременно определяя слоговой состава и выделяя ударный слог).

7. Знакомство с буквой Ч.

— Чебурашка хочет показать вам свою любимую букву, но сначала скажите, чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем).

— На какую цифру похожа его любимая буква? (На цифру 4)

— Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем, как 4,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!

— Сколько частей в этой букве?

— С какой стороны у нее поднята «рука»?

— Напишите эту букву в воздухе воздушными ручками.

— Где в городе букв будет жить буква Ч, почему? (В районе согласных бук, в домике с зеленой крышей.)

8. Физкультминутка.

— А теперь давайте немного отдохнем и расскажем нашему гостю о хитрых лисичках.

«Хитрые лисички»

Хитрые лисички вышли погулять, (Дети показывают, как бегают лисички)
Чтобы поймать: или птичку, или рыбку, (Выполняют движения по тексту)
Или зайку, или мышку, но
Птички улетают, рыбки уплывают,
Зайки убегают, мышки прячутся в нору.

9. Украшение чашек.

— Из чего можно пить чай ? (Ответы детей. Дети получают заготовки чашек.)

— Давайте поможем Чебурашке украсить чашки, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику.

Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал,
А в конце пути упал.
(Загибают по одному пальчику на каждой руке)

— На верхней части чашки напишите столько букв Ч, сколько на образце (показ образца), под самой красивой вашей буквой поставьте точку.

— Чтобы наши чашки стали еще красивее, нарисуйте на них звуковую схему слова чашка, раскрасив кружки на средней части чашек. (Дети проверяют правильность выполнения задания по образцу.)

— В нижней части чашки нарисуйте слоговую схему этого слова и поставьте ударение. (Проверка по образцу.)

— Молодцы, какие красивые чашки у вас получились!

10. Подбор родственных слов.

— Чашки готовы, пора заваривать чай. А чтобы он получился вкусным, давайте наполним чайник родственными словами к слову чай.

(Чаек, чайник, чайничек, чаепитие, чаевничать, чайный (сервиз).)

— Как вы думаете, слово чайка — родственное слову чай? Почему?

11. Подбор слов-действий, слов-признаков.

— Расскажите, что можно делать с чаем, подберите слова-действия (пить, выливать, переливать, кипятить, заваривать и т.д.)

-​ Приготовьте свои чашки, я налью в них чай.

— Расскажите, какой у вас чай, подберите к этому слову слова-признаки слушайте ответы внимательно, старайтесь не повторяться (горячий, холодный, сладкий, вкусный и т.д.).

12. Составление предложений.

— Чай очень горячий, пока он стынет, давайте поиграем в игру «Составь предложение».

— Составьте предложения про Чебурашку из 2, 3, 4 слов (по схемам).

— Составьте предложения про Чебурашку с маленькими словами за, из-за, под, из-под. (Выставляются карточки-символы предлогов.)

— Молодцы, красивые предложения составили!

13. Заучивание скороговорки.

-​ Послушайте скороговорку, помогите Чебурашке вернуть в нее «убежавшие» слова:

Чебурашка, не скучай,
Пей из (чашки) вкусный (чай).

Заучивание скороговорки.

14. Итог.

— Чебурашке пора возвращаться в свою сказку.

— Какой у нашего гостя любимый звук? Какой это звук?

— Прощаясь с Чебурашкой, назовите по одному слову со звуком [Ч].

Нехаева Л.И.,
учитель-логопед

Loading ...

 Loading …

2.

Характеристика звука [Ч]:

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну, и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Зв. [б’] [б] [в’] [в] [г’] [г] [д’] [д] [ж] [з’] [з] [й] [л] [м] [н] [р]
Гл. [п’] [п] [ф’] [ф] [к’] [к] [т’] [т] [ш] [с’] [с] [х] [ц] [ч] [щ]

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению. К примеру: дом — том, суд — зуд, код — год.

Глухие и звонкие согласные звукиГлухие и звонкие согласные звуки

6. Недостатки произношения:

замена

на [ц’], [т’], [ш’];

замены,

характерные для

шипящих звуков.

Артикуляционная гимнастика

– «Наказать непослушный язычок»;

– «Блинчик»;

– «Вкусное варенье»;

– «Чашечка»;

– «Гармошка»;

– «Грибок»;

– «Ковшик».

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.

  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.

  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Словосочетания и фразы на звук Ч

1) Флейта звучит, а флейты звучат;

  • Швея строчит, а швеи строчат;
  • Малыш кричит, а малыши кричат;
  • Мальчишка стучит, а мальчишки стучат.

2) Курица кудахчет, кузнечик стрекочет, орёл клекочет, лев рычит, воробей чирикает, рыба молчит.

Оцени-ка страничку!

5.00(1голос)

Готовность речевого аппарата ребенка

В речи ребенка звуки формируются постепенно. В раннем детстве образуются такие звуки, как «К», «Б», «М», «П», «Ф», «В», «Т», «Д», «Н», «Г», «Х». При их произношении проблем у детей не возникает. В дошкольном возрасте образуются шипящие и свистящие звуки, которыми ребенок не может овладеть самостоятельно.


Логопед помогает развить артикуляционный аппарат.

«Ч» и «Ц» — согласные звуки сложного образования, которые состоят из 2 компонентов (аффрикаты), они возникают в речи позже остальных, к 4-5 годам, в связи с постепенным созреванием речевых отделов головного мозга и развитием органов речи.

Обращаться к логопеду для коррекции аффрикатов можно с 4 лет. До этого возраста рекомендуется массаж, дыхательная гимнастика, развитие подвижности речевого аппарата в игровой форме.

Игровые упражнения для закрепления материала

  1. Записав пары слов, включающих в себя парные звуки по твёрдости мягкости, можно попросить ребенка выделить цветом:
  • гласные – красным;
  • твердые согл. – синим;
  • мягкие согл. – зеленым.
  1. Родители могут называть своим детишкам слова, попросив их характеризовать звуки в них. Для первых попыток следует подбирать варианты из трех букв, начинающиеся с согласного. По мере улучшения у ребенка навыков, длину слов нужно увеличивать, а также усложнять задачу, начиная слова с гласного и включая в них твердый или мягкий знаки.
  1. Можно модифицировать предыдущее задание, сменив роли. Пусть школьник придумывает слова по заказу родителя. Например, старший попросит назвать слово из пяти букв, при этом первой должна быть гласная, а присутствие мягкого Б обязательно. Ответом может стать – ОБИДА или ЯБЕДА. Проявив фантазию, можно сделать задание еще более трудным. К примеру, называть слова по категориям (еда, спорт, путешествие, лето и т.п.).
  1. Играть можно и с использованием разного рода предметов. Прекрасно способствуют изучению классификации звуков мячи, цветные кубики, скакалки, карточки с цифрами. Последние можно использовать, в случае, когда первокласснику нужно определить, какой по счету мягкий или же, наоборот, твердый, или сколько всего тех или иных звуков в указанном слове. Мяч можно перебрасывать, называя необходимый звук, а на скакалке подпрыгивать, в случае совершения ошибки.

таблица звонких и глухих согласных

  1. Интересную обучающую игру можно провести, имея кубики четырех цветов: красного, синего, зеленого, желтого. Каждый кубик необходим в количестве нескольких штук, ведь несложно догадаться, что обозначать они будут звуки. Желтый цвет – дополнительный, тот, что не был описан ранее, будет означать Ъ или Ь знак.

Вариаций данной игры множество, ниже приведены лишь основные из них:

  • Водящий выкладывает схему слова из кубиков, а игрок подбирает по ней подходящее. Таким образом, к схеме: «ЗЕЛЕНЫЙКРАСНЫЙСИНИЙЗЕЛЕНЫЙКРАСНЫЙЗЕЛЕНЫЙЖЕЛТЫЙ» подходит слово «МЕДВЕДЬ». Усложнить или облегчить задачу можно путем сокращения или увеличения количества кубиков или цветов. Главным фактором является и то, что первоклассник занимает не только место игрока, но и водящего, то есть выполняет задачу как подбора слова, так и его схематического составления.
  • Можно добавить в игру рейтинг, при помощи суммы набранных баллов выявить победителя в конце состязания. Определяя по очереди роли водящего и отгадывающего, загадывать слово, а за каждый цвет кубика давать определенное количество баллов. За отгадку буквы, обозначенной желтым кубом, засчитывать пять очков, ведь на его месте могут быть лишь две буквы; за звук, скрытый под зеленым и синим цветами – по пятнадцать; а за гласную, на которую указывает кубик красного цвета — десять. Согласных мягких и твердых в сумме 36 звуков, поэтому отыскать их сложнее, чем стоящие меньше гласные.
  • Как и в предыдущую игру, сюда можно добавить разграничение по категориям. Однако здесь это будет скорее подсказкой, чем усложнением. После сужения круга поисков, слово подберется легче и быстрее.
  1. Для детишек, только начинающих изучать фонетику, следует подбирать игровую программу несколько проще предыдущих. Например, можно перечислять различные предметы, расположенные в квартире с тем, чтобы на таком наглядном примере объяснить, какой из звуков в слове мягкий, а какой – твердый. В таком занятии предпочтение отдается не только наглядности предмета, но и проговариванию вслух. Если в помещении имеется меловая или маркерная доска, лучше всего записать слово на ней, разделив его на слоги и определив вместе с ребенком градацию звуков. Использовать для записи можно и обычный лист, тогда при помощи цветных карандашей появится возможность для цветового обозначения, которое предлагается в предыдущей игре.

как определить мягкий согласный звук

  1. В следующую игру лучше всего играть группой из нескольких детей. В зависимости от навыков остальных обучающихся, первый играющий называет слово любой длины и сложности, следующий за ним участник по буквам проговаривает его, характеризуя каждый согласный. Указав все верно, игрок придумывает слово той же сложности для следующего, и так по кругу. Ответивший неправильно выходит из игры, а последний оставшийся участник становится победителем.
  1. Как только станет понятно, что с основами определения звуков ваш ученик начальной школы ознакомился, можно перейти к самому серьезному заданию: составлению сказки из слов, выбранных папой или мамой. Составив схему из цветов и складывая эти схемы в предложения, взрослый подсказками помогает малышу придумать небольшую историю по принципу составленного выше слова «МЕДВЕДЬ». Подготовить и продумать схему следует заранее, что добавляет определенных сложностей и временных затрат, однако, как показывает практика, первоклассники любят эту игру больше всего.

Используйте указанные игры и упражнения не только во время учебных занятий дома, но и во время прогулок, поездок в автобусе и т.д. И в скором времени ваш ребенок будет знать, как правильно охарактеризовать согласные звуки русского языка в словах.

Шишкина школа — видео по теме

Последние добавленные комментарии

Самое интересное в разделе «Младший школьник»

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

14. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА [Ч] В СЛОВАХ

Задания с картинками. . Повтори

название каждой картинки по два

раза.

Назови картинки в том же

порядке, как я скажу. Например:

ключ — чайник —

чучело и т. п.

Если картинка

отмечена тЦ, представь себе,

что таких предметов пять, и со

считай их.

Закрепление

После обучения ребенка звуку необходимо автоматизировать произношение «Ч». Процесс происходит постепенно от легких до более сложных заданий:

  1. Упражнения на звук ЧИспользование слогов. Они должны быть изначально прямыми (ча-ча-ча, чу-чу-чу и т.д). После проговаривают обратные (ач-ач-ач, уч-уч-уч). Если нужно дифференцировать звук «Ч» от «Т», «Ц» или «Щ», то применяются слоги с наличием этих букв (ча-та, що-чо, чу-цу).
  2. Слоги и слова. Для этого этапа подходят чистоговорки (Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача).
  3. Слова. Буква должна стоять в начале слова, в середине и в конце. Используют стихи, песенки, скороговорки.
  4. В предложениях. Чтение текстов, рассказов, историй вместе с ребенком.

Важно! Избегайте переутомления малыша. Не стоит начинать занятия, если он устал после прогулки или других действий. Упражнения для детей 5-6 лет длятся 10-15 минут. Время увеличивайте на 5 минут в соответствии с возрастом.

Автоматизация звука ЧОбычно закрепление результата логопеды предоставляют родителям в качестве домашних заданий. Детям проще обучаться в привычных условиях не стесняясь взрослых.

Другие сочетания

  • В окончаниях имён прилагательных ОГО, ЕГО согласный Г  произносится как [в]: красного [краснава], синего  [синива].
  • Звук [щ’] может быть обозначен многими способами (см. Написание слов при появлении звука [Щ’].) :
    • буквой щ : щедрость [щ’эдраст’] ;
    • сочетаниями согласных:
      • шч : веснушчатый [в’иснущ’итый’] ;
      • жч : перебежчик [п’ир’иб’эщ’ик];
      • сч : счастье [щ’ас’т’й’э], разносчик [разноц’ик] ;
      • зч : рассказчик [раскащ’ик], перевозчик [п’ир’ивощ’ик];
      • стч :;
      • здч : объездчик .

Использованная литература:

  1. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. — М.: Просвещение,2009.- 192с.
  2. Казбек-Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы / М.М. Казбек-Казиева. – 4 изд. – М.Ж Айрис-пресс, 2010
  3. Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. — МГУ, Москва, 2000, ISBN 5-211-05119-x

4. Согласный |dʒ| – произношение английских звуков

Произносится в словах job, jam, jazz, joke и др. В русском языке аналогов этому звуку нет!

Типичная ошибка русскоговорящих – произносить этот звук как сочетание | дж |. На самом деле звук | dʒ | – это просто звонкий вариант предыдущего звука – | tʃ |, как в chair. Проблем с ним не возникнет, если ты научился произносить глухой вариант. Но на всякий случай повторим.

РЕКОМЕНДУЕМ: произнеси сначала русское слово час, а после произнеси его с кончиком языка у задней части альвеол. Сделай звук чуть более твердым и шумным. Третий шаг – сделай звук звонким ⇒ у тебя получится английский звук | dʒ | и что-то наподобие слова jazz 🙂

Для ощущения контраста между русским |дж| и английским | dʒ |, сравни произношение слов jazz у Кэтрин Зеты-Джонс и джаз у Ларисы Долиной:

Если уж искать аналогии в русском языке, то | ʤ | скорее напоминает озвончонную | ч | в слитно произносимых сочетаниях: дочь_героя, печь_блины, лечь_да_отдохнуть.

Итак, с произношением все понятно, переходим к тренировке на словах.

Продолжи фразу

У них усы не для красы — Они показывают время И называются… (часы).

Когда лежу на месте. Не раскрывая рта, Во мне, скажу по чести, Такая пустота! Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть Дорожные предметы В мою большую пасть. Мне, видно, от рожденья Такой характер дан, Что я люблю движенье, На то я … (чемодан).

Кто же это ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходит … (черепаха).

Вышел еж с сапожной щеткой, Занялся работой… (четкой).

Заяц волка замещает, Всех косых не … (замечает).

Вдоль по улице мощеной Мчится вскачь арбуз… (моченый).

А волна реки, плеща, Пену сбросила с … (плеча).

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ]

Наиболее легкое, но в то же время действенное упражнение.

Произносить по очереди следующие слоги:

ца —ча — ща – та цо — чо — що – то цу —чу — щу – ту
цы —чи — щи – ти це —че — ще – те ща —ча — ца – та
що — чо — цо – то щу — чу — цу – ту щи — чи — цы – ты
ще —че — це – те ац — ач — ащ – ат оц — оч — ощ – от
уц — уч — ущ – ут яц — яч — ящ – ят иц — ич — ищ – ит
ец — еч — ещ – ет ащ —ач — ац – ат ощ —оч — оц – от
ущ —уч — уц – ут ящ — яч — яц – ят ищ —ич — иц – ит
ещ —еч — ец – ут

18. .

Выучи чистоговорки и

скороговорки

УЧ —УС —УЧ — погас солнца

луч. 3. Караси в речке, овечки у

печки,

ЧА—СА—ЧА — горит свеча. Овечки у

печки, караси в речке.

УС —УЧ —УЧ — появился солнца луч.

СИ —СИ —ЧИ — погас огонь в

печи. 4. У мосточка под кусточком

Две лисички — две

сестрички. 2. Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Рассмотри картинки.

Вспомни скороговорку про каждую

картинку.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...